ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОТХОДАМИ В РЕГИОНЕ
О.н. чувилова,
кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и кредит» Ставропольский государственный университет
Особенностью финансирования системы управления отходами является комплексный подход к решению указанной проблемы, к ее инновационной и инвестиционной сторонам. По мнению автора, в регионах остро необходима разработка программ финансирования систем управления отходами. Одним из приемлемых вариантов является экономическая модель решения проблемы, обеспечивающая увеличение объемов использования отходов в качестве вторичных материальных и энергетических ресурсов; уменьшение объемов размещения отходов на свалках, полигонах, хранилищах с 97 до 20%; значительное уменьшение выбросов и сбросов загрязняющих веществ.
Система управления отходами должна включать технологические, экономические, юридические и социальные аспекты управления отходами на региональном уровне, учитывать особенности управления отходами, связанные с масштабом территории, учитывать ее географическим положением, климатическими условиями, уровнем развития и специализацией производства товаров и работ, оказанием услуг, связанных с образованием и движением отходов.
В качестве основных принципов управления отходами производства и потребления можно выделить следующие:
• приоритет охраны окружающей среды, здоровья и жизни человека;
• научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества, обеспечение создания и внедрения малоотходных и безотходных производственных процессов, комплексная переработка
материально-сырьевых ресурсов на основе замкнутых технологических циклов, экологически безопасное размещение отходов в окружающей природной среде, реализация мероприятий по замене первичного сырья вторичным;
• необходимость экономии сырья и материалов за счет рационального их использования, предотвращение вредных последствий для окружающей среды в результате бесконтрольного накопления, использования и выброса отходов;
• более полное использование и вовлечение в производство вторичных материальных ресурсов, образующихся во всех сферах деятельности общества, путем разработки и реализации комплексных и целевых программ по их использованию. В рамках данных принципов комплекс мер по
финансированию программы должен включать прямые инвестиции и венчурные инвестиции с частичным привлечением иностранного капитала. Причем формироваться прямые и венчурные инвестиции могут по определенной схеме (рис. 1, 2).
Источники прямых инвестиций
X
Коммерческие
Экономические
Средства иностранных инвесторов
Бюджетное финансирование на безвозвратной основе
Собственные источники: прибыль, амортизация
Внебюджетные экологические фонды
Гуманитарные
Установление в соответствии с законодательств ом кредитных и налоговых льгот
Предоставление государственных дотаций и гарантий
Передача части риска в ходе реализации программы
Просветительские компании по проблемам размещения ТБО
Разработка крупномасштабны х проектов по утилизации ТБО
Долгосрочное государст ■ венное кредитование оборудования, транспорта, техники
Создание банка данных по управлению ТБО с обеспечением доступа
Рис. 1. Схема финансирования системы управления отходами путем привлечения прямых инвестиций
В краткосрочной перспективе (до 2009 г.), в соответствии с действующим инвестиционным законодательством приоритетным считается привлечение прямых инвестиций.
В среднесрочной (до 2014 г.), с учетом тенденций развития рынка инвестиций в России — сочетание прямых и венчурных инвестиций.
В долгосрочной перспективе (до 2019 г.) — привлечение разнообразных венчурных инвестиций.
Для данной структуры финансирования характерно выполнение следующих условий с целью привлечения потенциальных инвесторов:
1) долевое участие;
2) процентные ставки на уровне коммерческих кредитов;
3) процент получения прибыли;
4) участие в распределении собственности.
В долгосрочной перспективе направление финансовых потоков следует ориентировать на строительство мусороперерабатывающих заводов в соответствии с санитарно-экологическими требованиями.
Приведем оценку инвестиционной привлекательности системы утилизации и управления отходами на примере Ставропольского края. В настоящее время в Ставропольском крае сформировано инвестиционное законодательство в области управления отходами, включающее:
1. Закон СК «О государственной поддержке организаций, реализующих инвестиционные проекты с привлечением кредитов банков на территории Ставропольского края» от 12 февраля 2001 г. № 14-кз.
2. Закон СК «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Ставропольском крае» от 16.12.02 г. № 61-кз.
3. Закон СК «О привлечении иностранных инвестиций в экономику Ставропольского края» от 10.11.02 г. № 49-кз.
4. Постановление «Об утверждении государс-
твенной регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями на территории Ставропольского края». 5. Постановление СК «Об утверждении Порядка предоставления государственных гарантий Ставропольского края за счет средств бюджета Ставропольского края инвесторам, реализующим приоритетные инвестиционные проекты с привлечением банковских кредитов» от 25 июня 2003 г. № 113-п. Постановление СК «Об утверждении порядка субсидирования за счет средств бюджета Ставропольского края организаций, реализующих инвестиционные проекты с привлечением кредитов банков» от 28 мая 2001 г. № 99-п. Постановление СК «О координационном совете по развитию инвестиционной деятельности на территории Ставропольского края» от 20 апреля 2001 г. № 68-п.
Постановление Губернатора СК «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г. № 39-фз (в ред. от 02.01.2000).
Постановление Правительства СК «Об утверждении положения о предоставлении государственных гарантий под инвестиционные проекты социальной и народно-хозяйственной значимости» от 12 ноября 1999 г. № 1249. Решения, принятые городской Думой и краевой Думой «О правилах по обеспечению чистоты и порядка в городах края» от 25 апреля 2002 г. № 56 (заседание Ставропольской городской Думы № 10).
На федеральном уровне организация управления отходами регламентируется следующими нормативно-правовыми актами:
1. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 24.
2. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 51.
3. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г., 10 января, 30 июня 2003 г.)
4. Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (с изм. и доп. от 29 декабря 2000 г., 10 января 2003 г.).
9.
10.
5. Постановление Правительства РФ от 16 июня 2000 г. № 461 «О Правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30 апреля 2003 г. № 80 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03».
7. Приказ МПР РФ от 11 марта 2002 г. № 115 «Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».
8. Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов (утв. Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 г. № 13-7-2/469).
В последние годы в нашей стране принят ряд законов по налогообложению, стимулирующих вложение средств в природоохранные мероприятия. Так, в Законе РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (1996 г.) установлено, что при начислении налога на прибыль его сумма уменьшается на 30% от капитальных вложений в природоохранные объекты, на реализацию программ по охране природы и воспроизводству природных ресурсов, на внедрение экологически чистых и малоотходных технологий, выпуск экологически чистой продукции. В Законе РФ «О налоге на имущество предприятий» предусмотрено, что стоимость природоохранных объектов исключается от обложения налогом.
Кроме того, в соответствии с Налоговым кодексом РФ для субъектов правоотношений устанавливаются следующие льготы (стимулы) при обращении с отходами:
1) установление пониженного норматива налогообложения на доход (прибыль), получаемый от реализации продукции, изготовленной с использованием отходов;
2) установление привилегий, связанных с уплатой НДС;
3) в соответствии с п. 9 ст. 12 Закона РФ от 11.10.1991 № 1738-1 «О плате за землю» (с последующими дополнениями и изменениями), земли общего пользования населенных пунктов освобождаются от обложения земельным налогом, в том числе полигоны, предназначенные для захоронения отходов;
4) выделение региональных транспортных дотаций для перевозки сырья и полуфабрикатов, полученных из этих отходов;
5) применение льготы по налогу на имущество в соответствии со ст. 5 п. А Налогового кодекса РФ;
6) субъекты предпринимательской деятельности, специализирующиеся на заготовке вторичного сырья, имеют право на освобождение от оплаты налога на прирост средств в фонд потребления.
При расчете облагаемой налогом суммы дохода может быть предусмотрена ускоренная амортизация основных фондов при условии выполнения всех требований охраны окружающей среды. В этом случае от налогов освобождаются суммы дохода, равные разности между амортизационными отчислениями, принятыми в системе бухгалтерского учета, и нормативами вводимой налоговой амортизации.
Система стимулирования НИОКР в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов может предусматривать скидки с дохода для налогообложения (для предприятий хозрасчетных) в первый год в размере до 100%, включая текущие и капитальные затраты.
Регулирование системы налогообложения по экологическим критериям осуществляется на федеральном, краевом и областном уровнях в соответствии с компетенцией соответствующих органов управления. Потери бюджетных доходов за счет внедрения налоговых льгот могут компенсироваться за счет поступлений по дополнительному налогообложению продукции предприятий, выпускающих экологически опасную продукцию или применяющих экологически опасные технологии или оборудование.
В настоящее время совершенствование и разработка нормативно-правовых актов в области обращения с отходами проводится в следующих направлениях:
• приведение существующих нормативно-правовых актов края в соответствие с действующим законодательством РФ, регламентирующим обращение с отходами производства и потребления;
• издание нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок и правила обращения с отходами, в том числе определения способов, хранения, обезвреживания, размещения, переработки и утилизации на территории Ставропольского края;
• принятие нормативных документов, регламентирующих перечень отходов как источника вторичного сырья для отраслевых предприятий региона;
• внесение изменений и дополнений к правовому регулированию землепользования в части изъятия земель для захоронения отходов. Инвестиционная привлекательность системы управления отходами по Ставропольскому краю характеризуется их финансовой отдачей, которая составляет в среднем 2 — 3 руб. на один вложенный рубль в год. В связи с постоянным ростом цен на вторсырье и тарифы процент отдачи будет увеличиваться ежегодно.
Таким образом, несмотря на рискованность проектов строительства полигонов по утилизации твердо-бытовых отходов (ТБО), отходов лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), а также мусороперерабатывающих заводов, период окупаемости инвестиций небольшой, привлекательность системы управления отходами по сравнению с альтернативными вариантами вложения капитала налицо. В целом, основными критериями целесообразности вложения денег в указанную область можно считать следующие:
1) рентабельность инвестиций выше уровня инфляции;
2) рентабельность данного проекта с учетом фактора времени выше рентабельности альтернативных проектов;
3) рентабельность активов предприятия после осуществления проекта увеличится и в любом случае превысит среднюю расчетную ставку по заемным средствам;
4) рассматриваемый проект соответствует генеральной стратегической линии с точки зрения сроков окупаемости затрат, наличия финансовых источников покрытия издержек, обеспечения необходимых поступлений и т.д.
Финансовая отдача от инвестиций в строительство полигонов по утилизации ТБО характеризуется получением прибыли, в состав которой входят:
а) установление тарифа на утилизацию твердо-бытовых отходов;
б) установление специального тарифа на уничтожение ЛПУ, промышленных отходов и других видов отходов;
в) переработка и продажа вторсырья.
В общем объеме полученной прибыли продажа вторичного сырья может занимать до 60% при правильной ее выборке.
С учетом ориентировочных нормативов с учетом образования ТБО и расчетной численности населения по укрупненным районам общий годовой объем переработанного мусора — 1 295 200 т.
Ориентировочное количество коммерческих отходов — 30% от объема образования бытовых отходов, или около 320 000 т в год. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что на территории края образуется примерно 1 615 200 т бытовых отходов. Денежные потоки от продажи вторичного сырья представлены в табл. 1.
На начальном этапе реализации программы общий объем утилизации ТБО может составить 8 076 тыс. м3 . К 2019 г. (согласно принципу валовой увязки) — 3 219,28 м3. Таким образом, за весь период реализации программы средний объем утилизации может составить 5 647,64 тыс. м3.
С учетом среднего тарифа за утилизацию ТБО в Ставропольском крае 27 руб. за 1 м3 денежный поток может составить: 1 968 970 руб. + 27 х 5 647 640 м3 = 54 455 250 руб. в год без учета сбора за утилизацию и уничтожение отходов ЛПУ.
Таблица 1
Денежные потоки от продажи вторичного сырья
Наименование Объем*, Процент Стоимость за 1 Стоимость вторичного
тыс. т содержания, % кг, руб. сырья, тыс. руб.
Всего вторичного сырья, в том числе: 1 615,20 100 1 968,97
Бумага, картон 403,80 25 2,1 847,98
Отходы полимерных материалов 80,76 5 1,1 88,84
Текстиль 48,46 3 1,0 48,46
Стекло 48,46 3 1,1 53,30
Металл черный 32,30 2 18 581,40
Металл цветной 8,08 0,5 30 242,40
Резина 80,76 5 - -
Дерево 48,45 3 2,2 106,59
Кости 24,23 1,5 - -
Камни 32,30 2 - -
Кожа 16,15 1 - -
Пищевые и садовые отходы 726,84 45 - -
Мелкий мусор 64,61 4 - -
* Предусмотрен объем вторичного сырья на уровне 70% от общего объема ТБО
Таблица 2
Затраты на реализацию программы по Ставропольскому краю
Мероприятия Объем капитальных вложений, тыс. руб.
до 2009 г. до 2014 г. до 2019 г.
1. Программа по организации сбора и транспортировки ТБО 276 370 414 650 435 990
2. Программа по проектированию и строительству объектов для сбора, временного хранения, первичной переработки ВМР и центров по приему и реализации бывших в употреблении мебели и других предметов домашнего обихода 54 600 732 000 54 200 726 400 54 200 726 400
3. Программа по проектированию и строительству мусоросортировоч-ных и мусороперегрузочных станций ТБО 277 200 714 000 126 000
4. Программа по проектированию и строительству мусоросжигательных и мусороперерабатывающих заводов и установок 107 200 2 578 000 930 000
5. Программа по созданию геоинформационной системы и экологической информации и образования участников обращения с ТБО 29 500 23 200 14 000
6. Финансирование первоочередных мероприятий по организаций системы управления с отходами ЛПУ на территории СК 104 692 12 650,7 9 985,7
Итого капитальных вложений 1 581 562 4 253 100,7 2 296 575,7
Финансирование затрат по обезвреживанию и уничтожению отходов ЛПУ может производиться из средств местных бюджетов в соответствии с калькуляциями.
Капитальные затраты на реализацию программы по Ставропольскому краю представлены в табл. 2.
Степень финансового покрытия издержек составит в среднем 33,69%. С учетом переменных издержек (заработная плата работников, отчисления во внебюджетные фонды, выплата налогов, хоз. расходы и др.), связанных с организацией работы по предоставлению услуг утилизации ТБО, процент покрытия составит 25%.
В результате осуществления программы в 2019 г. очевиден рост качественных показателей в обеспечении благоприятной экологической обстановки и количественных показателей в области обезвреживания, утилизации отходов и ресурсосбережения. В частности, качественные показатели могут быть следующими:
1) реализация экологической Доктрины Российской Федерации в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Ставропольского края;
2) выполнение законов и нормативных актов Российской Федерации и Ставропольского края, регламентирующих порядок и правила обращения с отходами производства и потребления;
3) выполнение директив Евросоюза по ресурсо- и энергосбережению;
4) минимизация бюджетных затрат на устранение последствий загрязнения окружающей среды продуктами человеческой жизнедеятельности;
5) создание индустрии переработки отходов с максимальным использованием их полезной материальной и энергетической части;
6) обеспечение экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности в регионе;
7) Повышение уровня ответственности муниципальных образований за качество окружающей среды.
Количественные показатели (экология и ресурсосбережение):
1) увеличение объемов использования отходов в качестве вторичных материальных и энергетических ресурсов с 3 до 70%;
2) уменьшение объема размещения отходов на свалках, полигонах, хранилищах с 97 до 10%;
3) уменьшение до 10% от уровня 2004 г. вредных выбросов и сбросов экотоксикантов, образующихся в местах захоронения отходов, в окружающую среду.
Количественные показатели (экономика и социальная сфера):
1) привлечение инвестиций в экономику Ставропольского края;
2) бюджетная эффективность от создания мусо-роперерабатывающей отрасли в Ставропольском крае — не менее 200 млн руб. за период 2006 - 2019 гг.;
3) создание дополнительных рабочих мест.