Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ В УСЛОВИЯХ ПОТОКОВОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ В УСЛОВИЯХ ПОТОКОВОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
78
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ГРУППА / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ ПЛАВАНИЕ / ПЛАВАНИЕ ДЛЯ СМГ / ЗАБОЛЕВАНИЯ СТУДЕНТОВ / КОНТИНГЕНТ СТУДЕНТОВ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Егиазарян А.А., Богданова И.В., Именхоев А.В., Матвеев А.Е.

Цель исследования - разработать и апробировать методику физической подготовки студентов специальной медицинской группы с учетом их особенностей в условиях потокового обучения. Методика и организация исследования. В ходе эксперимента определялась доля студентов СМГ из общего числа обучающихся. Выявлялись заболевания студентов, а затем группировались по нозологическим группам (заболевания ССС, ОДА и т.д.). На основе полученных данных был разработан методический подход для работы со студентами СМГ. Исследование проведено на кафедре «Физвоспитания» МГТУ им. Н.Э. Баумана. Результаты исследования и выводы. Разработана и апробирована методика занятий оздоровительным плаванием со студентами, имеющими заболевания ОДА, ССС и заболевания глаз (составляющих более 70% из общего контингента СМГ), основой которой является плавание с поэтапным обучением. Методика заключается в пятнадцатинедельном обучении плаванию, с постепенным мягким возрастанием нагрузок и поэтапным обучением технических приемов плавания. Определены оптимальные интервалы отдыха и работы в воде отдельно для студентов с заболеваниями ССС, отдельно для занимающихся с заболеваниями ОДА и отдельно для студентов с заболеваниями глаз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Егиазарян А.А., Богданова И.В., Именхоев А.В., Матвеев А.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS OF A SPECIAL MEDICAL GROUP IN THE CONDITIONS OF A STREAMING FORM OF EDUCATION

Objective of the study was to develop and test the methodology of physical training of students of a special medical group, taking into account their characteristics in the conditions of streaming training. Methods and structure of the study. During the experiment, the proportion of SHG students from the total number of students was determined. The diseases of students were identified, and then grouped according to nosological groups (diseases of the cardiovascular system, musculoskeletal system, etc.). On the basis of the data obtained, a methodological approach was developed for working with students of the SMG. The study was conducted at the Department of "Physical Education" of the Moscow State Technical University. N.E. Bauman. Results and conclusions. A methodology for practicing health-improving swimming with students with musculoskeletal disorders, cardiovascular diseases and eye diseases (more than 70% of the total SMG contingent) has been developed and tested, which is based on swimming with phased training. The technique consists in fifteen weeks of swimming training, with a gradual soft increase in loads and a phased learning of swimming techniques. The optimal intervals of rest and work in the water were determined separately for students with CVD diseases, separately for those studying with diseases of the musculoskeletal system, and separately for students with eye diseases.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ В УСЛОВИЯХ ПОТОКОВОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ»

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОМ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ В УСЛОВИЯХ ПОТОКОВОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

УДК/UDC 796.011.3

Поступила в редакцию 16.09.2021 г.

Информация для связи с автором: egiaz-@mail.ru

Кандидат педагогических наук А.А. Егиазарян1 Кандидат педагогических наук, доцент И.В. Богданова2, 4 А.В. Именхоев3

Кандидат педагогических наук, доцент А.Е. Матвеев3

Национальный исследовательский университет «МЭИ», Москва 2Московский областной государственный университет, Москва ^Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва 4Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Москва

FEATURES OF PHYSiCAL TRAINING OF STUDENTS OF A SPECiAL MEDICAL GROUP IN THE CONDITIONS OF A STREAMING FORM OF EDUCATION

PhD A.A. Egiazaryan1

PhD, Associate Professor I.V. Bogdanova2, 4 A.V. Imenkhoev3

PhD, Associate Professor A.E. Matveev3

1 National Research University «Moscow Power Engineering Institute», Moscow

2 Moscow Region State University, Moscow

3 Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow

4 Bauman Moscow State Technical University, Moscow

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

Аннотация

Цель исследования - разработать и апробировать методику физической подготовки студентов специальной медицинской группы с учетом их особенностей в условиях потокового обучения.

Методика и организация исследования. В ходе эксперимента определялась доля студентов СМГ из общего числа обучающихся. Выявлялись заболевания студентов, а затем группировались по нозологическим группам (заболевания ССС, ОДА и т.д.). На основе полученных данных был разработан методический подход для работы со студентами СМГ. Исследование проведено на кафедре «Физвоспитания» МГТУ им. Н.Э. Баумана. Результаты исследования и выводы. Разработана и апробирована методика занятий оздоровительным плаванием со студентами, имеющими заболевания ОДА, ССС и заболевания глаз (составляющих более 70% из общего контингента СМГ), основой которой является плавание с поэтапным обучением. Методика заключается в пятнадцатинедельном обучении плаванию, с постепенным мягким возрастанием нагрузок и поэтапным обучением технических приемов плавания. Определены оптимальные интервалы отдыха и работы в воде отдельно для студентов с заболеваниями ССС, отдельно для занимающихся с заболеваниями ОДА и отдельно для студентов с заболеваниями глаз.

Ключевые слова: специальная медицинская группа, физическое воспитание, оздоровительное плавание, плавание для СМГ, заболевания студентов, контингент студентов.

Abstract

Objective of the study was to develop and test the methodology of physical training of students of a special medical group, taking into account their characteristics in the conditions of streaming training. Methods and structure of the study. During the experiment, the proportion of SHG students from the total number of students was determined. The diseases of students were identified, and then grouped according to nosological groups (diseases of the cardiovascular system, musculoskeletal system, etc.). On the basis of the data obtained, a methodological approach was developed for working with students of the SMG. The study was conducted at the Department of "Physical Education" of the Moscow State Technical University. N.E. Bauman. Results and conclusions. A methodology for practicing health-improving swimming with students with musculoskeletal disorders, cardiovascular diseases and eye diseases (more than 70% of the total SMG contingent) has been developed and tested, which is based on swimming with phased training. The technique consists in fifteen weeks of swimming training, with a gradual soft increase in loads and a phased learning of swimming techniques. The optimal intervals of rest and work in the water were determined separately for students with CVD diseases, separately for those studying with diseases of the musculoskeletal system, and separately for students with eye diseases.

Keywords: special medical group, physical education, health-improving swimming, swimming for SHG, students' diseases, students' contingent.

Введение. Людям, отнесенным к специальной медицинской группе типа «Б», занятия физической культурой противопоказаны, но обучающиеся СМГ типа «А» проходят полный курс физической культуры в своем вузе. Контингент студентов, отнесенных к специальной медицинской группе (СМГ), как отмечают многие авторы [1, 3, 4], растет, в том числе

и наши данные позволяют сделать то же заключение. Очевидно, при работе со студентами данной категории необходим тщательный подход в выборе средств и методов работы. В данном случае важно сохранять баланс между нагрузкой, которая может навредить из-за слишком высоких требований к условно нездоровому организму, и снижением нагруз-

ки до уровня, никак не влияющего положительно на организм молодых людей.

Еще одна из основных проблем в работе со студентами специальной медицинской группы (СМГ) - это потоковость обучения. В условиях современной системы физического воспитания практически невозможно объединить студентов по нозологическим группам для занятий физической культурой, работать с каждой группой заболеваний точечно. Основным препятствием к этому являются: расписание университета (в разных академических группах разное количество студентов с тем или иным заболеванием), различная частота заболеваний по нозологическим группам (преобладание одних групп заболеваний над другими). Встает вопрос о поиске и разработке подходов при работе со студентами СМГ, позволяющих объединить в себе методы и средства, имеющие оздоровительный эффект для как можно наибольшего числа студентов СМГ с наиболее распространенными заболеваниями, при этом без необходимости формировать отдельные нозологические группы.

Цель исследования - разработать и апробировать методику физической подготовки студентов специальной медицинской группы с учетом их особенностей в условиях потокового обучения.

Методика и организация исследования. На первых этапах эксперимента производился сбор и анализ данных о заболеваниях студентов специальной медицинской группы. Определялась доля студентов СМГ из общего числа обучающихся. Выявлялись заболевания студентов, а затем группировались по нозологическим группам (заболевания ССС, ОДА и т. д.). Выявлялись студенты, имеющие сопутствующие заболевания помимо основного, также их относили к нозологической группе.

В ходе исследования проводился анализ научно-методических работ, посвященных вопросам оздоровления студентов с отклонением в состоянии здоровья [3, 4, 5], а также нами рассматривались различные методики оздоровительного плавания [1, 2]. На основе полученных данных был разработан методический подход для работы со студентами СМГ. Педагогический эксперимент проводился на кафедре «Физвоспитания» МГТУ им. Н. Э. Баумана.

Результаты исследования и их обсуждение. Проанализированы данные по соотношению студентов СМГ к общему контингенту 1-3-го курсов МГТУ им. Н. Э. Баумана с 201516 уч. г. по 2017-18 уч. г. Так, в 2015-16 гг. на 1523 студента СМГ приходилось 11969 студентов, что составило 12,7 %, а в 2017-18 гг. уже 2708 студентов СМГ из 15507, что составляет 17,5 %. Как мы видим, наблюдается некий рост

Таблица 1. Заболевания студентов СМГ

Группы заболеваний 20152016 уч. г. 20172018 уч. г.

Заболевания глаз 19,7% 21,8%

Заболевания органов дыхания 8,8% 10,54%

Заболевание мочевыводящей системы 5,4% 3,16%

Заболевания пищеварительной системы 6,7% 5,27%

Сердечно-сосудистые заболевания 31,2% 26,05%

Заболевания и повреждения ОДА 18% 37,65%

Нарушение слуха 8,1% 3,16%

Другие заболевания 2-3% 10,5%

Общее число студентов (чел.) 1523 2708

(на 4.8 процентных пункта), главным образом росту поспособствовали поступившие на 1-й курс за 2016 и 2017 гг., стоит отметить, что рост в 4,8 процентных пункта нельзя считать значительным. Тем не менее, очевидно, положительной динамики нет. Основной задачей при работе с этим контингентом является не лечебная, а общая оздоровительная направленность занятий.

В своем исследовании Иванов К. В. [1] приводит такие данные: отклонения в состоянии ССС - 56 %, ЦНС (центрально-нервной системы) - 61%, ОДА (опорно-двигательного аппарата) составляют 69 % и пищеварительной системы -56 %. Мы также проанализировали данные по заболеваниям студентов групп СМГ МГТУ им Н. Э. Баумана. В исследовании принимало участие 1523 человек (2015-2016 гг.) и 2708 (2017-2018 гг.) студентов СМГ 1-3-го курсов.

В табл. 1 представлена статистика заболеваний среди студентов в разные годы обучения.

При подсчете студенты, имеющие ряд заболеваний, из разных групп учитывались ровно столько раз, сколько заболеваний имеют (например, если один студент имеет заболевания, связанные с ОДА и ССС, то в таблице он отражен дважды - и в графе ОДА, и ССС).

В таблице 2 представлены данные с дифференциацией студентов по количеству заболеваний по данным на 2017-18 уч. г.

Эти данные указывают на острую необходимость поиска подходов при работе со студентами СМГ, имеющими заболевания ССС, ОДА и глаз. Также, исходя из данных представленных в табл. 2, более 30 % студентов СМГ нельзя отнести к определенной нозологической группе, что, в свою очередь, также ставит перед нами задачи по разработке методик, подходящих для большинства обучающихся, имеющих специальную медицинскую группу здоровья. С этой целью нами была разработана и апробирована методика плавания с поэтапным обучением как один из подходов, позволяющих охватить наибольший контингент СМГ. Безусловно, стоит отметить, что для ряда заболеваний такой подход будет противопоказан (в основном это студенты с заболеваниями дыхательной и мочеполовой систем, а также имеющие аллергию на хлорку и т. п.), однако доля таких студентов в группах СМГ в целом невелика (13-15 %).

В своей диссертационной работе О. А. Мельникова [4] показала эффективность плавания для студентов с дисплазией соединительной ткани. При этом мы считаем, что плавание может быть полезным не только для студентов с дисплазией соединительной ткани, но и для большинства студентов СМГ, допущенных к занятиям в бассейне. С целью повышения качества работы при разработке методики как подхода при работе с СМГ мы уделили особое внимание следующим пунктам:

• Выбор исходных положений;

• Постепенность нарастания нагрузки с контролем ЧСС;

• Индивидуализация интервалов отдыха по нозологическим

группам;

• Повторяемость, темп, ритм и амплитуда движений;

• Точность выполнения движений;

• Степень усилия при выполнении физических упражнений;

• Использование дыхательных упражнений.

Методика поэтапного обучения плаванию состояла из трех этапов, на каждом из них ставились и решались конкретные задачи, в зависимости от которых выбирались средства, методы и приемы обучения.

Таблица 2. Студенты, имеющие одно, два или три и более заболеваний в СМГ

Общее число СМГ (студентов) 1 заболевание 2 и более заболеваний 3 и более заболеваний

2708 60,88% 31,03% 8,09%

№4 • 2022 Апрель | Арп!

http://www.teoriya.ru

Таблица 3. Выдохи в воду и интервалы отдыха по нозологическим

Общая продолжительность занятий по плаванию составила 72 практических занятия в течение года, по два раза в неделю, с соблюдением общепринятой структуры занятия (подготовительная, основная и заключительная часть). Подбирались упражнения для освоения техник спортивного плавания.

На первом, подготовительном этапе в течение трех занятий определялись основные особенности, тип их конституции, «букет» заболеваний, уровень умения плавать обучающихся. На основе собранных данных определялся стиль плавания, который наиболее подходит конкретному студенту.

Обучение технике плавания проводилось на основе трех основных групп физических упражнений:

- подготовительные упражнения, призванные помочь на начальных этапах обучения привыкнуть к режиму работы, подготовиться к обучению технике плавания и адаптироваться к работе в водной среде;

- общеразвивающие физические упражнения, направленные на совершенствование координации движений, повышение функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы и общее развитие опорно-двигательного аппарата (скелетной мускулатуры, повышение эластичности связок и сухожилий и т. д.);

- специальные упражнения, направленные здесь главным образом на правильную постановку дыхания, обучение технике и методике дыхательных упражнение в воде.

Исследованиями Н. Н. Кардамоновой [2] доказано, что использование таких упражнений позволяет повысить функциональные возможности организма, а также совершенствовать специальную выносливость. Для обучающихся, в особенности студентов специальной медицинской группы, такие упражнения, на начальном этапе являются дополнительной нагрузкой на сердечно-сосудистую систему. В этих условиях необходимо было подобрать интервалы отдыха между выполняемой работой, чтобы последующая работа проходила на фоне благоприятных изменений после предшествующей работы. Исходя из нашего опыта, анализа литературы [1, 4] и данных, полученных при работе со студентами, определенно, что количество выдохов в воду может варьироваться от 5 до 15 в зависимости от уровня подготовленности студентов и их заболеваний. Так, студенты с проблемами ССС должны выполнить больше вдохов-выдохов для восстановления,

а учащимся вуза с проблемами ОДА достаточно и семи-вось-ми выдохов в воду (табл. 3).

Основная задача, которая решалась при использовании этих упражнений, - снижение ЧСС на 30 % и более. На последующих занятиях интервалы отдыха сохранялись на том же уровне, при этом продолжительность работы на каждом отрезке постепенно увеличивалась.

Выводы. По итогам исследования выявлено, что более 90 % студентов, занимающихся по разработанной методике, отметили общее улучшение физического состояния. 96 0% занимающихся улучшили свои результаты по объему проплываемой дистанции без остановок. В среднем увеличение составило 110-120 00 (с 400-500 м до 900-1000 м).

Апробированная методика поэтапного плавания для студентов СМГ, имеющих заболевания ССС, ОДА и зрения, показала свою эффективность.

Литература

1. Иванов К.В. Эффективность занятий плаванием со студентами специальной медицинской группы / К.В. Иванов // Вестник спортивной науки. - 2009. - № 1. - С. 56-58.

2. Кардамонова Н.Н. Плавание: лечение и спорт / Н.Н. Кардамонова // Ростов н/Д: Феникс. - 2001. - Т. 137 с.

3. Величко Т.И. Определение индекса физического здоровья и анализ стрессоустойчивости у студентов специальной медицинской группы МГТУ им. Н.Э. Баумана / Т.И. Величко, Е.И. Михайлюк // Живая психология. - 2018. - № 1. - С. 25-32.

4. Мельникова О.А. Методика дифференцированного обучения плаванию студентов специальной медицинской группы с учетом фенотипа: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / О.А. Мельникова. -Тюмень: 2007. -191с.

5. Свищёв И.Д. Влияние визуального мышления на показатели сердечно-сосудистой системы организма человека / И.Д. Свищёв, Р.В. Тамбовцева, В.Н. Черемисинов и др. // Теория и практика физ. культуры. - 2019. - № 6. - С. 52-54.

References

1. Ivanov K.V. Effektivnost zanyatiy plavaniyem so studentami spetsial-noy meditsinskoy gruppy [The effectiveness of swimming lessons with students of a special medical group]. Vestnik sportivnoy nauki. 2009. No.1. pp. 56-58.

2. Kardamonova N.N. Plavaniye: lecheniye i sport [Swimming: treatment and sport]. Rostov on Don: Feniks publ., 2001. Vol. 137 p.

3. Velichko T.I., Mikhailyuk E.I. Opredeleniye indeksa fizicheskogo zdorovya i analiz stressoustoychivosti u studentov spetsialnoy meditsinskoy gruppy MGTU im. N.E. Baumana [Determination of the index of physical health and analysis of stress resistance in students of the special medical group of the Bauman Moscow State Technical University]. Zhivaya psikhologiya. 2018. No. 1. pp. 25-32.

4. Melnikova O.A. Metodika differentsirovannogo obucheniya plavani-yu studentov spetsialnoy meditsinskoy gruppy s uchetom fenotipa [Methods of differentiated swimming training for students of a special medical group, taking into account the phenotype]. PhD diss.. Tyumen, 2007. 191p.

5. Svishchev I.D., Tambovtseva R.V., Cheremisinov V.N. et al. Vliyaniye vzualnogo myshleniya na pokazateli serdechnososudistoy sistemy organima cheloveka [Influence of visual thinking on indicators of the cardiovascular system of the human body]. Teoriya i praktika fiz. kul-tury. 2019. No. 6. pp. 52-54.

группам

Заболевание Количество вдохов-выдохов (раз) Интервалы отдыха (мин)

ССС 15-20 5-8

ОДА 7-8 3-4

Зрение 10-15 4-6

□ и

£ г. CL

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

НОВЫЕ КНИГИ

КОНОВАЛОВ В.Л. БАСКЕТБОЛ: УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ВУЗОВ / В.Л. КОНОВАЛОВ, В.А. ПОГОДИН. -3-Е ИЗД., СТЕР. - САНКТ-ПЕТЕРБУРГ: ЛАНЬ, 2022. - 84 С. - iSBN 978-5-8114-8920-6.

В учебном пособии содержится материал по теоретическому разделу дисциплины, который позволяет систематизировать и углубить знания по баскетболу. Отдельно освещены вопросы исторического развития баскетбола, характеристики инвентаря и оборудования, методики обучения баскетболу, основных правил игры. Пособие предназначено для студентов всех направлений физкультурных и нефизкультурных вузов, изучающих баскетбол.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.