Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФИЗКУЛЬТУРНО-МАССОВОЙ РАБОТЫ В ВУЗЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ФИТНЕС-ТЕХНОЛОГИЙ'

ОСОБЕННОСТИ ФИЗКУЛЬТУРНО-МАССОВОЙ РАБОТЫ В ВУЗЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ФИТНЕС-ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
50
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗКУЛЬТУРНО-МАССОВАЯ РАБОТА / ФИТНЕС-ТЕХНОЛОГИИ / ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / СТУДЕНТЫ / РОДИТЕЛИ / ЧАСТОТА СЕРДЕЧНЫХ СОКРАЩЕНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Смелкова Е.В., Шаламова Г.Г.

Физкультурно-массовая работа в вузе всегда основывалась на потребностях студентов в занятиях в спортивных секциях после учебы. В практику двигательной активности студентов вошел фитнес, а вместе с ним появился вид спорта «фитнес-аэробика», по которому проводятся соревнования в рамках спартакиады вузов. Фитнес-программы, основанные на аэробике, обладают комплексным воздействием на организм занимающихся. При этом фактически в любом виде аэробики можно достичь главных целей оздоровительного фитнеса - развить кардиореспираторную выносливость, силу, силовую выносливость, гибкость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PHYSICAL CULTURE AND MASS WORK AT THE UNIVERSITY WITH THE USE OF FITNESS TECHNOLOGIES

Physical education and mass work at the university has always been based on the needs of students in classes in sports sections after school. The practice of physical activity of students included fitness, and with it appeared the sport "fitness aerobics", in which competitions are held within the framework of the sports Contest of universities. Fitness programs based on aerobics have a complex effect on the body of those involved. At the same time, in fact, in any form of aerobics, you can achieve the main goals of wellness fitness -to develop cardiorespiratory endurance, strength, strength endurance, flexibility.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФИЗКУЛЬТУРНО-МАССОВОЙ РАБОТЫ В ВУЗЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ФИТНЕС-ТЕХНОЛОГИЙ»

DOI 10.31588/2413 -4201 -1883-248-4-217-220

УДК 796

ОСОБЕННОСТИ ФИЗКУЛЬТУРНО-МАССОВОЙ РАБОТЫ В ВУЗЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ФИТНЕС-ТЕХНОЛОГИЙ

Смелкова Е.В. - к.пед.н., доцент, Шаламова Г.Г. - к.вет.н., доцент

ФГБОУ ВО Казанская государственная академия ветеринарной медицины

имени Н.Э. Баумана

Ключевые слова: физкультурно-массовая работа, фитнес-технологии, здоровье сберегающие технологии, студенты, родители, частота сердечных сокращений

Keywords: physical culture and masswork, fitness technologies, health-saving technologies, students, parents, heart rate

Физкультурно-массовая работа в вузе всегда основывалась на потребностях студентов в занятиях спортом после учебы. Студенты, бывшие школьники, имеют опыт занятий по различным видам спортивных направлений: волейбол, баскетбол, настольный теннис, футбол. Из лучших спортсменов формируются сборные команды вуза по этим видам спорта. Но с течением времени стали появляться новые направления двигательной активности и новые виды спорта [4, 7]. В практику двигательной активности студентов вошел фитнес, а вместе с ним появилась -«фитнес-аэробика», по которому проводятся соревнования в рамках спартакиады вузов. Именно благодаря развитию фитнеса появился один из наиболее популярных терминов в физической культуре - фитнес-технологии, который встречается и в научных исследованиях, и в методических разработках. Рассматривая появление термина «фитнес-технологии» и его специфику, следует отметить, что данные технологии разработаны для решения задач фитнеса в соответствии с его принципами, особенностями мотивации занимающихся

[7].

Фитнес-технологии - это совокупность научных способов, приёмов, алгоритм действий, реализуемый определённым образом в интересах повышения эффективности

оздоровительного процесса,

обеспечивающий гарантированное

достижение результата, на основе

свободного мотивированного выбора занятий физическими упражнениями с использованием инновационных средств, методов, организационных форм занятий фитнеса, современного инвентаря и оборудования [6].

Фитнес-программы, основанные, на аэробике, обладают комплексным воздействием на организм занимающихся. При этом фактически в любом виде аэробики можно достичь главных целей оздоровительного фитнеса - развить кардиореспираторную выносливость, силу, силовую выносливость, гибкость.

Физические нагрузки благотворно влияют и на дыхательную систему человека, поскольку в процессе тренировок увеличивается число альвеол,

участвующих в работе, возрастает жизненная емкость легких. Дыхательный аппарат, развитый таким образом, позволяет лучше усваивать кислород, обеспечивающий полноценную

жизнедеятельность клеток, и тем самым повышает работоспособность организма

[3].

Немаловажное значение имеет влияние тренировочного процесса на активную часть двигательного аппарата человека, т.е. на мышечную массу, которая у женщин составляет 33-35 %. При умеренных нагрузках мышечный аппарат укрепляется, улучшается его

кровоснабжение, в работу вступают резервные капилляры [2].

Сердце человека, не привыкшего к физическим нагрузкам, за одно сокращение

(систолу) в состоянии покоя выталкивает в аорту до 70 мл крови, т.е. за минуту 3,5-5 л. Систематические тренировки

способствуют увеличению этого показателя до 110 мл, а при тяжёлых физических нагрузках цифра возрастает до 200 мл и более. Это свидетельствует о возможности развития резервной мощности сердца. Кроме того, при легкой нагрузке сердце тренированного человека работает более экономно, увеличивая ударный выброс крови, в то время как у человека неподготовленного резко возрастает количество сердечных сокращений [1].

Активные занятия физической культурой аккумулируют энергию и выработку эндорфинов (гормонов радости), а это является залогом хорошего настроения, жизнерадостного взгляда на мир [7].

Целью нашей работы являлось изучение необходимости внедрения фитнес технологий в спортивно-массовую работу в

вузах.

Материал и методы исследований.

Для простоты использования, мы будем называть фитнес-технологии, как принято в практике словом «фитнес».

Для выявления популярных видов спорта у студентов и видов спорта популярных 20-30 лет назад был проведен опрос студентов Казанской

государственной академии ветеринарной медицины и людей среднего возраста (родителей студентов). В опросе участвовали 80 человек: 40 - студентов, 40 людей среднего возраста.

В рамках нашего исследования влияния фитнес аэробики на организм студентов в начале и в конце основной части занятия проводился подсчет частоты сердечных сокращений.

Продолжительность основной части занятия 30-40 минут.

Результат исследований.

Результаты опроса представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Результаты опроса: виды спорта популярные у студентов сегодня, и виды спорта популярные 20-30 лет назад

Популярные виды спорта Студенты Люди среднего возраста

1. Легкая атлетика 12 1

2. Тяжелая атлетика 6 3

3. Футбол 3 7

4. Баскетбол 1 3

5. Волейбол 2 6

6. Хоккей 0 4

7. Бокс 3 3

8. Фитнес 6 3

9. Коньки 0 1

10. Шахматы 1 1

11. Лыжи 0 2

12. Стрельба 0 1

13. Армрестлинг 0 1

14. Вольная борьба 2 0

15. Фигурное катание 1 0

16. Плавание 1 1

17. Теннис 2 0

18. Никогда не занимались 0 13

Самыми популярными видами спорта среди студентов Казанской ГАВМ являются: 1. легкая атлетика, 2. фитнес, 3. тяжелая атлетика, 4. бокс, среди людей

старше 25 лет, 1. футбол, 2. волейбол, 3. тяжелая атлетика, фитнес, бокс, 4. лыжи.

При опросе студентов популярным видом оказалась легкая атлетика, по

нескольким причинам, это - наличие стадиона, наличие квалифицированного тренера (мастера спорта) и регулярность тренировок. В занятиях легкой атлетикой привлекательным для студентов является простота и доступность упражнений, большинство занимающихся студентов -это бегуны на длинные дистанции.

Более популярными видами спорта, у старшей категории людей были преимущественно игровые виды спорта, так как была развита сеть спортивных школ. Сложные игровые виды спорта были популярны у школьников и студентов в Советское время, был более популярен командный подход при занятиях спортом. Так же мы выявили, что более 50 % опрошенных старшего поколения занимается 2-3 раза в неделю в спортивной секции или посещает фитнес клуб.

Популярность фитнеса объясняется тем, что он стал общедоступным, огромное количество фитнес клубов предлагает занятия по различным направлениям фитнеса.

Фитнес позволяет развивать двигательные качества занимающихся, физическую подготовленность и получать удовольствие от занятий. Фитнес широкое понятие, включающие в себя разнообразные направления тренировок, такие как: пилатес, йога, танцевальные направления, аква-аэробика, степ-аэробика и многое другое. Регулярно возникают новые направления фитнеса, это сплав музыки, танца, гимнастики. Именно обновление программ по фитнесу вызывает к ним интерес.

Во время фитнес-тренировок реализуется синтетический подход, сочетая в себе как традиционные, так и нетрадиционные виды двигательной активности, и различные методы проведения тренировок. Вместе с тем для удовлетворения разнообразных

потребностей людей и способности к маневрированию в изменяющихся социокультурных и экономических условиях фитнес-индустрия максимально широко по сравнению с другими видами физической культуры использует диверсификационный подход (то есть

множественность вариантов одного вида занятий фитнесом) [3].

В процессе работы нами были затронуты физиологические аспекты влияния фитнес аэробики на организм студентов В начале тренировки в подготовительной части занятия замерялась частота пульса, которая соответствовала физиологической норме -60-80 ударов в минуту. В ходе тренировки частота сердечных сокращений начинает медленно расти и уже после разминки доходит до 130- 150 ударов и на протяжении всей основной части занятия находится в этих пределах. Продолжительность основной части занятия при таких показателях пульса 30-40 минут.

В настоящее время Федерация Фитнес-аэробики проводит соревнования по нескольким направления: аэробика, аэробика 5 человек, степ-аэробика, хип-хоп и хип-хоп большая группа. Каждый вид программы приносит очки (баллы) в зачет спартакиады. Это яркое зрелище.

Заключение. Фитнес-программы, основанные на аэробике, обладают комплексным воздействием на организм занимающихся - развивается

кардиореспираторная выносливость, сила, силовая выносливость, гибкость.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агаджанян, Н. А. Адаптация и резервы организма / Н.А. Агаджанян. - М.: Изд. «Физкультура и спорт», 2000. - 176 с

2. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания / Б.А. Ашмарин. -Москва, 1990. - С. 16.

3. Григорьев В.И. Стратегия формирования индустрии рекреации / В.И. Григорьев, В.С. Симонов. - СПб.: Изд-во «СПбГУЭФ», 2006. - 208 с.

4. Моченов, В.П. Социально-педагогические аспекты использования нетрадиционных форм и средств физической культуры в практике физкультурно-оздоровительной работы / В.П. Моченов / Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Москва, 1994. - 24 с.

5. Муравов, И. В Оздоровительные эффекты физической культуры и спорта / И.В. Муравов. - Киев: Изд. «Здоровья»,

2002 - 246 с.

6. Сайкина, Е.Г. Семантические аспекты отдельных понятий в области фитнеса / Е.Г. Сайкина, Г.Н. Пономарев // Теория и практика физической культуры. -2011. - № 8. - С. 6-10.

7. Смелкова, Е.В. Организационно-педагогические условия реализации здоровьесбережения студентов во внеурочной деятельности / Е.В. Смелкова // Казанский педагогический журнал. - 2019. - № 2. - С. 41-46.

ОСОБЕННОСТИ ФИЗКУЛЬТУРНО-МАССОВОЙ РАБОТЫ В ВУЗЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ

ФИТНЕС-ТЕХНОЛОГИЙ

Смелкова Е.В., Шаламова Г.Г.

Резюме

Физкультурно-массовая работа в вузе всегда основывалась на потребностях студентов в занятиях в спортивных секциях после учебы. В практику двигательной активности студентов вошел фитнес, а вместе с ним появился вид спорта «фитнес-аэробика», по которому проводятся соревнования в рамках спартакиады вузов.

Фитнес-программы, основанные на аэробике, обладают комплексным воздействием на организм занимающихся. При этом фактически в любом виде аэробики можно достичь главных целей оздоровительного фитнеса - развить кардиореспираторную выносливость, силу, силовую выносливость, гибкость.

FEATURES OF PHYSICAL CULTURE AND MASS WORK AT THE UNIVERSITY WITH

THE USE OF FITNESS TECHNOLOGIES

Smelkova E.V., Shalamova G.G.

Summary

Physical education and mass work at the university has always been based on the needs of students in classes in sports sections after school. The practice of physical activity of students included fitness, and with it appeared the sport "fitness aerobics", in which competitions are held within the framework of the sports Contest of universities.

Fitness programs based on aerobics have a complex effect on the body of those involved. At the same time, in fact, in any form of aerobics, you can achieve the main goals of wellness fitness -to develop cardiorespiratory endurance, strength, strength endurance, flexibility.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.