Научная статья на тему 'Особенности формирования готовности старшеклассников к осознанному выбору будущей профессии'

Особенности формирования готовности старшеклассников к осознанному выбору будущей профессии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1325
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ / ОСОЗНАННЫЙ ВЫБОР ПРОФЕССИИ / СТАРШЕКЛАССНИК / КРИТЕРИИ СФОРМИРОВАННОСТИ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования готовности старшеклассников к осознанному выбору будущей профессии»

Д.А. Микаэлян

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ

старшеклассников к осознанному выбору будущей

ПРОФЕССИИ

Ключевые слова: готовность, осознанный выбор профессии, старшеклассник, критерии сформированности выбора профессии.

Важнейшей целью формирования готовности старшеклассников к осознанному выбору будущей профессии является постепенное формирование у учащегося внутренней готовности к самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального и личностного), готовности рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности. Для того чтобы раскрыть особенности формирования готовности учащихся к осознанному выбору будущей профессии, прежде всего необходимо уяснить тот факт, что развитие личности представляет собой процесс сложный, длительный, многоуровневый. При этом данный процесс, как и сама личность, характеризуется и целостностью, и многогранностью.

В своем развитии личность проходит определенные, отличные друг от друга этапы. Наиболее общая периодизация жизни, охватывающая ее в целом, сводится к выделению следующих трех значительных отрезков жизни: взросление (до тридцати лет); зрелость (до 60 лет), старость. В свою очередь, в педагогической психологии, исследующей особенности развития человека в период его становления, выделяются такие этапы, как: младенческий возраст, раннее детство, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношеский возраст. В подростковом возрасте различают младший подростковый и старший подростковый возрасты.

В широком смысле развитие личности представляет собой постепенное накопление количественных изменений и их переход на каком-то этапе в качественные. В этой связи возрастные особенности отдельных этапов развития не существуют как статичные для конкретного этапа и изменяющиеся исключительно с переходом личности на следующий этап. Однако в целом возрастные особенности каждого из этапов развития личности существуют как определенные тенденции. В контексте нашего исследования наиболее значимым представляется исследование особенностей подросткового возраста.

В этом возрасте наиболее ярко выражаются стремления подростков, проявляются склонности к тому или иному виду деятельности. Следует отметить, что именно в этом возрасте происходит осознание подростком своих отношений к окружающей действительности, что в известной мере является социальной предпосылкой развития старшего школьного возраста, характеризующегося в формировании мировоззрения, убеждений, развитии опосредованных потребностей. В данный период происходит переход от достаточно осознанных, неустойчивых и зачастую не соотнесенных с требованиями общества мотивов к формированию определенной нравственной, психологической направленности. В подростковом возрасте у старших школьников растет самосознание, во многом по-новому формируется мировоззрение, развивается потребность в самоопределении, в осознанном выборе будущей профессии, повышается роль самооценки.

© Микаэлян Д.А., 2013

Формирование готовности к осознанному выбору профессии у старшеклассников во многом детерминируется состоянием экономики современного общества и, несомненно, определенной модой на тот или иной вид профессиональной деятельности. Условия современной действительности характеризуются сложностью и неоднозначностью, в этой связи дальнейший жизненный путь и карьера старших школьников сегодня представляются весьма неопределенной. Это порождает чрезвычайно сложную проблему для современных подростков, которая заключается в определении меры правильности в оценке и осознании социальных отношений, их значения в жизни.

Особое место в процессе формирования готовности к выбору профессиональной деятельности занимает окружение растущего человека - семья, школа, ровесники. От воздействия указанных факторов во многом зависят нравственные, психологические установки развивающейся личности. Сказанное весьма красноречиво свидетельствует о необходимости психологического сопровождения формирования готовности старшеклассников к осознанному выбору профессии.

Многочисленные исследования в области психологии и педагогики подтверждают, что в именно в подростковом возрасте происходят две крупнейшие перемены в жизни: (одна из которых - органическая) половое созревание и культурная, которая подразумевает открытие своего «Я», оформление личности и ее мировоззрение. Развитие личности старшего школьника характеризуется появлением жизненного плана как системы приспособления, осознанной человеком. Характерной чертой психологии юношеского возраста является устремленность в будущее [2].

Формирование у старших школьников готовности к осознанному выбору профессии происходит наиболее эффективно в процессе целенаправленного психологического сопровождения в условиях общеобразовательной школы и в тесной связи с семьей. Работа психолога в данном направлении включает предоставление информации об особенностях выбора профессии после окончания основной школы; подготовку учащихся к составлению первичного профессионального плана (старта); формирование оптимистического отношения к своему профессиональному будущему; воспитание уважительного отношения к разным видам профессионального труда как социально равноценным; позитивное влияние на целостное становление личности учащихся, а именно на формирование таких качеств и умений, как способность к самопознанию и самоизменению, независимость, доверие к себе, умение делать выбор и нести за него ответственность, целенаправленность, самокритичность, компетентность, коммуникабельность, самостоятельность, эмоциональная (поведенческая) гибкость, мобильность, сила воли; превращение учащихся в субъектов, заинтересованных в саморазвитии и способных к нему, активизация поисков собственного пути к освоению профессии; развитие самосознания, повышение самооценки и уровня притязаний; психологическое просвещение; формирование психологической культуры; усвоение старшими школьниками важнейших социальных ценностей (гражданских и нравственных); формирование комплекса мотивов выбора профессии, где оптимально сочетались бы самореализация и самоутверждение, желание принести пользу семье и близким людям (обществу), заработать на жизнь (удовлетворение материальных потребностей) и др.; усвоение учащимися глубоких и всесторонних знаний по проблеме выбора профессии: о мире профессий, о самом себе и о потребностях в кадрах в своем регионе, основных перспективах его развития; развитие психолого-педагогической компетентности учащихся.

В ходе нашего исследования мы обратились к рассмотрению вопроса о психологических критериях сформированности готовности старшеклассников к осознанному

выбору профессии. Так, С.Н. Чистякова [4] выделяют следующие критерии сформиро-ванности готовности к выбору профессии:

1) идейно-нравственный критерий, предполагающий наличие общественно-значимых мотивов выбора профессии, осознание долга перед обществом;

2) общетрудовой критерий, который показывает наличие интересов к труду, потребности к трудовой деятельности, уровень сформированности общетрудовых умений и навыков;

3) действенно-практический критерий, который свидетельствует о склонности и способности личности к конкретному виду трудовой деятельности, наличии адекватной самооценки соответствия личностных качеств и черт характера требованиям избираемой профессии, убежденности в необходимости выбора именно этой профессии [4].

М.В. Ретивых в качестве критериев выделил нравственную, психофизиологическую и практическую готовность школьников [3]. Е.Б. Савина предлагает такие критерии профессионального самосознания, как осознанность, устойчивость, ориентированность на конкретную профессию. Н.К. Мартина [1] полагает, что критерии сформированности готовности к выбору будущей профессии предполагают сформированность отдельных ключевых компетенций, под которыми ученый понимает: а) способность к мобилизации имеющихся знаний и опыта в различных ситуациях; б) универсальное умение действовать вне рамок формального образования в меняющихся социальных, экономических и культурных условиях.

На наш взгляд, целесообразно выделить следующие критерии сформированности готовности к осознанному выбору будущей профессии у старшеклассников.

1. Сформированность устойчивого интереса к избранному типу профессии.

2. Сформированность психических свойств, соответствующих требованиям избираемой профессии.

3. Сформированность профессионально значимых мотивов выбора профессии.

4. Соответствие здоровья требованиям предпочитаемой профессии.

5. Волевая активность подразумевает способность личности самостоятельно принимать решения относительно будущей профессии, прилагать усилия к приобретению знаний и навыков, необходимых для будущей профессиональной деятельности.

6. Адекватная самооценка предполагает принимать решения, основанные на любознательности человека, умении прогнозировать, решительности, планировании, осознании ответственности за свою будущую профессиональную деятельность.

7. Эмоциональная включенность, которая в известной мере определяет способность личности к преодолению кризисных этапов профессионального становления, связанных с поиском новых смыслов профессиональной деятельности.

Таковы особенности формирования у старшеклассников готовности к осознанному выбору будущей профессии.

Библиографический список

1. Мартина Н.К. Формирование устойчивой готовности к профессиональному самоопределению в условиях профильного обучения: дис. ... канд. пед. наук. - Сургут, 2006.

2. Попович А.Э. Профессиональное самоопределение старшеклассников в педагогическом

процессе общеобразовательной школы: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2011.

3. Ретивых М.В. Формирование у старшеклассников готовности к профессиональному самоопределению: дис. ... д-ра пед. наук. - Магнитогорск, 1998.

4. Чистякова С.Н. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие успешность профессиональной карьеры учащихся // Учащаяся молодежь и рынок. - Зелена Гура; М.,

1994.- С. 27-28.

В.Х. Тавасиев

ПОЛОВОЗРАСТНОЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ СЕВЕРНОЙ

ОСЕТИИ В ХХ веке

Ключевые слова: численность населения, половой состав населения, возрастной состав населения, этнический состав населения, структура населения, воспроизводство населения.

До первой переписи населения России 1897 г. достоверных сведений о половозрастном составе населения Северной Осетии нет. Отдельные данные дают представление лишь о соотношении численности мужчин и женщин Владикавказа. Так, в 1852 г. во Владикавказе насчитывалось мужчин 1842 чел. и женщин 1811 чел., или на 1000 чел. женщин приходилось 1017 чел. мужчин [10]. В 1865 г. в городе насчитывалось уже 3142 чел. мужчин и 2835 чел. женщин, или на 1000 чел. женщин приходилось 1107 мужчин. Диспропорции между числом мужчин и женщин еще более усиливались. В 1876 г. мужчин было 15 858, а женщин лишь 7908, или на 1000 женщин приходилось 2005 мужчин.

Значительные диспропорции численности мужчин и женщин во Владикавказе можно объяснить следующим:

- военно-стратегическое положение города и, следовательно, значительное число военных;

- до 1870 г. военные не считались жителями города (крепости) и статистикой не учитывались (позже военные стали считаться жителями города, поэтому произошел значительный перекос в сторону мужского населения);

- большой миграционный поток в город, в котором большее участие принимают мужчины.

Перепись населения 1897 г. дает более подробную картину о поло-возрастном составе населения Северной Осетии [7]. В 1897 г. возрастная структура населения Северной Осетии была близка к прогрессивному типу (по А.Т. Сундбергу): 41,3 % - детей, 46,4 % - родителей, 12,3 % - прародителей [1]. Во Владикавказе доля детей составляла 32,7 %, существенно отличаясь от сельской местности - 45,4 %. Довольно значительными были различия у поколения родителей (соответственно 55,5 и 42,1 %), указывая на более высокую рождаемость в селе и отток трудоспособного населения из села в город. Доля прародителей в городе и селе была практически одинакова (11,8 и 12,5 %).

Анализируя возрастную структуру населения, исходя из способности к труду (см. табл. 1.), можно отметить весьма высокую долю населения в дотрудоспособном возрасте (мужчины - 39,8 %, женщины - 42,9 %) и большой удельный вес трудоспособного населения (соответственно 57,4 и 49,8 %), причем во Владикавказе мужское трудоспособное население составляло 65,4 %. Лиц старше пенсионного возраста было ничтожно мало (мужчин - 5,5 %, женщин - 8,2 %).

© Тавасиев В.Х., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.