Стратегия финансового планирования
ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Т.П. ПЕСТРЯКОВА,
кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и кредит» Ставропольский государственный университет
Эффективность функционирования предприятий в условиях рынка во многом зависит от выбранной стратегии их развития. Однако определение стратегических перспектив субъектами малого бизнеса в большей степени носит интуитивный характер с ориентацией на текущую рыночную конъюнктуру, а не на собственные долгосрочные экономические интересы. При этом планирование затрагивает в основном производственную сферу и осуществляется эпизодически по мере необходимости ликвидации возникающих внутренних и внешних проблем. Анализ и разработка финансовых планов предпринимателями, как правило, не практикуется из-за их сложности и трудоемкости.
Вместе с тем стратегическое финансовое планирование позволяет оптимизировать финансовые результаты деятельности предприятия, повысить его ликвидность и финансовую устойчивость, эффективно управлять денежными потоками, капиталом и инвестициями (рис. 1).
Особенности формирования и реализации финансовой стратегии малых предприятий связаны с организационно-правовыми и экономическими отличиями данной формы бизнеса, а также с положительными и негативными аспектами их функционирования. Законодательное ограничение численности работников малых субъектов хозяйствования оказывает существенное влияние на их производственную, ассортиментную, маркетинговую, ценовую, инвестиционную, налоговую и дивидендную политики.
С одной стороны, небольшие объемы производства позволяют оптимизировать управление
бизнесом, сократив расходы на менеджмент, гибко реагировать на динамику рыночной конъюнктуры. Не следует также забывать о государственной поддержке малого бизнеса.
В то же время малое предпринимательство сталкивается с технологическими, финансово-кредитными, кадровыми проблемами, с жесткой конкурентной борьбой со стороны субъектов среднего и крупного бизнеса. При низкой ликвидности и доходности оно имеет относительно высокую степень риска. Зачастую цель функционирования малого предприятия напрямую зависит от целей его собственников, в которых личностно-мотивацион-ные аспекты (самостоятельность, престижность, институт наследования и др.) могут преобладать над финансовыми (рост капитализации бизнеса и др.).
При планировании ассортиментной политики малый бизнес, как правило, ориентируется преимущественно на узкую специализацию. Несмотря на невысокую степень риска, это позволяет найти собственную рыночную «нишу» среди средних и крупных производителей, используя адресно-доверительные отношения с потребителями, а в случае кризисной ситуации с меньшими издержками диверсифицировать бизнес.
Для иллюстрации формирования ассортиментной политики используем данные ИП Р. А. Кульбака, имеющего магазин «ЭКЗО» в торговом комплексе в центральной части г. Ставрополя. Имея в своем штате четырех работников, магазин специализируется на следующих видах деятельности: торговля аксессуарами для сотовых телефонов
Рис. 1. Направления финансовой стратегии малого предприятия
(54 % дохода от реализации); инкрустационные (37 %) и аэрографические (9 %) работы по индивидуальным заказам (табл. 1).
Представленный ассортиментный набор магазина «ЭКЗО» разработан с учетом его формата и анализа доходов потенциальных клиентов. Так, стоимость услуг по инкрустации и аэрографии колеблется от 2000 до 60 000 руб. в зависимости от объема и сложности выполняемых работ. В результате ежегодная прибыль индивидуального предпринимателя составляет около 400 тыс. руб. при уровне рентабельности продаж 28,6 %.
Вместе с тем монопредпринимательство сталкивается с рядом проблем, основной из которых является ограничение возможности для увеличения объемов производства (реализации) и расширения рынка сбыта. Так, анкетный опрос клиентов магазина «ЭКЗО» показал, что их средняя оценка широты ассортиментного набора по 10-балльной
Таблица 1
Характеристика ассортиментной политики магазина «ЭКЗО» *
Вид деятельности Широта товарного ассортимента Глубина товарных групп Число номенклатурных единиц
Торговая Специализированные мужские изделия Кобуры 7
деятельность Чехлы 3
Специализированные женские изделия Сумочки 8
Чехлы 3
Другие аксессуары Ремешки на руку 6
Ремешки на шею 10
Подвески 6
Инкрустация Индивидуальный дизайн (готовый) Полный и частичный 4
Индивидуальный дизайн Полный и частичный По заказу
Аэрография Индивидуальный дизайн (готовый) Простой и сложный 6
Индивидуальный дизайн Простой и сложный По заказу
* Здесь и далее данные по магазину «ЭКЗО» предоставлены автору Е. Н. Сиденко.
шкале составляет 8 единиц. При этом качество оказываемых сотрудниками магазина услуг ими оценивалось в 9,3 баллов.
Расширение масштабов бизнеса для малого предпринимательства возможно в основном за счет интенсивных, а не экстенсивных факторов, а также различных форм кооперации (снабженческо-сбы-товой, производственной и др.). Важное значение при этом имеет выбор «ключевых клиентов» и организация эффективной работы с ними (рис. 2). Для этого рекомендуется использовать следующие критериальные показатели: доля клиента в доходе от реализации и доля клиента в прибыли. Как показывает практика, лишь 20 % покупателей способны обеспечить 80 % финансового результата предприятия. Для них целесообразно применение системы индивидуальных заказов и "У1Р-обслуживания.
Такой подход к организации маркетинга, ориентированный на оптимизацию каналов сбыта при отсутствии экономической целесообразности
Рис. 2. Этапы разработки стратегической ассортиментной карты торгового предприятия
традиционной рекламной кампании, является особенностью финансовой стратегии малого предприятия.
Не менее важной проблемой развития субъектов малого бизнеса является управление их снабженческой политикой, ориентированной на оптимальный выбор поставщиков, договорных условий по расчетам за поставленные ресурсы, методов организации работы с запасами оборотных средств и дебиторской задолженностью. От ее решения зависит ликвидность и платежеспособность предприятий, а также доступ предпринимателей на рынок капиталов.
При разработке финансовой стратегии малого предприятия необходимо также учитывать ограниченность выбора им источников инвестиций. При ориентации на собственный капитал важно минимизировать его размер путем поэтапного начала собственного дела, использования универсального оборудования и технологий, замены покупки основных средств производства на их аренду или лизинг.
Привлечение долевых инвесторов, даже при наличии в этом экономической целесообразности, а также финансовых и юридических предпосылок, сталкивается с нежеланием предпринимателей иметь новых потенциальных совладельцев. Последние в свою очередь менее заинтересованы в приобретении доли малого предприятия из-за высокой степени риска и «символической» дивидендной политики.
Проблема привлечения долговых инвесторов в малый бизнес связана с высокой степенью риска, ограниченностью залоговой базы и относительно низкой ликвидностью имущества. Среди путей ее решения выделим расширение практики использования субсидированного льготного кредитования; создание органами государственного управления региональных фондов залового обеспечения; развитие сети потребительской кредитной кооперации; интеграция активов малого предприятия с капиталом крупных и средних по размеру внешних инвесторов (франчайзинговый бизнес).
В настоящее время в г. Ставрополе функционируют 5 потребительских кредитных кооперативов. В основном они ориентированы на микрокредитование субъектов малого предпринимательства под 3-5 % месячной оплаты. Главным их условием является членство заемщиков в кооперативе, наличие у них определенной суммы взносов, а также взятие ими на себя полной ответственности за финансовые риски кооператива.
Стратегия финансового планирования
2 (131) - 2009
Франчайзинг, являясь специфической формой договорных отношений хозяйствующих субъектов по распространению продукции (услуг), включающей в себя элементы аренды, купли-продажи, подряда, создает возможности для эффективного функционирования предприятий малого бизнеса (табл. 2). Однако использование данной формы хозяйствования ограничено проблемами организационно-правового характера. Среди них выделим сложность поиска предприятия-франчайзера. Здесь необходимы профессиональный анализ, оценка и планирование франчайзинговой сети, правильное оформление договорных отношений.
Таблица 2
Качественная характеристика франчайзингового предпринимательства
Положительные аспекты Отрицательные аспекты
1. Использование имиджа головного предприятия для минимизации маркетинговых расходов и увеличения объема продаж. 2. Использование бизнес-технологии головного предприятия для минимизации предпринимательского риска. 3. Легкость вхождения и выхода из бизнеса для малого предприятия. 4. Предоставление головным предприятием пакета дополнительных услуг малому предприятию (кредитование, обучение персонала и др.) 1. Отсутствие гибкости бизнеса и предпринимательской свободы вследствие противоречий между продолжительностью срока франчайзингового договора и возможными изменениями рыночной ситуации. 2. Необходимость организации бизнеса в соответствии с действующими на головном предприятии стандартами и нормативами. 3. Финансовые траты в виде единовременного взноса и ежегодной франшизной платы (2—15 % от объема продаж)
Особенностью управления финансовой деятельностью малого предприятия является организация постоянного мониторинга его производственных, коммерческих и трансакционных расходов. Возможность данного направления объясняется пассивной ценовой политикой малого бизнеса, ориентированной на сложившиеся среднеотраслевые цены.
Как показывает практика, наибольший удельный вес в структуре затрат малого предприятия занимают материальные расходы, затраты на оплату труда с единым социальным налогом и арендные платежи. Так, для магазина «ЭКЗО» они составляют соответственно 51, 20 и 15 %.
Экономия затрат на сырье и материалы в основном связана с оптимизацией снабженческой политики предприятия и ее составной части — до-
говорных отношений. Минимизация расходов по статье «Оплата труда» в малом бизнесе достигается путем использования многофункциональной рабочей силы среднего и высокого уровня квалификации; выполнения собственником предприятия функций по его управлению; выбора рациональных подходов к мотивационному механизму. Одним из эффективных путей сокращения накладных расходов является кооперация малых предприятий в сфере транспортных операций и аренды помещений. Так, магазин «ЭКЗО», разделив арендуемые торговые площади с деловым партнером, ежегодно экономит до 150 тыс. руб.
Разрабатывая финансовую стратегию малого предприятия, следует также учитывать возможности оптимизации его налогообложения. В настоящее время большинство предпринимателей рассматривают налоги как «неизбежное зло», несущее в себе явные финансовые потери для бизнеса. Жалуясь на высокую налоговую нагрузку и несовершенство налоговой политики, они зачастую предпочитают укрывать получаемые ими доходы от государства.
Вместе с тем существуют законные возможности оптимизации налогообложения для малых предпринимательских структур. Цивилизованная минимизация налоговых платежей в рамках действующего законодательства позволяет предприятиям, с одной стороны, рационально формировать структуру своих денежных потоков, финансовые результаты, повышать конкурентоспособность и эффективность производства, а с другой стороны, удовлетворять экономические интересы связанных с ними групп (общества, собственников предприятия, наемных рабочих, деловых партнеров).
Среди направлений оптимизации налоговой нагрузки для малого бизнеса выделим следующие. Во-первых, выбор организационно-правовой формы предпринимательства с точки зрения приобретаемого налогового статуса. У субъектов малого бизнеса появляется возможность выбора между традиционной, упрощенной или вмененной системами налогообложения. Решение об использовании при упрощенной системе в качестве налоговой базы получаемых доходов или финансовых результатов зависит от соотношения доходных и расходных статей предприятия (рис. 3).
Во-вторых, изучение возможности рационального применения действующих налоговых льгот при ведении бизнеса, а также возможностей бухгалтерского учета для формирования учетной политики предприятия. Например, расширение перечня затрат, включаемых в себестоимость
Стратегия финансового планирования
2 (131) - 2009
Доходы, уменьшенные на величину расходов
Рис. 3. Зависимость налоговой нагрузки малого предприятия от доли расходов в доходе от реализации при различных вариантах применения упрощенной системы налогообложения
0,2
0,4
0,6
0,8
Доля расходов в доходе от реализации
продукции; правильное оформление договорных партнерских отношений; выбор методов оценки продукции, производственныхзапасов,выручки от реализации и др. Однако действующая в РФ система государственной поддержки малых предприятий недостаточно эффективнав частипредоставляемых налоговыхльгот, чемделает данные субъекты хозяйствования менее конкурентоспособными.
Таким образом, при разработке финансовой стратегиималогобизнеса следует ориентироваться на следующие его особенности:
— пр еимущественно специализированное произ водство счетом возможностей его диверсификации ;
— ^тшверсализацияресурсной базы предприятия;
— пассивный маркетинг, направленный в основном наоптимизациюсбытовойполитики;
— использование интенсивных методов организации производства и кооперации, в том числе франчайзинга,для увеличения объемов бизнеса и максимизаци и финансовых результатов;
— пассивная политика ценообразования, осно-ваннаяна рациональном упр авлении издержками предприятия;
— возможностьоптимизации налоговой нагрузки предприятия;
— ограниченность привлечения внешних долевых идолговыхинвестиций для развития бизнеса;
— оптимизация размер а инвестиционных ресурсов за счет использования механизма арендных и лизинговых отношений;
— вы с окая степень риска банкротства и ликвидации предприятия, относительно короткий их жизненный цикл.
Литература
1. Александров И. М. Налоги и налогообложение: Учебник. — М.: «Дашков и К», 2006.
2. Богатко А. М. Система управления развитием предприятия. — М.: Финансы и статистика, 2006.
3. Градов А. П. Экономическая стратегия фирмы. — СПб: Специальная литература, 2003.
4. Жевтяк А. П. Формы организации производства в малом бизнесе: Уч. пособие. — СПб: Изд-во СПб-ГУЭФ, 2000.
5. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие/Под ред. Т. Г. Морозовой. — М.: ЮНИТИ, 2000.
6. Финансовый менеджмент: теория и практика. Учебник / Под ред. Е. С. Стояновой. — М.: Перспектива, 2000.
7. Фомин П. А. Стратегическое финансовое планирование хозяйствующего субъекта // Финансы и кредит. - 2003. - № 5. - С. 52 - 55.