Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НЕПРЕРЫВНОГО И ИНТЕРВАЛЬНОГО МЕТОДОВ ТРЕНИРОВКИ НА КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ЮНЫХ ПЛОВЦОВ'

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НЕПРЕРЫВНОГО И ИНТЕРВАЛЬНОГО МЕТОДОВ ТРЕНИРОВКИ НА КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ЮНЫХ ПЛОВЦОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
120
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЮНЫЕ ПЛОВЦЫ / НЕПРЕРЫВНЫЙ И ИНТЕРВАЛЬНЫЙ МЕТОДЫ ТРЕНИРОВКИ / АЭРОБНАЯ И АНАЭРОБНАЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Соломатин Виктор Радиевич

Настоящее исследование проводилось с целью изучения физиологического воздействия непрерывного и интервального методов тренировки, наиболее широко применяемых в практике подготовки пловцов. При этом учитывались индивидуальные особенности их функционального развития. В результате было выявлено, что непрерывное плавание с критической скоростью служит наиболее эффективным средством для повышения аэробной мощности у юных пловцов. Непрерывное плавание с субкритической скоростью и интервальное плавание с критической и субкритической скоростями в наибольшей степени способствуют развитию аэробной эффективности. Срочный тренировочный эффект изученных упражнений зависит от уровня индивидуальных функциональных возможностей организма пловцов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Соломатин Виктор Радиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE PHYSIOLOGICAL EFFECT OF CONTINUOUS AND INTERVAL TRAINING METHODS ON QUALIFIED YOUNG SWIMMERS

The present research was carried out with the aim of studying the physiological effects, the most widely used in the practice of training swimmers, continuous and interval training methods. At the same time, the individual characteristics of their functional development were taken into account. As a result, it was found that continuous swimming at a critical speed is the most effective means of increasing aerobic power in young swimmers. Continuous swimming at subcritical speed and interval swimming at critical and subcritical speeds are most conducive to the development of aerobic efficiency. The urgent training effect of the studied exercises depends on the level of individual functional capabilities of the swimmers’ organism.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НЕПРЕРЫВНОГО И ИНТЕРВАЛЬНОГО МЕТОДОВ ТРЕНИРОВКИ НА КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ЮНЫХ ПЛОВЦОВ»

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НЕПРЕРЫВНОГО И ИНТЕРВАЛЬНОГО МЕТОДОВ ТРЕНИРОВКИ НА КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ЮНЫХ ПЛОВЦОВ

В.Р. СОЛОМАТИН, РГУФКСМиТ, г. Москва

Аннотация

Настоящее исследование проводилось с целью изучения физиологического воздействия непрерывного и интервального методов тренировки, наиболее широко применяемых в практике подготовки пловцов. При этом учитывались индивидуальные особенности их функционального развития. В результате было выявлено, что непрерывное плавание с критической скоростью служит наиболее эффективным средством для повышения аэробной мощности у юных пловцов. Непрерывное плавание с субкритической скоростью и интервальное плавание с критической и субкритической скоростями в наибольшей степени способствуют развитию аэробной эффективности. Срочный тренировочный эффект изученных упражнений зависит от уровня индивидуальных функциональных возможностей организма пловцов.

Ключевые слова: юные пловцы, непрерывный и интервальный методы тренировки, аэробная и анаэробная

производительность.

FEATURES OF THE PHYSIOLOGICAL EFFECT OF CONTINUOUS AND INTERVAL TRAINING METHODS ON QUALIFIED YOUNG SWIMMERS

V.R. SOLOMATIN, RSUPCSY&T, Moscow

Abstract

The present research was carried out with the aim of studying the physiological effects, the most widely used in the practice of training swimmers, continuous and interval training methods. At the same time, the individual characteristics of their functional development were taken into account. As a result, it was found that continuous swimming at a critical speed is the most effective means of increasing aerobic power in young swimmers. Continuous swimming at subcritical speed and interval swimming at critical and subcritical speeds are most conducive to the development of aerobic efficiency. The urgent training effect of the studied exercises depends on the level of individual functional capabilities of the swimmers' organism.

Keywords: junior swimmers, continuous and interval training methods, aerobic and anaerobic performance.

Введение

Основной объем тренировочных нагрузок в воде у юных спортсменов приходится на упражнения аэробно-анаэробной направленности и составляет 40-45% от общего годового объема [1, 3, 4, 5]. Тренировочные упражнения этой зоны находятся в пределах пороговой и критической скоростей плавания [1, 5, 6]. Помимо этого, вопросы выбора и дозировки тренировочных нагрузок требуют точных знаний о характере и величине физиологических изменений, происходящих в организме пловцов под воздействием применяемых упражнений. Эти изменения зависят от избранного сочетания показателей тренировочной нагрузки: вида, интенсивности, продолжительности применяемых упражнений, характера и величины пауз отдыха и количества повторений в упражнении [2, 5, 6]. Не существует однозначной зависимости между физической нагрузкой и вызываемыми ею сдвигами в организме спортсменов. Изменения

показателей тренировочной нагрузки приводят к определенным физиологическим и биохимическим сдвигам в организме, в соответствии с которыми дифференцируются разные методы тренировки. Поэтому настоящее исследование проводилось с целью изучения особенностей физиологического воздействия наиболее широко применяемых в практике подготовки непрерывного и интервального методов тренировки у пловцов с учетом их индивидуальных особенностей функционального развития.

Методика и организация исследования

В исследовании приняли участие 10 юных пловцов-кролистов 14-15 лет со спортивной квалификацией кмс и I разряд. Им предлагалось выполнить непрерывное плавание с критической (1,6 м/с) и субкритической (1,5 м/с) скоростями в гидроканале. Продолжительность непрерывной работы была предельной («до отказа»). Интервальное плавание выполнялось в двух режимах, также

с критической и субкритической скоростями. В первом режиме 30-секундные интервалы работы чередовались с 30-секундными паузами отдыха (30"-30"), а во втором -15-секундные периоды работы выполнялись через 15-се-кундные паузы отдыха (15"-15"). Общая продолжительность интервального плавания (включая рабочие перио-

ды и паузы отдыха) в обоих случаях равнялась 15 мин. Характер и глубина тренировочного воздействия каждого упражнения определялась по показателям газообмена (уровню потребления кислорода, легочной вентиляции, неметаболического «излишка» углекислого газа)

[2, 5].

Результаты исследования и их обсуждение

Известно [2, 5, 6], что выносливость спортсмена слагается из разнородных компонентов, которые могут быть охарактеризованы такими показателями, как мощность, емкость и эффективность энергетических (аэробных и анаэробных) процессов. Проведенное исследование выявило ряд характерных физиологических особенностей, которые следует учитывать при развитии выносливости. Полученные данные о физиологических сдвигах

у юных пловцов при использовании непрерывного и интервального плавания приведены в табл. 1.

Непрерывный метод тренировки широко применяется в подготовке юных пловцов и способствует развитию общей выносливости (аэробной способности). Варьируя скоростью плавания при использовании данного метода, можно избирательно изменять характер тренирующего воздействия на организм спортсмена.

Таблица 1

Показатели функциональных изменений в организме юных пловцов при выполнении непрерывного и интервального плавания с субкритической и критической скоростями (п = 10)

Плавание с субкритической скоростью (1,5 м/с) Плавание с критической скоростью (1,6 м/с)

о; ви вн & « рв еа интервальное плавание о; ви вн & « рв еа интервальное плавание

Показатель в режиме 30"-30" в режиме 15"-15" в режиме 30"-30" в режиме 15"-15"

рл С Й = работа отдых работа отдых рл С Й = работа отдых работа отдых

X ± а

УО2 (л/мин) 3,40 ± 0,54 2,73 ± 0,49 2,94 ± 0,46 3,03 ± 0,61 2,89 ± 0,47 3,60 ± 0,48 2,89 ± 0,43 3,03 ± 0,56 3,28 ± 0,57 3,33 ± 0,56

УЕ (л/мин) 94,9 ± 17,9 83,5 ± 14,7 77,9 ± 12,1 85,9 ± 15,0 76,6 ± 14,2 106 ± 15,5 95,4 ± 14,7 84,8 ± 17,5 99,3 ± 13,7 91,3 ± 14,7

ЕхсСО2 (л/мин) 0,61 ± 0,27 0,45 ± 0,13 0,27 ± 0,13 0,31 ± 0,14 0,17 ± 0,15 0,93 ± 0,22 0,60 ± 0,17 0,41 ± 0,18 0,48 ± 0,15 0,27 ± 0,14

Примечание:

УЕ - эксцесс дыхания.

Анализ результатов исследования показал, что для развития аэробных способностей может эффективно использоваться непрерывное плавание как с критической, так и с субкритической скоростью. В связи с меньшей глубиной анаэробных сдвигов (ЕхсСО2) при субкритической скорости 1,5 м/с непрерывное плавание с такой скоростью будет в большей мере способствовать совершенствованию аэробной эффективности. Плавание с критической скоростью 1,6 м/с будет развивать аэробную мощность.

В практике при совершенствовании выносливости большое внимание уделяется определению такого уровня физической нагрузки, с которого начинается заметное усиление анаэробного обмена. Эта нагрузка обычно обозначается как порог анаэробного обмена или анаэробный порог.

При плавании со скоростью 1,6 м/с, лежащей выше анаэробного порога, имеет место непрерывное увеличение уровня потребления кислорода вплоть до окончания упражнения. При плавании со скоростью 1,5 м/с после начальной фазы врабатывания устанавливается долж-

ный уровень потребления кислорода для этой скорости, который при большой длительности работы начинает понижаться. Это позволяет отождествлять данную скорость с «пороговой» для юных пловцов.

В нашем исследовании при непрерывном плавании более экономичной была работа у пловцов, обладающих относительно более низкими абсолютными уровнями потребления кислорода, но имеющих при этом более высокий порог анаэробного обмена (в % от МПК). Из этого следует, что юным пловцам, обладающим высокой аэробной эффективностью, целесообразно специализироваться в плавании на стайерские дистанции, где данное качество имеет решающее значение для достижения высоких результатов.

Интервальный метод является одним из основных в подготовке юных пловцов на всех этапах многолетней тренировки. Его воздействие, как отмечалось выше, зависит от избранного сочетания показателей тренировочной нагрузки (вида, интенсивности упражнения, соотношения времени работы и пауз отдыха, количества повторений и характера отдыха).

Интервальное плавание с критической и субкритической скоростями обычно применяется для развития аэробных функций у юных пловцов. Использование в интервальном методе кратковременных периодов работы и отдыха ведет к значительному повышению уровня аэробного обмена как во время рабочих периодов, так и во время пауз отдыха (табл. 1). Следует заметить, что уровень аэробных сдвигов, зарегистрированных при выполнении интервальных режимов работы на более коротких отрезках (время преодоления отрезков не более 15 с) с исследованными скоростями, был весьма близок к максимальному уровню развития аэробных способностей у юных пловцов. Это говорит об эффективности использования данных нагрузок для совершенствования аэробных качеств. Примером такого упражнения в условиях бассейна может служить многократное проплывание 25-метровых отрезков с 15-секундными паузами отдыха. При увеличении продолжительности рабочих периодов до 30 с (или проплывании 50-метровых отрезков) с 30-секундными паузами отдыха усиливается воздействие на гликолитический анаэробный процесс, и такая тренировка обладает комплексным воздействием, при которой одновременно совершенствуются аэробные и анаэробные функции организма.

Сравнительный анализ интервальных режимов плавания с критической и субкритической скоростями свидетельствует о пригодности этих нагрузок для развития аэробных качеств у юных пловцов. Учитывая несколько большую глубину анаэробных сдвигов при плавании с критической скоростью, следует в тренировочном процессе отдавать предпочтение этому режиму интервальной работы, а интервальное плавание с субкритической скоростью использовать как компенсаторное средство после тренировок гликолитической анаэробной направленности.

Реакция организма на тренировочную и соревновательную нагрузку в плавании во многом определяется индивидуальным уровнем развития аэробных и анаэробных возможностей спортсменов. Интегральным показателем, характеризующим степень участия аэробного и анаэробного метаболизма в общей энергетике работы, является отношение общего уровня выделения углекислого газа к уровню выделения неметаболического «излишка» СО2 (УСО2/ЕхсСО2) [1, 5, 6]. Это отношение показывает, во сколько раз уровень окислительных процессов в тканях превышает скорость гликолиза. Чем больше значения этого показателя, тем выше доля аэробного метаболизма, и, наоборот, чем меньше значение этого показателя, тем выше доля анаэробного метаболизма в энергетическом обеспечении данного вида нагрузки.

Для выявления индивидуальных особенностей в ответ на тренировочную и соревновательную нагрузку нами были проанализированы зависимости изменения показателя УСО2/ЕхсСО2 от индивидуального максимума потребления О2 и индивидуального максимума выделения неметаболического «излишка» СО2 при выполнении непрерывного и интервального плавания юными пловцами.

Так, было выявлено, что при непрерывном плавании с критической скоростью доля анаэробного метаболизма у всех была одинаковой. При непрерывном плавании с субкритической скоростью у юных пловцов с высокими абсолютными уровнями максимального потребления О2 (свыше 4 л/мин) и ЕхсСО2 (свыше 1,2 л/мин) относительная доля анаэробного метаболизма так же высока, как при плавании с критической скоростью, а у юных пловцов с более низкими уровнями аэробных и анаэробных способностей относительная доля анаэробного метаболизма резко уменьшается по мере снижения индивидуального максимума потребления О2 и ЕхсСО2. При интервальном плавании с критической и субкритической скоростями при сокращении интервалов работы и отдыха с 30 с до 15 с юные пловцы с более высокими значениями абсолютного максимума потребления О2 и ЕхсСО2 в большей степени используют анаэробные источники энергии. При уменьшении уровня максимального потребления О2 ниже 4 л/мин и ЕхсСО2 ниже 1,2 л/мин доля анаэробного метаболизма резко уменьшается.

Следовательно, в тренировке юных пловцов, обладающих различным уровнем развития функциональных возможностей, применение непрерывного и интервального плавания может иметь различный тренировочный эффект. Так, для юных пловцов с высокими функциональными возможностями при развитии анаэробных способностей в равной мере будет эффективным непрерывное плавание как с критической, так и с субкритической скоростью, а для юных пловцов с относительно низким уровнем функциональных потенций эффективным будет непрерывное плавание со скоростями не ниже критического значения. Для юных спортсменов с высоким индивидуальным максимумом потребления О2 и ЕхсСО2 тренировка в интервальном плавании будет способствовать главным образом улучшению показателей аэробной мощности, в то время как в тренировке юных спортсменов, обладающих относительно невысоким уровнем развития этих показателей, данные режимы интервального плавания будут в большей мере способствовать улучшению показателей аэробной эффективности. Это необходимо учитывать при нормировании тренировочных нагрузок для юных пловцов с различным уровнем функционального развития.

Выводы

1. Непрерывное плавание с критической скоростью служит наиболее эффективным средством для повышения аэробной мощности у юных пловцов. Непрерывное плавание с субкритической скоростью и интервальное плавание с критической и субкритической скоростями в наибольшей степени способствуют развитию аэробной эффективности.

2. При использовании интервального метода тренировки предпочтение должно быть отдано плаванию с критической скоростью, т.к. оно вызывает более глубокие сдвиги в аэробных и анаэробных процессах. Интервальное плавание с субкритической скоростью следует использовать в качестве компенсаторной нагрузки после тренировок гликолитической направленности.

С*)

3. При развитии аэробных качеств пловцов с использованием метода интервальной тренировки наиболее эффективно применение коротких отрезков, время преодоления которых составаляет не более 15 с. С удлинением продолжительности рабочих периодов степень воздействия интервальной тренировки на аэробные и анаэробные функции зависит от избранной скорости на отрезках и величины пауз отдыха.

4. Срочный тренировочный эффект изученных упражнений зависит от уровня индивидуальных функциональных возможностей организма пловцов. При развитии анаэробных способностей для юных пловцов, у которых высокие абсолютные величены максимального потребления О2 и ЕхсСО2, эффективным будет применение непрерывного метода тренировки с критической и субкритической скоростями плавания, в то время как для юных пловцов, у которых низкие значения этих показателей, эффективно непрерывное плавание со скоростями не ниже критического значения.

Литература

1. Булгакова, Н.Ж. Срочный тренировочный эффект и систематизация специальных тренировочных упражнений в зависимости от уровня развития аэробных и анаэробных возможностей пловцов высокого класса / Н.Ж. Булгакова, В.Р. Соломатин, А. Журавик // Теория и практика физической культуры. - 1996. - № 1. - С. 37-39.

2. Волков, Н.И. Биохимические основы тренировочных упражнений: методическое пособие / Н.И. Волков. - М.: ГЦОЛИФК, 1987. - 61 с.

3. Платонов, В.Н. Тренировка пловцов высокого класса / В.Н. Платонов, С.М. Вайцеховский. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 256 с.

4. Плавание / под ред. В.Н. Платонова. - Киев: Олимпийская литература, 2000. - 431 с.

5. Соломатин, В.Р. Медико-биологические основы и методы развития выносливости пловца: учебное пособие для студентов и слушателей факультета повышения квалификации ГЦОЛИФК / В.Р. Соломатин. - М.: ГЦОЛИФК, 1991. - 48 с.

6. Соломатин, В.Р. Индивидуализация многолетней тренировки в спортивном плавании: монография / В.Р. Со-ломатин. - М.: Физическая культура, 2009. - 241 с.

References

1. Bulgakova, N.Zh., Solomatin, V.R. and Zhuravik, A. (1996), Urgent training effect and systematization of special training exercises depending on the level of development of aerobic and anaerobic capabilities of high-class swimmers, Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury, no. 1, pp. 37-39.

2. Volkov, N.I. (1987), Biochemical fundamentals of training exercises: a methodological manual, Moscow: GZOLIFK, 61 p.

3. Platonov, V.N. and Vaytsekhovskiy, S.M. (1985), Training of high-class swimmers, Moscow: Fizkul'tura i sport, 256 p.

4. Platonov, V.N. (Ed.) (2000), Swimming, Kiev: Olympi-yskaya literatura, 431 p.

5. Solomatin, V.R. (1991), Medical and biological foundations and methods for the development of swimmer's endurance: a textbook for students and listeners of the faculty of advanced training of the State Center for Physical Culture and Sports, Moscow: GZOLIFK, 48 p.

6. Solomatin, V.R. (2009), Individualization of long-term training in sports swimming: monograph, Moscow: Fizicheskaya kul'tura, 241 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.