Научная статья на тему 'Некоторые аспекты активизации обучения химическим дисциплинам'

Некоторые аспекты активизации обучения химическим дисциплинам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горчакова Н. К., Иващенко Л. И.

Представлен опыт кафедры химии и технологии живых систем по активизации деятельности преподавателей и студентов в процессе изучения химических дисциплин и повышению качества образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты активизации обучения химическим дисциплинам»

Н.К. ГОРЧАКОВА,

Л.И. ИВАЩЕНКО

Некоторые аспекты активизации обучения химическим дисциплинам

Представлен опыт кафедры химии и технологии живых систем по активизации деятельности преподавателей и студентов в процессе изучения химических дисциплин и повышению качества образования.

Новые методы хозяйственной деятельности, используемые на современных предприятиях, требуют от будущих специалистов не только глубоких профессиональных знаний, но и умения их приобретать и обновлять. В связи с этим возрастает ответственность преподавателей высшей школы за качество подготовки специалистов. Отсюда - поиск новых прогрессивных методов преподавания, дальнейшее развитие учебно-познавательной деятельности, внедрение в практику новых активных методов преподавания. При этом образовательный процесс должен рассматриваться как система обучения на основе взаимосвязанного комплекса учебной, практической и общественной деятельности. Под этой системой понимается продуманная и тщательно разработанная координация средств, форм и методов обучения. Изменения в подготовке будущих специалистов связанны с поиском новых эффективных технологий преподавания, позволяющих от традиционного объяснительно-иллюстративного типа обучения перейти к активному развивающему, основанному на творческо-поисковой деятельности не только преподавателей, но и студентов. Особенностью такого подхода является то, что знания передаются преподавателями не в готовом виде, а приобретаются, «добываются» студентами в процессе их активной деятельности.

Чтобы «школа памяти» уступала место «школе мышления», необходимо использовать элементы проблемности при чтении лекций, проводить учебные занятия в диалоговом режиме, продумать перечень активизирующих аудиторию вопросов, привлекать студентов к подготовке рефератов, докладов, конкурсов на злободневные темы с последующим их обсуждением [1, 6].

При этом важнейшей педагогической задачей является активизация самостоятельной работы студентов и развитие их творческих способностей.

Самостоятельная работа студентов становится важнейшим элементом учебной деятельности, но в связи с этим возрастают и требования к педагогическому мастерству преподавателей, их умению направлять учебно-познавательную деятельность студентов.

На кафедре химии и технологии живых систем накоплен большой опыт использования методов активного обучения в процессе изучения таких дисциплин, как общая и неорганическая, аналитическая, физическая и коллоидная химия [2]. Большую роль в этом процессе играет применение методов текущего, рубежного и итогового контроля знаний студентов.

В решении научных экологических проблем дисциплины естественно-научного цикла (прежде всего химия) занимают особое место. Большинство явлений, сопровождающих жизнь человека, представляют собой разнообразные физико-химические либо биохимические процессы. Подавляющее количество вредных выбросов промышленных и сельскохозяйственных предприятий, особенно металлургических производств, тепловых и атомных электростанций, транспорта являются продуктами различных химических реакций - окислительно-восстановительных, ионно-обменных, реакций комплексообразования. Все они приводят к нежелательным сдвигам природных равновесий, нарушая ход естественного биогенного круговорота, в результате чего хозяйственная деятельность становится опасной для самого человека. И в то же время именно химические науки и методы химии способны найти ключи к решению многих общечеловеческих проблем: это и методы контроля состояния объектов окружающей среды, и способы отчистки воздушного и водного бассейнов, и способы переработки всевозможных отходов.

Уникальными возможностями для установления взаимосвязи различных явлений в биосфере обладает такая наука, как физическая и коллоидная химия. Завершая базовое общехимическое образование, она позволяет раскрывать сущность, выявлять закономерности протекания различных технологических процессов и выбирать наиболее благоприятные условия для их практического осуществления.

Существенные возможности в плане активизации преподавания предоставляются при постановке и модернизации лабораторного практикума по физической и коллоидной химии. Именно эта дисциплина знакомит студентов с научно-практическими основами пищевых технологий, методами очистки воды и воздуха, утилизацией отходов. Полученные знания и умения позволят будущим специалистам прогнозировать экологические последствия своей деятельности, научат принимать адекватные решения для снижения экологического ущерба.

На практикуме по коллоидной химии студенты изучают поверхностное натяжение, поверхностную активность и реологические свойства различных спиртов, белков, полисахаридов, водных экстрактов мыльного корня, сои, альгинатов, моющих средств и красителей. Адсорбцию различных органических и неорганических веществ исследуют как на образцах активированного угля, так и на природных сорбентах Приморского края. Здесь же проводят работы по моделированию процессов очистки природных и сточных вод пищевых производств от механических и коллоидных примесей. Большой интерес вызывают у студентов работы по стабилизации или разрушению различных пищевых эмульсий и гелей; по солюбилизации органических веществ и осветлению вин коагуляцией; пенообразование и пеногашение; процессы высаливания и коацервации высокомолекулярных соединений.

На лекциях и лабораторных занятиях по коллоидной химии при рассмотрении свойств ПАВ уместны вопросы такого характера:

1. Какие физико-химические процессы лежат в основе стирки белья?

2. При приготовлении какой пищи наиболее ярко проявляется важнейший процесс, происходящий при образовании растворов ВМС?

3. Какие пищевые продукты являются дисперсными системами?

В итоге после непродолжительной дискуссии студенты с гораздо

большим интересом рассматривают такие явления, как адгезия, смачивание, эмульгирование, пенообразование и флотация. Аналогичные вопросы заметно оживляют восприятие непростого материала.

При чтении лекций по химическим дисциплинам преподаватель должен как можно чаще обращать внимание на проблемы экологии, опираясь при этом на телевизионные сюжеты и материалы прессы, тем более что сообщения о кризисных ситуациях или экологических катастрофах различного масштаба стали уже привычными. На лабораторных занятиях целесообразно увеличить количество заданий на выявление причинноследственных связей. Наиболее наглядной системой с огромным набором элементов и связей, а также состояний этих элементов (таких как температура, соленость, плотность и др.) является Мировой океан. Лабораторное занятие «Загрязнение вод Мирового океана» проводят следующим образом: студенты предварительно собирают информацию о типичных загрязнениях Мирового океана, систематизируют ее по видам загрязнения и влиянию токсикантов на организм человека; далее проводят эксперимент, моделируя экосистему «морское побережье», наблюдают возможные последствия различных загрязнений, сопровождая соответствующими комментариями.

При этом экосистему рассматривают в системе причинно-следственных связей, которые приводят к глобальному пониманию происходящего: нефтяная пленка на поверхности океана ^ нарушение процессов газообмена (повреждение защитных покровов гидробионтов) ^ отравление ^ гибель многих животных ^ нарушение пищевой цепи ^ сокращение биоразнообразия ^ снижение саморегулирующей способности в экосистеме океана ^ нарушение процесса фотосинтеза ^ накопление углекислого газа ^ изменение климата планеты [2, 3].

Во время чтения лекций по общей и неорганической химии при изучении свойств растворов уместно акцентировать внимание на процессах гидролиза и электролитической диссоциации, поскольку благодаря этим явлениям формируется состав водных источников (океанических и пресных вод), а также обеспечивается метаболизм процессов в живых организмах. Содержание следующих вопросов на лекции способствует усвоению этого материала:

1. Имеет ли гидролиз отношение к специфическому составу морских вод?

2. Почему HCOз и Ш32" являются самыми распространенными компонентами пресных и соленых вод?

3. В какой форме химические элементы находятся в водных источниках и живых организмах?

Другой прием активизации: в конце лекции по наиболее важным темам курса задаются по 1-2 контрольных вопроса, ответы на которые даются студентами в письменном форме. На следующей лекции анализируются ошибки. При этом поток студентов разбивается на несколько групп (2-3), которым дают самостоятельное задание. Например, по теме «Строение атома» используются следующие задания:

1. Определите количество орбиталей, для которых главное квантовое число равно трем. Укажите значения главного, побочного и магнитного чисел для каждой из этих орбиталей.

2. Какие из перечисленных ниже обозначений атомных орбиталей не имеют смысла?

Современный этап высшего образования включает в себя, помимо традиционных естественно-научных дисциплин, ряд новых, например экологические курсы и «Концепции современного естествознания».

Известно, что экологические дисциплины рассматривают глобальные общечеловеческие проблемы, возникшие в результате потребительского отношения человека к окружающей среде.

Непрерывное отслеживание развития научного знания и технических достижений, а также оперативное отражение новых фактов в преподавании дисциплин будут, несомненно, усиливать обучающий и воспитательный эффект. Так, например, в курсе коллоидной химии при характеристике растворов ВМС внимание аудитории заметно оживляется, когда на примерах «умных» полимерных гелей показано, что они достаточно плотно вошли в наш быт как наполнители гигиенических салфеток, детских подгузников, мягких стелек и т.д. Происходящие в многокомпонентных полимерах резкие и обратимые изменения объема в ответ на небольшие изменения параметров среды очень привлекательны для практической деятельности. Особый интерес модифицированные гели представляют в качестве носителей плохо растворимых в воде лекарственных веществ и биологически активных добавок.

На кафедре на лабораторных занятиях проводят исследования процессов очистки сточных вод пищевых производств адсорбционными методами с использованием образцов активированного угля, различных типов углеграфитовых материалов, а также природных сорбентов Приморья, в частности образцов цеолита уникального Чугуевского месторождения [4].

В последние годы получило развитие новое направление адсорбции - электроадсорбция, позволяющее управлять процессом отчистки и одновременно осуществлять регенерацию сорбента [5]. Отсутствие вторичного загрязнения, возможность многократного использования адсорбента без снижения его активности, а также низкие электрозатраты зарекомендовали электроадсорбцию как перспективный метод локальной очистки промышленных сточных вод и технологических растворов пищевых производств.

Элементы проводимых исследований находят отражение в лабораторных практикумах по экологии, физической и коллоидной химии. Студенты привлекаются к выполнению индивидуальных работ как реферативного, так и экспериментального характера, результаты которых ис-

пользуются в дипломных работах, публикуются в материалах научных конференций.

Ни один из методов активного обучения, применяемого в вузе, не является универсальным. Здесь важно сочетание традиционных форм с новыми методами, приемами и средствами обучения, что, несомненно, будет способствовать активизации творческой деятельности и студентов, и преподавателей.

Литература

1. Горчакова Н.К. Роль фундаментальных наук в формировании современного специалиста / Н.К. Горчакова, О.Н. Лукьянова, М.Ф. Ростовская, О.В. Реунова // Материалы региональной научно-методической конференции «Современные проблемы высшего образования в странах АТР». Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 1999. 183 с.

2. Горчакова Н.К. Экологические знания как средство формирования личности студента / Н.К. Горчакова, Л.И. Ефименко, Ю.В. Приходько // Материалы региональной научно-практической конференции «Современная проблема высшего образования в странах АТР». Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 1998. 319 с.

3. Горчакова Н.К. Непрерывное экологическое образование в экономическом вузе / Н. К. Горчакова, О. Н. Лукьянова, Т. В. Танашкина // Вторая межрегиональная научно-практическая конференция исследовательских и образовательных организаций: тез. докл. Астрахань, 2001. 201 с.

4. Иващенко Л.И. Применение адсорбции для очистки сточных вод рыбообрабатывающих предприятий / Л.И. Иващенко // Вестник ДВО РАН. 1994. № 1 (53). С. 62-64.

5. Лисицкая И.Г. Перспективы применения углеродных материалов разной пористой структуры для процессов электорсорбции органических веществ / И.Г. Лисицкая, Л.П. Лазарева, Н.К. Горчакова [и др.] // Химия и технология воды. 1990. т. 12. № 1. С. 3-6.

6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. -СПб: Питер Ком, 1999. - 720 с.

© Горчакова Н.К., Иващенко Л.И., 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.