Е.В. Шестакова
ОСНОВНЫЕ ОРИЕНТИРЫ
ДЛЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА
E.V. Shestakova
Main guidelines for the development of small businesses during crisis
Применение освобождения от налогообложения для индивидуальных предпринимателей
В условиях кризиса многие компании испытывают финансовые трудности, которые могут привести к значительным финансовым потерям, в том числе к банкротству компании или физического лица-предпринимателя, ликвидации бизнеса. Во избежание негативных последствий для бизнеса организации и предприниматели вынуждены использовать целый ряд стратегий:
- повышать стоимость производимой продукции и услуг;
- искать новые рынки сбыта;
- максимально снижать расходы.
В части налогообложения и у малого, и у среднего бизнеса снижается количество налогов, уплачиваемых в бюджет, поскольку выручка уменьшается, а расходы увеличиваются опережающими темпами. Одновременно расчет административное давление, увеличивается количество комиссий в отношении полученных убытков, компаниям приходится обосновывать убытки. Никитин А.Ю1. отмечает, что низкая налоговая нагрузка является причиной выездной налоговой проверки, поскольку
данный критерий предусмотрен в общедоступных критериях оценки рисков2.
В данных условиях основными ориентирами в сфере налогообложения малого бизнеса субъектов малого предпринимательства стали следующие.
Многие руководители компаний, а также активные люди считают возможным применить освобождение от налогообложения для индивидуальных предпринимателей, которые зарегистрированы впервые. Соответствующие законы разработаны практически во всех субъектах страны и позволяют значительно снизить налоговую нагрузку, если речь идет об осуществлении деятельности в социальной, научной и производственной сфере. Также важно отметить, что с 2016 года произошло расширение видов деятельности, подлежащих переводу на патентную систему налогообложения. Такое расширение касается, прежде всего бытовых и социальных услуг. В частности, в перечень работ и услуг, переводимых на патентную систему налогообложения относятся деятельность по уходу за престарелыми и инвалидами, услуги общественного питания, производство кондитерских изделий. Селеменова Е.Г3. обращает внимание, что в отношении подобных новых видов деятельности регионы также могут вводить нулевую ставку, что позволяет потенциально расширить число предпринимателей, которые могут воспользоваться налоговыми льготами.
Положительными аспектами данного подхода является возможность направить средства и силы на развитие бизнеса и на два года забыть о налогообложении.
Недостатками данного подхода является достаточно ограниченное число случаев применения налоговых каникул, а также необходимость регистрации впервые, то есть мера не предполагает помощи уже действующим предпринимателям. Кроме того ввиду ограниченности финансирования начать новый бизнес без программ инвестирования, поддержки инвестиций со стороны крупных компаний достаточно сложно в условиях кризиса.
Ориентация на льготные регионы
Ориентация на регионы с льготным налогообложением позволяет предпринимателям добиться дополнительных выгод и экономии в области налогообложения. При этом при планировании деятельности возможно выбирать перспективные налоговые периоды для долгосрочного налогового планирования. В частности, для этих целей подходят новые регионы страны, где согласно пю3 ст.346.20 НК РФ устанавливается на период с 2017 по 2021 гг. ставка до 3%, если объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов. К подобным регионам относится Крым и Севастополь.
К положительным аспектам можно назвать долгосрочное налоговое планирование на срок от 2017 года до 2021 года, а также возможность развивать бизнес в перспективном регионе, куда в настоящее время направляются инвестиции и предоставляются различного рода льготы.
К отрицательным аспектам можно отнести резкую региональную дифференциацию. В этой связи автор предлагает рейтинг наиболее успешных регионов, а также регионов с отсутствием налоговой привлекательности.
В рейтинге основными критериями явились региональные льготы для упрощенной системы налогообложения, а также предоставление налоговых каникул индивидуальным предпринимателям.
Такие виды льгот как льготы в отношении налога на прибыль не оказывают значительное влияние на развитие малый бизнес, поскольку предусматривают значительные инвестиции, первоначальные расходы, которые для малого бизнеса являются достаточно значительными. Малый бизнес часто предполагает незначительные первоначальные вложения, численность персонала и стоимость основных средств для начала ведения деятельности. Субъекты малого предпринимательства также часто не могут воспользоваться льготами, предусмотренными для особых
экономических зон, поскольку вхождение в реестр субъектов особой экономической зоны требует предоставления дополнительных документов, соблюдения требований для участников ОЭЗ, при этом состав участников имеет ограниченное действие. Так, в Ульяновской области в состав участников ОЭЗ входит 456 предпринимателей и юридических лиц, в Бурятии -527, В Алтайском крае - 601 участник. Таким образом, нельзя говорить о широком распространении льгот особых экономических зон.
В этой связи в рейтинге регионов наиболее значимыми представляются критерии:
- льгот, введенных для упрощенной системы налогообложения «доходы за минусом расходов»;
- льгот, введенных для упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения «доходы»;
- льгот в виде налогового моратория для индивидуальных предпринимателей.
В настоящее время в Российской Федерации отсутствует рейтинг регионов, которые являются привлекательными с точки зрения налоговых льгот и преференций для субъектов малого предпринимательства.
Однако подобные рейтинги активно используются в Соединенных штатах Америки, они способствуют достижению различных целей, таких как развитие регионального бизнеса, повышение налоговой привлекательности отдельных регионов, развитие малого бизнеса с учетом региональных особенностей. Введение индекса налогообложения субъектов Российской Федерации будет способствовать как оптимизации налогообложения, развития бизнеса, так и развития регионов путем регистрации компаний и индивидуальных предпринимателей в регионе с повышенным рейтингом.
Наиболее перспективные регионы применяют наибольшее количество льгот для различных видов компаний, в том числе субъектов малого предпринимательства, оперативно вводят льготы на уровне субъектов Российской Федерации как только они
принимаются в Налоговом кодексе. К таким льготам с 2016 года возможно отнести региональные льготы по УСН в отношении субъекта налогообложения «доходы» и введение налоговых каникул. Регионы с наименьшим рейтингом не используют специальные налоговые льготы для субъектов малого предпринимательства.
К регионам, имеющим повышенный налоговый рейтинг налоговой привлекательности возможно отнесли следующие:
1. Чеченская Республика
2. Ставропольский край
3. Пермский край
4. Саратовская область
5. Ульяновская область
6. Томская область
7. Республика Саха
8. Камчатский край
9. Магаданская область
10. Чукотский АО
Данные регионы используют дифференцированный подход к льготному налогообложению, позволяющий использовать дифференцированный подход к различным видам деятельности, которые применяются субъектами малого предпринимательства.
К наиболее регионам, занявшим наименьшие позиции в рейтинге можно отнести следующие. При этом данные регионы одновременно имеют высокий уровень долговой нагрузки по итогам 2015 года4.
К таким регионам относятся следующие.
Таблица
Регионы с наименьшей поддержкой субъектов малого предпринимательства
Регион Отношение госдолга
субъекта РФ на 01.01.2016
к
налоговым
и
неналоговым доходам
бюджета в 2015 году, %
Вологодская область Калининградская
97% 75,6%
область
Республика Адыгея Республика Дагестан Республика Игнушетия Кабартино-Балкарская
45,4% 78,4% 113,3% 66,9%
Республика
Нижегородская
73,5%
область
Алтайский край Красноярский орган Амурская область
5,9%
59,1%
95,4%
В целом, подобный рейтинг позволяет использовать преимущества и недостатки тех или иных регионов при выборе региона для реализации проектов, регистрации в качестве компании или индивидуального предпринимателя.
Ориентация на регионы с наибольшей инвестиционной
При выборе регионов для ведения малого и среднего бизнеса очень важно учитывать не только уровень налоговой нагрузки, но и инвестиционную привлекательность, а также обновление основных фондов. В задачи субъектов малого предпринимательства входит поиск наиболее перспективных рынков сбыта продукции, товаров и услуг, инвестиций и средств для развития бизнеса.
Наличие подобного рейтинга позволяет, по мысли автора: - выбрать наиболее инвестиционно привлекательный регион;
привлекательностью
- провести анализ аналогичных предприятий с учетом оборота, численности персонала;
- провести анализ инвестиций в основной капитал.
Одновременно рейтинг позволяет оценить конкуренцию
среди малых предприятий, дает представление о среднем обороте и численности, что позволяет использовать данные в расчете бизнес-планов, планировании открытия новых видов деятельности.
В настоящее время в Российской Федерации подобный рейтинг отсутствует, что не позволяет предпринимателям и субъектам малого предпринимательства выбрать наиболее оптимальный регион Российской Федерации для реализации проектов. Для любого предпринимателя или компании важным аспектом при ведении или начале предпринимательской деятельности является получение максимальной прибыли, в этой связи, рейтинг регионов позволяет определить регион с наибольшей инвестиционной привлекательностью малого бизнеса, наиболее успешным развитием малых предприятий.
s g 1 S J f i 1 3 0 1 S s s S 3 I 1 i 3 :: S 3 . Г 1 S 3, 3 ■ f ï 1 : L r 1 i ! i
s i S 1 « a a i S s a S g s ¡s 1 ill 111 м
g s « Й ¡- _ -j и в Й E и a g „ a s fi ä й j-. £ s g s г f [] il !
£ I s I г &i S a ï й в с 1 ё f i lis lili 3 1 8 С 3 5 pîliM ?
£¡ u Ъй ïï i £ ь to ¡ ¡ 5 й fi to 1 1 s i ! i 3 1 ji
S 0! î? s s 5 S S S1 s S y s S 3? í § * 11 ■ e
a в S 5 £ - в в s ft в g щ S ts l 1 It 1 ri i s h H I3 ï. 1 " i
In I 1 Ln u¡ to i 1 1 i E S s i I Xu Й h] rf ni i ï
n 1 1 i ¡ s S I Kl fi e bi to i 1 ь I i ы X« 1 ■vi J 3 i i H 1 11 1
fe s 1 S i S £ tn Й s 1 a s S в g I 'S ; i S IIWÍ «IM il я * -S-
S Ъ ■É S? S к í VJ s ü i л îtf (Г Ьь К щ Ь ë ■ к ï 9 и
s a 1 s 6 м 1 is s Ï И * К s a ... 1 э 1« S 1 s ' [11
es
¡. i 3 s* i 1 8, s Í ? i * '1 S ■g s î я 5 S I 1 I 5 с V i s. з t ï 1 s I. 1 i § S S. 5 1 § S 8. f S g. s 5 о ï S É S. 5 I 5 1 я S §■ з ï< 1 1 î } 5 ; :: 1; i s y i i s ï! ? 1 fi £ 1 ! ! î. * s i. 1 1 1 f i •i. î 1 £ 1 3 § в s
s s - • i i к s s I s g a s a & S s fi S l a i I a S a
й к S £ 2 ~ s s К о и & к ^ й E g ^ о OJ s с fi Й ш n к ш S » sï o. ~ a « » а
£ S s 1 s I к a к 8 S 3 fc S S ж S 2 ä S « Ö I S s
& , 1 S i ,
U ::: 3 § 1 1 i ■Ь, Ln v> i S 1 I 1 U i и U s Vu -§ "U ь! Oí ä
ы se ? s * * S Ä Ъ S s? К s i* S !* S # ж s s S s * * S ж 2 S ж
s s s к - - 3 V a К g s с s = S a - S s = = ï а
&
1 1 S £ s s i 1 g s 1 s ¡ a s s s £ S a i
S £ ba S S ' ; 6 ■S H я £ LÜ ! ■ 3 s к! s •ï I s \Ü S s и Ui
S 1 m S ! s 1 i s S 1 S ï s Ü s £ s s ¡ в g i
s s g s S я V с i.' S È £ 5 s £ S - fi à О
1 s; S К » Ь к s ы £ 's S b a 1 S s ï' к S 1 к S S £ î s S s 5 ft h •Л
a? * i а? !.. « \я s î Ж S aê 1 ¡2 * s ь ? * s u * s Y* s tt s « * * ín a? S
» * S s & В s s s к - a s Ö s £ Й - к a =¡ -
: f, г f î' Ï 1 s t. 1 1 f 8 : s. 3 S f s 8. 1 i в. 5 s. « f J I S. « с ? 1 i • s ■ . f ö. g f a. S í S i 3 s g i 3 Í t S3 s 1 1 * ï 3 fie К E l я ? g. с S 2 S f г y 1 i г Г s« S * 2 1 i. 1
£ S I S S - ц s g s - i s 1 I g « i a г S S Й £ s !
я „ S o. 1, s fi s й ~ ä s S К U. G £ ^ £ fi о о fi; a к с й a s S £ s к s £ « M Я to г s si
и Si 1 s г a г S s fi s £ S g S s к s 1 s 3 g £ s s
s s £ s s s к £ к s g g s s a s s а s i
3 г £ £ I s к. и. Я ы 1 ï ■íí Ln U £ £ я £ 1 LC S 1 1 fe ■i
¿P S О s? s 'j- s S S ч £ S ¡f S! S г 3 If ï S s s S tf? ifi о s 3? ¡fi с s
s - Я s s S S a г К s s в = = S « s а «= -
g I i ъ. S i S tn о . 3 bi i V» s fi 1 1л g Lu lu I I Lu i s i •к!
Ci B t й a S i s S s Й a S t
s S ■S 1л S к ы i ы 1 S S 5 u 1 с S ¡j t 1 b! g i S •С
h и: S fe ft и « te g is S £ s le te г te te te S S te s а S « te te
ae ■S i i? J' s * ä s # * г s * 1 ¡fi £ : i * S 5 3? jr 2 ¡fi S * *
S г S s a а н S « s s m S s - S s к 8 - s s » г "Г '
Так, в зависимости от оборота малых предприятий наиболее привлекательными регионами с точки зрения ведения бизнеса являются следующие:
1. Москва
2. Санкт-Петербург
3. Московская область
4. Краснодарский край
5. Свердловская область
6. Нижегородская область
7. Тюменская область
8. Республика Татарстан
9. Ростовская область
10. Новосибирская область.
Даже в условиях кризиса подобный рейтинг
оборота позволяет оценить перспективы ведения бизнеса в том или ином регионе, также получения прибыли вместо убытков.
В заключение необходимо отметить, что основные ориентиры для малого бизнеса кроются в использовании региональных льгот и преференций. Региональные преференции открывают новые возможности для субъектов малого
предпринимательства, таких как развитие франчайзинговой сети, получения доступа к инвестициям и налоговым льготам.
Список литературы:
1. http://vid1.rian.ru/ig/ratings/gosdolg_2016.pdf
2. Никитин А.Ю. Когда перспектива платить меньше налогов не радует // Главная книга. 2015. N 20. С. 24 - 31.
3. Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ (ред. от 10.05.2012) "Об утверждении
Концепции системы планирования выездных налоговых проверок" 4. Селеменева Е.Г. Порядок применения специальных налоговых режимов во втором полугодии 2015 года // Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании. 2015. N 5. С. 26 - 32.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Никитин А.Ю. Когда перспектива платить меньше налогов не радует // Главная книга. 2015. N 20. С. 24 - 31.
2 Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ (ред. от 10.05.2012) "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок"
3 Селеменева Е.Г. Порядок применения специальных налоговых режимов во втором полугодии 2015 года // Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании. 2015. N 5. С. 26 - 32.
' http://vid1.rian.ru/ig/ratings/gosdolg 2016.pdf
Автор, аннотация, ключевые слова
Шестакова Екатерина Владимировна - генеральный директор ООО "Актуальный менеджмент"кандидат юридических наук. shestakova. ekaterina@gmail. com
Вопрос развития малого предпринимательства является достаточно важным, поскольку именно малые предприятия составляют основу экономики в развитых странах. В условиях кризиса развитие предпринимательства затруднено. И развитию предпринимательства способствует, во-многом, региональная политика, в том числе в области налогообложения. Регионы различных стран реализуют самостоятельную налоговую политику в области налогообложения и реализуют комплексную политику в области налогообложения. В этой связи автор выявил виды налоговых льгот, систематизировал проблемы малого
бизнеса и разработал перспективные предложения в области применения льгот и преференций.
Льготы, ориентиры налогообложения, налог на имущество, земельный налог, малый бизнес, субъекты малого предпринимательства
Author, Abstract, Key words
Shestakova Ekaterina Vladimirovna is the CEO of LLC Aktualny management Candidate of Law Sciences.
The issue of small business is quite important, because the small business is the basis of the economy in developed countries. During the crisis the development of business is very difficult. And regional policy make influence to the development of entrepreneurship, including in the field of taxation. Regions of different countries implement an independent tax policy in the field of taxation and implement a comprehensive policy in the field of taxation. In this respect, the author has identified types of tax incentives, systematized the problems of small businesses and has developed long-term proposals for application of benifits and preferences.
Benefits, tax guidance, property tax, land tax, small business, small businesses