Научная статья на тему 'Международный опыт в сфере реализации молодежной политики'

Международный опыт в сфере реализации молодежной политики Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
938
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / YOUTH POLICY / ЕВРОПЕЙСКАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / EUROPEAN YOUTH POLICY / ООН / ЮНЕСКО. / UNESKO

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Тарцан Владимир Николаевич

1 См.: Lorriman John and Kenio Takashi. Japans Winnindg Margins.Management, and Education, p. 70-71. Статья посвящена анализу различных подходов в организации молодежной политики и работе с молодежью в развитых странах мирового сообщества. По мнению автора, зарубежный опыт реализации молодежной политики, а также новых 12 подходов в работе с молодежью принципиально важны для России, которая на современном этапе находится в поиске методов и форм молодежной политики, в том числе на законодательном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author analyzes various approaches in the organization of a youth policy and work with youth in the developed countries of the world community. This experience, by the author's opinion, is very important for Russia which is in searching of methods and forms of a youth policy, including at legislative level at the present stage.

Текст научной работы на тему «Международный опыт в сфере реализации молодежной политики»

В.Н. ТАРЦАН аспирант ИС РАН*

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ В СФЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

Забота о молодежи и дальнейшее развитие молодежной политики является одним из важнейших направлений в деятельности Организации Объединенных Наций (ООН). Об этом свидетельствуют принятые ООН и ее органами ряд концептуально-нормативных документов по проблемам молодежной политики: Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Декларация Генеральной Ассамблеи ООН № 2037 (XX) «О распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами» (1965 г.), Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 36/17 «Каналы связи между организацией Объединенных Наций и молодежью и молодежными организациями» (1981 г.), Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 45/112 «Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы)» (1990 г.), Рекомендации Генеральной Ассамблеи ООН «Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила)» (1985 г.), Брагский план деятельности молодежи (1999 г.), Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 54/120 об одобрении Лиссабонской декларации по молодежной политике и программам (2000 г.), Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций (2000 г.) и др.

1985 г. Генеральной Ассамблеей ООН был объявлен Международным Годом молодежи, что способствовало активизации международного внимания к роли молодежи в мировом сообществе.

ф

*Тарцан Владимир Николаевич, с-шаЛ: (агсаппттУ/уапёсх.гц.

В 1999 г. Генеральная Ассамблея ООН в Резолюции «A/RES 54120» поддержала рекомендацию Всемирной конференции министров по делам молодежи (Лиссабон, 1998 г.) о провозглашении 12 августа Международным днем молодежи.

В 2010 г. исполняется 25 лет со времени провозглашения Международного года молодежи, в связи с чем Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН (18.12.2009 г.) объявлено о старте с 12 августа 2010 г. Международного года молодежи.

С принятием в 1995 г. «Всемирной программы действий в интересах молодежи до 2000 года и на последующий период»1 (далее - Всемирная программа действий в интересах молодежи) молодежная тематика получила дальнейшее развитие в структуре ООН. Всемирная программа действий в интересах молодежи должна составить основу развития молодежной политики в странах мира. Она констатирует важную роль молодого поколения не только как основного источника трудовых ресурсов, но и как основную силу социального, экономического и политического развития. Выдвигается на первый план целесообразность устранения причин, в той или иной мере препятствующих развитию молодежи планеты. В реализацию Всемирной программы действий в интересах молодежи с целью содействия и поддержки молодежи и молодежных организаций должны включиться все заинтересованные стороны, участвующие в реализации молодежной политики на общемировом, национальном и региональном уровне для достижения эффективности поставленных целей.

С 2004 г. Генеральный секретарь ООН обращается с ежегодным Посланием к молодежи планеты по случаю Международного дня молодежи (12 августа). Послание в 2004 г. было посвящено вопросам демографии и сокращения доли молодого поколения в населении планеты, в 2007 г. - вопросу участия молодых

л

людей в развитии, в 2008 - Устойчивость - наш вызов, наше будущее .

1 См.: www/un.org/youth

2 См.: http://www.un/org/esa/socdev/unyin/iyouthday/htm

ЮНЕСКО ООН, ведающая вопросами образования, науки и культуры, организуются исследования и научные конференции по проблемам молодежи. Под ее эгидой с 1985 г. действует Всемирный конгресс по вопросам молодежи, постоянно работает «круглый стол» по теме: «Молодежь. Образование. Труд», проводятся международные симпозиумы, всемирные фестивали молодежи и студентов.

Комиссия социального развития ООН выделила пять проблемных областей, касающихся молодых людей: влияние глобализации на положение молодежи; влияние информационно-коммуникационных технологий и доступ к ним; резкое увеличение числа молодых людей, инфицированных ВИЧ, и серьезное воздействие этого недуга на их дальнейшую жизнь; активное вовлечение молодых людей в вооруженные конфликты; растущая значимость проблем, касающихся отношений между поколениями в стареющем обществе1.

До сих пор в науке нет общепринятого определения понятия «молодежь». ООН в статистических целях понимает под молодежью лиц в возрасте от 15 до 24 лет без ущерба для других определений, установленных государствами-членами.

По данным доклада ООН о положении молодежи (Word Youth Report 2007) в мире насчитывается 1,2 млрд. молодёжи в возрасте 15-24 лет, что составляет

Л

примерно 18% населения мира и 24% людей трудоспособного возраста . 85% молодых людей проживает в развивающихся странах, где многие из них находятся в чрезвычайно уязвимом положении и живут под угрозой нищеты. По оценкам МОТ, около 74% молодых женщин и мужчин во всем мире являются

-5

безработными, что составляет 41% от 180 млн. всех безработных в мире , а еще более широкие слои молодежи вынуждены работать в течение продолжительного времени за низкую плату, пытаясь обеспечить себя средствами существования в неформальной экономике. Около 59 млн. молодых

1 См.: Политика и программы, касающиеся молодежи: Резолюция 41-й сессии Комиссии социального развития ООН от 17 февраля 2003 года. http://www.un.org/russian/ga/58/docs/a58_3_2.pdf.

2 См.: http:www.vedu.ru/index.asp?cont=index&news=4013

3 См.: Global employment trends (МОТ, Женева, 2003 г.), стр. 1 и World Regional Estimates for selected key indicators of the labour market, N. Schible and R. Mahadeuan-Vijaya, Employment paper 2002/36 (LLO, Geneua, 2002), с. 20

людей в возрасте от 15 до 17 лет заняты на опасных видах работ1. Молодежь, занимается активным поиском работы в два, а иногда и в три раза чаще, чем старшее поколение. В ближайшие 10 лет численность молодежи трудоспособного возраста увеличится до 1,5 млрд. человек, причем это будет наиболее образованное и хорошо обученное поколение молодых людей, когда-либо вступающее на рынок труда и представляющее колоссальный потенциал в роли работников, глав семейств, граждан, политических и общественных деятелей.

По мнению исследователей, современное молодое поколение Западной Европы испытывают затянувшуюся зависимость от родителей. Молодой человек вынужден довольствоваться статусом квазигражданина, чьи права и обязанности (в лучшем случае) реализуются при посредничестве родительской семьи.

Необходимость государственной поддержки молодежи давно уже осознана развитыми странами. Многие государства мирового сообщества - члены ООН -с конца 50-х - начала 60-х гг. прошлого века начали проводить последовательную и целенаправленную политику в отношении молодежи. Осуществление молодежной политики - одна из объективных закономерностей современного этапа мирового развития, связанного с постоянным усилением роли «молодежного фактора» в современных социально-экономических и политических процессах. Более 130 государств мирового сообщества приняли специальные законодательные акты по вопросам развития и социальной защиты молодых людей, около 90 имеют на высшем уровне государственной власти органы и структуры по делам молодежи, непосредственно вырабатывающие и координирующие государственную молодежную политику.

В том, каким образом то или иное государство организует свою молодежную политику, можно выделить две модели - европейскую и англосаксонскую. Европейская модель основана на ведущей роли государства в сфере молодежной политики. В этой модели также четко определены

:В будущем нет места детскому труду: Глобальный доклад, представленный в соответствии с механизмом реализации Декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда (МОТ, Женева, 2002 г.),

приоритеты, цели, задачи и ожидаемые результаты. Для англосаксонской модели присущ подход поддержки исключительно добровольческой деятельности и молодежных организаций без системного участия государственных органов в реализации молодежной политики1.

Молодые люди, вступающие во взрослую жизнь, испытывают трудности при адаптации к жизни в современном мире. Поэтому в большинстве стран Европы проводится молодежная политика, преследующая цель содействовать бесконфликтной социальной адаптации молодого поколения, ориентированная как на молодежь в целом, так и на проблемную ее часть. Молодежь условно делится на «непосредственно молодежь» (14-18 лет) и «молодых взрослых» (1827 лет), что позволяет более точно адресовать мероприятия. Почти везде становление молодого человека предусматривает получение образования, овладение профессией, нравственное и гражданское (а нередко патриотическое) воспитание, укрепление физического здоровья.

Сегодня в Федеративной Республике Германия (далее также ФРГ, Германия) каждый десятый безработный моложе 25 лет, в Великобритании уровень безработицы среди молодежи составляет 12%, в США среди учащихся выпускных классов 16% курят, 29% - постоянно употребляют алкогольные напитки, а 61% - уже имеют сексуальный опыт.

Говоря о молодежной политике в развитых странах, нельзя не отметить наличие разных подходов к ее разработке и реализации, в которых используются методики как ограничения роли государства в процессе социализации молодежи и делегирования данных функций общественному и коммерческому сектору, так и жесткого регламентирования ответственности государства за интеграцию молодых людей в общественно-политическую и социально-экономическую жизнь общества.

В ряде государств приоритеты молодежной политики определяют и непосредственно участвуют в ее реализации органы государственной власти. Так, например, в ФРГ разработку молодежной политики осуществляет

график 3.

1 См.: http://wwwMm56.ru/files/doc_sowet10.doc

Федеральное министерство по делам семьи, пожилых людей, женщин и молодежи, в котором есть молодежный отдел. Министерство контролирует исполнение федеральных законов, в той или иной мере затрагивающих интересы молодых людей, представляет интересы молодых людей во всех политических аспектах, в области образования, здравоохранения и трудовых отношений, а также поддерживает в качестве межсекторного сотрудничества контакты с другими федеральными министерствами, федеральными землями и муниципалитетами, наравне с государственными органами по делам молодежи. В этой стране существует солидная нормативно-правовая база, представленная Конституцией ФРГ, федеральными законами «О детских и молодежных службах», «О помощи молодежи и детям», «О защите молодых людей в общественных местах», «О защите молодых людей на рабочем месте», «О Годе волонтерских социальных служб», «О распространении публикаций, наносящих ущерб молодым людям», «Содействии занятости», «О профессиональном воспитании», «О помощи в планировании и изучении развития карьеры», «Об образовательных грантах», «Об обязательной невоенной национальной службе», «О молодежных судах», «О помощи другим странам» и др.

Финансирование молодежной и детской политики в ФРГ осуществляется в соответствии с Федеральным планом по детям и молодежи (Kinder-und Jugendplan des Bundes), разработкой которого занимается отдел по вопросам молодежи данного Министерства (также в разработке плана участвуют и занимаются молодежной политикой федеральные Министерства экономики и труда, здравоохранения и социального обеспечения, образования и науки, иностранных дел, внутренних дел, юстиции, экономического сотрудничества и развития и др.). В Германии на уровне земель разработка земельных планов по молодежной и детской политике с учетом потребностей земель осуществляется соответствующими министерствами, ориентируясь на Федеральный план. Составной частью Федерального и земельных планов являются политическое, культурное и социальное образование, социальная работа с молодежью, спорт, поддержка молодых людей с ограниченными способностями, поддержка молодежи и семей, совершенствование работы со СМИ, организационная работа

с молодежью, проведение тренинг-курсов, международная молодежная работа, международные учебные программы для экспертов по делам детских и молодежных органов и по социальной работе, интеграция детей и подростков из семей мигрантов, развитие возможностей для молодежи в социально неблагоприятных районах1. Исполнением молодежной и детской политики занимаются молодежные ведомства земель. Непосредственная реализация задач и программ, определенных в федеральном и земельном планах, проводится на коммунальном уровне2.

В ФРГ до 60% расходов на реализацию молодежных программ приходится на коммунальный уровень (около 10% коммунального бюджета, а 35% - на земельный). Это позволяет оказывать помощь молодым людям более адресно, с учетом локальных и региональных социально-экономических реалий и потребностей. Так, например, в 2007 г. почти 22,7 млрд. евро (3% социальных услуг) было выделено Федеральным правительством Германии на поддержку молодежной и детской политики.

Необходимо отметить, что наряду с общей стратегией молодежной политики правительства развитых стран зачастую принимают отдельные программы. Так, в ФРГ с весны 2004 по декабрь 2005 г. осуществлялся проект «Вмешайся», который преследовал цель стимулировать активное участие молодежи в политической жизни общества. На восточногерманские земли был нацелен проект «Предоставление шансов молодым людям из неблагополучных районов». Программа «Инвестирование в будущее» ориентирована на техническое переоснащение профессионально-технических училищ ФРГ.

В Германии активно участвуют в реализации программ и проектов молодежной политики и оказании помощи молодежи негосударственные объединения: молодежные организации, благотворительные учреждения и их союзы, церковь, организации, юридические объединения, группы самопомощи, работающих лишь в одной земле, одном городе или городском районе.

:См.: http://www. Мш 56/.гц/filсs/dos_sovсt 10Мос

2См.: Молодежная политика: зарубежный и отечественный опыт // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания РФ, 2007, № 4 (321).

Если в том или ином государстве Западной Европы нет отдельного «молодежного» министерства, то государство сохраняет руководящую роль в этой области (сфере). В Великобритании координатором молодежной политики является управление по работе с молодежью Министерства образования, а в 2000 г. создан министерский Комитет по делам детей и молодежи. В Швеции с 1998 г. молодежная политика перешла в ведение Министерства культуры. Одновременно функционирует Государственный молодежный Совет, решающий голос в котором имеют представители парламента и правительства1.

При направляющей роли государства в молодежной политике конкретное осуществление ее целей реализуется в большей степени на местном уровне. В Швеции трудоустройством молодежи занимаются муниципалитеты, они также решают проблемы школ, распределяют гранты для местных культурных и молодежных организаций. В Великобритании правительство страны определяет общую сумму затрат на проведение молодежной политики и ее распределение между местными органами власти, которые решают, как тратить полученные средства в соответствии с конкретными проблемами.

Важнейшей составной частью молодежной политики во всех странах Европы являются неправительственные (общественные) организации (НПО). Они разнообразны по своим задачам и программам. Иногда они формируют национальные объединения. В Швеции, например, действует Национальный совет шведских молодежных организаций, который является координирующим центром для сотни НПО.

Во Франции разработкой и реализацией государственной политики по вопросам молодежи, спорта, и развития добровольчества на государственном уровне занимается Министерство здравоохранения, молодежи, спорта и волонтерства. Министерство также осуществляет межведомственную координацию проектов, осуществляемых в указанных сферах. При Министерстве в 1998 г. создан Национальный Совет по коммунальному образованию и делам молодежи, который возглавляет Министр молодежи. В

1 См.: КалинкинаМ.Ю. Инновации и приоритеты государственной молодежной политики в России и ФРГ // Молодежь и будущая Россия. Материалы Третьей всероссийской научно-практической конференции. М., 2008, с. 29.

Совет входят 176 представителей молодежи в возрасте 16-28 лет, делегированные от советов на уровне департаментов молодежи, спорта и волонтерства и других национальных представительных органов (ассоциации, союзы, высшие учебные заведения, политические партии).

В 2008 г. на программу в сфере молодежи и волонтерства Министерство из бюджета выделило 134 млн. евро на развитие 5 приоритетных областей: развитие волонтерства (18,3 млн. евро); поддержка проектов по молодежным вопросам (57,35 млн. евро); поддержка проектов коммунального образования (47 млн.евро); защита молодежи (1,7 млн. евро); поддержка волонтерской молодежной работы и управленческого персонала (9, 75 млн. евро).

Во Франции реализуются многочисленные программы и проекты. Программа «Желание действовать» - первая национальная программа о поддержке молодых людей в возрасте 11 -30 лет. Она направлена на стимулирование, поддержку инициативы, предпринимательства, творчества, смелости и таланта любой молодежи в разных областях. Более 3000 проектов были отобраны в 2007 г. с охватом 45000 молодых людей, в том числе - 15000 в качестве прямых бенефициариев. Проекты касаются вопросов занятости, начала бизнеса и т.д. Следует отметить, что в рамках программы поддержка предоставляется не только французским организациям, но и организациям из других франкоговорящих государств. Программа «Солидарности» осуществляется с 2004 г. с целью предоставления возможности молодому человеку провести полноценные каникулы1.

На борьбу с безработицей направлена действующая во Франции с 1997 г. программа «Новые услуги, новые рабочие места». Ее цель - предоставить постоянные (не менее 5 лет) рабочие места молодежи без трудового опыта и одновременно удовлетворить потребность в рабочей силе в некоторых отраслях. Согласно программе за каждое новое место для молодежи работодателям государство компенсировало до 80% минимального размера оплаты труда (МРОТ).

1 См.: http://www. Мш 56/.ги/Ше5М05_50уе1 10Мос

Во Франции уровень безработицы среди молодых людей составляет 22, 7 %, что в 2 раза превышает аналогичный показатель по иным возрастным группам. Новый закон «О равенстве шансов» обязывал компании всех форм собственности ежегодно принимать на работу пропорционально численности штатов работников моложе 25 лет, даже если последние не имели опыта работы по специальности. По положениям «договора первого найма» работник в возрасте до 26 лет мог быть уволен без предварительного уведомления, объяснения причин и права обжалования в суде в течение двухгодичного испытательного срока. При этом таким работникам не выплачивалось соответствующее материальное пособие, предусмотренное другими условиями договора. Новый закон должен был стимулировать молодых людей к более активному поиску работы и стимулировать желание работодателей нанимать молодых людей на работу, не опасаясь излишних формальностей в случае их увольнения. Таким образом, потерять работу становилось легче, чем ее получить. В связи с этим введение нового вида трудового контракта - «договора первого найма» вызвало массовые акции протеста. 10 апреля 2006 г. президент Франции принял решение об отмене «договора первого найма»1.

Основными подходами к реализации молодежной политики в Японии являются уважение и защита прав молодежи, взаимовыгодные действия государственных органов и социальных, политических и общественных институтов в работе с молодежью, а также четкое распределение ответственности между ними. Политика развития молодежи Японии основана на Национальной политике развития молодежи (принята в декабре 2003 г.), которая призвана содействовать молодым людям в получении работы, трудной жизненной ситуации, участия в жизни общества. В структуре Правительства Японии за реализацию политики молодежного развития отвечает Министерство образования, культуры, спорта, науки и технологий. В феврале 2003 г. Кабинет Министров образовал Комитет по содействию развитию молодежи под председательством премьер-министра, который состоит из представителей всех 13 министерств и ведомств Японии, кроме Верховного суда, и является

1 См.: Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, 2007, № 4 (321).

координационным органом, образованным для обеспечения согласованных действий министерств и ведомств в реализации политики молодежного развития.

В настоящее время правительство Японии реализует четыре программы.

- Национальное движение по развитию молодежи - направлена на поддержку деятельности Национальной ассоциации развития молодежи, а также ассамблей на региональном и муниципальном уровнях.

- Содействие в выборе карьеры - имеет целью помочь молодежи в выборе профессии, содействовать способности молодых людей понимать свой характер и выбрать подходящий и успешный жизненный путь1 (утверждена в 2007 г.).

- Превентивные меры по правонарушениям среди подростков -(несовершеннолетних) ориентированы на координацию усилий государства в этом вопросе и предоставление поддержки молодежным консультативным центрам, оказывающим консультативную, информационную, исследовательскую помощь в изучении преступного поведения подростков и молодежи.

- Борьба с ВИЧ/СПИД - имеет целью проведение мероприятий по просвещению молодежи в области сексуального образования.

Необходимо отметить, что почти во всех развитых странах мирового сообщества материальную поддержку молодежным программам оказывают не только государственные структуры. Немалые средства на это тратит и частный бизнес, демонстрируя тем самым понимание своей социальной ответственности за будущее страны. Этому способствуют и законодательно установленные налоговые льготы для тех, кто заботится о молодом поколении.

Для совершенствования и эффективной реализации государственной молодежной политики в России целесообразно использовать различные подходы, модели, методы и механизмы реализации молодежной политики за рубежом.

Тарцан В.Н. Международный опыт в сфере реализации молодежной политики. Статья посвящена анализу различных подходов в организации молодежной политики и работе с молодежью в развитых странах мирового сообщества. По мнению автора, зарубежный опыт реализации молодежной политики, а также новых

1 См.: Ьотшап ЛИп апё Кето Takashi. 1арапБ Winnindg Margins.Management, аМ Education, р. 70-71.

подходов в работе с молодежью принципиально важны для России, которая на современном этапе находится в поиске методов и форм молодежной политики, в том числе на законодательном уровне.

Ключевые слова: молодежь, молодежная политика, европейская молодежная политика, ООН, ЮНЕСКО. Tartsan V.N. The international experience in sphere of realization of youth policy. The author analyzes various approaches in the organization of a youth policy and work with youth in the developed countries of the world community. This experience, by the author's opinion, is very important for Russia which is in searching of methods and forms of a youth policy, including at legislative level at the present stage. Key words: youth, youth policy, European youth policy, UNESKO.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.