Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2014. № 2. С. 43-47.
УДК 159.923
В. Е. Купченко
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Теоретически проанализированы компоненты профессионального выбора, эмпирически выделены типы старшеклассников: неопределенный, сомневающийся, самостоятельный. Результаты могут быть использованы для организации психодиагностической, просветительской и психокоррекционной работы с целью формирования осознанности юношей при выборе профессии.
Ключевые слова: профессиональный выбор; стратегии выбора профессии; юношеский возраст.
V. E. Kupchenko
Omsk State University n. a. F. M. Dostoevsky
FEATURES PROFESSIONAL CHOICE OF SENIOR
Theoretically analyzes the components of a professional choice, empirically highlighted the types of high school students: indefinite, doubter, independent. The results can be used to organize psychodiagnostic, educational and psycho-work in order to create awareness of young men in choosing a profession.
Keywords: professional choice; strategy choice of profession; adolescence.
Жизненное самоопределение является главным новообразованием юношеского возраста, в качестве его основных результатов выделяются потребность юношей и девушек занять внутреннюю позицию взрослого, осознать себя в качестве члена общества, понять себя и свои возможности. В связи с этим появление жизненных планов и выбор профессионального пути становится особенно актуальным именно в юношеском возрасте. В настоящее время общество предъявляет к выпускникам школы высокие требования, особенно касающиеся его готовности осуществлять осознанный, самостоятельный профессиональный выбор. Современному человеку постоянно необходимо ставить себя перед выбором - как поступить в новых, изменившихся условиях, какое решение принять с позиций своих жизненных принципов. Часть современных юношей и девушек все же остаются пассивными и не подготовленными к ответственному выбору профессии. Вследствие несформированности профессионального самоопределения школьники руководствуются случайным принципом в выборе профессии, опираясь на мнение родителей и сверст-
ников, ориентируясь на престижность профессии, высокий заработок, лёгкость поступления в учебное заведение. Всё это в итоге приводит к неудовлетворённости выбором, сложности его осуществления.
Выбор будущей профессии - это внутренняя деятельность, направленная на построение и осмысление альтернатив профессионального выбора, а также определение критериев для сравнения этих альтернатив, выделение ключевых альтернатив и реализация окончательного выбора [1].
Теоретический обзор подходов к проблеме выбора позволил нам обозначить основные компоненты профессионального выбора в юношеском возрасте:
1. Когнитивный компонент (Е. А. Климов, С. Н. Чистякова, А. П. Чернявская и др.) представляет собой уровень владения определёнными знаниями, способами осуществления профессионального выбора, осознание его роли в будущей профессиональной деятельности. Основными показателями данного компонента являются:
- информированность о содержании процесса профессионального выбора [2];
© Купченко В. Е., 2014
43
В. Е. Купченко
- знание закономерностей осуществления профессионального выбора, характеризующееся осведомлённостью об особенностях выбора. Учащиеся умеют самостоятельно, ответственно и осознанно осуществлять выбор профессии [3].
2. Эмоциональный компонент (А. П. Чернявская, Е. А. Климов, Н. С. Пряжников) отражает субъективные психологические состояния учащихся.
3. Мотивационный компонент (Д. А. Леонтьев, А. П. Чистякова, А. П. Чернявская и др.) профессионального выбора отражает желательное состояние профессионального самоопределения, выбора учащегося, которого ещё нет в наличии. Основными показателями мотивационного компонента являются следующие:
- интерес к будущей профессиональной деятельности, который характеризуется осознанной потребностью в осуществлении адекватного профессионального выбора и проявляется в виде возросшей активности;
- интернальный локус контроля - активная позиция, заключающаяся в принятии ответственности за происходящие в жизни события и результаты своей деятельности, в том числе и за профессиональный выбор [4];
- профессиональные намерения, возникающие в результате осознания учащимися необходимости совершать определённые действия в соответствии с собственной программой действий [5].
4. Проективный компонент (Е. А. Климов, Н. С. Пряжников, Е. Н. Головаха и др. ) характеризует умение выбирать конкретный вид будущей профессиональной деятельности, средства и способы её поэтапного достижения, адекватные поставленным задачам. Основными показателями данного компонента являются планирование профессионального выбора, целеполагание и прогнозирование. Для определения уровня сформированности профессиональной перспективы мы взяли за основу работы Е. А. Климова и Н. С. Пряжникова, в которых говорится о необходимости формирования в юношеском возрасте к моменту выбора профессии личных профессиональных планов. Е. А. Климов выделяет четыре типа личного профессионального плана [6]:
- отсутствие самостоятельно построенного профессионального плана. За учащегося это делают другие: родители, товарищи, учителя;
- личный профессиональный план построен самостоятельно, но на очень неполной ориентировочной основе. Например, учтено только своё желание или позиция сверстников и другое;
- личный профессиональный план построен с учётом многих существующих обстоятельств конкретной ситуации выбора профессии;
- дополнительно к предыдущему пункту сформирована готовность самостоятельно строить новые личные профессиональные планы в усложняющихся и изменяющихся условиях [2].
Личный профессиональный план, понимаемый как мысленный образ, является важным психическим регулятором профессионализации человека.
5. Операциональный компонент (С. Н. Чистякова, А. П. Чернявская) отражает практическую подготовленность учащегося к основным способам реализации профессионального выбора.
Основные показатели:
- владение способами и приёмами организации и реализации профессионального выбора,
- готовность преодолевать препятствия и принимать решения.
Данный компонент обеспечивает осознанный анализ личностных альтернатив в процессе принятия решения о профессиональном выборе [3].
Как правило, профориентационная работа в школах рассчитана на некоторого усреднённого ученика, отсутствует индивидуальный и дифференцированный подход к личности, выбирающей профессию, что ведёт к существенному снижению уровня профессионального развития учащегося. Информация, полученная в результате комплексного обследования, и типология профессионального выбора учащихся, построенная на основе данной информации, позволяет, на наш взгляд, определить специфику профессионального выбора учащихся и разработать наиболее эффективную программу для решения проблем в сфере профессионального самоопределения юношей и девушек.
Целью исследования, проведенного под нашим руководством студенткой Т. Двиня-ниновой, явилось выявление особенностей личностной типологии старшеклассников.
44
Особенности профессионального выбора старшеклассников
Задачи исследования:
1. Изучить когнитивный и эмоциональный компоненты профессионального выбора учащихся старших классов.
2. Изучить мотивационный компонент и его основные показатели: интерес к будущей профессии, интернальный локус контроля.
3. Выявить уровень проективного компонента профессионального выбора учащихся старших классов.
4. Изучить операциональный компонент профессионального выбора и его основные показатели: владение способами и приёмами организации профессионального выбора, готовность преодолевать препятствия и принимать решения.
5. Определить типы учащихся старших классов, совершающих профессиональный выбор.
Теоретическая гипотеза: сочетание когнитивного, эмоционального, мотивационного, проективного и операционального компонентов образует различный выбор профессии учащихся старших классов.
Выборку составили 71 учащийся 10-х и 11-х классов средних школ г. Омска. Анализируя половозрастную структуру респондентов, отметим, что количество учащихся 10-х классов - 18 человек, из них 7 девочек и 11 мальчиков; учащихся 11-х классов - 53 человека, из них 32 девочки и 21 мальчик юношеского возраста (16-19 лет, периодизация Э. Эриксона) [7].
В работе использовались следующие методики исследования: авторская анкета
изучения личного профессионального плана, составленная на основе схемы ЛПП Н. С. Пряжникова, методика «Смысложизненные ориентации» Д. А. Леонтьева [8], методика «Локус контроля» Е. Г. Ксенофонто-вой [4], методика «Готовность к выбору профессии» А. П. Чернявской [3]. Для статистической обработки эмпирических данных использовался кластерный анализ ^-средних и иерархический кластерный анализ. На их основе осуществлялось выделение типов учащихся с особенностями профессионального выбора. Дисперсионный анализ применялся для определения влияния переменных на выделение типов и для выявления значимых различий - метод Манна - Уитни U.
С помощью дисперсионного анализа мы обозначили переменные, оказавшие значимое влияние на выделение типов учащихся с различным профессиональным выбором (см. табл.).
Из таблицы видно, что 12 переменных оказали влияние на выделение типов учащихся с особенностями профессионального выбора. Наибольшее значение имеют переменные: наличие или отсутствие смысла жизни (F = 30,324 при p < 0,05); общий локус контроля (F = 28,936 при p < 0,05); удовлетворённость или неудовлетворённость самореализацией (F = 28,936 при p < 0,05). Наименее значимыми переменными являются: ориентация во времени (F = 2,172 при p > 0,05); умение принимать решения (F = 2,172 при p > 0,05); информированность о мире профессий (F = 1,580 приp > 0,05).
Влияние переменных на выделение типов профессионального выбора старшеклассников
Переменные F Р
Наличие или отсутствие смысла жизни 30,324 0,000
Общий локус контроля 28,936 0,000
Удовлетворённость или неудовлетворённость самореализацией 27,729 0,000
Удовлетворённость или неудовлетворённость настоящим 21,283 0,000
Наличие или отсутствие жизненных целей 17,147 0,000
Готовность к самостоятельному планированию, осуществлению деятельности и ответственности за неё 13,693 0,000
Наличие или отсутствие активности в деятельности 13,564 0,000
Автономность 13,448 0,000
Эмоциональное отношение к выбору 12,129 0,000
Готовность к преодолению жизненных трудностей 9,308 0,000
Наличие или отсутствие осознанного и самостоятельно построенного профессионального плана 8,884 0,000
Локус контроля в межличностном общении 8,568 0,000
Ориентация во времени 2,172 0,122
Умение принимать решения 1,636 0,202
Информированность о мире профессий 1,580 0,214
45
В. Е. Купченко
““ “ 1 тип “ ♦ “ 2 тип тип
Личностные типы профессионального выбора старшеклассников: 1 - низкий уровень, 2 - средний, 3 - высокий
В результате кластерного анализа были выделены три кластера, отражающие три личностных типа профессионального выбора старшеклассников (см. рис).
Основываясь на результатах кластерного анализа, опишем особенности личностных типов.
Первый тип (28 % испытуемых) - сомневающийся.
Для личности с данным типом характерна неуверенность в своих силах, убежденность, что все силы, управляющие судьбой, находятся вовне - это может быть случай и какие-либо «влиятельные люди». Личность убеждена, что от её активности мало что зависит. В межличностном общении не способна изменить характер своего общения, зависима от других, следовательно, у человека такого типа будут сложно складываться отношения в профессиональном коллективе, что во многом определяет ход его профессиональной адаптации, формирование социального статуса.
Личность не удовлетворена своей жизнью в настоящем; при этом, однако, может придавать полноценный смысл воспоминаниям о прошлом или быть нацеленной в будущее. Является практически неподготовленной к основным способам реализации профессионального выбора, с трудом справляется с жизненными трудностями. Такая личность нерешительна, не готова к принятию на себя
ответственности за собственные действия и поступки, не может самостоятельно принимать решения, не умеет прогнозировать профессиональный рост, безынициативна в реализации своих возможностей.
Второй тип (45 % испытуемых) - личность с неопределённым профессиональным выбором.
Исходя из результатов исследования, личность с неопределённым профессиональным выбором имеет высокие показатели осмысленности жизни. У такой личность есть цель. Она удовлетворена своей жизнью в настоящем, воспринимает её интересной и эмоционально насыщенной, особенно прожитой частью жизни, считает её достаточно продуктивной, но имеет средний уровень сформиро-ванности личного профессионального плана, так как нет полной уверенности в том, что всё зависит только от неё.
Также следует сказать, что для юношеского возраста характерна устремленность в будущее, важен выбор дальнейшего пути, но учащийся должен не просто представлять своё будущее в общих чертах, а осознавать способы достижения поставленных жизненных целей, быть активным и ответственным. Средние показатели (практически по всем шкалам) говорят о недостаточной самостоятельности в планировании и осуществлении деятельности и ответственности за неё. Лич-
46
Особенности профессионального выбора старшеклассников
ность недостаточно активна в достижении своих профессиональных интересов и не готова к преодолению жизненных трудностей. Возможно, что не совсем удовлетворена профессиональным решением, так как оно навязанное извне.
Третий тип (27 % испытуемых) - самостоятельный тип профессионального выбора.
Интернальность выше, чем у других типов личности, поэтому, вероятнее всего, человек данного типа чувствует себя «хозяином собственной судьбы», отличается уверенностью в себе и обладает более высоким уровнем развития саморегуляции жизнедеятельности. Личность интернального типа не такая целеустремлённая, по сравнению с предыдущими типами. Недостаточно удовлетворена своим настоящим и не считает своё прошлое столь продуктивным, как другие типы личности, но наиболее позитивно относится к профессиональному выбору, готова к самостоятельному планированию, осуществлению деятельности и ответственности за неё, к преодолению жизненных трудностей, но пока не торопится с формированием личного профессионального плана.
У данного типа личности также наиболее высокие показатели по шкале интернальности в межличностном общении, что характеризует активность, не столько преследующую цель достижения определенного конечного результата, сколько направленную на поддержание межличностных отношений в той мере, в которой это устраивает данного человека. Видит свою активную роль в тех отношениях, которые складываются с близкими и малознакомыми окружающими. Данный показатель говорит о высокой профессиональной адаптации человека, от чего во многом зависит формирование его социального статуса.
Следует отметить, что низкий уровень сформированности профессионального плана, недостаточная информированность о мире профессий, нестабильность профессиональной направленности, низкая удовлетворённость жизнью, затруднения в принятии решения могут говорить о кризисе профессионального выбора, что характерно для данного возраста.
Выявление особенностей профессио-
нального выбора учащихся старших классов расширяет возможности профориентационной работы, которая необходима для развития самопознания, качеств самостоятельности, активности и ответственности, определяющих успешный профессиональный и жизненный выбор.
В работе по профессиональному самоопределению учащихся важен дифференцированный и индивидуальный подход в зависимости от их профессиональных интересов, различий в ценностных ориентациях, жизненных планов и других особенностей профессионального выбора. Дифференциация учащихся по типам позволяет точнее определить средства и методы профориентационной работы, которые будут более эффективны для данного типа.
Представленный материал может быть использован психологом, социальным педагогом для оказания помощи в профессиональном самоопределении учащихся школы, главная цель которого - сформировать готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать профессиональные, жизненные и личностные планы своего развития.
ЛИТЕРАТУРА
1. Волков Б. С. Основы профессиональной ориентации. - М. : Академический Проект, 2007. - 333 с.
2. Климов Е. А. Как выбирать профессию. -М. : Просвещение, 1991. - 160 с.
3. Чернявская А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. - М. : ВЛАДОС - ПРЕСС, 2001. - 96 с.
4. Ксенофонтова Е. Г. Исследование локализации контроля личности - новая версия методики «Уровень субъективного контроля» // Психологический журнал. - 1999. - № 2.
- С. 43-51.
5. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. - СПб. : Питер, 2002. - 512 с.
6. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. - М. : Академия, 2004.
- 304 с.
7. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис.
- М. : Прогресс, 1996. - 344 с.
8. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). - М. : Смысл, 1992.
47