Научная статья на тему 'Международный опыт работы с молодежью (институциональный и правовой аспекты)'

Международный опыт работы с молодежью (институциональный и правовой аспекты) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2129
360
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / МОЛОДЕЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ФОРМЫ / МЕТОДЫ / ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ / YOUTH / YOUTH POLICY / YOUTH ORGANIZATIONS / FORMS / METHODS / TECHNOLOGIES WORK WITH YOUTH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Степанищенко Ольга Викторовна

В статье исследуется опыт формирования молодежной политики на международном и национальном уровнях, рассматривается нормативная база работы с молодежью и институты, реализующие молодежную политику

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL EXPERIENCE WITH YOUTH (institutional and legal aspects)

This article examines the experience of forming youth policies at the international and national levels; normative base of work with young people and the institutions, that implement the youth policy are considered

Текст научной работы на тему «Международный опыт работы с молодежью (институциональный и правовой аспекты)»

УДК 332.146

UDC 332.146

МЕЖДУНАРОДНЫЙ опыт работы с international experience with youth

МОЛОДЕЖЬЮ (ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ И (institutional and legal aspects)

ПРАВОВОЙ АСПЕКТЫ)

Степанищенко Ольга Викторовна к. полит. н., доцент

Кубанский государственный технологический университет, Краснодар, Россия

В статье исследуется опыт формирования молодежной политики на международном и национальном уровнях, рассматривается нормативная база работы с молодежью и институты, реализующие молодежную политику

Ключевые слова: МОЛОДЕЖЬ, МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА, МОЛОДЕЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ФОРМЫ, МЕТОДЫ, ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ

Stepanischenko Olga Viktorovna Cand.Polit.Sci., associate professor

Kuban State Technological University, Krasnodar, Russia

This article examines the experience of forming youth policies at the international and national levels; normative base of work with young people and the institutions, that implement the youth policy are considered

Keywords: YOUTH, YOUTH POLICY, YOUTH ORGANIZATIONS, FORMS, METHODS, TECHNOLOGIES WORK WITH YOUTH

Отношение к молодежи всегда являлось значимым для государств и обществ. Оно вбирало в себя освоение новыми поколениями достигнутого уровня развития общества и государства и выражалось в том, насколько молодежь воспринимает жизнь данного общества и функционирование данного государства; что нового вносит молодое поколение в общественное развитие и деятельность государства; в какой степени молодежь становится фактором развития или фактором, затрудняющим развитие общества и государства.

Именно молодежь наследует достигнутый уровень развития общества и в силу своего специфического положения нуждается в присвоении себе духовных и материальных благ, накопленных в обществе в виде образования, жилья, культурных, спортивных сооружений и т.д. Она сразу воспринимает как данность новое, выработанное предшественниками в науке, технике и производстве, в образовании и культуре, литературе и искусстве, во всех сферах жизнедеятельности человека. Ее жизненный старт находится на более высокой ступени, чем

был у современных для нее взрослых и пожилых. Это создает возможности для выбора темпа и направленности вхождения молодежи в государственную и общественную жизнь.

Как следствие, молодежная политика является одним из важнейших направлений деятельности законодательных (представительных) и исполнительных органов власти и осуществляется с целью создания оптимальных социально-экономических, правовых, организационных условий и гарантий социального становления и развития молодых граждан, их наиболее полной самореализации в интересах всего общества.

Политика по отношению к молодежи формируется на уровне общества и государства. Именно государство обладает наибольшими ресурсами для проведения целостной молодежной политики. Государственная молодежная политика представляет собой деятельность государства, направленную на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Она выражает в отношении к молодому поколению стратегическую линию государства на обеспечение социальноэкономического, политического и культурного развития, на формирование у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре отечества, к другим народам, на соблюдение прав человека. Соответственно, государственная молодежная политика представляет собой целенаправленную деятельность органов государственной власти, общественных объединений и иных социальных институтов направленную на решение проблем молодежи во всех сферах ее жизнедеятельности.

В своем развитии человечество не сразу пришло к пониманию того, что молодое поколение нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту. Преобразования, вызванные революциями в Европе в XIX в., создали предпосылки для общественного понимания и

рассмотрения прав детей и молодежи, их защиты от рабства, экономической эксплуатации, произвола родителей. Только в эпоху индустриализации и введения обязательного образования «гражданское общество» стало осознавать необходимость констатации определенного перечня прав и выработки особой государственной политики по отношению к детям и молодежи.

В конце XIX-начале ХХ вв. все ярче выражается тенденция к международному сотрудничеству в разных сферах. Рост международных объединений стал особенно значительным с начала XX в., а первая мировая война, в события которой оказались вовлечены десятки стран и народов усилила центростремительные тенденции в международных отношениях. Ее драматическая история привела к своеобразному «отрезвлению» многих государств, сконцентрировав внимание на универсальных интересах человечества [7, c. 12]. В 1919 г. с целью развития сотрудничества между народами и гарантии их мира и безопасности была создана Лига Наций [6, c. 27], которая в свою очередь, учредила Комитет детского благополучия.

Одной из наиболее эффективных некоммерческих организаций в начале ХХ в. стал Международный союз спасения детей (Save the Children International Union) [8]. В 1948 г. Организация Объединенных Наций (ООН) приняла Всеобщую декларацию прав человека, в которой провозглашается, что все дети имеют право на особое попечение и помощь, а затем Декларацию прав ребенка с целью обеспечить детям счастливое детство и пользование правами и свободами [4].

Впервые о необходимости выработки молодежной политики было заявлено на 1390-м пленарном заседании ООН. 7 декабря 1965 г., была принята Декларация о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами.

В последующие годы Генеральная Ассамблея и Экономический и Социальный совет выделили три основные темы в области молодежи: участие, развитие и мир. Была также подчеркнута необходимость проведения международной политики в интересах молодежи.

В 1979 г. Генеральная Ассамблея в своей Резолюции 34/151 провозгласила 1985 г. «Международным годом молодежи: участие, развитие и мир», утвердив руководящие принципы дальнейшего планирования, а также глобальной долгосрочной стратегии по вопросам занятости молодежи. ООН содействовала осуществлению этих руководящих принципов, помогая правительствам в выработке политических мероприятий и программ, касающихся молодежи. Их целью стали создание наилучших условий для молодежи в области образования, получения профессии и условий жизни для обеспечения ее активного участия во всестороннем развитии общества; поощрение подготовки национальной и местной политики и программ в соответствии с опытом каждой страны.

В 1985 г. в Резолюции 40/14 Генеральная Ассамблея ООН, подчеркивая важность активного и непосредственного участия молодежи и молодежных организаций, организуемых на местном, национальном, региональном и международном уровне, одобрила Руководящие принципы для дальнейшего планирования и осуществления соответствующих последующих мер, касающихся молодежи до 2000 г. и на последующий период. Анализ данного документа позволяет сделать вывод о том, что провозглашенные принципы учитывали интересы молодых людей как широкой категории, включающей различные подгруппы. В частности, в резолюции упоминались инвалиды, сельская и городская молодежь, молодые женщины.

В 1995 г. ООН приняла Всемирную программу действий в интересах молодежи на период до 2000 г. и на последующий период -

международную стратегию решения проблем молодых людей и расширения возможностей их участия в жизни общества [1]. Программа обеспечивала межсекторальный стандарт как для выработки политики, так и для разработки и осуществления моделей комплексных мероприятий на всех уровнях с целью более эффективного решения проблем, с которыми сталкиваются молодые люди в различных условиях, и расширения их участия в жизни общества. К 10 приоритетным направлениям деятельности Программы, определенным международным сообществом, относятся: образование, занятость, голод и нищета, здравоохранение, окружающая среда, злоупотребление наркотическими средствами, преступность среди несовершеннолетних, организация досуга, девочки и молодые женщины, полное и эффективное участие молодежи в жизни общества и в процессе принятия решений.

Программа содержала призыв к регулярному проведению Всемирной конференции министров по делам молодежи под эгидой ООН. Ее первая сессия, состоявшаяся в 1998 г. в Лиссабоне, приняла Лиссабонскую декларацию по вопросам молодежной политики и программам и рекомендации по действиям на национальном, региональном и мировом уровнях.

В 1999 году Генеральная Ассамблея провозгласила 12 августа Международным днем молодежи и рекомендовала организовать информационно-пропагандистские мероприятия в поддержку Дня в целях повышения информированности о Всемирной программе действий в интересах молодежи. Правительства на регулярной основе стали включать молодежь в состав своих делегаций на сессии Генеральной Ассамблеи и другие форумы под эгидой ООН. Различные форумы ООН в этот период также начинают рассматривают социальное и экономическое влияние глобализации на молодежь, уделяя особое внимание ее политическим последствиям.

Проблема выработки единой молодежной политики была озвучена и на Саммите тысячелетия, где главы государств и правительств в Декларации тысячелетия постановили «разрабатывать и осуществлять стратегии, дающие молодым людям повсеместно реальную возможность находить достойную и продуктивную работу» [5]. В 2001 году по просьбе Генерального секретаря была создана Сеть по обеспечению занятости молодежи, которая является совместной инициативой ООН, МОТ и Всемирного банка по претворению в жизнь обязательств, принятых на Саммите.

В начале XXI в. на уровне ООН были актуализированы еще пять проблемных областей, представляющих интерес для молодежи: глобализация; рост масштабов использования информационнокоммуникационных технологий, которые оказывают огромное воздействие на жизнь молодых людей; распространение ВИЧ/СПИДа; более активное участие молодых людей в вооруженных конфликтах в качестве как жертв, так и комбатантов; растущая значимость отношений между поколениями в стареющем глобальном обществе.

Таким образом, на международном уровне уже достаточно давно официально признано как наличие значительного числа проблемных сфер, касающихся молодого поколения, так и необходимость выработки особой политики по отношению к молодежи, но в каждом из государств модели этой политики реализуются с учетом национальной специфики. Так, Пересмотренная Европейская хартия об участии молодежи в жизни общества на местном и региональном уровне от 21 мая 2003 г. носит только рекомендательный характер для своих государств-членов и не предусматривает никаких обязательств [10], в результате далеко не во всех государствах Европы молодежная политика носит реальный, а не декларативный характер. В то же время, в ряде европейских стран (Германия, Нидерланды, Великобритания, Франция, Италия, Бельгия,

государства Скандинавии и др.) реализуется достаточно эффективная государственная молодежная политика. Формы ее проведения различны, однако общей тенденцией является широкое привлечение общественных организаций, а также активное участие федеральных органов в решении проблем различных категорий молодежи.

В большинстве европейских стран молодежная политика призвана содействовать молодым людям в становлении их жизненного пути, в том числе, в обеспечении занятости и гражданского участия молодых людей. Например, в принятой в Германии федеральной программе «Шансы в меняющемся обществе» сделаны акценты на межотраслевую и инициативную молодежную политику, проведение широкомасштабного диалога с молодыми людьми, укрепление сотрудничества с органами государственной власти и местного самоуправления, частными предпринимателями, ассоциациями и социальными группами. В Швеции и Франции активно применяются информационные технологии, ориентированные, в частности, на решение проблем молодежи «группы риска». В Великобритании и Италии широкое распространение получила волонтерская и альтернативная служба молодежи. При этом следует отметить престижность и существующий высокий статус службы в учреждениях социальной сферы, в том числе и при работе с молодежью.

В настоящее время понятие «молодежь», используемое в зарубежных странах, определяется, исходя из различных компонентов и подходов, не только возрастных рамок, но и характерных черт (ресурс или проблема). Современные возрастные границы понятия «молодежь», принятые в большинстве европейских стран, США и Японии, определяются в интервале от 13-14 до 29-30 лет.

В ряде европейских государств молодежная политика является самостоятельной частью государственной политики с четкой структурой и тесным взаимодействием составляющих. В других случаях - предметом

для обсуждения и находится в стадии становления. Следует отметить и тот факт, что во многих странах созданы различные межведомственные органы на национальном уровне по вопросам молодежной политики.

Основным инструментом участия молодых людей в молодежной политике являются молодежные организации. Однако место и роль молодежных организаций в осуществлении молодежной политики сильно варьируются и до сих пор не имеют четкого определения. Наблюдаемая в последние десятилетия тенденция демонстрирует, что молодые люди предпочитают традиционным молодежным организациям новые формы своего участия в общественной жизни (неформальные объединения, молодежные группы, реализующие отдельные проекты или программы).

Анализ опыта реализации молодежной политики в европейских странах позволяет сделать вывод, что, несмотря на различия в структурной организации наблюдается относительное единообразие при выделении основных приоритетов молодежной политики: образование, занятость, голод и нищета, здравоохранение, экология, злоупотребление наркотическими средствами, преступность среди молодежи, организация досуга, гендерная политика, а также полное и эффективное участие молодежи в жизни общества и процессе принятия решений.

Ярко выраженной тенденцией в последние десятилетия явилось включение молодежной проблематики в повестку дня межправительственного и межгосударственного сотрудничества. Вопросы молодежной политики в этой связи получают свое отражение в деятельности международных организаций. Например, основные направления деятельности Совета Европы в области молодежной политики сводятся к следующим:

- содействие социальной интеграции молодежи посредством обеспечения благоприятных условий для самореализации и преодоления вызовов времени различными категориями молодых людей;

- привлечение молодежи к активным формам участия в формировании единого европейского демократического пространства;

- содействие становлению полноценного гражданства молодежи через общественную активность молодежи;

- поддержка молодежной политики в Европе.

Таким образом, в мире наблюдается устойчивая тенденция повышения внимания к молодежным проблемам. Она проявляется:

- в повышении роли государства в поддержке развития молодежи, инициатив молодежных и детских общественных объединений;

- в укреплении инфраструктуры учреждений молодежной политики (информационных центров, служб занятости, социально-психологических центров и других) с учетом интересов и потребностей молодежи;

- в организации досуговой деятельности и в профилактике правонарушений и наркозависимости в молодежной среде;

- в усилении внимания к гражданскому, духовно-нравственному и творческому развитию молодежи;

- в многообразии форм, методов и технологий работы с молодежью.

Список источников и литературы

1. Всемирная программа действий, касающаяся молодежи, до 2000 года и на последующий период. Резолюция 50/81 от 13 марта 1996 года // Генеральная Ассамблея ООН. Пятидесятая сессия. Пункт 105 повестки дня.

2. Всеобщая декларация прав человека. Резолюция 1572 (XV) Генеральной Ассамблеи от 18 декабря 1960 г.

3. Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам. Резолюция 1514 (XV) от 14 декабря 1960 года; Декларация ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации. Резолюция 1904 (XVIII) от 20 ноября 1963 года.

4. Декларация прав ребенка. Принята резолюцией 1386 (XIV) Генеральной

Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года. URL: http://www.un.org/ru/

documents/decl conv /declarations/childdec.shtml

5. Декларация тысячелетия ООН. Утверждена Резолюцией 55/2 Генеральной Ассамблеи ООН от 8 сентября 2000 года.

6. Документы 1910-1940 гг. М., 2000.

7. Иванов Л.Н. Лига Наций. М., 1929.

8. Официальный сайт «Спасем детей» (International Save the Children Alliance Homepage. URL: http://www.savethechildren. net/alliance/index.html

9. Официальный сайт ЮНЕСКО. URL: http://www.unesco.ru /education/cdrom

10. Пересмотренная Европейская хартия об участии молодежи в общественной жизни на местном и региональном уровне принята Конгрессом местных и региональных властей Европы (10-я Сессия. 21 мая 2003 г. Приложение к Рекомендации 128).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.