Научная статья на тему 'Азиатская модель управления физической культурой и спортом'

Азиатская модель управления физической культурой и спортом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5324
652
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АМЕРИКАНСКАЯ / ЕВРОПЕЙСКАЯ МОДЕЛИ СПОРТА / АЗИАТСКИЙ СПОРТ / АЗИАТСКАЯ МОДЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА / AMERICAN / EUROPEAN SPORT MODELS / ASIAN SPORT / ASIAN MODEL OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сагалеев Андрей Сергеевич, Дуринов Александр Евгеньевич, Хамаганов Батор Петрович

В статье представлены результаты анализа систем физической культуры и спорта Кореи, Японии и Китая. Показано, что наряду с европейской и американской можно констатировать факт существования и бурного развития азиатской модели управления физической культурой и спортом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сагалеев Андрей Сергеевич, Дуринов Александр Евгеньевич, Хамаганов Батор Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ASIAN MODEL OF MANAGEMENT OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT

The article presents the results of analysis the systems of physical culture and sport in Korea, Japan and China. It is shown that alongside with the European and American systems the Asian model of physical culture and sport management has been developing actively.

Текст научной работы на тему «Азиатская модель управления физической культурой и спортом»

- Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1995. - 4.1.

- С.32-34.

14. Конрад Н.И. Синология / Репринт с изд. 1977 г. - М.: Ладомир, 1995. - 621 с.

15. Лян Шоуюй, Цзюньмин Ян. Синъи-Цюань: Теория и практика. - Киев: София, 1999. - 280 с.

16. Лян Шоуюй, Цзюньмин Ян. Эмейская школа Багуа-чжан. - Киев: София, 1999.

17. Малявин В.В. Традиция «внутренних школ» ушу. - М.: Гиль-Эстель, 1993. - 103 с.

18. Малявин В.В. 4жуанцзы. Лецзы / пер., вступ., статья, коммент. В.В.Малявина. - М.: Мысль, 1995. -480 с.

19. Маслов A.A. Социально-исторические и политические аспекты ушу и его роль в культурной традиции Китая: дис. ... д-ра ист. наук. - М., 1995. -692 с.

20. Маслов A.A. Небесный путь боевых искусств.

- СПб.: ТЕКС, 1995. - 490 с.

21. Маслов A. A. Энциклопедия восточных боевых искусств: Традиции и тайны китайского ушу. -М.: TAbA Пресс, 2000. - Т.1. - 520 с.

22. Маслов A.A. Энциклопедия восточных боевых искусств: Воины и мудрецы страны восходящего солнца. - М.: TAbA Пресс, 2000. - Т.2. - 424 с.

23. Сагалеев A.Q Соревновательная деятельность спортсменов-единоборцев / науч. ред. С.В. Калмы-

ков. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 208. -248 с.

24. Сагалеев А.С. Основы подготовки спортсменов в восточных единоборствах. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2011. - 170 с.

25. Смит Р.У., Питтмэн А. Ба-Гуа: бокс восьми триграмм / пер. с англ. А. Курчанова. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 106 с.

26. Стрельников В.А. Совершенствование системы подготовки студентов-спортсменов ударных единоборств в аспекте этнокультурных традиций: авто-реф. дис. ...д-ра пед. наук. - Улан-Батор, 1997. - 52 с.

27. Трескин А.А. Боевые искусства в системе военно-физической подготовки в Китае и Японии с древнейших времен до конца 19-го столетия: дис. ... канд. пед. наук. - М., 1999. - 137 с.

28. Ян Цзюньмин. Тайцзи: теория и боевая сила / пер. с англ. А.Костенко. - Киев: София, 2002. - 304 с.

29. Huard P., Wong M. Oriental methods of mental and physical fitness. - N.Y., 1977. - 279 c.

30. Medeiros E. The complete history and philosophy of Kung Fu. - Rutland: Charles E. Tuttle Co., Inc., 1974. - 118 p.

31. Yung С. Lee. Theory and science of Kung-fu. -Costa Mesa, California, 1975. - 211 p.

Сагалеев Андрей Сергеевич, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой спортивных дисциплин Бурятского госуниверситета. 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а. Тел. 8(3012) 21-69-89.

Sagaleyev Andrey Sergeevich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of department of sports disciplines, Buryat State University.670000, Ulan-Ude, Smolin str., 24a. Tel.8 (3012) 216989.

Дагбаев Батор Владимирович, кандидат педагогических наук, доцент, заместитель директора Боханского филиала БГУ. 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а. Тел. 8(3012) 21-69-89.

Dagbayev Bator Vladimirovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, deputy director, Bohan branch of Buryat State University. 670000, Ulan-Ude, Smolin str., 24a. Tel.8(3012) 216989.

УДК 796.0

A.C. Сагалеев, A.E. Дуринов, Б.П. Хамаганов АЗИАТСКАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ

В статье представлены результаты анализа систем физической культуры и спорта Кореи, Японии и Китая. Показано, что наряду с европейской и американской можно констатировать факт существования и бурного развития азиатской модели управления физической культурой и спортом.

Ключевые слова: американская, европейская модели спорта, азиатский спорт, азиатская модель физической культуры и спорта.

A.S. Sagaleyev, A.E. Durinov, B.P. Khamaganov THE ASIAN MODEL OF MANAGEMENT OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT

The article presents the results of analysis the systems of physical culture and sport in Korea, Japan and China. It is shown that alongside with the European and American systems the Asian model of physical culture and sport management has been developing actively.

Keywords: American, European sport models; Asian sport; Asian model of physical culture and sport

В настоящее время в мире общепризнано существование американской и европейской моделей спорта (1). Между тем упоминаний об азиатской модели нами не найдено. Тем не менее, рассматривая физическую культуру и спорт в азиатских странах, следует сказать, что еще полвека назад трудно было предположить, что самые крупные мировые соревнования будут проводиться на азиатском континенте. Однако это стало реальностью. Впервые за всю историю на этом континенте Олимпийские игры были проведены в 1964 г. в Токио, в последующем игры проходили в Сеуле в 1988 г. и в Пекине в 2008 г. Они показали миру высокий уровень

жизни, промышленного производства и развития высоких информационных технологий в этих странах. Настоящей революцией стал чемпионат мира по футболу 2002 г., проводившийся в Корее и Японии. Самой большой сенсацией стало успешное выступление сборных Кореи и Японии. На четырех последних Олимпийских играх азиатские спортсмены показали высокие результаты не только в традиционных для них видах спорта, но и видах спорта, в которых им никогда не удавалось достичь сколько-нибудь заметных успехов (табл. 1). Но то, что увидел весь мир в 2008 г., превзошло все ожидания (табл. 2).

Таблица 1

Результаты общекомандного зачета Олимпийских игр 1996-2008 гг.

Год Россия США Китай Великобритания

зол. всего зол. всего зол. всего зол. Всего

1996 26 63 44 101 16 50 1 13

2000 32 88 39 97 28 59 11 26

2004 27 92 35 103 32 63 9 30

2008 23 72 36 110 51 100 19 47

Таблица 2

Результаты общекомандного зачета Олимпийских игр 2008 г. в Пекине

Страна Медали Всего

золотые серебряные бронзовые

Китай 51 21 28 100

США 36 38 36 110

Россия 23 21 28 72

Великобритания 19 13 15 47

Г ермания 16 10 15 41

Австралия 14 15 17 46

Анализ этого феномена для российского спорта, который заметно сдал свои позиции [6], является весьма важным, поскольку Россия - это как европейская, так и азиатская страна.

В связи с этим необходимо отметить следующее. Успехи азиатского спорта стали возможными в значительной степени благодаря тому, что азиатские государства, сохраняя свое культурное своеобразие, смогли освоить преимущества западного мышления и осуществить стратегический прорыв в этом направлении. Так, например, огромные успехи китайского спорта стали возможными благодаря диалектически перенятому опыту подготовки спортсменов в Советском Союзе, кстати, в значительной степени забытому в нынешней России [7].

В Республике Корея до 1961 г. не существовало полноценной государственной структуры, последовательно и качественно проводящей по-

литику в области физической культуры [2]. Основная стратегия физической культуры страны: повышение авторитета страны за рубежом, активизация международного спортивного обмена, популяризация физкультуры среди населения и подготовка элитных спортсменов. Популяризация физической культуры предусматривала три основных элемента: 1) увеличение количества занимающихся; 2) внедрение и организация школьных занятий; 3) выработка у населения положительного отношения к занятиям физкультурой и спортом. Достижения корейских спортсменов (по результатам мировых первенств и Олимпийских игр страна входит в 10 сильнейших), социальная активность населения в сфере физической культуры стали итогом эффективной управленческой деятельности государства.

В Республике Корея в управлении физической культурой страны важную роль играет Корейская ассоциация любительского спорта (КАЛС). В политике государства особо выделяются три направления: физическая культура в школах; социальная физическая культура; элитный спорт. Существует 4 программы физической культуры школьников: обязательная; дополнительная (для желающих получить наиболее высокий уровень подготовленности); спортивная (предусматривающая занятия в избранных видах спорта во внеучебное время); подготовка и участие в спортивных состязаниях (для школьников-спортсменов). Реализуются индивидуальные и государственные задачи социальной физической культуры.

Большой прорыв в развитии физической культуры и спорта наблюдался во время Олимпийских игр в Сеуле 1988 г. Это великолепно организованное событие открыло Корею всей планете. До начала Олимпийских игр-1988 лишь немногим в мире было известно о бурном развитии Кореи и ее богатом культурном наследии. 14 489 спортсменов и официальных лиц, 16 030 журналистов и бесчисленные болельщики Сеульской Олимпиады способствовали тому, что Корею узнал весь мир. Большую роль в достижении экономического и социального благополучия в Корее играет отношение государства и общества к здоровью и физической активности населения [5]. В Азиатско-Тихоокеанском регионе важным фактором взаимообогащения и сближения являются национальные формы и системы физического воспитания, спорта, туризма [3; 4]. Сейчас в Корее очень популярны европейский футбол, бейсбол, баскетбол, волейбол, бокс, сноубординг, горные лыжи, бильярд, кегельбан, стендовая стрельба, гольф.

При анализе системы управления физической культурой в Японии [2] раскрываются процесс развития, организационная структура национальной системы управления физической культурой в Японии после 1945 г., принципы и методы деятельности государственных и общественных органов по ее эффективному использованию. В Японии был разработан план в области развития физической культуры и спорта, который предусматривал создание соответствующих организаций (например, Японской ассоциации любительского спорта в 1946 году; комитета физической культуры населения в 1965 году), введение в действие закона о физической культуре и спорте, создание условий для проведения международных состязаний, в частности Олимпийских игр, фундаментальное науч-

ное обеспечение физической культуры, особенно спорта высших достижений, использование экономических и научно-технических достижений в стране (особое внимание было уделено материальному оснащению школ, вузов, спортивных клубов, предприятий, зон отдыха). Стратегия развития физической культуры в Японии предусматривает создание условий, обеспечивающих потребности любого человека в здоровом образе жизни (спортивные сооружения и зоны для занятий, квалифицированные кадры, пропаганда значимости спорта через систему).

Популяризация физической культуры, пропаганда здорового образа жизни в Японии усилилась после выхода закона «О мерах по развитию спорта» (1961 г.), который определил задачи по подготовке кадров, организации курсов и семинаров, проведению научных исследований в области спорта, созданию спортивных клубов. В стране было развернуто движение под девизом: «когда угодно, где угодно, но всем заниматься спортом», а после 1975 г. пропагандируется европейский спортивный лозунг: «спорт для всех». Была создана огромная сеть профессиональных спортивных автономных организаций на принципах демократии и научности, большое количество органов самоуправления. С началом широкомасштабной популяризации спорта в Японии была проведена организационная работа по аттестации инструкторов спорта (инструкторы регионов, инструкторы-тренеры, инструкторы коммерческого вида деятельности).

Современная история физической культуры в Китае связывается с пятью периодами развития страны. Первый период (1930-1948 годы) характеризуется военно-прикладной направленностью. Физкультура и спорт рассматривались как одно из средств борьбы с японским империализмом, как оружие революционной борьбы. Второй период (1949-1956 годы) связывается с программным развитием массового спорта, а третий (1956-1965) - с развитием спорта высших достижений. Четвертый этап (70-е годы) - с развитием элитного спорта с целью достижения успехов в международных состязаниях. Пятый (80-е годы) характеризуется развитием элитного спорта и мирового признания Китая спортивной державой и спортивной нацией [2].

Говоря об олимпийском движении, указывается, что хотя оно пришло в Китай вместе с западной цивилизацией в конце XIX века, только с образованием народной республики в 1949 г. массовый спорт при взаимосвязи с Олимпийским движением стал развиваться на госу-

дарственном уровне. Так, в конце 40-х - начале 50-х гг. прошлого века под влиянием Олимпийского движения руководством Китая предпринят ряд мер. В сентябре 1949 г. Конференция по национально-политическим вопросам приняла совместный закон, где в ст. 48 определялись роль массового спорта и дальнейшее его развитие как одна из главных задач Национальной федерации. В октябре 1949 г. была образована Всеобщая китайская спортивная федерация, и с тех пор организационная структура массового спорта в Китае начала постепенно крепнуть. В 1952 г. Президент Мао Цзе Дун издал указ о развитии физической культуры и укреплении здоровья людей, отведя главенствующую роль развитию спорта. При этом учитывался опыт Советского Союза. Государство выделило средства на строительство большого количества спортивных сооружений и на подготовку кадров в области спорта.

В середине 50-х гг. впервые спортсмены добились больших успехов на международной арене. Несмотря на некоторые разногласия между Китаем и МОК, китайский народ не отказывался от олимпийских идеалов. Развивая массовый спорт под знаком олимпизма, популяризируя олимпийское движение на обширной китайской территории, страна заложила прочный фундамент. В 1979 г. Китай вступил в олимпийскую семью и начался новый этап в развитии массового спорта в стране. В 1984 г. Китай принял участие в Олимпийских играх. Стрелок Ксю Хей-венг завоевал «золото». А 13 июля 2001 г. в Москве президент МОК Самаранч объявил, что Пекин будет городом-устроителем Олимпиады 2008 г. [8].

В середине 80-х гг. прошлого века были восстановлены отношения между КНР и СССР, и руководство китайского спорта начинает приглашать советских специалистов для чтения лекций и консультаций, а тренеров - для работы в различных спортивных организациях. Переводится и издается большое количество учебников и учебных пособий для тренеров, написанных советскими авторами. На Олимпиаде 1988 г. в Сеуле спортсмены Китая сумели получить 28 медалей (5 золотых) и занять вполне достойное (11-е) место в неофициальном командном зачете [6].

В дальнейшем после разрушения системы спорта ГДР в Китае востребованы опыт и знания восточногерманских специалистов, что существенно обогатило систему подготовки спортсменов к Олимпийским играм. Началось интенсивное качественное совершенствование системы

олимпийской подготовки, ориентированной на успешные выступления в Олимпиаде.

В основу системы олимпийской подготовки было положено привлечение к обучению на этапе начальной подготовки огромного количества детей на территории всей страны. Не менее важным оказалось и развитие материальной базы для массового спорта и спорта высших достижений. За короткий период в крупнейших городах появилось множество современных и хорошо оснащенных спортивных сооружений, а по всей территории страны - широчайшая сеть сооружений для детско-юношеского спорта. Создана широкая сеть школ-интернатов спортивного профиля, в которые отбирались перспективные дети для полноценной подготовки спортивного резерва. Попасть в такую школу для китайских детей и их родителей - это огромный стимул в связи с низким жизненным уровнем большей части населения и важностью для любой семьи определить ребенка на полное и качественное государственное обеспечение.

Продуманностью отличается и концепция олимпийской подготовки в отношении отбора приоритетных видов спорта, принципов комплектования сборных команд и организации их подготовки, постановки задач при участии в главных соревнованиях.

При отборе приоритетных видов в основу положены следующие критерии: 1) развитие видов, которые имеют традиции, высокий уровень достижений, соответствуют генетическим особенностям населения (бадминтон, настольный теннис, гимнастика, дзюдо, прыжки в воду); 2) развитие видов, в которых разыгрывается большое количество медалей, и достижения в решающей мере определяют общекомандный успех (первоочередное внимание было обращено на плавание и легкую атлетику, а в дальнейшем

- на развитие других видов, в частности на греблю академическую, греблю на байдарках и каноэ и др.); 3) опережающее развитие видов и дисциплин, которые в перспективе могут оказаться в программе Игр (например, задолго до включения женской тяжелой атлетики в программу Игр в Китае началось интенсивное развитие женской тяжелой атлетики; а после включения в программу Игр преимущество китайских спортсменок оказалось подавляющим); 4) ориентация, как в свое время сделала и ГДР, на развитие женского спорта в связи с меньшей конкуренцией, что привело к высоким результатам в плавании и беге на средние и длинные дистанции; 5) концентрация внимания и создание всех необходимых условий относительно

небольшой группе спортсменов, высокого класса, реально способных добиться результатов мирового уровня, исключение из сферы олимпийской подготовки спортсменов, не способных претендовать на завоевание наград; 6) включение в составы сборных команд для участия в Олимпийских играх и чемпионатах мира спортсменов, либо претендующих на успех, либо имеющих явные перспективы в будущем; 7) широкое использование средств восстановления и стимуляции работоспособности, среднегорной и высокогорной подготовки.

В настоящее время система олимпийской подготовки китайских спортсменов интенсивно развивается. На Играх 2000 г. в Сиднее спортсмены Китая уступили только американским и российским спортсменам, завоевав 28 только золотых медалей. Примечательно, что серебряных и бронзовых наград у китайских спортсменов значительно меньше (соответственно 16 и 15), а еще меньше 4-6-х мест, что отражает нацеленность системы олимпийской подготовки, которая сформирована на опыте советского олимпийского спорта и при содействии специалистов, которые работали в сфере олимпийского спорта бывшего СССР. Так, основное внимание было обращено на количественную сторону развития спорта - открытие сети детских спортивных школ и создание условий для их работы, привлечение к регулярным занятиям большого количества детей, формирование разветвленной системы соревнований, подготовку специалистов и др. В последние годы основной акцент переместился на обеспечение качественной стороны дела: оснащение современным оборудованием и инвентарем, внедрение передовых достижений мировой науки и практики, научнометодическое обеспечение, повышение квалификации специалистов, оптимизация системы организации и управления олимпийской подготовкой.

В Китае к организации олимпийской подготовки привлечены органы государственного управления спортом - Государственная генеральная спортивная администрация спорта, Национальный олимпийский комитет и общественные организации, объединенные во всекитайское спортивное общество. Однако принципиальной особенностью руководства спортом Китая в отличие от подавляющего большинства стран является постоянный контроль со стороны руководителей коммунистической партии Китая.

По примеру бывших СССР и ГДР в Китае создана разветвленная система соревнований для спортсменов различных возрастных групп.

Основным элементом этой системы является всекитайская спартакиада, в которой участвуют сборные команды провинций по всем олимпийским видам спорта, культивируемым в стране, а также отдельным национальным видам. Спартакиады проводятся по тому же принципу, по которому проводились Спартакиады народов СССР, и являются основным смотром развития спорта высших достижений в каждой из 31 провинции страны, ареной поиска наиболее перспективных спортсменов.

Спартакиады народов СССР проводились раз в 4 года, в предолимпийский год. Однако Всекитайские спартакиады проводятся также раз в 4 года, но в год, следующий за Олимпийскими играми. По мнению китайских специалистов, такие сроки проведения спартакиад являются более рациональными, так как позволяют выявить молодых перспективных спортсменов за три года до очередных игр и планомерно организовать их подготовку.

Существенным моментом в организации олимпийской подготовки китайских спортсменов, выгодно отличающей ее от спорта бывшего СССР, является то, что основные центры олимпийской подготовки спортсменов находятся в структуре крупнейших физкультурных вузов. Они полностью финансируются из государственного бюджета и непосредственно подчинены Государственной генеральной спортивной администрации Китая. Размещение этих школ на базе вузов снимает множество проблем и позволяет полноценно организовать процесс подготовки спортсменов, успешно сочетать учебу с занятиями спортом, эффективно решать вопросы материально-технического, научнометодического и медицинского обеспечения.

Г осударственная генеральная спортивная администрация в полном объеме выделяет средства, необходимые на все нужды школы, интенсивно развивает материальную базу вуза, которая используется как для нужд учебного процесса, так и для подготовки спортсменов школы. Принципиальной особенностью работы школы является постоянное обновление состава занимающихся. Ежегодно в школу зачисляется около 100 юных перспективных спортсменов в основном в возрасте 12-14 лет и столько же спортсменов, не имеющих реальных перспектив для достижения высших спортивных результатов, отчисляются из школы. В этом отношении организация работы школы близка к той системе, которая существовала в ГДР, и выгодно отличается от опыта бывшего СССР, где обновление составов занимающихся и постоянный поиск

перспективного резерва происходили значительно менее интенсивно.

Существует тесная взаимосвязь деятельности школы и государственной сборной команды, тренеры школы по видам спорта поддерживают постоянную связь с тренерами сборных команд (в ряде случаев ведущие тренеры школы одновременно являются тренерами сборных команд по видам спорта), а также руководителями и ведущими специалистами соответствующих отделов по видам спорта Г осударственной генеральной спортивной администрации Китая. Тесно взаимодействуют и со звеном начального спорта

- детскими спортивными школами, за счет которых школа высшего спортивного мастерства пополняется перспективными юными спортсменами. Детские спортивные школы финансируются и развиваются за счет провинциального бюджета.

На всех этапах развития Китайской Народной Республики физическая культура и спорт рассматриваются как средство улучшения здоровья нации, повышения производительности труда, оборонной мощи государства, а международные успехи в спорте - как способ ведения внешнеполитической борьбы, как часть революционного дела. Государственную политику в области физической культуры в Китае осуществляют Государственный комитет физической культуры и спорта, созданный в 1952 г. (ГКФКиС), и Всекитайская федерация спорта. ГКФКиС вырабатывает государственную политику, осуществляет общее руководство и координирует все физкультурно-спортивное движение страны, оказывает поддержку Олимпийскому комитету КНР, Всекитайской федерации спорта (созданной в 1949 г.), региональным органам при взаимодействии с министерствами образования, здравоохранения, обороны и другими ведомствами. Основными функциями Всекитайской федерации спорта являются разработка программ; отбор и подготовка выдающихся спортсменов; организация деятельности по международному спортивному обмену; цензура литературы в области спорта; подготовка материалов и реклама спорта; проверка состояния спортсооружений и инвентаря; организация и проведение спортивных мероприятий. В функции Олимпийского комитета КНР входят развитие и пропаганда Олимпийского движения; организационная, социальная, экономическая и информационная работа [2].

В КНР имеется около 40 научноисследовательских институтов физической культуры, оборудованных современной техни-

кой, предметом изучения которых являются различные аспекты спорта и физической активности населения различных стран и регионов мира. Имеется обширная информационная база данных, около 60 тысяч единиц, включая российские издания и публикации: «Теория и практика физической культуры», «Физкультура в школе» и др.

Стратегия в области физкультуры и спорта в Китае развивается как часть системы государственной политики партии, экономики, культуры и образования.

В целом, рассматривая физическую культуру и спорт Республики Корея, Японии, Китая, можно выделить следующие основные аспекты.

1. Активная поддержка физической культуры и спорта. Сочетание государственных и общественных начал как основы национальных систем физического воспитания.

2. Глубокая и неразрывная связь с культурными традициями, религиозно-философскими учениями (буддизм, даосизм, индуизм, конфуцианство и др.), национально-психологическими особенностями, укладом жизни общества.

3. Устойчивая тенденция популяризации и дальнейшего развития традиционных систем психофизической подготовки на Западе и во всем мире с их культурно-философскими и религиозными основами. Это дает возможность западному человеку адаптироваться, поддерживать высокий уровень жизнедеятельности и работоспособности в условиях современного технократического общества.

Таким образом, сейчас можно констатировать факт существования и бурного развития азиатской модели управления физической культурой и спортом, основанной на оптимальном сочетании собственного опыта и достижений западных стран.

Литература

1. Материалы к заседанию Государственного совета Российской Федерации по вопросу «О повышении роли физической культуры и формировании здорового образа жизни россиян»: аналитические материалы к докладу. - М.: Советский спорт, 2002. - 76 с.

2. До Кеон By (Do Keon Woo). Управление физической культурой в странах Дальневосточной Азии: автореф. дис. ...канд. пед. наук. - СПб., 2000. - 36 с.

3. Пасюков П.Н. Восток-Запад: диалог культур // Физическая культура и спорт: история, современность, перспективы: материалы междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 75-летию гос. орг. управл. ФКиС РБ. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 1998.

- С.29-32 с.

4. Пасюков П.Н. Восток-Запад: диалог культур (анализ региональных спортивных связей на Дальнем Востоке России). - Челябинск: Изд-во УралГАФК, 2000. - 167 с.

5. Пасюков П.Н. Физическая культура и спорт как фактор сохранения национальной культуры сахалинских корейцев // Историко-культурное и спортивно-прикладное развитие национальных видов спорта в России: опыт регионов: материалы всерос. науч.-практ. конф. - Якутск, 2009. - С.205-215.

6. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения. - Киев: Олимп. литература, 2004.-808 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Суслов Ф.П. О тенденциях выступления российских спортсменов на играх Олимпиад в неофициальном командном зачете // Теория и практика физической культуры. - 2009. - №12. - С.56-59.

8. Хуа Ианг. Олимпийское движение и массовый спорт в Китае // Теория и практика физической культуры. - 2004. - №11. - С.60-62.

Сагалеев Андрей Сергеевич, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой спортивных дисциплин Бурятского госуниверситета. 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а. Тел. 8(3012) 21-69-89.

Sagaleyev Andrey Sergeevich, candidate of pedagogical science, associate professor, head of department of sports disciplines, Buryat State University. 670000, Ulan-Ude, Smolin str., 24a. tel.8(30l2) 216989.

Дуринов Александр Евгеньевич, старший преподаватель кафедры спортивного менеджмента и туризма Бурятского госуниверситета. 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а. Тел. 8(3012) 21-69-89.

Durinov Alexandr Evgenyevich, senior lecturer, department of sport management and tourism, Buryat State University. 670000, Ulan-Ude, Smolin str., 24a. tel.8(3012) 216989.

Хамаганов Батор Петрович, канд. пед. наук, доцент, директор Агинского филиала БГУ.

Khamaganov Bator Petrovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, director of Aginsky Branch, Buryat State University.

УДК 796.81

A.C. Сагалеев, A.C. Цыбиков

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭТАПА НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКИ БОРЦОВ К ОТВЕТСТВЕННЫМ СОРЕВНОВАНИЯМ

В статье представлены результаты исследований по разработке и экспериментальному обоснованию этапа непосредственной подготовки квалифицированных борцов вольного стиля к ответственным соревнованиям. Рассмотрена роль методов восточной медицины в системе комплексного контроля состояния здоровья спортсменов.

Ключевые слова: этап непосредственной подготовки, модельный микроцикл, оценка функционального состояния методами восточной медицины.

A.S. Sagaleyev, A.S. Tsybikov PERFECTION OF THE STAGE OF WRESTLERS DIRECT TRAINING TO SIGNIFICANT COMPETITIONS

This article presents the results of the studies on development and experimental proof of the direct training stage of qualified free style wrestlers to significant competitions. The work shows the role of Oriental medicine methods in the system of integrated control of athletes ’ condition of health.

Keywords: direct training stage; model microcycle; evaluation of functional condition of organism by Oriental medicine methods.

На основе проведенных исследований нами разработано содержание этапа непосредственной подготовки квалифицированных борцов к ответственным соревнованиям продолжительностью 19 дней. Его характеризуют следующие показатели, которые приведены в сравнении с данными A.C. Сагалеева [1] и О.П. Юшкова [2] (табл. 1).

На шестой день этапа и за 12 дней до начала соревнований реализуется модель соревновательного микроцикла (модельный микроцикл), предполагающая воспроизведение условий соревновательной деятельности, максимально приближенных к реальным (табл. 2).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.