Научная статья на тему 'Маркетинговый анализ региональной политики в области охраны окружающей среды'

Маркетинговый анализ региональной политики в области охраны окружающей среды Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
406
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ТВЕРДЫЕ БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ (ТБО) / СИСТЕМА ОБРАЩЕНИЯ С ТБО / REGIONAL POLITICS / PROTECTION OF ENVIRONMENT / SOLID WASTE / SYSTEM OF SOLID WASTE DISPOSAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Савельева И. П., Трофименко Е. Ю.

Отсутствие методики оценки системы обращения с отходами в регионах Российской Федерации не позволяет объективно оценить сложившуюся ситуацию в том или ином регионе, выявить существующие проблемы в региональном разрезе и, как следствие, предложить рациональные пути решения. С целью систематизации разрозненных статистических данных о региональных системах обращения с твердыми бытовыми отходами (ТБО), выявления их сильных и слабых сторон, авторами разработана методика оценки системы обращения с ТБО. Данная оценка базируется на сопоставлении показателей, характеризирующих уровень развития инфраструктуры обращения с ТБО и финансовых показателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Савельева И. П., Трофименко Е. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Marketing analysis of the regional politics in the sphere of environmental protection

The lack of methods to evaluate the process of garbage disposal in the regions of the Russian Federation precludes from making objective assessment of the situation, distinguish the key problems and offer their practical solutions. The authors developed a methodology of solid waste disposal evaluation, based on the comparison of data related to the garbage disposal infrastructure development and financial indices. This methodology aims at systematization of scattered statistical data on solid waste disposal in the regions.

Текст научной работы на тему «Маркетинговый анализ региональной политики в области охраны окружающей среды»

№

ЭКОНОМИКА И ЭКОЛОГИЯ

МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

И.П. Савельева,

заведующий кафедрой маркетинга и менеджмента института экономики торговли и технологий

Южно-Уральского государственного университета (НИУ), доктор экономических наук, профессор [email protected]

Е.Ю. Трофименко,

доцент кафедры маркетинга и менеджмента института экономики торговли и технологий

Южно-Уральского государственного университета (НИУ), кандидат экономических наук [email protected]

Отсутствие методики оценки системы обращения с отходами в регионах Российской Федерации не позволяет объективно оценить сложившуюся ситуацию в том или ином регионе, выявить существующие проблемы в региональном разрезе и, как следствие, предложить рациональные пути решения.

С целью систематизации разрозненных статистических данных о региональных системах обращения с твердыми бытовыми отходами (ТБО), выявления их сильных и слабых сторон, авторами разработана методика оценки системы обращения с ТБО. Данная оценка базируется на сопоставлении показателей, характеризирующих уровень развития инфраструктуры обращения с ТБО и финансовых показателей.

Ключевые слова: региональная политика, охрана окружающей среды, твердые бытовые отходы (ТБО), система обращения с ТБО

УДК 332.1:339.138 + 658.567.1/.5 ББК У9(2)30-45

Реализацию на территории Челябинской области государственной политики в области охраны окружающей среды, контроля и регулирования использования водных биологических ресурсов, объектов животного мира и среды их обитания, а также обеспечения радиационной и экологической безопасности осуществляет Министерство по радиационной и экологической безопасности.

Проблема обращения с отходами считается одной из самых серьезных не только на территории Российской Федерации, но и во всем мире. В Российской Федерации в условиях формирования «зеленой» экономики оптимальным решением в области обращения с отходами является применение накопленного положительного международного опыта.

Вместе с тем, при развитии российского законодательства этот опыт учитывается недостаточно полно. Так, в ЕС развитие обращения с отходами основывается на применении Дорожной карты эффективности использования ресурсов, основными целями которой являются: отказ от захоронения отходов на полигонах, повторное использование отходов, использование отходов в качестве вторичных ресурсов. В России в настоящее время отсутствует комплексный подход к решению проблем обращения с отходами производства и потребления.

В существующей системе обращения с отходами в нашей стране существует ряд проблем, требующих решения. Эти задачи невозможно решить без централизованного участия государственных органов, уполномоченных в области обращения с отходами. Ежегодно в России образуется порядка 35-40 млн тонн твердых бытовых отходов (ТБО). Практически весь указанный объем в дальнейшем размещается на полигонах ТБО, санкционированных и несанкционированных свалках. Но только 4-5% от объема образованных отходов вовлекается в дальнейшем в переработку. Столь низкий процент вовлечения ТБО в переработку связан, в первую очередь, с отсутствием необходимой инфраструктуры [1].

По имеющимся данным [2], в 45% субъектов Российской Федерации проектная мощность полигонов ниже установленных ежегодных норм накопления отходов. Фактически ситуация гораздо критичнее, поскольку в представленных данных по объемам образования ТБО учтены только отходы от населения и установленные нормы накопления часто занижены. При этом бытовые отходы образуются не только в результате жизнедеятельности населения, но и в результате деятельности крупных производств, предприятий среднего и малого бизнеса и нежилого фонда. Основной проблемой является низкое вовлечение ТБО в переработку. Целесообразно использование положительного опыта утилизации отходов в иностранных государствах. 3 1 0

Так, в США еще в 2009 году 66% отходов перерабатывалось и сжигалось, и только 34% размещалось на полигонах.

В странах ЕС система управления отходами предполагает наличие интегрированной системы различных аспектов [3]: социальных, экономических, нормативно-правовых, управленческих, технических. Кроме того, принципы устойчивого развития определяют основное направление управления отходами и создают основу иерархии методов обращения с отходами. Данные принципы составляют основу всех нормативных документов, связанных с обращением с отходами. Политика управления отходами в странах ЕС была сформирована более 30 лет назад с целью гармонизации сферы обращения с отходами и предотвращения неправильного развития технологий в рыночных условиях.

Следует отметить, что в Российской Федерации в сложившихся условиях отсутствия региональной (муниципальной) системы учета твердых бытовых отходов и их движения, генеральных схем очистки муниципалитетов, отсутствия контроля за сбором, транспортировкой и сдачей отходов на переработку, а также достоверности отчетности управляющих компаний и перевозчиков твердых бытовых отходов у источника образования, недостаточности и технологической отсталости инфраструктуры обращения с отходами, практически невозможно оценить уровень развития системы обращения с твердыми бытовыми отходами в регионах. При этом прослеживаются значительные региональные различия в уровнях развития инфраструктуры, объемах финансирования и элементах законодательной базы в сфере обращения с отходами. Не вызывает споров и факт значительного отставания всех регионов РФ от общемировых стандартов в индустрии обращения с ТБО [6].

Многие регионы России сталкиваются с целым рядом задач, возникающих при решении проблемы обращения с отходами различного происхождения. С одной стороны, объемы образующихся отходов постоянно возрастают, с другой — основная масса мусора и по сей день вывозится на плохо спроектированные и необустроенные полигоны и несанкционированные свалки, расположенные на экологически непригодных для этого территориях.

Причины сложившейся ситуации — в неэффективной координации деятельности по обращению с различными отходами и неумении или нежелании выбрать приоритеты при распределении весьма ограниченных финансовых ресурсов [4].

На данный момент Министерством по радиационной и экологической безопасности Челябинской области реализуется 3 областные целевые программы:

1) Развитие водохозяйственного комплекса Челябинской области в 2013-2015 гг.

ЭКОНОМИКА И ЭКОЛОГИЯ

2) Программа природоохранных мероприятий оздоровления экологической обстановки в Челябинской области на 2011-2015 гг.

3) Преодоление последствий радиационных аварий на производственном объединении «Маяк» и обеспечение радиационной безопасности на 2011-2015 гг.

Состояние окружающей среды Челябинской области определено её географическим положением, климатическими условиями, высоким уровнем развития экономики и значительной плотностью населения.

Как и многие регионы России, Челябинская область сталкиваются с целым рядом задач, возникающих при решении проблемы обращения с отходами различного происхождения. С одной стороны, объемы образующихся отходов постоянно возрастают, с другой — основная масса мусора и по сей день вывозится на плохо спроектированные и необустроенные полигоны и несанкционированные свалки, расположенные на экологически непригодных для этого территориях.

Мы согласны с мнением специалистов[4], что причинами сложившейся ситуации являются неэффективная координация деятельности по обращению с различными отходами и неумение (или нежелание) выбрать приоритеты при распределении весьма ограниченных финансовых ресурсов.

Главной проблемой обеспечения экологически безопасного обращения с ТБО на территории Челябинской области остается недостаточное количество объектов размещения ТБО, отвечающих экологическим и санитарным требованиям.

Обеспеченность ТБО объектами размещения, соответствующими санитарно-эпидемиологическим требованиям, по состоянию на 1 января 2013 года составила 22,61%, из них на полигонах размещаются ТБО от деятельности 8,13% населения Челябинской области и еще от деятельности 14,48% населения — на свалках, отвечающих санитарно-эпидемиологическим требованиям. Объем образования ТБО составил в2013 году 1,46 млн тонн.

Суммарное количество действующих мест размещения ТБО (санкционированных и несанкционированных) уменьшилось примерно на 14% относительно 2007 г. и по состоянию на 2012 г. составило 574, в том числе санкционированных — 421, из них: 3 — свалки, имеющие санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии санитарным правилам (в Троицком и Магнитогорском городских округах и в Пластовском городском поселении), 7 — полигоны (Снежинский, Озерский, Локомотивный, Трехгорный, Южноуральский, Карабашский городские округа, первая очередь полигона города Сатки).

Отсутствуют полигоны ТБО в наиболее крупных городах: Магнитогорске, Челябинске, Миассе, Златоусте. Городская свалка Челябинского городского округа, расположенная непосредственно на территории города, вопреки положениям природоохранного законодательства еще в прошлом веке признана подлежащей безусловному закрытию.

Несанкционированные и санкционированные свалки, располагающиеся на территории Челябинской области, не отвечают требованиям, предъявляемым к сооружениям по захоронению отходов. На свалках отсутствуют защитные экраны, препятствующие проникновению фильтрата в грунтовые воды и почву. Фильтрат является токсичным загрязняющим веществом, содержащим тяжелые металлы, образуемые в результате воздействия процессов разложения и природных осадков, а также болезнетворную микрофлору. Токсичный фильтрат при попадании в грунтовые воды и почву приводит к уничтожению растительности, окружающей свалку и загрязнению подземных и поверхностных вод. Отсутствие на свалках системы утилизации и сбора свалочного газа, образующегося на территории свалки (метан и углекислый газ), приводит к его попаданию в окружающую среду. Систематические возгорания твердых бытовых отходов на свалках, причиной которых является именно свалочный газ, приводят к загрязнению атмосферы продуктами горения, содержащими канцерогенные вещества.

В результате свалки представляют серьезную угрозу экологической безопасности населения и окружающей среде.

К причинам возникновения свалок на территории Челябинской области, кроме отсутствия необходимого количества полигонов ТБО, также относится: нехватка организованных мест для централизованного сбора ТБО и коммунальной техники (бунке-

ровозов, мусоровозов), недостаточный охват существующего ТБО механизированным вывозом, бесконтрольный и бессистемный вывоз ТБО организациями и населением в не предназначенные для данных целей места, низкая доля перерабатываемых ТБО (ввиду недостаточного количества мусороперерабатывающих предприятий), низкая экологическая и санитарная культура населения.

Проблема захламления земель свалками твердых бытовых отходов обостряется непрерывным ростом объемов образования ТБО, недостаточными объемами переработки ТБО и, как следствие, быстрым переполнением свалок и бесконтрольным расползанием их на прилегающие территории.

Основной причиной, препятствующей появлению новых мусороперерабатывающих предприятий на территории Челябинской области, является отсутствие необходимого количества полигонов ТБО. Наличие законных мест захоронения не утилизируемых остатков ТБО («хвостов» переработки) является обязательным требованием при проектировании мусороперерабатывающих предприятий. В качестве таких мест могут выступать только полигоны ТБО. Отсутствие полигонов ТБО не позволяет производить проектирование и бизнес-планирование мусороперерабатывающих производств.

Вместе с тем, без гарантий бюджетного финансирования деятельность по утилизации и переработке всех образуемых ТБО не привлекательна для инвесторов. Затраты на переработку отходов значительно выше затрат на производство продукции из первичного сырья в исходной технологии. Задача организации раздельного сбора отходов в больших объемах пока не имеет решения. Объемы переработки отдельных компонентов ТБО невелики и обеспечиваются за счет сбора и извлечения из мусора отдельных видов использованной продукции. Эффективные меры поддержки мусоропереработки законодательством Российской Федерации не установлены[5].

Проведенный маркетинговый анализ в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами в Челябинской области позволил выявить следующие проблемы в этой сфере:

— постоянный рост количества образуемых ТБО (5% в год);

— низкая доля санкционированных мест размещения ТБО в общем количестве мест размещения ТБО (73%);

— отсутствие развернутой системы селективного сбора мусора;

— низкая доля перерабатываемых ТБО (2%);

— низкая доля ТБО подвергшихся сортировке (24%);

— отсутствие регионального кадастра отходов;

— низкая доля частных инвестиций в общем объеме финансирования (10,6%);

— низкие темпы прироста частных инвестиций в развитие системы обращения с отходами (7,45%);

— отсутствие самостоятельной целевой программы по развитию системы обращения с отходами (существующая программа природоохранных мероприятий предусматривает только предоставление субсидий местным бюджетам на проектирование и строительство полигонов ТБО).

Данная проблема требует комплексного решения с привлечением весомых финансовых вложений и четко проработанной государственной целевой программы, содействующей формированию отходоперерабатывающей отрасли. По инициативе Правительства Челябинской области рекультивация городской свалки включена в проект федеральной целевой программы «Ликвидация накопленного экологического ущерба на 2014-2025 годы». За последние 3 года из областного бюджета на проектирование и строительство полигонов выделено около 70 млн рублей (Челябинску, Миассу, Магнитогорску, Ня-зепетровскому, Саткинскому и др.), однако финансирования не хватает для достижения всех поставленных целей.

Таким образом, сложившаяся в силу воздействия различных факторов, неблагоприятная экологическая обстановка Челябинской области требует пристального внимания как со стороны государственных органов, так и со стороны представителей бизнеса и общественности. Только комплексный, инновационный подход со стороны органов государственной власти позволит решить наиболее острые экологические проблемы региона.

Отсутствие методики оценки системы обращения с отходами в регионах Российской Федерации не позволяет объектив-

31 1

ЭКОНОМИКА И ЭКОЛОГИЯ

но оценить сложившуюся ситуацию в том или ином регионе, выявить существующие проблемы в региональном разрезе и, как следствие, предложить рациональные пути решения.

С целью систематизации разрозненных статистических данных о региональных системах обращения с ТБО, выявления их сильных и слабых сторон, авторами разработана методика оценки системы обращения с ТБО. Данная оценка базируется на сопоставлении показателей, характеризирующих уровень развития инфраструктуры обращения с ТБО (техническая составляющая) и финансовых показателей (финансовая составляющая).

Оценка технической (табл. 1) и финансовой составляющих (табл. 2) системы обращения с ТБО включают в себя следующие этапы:

1) отбор показателей;

2) определение значимости показателей на основе метода парных сравнений и балльно-рейтингового метода;

3) сбор и обработка статистических данных;

4) выбор критериев оценки (с использованием пяти бальной шкалы);

5) расчет индивидуальных показателей и интегрального показателя.

Таблица 1

Результаты оценки технической составляющей системы обращения с ТБО в Челябинской области

Показатель Значение показа- теля Оцен- ка Значение интегрального показателя

Доля населения образованные ТБО от которого размещаются на полигонах, % 9,2 2

Доля мест размещения ТБО отвечающих санитарным нормам в общем количестве мест их размещения, % 73,3 2

Доля ликвидированных несанкционированных свалок, % 70 4 2,16 — «ниже среднего»

Доля использованных ТБО, % 2 2

Доля обезвреженных ТБО, % 0 1

Доля образованных ТБО, подвергшихся сортировке, % 24 3

Наличие регионального кадастра отходов Отсутствие 2

Наличие системы селективного сбора ТБО Экспери- ментальное внедрение 3

Таблица 2

Результаты оценки финансовой составляющей системы обращения с ТБО в Челябинской области

Показатель Значение показа- теля Оцен- ка Значение интегрального показателя

Доля бюджетного финансирования системы обращения с отходами в общем объеме бюджетного финансирования природоохранных мероприятий, % 47 (37,36 млн руб. из 77,45 млн руб.) 4 3,51 — «выше среднего»

Доля освоенных бюджетных средств, выделенных на развитие системы обращения с отходами, % 98 5

Темпы прироста частных инвестиций в развитие системы обращения с отходами, % 7,45 (3,564 млн руб. в 2012 г. и 3,964 млн руб. в 2013 г.) 2

Результаты оценки технической составляющей системы обращения с ТБО в Челябинской области показали, что большинство индивидуальных показателей имеют достаточно низкие значения. При этом интегральный показатель составил 2,16, что соответствует качественной оценке — «ниже среднего».

Значительно лучше обстоит дело с финансовой составляющей системы обращения с ТБО: интегральный показатель составил 3,51, что соответствует качественной оценке — «выше среднего».

Таблица 3

Рейтинг субъектов по интегральному показателю технической составляющей системы обращения с отходами

Место в рейтинге Субъект РФ Значение интегрального показателя Качественная оценка

1 Нижегородская область 4,05 Выше среднего

2 Ставропольский край 3,79 Выше среднего

3 Тюменская область 3,62 Выше среднего

4 Красноярский край 3,57 Выше среднего

5 Республика Башкортостан 3,53 Выше среднего

6 Волгоградская область 3,26 Среднее значение

7 Самарская область 3,12 Среднее значение

8 Республика Татарстан 2,84 Среднее значение

9 Кемеровская область 2,82 Среднее значение

10 Ростовская область 2,51 Ниже среднего

11 Свердловская область 2,50 Ниже среднего

12 Пермский край 2,44 Ниже среднего

13 Челябинская область 2,16 Ниже среднего

14 Новосибирская область 1,99 Ниже среднего

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15 Республика Дагестан 1,80 Плохо

16 Саратовская область 1,66 Плохо

Таблица 4

Рейтинг субъектов по интегральному показателю финансовой составляющей системы обращения с отходами

Место в рейтинге Субъект РФ Значение интегрального показателя Качественная оценка

1 Нижегородская область 5 хорошо

2 Тюменская область 4,59 хорошо

3 Республика Башкортостан 4,33 хорошо

4 Самарская область 4 Выше среднего

5 Ставропольский край 4 Выше среднего

6 Республика Татарстан 3,92 Выше среднего

7 Волгоградская область 3,74 Выше среднего

8 Ростовская область 3,66 Выше среднего

9 Челябинская область 3,51 Выше среднего

10 Свердловская область 3,4 Среднее значение

11 Красноярский край 3,18 Среднее значение

12 Саратовская область 2,99 Среднее значение

13 Пермский край 2,92 Среднее значение

14 Новосибирская область 2,85 Среднее значение

15 Кемеровская область 2,82 Среднее значение

16 Республика Дагестан 1,99 Ниже среднего

Использование данной методики оценки системы обращения с ТБО в разрезе отдельных регионов РФ позволит выявить проблемы в данном секторе и составить рейтинг регионов по отдельным показателям. Апробация методики была проведена

3 1 2

ЭКОНОМИКА И ЭКОЛОГИЯ

на 16 субъектах РФ, сопоставимых по численности с Челябинской областью. Данный критерий отбора был выбран исходя из положения о том, что основным источником образования ТБО является население регионов. Рейтинг субъектов по интегральному показателю технической составляющей системы обращения с отходами представлен в таблице 3, по интегральному показателю финансовой составляющей — в таблице 4.

Использование положительного опыта Нижегородской, Тюменской областей, Ставропольского и Красноярского краев, а также Республики Башкортостан позволит внести коррективы в разработку и реализацию целевых программ Челябинской области, направленных на развитие и повышение эффективности системы обращения с отходами.

Согласно результатам исследования, Челябинская область занимает 9 место в рейтинге по финансовой составляющей. При этом значение интегрального показателя соответствует интервалу «выше среднего». Однако, показатель, имеющий наибольший весовой коэффициент (темпы прироста частных инвестиций в развитие системы обращения с отходами) составляет только 7,45% (в сравнении с максимальным — 21%), что соответствует оценке «2». Данный факт подтверждает вывод, что отходоперерабатывающая отрасль, не является привлекательной для инвесторов.

Графическая иллюстрация оценки системы обращения с отходами регионов в разрезе технической и финансовой составляющих представлена в таблице 5.

Таблица 5

Оценка системы обращения с ТБО в региональном разрезе

Техническая составляющая

Финансовая составляющая 1-1,8 плохо 1,9-2,6 ниже среднего 2,7-3,4 среднее 3,5-4,2 выше среднего 4,3-5 хоро- шо

4,3-5 хорошо Нижего- родская Тюмен- ская Башкор- тостан

3,5-4,2 выше среднего Ростовская Челябинс- кая Волгоград- ская Самарская Татарстан Ставро- польский край

2,7-3,4 среднее Сара- тов- ская Свердлов- ская Пермский край Новосибир- ская Кемеров- ская Красноярский край

1,9-2,6 ниже среднего Да- гес- тан

1-1,8 плохо

Положение регионов в матрице указывает на то, что уровень развития системы обращения с отходами в большинстве случаев напрямую зависит от достаточности финансирования.

Таким образом, Челябинская область располагает достаточно слабой и неэффективной системой обращения с отходами.

Причинами сложившейся ситуации являются:

- низкий уровень экологической культуры населения;

- недостаток материально-технического обеспечения процесса сбора и утилизации ТБО;

- недостаток полигонов ТБО, отвечающих требованиям природоохранного и санитарного законодательства;

- отсутствие цивилизованного рынка по сбору и утилизации ТБО;

- несоблюдение природоохранного и санитарного законодательства при обращении с ТБО;

- нет точных сведений о морфологическом составе ТБО;

- неэффективная система учета образования, использования, утилизации ТБО;

- несовершенное законодательство в сфере обращения с ТБО;

- несовершенность системы распределения полномочий;

- сравнительно короткий срок реализации мероприятий, направленных на совершенствование системы обращения с ТБО (действие временных лагов).

В соответствии с выявленными проблемами в рассматриваемом разделе были обозначены мероприятия по их решению, предлагаемые в рамках программно-целевого метода, такие как:

- объединение муниципальных образований Челябинской области в 22 агломерации для минимизации бюджетных расходов и тарифной нагрузки на население;

- организация 40 мусороперегрузочных станций;

- организация 14 мусоросортировочных комплексов;

- проектирование и строительство 22 межмуниципальных полигонов;

- строительство 3 мусоросжигательных заводов;

- подготовка и размещение социальной рекламы по вопросам экологически безопасного обращения с отходами с целью повышения экологического воспитания населения;

- привлечение частных инвесторов путем развития государственно-частного партнерства;

- проведение экспериментальных проектов по развитию селективного сбора мусора;

- создание и обеспечение ведения регионального кадастра отходов.

Анализ полученных результатов показал, что Челябинская область располагает неразвитой системой обращения с ТБО при достаточно результативной финансовой составляющей. По нашему мнению, изменить ситуацию в лучшую сторону можно путем разработки более эффективных мер по привлечению частных инвесторов, при рациональном использовании средств и эффективном менеджменте органов государственной власти.

Использование предложенной методики оценки системы обращения с ТБО будет полезно органам государственной власти, уполномоченным в сфере обращения с отходами, потенциальным инвесторам, организациям, осуществляющим свою деятельность в индустрии обращения с отходами, а также, неравнодушной к экологическим проблемам общественности.

Литература

1. Калугина С.М., Селиванова С.В, Колыванова Е.В. Анализ и оценка зарубежного опыта обращения с твердыми бытовыми отходами // Вестник СПбГПУ. — 2010. — № 8. — С.26-29.

2. Зарубежный опыт обращения с ТБО [Электронный ресурс]: официальный сайт Минэкологии Нижегородской области. — Режим доступа: http://waste-nn.ru/primery-evropeyskogo-opyta/, свободный. — Загл. с экрана.

3. Дымов В. Третья беда России // Экология и право. — 2005. — №3 (20). — С.9-12.

4. Ашихмина Т.В., Овчинникова Т.В., Федянин В.И. Загрязнение окружающей среды при депонировании твердых бытовых отходов // Фундамент. исслед. — 2009. — №7. — С.78-80.

5. Экологические проблемы твердых бытовых отходов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.greenteam.su/index. php/ekologicheskie-problemy-tbo.html, свободный.- Загл. с экрана.

6. Андурский Е.Я. Экология: проблематика утилизации твердых бытовых отходов // Феномены природы и экология человека. — 2012. — № 9. — С.94-96.

31 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.