Научная статья на тему 'Особенности финансовой подсистемы и денежных потоков организаций потребительской кооперации'

Особенности финансовой подсистемы и денежных потоков организаций потребительской кооперации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
73
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ / ЦЕНТРОСОЮЗ РОССИИ / CENTROSOYUZ OF RUSSIA / ФИНАНСОВАЯ ПОДСИСТЕМА / FINANCIAL SYSTEM / ДЕНЕЖНЫЕ ПОТОКИ / CASH FLOWS / COOPERATIVE ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Костенко Ольга Владимировна, Васильева Анастасия Михайловна

The example of one of the regions of Russia shows that there is a long-term decline in Russian Centro Soyuz cooperative organizations. The level of investment is low catastrophically. The profitability is close to zero. Liquidity of balance is unsatisfactory. Cash flows are not sufficient for normal functioning. The solution should be sought in the sphere of strategic business management, improvement of financial strategy and financial policy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian Centro Soyuz co-operative organizations: peculiarities of financial system and monetary flows

The example of one of the regions of Russia shows that there is a long-term decline in Russian Centro Soyuz cooperative organizations. The level of investment is low catastrophically. The profitability is close to zero. Liquidity of balance is unsatisfactory. Cash flows are not sufficient for normal functioning. The solution should be sought in the sphere of strategic business management, improvement of financial strategy and financial policy.

Текст научной работы на тему «Особенности финансовой подсистемы и денежных потоков организаций потребительской кооперации»

ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА И ФИНАНСОВ № 27 2017

УДК 336.64

Ш1: 10.17223/22229388/27/5

О.В. Костенко, А.М. Васильева

ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВОЙ ПОДСИСТЕМЫ И ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

На примере одного из регионов России показано, что в организациях потребительской кооперации происходит долгосрочный спад. Катастрофически низок уровень инвестиций, близка к нулю рентабельность, неудовлетворительна ликвидность баланса, денежные потоки недостаточны для нормального функционирования. Решение следует искать в сфере стратегического управления бизнесом, совершенствовании финансовой стратегии и финансовой политики.

Ключевые слова: потребительская кооперация, Центросоюз России, финансовая подсистема, денежные потоки.

Актуальность исследования. Потребительская кооперация системы Центросоюза выполняет в российском обществе как экономические, так социальные задачи. По юридической форме в ее состав входят некоммерческие организации, каковыми являются потребительские общества и их союзы. Фактически потребительская кооперация занимается предпринимательской деятельностью (такое право предоставлено законодательством). Вместе с тем роль потребительской кооперации не сводится только к коммерческой деятельности. В свете экономической политики Правительства Российской Федерации в сфере продовольственного обеспечения страны система потребительской могла бы более результативно решать эти задачи.

Однако экономико-статистический анализ организаций потребительской кооперации показывает, что в система Центросоюза находится в состоянии длительного спада, происходит снижение ее доли на российских отраслевых рынках (почти по всем видам деятельности доля по состоянию на 2015 г. не превышает 1%). Из-за сокращения оборотов

потребительским организациям не удается в необходимых даже для простого воспроизводства объемах обновлять основной капитал и увеличивать оборотный капитал. Результатом является отставание от конкурентов по многим позициям: в технологиях, обновлении ассортимента, маркетинге и т.д.

Цели исследования - оценить состояние и особенности финансовой подсистемы и денежных потоков организаций системы потребительской кооперации в целях последующей разработки мер по выходу из затяжного спада, в том числе в направлении совершенствования финансовой стратегии организаций потребительской кооперации.

Материал и методы. Теоретической и методологической основой исследования послужили общенаучные подходы (системный подход, диалектический, абстрактно-логический методы), экономико-статистические методы. В качестве источников эмпирической базы использовались данные Федеральной службы государственной статистики, отчетные данные Центросоюза Российской Федерации, Кировского облпотребсоюза, Фаленского райпотребсоюза Кировской области.

Результаты и их обсуждение. Как и любая отрасль, потребительская кооперация имеет значимые особенности финансовой подсистемы, и в том числе денежных потоков. Для анализа нами были использованы данные бухгалтерской и сводной отчетности Кировского облпотребсоюза, в состав которого входят 37 потребительских организаций.

По объемам оборота (выручки) Кировский обл-потребсоюз демонстрирует лучшую динамику, чем система Центросоюза РФ в среднем (табл. 1). Так, общий оборот в 2011-2015 гг. по Кировскому обл-потребсоюзу вырос на 6,9%; по системе Центросоюза выручка, напротив, упала на 10,9%.

Вместе с тем, если сравнивать показатели оборота с накопленным за этот период индексом потребительских цен [1], который по расчету составляет 142,8% (табл. 2), то налицо сокращение оборота в физических объемах по совокупности организаций Кировского облпотребсоюза.

Таблица 1

сого облпотребсоюза

Показатели 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2015 г. в % к 2011 г.

Общий оборот (выручка), млн руб. 9 754,9 10 172,1 10 656,4 10 664,4 10 424,6 106,9

в том числе розничный товарооборот, млн руб. 7 247,7 7 645,0 7 875,0 7 844,1 7 481,5 103,2

Доля розничного товарооборота в выручке Кировоблпотребсоюза, % 74,3 75,2 73,9 73,6 71,8 х

Розничный товарооборот Кировской области, млрд руб. 116,6 131,3 149,2 165,1 174,9 150,0

Доля Кировского облпотребсоюза в розничном товарообороте Кировской области, % 6,2 5,8 5,3 4,8 4,3 х

Общий оборот (выручка) Центросоюза, млрд руб. 239,4 246,4 258,7 242,3 238,1 96,8

Доля Кировского облпотребсоюза в общем обороте Центросоюза, % 4,1 4,1 4,1 4,4 4,4 х

Таблица 2

Расчет накопленного индекса потребительских цен

Показатели 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Индекс потребительских цен 106,1 106,6 106,5 111,4 112,9

Накопленный индекс потребительских цен по отношению к 2011 г. 100,0 106,6 113,5 126,5 142,8

Доля Кировского облпотребсоюза в общем объеме розничной торговли по Кировской области составляет 4-6%, тогда как в среднем по системе Центросоюза доля не превышает 1%. О лучших результатах работы свидетельствует и доля в общей выручке по Центросоюзу в размере 4% с тенденцией к повышению. Всего в России действуют более 70 областных, краевых и республиканских потребительских союзов.

Далее мы попытались оценить состояние, тенденции развития и дать оценку стадии развития (этапа жизненного цикла организации) в разрезе потребительских обществ Кировского облпотреб-союза. Анализ динамики по показателю общего оборота (выручки) позволил выделить три группы организаций потребительской кооперации. Разделение на группы проводилось по темпу роста выручки за период 2011-2015 гг. по двум критериям. Первый критерий - положительные или отрицательные темпы прироста. Второй критерий - темпы роста выручки выше 142,8% (совокупный индекс роста потребительских цен за этот период).

В результате потребительские организации Кировского облпотребсоюза разделились на три неравноценные по размерам группы:

- в первую группу с темпом роста выше 142,8% вошли шесть потребительских обществ с разными размерами выручки - от 7,5 до 413,3 млн руб. в год. В эту группу вошли, например, филиал Кировского облпотребсоюза «Универсальная база - Кооппром», Котельничское райпо, Омутнинское райпо;

- вторая группа с темпами роста выручки от 100 до 142,8% оказалась самой многочисленной (20 организаций). Среди потребительских обществ с большими оборотами можно назвать Яранское райпо, Афанасьевское райпо, Нолинское райпо, Кирово-Чепецкий районный союз потребительских обществ;

- в третьей группе с отрицательными темпами роста оказалось 11 организаций, среди них такие крупные потребительские общества, как Вятско-Полянское райпо, Советское и Зеувское райпо. Самые большие темпы падения оборота показало Опаринское райпо (34%).

Полученные результаты свидетельствуют, что только около 15% организаций потребительской

Структура инвестиций в основной

кооперации действительно добивается роста (без влияния инфляционной составляющей в ценах). Подавляющее большинство организаций не может сдержать сокращения объемов производства и фактически находится в состоянии спада. Еще более скромные данные мы получили в результате анализа динамики оборотов розничной торговли.

Как это характеризует особенности финансовой подсистемы и денежных потоков потребительской кооперации? Очевидно, что большинству организаций не удается реализовывать хотя бы стратегию ограниченного роста (сохранение существующего бизнеса, рост на уровне выше темпов инфляции). Общеизвестно, что с точки зрения всех аспектов, в том числе и финансовых, эта стратегия является самой массовой и самой простой в реализации.

Большинство организаций потребительской кооперации находится в состоянии спада, в том числе по объемам деятельности в физических показателях. Стратегия сокращения, как известно, имеет несколько разновидностей [2] - стратегия ликвидации, стратегия «отсечения лишнего», стратегия сокращения расходов и стратегия «сбора урожая». У нас нет точных данных о характере сокращения в каждой организации. Можно предположить, что чаще всего имеет место стратегия сокращения расходов, когда организация в силу необходимости отказывается, например, от очередной замены оборудования, сокращает товарный ассортимент, увольняет часть персонала и т.д. Основной смысл данной стратегии - пережить трудные времена. Однако результатом таких вынужденных мер обычно бывает дальнейшая потеря позиций на рынке (что и происходит в системе потребительской кооперации).

Это подтверждается данными об инвестициях. Недостаточными их считают А.В. Брилон, С.В. Чердаков [3], Л.И. Ильина [4] и ряд других исследователей. В.Г. Егоров [5] подчеркивает, что отсутствие источников финансирования инвестиций тормозит формирование конкурентных преимуществ организаций потребительской кооперации.

Данные официальной статистики подтверждают низкий уровень инвестирования в развитие бизнеса в системе потребительской кооперации (табл. 3).

Таблица 3

ал по формам собственности [6], %

Показатели 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.

Инвестиции в основной капитал, всего 100 100 100 100 100

в т.ч. по формам собственности инвесторов (заказчиков):

российская 85,2 86,2 87,8 84,5 88,8

государственная 19,3 17,2 16,9 16,8 15,4

муниципальная 3,6 3,2 3,1 3,2 3,1

частная 55,2 57,0 54,2 50,7 59,9

общественных и религиозных организаций (объединений) 0,1 0,04 0,03 0,04 0,03

потребительской кооперации 0,03 0,03 0,02 0,02 0,02

смешанная российская 7,0 7,5 11,9 12,1 8,6

государственных корпораций 1,2 1,6 1,7 1,7

иностранная 6,8 5,9 6,0 9,1 5,7

совместная российская и иностранная 8,0 7,9 6,2 6,4 5,6

К сожалению, для оценки финансового состояния организаций потребительской кооперации мы располагали лишь отдельными разрозненными данными. Но даже по ним удалось составить определенное заключение о низком уровне финансовых результатов, платежеспособности и ликвидности организаций потребительской кооперации.

Среди негативных тенденций в финансовой системе организаций потребкооперации Л.И. Ильина [4] перечисляет снижение темпов роста прибыли и рен-

Рентабельность продаж в системе п

табельности, усиление диспропорций в соотношении собственных и заемных средств, сокращение возможности привлечения внешнего финансирования, высокую долю убыточных организаций (14%). Отчетные данные Центросоюза свидетельствуют о низком уровне рентабельности как в целом по потребительской кооперации, так и в разрезе видов деятельности (табл. 4). Рентабельность на уровне 1-3% на длительном промежутке времени не может быть признана достаточной ни при каких обстоятельствах.

Таблица 4

ггельской кооперации Центросоюза РФ

Показатели 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Общий оборот потребительской кооперации Центросоюза РФ, млрд руб. 239,2 245,9 251,5 235,0 224,4

Прибыль от всех отраслей, млрд руб. 4,5 2,0 3,5 2,8 3,8

Рентабельность продаж, % 1,88 0,81 1,39 1,19 1,69

в том числе по видам деятельности:

розничная торговля, % н/д н/д 0,39 0,16 0,16

общественное питание, % н/д н/д 1,90 1,52 1,51

промышленность, % н/д н/д 2,88 2,44 3,06

25,00

20,00 15,00 10,00 5,00 0,00 -5,00

Рис. 1. Ранжированный ряд 34 организаций Кировского облпотребсоюза по показателю рентабельности продаж

(прибыль до налогообложения)

2011 г. '2012 г.

2013 г.

2014 г.

Проведенный нами анализ рентабельности продаж в разрезе потребительских обществ и союзов в составе Кировского облпотребсоюза подтверждает ее массовый низкий уровень. По данным 34 организаций нами был составлен ранжированный ряд по возрастанию показателя рентабельности продаж за 2014 г. Результаты представлены на рис. 1.

Подавляющее большинство потребительских обществ и потребительских союзов в системе Кировоблпотребсоюза балансируют в «коридоре» рентабельности (убыточности) от -5 до 5%. При таком уровне рентабельности (особенно до налогообложения) не приходится говорить не только о расширении деятельности, но даже о сохранении оборотов на уровне предшествующего периода. Практически вся небольшая прибыль неизбежно будет направлена на незначительное увеличение оборотных средств вследствие инфляционного роста закупочных цен. По видам деятельности рентабельность продаж представлена в табл. 5.

Средняя рентабельность по совокупности всех организаций не дотягивает до 2% (сравнение с такими показателями, как размер инфляции, ключевая ставка Банка России показывает, что идет процесс обесценения капитала). Более других рентабельны заготовки (10-12%) и промышленность (4-7%).

Таблица 5

Рентабельность продаж по видам деятельности в среднем по организациям Кировского облпотребсоюза, %

Показатели 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.

Розничная торговля 0,44 0,47 -0,29 -0,59

Общественное питание 0,32 1,93 1,5 0,2

Заготовки 9,77 10,99 10,4 12,5

Промышленность 6,62 5,93 3,8 4,3

в том числе хлебопечение 7,28 6,68 1,8 4,0

В среднем по обороту 1,52 1,71 0,8 0,8

Не имея прямых данных о движении денежных потоков в потребкооперации, косвенно на основании низких показателей рентабельности можно говорить о явной недостаточности чистых денеж-

ных потоков (или угрозе кассовых разрывов в платежном календаре).

Данные о колебаниях рентабельности по видам деятельности в целом демонстрируют аналогичные тенденции. Разница лишь в том, что «разбег» рентабельности по некоторым видам деятельности более широкий. Так, рентабельность промышлен-

ности колеблется в диапазоне от -15 до 20%, рентабельность закупок от -50 до 180%.

Управление денежными потоками напрямую связано с ликвидностью организации. Данные о ликвидности организаций Кировского облпотреб-союза представлены на рис. 2.

3

р

Si 2 ^

12,00 10,00 8 6,00 4,00 2,00

0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0,00 0,20 0,40 0,60 0,80 1,00 1,20 1,40 1,60 1,80

Коэффициент абсолютной ликвидности

Рисунок 2 - Карта 37-ми организаций Кировского облпотребсоюза по коэффициентам ликвидности, по состоянию на 01.01.2015

2,00

Данные показывают, что большая часть организаций не удовлетворяют пороговым значениям коэффициента абсолютной ликвидности (0,2) и коэффициента текущей ликвидности (2,0). Ликвидны лишь 8 организаций из 37-ми (22% выборки). Остальные организации несут высокий риск кассовых разрывов.

По-видимому, характеристики денежных потоков и управление денежными потоками не обеспечивают выполнение норм ликвидности организации. Даже усредненные показатели ликвидности (такие рассчитывает Кировский облпотребсоюз) не дотягивают до пороговых значений (табл. 6).

Данные по обеспеченности собственными оборотными средствами также указывают на проблемы

в финансовом состоянии организаций потребкооперации (рис. 3). Только 8 организаций из 37 (верхний правый угол карты) переходят порог 50% по показателям обеспеченности собственными оборотными средствами. Остальные находятся в неудовлетворительном положении, имея недостаточный объем собственных оборотных средств или не имея таковых.

В качестве примера движения денежных потоков приведем данные по Фаленскому районному союзу потребительских обществ Кировской области (табл. 7). Организация в 2015 г. провела реорганизацию и передала своим потребительским обществам несколько магазинов с целью сосредоточиться в большей степени на управленческих функциях.

Таблица 6

Показатели ликвидности по совокупности организаций Кировского облпотребсоюза, на конец года

Показатели Норматив 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.

Коэффициент абсолютной ликвидности 0,2 0,16 0,17 0,13 0,15

Коэффициент быстрой ликвидности 1,0 0,39 0,38 0,35 0,38

Коэффициент текущей ликвидности 2,0 1,30 1,26 1,27 1,23

Ф га

I у Ш

i S

m -û н H x

о H (O Ю Q.„

о о

о ю m

п- о н

К о

^ СЕ

О Si

CL С

о

250,00 200,00

150,00 100,00

50,00

-100,00

-50,1

m—+f

bp

0,00

ШФ

50,00

-100,00

-150,00

50,00

100,00

Доля собственных оборотных средств в запасах, %

Рис. 3. Карта 37 организаций Кировского облпотребсоюза по обеспеченности собственными оборотными средствами,

по состоянию на 01 января 2015 г.

Таблица 7

Анализ денежных потоков Фаленского РСПО, тыс. руб.

Показатели 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2016 г. в % к 2013 г.

Денежные средства на начало года 1 418 244 266 14 1,0

Текущая деятельность

Поступления, всего 108 006 77 730 48 369 31 254 28,9

от продажи продукции, товаров, работ и услуг 104 457 72 687 46 636 29 388 28,1

прочие поступления 3 549 5 043 1 733 1 866 52,6

Платежи, всего 109 099 78 192 46 664 30 659 28,1

поставщикам (подрядчикам) за сырье, материалы, работы и услуги 93 889 63 321 38 071 22 074 23,5

в связи с оплатой труда работников 9 230 9 899 5 277 5 515 59,8

процентов по долговым обязательствам 373 145 - 464 124,4

налога на прибыль организаций 2 956 2 564 - 419 14,2

прочие платежи 2 651 2 263 3 316 2 187 82,5

Чистый денежный поток -1 093 -462 1 705 595 -

Инвестиционная деятельность

Поступления, всего 1 520 253 2 105 112 7,4

продажа внеоборотных активов 1 520 253 2 105 112 7,4

Платежи, всего 2 067 102 737 468 22,6

приобретение внеоборотных активов 2 067 102 737 468 22,6

Чистый денежный поток -547 151 1 368 -356 65,1

Финансовая деятельность

Поступления, всего 2 422 5 458 1 059 1 676 69,2

получение кредитов и займов 2 422 5 458 1 059 1 676 69,2

Платежи, всего 1 956 5 125 4 384 1 804 92,2

возврат кредитов и займов 1 956 5 125 4 384 1 804 92,2

Чистый денежный поток 466 333 -3 325 -128 -

Денежные средства на конец года 244 266 14 125 51,2

Потоки денежных средств Фаленского РСП достаточно просты. На 95% поступления обеспечивает текущая деятельность (исключая 2014 г., когда были взяты кредиты). Инвестиционная деятельность ограничивается продажей и приобретением основных средств, в среднем на 800-900 тыс. руб. в год. Финансовая деятельность связана лишь с получением и возвратом краткосрочных кредитов. При этом чистый денежный поток за четыре года оказался отрицательным (-1,3 млн руб.). Остаток денежных средств в размере 125 тыс. руб. на конец периода нельзя признать достаточным (это запас всего на 1,5 дня при среднедневном расходе за 2016 г.).

Выводы. В целом исследование особенностей финансовой системы и денежных потоков потребительской кооперации на примере организаций Кировского облпотребсоюза позволяет сделать следующие выводы:

- устойчиво снижаются поступления от основных видов деятельности, не компенсируя инфляционные потери. Такое сокращение носит долгосрочный характер и требует не только тактических, но и стратегических решений (как на уровне деловой, так и на уровне финансовой стратегии);

- вследствие этого происходит дальнейшее ухудшение финансового состояния организаций по ряду направлений: катастрофически низок уровень инвестиций в поддержание и развитие бизнеса; близок к нулю уровень рентабельности (1-3%), который, в свою очередь, приводит к сокращению финансовых ресурсов; неудовлетворительная ликвидность

баланса, недостаточные денежные потоки для нормального продолжения деятельности.

Решение данных проблем следует искать в сфере стратегического управления бизнесом, совершенствовании финансовой стратегии организаций потребительской кооперации. Одним из ключевых направлений финансовой политики должна стать перестройка системы управления денежными потоками.

Литература

1. Индекс потребительских цен // СПС «Консультант-Плюс». URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req= card&page=inf1 &md=285391.92894216#0 (дата обращения: 30.09.2017).

2. Костенко О.В. Стратегический менеджмент : курс лекций для студентов вузов по специальности 080507 «Менеджмент организации». Киров : Вятская ГСХА, 2012. 227 с.

3. Брилон А.В., Чердаков С.В. Проблемы инвестирования в организации и предприятия потребительской кооперации // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2011. № 3. С. 85-93.

4. Ильина Л.И. Методология финансового обеспечения развития системы потребительской кооперации // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2009. № 3. С. 56-70.

5. Егоров В.Г. Место и роль кооперации в рыночной экономике : дис. ... д-ра экон. наук. М., 2014.

6. Россия в цифрах - 2014 г. // Федеральная служба государственной статистики : официальный сайт. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_11/IssWWW.exe/Stg/d02/24-03.htm (дата обращения: 24.09.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.