Научная статья на тему 'Особенности физического развития детей 5–7-летнего возраста, проживающих в крупном промышленном городе'

Особенности физического развития детей 5–7-летнего возраста, проживающих в крупном промышленном городе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2041
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ПОКАЗАТЕЛИ РОСТА / ВЕСА И ИНДЕКСА МАССЫ ТЕЛА / PHYSICAL DEVELOPMENT / CHILDREN UNDER SCHOOL AGE / PRIMARY SCHOOL AGED CHILDREN / PARAMETERS OF HEIGHT / WEIGHT / AND BODY MASS INDEX

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Баширова Г. И., Малиевский В. А., Малиевский О. А.

Авторами разработаны региональные нормативы показателей физического развития (рост, вес, индекс массы тела) для детей 5-7-летнего возраста. При анализе физического развития детей 5-7-летнего возраста, посещающих образовательные учреждения города Уфы, установлена асимметрия их распределения по уровню физического развития: увеличение детей с низким физическим развитием, астенизацией и дисгармонизаци

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Баширова Г. И., Малиевский В. А., Малиевский О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS OF PHYSICAL DEVELOPMENTOF CHILDREN AGED 5-7 LIVING IN A LARGE INDUSTRIAL CITY

The authors develop regional normative standards of physical development (i.e., height, weight, and body mass index) for the children of 5-7 years old. When physical development of children aged 5-7 years old attending Ufa’s educational institutions is analyzed, there is shown to be an asymmetry in distribution of children based on the level of their physical development: an increased number of ch

Текст научной работы на тему «Особенности физического развития детей 5–7-летнего возраста, проживающих в крупном промышленном городе»

ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

УДК 616-053.2:159.922.5

© Г.И. Баширова, В.А. Малиевский, О.А. Малиевский, 2013

Г.И. Баширова1, В.А. Малиевский2, О.А. Малиевский2 ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5-7-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА, ПРОЖИВАЮЩИХ В КРУПНОМ ПРОМЫШЛЕННОМ ГОРОДЕ

1МБУЗ «Городская детская поликлиника № 6», г. Уфа 2ГБОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет»

Минздрава России, г. Уфа

Авторами разработаны региональные нормативы показателей физического развития (рост, вес, индекс массы тела) для детей 5-7-летнего возраста. При анализе физического развития детей 5-7-летнего возраста, посещающих образовательные учреждения города Уфы, установлена асимметрия их распределения по уровню физического развития: увеличение детей с низким физическим развитием, астенизацией и дисгармонизацией развития. В статье показано, что при оценке физического развития необходимо использовать региональные стандарты физического развития.

Ключееые слова: физическое развитие, дети дошкольного возраста, младшего школьного возраста, показатели роста, веса и индекса массы тела.

G.I. Bashirova, V.A. Malievsky, O.A. Malievsky CHARACTERISTICS OF PHYSICAL DEVELOPMENT OF CHILDREN AGED 5-7 LIVING IN A LARGE INDUSTRIAL CITY

The authors develop regional normative standards of physical development (i.e., height, weight, and body mass index) for the children of 5-7 years old. When physical development of children aged 5-7 years old attending Ufa's educational institutions is analyzed, there is shown to be an asymmetry in distribution of children based on the level of their physical development: an increased number of children with slow physical development, asthenia, and disharmonious development. The article demonstrates that, when assessing physical development, it is necessary to use regional standards.

Key words: physical development; children under school age; primary school aged children; parameters of height, weight, and body mass index.

Физическое развитие детей наряду с заболеваемостью и смертностью является одним из ведущих критериев населения страны. Уровень физического развития служит важным социально-гигиеническим показателем, особенно при динамическом слежении за состоянием здоровья детского населения [1,2,8]. В России в связи с происходящими в последние десятилетия процессами социально-экономических преобразований и усиливающимися тенденциями социальной стратификации проведение популяционного мониторинга показателей роста и развития является первоочередной задачей [3].

Показатели физического развития детей входят в число наиболее информативных критериев, характеризующих состояние их роста и развития, и являются главными индикаторами состояния их здоровья [5,6,7]. Исследование физического развития - один из самых полезных инструментов для определения здоровья и пищевого статуса у детей: и для индивида, и для популяции. Нарушения в здоровье и питании независимо от экологических условий почти всегда отрицательно сказываются на развитии детей [5].

Физическое развитие - динамический процесс изменений морфологических и функциональных признаков организма (изменение размеров тела, его пропорций, телосложения, нарастание мышечной массы, работоспособности), обусловленных наследственными факторами и конкретными условиями среды. В результате этого интенсивность изменений показателей физического развития зависит от возраста и тем значительнее, чем младше ребенок [5,7,15]. Любое негативное влияние различных факторов в дошкольном возрасте может вызвать целый каскад обратимых или необратимых изменений в функциональных системах гомеостатического и поведенческого уровней, что определяет весь дальнейший ход роста, развития и уровня здоровья [9, 12]. Отмечаются отрицательные тенденции показателей физического развития детей, в том числе увеличение числа детей с низким физическим развитием, частоты различных отклонений от нормальных параметров развития [4,11,13,14].

Необходимость изучения физического развития детей в разных регионах России связана с огромными пространствами нашей

страны, многообразием природно-климатических условий, этнического состава населения [1,5,11]. Имеются некоторые особенности в распределении детей по категориям физического развития в разрезе федеральных округов и отдельных регионов [8,9,10]. Как для внутри-, так и для межгрупповой оценки параметров роста региональные «золотые» стандарты явно предпочтительнее [3].

Антропологи, традиционно работающие с различными человеческими популяциями, всегда придерживались принципа, что стандарты физического развития, нормативные или оценочные таблицы должны основываться на материалах, полученных при обследовании конкретных популяций, и быть приурочены к определенному месту и времени [17,18]. Большинство отечественных исследователей рекомендуют использование цен-тильного метода непараметрического анализа для оценки показателей морфофункциональ-ного развития. По мнению Е.С. Богомолова и соавт., пространственно-временные ограничения, этническая и территориальная дифференциации, разнообразие генетических, биогеохимических и социально-экономических характеристик территорий свидетельствуют о необходимости использования оценочных таблиц разного территориального уровня, которые должны пересматриваться каждые 5-10 лет [2].

Материал и методы

Настоящее исследование проводилось в два этапа. На первом этапе для разработки региональных нормативов было обследовано 1305 детей в возрасте от 5 до 7 лет, посещающих образовательные учреждения крупного промышленного города, каким является г. Уфа (ДОУ № 2, 6, 8, 18, 25, 33, 47, 138, 158, 185, 255, 284, 307; СОШ № 1, 4, 24, 25, лицеи № 2, 46, гимназии № 39, 91). Детей 5-летнего возраста было 305 (145 мальчиков и 160 девочек), что составляет 92,8% от количества детей, посещающих данные дошкольные образовательные учреждения. Детей 6-летнего возраста было 463 (241 мальчик и 222 девочки), что составляет 95,5% от количества детей дошкольного возраста. Детей 7-летнего возраста - 537 (343 мальчика и 294 девочки), что составляет 90,4% от учащихся вышеперечисленных образовательных учреждений.

Обследования проводились сплошным методом. Проводились измерение роста, веса и расчет индекса массы тела (ИМТ). Антропометрические исследования проводились в первой половине дня в помещении с температурой воздуха, оптимальной для конкретной

возрастной группы, и с естественным освещением. Инструментарий для этих исследований был стандартизирован и подвергался дезинфекции. Антропометрические измерения проводились по общепринятой методике. ИМТ рассчитывался по формуле: ИМТ = масса тела (кг)/квадрат величины роста (м2). При проведении статистической обработки использовались методы непараметрической статистики с расчетом 3, 10, 25, 50, 75, 85, 90, 95 и 97 цен-тилей.

На втором этапе проведен анализ физического развития другой группы детей (803 ребенка) 5-7-летнего возраста, посещающих образовательные учреждения города Уфы (ДОУ № 6, 7, 8, 19, 138, 158, 284, 307; СОШ № 4, 10, лицей № 2, гимназии № 39, 91), в том числе в возрасте 5 лет - 146 детей, в возрасте 6 лет - 247 детей, в возрасте 7 лет - 410 детей, из них было 425 мальчиков и 378 девочек.

Оценка уровня физического развития проводилась по разработанным нами цен-тильным таблицам. Среднее физическое развитие определялось при показателях роста в пределах 25-75 центилей. При росте ниже 3-го центиля физическое развитие оценивалось как очень низкое (низкорослость), в пределах 3-10-го центилей как низкое, 10-25-го центи-лей как ниже среднего. Рост в пределах 7590-го центилей свидетельствовал о физическом развитии выше среднего, в пределах 9097-го центилей - о высоком физическом развитии и выше 97-го центиля - об очень высоком развитии (высокорослость).

Гармоничность физического развития определялась по разности центильных коридоров между показателями роста и массы тела. При разнице 0 или 1 физическое развитие оценивалось как гармоничное, при разнице 2 - дисгармоничное, при разнице 3 и более -резко дисгармоничное. Данный показатель хотя и оценивает соотношение между ростом и массой тела, но он не использовался для диагностики ожирения и дефицита массы тела. Критериями ожирениями явились показатели ИМТ выше 95-го перцентиля, избыточной массы тела - в пределах 85-95-го перценти-лей, недостаточность питания - ниже 3-го перцентиля, пониженного питания - в пределах 3-10-го перцентилей.

Результаты и обсуждение

По результатам первого этапа исследования нами разработаны таблицы центильно-го распределения основных антропометрических показателей (рост, вес), а также ИМТ для детей 5-7 лет (табл. 1,2,3).

Таблица 3

Таблица 1

Центильное распределение показателей физического развития мальчиков 5-7- летнего возраста, проживающих в г. Уфе

Мальчики РегсЗ Регс10 Регс25 Регс50 Регс75 Регс90 Регс97

5 лет

Рост, см 102,1 106,2 108,2 111,0 115,3 118,0 121,4

Вес, кг 14,3 16,2 17,3 18,4 20 22,1 23,7

5,5 года

Рост, см 107,2 109,1 111,0 114,5 118,1 120,1 123,3

Вес, кг 16 17 18,5 20,3 22,8 25,3 30

6 лет

Рост, см 107,0 111,1 114,2 117,0 121,0 124,3 125,0

Вес, кг 16,0 18,1 19,6 21,6 23,7 26,4 32,3

6,5 года

Рост, см 109,0 112,0 118,2 121,1 124,3 127,2 132,0

Вес, кг 17,6 19,0 20,2 22,6 25,0 27,1 36,4

7 лет

Рост, см 112,1 114,0 118,3 122,2 126,3 130,1 132,0

Вес, кг 18,0 20,0 21,0 23,0 26,4 31,8 36,0

7,5 года

Рост, см 114,0 117,0 120,0 124,3 127,1 130,3 135,0

Вес, кг 19,0 20,0 22,0 24,0 27,0 31,9 37,5

Таблица 2

Центильное распределение показателей физического развития девочек 5-7-летнего возраста, проживающих в г. Уфе

Девочки Регс3 Регс10 Регс25 Регс50 Регс75 Регс90 Регс97

5 лет

Рост, см 102,1 106,0 108,4 111,0 115,1 118,3 120,0

Вес, кг 15,0 16,0 17,0 18,8 20,2 22,4 26,3

5,5 года

Рост, см 104,0 107,0 110,2 113,1 115,5 119,1 122,0

Вес, кг 15,7 16,6 17,6 19,0 20,7 24,3 28,5

6 лет

Рост, см 108,0 110,0 113,0 116,3 120,2 124,0 126,0

Вес, кг 16,1 17,7 18,7 20,0 22,6 24,6 28,0

6,5 года

Рост, см 106,0 113,0 116,1 120,4 123,0 126,2 130,0

Вес, кг 16,2 18,5 19,9 21,4 23,3 25,6 31,2

7 лет

Рост, см 114,0 116,0 118,2 121,0 126,3 129,1 133,0

Вес, кг 17,6 18,3 20,0 22,3 25,0 28,5 34,4

7,5 года

Рост, см 111,0 116,0 119,0 123,2 128,1 131,3 137,0

Вес, кг 17,0 19,0 20,4 23,0 26,0 29,2 38,0

Центильное распределение показателей ИМТ у детей 5-7-летнего возраста, проживающих в г. Уфе

ИМТ, кг/м2 Регс3 Регс10 Регс25 Регс50 Регс75 Регс85 Регс95

Мальчики

5 лет 12,9 13,7 14,4 15,0 15,9 16,3 17,5

5,5 года 12,9 13,8 14,6 15,5 17,1 17,6 20,2

6 лет 12,9 14,0 14,8 15,4 16,8 17,5 20,7

6,5 года 12,8 13,6 14,5 15,5 16,7 17,8 21,5

7 лет 13,0 13,6 14,6 15,7 17,3 18,2 21,2

7,5 года 13,2 14,1 14,6 15,8 17,1 18,3 21,0

Девочки

5 лет 12,4 13,5 14,2 15,1 16,3 16,9 19,0

5,5 года 13,1 13,4 14,1 14,9 16,1 17,1 20,5

6 лет 12,6 13,2 14,1 15,0 16,2 16,7 19,6

6,5 года 12,6 13,3 14,1 15,1 16,0 17,2 19,6

7 лет 12,8 13,3 14,0 15,2 16,5 17,2 21,8

7,5 года 12,8 13,3 14,1 15,4 16,4 17,3 20,4

Проведен анализ медиан роста и массы детей 5-7-летнего возраста по данным непараметрического метода обследования детей в 1998-1999 годах и в 2012 году, посещавших образовательные учреждения г. Уфы (табл. 4). При анализе медиан роста детей 5-7-летнего возраста выявлено, что во всех возрастных группах 2012 года по сравнению с аналогичными возрастными группами дошкольников, посещавших образовательные учреждения в

1998-1999 гг. [16] отмечается незначительное увеличение роста: 5 лет - на 1,1% у мальчиков и на 3,6% у девочек; 5,5 года - на 2,3% у мальчиков и на 1,4% у девочек, 6 лет - на 1,3% как у мальчиков, так и у девочек; 6,5 года - на 2,2% у мальчиков и на 2,8% у девочек; 7 лет - на 0,7% у мальчиков и на 0,3% у девочек. При сравнении медиан массы тела отмечено, что у детей, обследованных в 2012 году, по сравнению с детьми, обследованными в

1998-1999 гг., выявлено повышение массы тела у 5- летних мальчиков на 0,5% и на 6,9% у 5-летних девочек; у мальчиков в возрасте 5,5 года на 4,9% и у девочек в возрасте 5,5 года на 2,6%, у 6-летних мальчиков - на 5,1% и на 2,7% у 6-летних девочек; у мальчиков в возрасте 6,5 года - на 5,6% и на 7% у девочек в возрасте 6,5 года; у 7-летних мальчиков на 3,1% и на 4,2% у 7-летних девочек.

Таблица 4

Медиана показателей роста и массы тела детей 5-7-летнего возраста по данным непараметрического метода (Ме)

Показатели физического развития мальчиков

Возраст рост, см масса тела, кг

Ме Ме Ме Ме

(2012 г.) (1998-1999 гг.) (2012 г.) (1998-1999 гг.)

5 лет 111,0 109,8 18,4 18,3

5,5 года 114,5 111,9 20,3 19,3

6 лет 117,0 115,7 21,6 20,5

6,5 года 121,1 118,5 22,6 21,4

7 лет 122,2 121,3 23,0 22,3

Возраст Показатели физического развития девочек

рост, см масса тела, кг

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 лет 111,0 107,7 18,8 17,5

5,5 года 113,1 111,5 19,0 18,5

6 лет 116,3 114,8 20,0 19,5

6,5 года 120,4 117,1 21,4 20,0

7 лет 121,0 120,6 22,3 21,4

На втором этапе исследования разработанные нами таблицы были использованы при оценке физического развития 803 детей такого же возраста.

Установлено, что средний уровень физического развития имели 58% (466) детей, в том числе в возрасте 5 лет - 41,7% (61), в возрасте 6 лет - 52,6% (130) детей, в возрасте 7 лет - 67,1% (275) детей. Более половины девочек и мальчиков имели средний уровень

физического развития (243 мальчика, 57,2% и 223 девочки, 59,1%) (табл.5). Физическое развитие ниже среднего отмечалось у 77 (18,1%) мальчиков и 57 (15,1%) девочек. У 12 (2,8%) мальчиков и 9 (2,4%) девочек показатели роста соответствовали низкорослости (показатель ниже 3-го центиля). Физическое развитие выше среднего (6-й коридор) имели 76 (9,5%) детей, из них 36 (8,5%) мальчиков и 40 (10,6%) девочек. Высокое физическое развитие (7-й коридор) отмечено у 31 (3,9%) ребенка, в том числе у 17 (4,0%) мальчиков и 14 (3,7%) девочек. Очень высокое физическое развитие (8-й коридор) выявлено у 12 (1,5%) детей - у 5 (1,2%) мальчиков и у 7 (1,7%) девочек.

Более половины детей (432 ребенка, 53,8%) имели массу тела, соответствующую средним показателям (4-5-й коридоры), из них у 222 (52,2%) мальчиков и у 210 (55,5%) девочек отмечались средние показатели (табл. 6). Показатели ниже среднего выявлены у 134 (16,7%) детей, в том числе у 60 (16,5%) мальчиков и у 64 (16,9%) девочек. Существенно реже встречались показатели массы тела выше среднего, высокие и очень высокие (соответственно 10,1%, 2,6%, 1,6%). Полученные данные также свидетельствуют об асимметрии распределения детей по массе тела как девочек, так и мальчиков в сторону преобладания детей с очень низким, низким и ниже среднего уровнями по отношению к детям с очень высоким, высоким и выше среднего показателями массы тела.

Таблица 5

Распределение детей 5-7-летнего возраста по уровню физического развития в зависимости от пола ребенка

Центильный коридор Пол ребенка Всего (п=803)

Мальчики (п=425) Девочки (п=378)

абс % абс % абс %

1-й 12 2,8 9 2,4 21 2,6

2-й 35 8,2 28 7,4 63 7,9

3-й 77 18,1 57 15,1 134 16,7

4-й 114 26,8 99 26,2 213 26,5

5-й 129 30,4 124 32,8 253 31,5

6-й 36 8,5 40 10,6 76 9,5

7-й 17 4 14 3,7 31 3,9

8-й 5 1,2 7 1,7 12 1,5

Итого ... 425 100 378 100 803 100

Таблица 6

Распределение детей 5-7- летнего возраста по массе тела в зависимости от пола ребенка

Центильный коридор Пол ребенка Всего (п=803)

Мальчики (п=425) Девочки (п=378)

абс % абс % абс %

1-й 20 4,7 10 2,6 30 3,7

2-й 65 15,3 27 7,1 92 11,5

3-й 70 16,5 64 16,9 134 16,7

4-й 110 25,9 89 23,5 199 24,8

5-й 112 26,3 121 32,0 233 29,0

6-й 34 8,0 47 12,4 81 10,1

7-й 7 1,6 14 3,7 21 2,6

8-й 7 1,6 6 1,6 13 1,6

Итого ... 425 100 378 100 803 100

При оценке гармоничности развития детей по разности коридоров роста и веса (табл. 7) установлено, что гармоничное развитие выявлено у 644 (80,2%) детей - у 330 (77,6%) мальчиков и у 314 (83,1%) девочек. Дисгармоничное развитие с дефицитом массы тела отмечено у 85 детей (10,6%), из них 59 (10,6%) мальчиков и 26 (6,9%) девочек. Резко дисгармоничное развитие с дефицитом массы тела имеют 17 (2,1%) детей, из них 12 (2,8%) мальчиков и 5 (1,3%) девочек. Дисгармоничное развитие с избытком массы тела выявлено у 36 (4,5%) детей, из них 11 (2,6%) мальчиков

Таблица 7

Распределение детей по гармоничности физического развития в зависимости от пола ребенка с использованием центильных таблиц

и 25 (6,6%) девочек. Резко гармоничное развитие с избытком массы тела отмечено у 21 (2,6%) ребенка, из них у 13 (3,1%) мальчиков и 8 (2,1%) девочек.

В соответствии с методикой оценки питания по ИМТ (табл. 8) нормальное соотношение роста и массы установлено у 649 (80,9%) детей, из них у 335 (78,8%) мальчиков и 314 (83,1%) девочек. В возрасте 5 лет нормальное питание имели 122 (83,6%) ребенка, в возрасте 6 лет - 189 (76,5%) детей, в возрасте 7 лет - 338 (82,4%) детей.

Уровень физического развития Всего (п=803) Мальчики (п=425) Девочки (п=378)

абс. % абс. % абс. %

Резко дисгармоничное, дефицит массы тела 17 2,1 12 2,8 5 1,3

Дисгармоничное, дефицит массы тела 85 10,6 59 13,9 26 6,9

Гармоничное 644 80,2 330 77,6 314 83,1

Дисгармоничное, избыток массы тела 36 4,5 11 2,6 25 6,6

Резко дисгармоничное, избыток массы тела 21 2,6 13 3,1 8 2,1

Таблица 8

Характер питания детей 5-7- летнего возраста в зависимости от пола ребенка (ИМТ)_

Уровень физического развития Всего (п=803) Мальчики (п=425) Девочки (п=378)

абс % абс % абс абс

Недостаточное питание 62 7,7 45 10,6 17 4,5

Пониженное питание 45 5,6 24 5,6 21 5,6

Нормальное питание 649 80,8 335 78,8 314 83,1

Избыточное питание 31 3,9 9 2,1 22 5,8

Ожирение 16 2,0 12 2,8 4 1,1

У 62 (7,7%) детей выявлена недостаточность питания (ИМТ ниже 3-го центиля), из них у 7 (4,9%) детей в возрасте 5 лет, у 28 (10,3%) детей в возрасте 6 лет, у 27 (6,6%) детей в возрасте 7 лет. Недостаточность питания отмечена у 45 (10,6%) мальчиков и 17 (4,5%) девочек. Пониженное питание (3-10-й центили) имели 45 (5,6%) детей, из них 4 (2,7%) ребенка в возрасте 5 лет, 19 (7,7%) детей в возрасте 6 лет, 22 (5,4%) ребенка в возрасте 7 лет. У 24 (5,6%) мальчиков и у 21 (5,6%) девочки отмечено пониженное питание. Нарушение питания, характеризующееся избытком массы тела (ИМТ в пределах 85-95-го центиля), выявлено только у 31 (3,9%) ребенка, из них - 5 (3,4%) детей в возрасте 5 лет, 11 (4,5%) детей в возрасте 6 лет, 15 (3,6%) детей в возрасте 7 лет. Ожирение различной степени (ИМТ более 95-го центиля) установлено у 16 (2,0%) детей, из них по 8 детей в возрасте 5 (5,4%) и 7 лет (2,0%). Ожирение отмечено у 12 (2,8%) мальчиков и 4 (1,1%) девочек.

Заключение

Таким образом, проведенное исследование показало, что для оценки физического развития детей 5-7-летнего возраста необходимо проводить сравнительный анализ мате-

риалов по физическому развитию групп детей, обследованных через определенные промежутки времени в одной и той же местности, особенно в крупных урбанизированных мегаполисах, которые характеризуются достаточно быстро меняющимися внешнесредовыми факторами. При анализе уровня физического развития с использованием центильных таблиц установлена асимметрия распределения детей по уровню физического развития в сторону преобладания детей с очень низким, низким и ниже среднего уровнями по отношению к детям с очень высоким, высоким и выше среднего уровнями физического развития. Динамика важнейших росто-весовых показателей указывает на увеличение частоты трофологической недостаточности. Для оценки физического развития детей 5-7-летнего возраста могут быть рекомендованы разработанные нами центильные таблицы показателей роста, массы и индекса массы тела. Говоря о нормативах для оценки массы тела и индекса массы тела необходимо отметить, что первые необходимы для оценки здоровья детей на популяционном уровне и предназначены в первую очередь для организаторов здравоохранения. Нормативы ИМТ крайне необходимы на этапе первичной медико-

санитарной помощи для диагностики той или иной патологии детского возраста, особенно эндокринной (ожирение, патология роста), и

должны использоваться врачами-педиатрами и врачами других специальностей вместо нормативов массы тела.

Сведения об авторах статьи:

Баширова Гульнара Имидовна - зав. отделением МБУЗ «Городская детская поликлиника № 6». Адрес: г. Уфа, ул. Аксакова, 62. Тел. 8 (347) 250-31-36. E-mail: gulnara4est@rambler.ru

Малиевский Виктор Артурович - д.м.н., профессор кафедры госпитальной педиатрии ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России. Адрес: 450000, г. Уфа, ул. Ленина, 3. Тел. 8 (347) 229-08-00 (доп. 342). E-mail: vmalievsky@mail.ru Малиевский Олег Артурович - д.м.н., профессор кафедры госпитальной педиатрии ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России. Адрес: 450000, г. Уфа, ул. Ленина, 3. E-mail: malievsky@list.ru

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранов, А.А., Ямпольская, Ю.А. Особенности физического развития подростков /А.А. Баранов, Ю.А. Ямпольская // Физиология роста и развития детей и подростков (теоретические и практические вопросы). - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. - С. 159.

2. Богомолова, Е.А. Состояние адаптационно - регуляторных механизмов у детей пубертатного периода / Е.А. Богомолова, С.М. Кушнир // Вопросы современной педиатрии. - 2006. - Т. 5, N° 1: Актуальные проблемы педиатрии: сборник материалов Х конгресса педиатров России. - С. 66.

3. Година, Е.З., Хомякова, И.А. Секулярный тренд и региональные особенности его протекания: зачем нужны локальные стандарты /Е.З. Година, И.А. Хомякова// Физическое развитие детей и подростков Российской Федерации: сборник материалов. - М., 2013. - Вып. VI. - С. 16-32.

4. Долгих, В.В. О состоянии здоровья детей и подростков, проживающих в Иркутской области / В.В. Долгих, Д.В. Кулеш // Вопросы современной педиатрии. - 2006. - Т. 5, № 1: Актуальные проблемы педиатрии: сборник материалов Х конгресса педиатров России.- С. 180-181.

5. Елизарова, Т.В. К разработке региональных стандартов физического развития детей раннего и грудного возраста Энгельсского муниципального образования /Т.В. Елизарова // Саратовский научно-медицинский журнал. - 2012. - Т 8, № 2. - С. 284-288.

6. Кучма, В.Р. Приоритетные критерии оценки состояния здоровья и профилактики заболеваний детей и подростков / В.Р.Кучма, Л.М.Сухарева // Гигиена и санитария. - 2005. - № 6. - С.42-45.

7. Литвинова, Л.П. К вопросу об оценке физического развития детей пяти лет / Л.П. Литвинова // Валеология. - 2000. - № 2. -С.64.

8. Мазур, Л.И. Состояние здоровья подростков Самарской области / Л.И. Мазур, О.В. Щербицкая // Сборник материалов XVI конгресса педиатров России «Актуальные проблемы педиатрии» (15-18 февраля 2010 г., Москва). - М., 2010. - С. 508.

9. Максимова, Т.М. Физическое развитие детей России (2000-2001 гг.)/ Максимова Т.М., Белов В.Б., Лушкина Н.П. // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2004. - № 5. - С.6-11.

10. Мареныч, Х.М. Физическое развитие подростков 15-17 лет г. Черкесск / Мареныч, Х.М. // Сборник материалов XVI конгресса педиатров России «Актуальные проблемы педиатрии» (15-18 февраля 2010 г., Москва). - М., 2010. - С. 528.

11. Масюк, В.С. Изучение физического развития детей и подростков Республики Карелия / В.С. Масюк // Вопросы современной педиатрии. - 2006. - Т. 5, № 1: Актуальные проблемы педиатрии: сборник материалов Х конгресса педиатров России. - С. 370-371.

12. Мозжухина, Л.И. Об оценке состояния детей / Л.И. Мозжухина, Н.Л. Черная, Е.В. Шубина [и др.] //Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2003. - № 4. - С. 3-7.

13. Ожирение как медико-социальная проблема в педиатрии / Ю.Г. Самойлова, Е.Б. Кравец, Е.В. Горбатенко, Е.С. Киселева // Вопросы современной педиатрии. - 2006. - Т. 5, № 1: Актуальные проблемы педиатрии: сборник материалов Х конгресса педиатров России. - С. 512-513.

14. Особенности формирования здоровья подростков: основные тенденции, факторы риска, профилактика / В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева, И.К. Рапопорт //Вопросы современной педиатрии. - 2006. - Т. 5, № 1: Актуальные проблемы педиатрии: сборник материалов Х конгресса педиатров России. - С. 319-320.

15. Поляков, Д.В. Состояние здоровья школьников: соматические показатели, особенности питания и коррекция нарушений нут-ритивного статуса: автореф. дис.... д-ра мед. наук. - Саратов, 2010. - 41с.

16. Таблицы для оценки физического развития детей в возрасте от 3 до 7 лет г. Уфы / Х.З. Шубина [и др.]// Методические рекомендации для студентов и практических врачей. - Уфа, 2000. - 33 с.

17. Hermanussen M, Assmann C., Godina E. WHO versus Regional Growth Standards. International Scientific Conférence Growth Charts: Local versus International? Counted versus calculated. Vilnius. 2009. 18 p.

18. Hermanussen M, Assmann C., Wohling H., Zabransky M. Harmonizing national growth references for multi-centre surveys, drug monitoring and international postmarketing surveillance. Asta Paediatr. 2012; 101 (1): 78-84. doi: 10.1111/j.1651-2227.2011.02415.x. Epub 2011 Aug 11.

УДК 614.446

© З.Р. Хисматуллина, О.Р. Мухамадеева, С.Р. Габдуллина, Е.М. Гареев, 2013

З.Р. Хисматуллина, О.Р. Мухамадеева, С.Р. Габдуллина, Е.М. Гареев ОПЫТ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ДИНАМИКИ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ЗООАНТРОПОНОЗНОЙ ТРИХОФИТИЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

ГБОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Уфа

Оценена возможность использования методов статистического прогнозирования уровня заболеваемости зооантропо-нозной трихофитией в Республике Башкортостан исходя из данных заболеваемости за период с 1961 по 2010 годы. Дана сравнительная оценка различных методов прогнозирования с выявлением наиболее достоверного варианта, позволяющего наиболее точно предсказывать уровень заболеваемости до четырех лет вперед.

Ключевые слова: заболеваемость, прогнозирование, зооантропонозная трихофития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.