Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКОВ ГОВОРЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКОВ ГОВОРЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1818
314
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
развитие навыка говорения / английский язык / компетенция / лингвистика / речевое общение / коммуникативное взаимодействие / диалогическая коммуникация / монологическая коммуникация / средства общения / development of speaking skill / English language / competence / linguistics / verbal communication / communicative interaction / dialogic communication / monologue communication / means of communication

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В.Э. Васильева

В статье поднимается вопрос о важности развития и совершенствования навыка говорения при обучении английскому языку. Автор рассматривает субъективные и объективные причины, которые оказывают влияние на успешность овладения навыком говорения. Учет данных причин преподавателем, работа, направленная на их устранение, будут способствовать более успешному развитию навыка говорения у студентов. В статье также проведен анализ позиций различных авторов относительно способов и методов, направленных на развитие навыка говорения. Рассмотрены некоторые трудности овладения навыком говорения, возникающие на занятиях английского языка. Автор убежден в приоритетности коммуникативных компетенций преподавателя и студентов при обучении английскому языку. В процессе анализа научных работ по проблеме развития навыка говорения автор сформулировал собственное видение по основным трудностям развития навыка говорения и определил причины, вызывающие их. В статье подчеркнута огромная значимость образовательного уровня преподавателя английского языка при подготовке практических заданий на речевую деятельность, а также умение активно использовать на практике свои психолого-педагогические компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT AND IMPROVEMENT OF SPEAKING SKILLS IN THE PROCESS OF TEACHING ENGLISH: THEORETICAL ASPECT

The question of the importance of developing and improving speaking skills in teaching English is raised in the article. The author considers subjective and objective reasons that influence the success of mastering the speaking skill. The accounting of these reasons by the teacher, work aimed at eliminating them, will contribute to a more successful development of the speaking skill of students. The article also analyzes positions of various authors regarding the ways and methods aimed at developing the speaking skill. Some difficulties in mastering the skill of speaking that arise in the classroom of the English language are considered in the article. The author is convinced of the priority of the communicative competences of teacher and students in teaching English. In the process of analyzing scientific works on the problem of developing the speaking skill, the author formulated his own vision of the main difficulties in developing the speaking skill and identified the causes of these difficulties. The author of the article underlined the great importance of the educational level of an English teacher in the preparation of practical tasks for speech activity, as well as the ability to use their psychological and pedagogical competencies in practice.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКОВ ГОВОРЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

13. Bolsunovskaya L.M., Mironova V.E., Iskorkina A.A. Specifika proektnoj metodiki v processe obucheniya inostrannomu yazyku studentov mladshih kursov neyazykovyh vuzov (na primere nacional'no-issledovatel'skogo Tomskogo politehnicheskogo universiteta). Mezhdunarodnyjzhurnal 'eksperimental'nogo obrazovaniya. 2015; Ch. 3, № 2: 371 - 374. Available at: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6618

14. Mezenina V.E. Realizaciya proektnoj deyatel'nosti na urokah anglijskogo yazyka kak sposob povysheniya motivacii obuchayuschihsya. Mezhdunarodnyj zhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2016; № 1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-proektnoy-deyatelnosti-na-urokah-angliyskogo-yazyka-kak-sposob-povysheniya-motivatsii-obuchayuschihsya

15. Shalamova O.O. Proektnaya deyatel'nost' kak 'effektivnoe uslovie professional'nogo razvitiya studentov gumanitarnyh vuzov. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2021; № 2 (87): 398 - 400.

16. Ri K.K. Povyshenie urovnya motivacii studentov mladshih kursov k obucheniyu kitajskomu yazyku v ramkah proektnoj deyatel'nosti «Vvedenie v professiyu lingvista-perevodchika». Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 1 (92): 194 - 196.

Статья поступила в редакцию 29.03.22

УДК 37.013.00.02

Vasilyeva V.E., senior teacher, Pacific State University (Khabarovsk, Russia), E-mail: victoriya1204@mail.ru

DEVELOPMENT AND IMPROVEMENT OF SPEAKING SKILLS IN THE PROCESS OF TEACHING ENGLISH: THEORETICAL ASPECT. The question of the importance of developing and improving speaking skills in teaching English is raised in the article. The author considers subjective and objective reasons that influence the success of mastering the speaking skill. The accounting of these reasons by the teacher, work aimed at eliminating them, will contribute to a more successful development of the speaking skill of students. The article also analyzes positions of various authors regarding the ways and methods aimed at developing the speaking skill. Some difficulties in mastering the skill of speaking that arise in the classroom of the English language are considered in the article. The author is convinced of the priority of the communicative competences of teacher and students in teaching English. In the process of analyzing scientific works on the problem of developing the speaking skill, the author formulated his own vision of the main difficulties in developing the speaking skill and identified the causes of these difficulties. The author of the article underlined the great importance of the educational level of an English teacher in the preparation of practical tasks for speech activity, as well as the ability to use their psychological and pedagogical competencies in practice.

Key words: development of speaking skill, English language, competence, linguistics, verbal communication, communicative interaction, dialogic communication, monologue communication, means of communication.

В.Э. Васильева, ст. преп., Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск, E-mail: victoriya1204@mail.ru

РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКОВ ГОВОРЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

В статье поднимается вопрос о важности развития и совершенствования навыка говорения при обучении английскому языку. Автор рассматривает субъективные и объективные причины, которые оказывают влияние на успешность овладения навыком говорения. Учет данных причин преподавателем, работа, направленная на их устранение, будут способствовать более успешному развитию навыка говорения у студентов. В статье также проведен анализ позиций различных авторов относительно способов и методов, направленных на развитие навыка говорения. Рассмотрены некоторые трудности овладения навыком говорения, возникающие на занятиях английского языка. Автор убежден в приоритетности коммуникативных компетенций преподавателя и студентов при обучении английскому языку. В процессе анализа научных работ по проблеме развития навыка говорения автор сформулировал собственное видение по основным трудностям развития навыка говорения и определил причины, вызывающие их. В статье подчеркнута огромная значимость образовательного уровня преподавателя английского языка при подготовке практических заданий на речевую деятельность, а также умение активно использовать на практике свои психолого-педагогические компетенции.

Ключевые слова: развитие навыка говорения, английский язык, компетенция, лингвистика, речевое общение, коммуникативное взаимодействие, диалогическая коммуникация, монологическая коммуникация, средства общения.

Обучение любому иностранному языку предполагает развитие и совершенствование таких обязательных навыков, как чтение, письмо, аудирование и говорение (reading, writing, listening and speaking skills). Сложности при овладении навыком говорения вызваны рядом объективных и субъективных причин.

Под объективными мы понимаем недостаточное материально-техническое оснащение занятий; несоответствие учебно-методического комплекса тем целям и задачам, которые должны решаться в процессе развития навыка говорения; недостаточное количество времени, выделенное на аудиторные занятия по практике говорения; перегруженность студенческой группы, снижающая время устной коммуникации на каждого студента; недостаточный уровень компетенции преподавателя.

В качестве субъективных причин нами рассматриваются психологические и эмоциональные состояния студента (неуверенность в себе, низкая самооценка, страх ошибиться и т.д.); небольшой объем знаний по таким учебным дисциплинам, как страноведение, культурология, лингвистика; ограниченность вокабуляр-ного запаса и неспособность его использования в качестве активной лексики.

Все перечисленные сложности, возникающие в процессе обучения навыку говорения на английском языке, формируют так называемый «языковой барьер», преодоление которого требует высокого уровня компетенции от преподавателя - грамотного планирования и организации занятий, учета индивидуальных психоэмоциональных особенностей студентов, способности к мотивации каждого отдельного студента и коллективной заинтересованности группы в совершенствовании и развитии навыка говорения, создания атмосферы доверия и поддержки в рамках занятий, стимулирования обучающихся на успех. В связи с этим следует признать актуальность проблемы создания доступных и современных способов развития и совершенствования навыков говорения при изучении английского языка.

В современных реалиях, когда все мировое сообщество ориентировано на поликультурное направление, международное сотрудничество, наращивание

собственных ресурсов посредством коммуникации, английский язык выступает основным средством общения и сотрудничества, обмена знаниями, опытом. Таким образом, обучение коммуникативным навыкам, в частности говорению, должно определяться в качестве основной цели практикума английского языка в высших учебных заведения при подготовке специалистов различных профилей. Все перечисленное определяет цель исследования, которая заключается в теоретическом обзоре средств и способов по совершенствованию навыка говорения - важного аспекта при изучении английского языка. Для этого требуется решение соответствующих задач, а именно - определение навыка говорения с точки зрения его практической значимости для изучающих английский язык и исследование взглядов различных авторов на методы и способы развития навыка говорения.

Говорение определено как продуктивный вид речевой деятельности, при котором происходит устно-речевое общение, в основе которого заложены «произносительные, ритмико-интонационные и лексико-грамматические навыки» [1]. Умение говорить на иностранном языке, выражать свои мысли объединяет две группы умений - способность к диалогической коммуникации и способность к монологической коммуникации. Развивая эти два умения, преподаватель обучает студентов различным способам формирования и формулирования собственных мыслей путем речевых действий разной протяженности (слова, словосочетания, фразовые единства, устные и письменные сообщения). Указанные единицы речи усваиваются обучающимися в результате тренировочных упражнений, которые преподаватель приготовил для блока говорения, планируя свое занятие. В результате такой работы происходит формирование речевых навыков, необходимых для совершенствования навыка говорения.

В научном теоретико-практическом поле, затрагивающем вопросы преподавания английского языка, сосредоточено большое количество теорий и взглядов специалистов на проблему говорения на английском языке. Многими иссле-

дователями (Салиева З.И. [2], Фролова Н.А. [3], Кабакчи М.К. [4] и др.) навык говорения рассматривается как основной и самый значимый аспект при изучении любого иностранного языка, без развития которого невозможна продуктивная речевая деятельность и вербальное общение [2].

По мнению профессора Пассова Е.И., авторитетного российского ученого в области лингвистики и методики иноязычного образования, способность к речевой деятельности на иностранном языке сосредоточивает в себе такие неотъемлемые условия, как «мотивированность обучающегося, целенаправленность, личная заинтересованность, речевая и мыслительная активность, взаимодействие обучающихся в рамках учебного процесса, контактность (эмоциональная, смысловая, личностная), ситуативность в общении, функциональность процесса овладения речевым материалом, содержательность, информативность и про-блемность учебных материалов, новизна и выразительность при использовании вербальных и невербальных средств коммуникации» [5].

По мнению Фроловой Н.А., Алещановой И.В., говорение определяется как «чрезвычайно многоаспектное и сложное явление, овладение которым на достаточном уровне означает в первую очередь достижение элементарной коммуникативной компетенции» [3].

В своей исследовательской деятельности Бирюкова О.А. особое внимание уделяет методу интервью как необходимому средству для развития навыка говорения, считая его очень полезным и «незаслуженно игнорируемым» инструментом для развития навыка говорения при обучении английскому языку. Метод интервью проводится в форме диалога, вовлекая в процесс говорения двух и более спикеров, которые должны обладать определенными умениями и характеристиками, отмеченными профессором Пассовым. Бирюкова О.А. подчеркивает, что наряду с другими речевыми методиками интервью также реализуется в рамках коммуникативного подхода и соответствует основной цели обучения английскому языку, при этом автор отмечает невысокое количество публикаций, посвященных методу интервью при преподавании английского языка [6]. Основными плюсами интервьюирования следует считать вовлеченность большого числа студентов в процесс говорения; минимизирование участия преподавателя в этом процессе; возможность самостоятельного раскрытия творческого и речевого потенциала студентов; приобретение обучающимися новых знаний и обмен активной лексикой друг с другом.

В качестве еще одного популярного и продуктивного, на наш взгляд, инструментария для развития навыка говорения следует рассматривать аудиторный просмотр художественных, документальных, научных фильмов и видеоматериалов о культурном наследии, исторических памятниках, природных аномалиях, географических особенностях страны изучаемого языка. Просмотр фильмов обеспечивает студентов возможностью знакомства с менее известными, описанными в печатных учебных материалах областями. Это своего рода информативный материал для общего обсуждения просмотренного в аудитории, ресурс для выполнения устных и письменных заданий. Кроме того, студенты могут обладать непохожими взглядами на увиденное в фильмах, что может стать толчком для побуждения остальных, менее активных спикеров, к дискуссии. Наличие титров в процессе просмотра также желательно, поскольку устная речь носителя языка в фильмах не всегда полностью ясна, в особенности для тех студентов, которые испытывают сложности с аудированием.

Следует, однако, признать и возможные ограничения, возникающие при использовании просмотра фильмов как инструмента развития навыка говорения на занятиях английского языка. Во-первых, фильмы и видеоматериалы в рамках занятия требуют от преподавателя подготовки к практическим заданиям после просмотра, значительно задействовав его временные ресурсы, которые и так лимитированы его ежедневной подготовкой к лекционным и практическим занятиям. В связи с этим многие преподаватели отказываются от рассматриваемого способа развития навыка говорения.

Популярным способом развития и совершенствования навыка говорения также считается активное использование монологической и диалогической видов речи. Согласно авторской позиции Бредихиной И.А., «разграничение между диалогической и монологической речью следует считать условным» [7]. Автор объясняет свою точку зрения наличием слушающего и в монологической, и в диалогической речи, что дает возможность для включения монологической речи в процесс устного речевого общения, иными словами, в диалогическую речь. В данном случае речь идет не просто о применении метода диалога при обучении английскому языку, а о процессе обучения студентов диалогической форме общения.

Такой подход требует от преподавателя развивать и совершенствовать имеющиеся у студентов начальные навыки и умения по построению диалогической речи на английском языке. К ним относятся:

- умение строить вопросы разных типов (general, special, alternative and disjunctive questions);

- умение последовательно и логично строить ответы на поставленные вопросы;

- умение применять различные реплики, отражающие реакцию собеседника в процессе общения;

- умение использовать в речи клише и вводные выражения;

- умение использовать выражения согласия или несогласия, сомнения, просьбы, совета [7].

Успешность овладения навыком говорения, на наш взгляд, определяется и особенностями памяти студентов. Согласно общеизвестной классификации видов памяти, по времени сохранения материала выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память [8]. По преобладающему анализатору в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала различают двигательную, зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную, эмоциональную и другие виды памяти [8]. Так, для запоминания новой лексики требуется ее систематическое повторение с целью перехода полученной учебной информации в долговременное хранилище. При этом следует учитывать, что у студентов зачастую метод систематического повторения слов и выражений в тренировочных упражнениях вызывает скуку, ведет к потере интереса и мотивации, необходимых для изучения иностранного языка. Так, например, Соловьева Н.А. считает мотивацию студентов к обучению «одним из важных факторов для овладения иностранным языком мастерски» [9]. В связи с этим метод мнемотехники, необходимый для развития навыка говорения и активно используемый в современных методических разработках и рекомендациях, очень популярен.

Мнемотехника определена как наука о запоминании новой информации посредством преобразования ее в образы. Данная наука изобилует различными приемами, методами, способами, ассоциациями, которые делают процесс запоминания новых иноязычных слов более продуктивным [9]. Это своего рода творческий подход к обучению навыку говорения, который, по мнению Соловьевой Н.А., направлен не на облегчение процесса обучения, но «делает его быстрым, качественным, полностью контролируемым» [10]. Помимо этого, у метода есть и другой положительный эффект - постоянный интерес к иностранному языку, развитие способности к самообразованию, повышение интереса и уровня мотивации.

Обзор научной литературы по проблеме развития и совершенствования навыка говорения в процессе обучения английскому языку позволил сформулировать некоторые авторские общие выводы. Так, коммуникативные компетенции преподавателя и студентов определены в качестве приоритетной цели при обучении английскому языку, поскольку при грамотной организации занятия и применении методов активного речевого общения со стороны преподавателя зависит заинтересованность студентов в обучении, преодолевается «языковой барьер», создается атмосфера доверия на занятии, снижается градус неуверенности студентов при говорении на английском языке.

Безусловно, вовлечение студентов в активную речевую деятельность, создание среды естественного общения на английском языке в рамках занятий - это задача преподавателя, и она не всегда решается с легкостью. Разработка рабочей программы по практикуму устного английского языка (Oral practice guide) с детальным описанием практических заданий для развития навыка говорения, методическими рекомендациями представляет научную новизну и может быть составлена и внедрена в учебный процесс в рамках последующих научно-практических разработок, поскольку настоящая научная статья представляет теоретический обзор проблемы и попытку автора оценить значимость навыка говорения при изучении иностранного языка. Таким образом, разработка рабочей программы определяет перспективу дальнейших исследований в области обучения навыку говорения на английском языке.

В качестве основных трудностей при обучении навыку говорения на английском языке и причин, их определяющих, нами были выделены следующие, представляющие теоретическую и практическую значимость проведенного исследования:

1) психологический дискомфорт. Причины: неуверенность в собственных силах, страх ошибки перед аудиторией, боязнь критики;

2) отсутствие мыслей либо невозможность их выражения словесно. Причины: низкая концентрация внимания, несобранность, скудный вокабулярный запас;

3) говорение на русском языке. Причины: отсутствие в словарном запасе активной лексики по конкретной тематике, эмоциональная напряженность по причине неестественной среды общения;

4) неравная степень участия в процессе говорения и разный уровень подготовки студентов. Причины: некоторые студенты хорошо подготовлены и говорят свободно на английском языке, другие испытывают сложности, говорят мало либо предпочитают «отсидеться незамеченными», поскольку не могут справиться с длительным по времени общением на английском языке, вследствие чего получают меньше языковой практики, не вовлекаются в коллективное речевое общение, теряют мотивацию.

Очевидно, что чем меньше группа, чем ближе студенты по уровню подготовки и развитию навыка говорения, тем продуктивнее и успешнее проходит процесс обучения ему. В заключение проведенного теоретического исследования автор выражает свою позицию относительно обязательного обладания преподавателем не только хорошими методологическими и технологическими ресурсами при обучении навыку говорения, но и способностью активно пользоваться своими психолого-педагогическими знаниями для учета индивидуально-возрастных особенностей студентов, уровня их мотивации к обучению и т.д. Навык говорения, как и любой другой, не формируется самостоятельно, ему необходимо обучать целенаправленно, иметь хорошую подготовку и грамотно строить учебный

процесс, организуя активное коммуникативное взаимодействие всех участников этого процесса, учитывая все современные способы по развитию навыка говорения. На основании общих выводов по статье автором отмечено достижение по-

Библиографический список

ставленной цели, которая заключалась в исследовании теоретического аспекта, охватывающего проблемы развития и совершенствования навыка говорения при обучении английскому языку.

1. Сауткина И.С. Формирование умений в говорении при обучении иностранным языкам. Система упражнений. Образовательный портал. Электронный журнал. Социальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования. Available at: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/110-foreignla ng/6643-2014-12-07-23-21-03.html

2. Салиева З.И. Говорение и его роль в практическом овладении иностранным языком. Проблемы современного образования. 2015; № 5. Available at: https://cyberleninka. ru/article/n/govorenie-i-ego-rol-v-prakticheskom-ovladenii-inostrannym-yazykom

3. Фролова Н.А., Алещанова И.В. К вопросу о способах формирования навыков говорения на иностранном языке у студентов ВПО. Успехи современного естествознания. 2014; № 11-1: 108 - 110. Available at: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=34327

4. Кабакчи М.К. Обучение взрослых лексико-грамматической стороне речи на английском языке в условиях краткосрочных курсов. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург. 2002.

5. Пассов Е.И. Терминосистема методики, или Как мы говорим и пишем. Санкт-Петербург: Златоуст, 2009.

6. Бирюкова О.А., Саушкина А.И. Метод интервью на уроке английского языка как средство развития навыков говорения (старшая ступень обучения). Научное обозрение. 2018; № 3. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/metod-intervyu-na-uroke-angliyskogo-yazyka-kak-sredstvo-razvitiya-navykov-govoreniya-starshaya-stupen-obucheniya

7. Методика преподавания иностранных языков: Обучение основным видам речевой деятельности: учебное пособие. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2018.

8. Немов РС. Психология: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: в 3 кн. Общая психология. Москва: ВЛАДОС, 2002; Кн. 1.

9. Соловьева Н.А., Позднякова В.Р Мнемотехника как эффективный способ успешного овладения иностранным языком. Литература и журналистика стран АТР в межкультурной коммуникации XX-XXI вв.: материалы V Международной научно-практической конференц. Хабаровск, 2021: 256 - 263.

10. Соловьева Н.А. К вопросу о мотивации в процессе обучения иностранным языкам, способы создания, поддержания и сохранения мотивации. European Social Science Journal. 2018; № 1: 191 - 201.

References

1. Sautkina I.S. Formirovanie umenij v govorenii pri obuchenii inostrannym yazykam. Sistema uprazhnenij. Obrazovatel'nyjportal. 'Elektronnyj zhurnal. Social'naya set' dlya uchitelej, putevoditel' po obrazovatel'nym uchrezhdeniyam, novosti obrazovaniya. Available at: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/110-foreignlang/6643-2014-12-07-23-21-03.html

2. Salieva Z.I. Govorenie i ego rol' v prakticheskom ovladenii inostrannym yazykom. Problemysovremennogoobrazovaniya. 2015; № 5. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ govorenie-i-ego-rol-v-prakticheskom-ovladenii-inostrannym-yazykom

3. Frolova N.A., Aleschanova I.V. K voprosu o sposobah formirovaniya navykov govoreniya na inostrannom yazyke u studentov VPO. Uspehi sovremennogo estestvoznaniya. 2014; № 11-1: 108 - 110. Available at: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=34327

4. Kabakchi M.K. Obuchenie vzroslyh leksiko-grammaticheskojstoronerechina anglijskomyazyke v usloviyah kratkosrochnyh kursov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg. 2002.

5. Passov E.I. Terminosistema metodiki, ili Kak my govorim ipishem. Sankt-Peterburg: Zlatoust, 2009.

6. Biryukova O.A., Saushkina A.I. Metod interv'yu na uroke anglijskogo yazyka kak sredstvo razvitiya navykov govoreniya (starshaya stupen' obucheniya). Nauchnoe obozrenie. 2018; № 3. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/metod-intervyu-na-uroke-angliyskogo-yazyka-kak-sredstvo-razvitiya-navykov-govoreniya-starshaya-stupen-obucheniya

7. Metodika prepodavaniya inostrannyh yazykov: Obuchenie osnovnym vidam rechevoj deyatel'nosti: uchebnoe posobie. Ekaterinburg: Izdatel'stvo Ural'skogo universiteta, 2018.

8. Nemov R.S. Psihologiya: uchebnik dlya studentov vysshih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij: v 3 kn. Obschaya psihologiya. Moskva: VLADOS, 2002; Kn. 1.

9. Solov'eva N.A., Pozdnyakova V.R. Mnemotehnika kak 'effektivnyj sposob uspeshnogo ovladeniya inostrannym yazykom. Literatura i zhurnalistika stran ATR v mezhkul'turnoj kommunikacii XX- XXI vv.: materialy V Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferenc. Habarovsk, 2021: 256 - 263.

10. Solov'eva N.A. K voprosu o motivacii v processe obucheniya inostrannym yazykam, sposoby sozdaniya, podderzhaniya i sohraneniya motivacii. European Social Science Journal. 2018; № 1: 191 - 201.

Статья поступила в редакцию 25.03.22

УДК 504.75:159.955:378

Dovbysh S.A., Cand. of Sciences (Agriculture), senior lecturer, Altai State Agricultural University (Barnaul, Russia), E-mail: sa_dovbysh@mail.ru

Ostvald G.V., Cand. of Sciences (Chemistry), senior lecturer, Altai State Agricultural University (Barnaul, Russia), E-mail: ostvaldgv@mail.ru

FEATURES OF FORMATION OF ECOLOGICAL THINKING AMONG STUDENTS OF AGRARIAN UNIVERSITY IN THE FRAMEWORK OF THE STUDY OF CHEMICAL DISCIPLINES. The article considers peculiarities of formation of ecological thinking as one of the supraprofessional competences, contributing to efficiency of professional activity, within the framework of academic disciplines of chemical profile in agrarian higher education institution. At studying chemical disciplines practice-oriented methods of teaching are used, which not only increase ecological culture of students, but also lead to deeper understanding of chemistry as a science, which creates a holistic picture of unity of a person with the environment. In order to develop ecological competence of students there have been developed recommendations for the study of separate themes of the courses "Chemistry inorganic and analytical", "Chemistry physical and colloid" and performance of ecologically-oriented laboratory works. It is concluded that the implementation of interdisciplinary approach, combination of ideas and concepts included in the content of different natural science disciplines, contribute to the generalization of ecological ideas and concepts, contribute to the improvement of environmental competence of future specialists.

Key words: ecological thinking, supraprofessional competences, higher education, chemical disciplines.

С.А. Довбыш, канд. с.-х. наук, доц., Алтайский государственный аграрный университет, г. Барнаул, E-mail: sa_dovbysh@mail.ru

Г.В. Оствальд, канд. хим. наук, доц., Алтайский государственный аграрный университет, г. Барнаул, E-mail: ostvaldgv@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ

ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ АГРАРНОГО ВУЗА В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ ХИМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Рассмотрены особенности формирования экологического мышления как одной из надпрофессиональных компетенций, способствующей повышению эффективности профессиональной деятельности, в рамках учебных дисциплин химического профиля в аграрном вузе. При изучении химических дисциплин используются практико-ориентированные методы обучения, которые не только повышают экологическую культуру обучающихся, но и приводят к более глубокому пониманию химии как науки, создающей целостную картину единства человека с окружающей средой. С целью развития экологической компетентности студентов разработаны рекомендации по изучению отдельных тем курсов «Химия неорганическая и аналитическая», «Химия физическая и коллоидная» и выполнению эколого-ориентированных лабораторных работ Сделан вывод о том, что реализация междисциплинарного подхода, сочетание идей и понятий, входящих в содержание различных естественнонаучных дисциплин, способствуют обобщению экологических идей и понятий, содействуют повышению экологической компетентности будущих специалистов.

Ключевые слова: экологическое мышление, надпрофессиональные компетенции, высшее образование, химические дисциплины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.