Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМАТОВ И ПРАКТИК РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМАТОВ И ПРАКТИК РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1218
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖНЫЕ ФОРМАТЫ / МОЛОДЕЖНЫЕ ПРАКТИКИ / РАБОТА С МОЛОДЕЖЬЮ / YOUTH FORMATS / YOUTH PRACTICES / WORK WITH YOUTH

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Яновицкая А.И.

В работе рассматриваются понятия «формат» и «практика». Автор дает характеристику данных понятий, включающую их классификацию, виды, отличительные признаки. Подчеркивается способ взаимодействия форматов и практик. Понятия рассматриваются в рамках работы с молодежью и молодежной политики. При анализе форматов и практик в рамках работы с молодежью, автор фокусируется на законодательство Европейского союза и Совета Европы в сфере молодежной политики и воспитания молодежи. Особое внимание уделено выделению особенностей молодежных форматов и практик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FORMATS AND PRACTICES OF WORKING WITH YOUTH

The paper deals with such concepts as "format" and "practice". The author gives a complete description of these concepts, including their classification, types, distinctive features. The way of interaction of formats and practices is emphasized. The concepts are considered in the framework of youth work and youth policy. When analyzing formats and practices in the framework of work with youth, the main focus is on the legislation of the European Union and the Council of Europe in the field of youth policy and youth education. Special attention is paid to highlighting the features of youth formats and practices.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМАТОВ И ПРАКТИК РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ»

УДК 316.4

ОСОБЕННОСТИ ФОРМАТОВ И ПРАКТИК РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ

А.И. Яновицкая

Пермский государственный национальный исследовательский университет

В работе рассматриваются понятия «формат» и «практика». Автор дает характеристику данных понятий, включающую их классификацию, виды, отличительные признаки. Подчеркивается способ взаимодействия форматов и практик. Понятия рассматриваются в рамках работы с молодежью и молодежной политики. При анализе форматов и практик в рамках работы с молодежью, автор фокусируется на законодательство Европейского союза и Совета Европы в сфере молодежной политики и воспитания молодежи. Особое внимание уделено выделению особенностей молодежных форматов и практик.

Ключевые слова: молодежные форматы, молодежные практики, работа с молодежью.

В современном мире - по крайней мере до пандемии корона-вируса - различные мероприятия занимают все большую долю времени во всех сферах жизни людей; впрочем, и в период пандемии мероприятия остаются весьма актуальными для наших современников, хотя и реализуются в первую очередь в различных on-line формах. В молодежной политике молодежное событие (event) - один из ключевых инструментов вовлечения молодых людей в социальные практики. Молодым людям нравится участвовать в мероприятиях, будь то развлекательные, учебные, творческие и прочие направления, чувствуя свою причастность к теме, сообществу, получая новый опыт или опыт, приносящий удовольствие. Именно поэтому специалистам по работе с молодежью, необходимо качественно и профессионально разбираться в вопросе молодежных практик и форматов, позволяющих успешно и эффективно с точки зрения результатов вовлекать целевую аудиторию, то есть молодых людей, в приоритетные

© Яновицкая А.И., 2020

направления молодежной политики, а также знать, какие из существующих инструментов являются самыми эффективными. Таким образом, актуальность нашего исследования высока, так как тема форматов и практик в рамках молодежной политики практически не освещена в научных работах как отечественных, так и зарубежных ученых, и специалистов.

Главный вопрос нашего исследования связан с изучением классификаций, видов и особенностей молодежных форматов и практик.

В рамках исследования для нас важно изучение научной литературы и других профильных источников, связанных с темой исследования, отражающих особенности форматов и практик молодежной политики и работы с молодежью. В частности, для этого необходимо изучить ряд документов, определяющих основания политики ООН и Европейского Союза, так как она является достаточно сфокусированной на молодежной проблематике: «Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года», «Европейская хартия об участии молодежи в общественной жизни на местном и региональном уровнях», Доклад для главного секретаря ООН «Превращая в реальность будущее, которого мы добиваемся для всех».

В ходе исследования, цель реализуется совокупностью следующих задач: рассмотреть теоретические аспекты понятий «формат» и «практика» (в отношении работы с молодежью); изучить классификацию форматов и практик, возможных для применения в рамках работы с молодежью; выявить отличительные черты молодежных форматов и практик.

Для успешного взаимодействия с молодежью, для плодотворной работы и полезного времяпрепровождения существуют разные форматы мероприятий и событий. Они отличаются по направленности, цели и повестке. Известно большое множество различных форматов, но наш мир не стоит на месте, и как ученые придумывают новые лекарства и технологии, так и люди нашей сферы придумывают новые форматы мероприятий и работы с молодежью, порой качественно изменяя старые. Все это необходимо для развития и реализации потенциала людей, а также для попадания в повестку времени, в котором мы живем. В «Повестке дня в области устойчивого развития на период до 269

2030 года», сформулированной Генеральной Ассамблеей ООН, говориться о вложении инвестиций в каждого человека, о создании для детей и молодежи обстановки, комфортной для их непрерывного и всестороннего развития и образования [1]. Таких целей можно достичь при соблюдении грамотных действий, а также при добавлении новых форматов и деталей, которые будут интересовать и привлекать целевую аудиторию.

Образ будущего, о котором мы говорили выше, а также требования для его осуществления выделены не только в «Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года», но и в Докладе для главного секретаря ООН «Превращая в реальность будущее, которого мы добиваемся для всех». Для составления полной картины будущего и подтверждения необходимости новых форматов, ознакомимся важным для нас аспектом -потребностью в новых путях развития: «существует острая необходимость поиска новых путей развития, которые поощряли бы творческие способности и инновации в достижении всеохватывающего, справедливого и устойчивого роста и развития» [2]. Таким образом, можем сделать вывод, что «новые пути развития», о которых говориться в докладе, а также «возможность непрерывного образования», из повестки ООН - это современные форматы, которые помогают работать с молодежью на благо развития мира и всестороннего развития самих молодых людей. С помощью этого средства мы можем помочь изменить мир и сделать образ будущего вполне реальным. Цель форматов -разнообразить повседневную человеческую деятельность, сделать мероприятия интересными и отличающимися друг от друга. Привлечь большое количество молодых людей, заинтересовать их настолько, чтобы они остались с вами.

Рассмотрим понятие «формат». В своей работе мы воспользуемся определением, составленным автором #иХЕуей (Блога об организации конференций и нетворкинговых событий), на основе существующих мнений практиков, интегрированных в одно целое.

Формат - это род события, который определяется совокупностью формальных и содержательных признаков, указывающих на некоторые структурные особенности, например, на роли и особенности программы мероприятия [3].

Формат имеет свои признаки, по которым можно отличить друг от друга различные мероприятия. Основные признаки:

1) время/продолжительность (включает в себя не только срок проведения, но и определенное время года и месяц);

2) место/локация (удобное пространство и специальные локации);

3) особые роли (типичные для определенного формата роли для каждого участника);

4) особые действия (моменты и действия, которые обязательно должны выполняться в используемом формате);

5) проблематика (уровень конфликта или главная тема мероприятия).

Таким образом, мы видим, что признаки формата охватывают все основные пункты и стороны любого мероприятия. Зачастую признаки форматов сравнивают с особенностями различных жанров кино - у каждого жанра своя продолжительность, роли, действия, место и проблематика.

Специалистам по работе с молодежью необходимо уметь разграничивать форматы и знать особенности каждого из них. Обладая довольно большим запасом разносторонних форматов, специалист, во-первых, будет выделяться своим профессионализмом, а во-вторых, сможет выстроить грамотную работу по обучению, развлечению или другому взаимодействию с молодыми людьми, так как сможет подобрать формат под выдвинутые требования и рамки. Только тогда, когда молодым людям будет интересно и полезно мероприятие, работа с молодежью будет давать положительные результаты.

Для примера рассмотрим формат РеЛаКиЛа, созданный в Японии несколько лет назад, для организации неформальных встреч и нетворкинга молодых дизайнеров, нацеленных на то, чтобы поделиться с другими специалистами своими мыслями и работами. Главная отличительная черта - ограниченное время (20 слайдов по 20 сек.). Сегодня формат РеЛаКиЛа пользуется огромной популярностью по всему миру: студенческие встречи, учебные мероприятия и многое другое. Это пример того, как формат неинтересных и долгих презентаций, которые могут наскучить молодым людям, трансформировался в более интересный и современный формат. РеЛаКиЛа, помимо жестко 271

ограниченного времени, обладает и другими особенностями: место или локация (удобное пространство, имеющее проектор и место для зрителей); особые роли (докладчики, ведущий и слушатели); особые действия (регистрация, приветственное слово, выступления докладчиков); проблематика (главная тема докладов, например, современный дизайн).

В источниках российских исследований нет единой классификации форматов. По версии проекта «Библиотека выставочного научно-исследовательского центра» [4], -опирающегося на западных исследователей, таких как М. Сондер и других, классификация форматов включает семь основных пунктов, которые подразделяются на более мелкие и детальные события. В основную группу входят:

• Мероприятие;

• Конгрессное мероприятие;

• Деловой завтрак;

• Встреча;

• Интенсив;

• Интенсив-программа;

• Биржа деловых контактов.

Рассмотрим каждое направление. Мероприятие -организационное событие, собрание людей с целью мотивации участников [5]. Такой вектор форматов является одним из универсальных, для молодежи. Он простой и не требует долгого изучения и подготовки. Конгрессное мероприятие -организованная встреча представителей различных отраслей, для обмена опытом и поиска необходимых решений. Данное направление включает в себя такие форматы как конгресс, съезд, форум, конференция, круглый стол, семинар, биржа деловых контактов и другие [6]. Данный формат в последнее время приобретает популярность среди молодежи, благодаря постоянным изменениям и преобразованиям. Молодые люди участвуют в форумах, проходящих в их городе, регионе, округе, стране или за границей. Стоит упомянуть такие примеры как: Всемирный фестиваль молодежи и студентов, международные научные конференции и прочее. Деловой завтрак -неформальная встреча в первой половине дня с целью

знакомства или реализации образовательной программы. Такой формат используется реже форумов или конференций, чаще пользуется популярностью у молодых людей старше двадцати лет. Встреча - событие, когда несколько человек или большие группы собираются в одном месте, чтобы обсудить какой-либо вопрос или выполнить какую-либо работу [7]. По версии официального словаря ассоциации 1АРСО интенсив - это мероприятие, включенное в программу, предлагаемую участникам в качестве поощрения за проделанную работу. Интенсив-программа представляет собой комплекс мер, направленных на обучение и поощрение участников.

Изучив вышеперечисленные характеристики предмета исследования, нужно понять, зачем людям нужны форматы как таковые, и какую задачу они выполняют. Цель форматов -разнообразить повседневную человеческую деятельность, сделать мероприятия интересными и отличающимися друг от друга. Привлечь большое количество молодых людей, заинтересовать их так, чтобы они остались с вами. Для этого все форматы, будь то развлекательные, образовательные, творческие, должны обладать несколькими аспектами, которые показывают их исключительность [8]:

- является уникальным;

- носит позитивный характер;

- побуждает участников к действию;

- остается в памяти;

- трансформирует отношение (к ситуации, себе, к другим, предмету интереса).

Таким образом, стоит отметить, что у формата есть своя структура, по которой он может меняться и преобразовываться, сохраняя важные детали, отличающие его от других событий. Мы уже говорили о том, что существующую классификацию форматов можно расширять уже сегодня, так как она постоянно устаревает. В частности то, что предлагалось создать в таком документе как «Европейская хартия об участии молодежи в общественной жизни на местном и региональном уровнях» -уже создано: в большинстве стран есть молодежные парламенты, проводятся форумы, поддерживаются молодежные проекты. Стоит сделать вывод, что для поддержания интереса 273

молодежи к получению образования в разных сферах, ее развлечения и интеллектуального роста, нам следует обратить внимание на новейшие форматы, способствующие реализации основных задач молодежной политики, и систематично преобразовывать их под условия современного мира и образа будущего.

Вторым важным аспектом в нашем исследовании является понятие практики. Обзорно представим толкования понятия практики в словарно-энциклопедической литературе. «Толковый словарь русского языка» Д.Н. Ушакова дает следующее определение: совокупность приемов и навыков в какой-либо области деятельности [9]. Словарь русского языка РАН описывает практику как применение каких-либо знаний, навыков на деле [10]. Оба эти определения подходят к нашей ситуации. Мы берем опыт других людей, из этого у нас появляется знание, которое мы можем переложить как шаблон на другую группу людей. Различные практики неразрывно связаны с жизнью и всесторонним развитием молодежи и людей в целом.

Важно отметить, что индивидуальные практики могут быть как успешными так и неуспешными и более или менее социально эффективными при групповых. В статье Н.Л. Антоновой «Проблема оснований в классификации социальных практик» также говорится, что оценка практик будет зависеть от параметров временных рамок и от субъективного мнения участников и организаторов [11].

Как и в случае форматов, важным аспектом реализации практик является уровень развития общества. Традиционные практики адаптируются к новым условиям, при этом их суть остаётся неизменной. С другой стороны, современное общество создает новые практики, которые опираются на процессы глобализации, оставляя при этом базис давних и проверенных практик [11].

Не все из существующих ныне практик уместны и актуальны для молодежной аудитории. Без добавления новых деталей и современных «фишек» практики могут постепенно умирать, так как окажутся неинтересными для молодых людей.

Таким образом, практики - неизменный способ взаимодействия с обществом, который можно и необходимо

изменять в связи с быстрым изменением условий в современном мире. Работать с молодежью необходимо не только с использованием форматов, но и с применением различных практик, уже опробованных до этого, которые принесли хороший результат, влияющий на повышение уровня всестороннего развития молодых людей.

Стоит заметить, что в молодежной политике чаще всего применяются образовательные, проектные, профессиональные и социальные практики: обучение молодых людей творческим, проектным и другим навыкам через формальные и неформальные каналы, освоение молодыми людьми социальных и профессиональных навыков в ходе решения проблемы, реализации собственной инициативы. В работе мы будем опираться в большей мере на образовательные практики, поэтому нам необходимо рассмотреть понятие образовательных и проектных практик. В статье Н.А. Селиверстовой «Образовательные практики как основания новых молодежных субкультур» дается следующее определение: завершенный цикл действий от разработки учебно-методических материалов до проведения занятий в различных формах и оценивания знаний, умений и навыков обучающихся, обусловленный ценностно-нормативной структурой личности обучающегося, при помощи традиционных и инновационных технологий обучения и воспитания [12]. Другими словами, это такие практики, которые представляют собой проверенные и уже выполненные кем-либо действия, которые показали свою универсальность и результативность. Они помогают нам взаимодействовать с молодежью, помогать молодым людям познавать мир и себя, овладевать новыми навыками. Это могут быть какие-либо проекты, которые прошли апробацию в другом регионе и дали хорошие результаты.

В заключение отметим, что различные практики неразрывно связаны с жизнью и всесторонним развитием молодежи и людей в целом. Практики, как и форматы, являются одними из главных средств и механизмов взаимодействия с молодежью, для воплощения образа будущего в жизнь. Они неразрывно связаны с временными рамками и должны развиваться, попадая в повестку времени. Создаются целые организации и платформы, 275

цель которых - развивать молодых граждан, путем передачи и использования новых и успешных практик. Также не стоит забывать, что практика и формат неразрывно идут друг с другом. Одно из понятий может включать в себя другое и наоборот. Поэтому не стоит бояться экспериментировать с обновлением и усовершенствованием форматов и практик под изменяющиеся условия мира. Молодежи нравится все новое и интересное. Как сказано в Повестке ООН, каждому молодому человеку должно быть обеспечено всестороннее развитие, но как оно возможно, если инструменты не всегда соответствуют реальности. Новые форматы и практики - незаменимая вещь при работе с молодежью, которая может послужить важным «крючком» для реализации проектов и инициатив молодежи. За счет привлечения молодых людей к интересным и новым форматам, мы можем вовлечь молодежь в важные социальные практики.

Таким образом, мы выяснили, что качественная реализация молодежных форматов и практик должна соответствовать следующим критериям: высокий уровень инициативности и самостоятельной работы, высокая интенсивность образовательной части, новизна и интересность, плотная командная работа, попадание в повестку дня ООН.

Библиографический список

1. Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года: Генеральная Ассамблея ООН от 25 сентября 2015 г. URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/about/development-agenda/ (дата обращения: 08.10.2020).

2. «Превращая в реальность будущее, которого мы добиваемся для всех»: доклад для генерального секретаря ООН / ООН. 2012.

1 июн. URL: https://www.refworld.org.ru/docid/534655f7ade.html (дата обращения: 08.10.2020).

3. Что такое формат события (мероприятия) // #UXEvent (Блог об организации конференций и нетворкинговых событий). URL: https://uxevent.com/chto-takoe-format-sobytiya-meropriyatiya/ (дата обращения: 08.10.2020).

4. Краткий словарь терминов и ключевых понятий ивент индустрии. Индустрия встреч / под ред. Д.А. Островской,

А.А. Стуглева и др. СПб., 2018. 148 c.

5. About Our Events / MPI (Meeting Professionals International). URL: https://www.mpi.org/events/events (accessed: 28.05.2020).

6. ГОСТР 53524-2009. Конгрессная деятельность. Термины и определения. URL: http://docs.cntd.ru/document/gost-r-53524-2009 (дата обращения: 20.05.2020).

7. Meeting Industry Terminology. Luxembourg, 1992. 300 p. URL: https://www.termcoord.eu/wp-content/uploads/2016/07/meeting-industry-terminology.pdf (accessed: 28.05.2020).

8. Ковалева Н.А. Event-мероприятия как способ продвижения для B2B: курс. работа. URL: https://studfile.net/preview/1790799/ (дата обращения: 28.05.2020).

9. Толковый словарь русского языка: в 4 т. / под ред. Д.Н. Ушакова. М.: Сов. энцикл., 1935-1940. 1562 с., 1040 с., 1424 с., 1500 с.

10. Евгеньева А.П. Словарь русского языка. 4-е изд. М.: Полиграфре-сурсы, 1999. 708 c.

11. Антонова Н.Л. Проблема оснований в классификации социальных практик // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2011. № 1(118).

С. 240-243.

12. Селиверстова Н.А. Образовательные практики как основания новых молодежных субкультур // Горизонты гуманитарного знания. 2016. № 3. С. 50-54.

FEATURES OF FORMATS AND PRACTICES OF WORKING WITH YOUTH

A.I. Yanovitskaya

Perm State University

The paper deals with such concepts as "format" and "practice". The author gives a complete description of these concepts, including their classification, types, distinctive features. The way of interaction of formats and practices is emphasized. The concepts are considered in the framework of youth work and youth policy. When analyzing formats and practices in the framework of work with youth, the main focus is on the legislation of the European Union and the Council of Europe in the field of youth policy and youth education. Special attention is paid to highlighting the features of youth formats and practices.

Keywords: youth formats, youth practices, work with youth.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.