возможностей организма при воздействии факторов окружающей среды // Сборник научных работ. — Ташкент, 1996. - С. 150-153.
2. Атаниязова Р. А., Юсупов Б. У., Свентицкая О. И. // Мед. журн. Узбекистана. — 2004. — № 5. — С. 120— 122.
3. Рекомендации по качеству воздуха в Европе. Публикация ВОЗ. - М., 2004.
Поступила 14.02.07
Summary. The implication of relatively low atmospheric pollution on preschool children's health was studied. There were no significant differences in parameters, such as health index, the frequency of functional impairments, acute morbidity rates in children living in the areas of concentration of low-power air pollution sources and in the pure areas. However, a significantly larger number of ill children and children with Staphylococcus aureus being detected on the nasal mucosa were identified in the relatively high atmospheric air pollution areas.
С КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2008 УДК 614.7:572.51]-053.6(574.11)
А. Н. Узунова, И. П. Цветова, С. В. Неряхина, О. В. Лопатина, М. Л. Зайцева, А. Г. Уралыиин
ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ В ЗОНЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ
ГОУ ВПО ЧелГМА Росэдрава, ФГУЗ Центр гигиены и эпидемиологии в Челябинской области, Челябинск
Металлы и их соединения образуют группу наиболее опасных загрязняющих окружающую среду веществ в связи с их стабильностью в окружающей среде, способностью накапливаться в организме, наличием ярко выраженных специфических токсических эффектов (иммунотоксический, генотокси-ческий и др.). Выяснение закономерностей, определяющих состояние и поведение металлов в окружающей среде, их влияние на здоровье человека, является одной из самых ответственных и актуальных научных задач настоящего времени [2, 3].
Вокруг крупных предприятий происходит аккумуляция рассеянных металлов на поверхности почвы с образованием техногенных геохимических аномалий тяжелых металлов [3]. Одна из таких локальных биогеохимических провинций сложилась в результате многолетнего функционирования медеплавильного производства в г. Карабаш, причисленном к зоне экологического неблагополучия по содержанию солей тяжелых металлов в среде обитания. Выявлено, что ведущими приоритетными веществами в загрязнении атмосферного воздуха из числа лабораторно исследуемых явились свинец (3,3 ПДК), формальдегид (2,58 ПДК). Анализ результатов лабораторных исследований почвы в 2003 г. показал, что концентрации некоторых веществ в почве превышают ПДК в несколько десятков раз: концентрация меди — в 107 раз, свинца — в 83,8 раза, мышьяка в 44 раза, цинка — в 22 раза.
Сочетание хронических токсических воздействий малой интенсивности и высокой скорости роста и увеличения массы тела в подростковом возрасте создает условия для накопления и избирательного депонирования в тканях организма неметабо-лизируемых ксенобиотиков [1]. В связи с этим вызывает интерес состояние параметров физического и полового развития подростков как основополагающих характеристик здоровья человека.
Цель исследования — выявить особенности физического и полового развития подростков в зоне экологического неблагополучия по содержанию солей тяжелых металлов (Карабаш Южно-Ураль-ского региона).
В рамках проекта № 04-06-85604 а/У, поддержанного Российским гуманитарным научным фондом, коллективом кафедры детских болезней № 3
Челябинской государственной медицинской академии сплошным методом было обследовано 285 школьников Карабаша 12—17 лет по единой методике с параллельным мониторингом уровня загрязнения атмосферного воздуха. Использовали сводные статистические годовые отчеты промышленных предприятий (форма № 2-ТП Воздух) и годовые обзоры состояния загрязнения атмосферного воздуха Центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Контроль за состоянием загрязнения атмосферного воздуха проводили на маршрутных постах, входящих в общегосударственную систему наблюдений и контроля за загрязнением атмосферного воздуха, расположенных в разных частях города, а также под факелом ЗАО "Карабашмедь" (основного загрязнителя среды) на расстоянии 1, 2, 3 км.
Для более четкого суждения о влиянии проживания в Карабаше на физическое и половое развитие подростков определены критерии включения в обследование: 1) длительность проживания подростков в изучаемых районах не менее 5 лет; 2) отсутствие у обследуемых детей грубой соматической патологии, определяющей отклонения в физическом развитии; 3) проживание и обучение детей на условно приближенной к посту наблюдения территории, расположенной в радиусе около 1 км от него.
Методика обследования подростков включала проведение антропометрии с измерением роста, массы тела, окружности грудной клетки, оценку основных антропометрических параметров с применением методов непараметрической статистики (центильный анализ). Оценку физического развития проводили по схеме Р. Н. Дорохова и И. И. Бах-раха (1981) в модификации И. М. Воронцова (1986), что позволило выделить группы детей с гармоничным и дисгармоничным физическим развитием и определить темпы физического развития в группе гармонично развивающихся подростков. Оценка уровня полового развития включала определение стадии полового созревания по методу И. Таннер, сопоставление половой формулы ребенка со стандартами полового созревания (Максимова М. В., 1993). Для уточнения данных анамнеза и выявления хронической патологии различ-
[гиена и санитария 2/2008
Таблица 1
Распределение антропометрических показателей подростков 12— 17 лет по коридорам центильных таблиц
Антропометрический параметр Коридор Мальчики, % Девочки, % Р
Рост, СМ 1-2 9 13,2 > 0,05
3-5 78,2 76,3 > 0,05
6-7 12,8 10,5 > 0,05
Масса тела, кг 1-2 10,5 31,6 < 0,001
3-5 82,7 61,8 > 0,05
6-7 6,8 6,6 > 0,05
Окружность 1-2 14,3 17,1 > 0,05
грудной 3-5 77,4 75 > 0,05
клетки, см 6-7 8,3 7,9 > 0,05
ных органов и систем проведен индивидуальный опрос учащихся с заполнением специально разработанных анкет, анализ учетных форм 026/у и 112/у.
Статистический анализ проведен непараметрическими методами статистики с использованием пакетов прикладных программ STATISTICA 6.0 и SPSS 12 для Windows.
Среди обследованных детей мальчики составляют 46,7%, девочки — 53,3%. При оценке физического развития выявлено, что 34,6% мальчиков и 46% девочек имеют дисгармоничное и резко дисгармоничное физическое развитие. Среди мальчиков в течение всего подросткового периода наблюдается волнообразное изменение числа гармонично развитых детей с общей тенденцией к их процентному увеличению. Среди девочек отмечается тенденция к снижению гармоничности развития в возрасте 14 и 15 лет с соответствующим увеличением доли лиц, имеющих дисгармонию развития (55,9 и 54,2% соответственно). При оценке темповой характеристики физического развития детей обнаружено, что соответствие средним темпам физического развития (мезосоматотип) имеют большинство обследованных подростков с гармоничным физическим развитием (77% мальчиков и 57,3% девочек), у остальных имеются менее распространенные в популяции низкие (соответственно 17,2 и 31,7%) или высокие (соответственно 5,8 и 10,9%) темпы физического развития. Среди девочек наблюдается достоверно меньший процент детей с гармоничным физическим развитием (мезосоматотип) и больший — с микросоматотипом по сравнению с мальчиками (р < 0,05).
Проведен анализ распределения антропометрических показателей по коридорам (интервалам) центильных таблиц, при этом выявлено достоверно большее количество девочек с массой тела, относящейся к области низких и очень низких величин по сравнению с мальчиками (р < 0,001) (табл. 1). В отношении параметров роста и окружности груди таких различий не выявлено, но обращает на себя внимание тот факт, что в область низких и очень низких величин по показателям роста попадает 13,2% девочек, а по величине окружности груди — 14,3% мальчиков и 17,1% девочек, в то время как нормативы центильных таблиц, адаптированных для детей Уральского региона, предусматривают соответствие данных показателей 10% здоровых детей, что согласуется с имеющимися данными о грацили-зации телосложения современных подростков [61.
При определении уровня полового развития в целом в популяции соответствие возрасту выявлено у 73,9% детей. Опережение полового развития у девочек встречается только в возрастных группах 12 и 13 лет, в то время как у мальчиков — во всех возрастных группах за исключением 16 лет. Наиболее многочисленную группу с опережением полового развития составляют 12-летние подростки. Отставание полового развития отмечается у девочек чаще, чем у мальчиков (р < 0,001), что максимально выражено в возрасте 15 лет (табл. 2).
Особое внимание уделялось определению сроков появления менархе у девочек как времени наступления первого этапа зрелости репродуктивной системы [4, 5]. Менархе было отмечено у 107 осмотренных девушек (70,4% от общего количества обследованных лиц женского пола). В возрасте 12 лет менструации наблюдались у 16,7% девочек, в 13 лет — 35,7%, в 14 лет — 70,6%, в 15 лет - 91,7%, в 16 и 17 лет — 100% школьниц. Обращает на себя внимание, что в возрасте 17 лет у 26,7% девушек все еще отсутствует регулярный менструальный цикл. Средний возраст менархе в популяции девочек Карабаша составляет 12 лет 9 мес ± 1,5 мес. У девушек, имеющих регулярную менструальную функцию (78 человек), средний срок установления менструального цикла составляет 5 мес. У 19,2% менструирующих девушек наблюдается альгодис-менорея с выраженными и резко выраженными болевыми ощущениями. 25,9% девушек отмечают обильные менструальные кровопотери.
Таблица 2
Уровень полового развития подростков 12—17 лет (в %)
Соответствует возрасту Отставание Опережение
Возраст, годы
мальчики девочки мальчики девочки мальчики девочки
12 10-66,7 16-88,9 0 0 5-33,3 2-11,1
13 26-76,5 20-71,4 5-14,7 6-21,4 3-8,8 2-7,1
14 19-67,9 24-70,6 6-21,4 10-29,4 3-10,7 0
15 13-92,9* 13-54,2* 0* 11-45,8* 1-7,1 0
16 22-84,6 25-75,8 4-15,4 8-24,2 0 0
17 13-81,3 9-60 2-12,5 6-40 1-6,3 0
Всего... 103-77,4 107-70,4 17-12,8** 41-26,9** 13-9,8 4-2,6
Примечание. Достоверность различий: * — р < 0,01; ** — р < 0,001.
Таким образом, при исследовании популяции подростков, проживающих на экологически неблагополучной по содержанию солей тяжелых металлов территории (Карабаш), большинство детей имеет гармоничное физическое и половое развитие, соответствующее возрасту. Однако выявлено 24,9% детей с уменьшением массы тела и окружности груди при нормальных показателях роста. 39% школьников имеет дисгармоничное физическое развитие. У девочек наблюдается большая частота микросоматотипа гармоничного физического развития и дисгармоничного физического развития преимущественно за счет дефицита массы тела (52,85% от всех дисгармонично развитых девочек). Имеет место преобладание лиц женского пола в группе подростков с отставанием полового развития.
Литература
1. Вельтищев Ю. Е., Фокеева В. В. // Рос. вести, пери-натол. и педиат. — 1996. — Приложение.
2. Курляндский Б. А. // Токсикол. вестн. — 2002. — МЬ 5. - С. 2-5.
3. Луковникова Л. В., Фролова А. Д., Чеку нова М. П. // Эфферент. тер. - 2004. - Т. 10, N° 1. - С. 74-79.
4. Романова Т. А. // Рус. мед. журн. — 2004. — Т. 12, № 13. - С. 778-779.
5. Уварова Е. В. // Рос. вестн. перинатол. и педиатр. —
2003. - Т. 48, № 5. - С. 8-9.
6. Щепин О. П., Тишук Е. А. // Рос. педиатр, журн. —
2004. - № 1. - С. 47-49.
Поступила 10.04.07
Summary. Physical and sexual developments were determined in 285 schoolchildren aged 12 to 17 years from the town of Karabash, an area of ecological ill-being in the environmental levels of heavy metal salts. The atmospheric air pollution was in parallel monitored at route observational stations. It was found that 39% of the schoolchildren had dis-harmonic physical development; of them a fourth had lower body weight and decreased chest circumference with normal growth indices. The girls were observed to have a high frequency of a microsomatotype of harmonic physical development and disharmonic physical development mainly at the expense of underweight (52.9% of all the disharmonically developed girls) as compared with the boys. There was a preponderance of female adolescents with sexual retardation. In the population of Karabash girls, the mean age at menarche was 12 years and 9 months ± 1.5 months.
О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2008 УДК 613.955:617.7-057.874
Л. М. Текшева, Е. В. Элькснина, М. А. ¡Терминов, Е. Г. Зинченко
ОСОБЕННОСТИ ЗРИТЕЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ПРИ ЧТЕНИИ ИЗДАНИЙ РАЗЛИЧНОГО ФОРМАТА
НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН, Москва
В настоящее время доля читающих детей и подростков учащихся 5—10-х классов составляет 93— 96% от общего числа опрошенных, несмотря на интенсивные учебные нагрузки, на бурное развитие информационных технологий и существенное изменение интересов. Небольшой спад (до 85%) отмечается в выпускном классе, что объясняется дополнительной учебной нагрузкой для подготовки к поступлению в вузы. В то же время процент детей и подростков, читающих газеты, намного ниже. Всего читают газеты в 5-х и 6-х классах 14—16% учеников (3—4 человека из класса). Значимый интерес к газетам проявляется в 7-м классе школы (каждый второй анкетируемый отметил это). С 8-го по 11-й класс количество читающих газетные издания составляет 30—40%.
В настоящее время разработан и утвержден ряд санитарных документов, регламентирующих гигиенически значимые параметры шрифтового оформления и полиграфического исполнения изданий для детей и подростков различного функционального назначения: учебники, художественные, научно-популярные энциклопедические и словарные издания, журналы и др. [1, 2]. Однако специальные требования для детских газетных изданий отсутствуют.
Изучение влияния формата изданий на их удобочитаемость проводили в естественных условиях при участии учащихся 8-х и 10-х классов по 20 человек в каждой группе.
Исследовали удобочитаемость текстовых образцов, предъявляемых учащимся в двух форматах:
формат А4, приближенный к традиционному формату книжных изданий для детей и подростков — в 1/8 долю (угловой размер рабочего поля зрения 38°); формат А2, традиционно используемый для газетных изданий (угловой размер рабочего поля зрения 70°).
Исследования проведены в специальном помещении: освещенность на рабочих местах составляла 200 лк, специальное покрытие рабочих столов обеспечивало яркость фона 5 кд/м\ яркость текста составляла 30 кд/м2. Экспериментальные тесты были смоделированы с помощью газетных материалов. Шрифтовое оформление тестов определялось размером шрифта: 9—10 пунктов (для учеников 8-го класса) и 8—9 пунктов (для десятиклассников). Гарнитуры рубленых и серифных шрифтов использовали в псевдослучайном порядке. Тексты к работе были представлены в виде многоколонного набора (не менее 4 колонок).
Удобочитаемость текста определяли исходя из эффективности работы корректорского типа. Индивидуальное задание учащемуся давал экспериментатор в каждом эксперименте: вычеркивание двух заданных знаков и их подчеркивании в случае последующего (или предыдущего) третьего заданного знака (например, вычеркивание букв Н и И или их подчеркивание в случае сочетания с последующей буквой Е — НЕ, ИЕ). Оценивали общий объем просмотренных знаков и количество допущенных ошибок.