Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ КУРСАНТОВ В НАЧАЛЬНОМ ПЕРИОДЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ'

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ КУРСАНТОВ В НАЧАЛЬНОМ ПЕРИОДЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
85
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСАНТЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / АНТРОПОМЕТРИЯ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЗЕРВЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ганапольский В. П., Ржепецкая М. К., Бевза Т. В., Окунева А. А., Хайковская О. М.

Цель исследования - оценить особенности физического развития и физической подготовленности курсантов начальных курсов, имевших спортивные достижения до поступления в высшее военное учебное заведение. Методика и организация исследования. В течение двух лет оценивались физическая подготовленность и физическое развитие 203 курсантов во время обучения на 1-м и 2-м курсах. Физическая подготовленность оценивалась согласно «Наставлению по физической подготовке». Физическое развитие определялось по мышечной, жировой и костной составляющим, функциональному состоянию кардиореспираторной системы и резервным возможностям организма курсантов. Результаты исследования и выводы. Курсантов, успешно занимавшихся спортом (наличие разряда кандидата в мастера спорта и взрослых разрядов), оказалось 28 % от общего количества. Представлена сравнительная характеристика курсантов, имевших и не имевших спортивных достижений до поступления в ввуз, при обучении на 1-м и 2-м курсах. Показано, что скоростные качества, выносливость, функциональные резервы курсантов со спортивными достижениями статистически значимо превосходят остальных на 1-м и 2-м курсах обучения в пределах 10 %, несмотря на резкое изменение структуры деятельности при поступлении в ввуз и сокращение времени, уделяемого спорту. Курсанты, успешно занимавшиеся спортом до поступления в ввуз, по сравнению с остальными обладали лучшими скоростными качествами, выносливостью, имели более высокие физиологические резервы. Эти особенности физической подготовленности и физического развития курсантов в дальнейшем могут давать преимущества при нахождении в различных неблагоприятных условиях и способствовать эффективности военно-профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ганапольский В. П., Ржепецкая М. К., Бевза Т. В., Окунева А. А., Хайковская О. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FIRSTAND SECOND-YEAR CADETS' PHYSICALITY AND FUNCTIONALITY ANALYSIS

Objective of the study was to estimate to assess the features of the physical fitness and physical development of the initial courses cadets who had sports achievements before entering a higher military educational institution. Methods and structure of the study. The two-year study was designed to analyze the physical fitness and physical development in a 1-2-year cadets (n=203). The physical fitness was tested as recommended by the valid Physical Fitness Manual; and the physical development was rated based on the muscle, fat and bone masses, cardio-respiratory system functionality and functional reserve. Results and conclusion. The sample included 28% of actively sporting individuals qualified Class I-III and Candidate Masters Sport. We analyzed the comparative functionality and physicality progresses of the sporting and non-sporting groups in the sample for the two academic years. The study found the sporting group’s progresses being significantly (within 10%) better on the speed qualities, endurance and functionality scales despite the changes in the lifestyle due to academic studies and shortage of time for sports.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ КУРСАНТОВ В НАЧАЛЬНОМ ПЕРИОДЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ»

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ КУРСАНТОВ В НАЧАЛЬНОМ ПЕРИОДЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

УДК/UDC 796.03

Информация для связи с автором: [email protected]

Поступила в редакцию 27.11.2020 г.

Доктор медицинских наук, доцент В.П. Ганапольский1 Кандидат биологических наук М.К. Ржепецкая1 Ассистент Т.В. Бевза2 Ассистент А.А. Окунева2 Ассистент О.М. Хайковская2

1 Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова, Санкт-Петербург

2 Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург

FIRST- AND SECOND-YEAR CADETS' PHYSIOALITY AND FUNCTIONALITY ANALYSIS

Dr. Med., Associate Professor V.P. Ganapolsky1 PhD M.K. Rzhepetskaya1

Assistant T.V. Bevza2 Assistant A.A. Okuneva2 Assistant O.M. Khaikovskaya2

1 Kirov Military Medical Academy, Saint Petersburg

2 Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, St. Petersburg

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с га

Ii

О (U .с Н

Аннотация

Цель исследования - оценить особенности физического развития и физической подготовленности курсантов начальных курсов, имевших спортивные достижения до поступления в высшее военное учебное заведение. Методика и организация исследования. В течение двух лет оценивались физическая подготовленность и физическое развитие 203 курсантов во время обучения на 1-м и 2-м курсах. Физическая подготовленность оценивалась согласно «Наставлению по физической подготовке». Физическое развитие определялось по мышечной, жировой и костной составляющим, функциональному состоянию кардиореспираторной системы и резервным возможностям организма курсантов.

Результаты исследования и выводы. Курсантов, успешно занимавшихся спортом (наличие разряда кандидата в мастера спорта и взрослых разрядов), оказалось 28 % от общего количества. Представлена сравнительная характеристика курсантов, имевших и не имевших спортивных достижений до поступления в ввуз, при обучении на 1-м и 2-м курсах. Показано, что скоростные качества, выносливость, функциональные резервы курсантов со спортивными достижениями статистически значимо превосходят остальных на 1-м и 2-м курсах обучения в пределах 10 %, несмотря на резкое изменение структуры деятельности при поступлении в ввуз и сокращение времени, уделяемого спорту. Курсанты, успешно занимавшиеся спортом до поступления в ввуз, по сравнению с остальными обладали лучшими скоростными качествами, выносливостью, имели более высокие физиологические резервы. Эти особенности физической подготовленности и физического развития курсантов в дальнейшем могут давать преимущества при нахождении в различных неблагоприятных условиях и способствовать эффективности военно-профессиональной деятельности.

Ключевые слова: курсанты, физическая подготовленность, физическое развитие, антропометрия, функциональные резервы.

Abstract

Objective of the study was to estimate to assess the features of the physical fitness and physical development of the initial courses cadets who had sports achievements before entering a higher military educational institution. Methods and structure of the study. The two-year study was designed to analyze the physical fitness and physical development in a 1-2-year cadets (n=203). The physical fitness was tested as recommended by the valid Physical Fitness Manual; and the physical development was rated based on the muscle, fat and bone masses, cardio-respiratory system functionality and functional reserve. Results and conclusion. The sample included 28% of actively sporting individuals qualified Class I-III and Candidate Masters Sport. We analyzed the comparative functionality and physicality progresses of the sporting and non-sporting groups in the sample for the two academic years. The study found the sporting group's progresses being significantly (within 10%) better on the speed qualities, endurance and functionality scales despite the changes in the lifestyle due to academic studies and shortage of time for sports.

Keywords: cadets, physical fitness, physical development, anthropometrics, functional reserve.

Введение. Физическая подготовленность курсантов связана с их морфометрическими, физиологическими, психофизиологическими и психологическими особенностями [1, 4]. Выявление особенностей физического развития и физической подготовленности курсантов, определение взаимосвязей между этими характеристиками могут определить преимущества курсантов, имевших спортивные достижения

до поступления в ввуз, для дальнейшей профессиональной деятельности [3, 5, 8].

Цель исследования - оценить особенности физического развития и физической подготовленности курсантов начальных курсов, имевших спортивные достижения до поступления в высшее военное учебное заведение.

44

http://www.teoriya.ru

№4 2021 Апрель | April

Методика и организация исследования. В исследованиях приняли участие 203 курсанта (здоровых лиц мужского пола 18-35 лет). Физическая подготовленность курсантов оценивалась согласно «Наставлению по физической подготовке» и основывалась на успешности выполнения трех упражнений: «Подтягивание на перекладине», «Бег на 100 м» и «Бег на 3 км» [8]. Физическое развитие определялось по мышечной, жировой и костной составляющим организма (методом биоимпе-дансного анализа), функциональному состоянию кардиоре-спираторной системы и резервным возможностям организма курсантов. Функциональное состояние кардиореспираторной системы включало: оценку показателей сердечно-сосудистой системы - частоты сердечных сокращений (ЧСС), систолического (САД) и диастолического (ДАД) артериального давления; оценку дыхательной системы - жизненной емкости легких (ЖЕЛ) и резервных возможностей организма (проба Штанге, проба Генча, проба Руфье).

Результаты исследования и их обсуждение. До поступления в ввуз 28 % курсантов успешно занимались спортом и имели спортивные достижения. Из них: разряд кандидата в мастера спорта имели 7 %%, добились I взрослого разряда 7 %%, достигли II взрослого разряда 9 %%, III взрослого разряда - 5 %%. По результатам опроса 68 %% курсантов отметили, что в их семье также занимались спортом, то есть был положительный пример и мотив для достижения спортивных результатов, соблюдение режима дня (в 42 %% случаев) и ведение здорового образа жизни.

Был проведен сравнительный анализ двух групп: 1-я группа - курсанты со спортивными достижениями (n=57) и 2-я группа - курсанты, не имеющие спортивных достижений (n=148). Сравнительная характеристика курсантов на 1-м и 2-м курсах в зависимости от занятий спортом до поступления в ввуз по показателям физической подготовленности и физического развития представлена в табл. 1.

Анализ полученных результатов показал, что физическая подготовленность курсантов со спортивными достижениями статистически значимо выше по сравнению с остальными курсантами. Они в среднем на 10 % быстрее пробегают 100 м (скоростные качества) и 3 км (выносливость). У представителей этой группы на 1-м курсе наблюдались большие значения обхватных показателей тела (окружности шеи, плеча, запястья, окружность груди на вдохе и на выдохе) и мышечной и костной (минеральной) составляющих организма. На 2-м курсе различий между группами по обхватным показателям не наблюдалось.

Выполнение нагрузочных проб показало в целом «хорошее» состояние резервных возможностей курсантов. Однако курсанты, имевшие спортивные достижения до поступления в ввуз, имели ряд преимуществ. Уровень физического состояния (УФС), определяемого на основе морфофункцио-нальных параметров (ЧСС, САД, ДАД, массы тела и роста) этих курсантов, соответствовал значению «выше среднего», в то время как остальные имели только «средний» уровень. Выполнение нагрузочной пробы с приседаниями (проба Руфье) сопровождалось статистически значимо меньшей «физиологической ценой» деятельности и меньшим периодом восстановления. Время выполнения проб с задержкой дыхания на вдохе и выдохе составило в среднем на 10 %% больше, чем у остальных.

Для определения взаимосвязей между физическим развитием и физической подготовленностью был проведен факторный анализ результатов обследования. Выявлено, что кумулятивный накопленный процент общей дисперсии примененных методик оценки физической подготовленности курсантов был достаточно высок и составил 80 %.

Факторная структура физической и функциональной подготовленности курсантов слагалась из пяти специфических факторов (табл. 2). Факторы в таблице упорядочены по вели-

Таблица 1. Сравнительная характеристика физической подготовленности и физического развития курсантов на 1-м и 2-м курсах в зависимости от спортивных достижений (Х(а))

Показатели 1-й курс 2-й курс

1-я группа (n=57) 2-я группа (n=148) 1-я группа (n=57) 2-я группа (n=148)

Физическая подготовленность

Сумма по выполнению трёх упражнений, баллы 186,1(30,3) 170,7(31,4) 0,005 264,3(39,1) 247,8(45,3) 0,018

Бег на 100 м, баллы 63,3(19,6) 56,3(17,3) 0,025 73,8(19,1) 66,9(21,0) 0,034

Подтягивание на перекладине, баллы 59,1(13,8) 56,4(14,6) 0,277 66,7(15,5) 65,5(16,9) 0,662

Бег на 3 км, баллы 63,8(12,3) 58,4(13,7) 0,021 63,0(14,5) 58,7(14,3) 0,002

Показатели физического развития

Вес, кг 76(8,6) 72,5(8,6) 0,010 75(9,9) 72,6(9,1) 0,134

Рост стоя, см 179,1(6,5) 177,4(6) 0,076 179,8(6,5) 178,1(6,2) 0,126

Окружность шеи, см 97,2(4,7) 95,2(5,2) 0,011 97,8(5,5) 96,8(5,6) 0,314

Окружность запястья, см 74,5(5) 72,7(5,7) 0,037 72,2(5,4) 71,1(5,4) 0,282

Окружность грудной клетки, см 93,2(4,6) 91,1(5,2) 0,009 92(5,3) 90,6(5,3) 0,136

Интенсивность основного обмена 1809(182) 1743(153) 0,010 1801(184) 1737(143) 0,023

Скелетная мышечная масса 37,8(5) 35,9(4,2) 0,007 37,7(5) 35,9(4) 0,022

Жировая масса 9,4(3,1) 9,1(3,3) 0,567 8,8(3,5) 9,2(4,1) 0,539

САД, мм рт. ст. 110,5(8) 112,8(11,5) 0,169 114,9(8,4) 115,1(10,1) 0,916

ДАД, мм рт. ст. 66,3(5,8) 69,3(7,8) 0,007 65,4(6,2) 67(7,3) 0,228

Пульс, уд/мин 77,6(10,8) 80(9,2) 0,109 74,0(13,2) 79,6(13,2) 0,027

Индекс Руфье, усл. ед. 8,2(2,8) 9,8(3,1) 0,001 7(4,2) 8,9(4,1) 0,015

Уровень физического состояния, усл. ед. 0,694(0,1) 0,653(0,1) 0,020 0,714(0,1) 0,659(0,1) 0,027

Проба Штанге, с 74,5(15,5) 68,8(16,5) 0,022 72,2(14,9) 67,9(15,3) 0,111

Проба Генча, с 44,3(12,4) 39,4(11,6) 0,007 43,2(16,9) 38,9(12,6) 0,087

Примечание. Х - среднее значение; а - среднеквадратичное отклонением - объем выборки.

№4 • 2021 Апрель | April

http://www.teoriya.ru

45

Таблица 2. Факторная структура физической подготовленности курсантов

№ п/п Фактор Вклад в общую дисперсию, % Показатели

1 Морфометрический 32 Рост, вес, интенсивность основного обмена, скелетная мышечная масса, масса внутриклеточной и внеклеточной воды, протеины, минеральная масса

2 Вегетативная регуляция организма 17 Индекс Кердо, Руфье, Рида, уровень физического состояния

3 Метаболический 14 Жировая масса, процент содержания жира, индекс массы-тела

4 Функциональные резервы организма 9 Время задержки дыхания на вдохе и выдохе, индекс Богомазова

5 Фактор силы 7 Количество подтягиваний, силовой индекса обеих рук

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с

га

^

о

(U .с Н

чине собственного значения как признаку важности в общей структуре факторов.

Первый (превалирующий) фактор с весьма значительным вкладом в обобщенную дисперсию выборки (32 %) включал основные морфометрические показатели: рост, вес, интенсивность основного обмена, скелетная мышечная масса, масса внутриклеточной и внеклеточной воды, протеины, минеральная масса. Второй фактор (информативность 17 %) характеризовал вегетативную регуляцию организма и основывался на индексах Кердо, Руфье, Рида, уровне физического состояния. Третий фактор (информативность 14 0%) характеризовал метаболическую составляющую организма - в него вошли показатели жировой массы, процент содержания жира, индекс массы тела. Четвертый фактор (информативность 9 %) отражал функциональные резервы организма - большие факторные веса имели показатели времени задержки дыхания на вдохе, выдохе и индекс Бо-гомазова. Пятый фактор (информативность 7 %) определял силовую подготовленность курсантов по показателю количества подтягиваний и силового индекса обеих рук. Суммарная информативность всех пяти факторов, равная кумулятивной (накопленной) доле объясненной дисперсии, оказалась внушительной и составила 80 %.

Таким образом, анализ результатов исследования, проведенных в течение двух лет, выявил, что курсанты, имевшие спортивные достижения до поступления в ввуз, обладали лучшими скоростными качествами и выносливостью, имели более выраженные показатели скелетной мышечной массы, интенсивности основного обмена и физиологических резервов организма. Адаптированный к физическим нагрузкам курсант будет иметь преимущества при изменении условий службы при формировании новых приспособительных реакций, так как механизм адаптации сформирован уже на клеточном уровне, что позволяет быстрее перевести приспособительные реакции с системного на более совершенный тканевой уровень без резкого снижения работоспособности [2]. Тренированные юноши способны лучше сохранять работоспособность в ночное время, менее подвержены влиянию утомления. Физическая тренировка способствует адаптации тканей к гипоксии, повышает способность клеток тела к интенсивной работе при недостатке кислорода [6].

Выводы. Всесторонняя физическая подготовленность курсантов является необходимым условием успешности их дальнейшей военно-профессиональной деятельности и высокого уровня эколого-профессиональной адаптации.

Литература

1. Брук Т.М. Корреляционная матрица выявления информативных показателей оценки функционального состояния, анаэробной работоспособности и физической подготовленности высококвалифицированных спортсменов / Т.М. Брук, П.А. Терехов, А.А. Николаев // Вестник Росс. Воен.-мед. акад. - 2018. - № 2 (62). -С. 154-159.

2. Варзин С.А. Сравнительная оценка личностно-психических характеристик и психического состояния студентов младших кур-

сов / С.А. Варзин, О.Е. Пискун, Н.Н. Петрова // Теория и практика физ. культуры. - 2014. - № 7. - С. 20-22.

3. Ендальцев Б.В. Адаптация нового пополнения к военной службе и профессиональной деятельности средствами физической подготовки / Б.В. Ендальцев. // Теория и методика физической подготовки. - СПб.: ВИФК. - 1994. - № 1. - С. 136-147.

4. Ендальцев Б.В. Физическая культура, здоровье и работоспособность человека в экстремальных условиях / Б.В. Ендальцев. -СПб.: МО РФ. 2008. - 198 с.

5. Зюрин Э.А. Анализ физической подготовленности студентов-первокурсников как компонента успешности освоения профессии и формирования ЗОЖ / Э.А. Зюрин, В.А. Куренцов. - URL: http://oreluniver.ru/file/science/confs/2015/sport/publ/Zyurin.pdf (Дата обращения 24.11.2018) - Текст: электронный.

6. Кораблев В.В. Влияние уровня физической подготовленности на самочувствие и умственную работоспособность военнослужащих / В.В. Кораблев, В.Н. Хламов, А.А. Частихин // Военная мысль. - 2009. - № 9. - С. 62-66.

7. Наставление по физической подготовке в Вооруженных силах (НФП-2009). - М.: РИЦ ГШ ВС РФ. 2009. - 200 с.

8. Щеголев В.А. Становление и развитие теории специальной направленности физической подготовки военнослужащих / В.А. Щеголев, В.П. Сущенко, В.А. Собина и др. // Теория и практика физ. культуры. - 2019. - № 8. - С. 9-11, 5.

References

1. Bruk T.M., Terekhov P.A., Nikolaev A.A. Korrelyatsionnaya matritsa vyyavleniya informativnykh pokazateley otsenki funktsionalnogo sostoyaniya, anaerobnoy rabotosposobnosti i fizicheskoy podgotovlennosti vysokokvalifitsirovannykh sportsmenov [Correlation matrix to reveal informative indicators of functional state, anaerobic working capacity and physical fitness of elite athletes]. Vestn. Ross. Voen.-med. akad. 2018. No. 2 (62). pp. 154-159.

2. Varzin S.A., Piskun O.E., Petrova N.N. Sravnitelnaya otsenka lichnostno-psikhicheskikh kharakteristik i psikhicheskogo sostoyaniya studentov mladshih kursov [Comparative Assessment of PersonalityMental Characteristics and Mental State of Undergraduates]. Teoriya i praktika fiz. Kultury, 2014. No. 7. pp. 20-22.

3. Endaltsev B.V. Adaptatsiya novogo popolneniya k voennoy sluzhbe i professionalnoy deyatelnosti sredstvami fizicheskoy podgotovki [Physical training to adapt new recruits to military service and professional activity]. Teor. i metod. fizich. podg. St. Petersburg: MIPC publ.. 1994. No.1. pp. 136-147.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Endaltsev B.V. Fizicheskaya kultura, zdorovye i rabotosposobnost cheloveka v ekstremalnykh usloviyakh [Physical education, human health and performance in extreme conditions]. St. Petersburg: Ministry of Defense of the Russian Federation publ..

2008. 198 p.

5. Zyurin E.A., Kurentsov V.A. Analiz fizicheskoy podgotovlennosti studentov-pervokursnikov kak komponenta uspeshnosti osvoeniya professii i formirovaniya ZOZh [Analysis of physical fitness of first-year students as part of success in mastering profession and forming healthy lifestyle]. [electronic resource] Available at: http://oreluniver. ru/file/science/confs/2015/sport/publ/Zyurin.pdf (Date of access: 24.11.2018).

6. Korablev V.V., Khlamov V.N., Chastihin A.A. Vliyanie urovnya fiz-icheskoy podgotovlennosti na samochuvstvie i umstvennuyu rabot-osposobnost voennosluzhashchikh [Effect of physical fitness level on health and mental performance of servicemen]. Voennaya mysl.

2009. No. 9. pp.62-66.

7. Nastavlenie po fizicheskoy podgotovke v Vooruzhennykh silakh (NFP-2009) [Manual on Physical Training in the Armed Forces (NFP-2009)]. Moscow, RITs General Staff of the Armed Forces of the Russian Federation publ.. 2009. 200 p.

8. Shchegolev V.A., Sushchenko V.P., Sobina V.A., Sivak A.N. Stanovle-nie i razvitie teorii spetsialnoy napravlennosti fizicheskoy podgotovki voennosluzhashchikh [Military personnel physical training theory: origin and progress stages]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2019. no. 8. p. 9-11. 5.

http://www.teoriya.ru

№4^ 2021 Апрель | April

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.