Научная статья на тему 'Особенности физического развития и адаптационных возможностей детей и подростков, работающих на компьютере'

Особенности физического развития и адаптационных возможностей детей и подростков, работающих на компьютере Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
382
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экология человека
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ДЕТИ И ПОДРОСТКИ / КОМПЬЮТЕР / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / АДАПТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / CHILDREN AND TEENAGERS / COMPUTER / ADAPTATION POTENTIAL

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бебякова Н. А., Экономова Т. П.

В статье представлены результаты оценки физического развития, адаптивных способностей детей и подростков, работающих на компьютере. Выявлено, что увеличение числа детей с резко дисгармоничным физическим развитием, избыточной массой тела и сохранение у них состояния напряжения адаптационных механизмов свидетельствуют о формировании неблагоприятной динамики физического развития детей и подростков, работающих на компьютере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бебякова Н. А., Экономова Т. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF PHYSICAL DEVELOPMENT AND ADAPTATIONAL POSSIBILITIES OF CHILDREN AND TEENAGERS, WORKING THE COMPUTER

The article deals with the results of appreciation of physical development, adaptation possibilities of children and teenagers, working the computer. It has been revealed that the increase of a number of children with disharmonic physical development, with surplus body mass and keeping the state of strain of adaptation mechanisms testify to the formation of unfavorable dynamics of physical development of children and teenagers, working the computer.

Текст научной работы на тему «Особенности физического развития и адаптационных возможностей детей и подростков, работающих на компьютере»

УДК 612.017.2:616-053.2:681.3

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И АДАПТАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ, РАБОТАЮЩИХ НА КОМПЬЮТЕРЕ

© 2003 г. Н. А. Бебякова, Т. П. Экономова

Северный государственный медицинский университет, г. Архангельск

В век технической информации компьютер необходим, многие используют его на работе, дома, посвящают компьютеру свой досуг. Он прочно вошел в жизнь не только взрослых, но и детей. Отличительной чертой современного воспитания и обучения детей является компьютеризация дошкольных и школьных учреждений. Продолжительность работы школьников на компьютере увеличивается, так как с каждым годом растет число компьютеризированных школ и других учреждений, где занимаются дети [3, 11]. Появляется больше компьютерных программ, накапливается педагогический опыт использования этой техники в учебном процессе. В связи с этим повышается интерес отечественных ученых к проблеме сохранения здоровья подрастающего поколения, поскольку занятие с компьютером оказывает влияние на организм ребенка, вызывая напряжение зрения, функциональные нарушения центральной нервной системы, сердечно-сосудистой и других систем [3, 8, 11].

Физическое развитие (ФР) детей и подростков является одним из интегральных показателей здоровья, чутко реагирующих на воздействия социально-гигиенических, экономических, экологических и других факторов среды [6, 7, 10, 13]. В последние десятилетия наметилась тенденция к ухудшению показателей физического развития детей и подростков [5-7].

Динамическое наблюдение за процессами роста и развития детей в различных регионах позволяет своевременно обнаружить неблагоприятные тенденции и реагировать на них путем разработки и проведения программ укрепления здоровья населения [7].

Целью настоящего исследования явилось выявление особенностей динамики антропометрических показателей физического развития и адаптационных изменений детей и подростков, работающих на компьютере.

Материалы и методы

В 2000 году обследованы 96 детей в возрасте 8—17 лет, проживающих в г. Коряжма Архангельской области. Были выделены две группы наблюдения: А — дети, работающие на компьютере не менее 2—3 лет (имели компьютер в домашних условиях) и В — дети, чья учебнопознавательная деятельность не связана с компьютером (контрольная группа). В каждой из них дети сгруппированы по однородным возрастно-половым признакам: девочки 8—11, 12—15, 16—17 лет и мальчики 8—12, 13—16, 17 лет. Кроме того, в 2000—2003 годах проведены динамические наблюдения в отношении 53 школьников в возрасте 10—15 лет.

В исследовании использованы общепринятые антропометрические методики оценки физического развития детей и подростков [2, 5, 12].

В статье представлены результаты оценки физического развития, адаптивных способностей детей и подростков, работающих на компьютере. Выявлено, что увеличение числа детей с резко дисгармоничным физическим развитием, избыточной массой тела и сохранение у них состояния напряжения адаптационных механизмов свидетельствуют о формировании неблагоприятной динамики физического развития детей и подростков, работающих на компьютере.

Ключевые слова: компьютер, дети и подростки, физическое развитие, адаптационный потенциал.

3 9

Определялись соматометрические показатели: рост, масса тела (МТ), окружность грудной клетки (ОГК) в дыхательной паузе. Устанавливался уровень физического развития детей и гармоничность их развития на основании результатов центильных оценок [2], рассчитывался индекс Кетле (ИК). Адаптивные способности детей в группах оценивались путем определения величины адаптационного потенциала (АП) сердечно-сосудистой системы, разработанного Р М. Баевским (1979).

Статистическая обработка результатов проведена на ПК с использованием электронных таблиц Ехсе1-2000. При оценке достоверности различий использовался парный 1-критерий Стьюдента для малых выборок на уровне вероятностей р < 0,05.

Результаты и их обсуждение

В обеих группах выявлено большое количество детей, имеющих среднее и выше среднего ФР (рис. 1). Межгрупповое сравнение показало, что количество детей, имеющих физическое развитие ниже среднего, меньше в группе работающих на компьютере (р <

0,05).

Гармонично развитых детей в группах А и В 75,0 и 71,4 % соответственно (рис. 2). При этом детей с резко дисгармоничным физическим развитием оказалось больше в группе В (р < 0,05). Дисгармоничное развитие обследуемых контрольной группы чаще было обусловлено дефицитом массы тела. Так, в группе В имели дефицит МТ 19 % детей, в то время как в группе А — 6 % (р < 0,05). Масса тела — достаточно информативный показатель общего состояния детского организма. Характер прироста массы тела в известной степени отражает влияние факторов среды, колебания резистентности организма детей и подростков [9]. Кроме того, в обеих группах выявлено значительное количество детей с показателями роста и ОГК выше нормальных величин (рис. 3).

Одним из показателей, отражающих возрастные и половые различия в характере роста и развития детского организма, является соотношение массы и длины тела. Фактические величины весоростового показателя (ИК) сравнивали с должными значениями, рассчитанными для каждой возрастной группы детей [5]. Соответствие фактических и должных величин отметили у 15,4 % детей компьютерной и у 10,7 % детей контрольной группы. У большей части детей (64,1 % — группы А и 71,4 — группы В) показатели ИК ниже должных значений, что свидетельствует о несоответствии массы тела детей их росту.

Таким образом, полученные результаты обследования детей и подростков в 2000 году свидетельствуют о лучшем физическом развитии детей, работающих на компьютере, по сравнению с детьми, чья учебно-познавательная деятельность не связана с компьютером.

Динамические наблюдения за показателями ФР выявили некоторые изменения в уровне физического развития и гармоничности морфологического развития у детей и подростков (рис. 4, 5). Полученные данные свидетельствуют о том, что увеличилось число

школьников со средним уровнем физического развития, особенно в контрольной группе. Вместе с тем в группе А заметно уменьшилось число детей с уровнем ФР выше среднего (2000 г. — 50,0 %, 2003 — 36,4). Результаты индивидуального анализа гармоничности ФР детей в 2003 году показали, что в компьютерной группе произошло уменьшение количества детей с гармоничным развитием, тогда как в контрольной — увеличение (А 2000 г. — 70,0 %, 2003 — 63,6; В 2000 г. — 65,2 %, 2003 — 83,3). За двухлетний период в группе А доля лиц с резко дисгармоничным развитием увеличилась на 18,2 %, что свидетельствует о негативных тенденциях в процессе роста и развития детей, работающих на компьютере.

Динамика весоростового показателя обнаружила некоторые особенности при межгрупповом сравнении. Так, в группе В практически не наблюдались изменения исходного уровня весоростового показателя. В группе А число детей со значениями ИК ниже должных величин уменьшилось на 14,6 %. Вместе с тем при сохраняющемся низком уровне нормальных значений ИК увеличивается доля лиц с весоростовым показателем выше нормы (2000 г. — 10,5 %, 2003

— 22,7). Кроме того, наблюдалась динамика увеличения средних значений ИК в компьютерной группе до нормальных, тогда как в контрольной оставались исходно низкие значения ИК (2 единицы) по сравнению с должными. Снижение ИК до 2 единиц свидетельствует о дефиците массы тела [5]. Таким образом, за исследуемый период у детей и подростков группы А происходило более выраженное увеличение массы тела по сравнению с контрольной группой, что, вероятно, связано с ограничением двигательной активности детей и подростков, работающих на компьютере.

Для оценки адаптивных возможностей обследуемых детей и подростков, как уже говорилось, была использована методика расчета величины АП системы кровообращения по формуле Р. М. Баевского, так как известно, что система кровообращения одной из первых реагирует на изменения среды и участвует во всех приспособительных реакциях. Из-за отсутствия нормативных шкал АП для разных половозрастных групп детей и подростков нами использована оценочная шкала АП взрослого населения с целью выявления характера межгрупповых различий [14].

Анализ полученных данных показал хороший уровень адаптации у 82 и 60 % детей групп А и В соответственно. У 17,4 % школьников группы А и 10 % группы В выявлен удовлетворительный уровень адаптации, кроме того, в группе В у 30 % детей обнаружено напряжение процессов адаптации. Повторные наблюдения подтвердили межгрупповые различия в уровне АП у детей и подростков (рис. 6). Таким образом, в компьютерной группе детей характерным остается наличие состояния напряжения адаптационных механизмов, при котором достаточные функциональные возможности обеспечиваются за счет мобилизации функциональных резервов.

42,5

5,0

группа А

52,5

34,0

16,0

группа В

50,0

■ - выше среднего □ - ниже среднего □ - среднее

Рис. 1. Уровень физического развития детей, %

2,5

группа А

75,0

8,9

группа В

71,4

■ - дисгармоничное □ - резко дисгармоничное □ - гармоничное

Рис. 2. Показатели гармоничности физического развития детей, %

100%

80%

60%

40%

20%

0%

р мт огк ик р мт огк ик группа А группа

□ ниже нормы □ норма Швыше нормы

Рис. 3. Соматометрические показатели физического развития детей, %

Выводы

Материалы проведенного исследования на исходном уровне выявили дисгармоничное физическое развитие из-за дефицита массы тела в контрольной группе обследуемых, а также низкие значения весоростового показателя в сравниваемых группах, что свидетельствует о несоответствии массы тела детей их росту.

Увеличение числа детей с резко дисгармоничным физическим развитием, избыточной массой тела, сохранение у них состояния напряжения адаптационных механизмов свидетельствуют о формировании неблагоприятной динамики физического развития детей и подростков, работающих на компьютере.

контрольная компьютерная

ф ниже среднего ■ среднее А выше среднего

Рис. 4. Динамика уровня физического развития детей, %

2000 2003 2000 2003

контрольная компьютерна!

—♦—гармоничное —А— дисгармоничное —•—резко дисгармоничное

Рис. 5. Динамика гармоничности физического развития детей, %

100

0 -I------1------1------1-----1------

2000 2003 2000 2003

контрольная компьютерная

—хорошая удовлетворительная^— напряжение

Рис. 6. Динамика показателей адаптационного потенциала у детей и подростков, %

Список литературы

1. Баевский Р. М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. — М.: Медицина, 1979. — 295 с.

2. Байдалова Н. Ф., Копосова Т. С. и др. Методы оценки физического развития в комплексной оценке состояния здоровья школьников. — Л: ЛСГМИ, 1987. — 64 с.

3. Балясникова И. В. Компьютер, зрение, здоровье. — Архангельск, 2001. — 56 с.

4. Власов В. В. Реакция организма на внешние воздействия. — Иркутск, 1994. — 344 с.

5. Воронина Г. А. Мониторинг физического развития учащихся // Школьный экологический мониторинг / Под ред. Т. Я. Ашихминой. — М.: АГАР, 2000. — С. 276—279.

6. Гигуз Т. Л., Поляков А. Я., Богачанов Н. Д. Динамика физического развития учащихся школ города Новосибирска // Гигиена и санитария. — 2003. — № 3. — С. 49—50.

7. Грицинская В. Л. Динамика развития детей дошкольного возраста Красноярска // Там же. — 2002. — № 3.

— С. 48—49.

8. Демирчылян Г. Г. Компьютер и здоровье: Факторы риска и системы оздоровления. — М.: Советский спорт, 1995. — 62 с.

9. Копосова Т. С., Барашков В. А., Звягина Н. В. и др. Морфофункциональное развитие ребенка и адаптация к режиму обучения в школе // Экология человека. — 2000.

— № 1. — С. 55—57.

10. Копосова Т. С., Звягина Н. В., Барашков В. А. Особенности физического развития детей начальных классов школ г. Архангельска // Там же. — 1998. — № 2. — С. 62—65.

11. Онищенко Г. Г. Социально-гигиенические проблемы состояния здоровья детей и подростков // Гигиена и санитария. — 2001. — № 5. — С. 7—10.

12. Пахомычев А. И. Методика оценки физического развития подростков. — М.: Медгиз, 1957. — 108 с.

13. Петров Б. А. и др. Оценка физического развития детей // Окружающая природная среда Кировской обла-

сти: Материалы научных исследований / Под ред. Т. Я. Ашихминой и др. — Киров, 1996. — С. 371—375.

14. Саливон И. И., Полина Н. И. Нормативы адаптационного потенциала для детей и подростков // Экология человека. — 2001. — № 4. — С. 58—60.

PECULIARITIES OF PHYSICAL DEVELOPMENT AND ADAPTATIONAL POSSIBILITIES OF CHILDREN AND TEENAGERS, WORKING THE COMPUTER

N. A. Bebyakova, T. P. Economova

Northern State Medical University, Arkhangelsk

The article deals with the results of appreciation of physical development, adaptation possibilities of children and teenagers, working the computer. It has been revealed that the increase of a number of children with disharmonic physical development, with surplus body mass and keeping the state of strain of adaptation mechanisms testify to the formation of unfavorable dynamics of physical development of children and teenagers, working the computer.

Key words: computer, children and teenagers, adaptation potential.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.