Научная статья на тему 'Особенности физической культуры и спорта в странах Азии'

Особенности физической культуры и спорта в странах Азии Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
3092
334
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ В СТРАНАХ АЗИИ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ВОСПИТАНИЕ / РЕЗУЛЬТАТЫ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР / SPORT IN ASIAN COUNTRIES / PHYSICAL CULTURE AND EDUCATION / THE RESULTS OF THE OLYMPICS

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Иванов Валентин Дмитриевич, Салькова Наталья Александровна

Рассмотрены основные моменты в области спорта и физической культуры в странах Азии. Проанализированы результаты Олимпиад, проводившихся в Японии, Китае и Южной Кореи, и системы физического воспитания этих стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of Physical Culture and Sport in Asia

In the article the main aspects in the field of sport and physical culture in Asia. We analyzed the results of Competitions in such countries as Japan, China and South Korea, and physical education.

Текст научной работы на тему «Особенности физической культуры и спорта в странах Азии»

УДК 796(5-012) ББК Ч54(5)

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

В СТРАНАХ АЗИИ

В. Д. Иванов, Н. А. Салькова

Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

Рассмотрены основные моменты в области спорта и физической культуры в странах Азии. Проанализированы результаты Олимпиад, проводившихся в Японии, Китае и Южной Кореи, и системы физического воспитания этих стран.

Ключевые слова: спорт в странах Азии, физическая культура и воспитание, результаты Олимпийских игр.

Сегодня во всём мире большое внимание уделяется развитию спорта и физической культуры. Развитие государства зависит от здоровья нации и его физической способности.

Спорт в Азии имеет богатую историю, связанную со многими традиционными видами спорта, такими как боевые искусства, которые по-прежнему широко практикуются. Однако сейчас в азиатских странах наблюдается процесс заимствования западных видов спорта, таких как баскетбол, бейсбол, крикет и футбол, которые начали доминировать и стали популярными для отдыха и зрелищ в странах и регионах по всему Югу, Востоку и Юго-Восточной Азии, включая Китай, Тайвань, Гонконг, Сингапур, Японию, Южную Корею и Индию.

В настоящее время в этих странах физическая культура рассматривается как часть системы образования, культуры и духовной сферы общества.

На азиатском континенте стали проводиться крупные соревнования. Так, в 1964 г. впервые в мировой истории на этом континенте проходили летние XVIII Олимпийские игры — на Японских островах, в Токио [1; 2], где представители Страны восходящего солнца стали призёрами Игр и в общем неофициальном зачёте с 29 медалями заняли третье место. Для страны, которая впервые организовывала Олимпийские игры, это неплохой результат. Как страна-организатор Япония заслужила от Международного олимпийского комитета награды. После чего Япония организовывала у себя ещё несколько зимних Олимпиад — в 1972 г. в Саппоро, на острове Хоккайдо, и в 1998 г. в Нагано. Также в 2020 г. в Токио во второй раз будут проводиться летние Олимпийские игры (XXXII).

Япония не единственная азиатская страна, в которой проходили Олимпийские игры: они также ор-

ганизовывались в 1988 г. в Южной Корее (Сеул) и в 2008 г. Китае (Пекин). Весь мир увидел, что страны Азии обладают высоким уровнем жизни, развитыми информационными технологиями и профессиональной подготовкой спортсменов [8; 9].

За последние пятнадцать лет Китай достиг больших успехов в области спорта. В 2000-2012 гг. Китай стал обладателем 139 медалей в летних Олимпийских играх, что демонстрирует высокий уровень профессионализма спортсменов.

Успехи азиатского спорта связаны с сохранением культурного своеобразия, восточного менталитета, выдержки, стойкости и заимствований из западных стран. Так, китайские власти активно приглашали советских тренеров, которые заложили систему подготовки будущих чемпионов.

Главная ставка в системе подготовки спортсменов делалась на молодёжь. Средний возраст китайских чемпионов Олимпиады 1984 г. в одиночных видах спорта — 23 года, а самому взрослому среди участников из Китая было 27 лет. Для сравнения: средний возраст «золотых» призёров из Германии составлял 28 лет, а самому старшему из них в то время исполнилось 42 года.

В процессе подготовки спортсменов КНР главная роль отдаётся государственным спортивным школам. На данный момент таких школ свыше 15 тыс., и большая их часть финансируются государством [3. С. 61].

В основу системы подготовки будущих спортсменов легло привлечение детей со всей территории страны. Именно занятие спортом с раннего возраста является более продуктивным способом выявления потенциала спортсмена. Так можно эффективнее отследить способность того или иного ребёнка к определённому виду спорта и разработать систему подготовки.

32

Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2017. Т. 2, 1

Особенности физической культуры и спорта в странах Азии

Китай является самой многочисленной страной, и поэтому существует конкуренция во всех сферах общества. Некоторые родители, понимая, что их ребёнок может и не достичь успеха в другой сфере, настраивают детей на избрание спортивной карьеры, которая является самой престижной профессией.

Система физического воспитания в Китае развивалась как часть государственной политики, экономики, культуры и образования. Она рассматривалась как средство улучшения здоровья нации, повышения производительности трудовой силы, оборонной мощи государства.

Программа физического воспитания в школах, учебных заведениях включает три группы (разработана Государственным комитетом физической культуры и спорта Китая):

- для учащихся и студентов всех школ и учебных заведений;

- для будущих спортсменов;

- для занятий в кружках и секциях.

Обучение начинается с шести лет. С этого момента делается упор на физическую подготовку детей под контролем тренеров. Обязательная программа составляет 140 ч в год.

За короткий период появлялись спортивные комплексы — сеть школ-интернатов спортивного профиля, куда отбирались перспективные дети для их дальнейшего развития уже в качестве профессионалов.

Если первоначально власти Китая больше внимания уделяли количественной стороне, а именно открытию специальных школ с целью привлечения большого количества детей к регулярному занятию спортом, то в последнее время стали отдавать предпочтение качественной стороне дела: оснащать залы и площадки современным инвентарём и оборудованием, внедрять передовые достижения мировой науки и практики, повышать квалификацию специалистов, проводить оптимизацию системы в управлении и организации олимпийской подготовкой [4. С. 13].

В Китае значительное внимание уделяется контролю за организацией и управлением олимпийской подготовки, и для этого привлечены органы государственной власти, где постоянный контроль осуществляют руководители коммунистической политической партии Китая, а также специально созданные органы страны — Государственный комитет физической культуры и спорта, Всекитайская федерация спорта и Олимпийский комитет.

В Республики Корее внимание спорту стали уделять лишь в 1960-х гг., так как до этого времени в стране не существовало органа, который выполнял бы полномочия в области физической культуры [7]. Но в 1980-е гг. в сфере спорта произошли изменения, что было связано с подготовкой и проведением в стране в 1986 г. Азиатских игр и в 1988 г. — Олимпийских игр. Таким образом правительство поднимало уровень авторитета страны на международной арене. Для это были проведены изменения национальных учебных планов, поскольку ранее, в 1955-1963 гг., закладывали основу подготовки физического воспитания в школах в качестве самостоятельного школьного предмета. С 2000 г. и до настоящего времени физическая культура является комплексным школьным предметом обучения и социального воспитания, содержащего функциональные, академические и нормативные аспекты образования, направленные на совершенствование качества жизни человека [5. С. 59].

С 2003 г. проводится политика правительства Но Му Хёна, был впервые принят пятилетний план развития массового спорта. Основные цели данного плана: повышение уровня здоровья и жизни нации, усиление авторитета и поддержания спортивной конкуренции на международном уровне, создание мирной обстановки на Корейском полуострове и другие цели в сфере физической культуры [6. С. 142].

Министерство культуры, спорта и туризма объявило, что в ближайшие годы в Республике Корея будут расти строительство открытых спортивных сооружений — от баскетбольных площадок до комплексов с бассейнами. Так, к 2022 г. правительство планирует открыть свыше 1 100 спортивных сооружений [7].

Несмотря на значительный прогресс, достигнутый в последние годы азиатскими спортсменами, спорт в Азии имеет по-прежнему ряд проблем. Основные из них: нехватка средств для возведения необходимого количества спортивных сооружений, а также нехватка квалифицированных кадров. Большинство азиатского населения не в состояния заниматься спортом, так как это слишком дорого — во многих случаях занятия в спортивных секциях платные, не каждый может это себе позволить. Однако всё это не мешает добиваться успеха спортсменам и получать высокие результаты.

Изучив различные аспекты развития физической культуры Японии, Китая и Южной Кореи,

Physical Culture. Sport. Tourism. Motor Recreation. 2017. Vol. 2, no. 1

33

В. Д. Иванов, Н. А. Салькова

можно выделить основные особенности в области спорта этих стран:

1) неразрывная связь с культурой, традициями и ментальной особенностью народов, которые внесли значительный вклад в развитие спорта;

2) развитие традиционных систем в подготовке спортсменов, а также учёт влияния Запада на Азиатские страны;

3) активная поддержка со стороны государств

[7; 8].

В рассматриваемых странах нами отмечено активное развитие физической культуры и спорта, которое закреплено победами, достижениями и высокими результатами в Олимпийских и Азиатских играх, а также в организации и управлении международными соревнованиями крупного масштаба.

Список литературы

1. Трескин, А. История Олимпийских игр. Медали. Значки. Плакаты / А. Трескин, В. Штейнбах. — М. : АСТ, 2008. — 208 с.

2. Официальный сайт Олимпийского международного комитета. Япония. — URL: http://www. olympic.org/tokyo-1964-summer-olympics

3. Хуа, Й. Олимпийское движение и массовый

Поступила в редакцию 10 октября 2016 г.

спорт в Китае / Й. Хуа // Теория и практика физ. культуры. — 2004. — № 11. — С. 60-62.

4. До Кеон, Ву. Управление физической подготовкой в странах Дальневосточной Азии : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ву До Кеон. — СПб., 2000. — С. 11-14.

5. Нестеров, А. А. Цели и содержание физического воспитания учащихся общеобразовательных школ стран Азии (Япония, Корея, Китай) / А. А. Нестеров, М. Н. Забурдаева // Физ. культура. — 2006. — № 6. — С. 58-61.

6. Лачина, Е. В. Исторический обзор основных направлений государственной политики Республики Корея в области физической культуры и спорта / Е. В. Лачина // Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та. — 2013. — № 22. — С. 134-145.

7. Официальный сайт Министерства культуры, спорта и туризма Республики Корея. — URL: http://www.mcst.go.kr

8. Талызов, С. Н. Корейская модель управления культурой и спортом / С. Н. Талызов // Физ. культура. Спорт. Туризм. Двигат. рекреация. — 2016. — Т. 1, № 4. — С. 101-103.

9. Талызов, С. Н. Японская модель управления культурой и спортом / С. Н. Талызов // Физ. культура. Спорт. Туризм. Двигат. рекреация. — 2016. — Т. 1, № 4. — С. 104-106.

Для цитирования: Иванов, В. Д. Особенности физической культуры и спорта в странах Азии / В. Д. Иванов, Н. А. Салькова // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2017. — Т. 2, № 1. — С. 32-35.

Сведения об авторах

Иванов Валентин Дмитриевич — кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта, Челябинский государственный университет. Челябинск, Россия. vdy-55@mail.ru

Салькова Наталья Александровна — старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта, Челябинский государственный университет. Челябинск, Россия. salkova.n@list.ru

PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION

2017, vol. 2, no. 1, pp. 32-35.

Features of Physical Culture and Sport in Asia

V. D. Ivanov1, N. A. Salkova2

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia 196soul@mail.ru, 2salkova.n@list.ru

In the article the main aspects in the field of sport and physical culture in Asia. We analyzed the results of Competitions in such countries as Japan, China and South Korea, and physical education.

Keywords: sport in Asian countries, physical culture and education, the results of the Olympics.

34

Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2017. Т. 2, N№ 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.