Научная статья на тему 'Особенности формирования художественно-творческой активности детей-сирот (на примере изучения народных художественных промыслов)'

Особенности формирования художественно-творческой активности детей-сирот (на примере изучения народных художественных промыслов) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
271
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ДЕТИ-СИРОТЫ / НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ / ARTISTIC AND CREATIVE ACTIVITY / CHILDREN-ORPHANS / FOLK ARTISTIC TRADES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова А. А.

В статье рассмотрены основные научно-теоретические подходы к развитию художественно-творческой активности детей-сирот. Обоснована необходимость использования народных художественных промыслов для формирования художественно-творческой активности детей-сирот.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попова А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF FORMATION OF ARTISTIC-CREATIVE ACTIVITY OF CHILDREN-ORPHANS (BY EXAMPLE OF STUDY OF FOLK ARTISTIC TRADE)

The author of this article studies the main scientific and theoretical approaches to the development of artistic and creative activity of children-orphans. This article proves the necessity to use folk artistic trades to form artistic and creative activity of children-orphans.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования художественно-творческой активности детей-сирот (на примере изучения народных художественных промыслов)»

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ-СИРОТ (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ)

А. А. ПОПОВА

В статье рассмотрены основные научно-теоретические подходы к развитию художественно-творческой активности детей-сирот. Обоснована необходимость использования народных художественных промыслов для формирования художественно-творческой активности детей-сирот.

Ключевые слова: художественно-творческая активность, дети-сироты, народные художественные промыслы.

Сиротство - одно из следствий социальноэкономических проблем современного общества. К этой категории относятся дети, оставшиеся без попечения родителей, дети из семей алкоголиков и осужденных, дети - беженцы, дети из семей эмигрантов и безработных, а также дети, пострадавшие при вооруженных конфликтах, межнациональных войнах и экологических катастрофах. Практика на сегодняшний день показывает, что именно они составляют сегодня основной контингент детских домов.

В России на данный момент более полумиллиона детей-сирот, а также детей, оставшихся без попечения родителей.

В 1994 г. был принят Указ Президента РФ, который является основой Федеральной Программы «ДЕТИ - СИРОТЫ». Эта программа предполагает осуществление комплексной системы мер, в том числе по: повышению духовнонравственного, интеллектуального и творческого потенциала воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [5].

Одним из эффективных способов преодоления отклонений в развитии детей-сирот, по нашему мнению, является формирование художественно-творческой активности.

К сожалению, отечественная педагогика оказалась пока не в полной мере восприимчивой к овладению новыми подходами и методами к вопросу развития творческой активности детей-сирот. Одним из условий модернизации начального образования является формирование художественно-

творческой активности у детей, в том числе и у детей-сирот, которое может осуществляться средствами лучших образцов народных промыслов. Занятие народными художественными промыслами детей-сирот обладает огромными, еще не в полной мере используемыми, возможностями, как для психического, так и духовного развития ребенка.

Сегодня, когда государство придает творческому развитию человека особое значение, когда основным направлением в реформировании отечественной системы образования и воспитания становится активизация творческого потенциала личности, проблема формирования художественно-творческой активности детей-сирот средствами народных художественных промыслов звучит особенно актуально.

В современных социально-культурных условиях пересмотра базовых ценностей происходят существенные изменения в системе человек - человек. Особую важность в педагогической науке приобретает эмоционально-личностный фактор во взаимоотношениях педагога и детей, встреча равноправных сознаний, способность педагога к такому взаимодействию, которое порождает творческую активность ребенка.

Становление теории и практики проблемы активности связано с исследованиями О. А. Абдулиной, Ю. К. Бабанского, Р. Г. Казаковой, А. К. Колесова, B.C. Мухиной, В. А. Ситарова, В. А. Сласте-нина, Т. Н. Счастной, Г. И. Щукиной, Д. С. Яковлева и др.

В научной литературе существуют различные подходы к классификации активности. Психологи

В. С. Мухина и Т. Н. Счастная предлагают психологическую классификацию видов активности (физическая, психическая и социальная). Педагогическая классификация видов активности у ряда исследователей: С. П. Баранова, А. К. Бондаренко, Р. Г. Казаковой, В. И. Логиновой, В. А. Сита-рова, Ю. П. Сокольникова и др. рассматривается в связи с различными видами деятельности (труд, познание, игра, общение и т. п.), в результате чего выделяется познавательная, умственная, коммуникативная, суггестивная, творческая, нравственная, духовная, трудовая, художественная, этическая, физическая, речевая, художественно-творческая активность.

Во второй половине XX в. осуществлены диссертационные исследования по проблеме формирования творческой активности младшего школьного возраста (Л. А. Антонова, С. В. Диденко, В. Г. Кухонак, З. И. Пазникова, Л. Н. Петрова, М. Ю. Пустовит, Е. А. Ходырева, М. С. Цветкова и др.). Так, например, в работах Л. Н. Любарской и

Н. М. Сокольниковой, активность рассматривается в системе эстетического воспитания в целом [5].

В настоящее время достаточно широко разработано понятие художественно-творческой активности, однако рассмотрение формирования художественно-творческой активности детей-сирот на основе народных художественных промыслов не рассматривалось.

В теоретических исследованиях в настоящее время не выработана единая позиция на соотношение эстетического и художественного, что затрудняет решение задач развития творческой активности детей-сирот в процессе изучения народных художественных промыслов.

М. С Каган определяет диалектическую взаимосвязь эстетических ценностей и народного творчества. Встреча эстетического и художественного осуществляется: во-первых, на уровне сознания, то есть всех процессов, протекающих в психике человека; во-вторых, на уровне практической деятельности, в которой опредмечивается сознание человека; в-третьих, на уровне воспитания, в котором плоды предметной деятельности воздействуют на сознание людей, для которых они созданы [2].

Творческая активность предусматривает самостоятельную деятельность детей-сирот, облеченную в своеобразные и доступные ребенку формы.

Вспомним высказывание В. А. Сухомлинско-го: «Дети любят труд, в процессе которого создается что-то красивое, необычное. Ум ребенка на кончиках пальцев, и чем выше мастерство, кото-

рым он овладела и овладевает рука, тем умнее ребенок, подросток, юноша» [4].

Сегодня искусство народных промыслов представлено многообразием видов, каждый из которых обладает своей ярко выраженной спецификой. Включение в учебный процесс детских домов технологий по изучению народных художественных промыслов освоено недостаточно.

Развитие творческой активности на занятиях народными художественными промыслами с такими детьми, требует от педагогов работы в нескольких направлениях. Прежде всего, это пробуждение любопытства (эта задача может быть решена путем применения разнообразных игровых приемов), развития внимания, зрительной памяти, анализирующего мышления, создания творческой атмосферы. Для успешной творческой работы важны и такие личностные качества, как умение сосредоточиться, смелость, свобода выражения творческих замыслов, умение доводить работу до конца. Третье направление в формировании творческой активности - расширение общего кругозора детей - посещение выставок, экскурсии, знакомство с творчеством мастеров, занимающихся народными художественными промыслами [1].

Мощным средством педагогического воздействия на детей-сирот для развития их творческой активности является воспитание интереса, уважения и любви к своему народу, его историческому прошлому и настоящему, к его многообразной культуре, искусству, традициям народных художественных промыслов и ремесел.

Специфика произведений народных промыслов заключается в уникальной возможности использования многообразия красок, форм, узоров и орнаментов. Поэтому занятия декоративно-прикладным искусством с опорой на обучающий потенциал народных промыслов является основой для развития творчества каждого ребенка.

Творческая активность невозможна без эмоций, которые должен пробуждать подготовленный педагогом материал. Важно, чтобы это были естественные эмоции в зависимости от ситуации и настроения. Эмоции создают благоприятный фон для «рождения» собственного замысла. Разговор, высказывания детей в этот момент часто являются главным толчком для рождения образа, идеи [1].

К средствам создания творческой атмосферы на занятиях по изготовлению народных художественных промыслов можно отнести использование наглядного материала, музыки, литературных отрывков и т. д. При этом неоправданное обилие

этих средств будет заглушать творческие порывы детей, отвлекать их от задачи выражения собственного замысла.

Еще один момент, без которого невозможно развитие творческой активности - подготовка материалов. Одну сторону проблемы составляет обучение навыкам работы с различными материалами, знание их свойств. Другая сторона - самостоятельный выбор ребенком материала для решения того или иного образа, создание возможности этого выбора на занятиях по созданию народных художественных промыслов.

Приобщение детей к народному искусству в системе образования, его эффективное влияние на развитие творческих способностей у учащихся во многом зависит от реализации определенных условий, созданных в рамках образовательного процесса.

Для развития творческой активности детей-сирот необходимо наличие как объективных, так и субъективных условий.

Объективные условия следующие:

а) источники различной информации, обогащающие переживания детей, занятия, развлечения, праздники в детском доме, многочисленные жизненные ситуации, окружающие ребенка;

б) условия материальной среды, позволяющие детям-сиротам развернуть свою творческую деятельность и придать ей тот или иной характер, выбрать какой-либо вид художественной практики;

в) характер и тактика руководства педагога, его косвенные действия, его соучастие, проявляющееся в выражении своего отношения к занятию народными художественными промыслами, в поощрительных замечаниях, создающих благоприятную атмосферу.

К субъективным условиям относятся:

а) интересы детей, их избирательность, устойчивость;

б) побуждения детей, вызывающие их самостоятельную деятельность на основе стремления

выразить свои художественные впечатления, применить имеющийся опыт или усовершенствовать его, включиться во взаимоотношения с детьми [3].

Таким образом, на развитие творческой активности детей-сирот влияет соответствующим образом организованное обучение, включающее в себя организацию наблюдений и развитие внимания, пробуждение эмоций, создание творческой атмосферы, обучение навыкам работы с художественными материалами и изучение различных видов народных художественных промыслов и ремесел.

Литература

1. Гросул Н. В. Искусство видеть: Ты и мир вокруг тебя. М., 1990. С. 44-64.

2. Каган М. С. Мир общения: Проблема меж-субъектных отношений. М., 1998.

3. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников / под ред. Н. А. Ветлугиной. М., 1980. С. 8.

4. Сухомлинский В. А. О воспитании. М., 1973.

С. 179.

5. иЯЬ: http://bankrabot.com/work/

* * *

PECULIARITIES OF FORMATION OF ARTISTIC-CREATIVE ACTIVITY OF CHILDREN-ORPHANS (BY EXAMPLE OF STUDY OF FOLK ARTISTIC TRADE)

A. A. Popova

The author of this article studies the main scientific and theoretical approaches to the development of artistic and creative activity of children-orphans. This article proves the necessity to use folk artistic trades to form artistic and creative activity of children-orphans.

Key words: artistic and creative activity, children-orphans, folk artistic trades.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.