занятий с ориентацией на систему критериев и показателей оценки участия и степени самостоятельности студентов при работе над проектом, которая определяется на основании содержательной стороны исследуемой темы, ее практической значимости и способностей студентов рационально представлять (дизайн) и защищать результаты исследования.
Эффективность организационно-педагогических условий построения педагогического процесса, направленного на формирование социально значимых потребностей студентов вуза на занятиях по дисциплине «Профессиональный иностранный язык» (English for Specific Purposes) c использованием метода проектов оценивалась по следующим показателям: 1) тема проекта отражает актуальность проблемы; соответствие целей и задач заявленной теме; содержание материальной реализации проекта имеет продуманную структуру; углубленное рассмотрение изучаемой проблемы, грамотно используемая научная лексика со ссылкой на конкретные источники; отсутствие теоретических, грамматических и синтаксических ошибок; 2) практическое применение в учебной и внеучебной деятельности; 3) творческий подход к созданию дизайна презентации экскурсий, информационных и рекламных проспектов, соответствие содержания дизайну, удобная навигация по сайтам при необходимости и т.д.; 4) логичность, аргументированность изложения; содержательность выступлений и отсутствие общих фраз на английском языке; культура презентации - соответствие речи студентов лексическим, грамматическим, синтаксическим и стилистическим нормам и правилам английского языка; соблюдение регламента; степень самостоятельности и вовлеченности участников в обсуждение проблемы и организация индивидуальной работы в группе с учетом способностей студентов.
Все вышесказанное определило педагогический аспект создания организационно-педагогических условий проведения описанного вида занятий при изучении иностранного языка:
1. Организация использования материально-технической базы (наличие аудиторий, также для самостоятельной подготовки каждой группы, наличие проектора, обучающие программные средства - Power Point презентации, интернет-ресурсы; обеспечение учебно-методического материала, специализированной литературы и других источников информации по предложенной проблематике.
2. Контроль на всех этапах работы с использованием данного метода посредством анализа комментариев студентов собственно на занятиях до, после защиты проектов с целью промежуточной и итоговой аттестации студентов.
3. Опираясь на учебные программы по дисциплинам и переработку содержания профессиональной подготовки специалистов в вузе с учетом междисциплинарных связей, реализация метода проектов способствует формированию таких профессиональных междисциплинарных умений и навыков, как подбор материала об объекте туристического показа, ведение экскурсии, а также умению работать в команде и т.д., что, в свою очередь, вносило значительный вклад в формирование социальных качеств, которые влияют, в первую очередь, на уровень культуры познания, а также общения, отчасти самовыражения и самоутверждения, которые представляют собой социально значимые потребности. При этом студенты включаются в поисково-познавательную деятельность, с применением навыков исследования, а также реализуют приобретаемые умения и навыки профессионального характера в деловом общении, основанном на общечеловеческих ценностях и общественно-моральных нормах.
Библиографический список
1. Щебельская, Э.Г. Организационно-педагогические условия формирования культуры потребностей студентов вуза: автореф. дис. ...канд. пед. наук. - СПб., 2012.
2. Бордовская, Н.В. Педагогика: учеб. пособие / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб., 2008.
3. Жернов, В.И. Проблемы формирования профессионально-педагогической направленности личности студента. - Магнитогорск, 1995.
4. Макушева, С.Л. Формирование потребности в образовании и ее реализация в учебном заведении: дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 1999.
5. Каверин, С.Б. Психология потребностей: учеб. метод. пособие. - Тамбов, 1996.
6. Педагогика воспитания и развития личности учащегося / И.М. Дуранов, М.Е. Дуранов, В.И. Жернов, О.В. Лешер. - Магнитогорск, 2001.
7. Сорокопуд, Ю.В. Педагогика высшей школы. - Ростов н/Д., 2011.
8. Столяренко, Л.Д. Педагогика. - Ростов н/Д., 2003.
9. Акиньшина, Е.А. Опыт работы педагогов-экспериментаторов по оформлению «самообразующейся» личности школьника на основе внедрения технологического кластера: метод. рекомендации / Е.А. Акиньшина, Н.Н. Суртаева, Т.И. Маркова [и др.]. - СПб., 2012. - Ч. 2.
10. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. - М., 2007.
Bibliography
1. Thebeljskaya, Eh.G. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya formirovaniya kuljturih potrebnosteyj studentov vuza: avtoref. dis. ...kand. ped. nauk. - SPb., 2012.
2. Bordovskaya, N.V. Pedagogika: ucheb. posobie / N.V. Bordovskaya, A.A. Rean. - SPb., 2008.
3. Zhernov, V.I. Problemih formirovaniya professionaljno-pedagogicheskoyj napravlennosti lichnosti studenta. - Magnitogorsk, 1995.
4. Makusheva, S.L. Formirovanie potrebnosti v obrazovanii i ee realizaciya v uchebnom zavedenii: dis. ... kand. ped. nauk. - Ekaterinburg, 1999.
5. Kaverin, S.B. Psikhologiya potrebnosteyj: ucheb. metod. posobie. - Tambov, 1996.
6. Pedagogika vospitaniya i razvitiya lichnosti uchathegosya / I.M. Duranov, M.E. Duranov, V.I. Zhernov, O.V. Lesher. - Magnitogorsk, 2001.
7. Sorokopud, Yu.V. Pedagogika vihssheyj shkolih. - Rostov n/D., 2011.
8. Stolyarenko, L.D. Pedagogika. - Rostov n/D., 2003.
9. Akinjshina, E.A. Opiht rabotih pedagogov-ehksperimentatorov po oformleniyu «samoobrazuyutheyjsya» lichnosti shkoljnika na osnove vnedreniya tekhnologicheskogo klastera: metod. rekomendacii / E.A. Akinjshina, N.N. Surtaeva, T.I. Markova [i dr.]. - SPb., 2012. - Ch. 2.
10. Polat, E.S. Sovremennihe pedagogicheskie i informacionnihe tekhnologii v sisteme obrazovaniya: ucheb. posobie dlya studentov vihssh. ucheb. zavedeniyj / E.S. Polat, M.Yu. Bukharkina. - M., 2007.
Статья поступила в редакцию 18.01.13
УДК 378 Ezieva S.T Features of formation of artistic image in portrait painting tools. Describes an issue of artistic image in the transfer characteristics of the painting portrait of the students ' artistic and graphic faculty. Analyses the main means of artistic image in painting a portrait: composition, color and flavor.
Key words: portrait, painting, portrait painting, artistic image, composition, color, contrasts, colour.
С.Т. Эзиева, соискатель каф. методики преподавания художественно-графических дисциплин Карачаево-Черкесского гос. университета им. УД. Алиева, г. Карачаевск, E-mail: zzuleiha@mail.ru
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА В ПОРТРЕТЕ СРЕДСТВАМИ ЖИВОПИСИ
В статье рассматривается проблема формирования художественного образа в передаче характерных особенностей живописи портрета у студентов художественно-графических факультетов. Анализируются основные средства создания художественного образа в живописи портрета: композиция, цвет и колорит.
Ключевые слова: портрет, живопись, живопись портрета, художественный образ, композиция, цвет, контрасты, колорит.
Подготовка квалифицированного специалиста в области изобразительной деятельности требует решения ряда задач, связанных с формированием художественного образа в передаче характерных особенностей живописи портрета. В создании художественного образа в живописи портрета важную роль играют композиция, цвет и колорит.
В живописи портрета в общем решении композиции, прежде всего, по смыслу главенствует изображение конкретной человеческой индивидуальности, так как именно человек является предметом художественного познания. Особое значение в создании художественного образа имеет лицо, способное отражать импульсы духовной жизни человека, наиболее ярко и сложно свидетельствовать о чертах характера. В этом смысле «чистым» портретным можно считать такое решение композиции, когда лицо дается крупным планом и ни сюжетное действие, ни среда не отвлекают от него внимания. Это плечевые и погруд-ные изображения на нейтральном фоне, без конкретно-изобразительных элементов. Чем масштабнее изображение лица на полотне, тем ограниченнее варианты композиционного построения, а вместе с тем труднее и ответственнее задача образного раскрытия характера, личностных качеств портретируемого. Основная трудность работы портретиста заключается в том, чтобы найти «конструктивные и экспрессивные деформации, благодаря которым внутренние или внешние характеристики живого человека сделаются характеристиками портретной личности, благодаря которым изображение будет не воспроизведением, а изобразительными формами в пределах художественного образа» [1, с. 61]. «Ветхие, дряхлые старцы Рембрандта сами по себе могут вызвать лишь жалость. Своей волшебной кистью великий мастер убеждает нас в том, что в этой дряхлости есть и величие и красота»,- отмечает М.В. Алпатов [2, с. 129], говоря об основной задаче портретиста - задаче превращения человеческого лица в художественный лик.
В связи с тем, что каждый тип портрета, имеет свои характерные особенности, при разработке композиции портрета необходимо учитывать его тип: поясной, поколенный, в рост, парадный; камерный; композиционно-постановочный; декоративный; стилизованно-условный; групповой; семейный; монументальный.
При изображении поясном, поколенном и в рост появляется большая возможность использовать выразительность жеста, позы и тем самым разнообразить решение композиции и способы образной характеристики. При более полном изображении фигуры, одежды, окружающей среды живописец свободнее в выборе композиционных вариантов, и, кроме того, у него появляются большие возможности в плане косвенных личностных характеристик.
Неотъемлемой частью теоретической и практической подготовки художника-педагога является формирование понятия о цвете, отвечающего целям живописи. Оно закладывает основы профессионального восприятия цветовых явлений в природе и во многом определяет успех работы над портретом.
Цвет в живописи как средство изобразительного языка живописи, тесно связанный с предметным опытом, передает особенности пространственных сред, фактуры предметов, с целью воплощения идейно-образного содержания. Выполняя изобразительную, функцию цвет выражает чувства и эмоции художника, выступая одновременно и выразительным средством.
В живописи портрета цвет вкупе с другими средствами живописи (рисунок, светотень) выступает средством создания художественного образа. Создание художественного образа происходит взаимодействие предметного цвета (цвет, выражающий свойства и качества отдельных предметов, определяется) и цвета обусловленного (цвет, вступивший во взаимодействие и взаимную связь с другими цветами под влиянием внешней среды, окружающей предметы, и особенностей их зрительного восприятия). В реалистической живописи обусловленный цвет не разрушает предметный мир, он вбирает в себя его качества, обога-
щая их элементами гармонии света, воздуха, взаимных влияний цветов, и, следовательно, сохраняет и обогащает эстетические достоинства предметного цвета.
Умение четко разделять предметный цвет и цвет, необходимый для целей живописного изображения - важный момент в обучении живописи.
В создании художественного образа в живописи портрета избранные цвета способны создавать строй, систему, колорит.
Колорит - это совокупность цветов, подчиняющихся закону искусства - закону целостности. В существующих определениях данной категории, многими художниками и искусствоведами отмечается значимость колорита как средства раскрытия содержания живописной картины, но большинство не сходятся не только в определениях колорита, но и во взглядах на элементы, его составляющие и на причины, заставляющие художника избирать ту или иную живописную систему. Г. В. Беда, С.С. Алексеев, А.А. Унковский указывают на подчиненность колорита цвету источника освещения, К.Ф. Юон, Г.В.Беда, А.С. Зайцев, А.А. Унковский отмечают важную роль понятий «тон», «тональность», «светлота», «светосила» в определении этой дефиниции. Кроме того, по мнению Н.Н. Волкова, А.А. Унковского, А.С. Зайцева, С.С. Алексеева, для создания колорита большое значение имеет предметный цвет и светотень.
Большое значение для определения колорита имеет то, что искусствовед или художник считает важным в организации цветового строя, способы восприятия цвета, осмысления его роли в построении живописной композиции (на разных этапах развития искусства ставились и решались отличные друг от друга задачи использования цвета в целях раскрытия содержания).
В связи с тем, что художник использует колорит и отдельные его элементы для раскрытия идейно-образного содержания своего произведения, мы проанализировали вторую группу определений колорита, в которой колорит рассматривается как элемент художественной формы, способствующий раскрытию содержания произведения. Решая задачу выражения действительности с помощью цветовых сочетаний, живописец-реалист в своем произведении передает и определенную идею, поэтому выбор системы цветовых отношений зависит от подчинения цветового решения художественному образу. Ю.Я. Герчук, по этому поводу пишет: «Убедительность цвета не так зависит от его соответствия натуре, всегда одностороннего и неполного, как от цельности колористического строя картины, то есть от его подчиненности ясно поставленной художественной задаче, определенному принципу выбора и сочетания красок» [3, с. 108].
Многими учеными (Г.В. Беда, Н.Н. Волков, С.С. Алексеев) отмечается, что колорит, являясь одним из элементов художественной формы, воздействует на чувства зрителя, устанавливает эмоциональные связи, что способствует созданию эмоциональной значимости и выразительности художественного образа. Следует отметить, что колорит способен раскрывать содержание картины в реалистической живописи только на основе связи с изобразительной задачей.
Таким образом, выявляя пластику формы, и влияя на раскрытие содержания, колорит связывает форму и содержание в единое целое и участвует в создании художественного образа. Другим композиционным элементом, способным истолковать содержание живописного произведения, являются контрасты. Цветовые контрасты являются источником взаимообратных связей, взаимных влияний цветов. Использование цветового контраста в живописи позволяет увеличить диапазон палитры за счет особенностей зрения. Грамотно применяя их, художник, не меняя физической основы цвета, может заставить его выглядеть более звучным, может изменить видимый оттенок и тон за счет окружающих цветов. В живописных произведениях используются самые разнообразные контрасты: дополнительных и недополнительных цветов, нейтральных цветов на хроматическом поле, насыщенных и малонасыщенных цветов, создающих варианты цветового и эмоционального напряжения.
Для практики обучения живописи важным представляется акцент на следующих положениях:
- контрасты предполагают именно взаимное действие цветов друг на друга, в равной степени, относящиеся и к объекту и к фону;
- контрастные изменения носят относительный характер, то есть, речь должна идти не о том, что «по закону контраста» рядом с красным должен быть зеленый, а о направлении вызываемого им изменения цветов. Изменения могут носить более или менее выраженный характер, но всегда связаны со своей предметной первоосновой.
По характеру влияния на свойства цвета предметов контраст принято разделять на ахроматический, то есть, светлотный, и хроматический, определяемый изменениями цветового оттенка и насыщенности. Характерные для зрительного восприятия, контрасты светлых и темных, теплых и холодных красок не только
Библиографический список
способствуют, по мнению Н.Н. Волкова, обогащению колорита картины, но и являются «одним из основных приемов художественного мышления», «образного противопоставления» [4, с. 86, 101].
Таким образом, в создании художественного образа в живописи портрета важную роль играют композиция, цвет и колорит. Решение важнейшей педагогической проблемы формирования художественного образа в передаче характерных особенностей живописи портрета у студентов художественно-графических факультетов заключается в том, чтобы не только дать обучаемому определенную сумму конкретных знаний, но и активизировать, заставить «работать» скрытые резервы творческих возможностей будущего художника-педагога, научить видеть и воспринимать модель с последующей трансформацией увиденного в оригинальный художественный образ.
1. Габричевский, А.Г. Портрет как проблема изображения // Искусство портрета. - М., 1928.
2. Алпатов, М.В. Композиция в живописи: в 2 ч. - М., 1940.
3. Герчук, Ю.Я. Основы художественной грамоты: язык и смысл изобразительного искусства: учеб. пособ. - М., 1998.
4. Волков, Н.Н. Цвет в живописи. - М., 1984.
Bibliography
1. Gabrichevskiyj, A.G. Portret kak problema izobrazheniya // Iskusstvo portreta. - M., 1928.
2. Alpatov, M.V. Kompoziciya v zhivopisi: v 2 ch. - M., 1940.
3. Gerchuk, Yu.Ya. Osnovih khudozhestvennoyj gramotih: yazihk i smihsl izobraziteljnogo iskusstva: ucheb. posob. - M., 1998.
4. Volkov, N.N. Cvet v zhivopisi. - M., 1984.
Статья поступила в редакцию 12.12.12
УДК 372.8
Юй Фэнин ANALYSIS OF STABLE RUSSIAN IDIOMATIC COMPARISONS WITH COMPONENT «EYE» IN TERMS OF THEMATIC CLASSIFICATION STANDARD OF COMPARISON (AGAINST THE CHINESE LANGUAGE). The
article analyzes the Russian phraseological stable compared to the components «eyes» (against the Chinese language) in terms of thematic classification comparison standards. This allows us to identify specific national data comparisons in the Chinese and Russian language picture of the world.
Key words: stable compared, eyes, language world, calibrating device, specificity.
Юй Фэнин, аспирант, каф. межкультурной коммуникации филологического факультета Российского гос. педагогического университета им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: fengying168888@mail.ru
АНАЛИЗ УСТОЙЧИЫХ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ СРАВНЕНИЙ РУССКОГО ЯЗЫКА С КОМПОНЕНТОМ «ГЛАЗА» С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ТЕМАТИЧЕСКОЙ КЛАССИФИКАЦИИ ЭТАЛОНА СРАВНЕНИЯ (НА ФОНЕ КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА)
В статье анализируются русские устойчивые фразеологические сравнения с компонентом «глаза» (на фоне китайского языка) с точки зрения тематической классификации эталона сравнения. Это позволяет нам выявить национальную специфику данных сравнений в китайской и русской языковой картине мира.
Ключевые слова: устойчивые сравнения, глаза, языковая картина мира, эталон, специфика.
В последние десятилетия наблюдается увеличение интереса к исследованию национальной специфики языковой картины мира, которая обнаруживается на уровне лексики, словообразования, грамматики, фразеологии, текста. Наиболее ярко национальная специфика выявляется при исследовании лексического и фразеологического состава языка.
На протяжении всей своей истории человечество проявляло огромный интерес к сравнению и в то же время это создавало определенный фокус проблем и недопонимания. Человек постоянно ощущает внутреннюю потребность в стремлении передавать и описывать информацию с помощью сравнения. Сравнения занимают особое место в языке и в мышлении. Путём сравнения человек издавна постигал окружающий мир: сопоставление неизвестного или малоизвестного с известным и хорошо знакомым - один из древнейших и надёжнейших способов наименования. В нашей повседневной жизни, когда нам не хватает точного слова или обозначения кого-либо или чего-либо, мы чаще всего прибегаем именно к сравнениям. Трудно переоценить и дидактическую роль сравнений: в методике обучения языку они являются эффективными толкователями смысла в силу своей образности и выразительности. Работа над этими образными выражениями стимулирует интерес к изучению рус-
ского языка, повышает культуру речи и воспитывает эстетический вкус [1, с. 3].
Устойчивые сравнения неоднократно становились предметом исследования и в лингвистике. У каждого народа складывается свое сугубо личное представление об устойчивых сравнениях описывающих внешность. Устойчивые сравнения являются одними из самых сложных явлений в человеческом мировосприятии, они окружают человека во всех сферах его деятельности. При широком понимании фразеологии в ее состав включаются компаративные фразеологические единицы. Под языковым, или устойчивым сравнением, мы, вслед за Л.И. Захаровой, понимаем относительно устойчивое, экспрессивное словосочетание с компаративной семантикой, обладающее при компонентной раздельнооформленности целостным или частично переосмысленным значением [2, с. 4].
Прежде всего, о составе сравнения. Под компонентным составом устойчивого сравнения следует понимать совокупность лексико-грамматических средств, необходимую для реализации устойчивого, закреплённого языковой традицией его содержания. Таким образом, вопрос о границах устойчивого сравнения оказывается связанным с решением вопроса о его семантичес-