Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ АГРАРНОГО ВУЗА В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ ХИМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ АГРАРНОГО ВУЗА В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ ХИМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экологическое мышление / надпрофессиональные компетенции / высшее образование / химические дисциплины / ecological thinking / supraprofessional competences / higher education / chemical disciplines

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С.А. Довбыш, Г.В. Оствальд

Рассмотрены особенности формирования экологического мышления как одной из надпрофессиональных компетенций, способствующей повышению эффективности профессиональной деятельности, в рамках учебных дисциплин химического профиля в аграрном вузе. При изучении химических дисциплин используются практико-ориентированные методы обучения, которые не только повышают экологическую культуру обучающихся, но и приводят к более глубокому пониманию химии как науки, создающей целостную картину единства человека с окружающей средой. С целью развития экологической компетентности студентов разработаны рекомендации по изучению отдельных тем курсов «Химия неорганическая и аналитическая», «Химия физическая и коллоидная» и выполнению эколого-ориентированных лабораторных работ. Сделан вывод о том, что реализация междисциплинарного подхода, сочетание идей и понятий, входящих в содержание различных естественнонаучных дисциплин, способствуют обобщению экологических идей и понятий, содействуют повышению экологической компетентности будущих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FORMATION OF ECOLOGICAL THINKING AMONG STUDENTS OF AGRARIAN UNIVERSITY IN THE FRAMEWORK OF THE STUDY OF CHEMICAL DISCIPLINES

The article considers peculiarities of formation of ecological thinking as one of the supraprofessional competences, contributing to efficiency of professional activity, within the framework of academic disciplines of chemical profile in agrarian higher education institution. At studying chemical disciplines practice-oriented methods of teaching are used, which not only increase ecological culture of students, but also lead to deeper understanding of chemistry as a science, which creates a holistic picture of unity of a person with the environment. In order to develop ecological competence of students there have been developed recommendations for the study of separate themes of the courses “Chemistry inorganic and analytical”, “Chemistry physical and colloid” and performance of ecologicallyoriented laboratory works. It is concluded that the implementation of interdisciplinary approach, combination of ideas and concepts included in the content of different natural science disciplines, contribute to the generalization of ecological ideas and concepts, contribute to the improvement of environmental competence of future specialists.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ АГРАРНОГО ВУЗА В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ ХИМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН»

процесс, организуя активное коммуникативное взаимодействие всех участников этого процесса, учитывая все современные способы по развитию навыка говорения. На основании общих выводов по статье автором отмечено достижение по-

Библиографический список

ставленной цели, которая заключалась в исследовании теоретического аспекта, охватывающего проблемы развития и совершенствования навыка говорения при обучении английскому языку.

1. Сауткина И.С. Формирование умений в говорении при обучении иностранным языкам. Система упражнений. Образовательный портал. Электронный журнал. Социальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования. Available at: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/110-foreignla ng76643-2014-12-07-23-21-03.html

2. Салиева З.И. Говорение и его роль в практическом овладении иностранным языком. Проблемы современного образования. 2015; № 5. Available at: https://cyberleninka. ru/article/n/govorenie-i-ego-rol-v-prakticheskom-ovladenii-inostrannym-yazykom

3. Фролова Н.А., Алещанова И.В. К вопросу о способах формирования навыков говорения на иностранном языке у студентов ВПО. Успехи современного естествознания. 2014; № 11-1: 108 - 110. Available at: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=34327

4. Кабакчи М.К. Обучение взрослых лексико-грамматической стороне речи на английском языке в условиях краткосрочных курсов. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург. 2002.

5. Пассов Е.И. Терминосистема методики, или Как мы говорим и пишем. Санкт-Петербург: Златоуст, 2009.

6. Бирюкова О.А., Саушкина А.И. Метод интервью на уроке английского языка как средство развития навыков говорения (старшая ступень обучения). Научное обозрение. 2018; № 3. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/metod-intervyu-na-uroke-angliyskogo-yazyka-kak-sredstvo-razvitiya-navykov-govoreniya-starshaya-stupen-obucheniya

7. Методика преподавания иностранных языков: Обучение основным видам речевой деятельности: учебное пособие. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2018.

8. Немов РС. Психология: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: в 3 кн. Общая психология. Москва: ВЛАДОС, 2002; Кн. 1.

9. Соловьева Н.А., Позднякова В.Р Мнемотехника как эффективный способ успешного овладения иностранным языком. Литература и журналистика стран АТР в межкультурной коммуникации XX-XXI вв.: материалы V Международной научно-практической конференц. Хабаровск, 2021: 256 - 263.

10. Соловьева Н.А. К вопросу о мотивации в процессе обучения иностранным языкам, способы создания, поддержания и сохранения мотивации. European Social Science Journal. 2018; № 1: 191 - 201.

References

1. Sautkina I.S. Formirovanie umenij v govorenii pri obuchenii inostrannym yazykam. Sistema uprazhnenij. Obrazovatel'nyjportal. 'Elektronnyj zhurnal. Social'naya set' dlya uchitelej, putevoditel' po obrazovatel'nym uchrezhdeniyam, novosti obrazovaniya. Available at: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/110-foreignlang/6643-2014-12-07-23-21-03.html

2. Salieva Z.I. Govorenie i ego rol' v prakticheskom ovladenii inostrannym yazykom. Problemysovremennogoobrazovaniya. 2015; № 5. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ govorenie-i-ego-rol-v-prakticheskom-ovladenii-inostrannym-yazykom

3. Frolova N.A., Aleschanova I.V. K voprosu o sposobah formirovaniya navykov govoreniya na inostrannom yazyke u studentov VPO. Uspehi sovremennogo estestvoznaniya. 2014; № 11-1: 108 - 110. Available at: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=34327

4. Kabakchi M.K. Obuchenie vzroslyh leksiko-grammaticheskojstoronerechina anglijskomyazyke v usloviyah kratkosrochnyh kursov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg. 2002.

5. Passov E.I. Terminosistema metodiki, ili Kak my govorim ipishem. Sankt-Peterburg: Zlatoust, 2009.

6. Biryukova O.A., Saushkina A.I. Metod interv'yu na uroke anglijskogo yazyka kak sredstvo razvitiya navykov govoreniya (starshaya stupen' obucheniya). Nauchnoe obozrenie. 2018; № 3. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/metod-intervyu-na-uroke-angliyskogo-yazyka-kak-sredstvo-razvitiya-navykov-govoreniya-starshaya-stupen-obucheniya

7. Metodika prepodavaniya inostrannyh yazykov: Obuchenie osnovnym vidam rechevoj deyatel'nosti: uchebnoe posobie. Ekaterinburg: Izdatel'stvo Ural'skogo universiteta, 2018.

8. Nemov R.S. Psihologiya: uchebnik dlya studentov vysshih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij: v 3 kn. Obschaya psihologiya. Moskva: VLADOS, 2002; Kn. 1.

9. Solov'eva N.A., Pozdnyakova V.R. Mnemotehnika kak 'effektivnyj sposob uspeshnogo ovladeniya inostrannym yazykom. Literatura i zhurnalistika stran ATR v mezhkul'turnoj kommunikacii XX- XXI vv.: materialy V Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferenc. Habarovsk, 2021: 256 - 263.

10. Solov'eva N.A. K voprosu o motivacii v processe obucheniya inostrannym yazykam, sposoby sozdaniya, podderzhaniya i sohraneniya motivacii. European Social Science Journal. 2018; № 1: 191 - 201.

Статья поступила в редакцию 25.03.22

УДК 504.75:159.955:378

Dovbysh S.A., Cand. of Sciences (Agriculture), senior lecturer, Altai State Agricultural University (Barnaul, Russia), E-mail: sa_dovbysh@mail.ru

Ostvald G.V., Cand. of Sciences (Chemistry), senior lecturer, Altai State Agricultural University (Barnaul, Russia), E-mail: ostvaldgv@mail.ru

FEATURES OF FORMATION OF ECOLOGICAL THINKING AMONG STUDENTS OF AGRARIAN UNIVERSITY IN THE FRAMEWORK OF THE STUDY OF CHEMICAL DISCIPLINES. The article considers peculiarities of formation of ecological thinking as one of the supraprofessional competences, contributing to efficiency of professional activity, within the framework of academic disciplines of chemical profile in agrarian higher education institution. At studying chemical disciplines practice-oriented methods of teaching are used, which not only increase ecological culture of students, but also lead to deeper understanding of chemistry as a science, which creates a holistic picture of unity of a person with the environment. In order to develop ecological competence of students there have been developed recommendations for the study of separate themes of the courses "Chemistry inorganic and analytical", "Chemistry physical and colloid" and performance of ecologically-oriented laboratory works. It is concluded that the implementation of interdisciplinary approach, combination of ideas and concepts included in the content of different natural science disciplines, contribute to the generalization of ecological ideas and concepts, contribute to the improvement of environmental competence of future specialists.

Key words: ecological thinking, supraprofessional competences, higher education, chemical disciplines.

С.А. Довбыш, канд. с.-х. наук, доц., Алтайский государственный аграрный университет, г. Барнаул, E-mail: sa_dovbysh@mail.ru

Г.В. Оствальд, канд. хим. наук, доц., Алтайский государственный аграрный университет, г. Барнаул, E-mail: ostvaldgv@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ

ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ АГРАРНОГО ВУЗА В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ ХИМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Рассмотрены особенности формирования экологического мышления как одной из надпрофессиональных компетенций, способствующей повышению эффективности профессиональной деятельности, в рамках учебных дисциплин химического профиля в аграрном вузе. При изучении химических дисциплин используются практико-ориентированные методы обучения, которые не только повышают экологическую культуру обучающихся, но и приводят к более глубокому пониманию химии как науки, создающей целостную картину единства человека с окружающей средой. С целью развития экологической компетентности студентов разработаны рекомендации по изучению отдельных тем курсов «Химия неорганическая и аналитическая», «Химия физическая и коллоидная» и выполнению эколого-ориентированных лабораторных работ Сделан вывод о том, что реализация междисциплинарного подхода, сочетание идей и понятий, входящих в содержание различных естественнонаучных дисциплин, способствуют обобщению экологических идей и понятий, содействуют повышению экологической компетентности будущих специалистов.

Ключевые слова: экологическое мышление, надпрофессиональные компетенции, высшее образование, химические дисциплины.

Экологическое образование неотделимо от решения проблем системы образования, так как оно связано с повышением общего уровня образованности и культуры студентов.

В учебных заведениях высшего образования экологическая компонента присутствует в разных сферах его деятельности: в содержании учебных предметов, циклов учебных дисциплин, в дисциплинах по выбору

Основой формирования экологического мышления студентов является предмет «Экология», но при этом не нужно умалять значения других естественнонаучных дисциплин, которые также помогают созданию целостной картины взаимодействия человека с окружающей средой, дают навыки самостоятельной оценки экологической ситуации, повышают экологическую культуру выпускника вуза.

Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью разработки комплексного подхода к рассмотрению системы химических и экологических знаний и недостаточной разработанностью данной темы применительно к направлениям подготовки в аграрном вузе.

Целью исследования являлось изучение возможных путей экологизации сознания студентов первого курса, обучающихся по направлениям подготовки «Агрономия», «Агрохимия и агропочвоведение», «Садоводство» в Алтайском ГАУ, на основе четких представлений о взаимосвязи химических знаний с реальными проблемами окружающей среды.

При изучении химических дисциплин использовались практико-ориентиро-ванные методы обучения, которые не только повышают экологическую культуру обучающихся, но и приводят к более глубокому пониманию химии как науки, создающей целостную картину единства человека с окружающей средой.

Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:

- выбрать темы курсов химических дисциплин, в рамках которых может быть разработана система формирования химико-экологических знаний с последующим внедрением в практику аграрного университета;

- изучить влияние экологической составляющей на усвоение химических знаний;

- рассмотреть степень влияния химических дисциплин на формирование экологического мышления как одной из надпрофессиональных компетенций, позволяющей повысить конкурентоспособность специалиста аграрной сферы.

Выбор методов исследования основывался на методологических принципах и поставленной цели, включал как теоретические, так и эмпирические методы: анализ, обобщение литературных источников, проведение эксперимента по изучению химических дисциплин с привлечением задач, лабораторных, практических, научно-исследовательских работ экологической направленности.

Основой исследования явились положения экологической педагогики, а также разработки в области экологического образования Назаренко В.М., Маме-дова Н.М., Гильмияровой С.Г, Файрушиной С.М. и Павловой С.А. [1-5].

Научная новизна состоит в обосновании целесообразности выбора отдельных разделов химических дисциплин, изучаемых на 1 курсе аграрного университета, для формирования экологического мышления обучающихся.

Практическая значимость исследования заключается в том, что с целью развития экологической компетентности обучающихся разработаны рекомендации по изучению отдельных тем курсов («Химия неорганическая и аналитическая», «Химия физическая и коллоидная») и выполнению эколого ориентированных лабораторных работ.

Основной функцией системы высшего образования на современном этапе является подготовка конкурентоспособного специалиста, обладающего производственной и социальной значимостью, т.е. обладающего всем комплексом компетенций - профессиональных и надпрофессиональных [6].

Профессиональные компетенции - это способность выполнять определенные профессиональные задачи. Формирование данного вида компетенций идет в процессе изучения учебных дисциплин профессионального цикла.

Надпрофессиональные компетенции - это навыки, позволяющие повысить эффективность профессиональной деятельности, набор личностных качеств, которые, по мнению Ш. Каххарова, «в отличие от квалификации (где четко ясны функции, цели и задачи деятельности), позволяют личности или группе людей действовать самостоятельно и адаптироваться к конкретной ситуации под изменяющиеся требования, т.е. уметь изменить свою стратегию поведения в соот-ветстветствии с новой непредвиденной ситуацией и успешно реализовать ее на практике. Они особенно важны в условиях, где необходимо решать проблемы и принимать решения в рамках не только сложных, но и комплексных систем» [7].

Одной из важнейших надпрофессиональных компетенций является экологическое мышление, включающее бережное отношение к природным ресурсам, уменьшение объема производимых отходов, понимание ответственности человека за сохранение нашего общего дома - планеты Земля.

Очевидно, что решать проблему оптимизации взаимоотношений общества и природы может лишь поколение экологически грамотных людей. Немаловажное значение в этом играют естественнонаучные дисциплины, в том числе химия.

Химия - естественнонаучная дисциплина, роль которой в решении многих экологических проблем современности трудно переценить, поскольку в процессе исследования состава, строения, свойств веществ, их взаимопревращений можно с большой вероятностью прогнозировать поведение веществ в водной, воздушной, почвенной средах, а также их влияние на биологические объекты.

Данная информация позволяет принимать решения о способах защиты данных объектов от загрязнений, их очистке, дает возможность оценить воздействие вредных веществ на живые организмы, предотвратить возможное поступление вредных веществ в растения и далее, по пищевой цепочке, в организм человека.

Формирование экологического мышления на занятиях по химии непосредственно связано с проведением экспериментальных работ [8]. Так, например, при изучении раздела «Аналитическая химия» в курсе «Химия неорганическая и аналитическая» будущие агрономы, агрохимики и садоводы, кроме теоретических знаний, получают навыки практической работы, в рамках которой знакомятся с такими экологическими понятиями, как «источники загрязнения», «современные способы очистки веществ» и др. В частности, лабораторная работа по определению отдельных компонентов смеси с использованием плоскостной хроматографии позволяет приобрести реальный опыт по разделению веществ и их очистке и, предоставляя возможность применить экологические знания в процессе обучения, повышает экологическую культуру студентов. Выполнение лабораторных работ «Ионометрическое определение нитратного азота», «Анализ продуктов растительного происхождения», целью которых является определение содержания нитратов в овощах и фруктах, позволяет дать оценку негативному вмешательству человека в природную среду, акцентирует внимание на роли химии в решении экологических проблем.

Курс «Химия физическая и коллоидная» способствует пониманию студентами взаимосвязи между плодородием почв и ее коллоидным состоянием. Изучение дисперсных систем и закономерностей поверхностных явлений при выполнении лабораторных работ «Адсорбция», «Способы получения и свойства коллоидных растворов» дает возможность получить представление о процессах коагуляции, объясняет физико-химические процессы, происходящие в почвах при эрозии.

Решение экспериментальных химических задач с экологическим содержанием также формирует экологическую культуру обучающихся. Такие задачи могут включать характеристику природных объектов с химической точки зрения, виды загрязнителей окружающей среды и их источники, рассмотрение возможностей по ликвидации последствий негативного воздействия поллютантов на биосферу [9].

При изучении темы «Ионное произведение воды. Водородный показатель» студентам предлагается решить задачи по определению рН, например, такие как:

1) кислотность почвы, определенная при помощи ионометра в водной вытяжке, составляет 4,5. Определить молярную концентрацию Н+ в водном растворе;

2) растворенный в атмосфере оксид углерода (IV) растворяется в воде, тем самым изменяя ее водородный показатель. Определить рН природной воды, если молярная концентрация составляет 2*10-7 моль/л.

Изучая тему «Способы выражения концентрации растворов», студенты агрономического факультета решают задачи, связанные с вычислением масс микро- и макроудобрений, которые необходимы для приготовления растворов заданной концентрации, а затем, в процессе лабораторной работы, готовят эти растворы.

Например, зная, что для подкормки растений бором, используется 3%-й раствор тетрабората натрия, рассчитывается количество кристаллической буры Na2B4O7 10Н20, которое необходимо для приготовления определенного объема 3%-го раствора тетрабората натрия.

Недостаток меди в почвах приводит к тому, что растения заболевают фитофторой. Для восполнения недостатка данного микроэлемента растения обрабатываются раствором медного купороса. Студентам предлагается рассчитать молярную концентрацию и массовую долю сульфата меди в растворе, приготовленном путем растворения 4,0 г кристаллогидрата сульфата меди (II) ^О45Н2О в 10 литрах воды.

Магний необходим для образования хлорофилла в листьях растений. Расчетным путем студенты определяют массу кристаллогидрата сульфата магния MgSO47H2O, которую необходимо взять для приготовления 20 литров 3%-го раствора сульфата магния с плотностью 1,03 г/мл.

При изучении темы «Химическая кинетика» уместным будет акцентировать внимание обучающихся на экологическую проблему «закисления» окружающей среды вредными выбросами транспорта, предприятий энергетической отрасли, черной, цветной металлургии. Одной из причин этого процесса является присутствие оксида серы (IV) во вредных промышленных выбросах, который вступает в фотохимическую реакцию, приводящую к образованию серного ангидрида, дающего при взаимодействии с водой сернистую кислоту, которая во влажном воздухе окисляется до серной кислоты. Оксид серы (IV) вызывает заболевания дыхательных путей человека, угнетает рост растений, разрушает строительные материалы. К глобальным экологическим проблемам относятся и кислотные дожди, наносящие ущерб окружающей нас живой и неживой природе, снижающие плодородие почв. Учитывая вышесказанное, необходимо рассчитать константы скорости для реакции оксида серы (IV) с атомарным кислородом [О], если при концентрациях SO2 0,5 моль/л и [О] 0,12 моль/л скорость реакции равна 0,006 моль / (л/с).

При изучении химии биогенных элементов предлагаемые для решения задачи также повышают экологическую культуру учащихся. В частности, при выполнении самостоятельной работы по данной теме студенты не только рассматривают роль биогенных элементов, их значение для биологических объек-

тов, но и решают задачи, имеющие практическую направленность: 1) залежи самородной серы возникли в результате окисления сероводорода аэробными бактериями. Рассчитать, какой объем сероводорода необходим для образования 100 тонн серы (н. у.); 2) в процессе получения азотных удобрений используется аммиак, который синтезируют из азота и водорода. Определить объем аммиака, который образуется из 250 литров водорода при 40%-ном практическом выходе (н. у.).

Достаточно эффективным методом обучения, по нашему мнению, является кейс-метод - обучение при помощи моделирования реальных ситуаций. Анализируя проблемную ситуацию, студенты учатся работать в команде, находить рациональное решение поставленной задачи. Так, например, в лабораторных условиях предлагается провести эксперимент и связать полученные результаты с процессами, протекающими в почве:

Железо - это микроэлемент, который активно участвует в биохимических процессах, происходящих во время дыхания и фотосинтеза растений, но избыточные концентрации его могут оказывать токсический эффект на растения (замедление роста, некротические пятна на листьях и т.п.).

Известно, что основными формами, в которых данный элемент находится в почве, являются оксиды и гидроксиды, но могут присутствовать также и растворимые соли железа. Ответить на вопрос: почему в кислых почвах содержится больше неорганического железа, чем в нейтральных и щелочных?

Для нейтрализации избыточной кислотности используется такой мелиоративный прием, как известкование почв - внесение в почву карбоната кальция.

Карбонат кальция - нерастворимая соль и, соответственно, не должна реагировать с другими солями. Однако при проведении реакции взаимодействия карбоната кальция с раствором хлоридом железа (III) выпадает осадок бурого цвета, нерастворимый в воде и гидроксиде натрия, но растворимый в соляной кислоте, а также выделяется газ, при этом горящая лучина, помещенная в реакционную пробирку, гаснет.

Ответить на вопрос: что произошло при взаимодействии двух солей, какой газ образовался, что представляет собой бурый осадок? Написать соответствующие реакции. Объяснить, какие процессы пойдут при внесении карбоната кальция в кислые почвы?

Библиографический список

Подобные проблемные эксперименты дают возможность студентам агрономического факультета более глубоко проникать в сущность процессов, происходящих в природе, стимулируют формирование их экологической культуры.

В качестве выводов отметим следующее.

1. Разработана и внедрена в образовательный процесс агрономического факультета Алтайского ГАУ система формирования химико-экологических знаний. Выбраны отдельные темы курсов «Химия неорганическая и аналитическая», «Химия физическая и коллоидная», в рамках которых апробирована данная система.

2. Исследование влияния экологической составляющей на усвоение химических знаний показало, что выполнение эколого ориентированных лабораторных работ, решение задач, имеющих экологическую составляющую, повышает мотивацию студентов к изучению дисциплин химического цикла, а также степень заинтересованности в получении профессиональных знаний.

3. В группах, выбранных для апробации разработанных методических указаний по выполнению эколого ориентированных лабораторных работ, заданий для самостоятельной работы, наблюдалось повышение профессиональной компетентности по сравнению с контрольной группой. Степень влияния химических дисциплин на формирование экологического мышления как одной из надпрофес-сиональных компетенций, позволяющей повысить конкурентоспособность специалиста аграрной сферы, можно оценить как достаточно высокую.

Таким образом, проведённое исследование позволяет сделать вывод о том, что многоаспектность экологических проблем требует комплексного подхода для их решения, знаний из различных областей науки, прежде всего химической.

Реализация междисциплинарного подхода, сочетание идей и понятий, входящих в содержание различных естественнонаучных дисциплин, способствуют обобщению экологических идей и понятий, формируют экологическую компетентность будущих специалистов-аграриев. Экологизация процесса обучения химии - науки о веществах и их превращении - обеспечивает достаточно высокий уровень мировоззренческой и профессиональной культуры студента, способствует формированию креативного экологического мышления.

Данное исследование не в полной мере решает проблему экологизации химического обучения и будет продолжаться в рамках курсов «Химия органическая», «Агрохимия».

1. Назаренко В.М. Система непрерывного экологического образования в средней и высшей школе (химический аспект образования). Диссертация ... доктора педагогических наук. Москва, 1994.

2. Мамедов Н.М. Основания экологического образования. Экологическое образование. 2001; № 3: 4 - 8.

3. Гильмиярова С.Г. Экологическое образование теоретические и практические подходы. Уфа: Восточный университет, 1999.

4. Файрушина С.М. Формирование экологической культуры студентов педагогических вузов в процессе изучения естественнонаучных дисциплин. Aвтореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Казань, 2007.

5. Павлова СА Формирование и развитие экологической компетентности школьников при изучении химии. Aвтореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2010.

6. Довбыш СА, Панова Е.В. Aктивное обучение как фактор формирования профессиональных и надпрофессиональных навыков выпускника. Навыки вне профессий: сборник докладов Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург: СПбУТУиЭ, 2021: 285 - 290.

7. Каххаров Ш. Над-профессиональные компетенции и управление ими. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/nad-professionalnye-kompetentsii-i-upravlenie-imi/pdf

8. Довбыш СА, Оствальд ГВ. Роль химического эксперимента в образовательном процессе вуза. Аграрная наука - сельскому хозяйству: сборник статей Международной научно-практической конференции. Барнаул: РИО A^ 2016; Кн. 1: 71 - 73.

9. Ляпина ОА, Жукова Н.В., Панькина В.В., Длямкина E.A., Сухарева Ю.М. Реализация экологического подхода в обучении химии. Современные проблемы науки и образования. 2019; № 4: 70.

References

1. Nazarenko V.M. Sistema nepreryvnogo 'ekologicheskogo obrazovaniya v sredneji vysshejshkole (himicheskijaspekt obrazovaniya). Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 1994.

2. Mamedov N.M. Osnovaniya 'ekologicheskogo obrazovaniya. 'Ekologicheskoe obrazovanie. 2001; № 3: 4 - 8.

3. Gil'miyarova S.G. 'Ekologicheskoe obrazovanie teoreticheskie iprakticheskie podhody. Ufa: Vostochnyj universitet, 1999.

4. Fajrushina S.M. Formirovanie 'ekologicheskoj kul'tury studentov pedagogicheskih vuzov v processe izucheniya estestvennonauchnyh disciplin. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kazan', 2007.

5. Pavlova S.A. Formirovanie irazvitie 'ekologicheskojkompetentnosti shkol'nikov priizuchenii himii. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2010.

6. Dovbysh S.A., Panova E.V. Aktivnoe obuchenie kak faktor formirovaniya professional'nyh i nadprofessional'nyh navykov vypusknika. Navyki vne professij: sbornik dokladov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Sankt-Peterburg: SPbUTUi'E, 2021: 285 - 290.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Kahharov Sh. Nad-professional'nye kompetencii i upravlenie imi. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/nad-professionalnye-kompetentsii-i-upravlenie-imi/pdf

8. Dovbysh S.A., Ostval'd G.V. Rol' himicheskogo 'eksperimenta v obrazovatel'nom processe vuza. Agrarnaya nauka - sel'skomu hozyajstvu: sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Barnaul: RIO AGAU, 2016; Kn. 1: 71 - 73.

9. Lyapina O.A., Zhukova N.V., Pan'kina V.V., Alyamkina E.A., Suhareva Yu.M. Realizaciya 'ekologicheskogo podhoda v obuchenii himii. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2019; №: 70.

Статья поступила в редакцию 31.03.22

УДК 377.1

Zavrazhnov V.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Social Work, Service and Tourism Arzamas Branch of the UNN (Arzamas, Russia)

Nikolaeva L.V., teaching assistant, Service and Tourism Arzamas Branch of the UNN (Arzamas, Russia), E-mail: zavr 1982@yandex.ru Stolyarova Е.У., teaching assistant, Service and Tourism Arzamas Branch of the UNN (Arzamas, Russia)

POSSIBILITIES OF PEDAGOGICAL SUPPORT FOR THE FORMATION OF PROFESSIONAL CULTURE IN THE TRAINING OF FUTURE SOCIAL WORKERS. Interest in the topic under study is determined by the fact that in modern conditions, professional culture determines the degree of readiness of a specialist to solve professional problems, being an integral characteristic of his personal and professional qualities. Accordingly, the importance of studying the process of forming the professional culture of future social workers will make it possible to determine the main opportunities for this in the course of obtaining higher education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.