Научная статья на тему 'Особенности физической подготовленности детей периода второго детства с различной степенью слуховой депривации в зависимости от соматотипа'

Особенности физической подготовленности детей периода второго детства с различной степенью слуховой депривации в зависимости от соматотипа Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
95
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛУХОВАЯ ДЕПРИВАЦИЯ / AUDITORY DEPRIVATION / ПЕРИОД ВТОРОГО ДЕТСТВА / SECOND CHILDHOOD PERIOD / SOMATOTYPE / УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ / PHYSICAL FITNESS LEVEL / СОМАТИЧЕСКИЙ ТИП

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Медведева О.А., Алексанянц Г.Д.

Now the intensified development of adaptive physical culture and motor recreation among persons with heath deviations is a common tendency throughout the world. The meaning and image level of achievements of handicapped athletes increase at such largest international forums as European and world championships, Paralympic, Delphic and Surdolympic games. According to a number of authors, the compensation of impaired functions directly depends on the level of development of physical qualities, differentiation of spatial and temporal movement characteristics. Child’s constitution which provides the specificity of functioning of his functional systems is important for efficiency of the adaptation process of handicapped children. At the stage of early sports specialization it is extremely important to determine somatic type and level of motor abilities to estimate the long-term sports potential. The purpose of the present study was to determine the level of physical fitness of children of the second childhood period with auditory deprivation depending on somatotypes and variants of biological development. Morphological features and physical fitness of children of the second childhood period having auditory deprivation should be taken into account to improve the level of processes of special education, correctional physical education, rehabilitation and social adaptation of children with different degrees of hearing impairment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Медведева О.А., Алексанянц Г.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности физической подготовленности детей периода второго детства с различной степенью слуховой депривации в зависимости от соматотипа»

УДК: 796.01:57

ОСОБЕННОСТИ

физической подготовленности детей периода второго детства с различной степенью слуховой депривации в зависимости от соматотипа

Кандидат биологических наук ОА Медведева Доктор медицинских наук, профессор Г.Д. Алексанянц

Кубанский государственный университет физической культуры спорта и туризма, Краснодар

FEATURES OF PHYSICAL FITNESS OF CHILDREN OF SECOND CHILDHOOD WITH DIFFERENT DEGREES OF AUDITORY DEPRIVATION IN VIEW OF SOMATOTYPE O.A. Medvedeva, Ph.D. G.D. Aleksanyants, professor, Dr.Med.

Kuban state university of physical education, sports and tourism, Krasnodar

Key words: auditory deprivation, second childhood period, somato-type, physical fitness level. Now the intensified development of adaptive physical culture and motor recreation among persons with heath deviations is a common tendency throughout the world. The meaning and image level of achievements of handicapped athletes increase at such largest international forums as European and world championships, Paralympic, Delphic and Surdolympic games. According to a number of authors, the compensation of impaired functions directly depends on the level of development of physical qualities, differentiation of spatial and temporal movement characteristics. Child's constitution which provides the specificity of functioning of his functional systems is important for efficiency of the adaptation process of handicapped children. At the stage of early sports specialization it is extremely important to determine somatic type and level of motor abilities to estimate the long-term sports potential. The purpose of the present study was to determine the level of physical fitness of children of the second childhood period with auditory deprivation depending on somatotypes and variants of biological development.

Morphological features and physical fitness of children of the second childhood period having auditory deprivation should be taken into account to improve the level of processes of special education, correctional physical education, rehabilitation and social adaptation of children with different degrees of hearing impairment.

Ключевые слова: слуховая депри-вация, период второго детства, соматический тип, уровень физической подготовленности.

Введение. В настоящее время общей мировой тенденцией является усиленное развитие адаптивной физической культуры и двигательной рекреации среди лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Возрастают значение и имиджевый уровень достижений спортсменов с ограниченными возможностями на таких крупнейших международных форумах, как чемпионаты Европы, мира, Паралимпий-ские, Дельфийские и Сурдлимпийские игры [2].

По мнению ряда авторов компенсация нарушенных функций находится в прямой зависимости от уровня развития физических качеств, дифференцировки пространственных и временных характеристик движения. Немаловажную роль в эффективности процесса адаптации детей с нарушениями в развитии играет и конституция ребенка, которая обеспечивает специфику активности его функциональных систем [1, 5].

На этапе ранней спортивной ориентации чрезвычайно важно определение соматического типа и уровня двигательных способностей для длительного спортивного прогноза, а в период спортивного совершенствования - учет функционального состояния и типа телосложения юного спортсмена, что позволит адекватно оценивать соответствие его морфофунк-ционального статуса модельным характеристикам адаптивного вида спорта [3, 4]. В связи с этим проблема комплексной оценки морфологических и функциональных особенностей детей с различной степенью слуховой депривации является актуальной.

Цель исследования - определить уровень физической подготовленности детей периода второго детства со слуховой депривацией в зависимости от соматического типа и варианта биологического развития.

Методы и организация исследования. В исследовании приняли участие 144 школьника периода второго детства. Из них 97 - учащиеся Государственного специального (коррекционно-го) образовательного учреждения для обучающихся (воспитан-

£ л а

а

' "О

с

га

^

О (U ■С

Н

ников) с отклонениями в развитии - школы-интерната I-II вида Краснодарского края: 48 глухих, страдающих двусторонней сенсоневральной глухотой (27 мальчиков и 21 девочка), 49 -слабослышащих, страдающих двусторонней сенсоневральной тугоухостью III-IV степени (24 мальчика и 25 девочек), и 47 -практически здоровых (25 мальчиков и 22 девочки) учащихся Муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 43 г. Краснодара.

Практически здоровые дети и учащиеся с различной степенью слуховой депривации принимали участие в исследовании на добровольной основе, от родителей (опекунов) и руководства школ было получено письменное информированное согласие.

Уровень двигательных способностей определяли по результатам стандартных контрольных упражнений: прыжок в длину с места (см), челночный бег (3х10 м, с).

Антропометрические показатели снимались по классическому методу В. В. Бунака и оригинальной методике Р. Н. Дорохова (2010) [6]. Исследуемые были объединены в единую половозрастную группу и распределены по габаритному уровню варьирования (ГУВ) на микросомный (МиС), мезосомный (МеС) и макросомный (МаС) соматические типы (СТ). Варианты биологического развития (ВР) оценивались индексом зрелости с определением следующей градации: растянутый (ВР «С»), банальный (ВР «В») и укороченный (ВР «А») варианты развития.

Результаты исследования обрабатывались методом вариационной статистики с определением средней величины (М), средней ошибки средней величины (m), показателя достоверности различий в группах исследуемого контингента. Данные статистического анализа оценивались с помощью критерия Стьюдента, был принят 95 %-ный уровень значимости (р<0,05). Все показатели, описанные в исследовании, имели распределение, близкое к нормальному. Для установления тесноты связи между изучаемыми показателями применялся корреляционный анализ с расчетом коэффициента Пирсона. При статистической обработке использовали пакет прикладных программ Microsoft Excel.

Результаты исследования и их обсуждение. При анализе показателей прыжка в длину с места в группе мальчиков более низкие значения были выявлены у глухих школьников в сравнении с практически здоровыми (р13<0,001) и слабослышащими сверстниками (р2-3<0,001) (табл. 1). Высокие скоростно-силовые способности были выявлены в группах слышащих и мальчиков с двусторонней сенсоневральной тугоухостью, при этом достоверных различий между результатами данных групп обнаружено не было (р12>0,05).

При проведении исследования в группе девочек более высокие значения отмечены у практически здоровых школь-

ниц по сравнению со сверстницами с двусторонней сенсоневральной тугоухостью (р12<0,05) и глухотой (р1_3<0,01), которые показывали достоверно более низкий уровень двигательных способностей. Однако средние данные скоростно-силовых возможностей у девочек во всех группах были более низкими в сравнении с мальчиками.

Сравнительный анализ показателей прыжка в длину с места у практически здоровых и детей с различной степенью нарушения слуха выявил тенденцию к более низкому уровню скоростно-силовых качеств у учащихся с двусторонней сенсоневральной глухотой и у девочек с тугоухостью, что свидетельствует о замедленных механизмах центральной регуляции движений, снижении моторной мобильности и способности к пространственным представлениям в условиях слуховой де-привации.

Как показали результаты исследований, у практически здоровых школьников наблюдались высокие координационные способности (табл. 2). Показатели челночного бега у слабослышащих и глухих мальчиков по сравнению со здоровыми сверстниками были достоверно ниже (р12<0,001; р13<0,001). Исследование данных челночного бега у девочек выявило идентичную закономерность. Кроме того, анализ уровня координационных способностей по гендерному признаку обнаружил тенденцию к увеличению средних показателей челночного бега у девочек исследуемого континента по сравнению с мальчиками.

Сравнительный анализ показателей челночного бега у практически здоровых и детей с различной степенью слуховой депривации выявил низкий уровень координационных возможностей у учащихся с двусторонней сенсоневральной тугоухостью и глухотой, что свидетельствует о замедленных адаптационно-компенсаторных механизмах сенсомоторной организации, снижении способности к пространственно-временному предвидению.

При проведении оценки уровня скоростно-силовых способностей исследуемого контингента были получены следующие результаты (рис. 1): среди практически здоровых детей удовлетворительную оценку в прыжке имели 7,6 %, остальные - хорошую и отличную (по 46,2 °° соответственно). Среди учащихся с двусторонней сенсоневральной тугоухостью большинство детей (45,7 °%) имели оценку «4». В группе глухих детей в большинстве случаев (50,0 °%) наблюдался низкий уровень двигательных способностей.

Рассматривая уровень координационных способностей (рис. 2), установили, что среди детей общеобразовательной школы 69,2 % имели отличную оценку в челночном беге и только 30,8 % - хорошую. В группе учащихся со слуховой деприва-цией подавляющее большинство имели хорошую оценку в чел-

Таблица 1. Скоростно-силовые способности у лиц исследуемого контингента, IVI±m

Исследуемые показатели Практически здоровые (1) Слабослышащие (2) Глухие (3) р,.2 р,.з р2-3

Прыжок в длину с места, см Мальчики

143,3±3,2 136,3±4,3 115,0±3,9 >0,05 <0,001 <0,001

Девочки

127,7±4,7 113,9±3,5 108,8±4,5 <0,05 <0,01 >0,05

<0,05 <0,001 >0,05

Примечание. Здесь и в табл. 3: р1-2 - достоверность различий между практически здоровыми детьми и слабослышащими школьниками; р1-3 - достоверность различий между практически здоровыми учащимися и глухими сверстниками; р2-3 - достоверность различий между слабослышащими и глухими школьниками; р - достоверность различий внутри группы по гендерному признаку.

Таблица 2. Координационные способности исследуемых, М±т

Исследуемые показатели Практически здоровые (1) Слабослышащие (2) Глухие (3) р1-2 р2-3

Челночный бег 3х10 м, с Мальчики

8,6±0,1 9,8±0,3 11,7±0,5 <0,001 <0,001 <0,01

Девочки

9,3±0,2 10,7±0,4 12,1±0,7 <0,01 <0,01 <0,05

<0,01 <0,05 >0,05

ночном беге: 62,9 % - дети с тугоухостью и 60,5 % - сверстники с глухотой.

Таким образом, больший процент показателей физической подготовленности (43,9 % в прыжке в длину с места; 61,7 % в челночном беге) детей со слуховой депривацией соответствовал хорошей оценке. В остальных случаях у школьников с двусторонней сенсоневральной тугоухостью наблюдалась тенденция к отличным оценкам, у учащихся с двусторонней сенсоневральной глухотой - к удовлетворительным.

Характер взаимодействия организма человека с внешней средой на разных этапах онтогенеза определяется морфо-функциональной зрелостью физиологических систем и адекватностью воздействующих факторов среды функциональным возможностям организма. В связи с этим в процессах специального обучения, коррекционного физического воспитания, реабилитации и социальной адаптации детей с различной степенью нарушения слуха должны учитываться как функциональное состояние организма, его адаптационные возможно-

3 4 5

□ Практически здоровые ■ Слабослышащие

Рис. 1. Распределение детей общеобразовательной и коррекцион-ной школ по уровню скоростно-силовых возможностей

% 80,0

3 4 5 оценка

■ Практически здоровые □ Слабослышащие □ Глухие

Рис. 2. Распределение детей общеобразовательной и коррекцион-ной школ по уровню координационных возможностей

сти, так и индивидуальные особенности физического развития [8].

Анализ антропометрического материала показал, что при распределении исследуемых с нарушением слуха по линии нано-мегалосомного варьирования 24,6 % относились к МиС, 46,6 % - к МеС, 28,8 % - к МаС СТ.

Более высокие показатели прыжка в длину с места были выявлены у детей МаС типа по сравнению со школьниками МеС (р2-3<0,05) и МиС СТ (р13<0,01) (табл. 3). Кроме того, мезосо-матики и микросоматики также имели достоверные различия в уровне развития скоростно-силовых способностей (р12<0,05), при этом данные учащихся с МиС типом находились в пределах нижней границы возрастной нормы.

Анализ взаимосвязей СТ и данных челночного бега выявил аналогичную закономерность. У детей коррекционной школы I-II вида с МаС уровнем варьирования скорость была более высокой, чем у учащихся с МеС (р2-3<0,05) и МиС (р1-3<0,01) типами.

Однако соматодиагностика не может ограничиваться только установлением типа варьирования по ГУВ. Необходимо определение ВР ребенка, так как это позволит формировать более однородные группы при организации коррекци-онного физического воспитания, реабилитации и социальной адаптации детей с различной степенью нарушения слуха с одинаковым течением ростовых фаз и общим ростовым периодом.

В результате анализа данных ВР исследуемого контингента было выявлено, что основная масса детей со слуховой депривацией (43,8 %) имела ВР «В». У остальных школьников с нарушением слуха обнаружены отклонения от обычного ВР в сторону как ретардации (37,0 %), так и акселерации (19,2 %).

При анализе результатов прыжка в длину с места высокий уровень двигательных возможностей показывали дети ВР «А» по сравнению с учащимися ВР «В» (р2-3<0,05) и ВР «С» (р1-3<0,05) (табл. 4). Аналогичная тенденция наблюдалась при изучении результатов челночного бега: дети со слуховой депривацией ВР «А» имели более высокую скорость, чем учащиеся с ВР «В» (р2-3<0,05) и ВР «С (р13<0,05).

Для оценки взаимосвязей СТ и уровня физической подготовленности у детей периода второго детства с различной степенью слуховой депривации был проведен корреляционный анализ, по результатам которого установлено, что показатели скоростно-силовых и координационных способностей взаимосвязаны с типом телосложения. Данные прыжка в длину с места имеют положительную корреляционную связь с соматическим типом (табл. 5), а показатели челночного бега - отрицательную взаимосвязь.

Так, согласно данным корреляционных взаимосвязей, представители МаС СТ имели более высокие значения прыжка в длину с места и высокую скорость в челночном беге по сравнению с детьми МеС и МиС типов. Показатели уровня физи-

Таблица 3. Уровень физической подготовленности детей периода второго детства со слуховой депривацией в зависимости от соматического типа, М±т

Исследуемые показатели МиС (1) МеС (2) МаС (3)

Прыжок в длину с места, см 112,6±3,8 118,6±3,3 129,6±3,4 <0,05 <0,01 <0,05

Челночный бег 3х10 м, с 11,29±0,4 10,79±0,2 9,89±0,3 <0,05 <0,01 <0,05

Примечание. р1-2 - достоверность различий между микросоматиками и мезосоматиками;

р1-3 - достоверность различий между детьми микросомного и макросомного типов телосложения;

р2-3 - достоверность различий между мезосоматиками и макросоматиками.

Таблица 4. Уровень физической подготовленности детей периода второго детства со слуховой депривацией в зависимости от варианта развития, М±т

Исследуемые показатели ВР «С» (1) ВР «В» (2) ВР «А» (3) р„ р„

Прыжок в длину с места, см 113,0±3,2 121,5±3,3 128,7±5,8 <0,05 <0,05 <0,05

Челночный бег 3х10 м, с 11,34±0,3 10,86±0,4 9,81±0,3 <0,05 <0,05 <0,05

Примечание. р1-2 - достоверность различий между детьми растянутого и банального вариантов развития; р1-3 - достоверность различий между ретардантами и акселератами;

р2-3 - достоверность различий между школьниками обычного и ускоренного вариантов развития.

£ л а

а

' "О

с

га

^

О (U ■С

Н

Таблица 5. Корреляционные взаимосвязи между типом телосложения и показателями физической подготовленности детей со слуховой депривацией

Таким образом, учет морфологических особенностей и физической подготовленности детей периода второго детства со слуховой депривацией обеспечит повышение уровня процессов специального обучения, коррекционного физического воспитания, реабилитации и социальной адаптации детей с различной степенью нарушения слуха.

Соматический тип Коэффициент корреляции

Прыжок в длину с места Челночный бег

0,35* -0,39*

Примечание. * - достоверность взаимосвязей по уровню значимости р<0,05.

ческой подготовленности школьников МеС соматотипа, как правило, занимают промежуточное положение между результатами сверстников МаС и МиС уровней варьирования. У детей МиС типа отмечены увеличение времени в челночном беге, тенденция к низким значениям в прыжке в длину с места.

Выводы

1. Дети с двусторонней сенсоневральной глухотой и девочки с тугоухостью имеют более низкий уровень скоростно-силовых способностей по сравнению со слышащими сверстниками и слабослышащими мальчиками, что свидетельствует о замедленных механизмах центральной регуляции движений, снижении моторной мобильности и способности к пространственным представлениям в условиях слуховой депривации.

2. У детей со слуховой депривацией отмечен низкий уровень координационных способностей по сравнению с практически здоровыми сверстниками, что свидетельствует о замедленных адаптационно-компенсаторных механизмах сенсомотор-ной организации, снижении способности к пространственно-временному предвидению.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Большая часть школьников со слуховой депривацией получили хорошую оценку скоростно-силовых (45,7 % у слабослышащих и 42,1%% у глухих) и координационных (62,9 %% у слабослышащих и 60,5 %% у глухих детей) способностей. У остальных учащихся с двусторонней сенсоневральной тугоухостью наблюдаются тенденции к отличным оценкам, у учащихся с двусторонней сенсоневральной глухотой - к удовлетворительным.

4. У представителей МаС СТ более высокие значения прыжка в длину с места и высокая скорость в челночном беге по сравнению с детьми МеС и МиС типов. Показатели уровня физической подготовленности школьников МеС соматотипа, как правило, занимают промежуточное положение между результатами сверстников МаС и МиС типов. У детей МиС типа отмечены увеличение времени челночного бега, тенденция к низким результатам в прыжке в длину с места.

Литература

1. Бахрах И.И. Влияние суточного двигательного режима на физическое состояние детей 13-16 лет с нарушением слуха / И.И. Бахрах, Е.М. Федоскина // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2012. - № 5. - С. 57-58.

2. ВорошинИ.Н. Итоги выступления легкоатлетов сборной команды России на Паралимпийских играх-2012 в Лондоне / И.Н. Ворошин, О.М. Шелков, А.В. Шевцов, О.М. Костюченко, П.З. Буйлов, В.И. Васильев, Д.Г. Степыко // Адаптивная физическая культура. - 2012. - № 3 (51). - С. 2-4.

3. Гричанова Т.Г. Особенности соматического типа высококвалифицированных легкоатлеток, специализирующихся в семиборье / Т.Г. Гричанова, Г.Д. Алексанянц, Т.С. Чернова // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2013. - № 4. - С. 71-73.

4. Губа В.П. Интегративный подход в комплексном контроле функционального состояния юных футболистов / В.П. Губа, А.В. Антипов, В.В. Мари-нич // Теория и практика физ. культуры. - 2014. - № 4. - С. 30-35.

5. Дерябина Г.И. Использование системного подхода в изучении физиологических механизмов компенсации нарушенных функций / Г.И. Дерябина, Е.Ю. Мукина // Культура физическая и здоровье. - 2009. - № 1. - С. 74-75.

6. Дорохов Р.Н. Место конституциологии в спорте / Р.Н. Дорохов, В.Н. Чернова // Теория и практика физ. культуры. - 2010. - № 12. - С. 39-42.

References

1. Bakhrakh, I.I. Influence of daily motor mode on physical condition of 1316 year olds with hearing impairment / I.I. Bakhrakh, E.M. Fedoskina // Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. - 2012. - № 5. - P. 57-58. (In Russian)

2. Voroshin, I.N. The results of performance of athletes of the Russian national team at Paralympic games 2012 in London / I.N. Voroshin, O.M. Shelkov, A.V. Shevtsov, O.M. Kostyuchenko, P.Z. Builov, V.I. Vasiliev, D.G. Stepyko // Adaptivnaya fizicheskaya kultura. - 2012. - № 3 (51). - P. 2-4. (In Russian)

3. Grichanova, T.G. The features of the somatotype of elite female athletes specialising in heptathlon / T.G. Grichanova, G.D. Aleksanjants, T.S. Chernova // Fizicheskaya kultura, sport - nauka i praktika. - 2013. - № 4. - P. 71-73. (In Russian)

4. Guba, V.P. Integrated approach in the complex control of functional state of young football players / V.P. Guba, A.V. Antipov, V.V. Marinich // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 2014. - № 4. - P. 30-35. (In Russian)

5. Deryabina, G.I. The use of system approach in studies of physiological compensatory mechanisms of impaired functions / G.I. Deryabin, E.Yu. Mukina // Kultura fizicheskaya i zdorov'e. - 2009. - № 1. - P. 74-75. (In Russian)

6. Dorokhov, R.N. The place of constitutiology in sport / R.N. Dorokhov, V.N. Chernova // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 2010. - № 12. - P. 39-42. (In Russian)

Информация для связи с автором: alexanyanc@mail.ru, olesia3006@rambler.ru

Поступила в редакцию 06.06.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.