Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЗНАКОМСТВА С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЗНАКОМСТВА С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
духовно-нравственное развитие / старший дошкольный возраст / художественная литература / spiritual and moral development / senior preschool age / fiction

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Амирханова З.З., Галич Т.Н.

В данной работе рассмотрен актуальный вопрос об особенности формирования духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с произведениями художественной литературы, а также приведен отчет о проведении одного из занятий с детьми 5-6 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FORMATION OF SPIRITUAL AND MORAL QUALITIES IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN IN PROCESS OF ACQUAINTANCE WITH WORKS OF FICTION

This paper examines the topical issue of the peculiarities of the formation of spiritual and moral qualities in older preschool children in the process of acquaintance with works of fiction, and also provides a report on one of the classes with children 5-6 years old.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЗНАКОМСТВА С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»

УДК 37 Амирханова З.З., Галич Т.Н.

Амирханова З.З.

студент

Елабужский институт (филиал) Казанский федеральный университет (г. Елабуга, Россия)

Галич Т.Н.

доцент, к.н., доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования Елабужский институт (филиал) Казанский федеральный университет (г. Елабуга, Россия)

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЗНАКОМСТВА С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Аннотация: в данной работе рассмотрен актуальный вопрос об особенности формирования духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с произведениями художественной литературы, а также приведен отчет о проведении одного из занятий с детьми 5-6 лет.

Ключевые слова: духовно-нравственное развитие, старший дошкольный возраст, художественная литература.

Духовно-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста является одной из основных задач воспитания и образования. В наше время, когда распространение информационных технологий и цифровых развлечений приводят к изменению ценностных ориентаций и исчезновению многих

традиционных форм общения и взаимодействия, становится особенно важным обращение к культурным ценностям и духовным нравственным началам в детях.

Процесс знакомства с произведениями художественной литературы предоставляет уникальную возможность формирования духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста. В художественных произведениях обычно имеется сильный ценностный компонент, состоящий из таких моментов, как борьба добра со злом, правда и справедливость, мужество и смелость, уважение к окружающим и прочие моральные принципы.

Актуальность данной темы не подлежит сомнению. В нашем сложившемся обществе стало нередкими случаи утраты ценностей и нравственных ориентиров. Под воздействием агрессивной рекламы, широко доступных медийных контента и социальных сетей, дети подвержены влиянию негативных образцов поведения и искаженным представлениям о мире. Именно в таких условиях духовно-нравственное воспитание играет решающую роль в формировании у детей старшего дошкольного возраста прочных ценностных ориентаций и правил этического поведения.

Знакомство с произведениями художественной литературы позволяет детям развивать воображение, креативность и творческие способности. Оно способствует формированию эмоциональной и эстетической сферы ребенка, а также развивает его коммуникативные навыки. Кроме того, в художественных произведениях часто затрагиваются сложные этические вопросы, с которыми дети могут столкнуться в своей жизни. Размышления о подобных ситуациях помогают детям формировать свое мировоззрение и научиться принимать самостоятельные решения.

Опираясь на эту тему мы провели занятие с детьми 5-6 лет чтобы выявить особенности формирования и развития их духовно-нравственных качеств через знакомство с произведениями художественной литературы. В ходе занятия было использовано несколько произведений, специально подобранных с учетом возрастных особенностей детей.

Во-первых, занятие началось с ознакомления детей с различными картинками из книг, изображающими героев разных историй. Дети с большим интересом рассматривали их, высказывали свои мысли и мнения о том, что они видят на картинках. Были заданы вопросы, чтобы развить у детей наблюдательность и логическое мышление.

Затем мы перешли к чтению самого главного произведения - сказки. Читая сказку, я активно задавала вопросы и стимулировала детей высказывать свои мысли о происходящем. Дети с особым вниманием слушали, сопереживали героям и выражали свои эмоции. Это позволило им развить эмпатию, способность понимать и сопереживать чувствам других людей.

После чтения сказки была проведена групповая деятельность, связанная с драматизацией. Дети могли самостоятельно выбрать персонажей и разыгрывать их роли. Такая игра развивает коммуникативные навыки, умение работать в группе и способность переживать чувства других людей. Это помогло детям лучше усвоить основные моральные уроки из сказки.

На заключительном этапе занятия мы с детьми создали свою собственную историю. Я предложила им выбрать героев и придумать сюжет. В ходе этого творческого процесса, дети активно высказывались, проявляли свою фантазию и креативность. Это способствовало развитию их познавательных способностей и воображения.

Таким образом, занятие с использованием произведений художественной литературы способствует развитию духовно-нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Оно помогает им открывать новые миры, погружаться в фантастические истории, а также развивать эмоциональную сферу и воображение.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Белокурова, Е.А. Психологические особенности развития духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста / Е.А. Белокурова. - СПб: Речь, 2010;

2. Дубовик, А.А. Формирование духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста: опыт образовательного учреждения / А.А. Дубовик. - Красноярск: Красноярское книжное издательство, 2018;

3. Петрова, О.Н. "Духовно-нравственное воспитание старшего дошкольного ребенка в условиях современного общества". Санкт-Петербург: Издательство "Лань", 2023.

Amirkhanova Z.Z., Galich T.N.

Amirkhanova Z.Z.

Kazan Federal University (Elabuga, Russia)

Galich T.N.

Kazan Federal University (Elabuga, Russia)

FEATURES OF FORMATION OF SPIRITUAL AND MORAL QUALITIES IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN IN PROCESS OF ACQUAINTANCE WITH WORKS OF FICTION

Abstract: this paper examines the topical issue of the peculiarities of the formation of spiritual and moral qualities in older preschool children in the process of acquaintance with works of fiction, and also provides a report on one of the classes with children 5-6 years old.

Keywords: spiritual and moral development, senior preschool age, fiction.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.