Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ, ФАКТОРЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ВЫНОСА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЦЕПОЧЕК ГЛОБАЛЬНЫМИ АВТОМОБИЛЕСТРОИТЕЛЬНЫМИ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫМИ КОМПАНИЯМИ'

ОСОБЕННОСТИ, ФАКТОРЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ВЫНОСА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЦЕПОЧЕК ГЛОБАЛЬНЫМИ АВТОМОБИЛЕСТРОИТЕЛЬНЫМИ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫМИ КОМПАНИЯМИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
19
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
автомобильная промышленность / мировой рынок автомобилестроения / транснациональные корпорации / вынос производственных цепочек / размещение производства / социальная ответственность / экологическая ответственность

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Забродина Е.Ю.

В современных условиях мозаика размещения производственных цепочек транснациональными компаниями усложняется, и факторы выноса производства становятся все более многообразными. В статье рассмотрены современные тенденции в мировой автомобильной промышленности, исследование сосредоточено на выносе производства и стратегиях крупнейших автомобилестроительных транснациональных компаний (ТНК). Описано распределения автомобильных ТНК по регионам и выявлены основные направления выноса производства. Целью стало выявление направления выноса производственных цепочек крупнейших автомобилестроительных ТНК на современном этапе, а также анализ основных действующих факторов этого процесса. Достижению цели способствовал анализ сегмента автомобилестроения, а именно изучение материнских стран компаний, исследование регионов и стран, принимающих производственных цепочек; факторов, влияющих на выбор стран для размещения производственных цепочек автомобильных компаний. Было выявлено, что основными направлениями выноса производства являются регионы Северной и Латинской Америки, Азии (Юго-Восточная, Южная, Восточная), в частности страны Китай, Индия, Мексика, США, Бразилия, Таиланд и Индонезия. Особое внимание уделяется важности факторов сбыта, трудоемкости и энергоемкости, фактор экологической терпимости также становится все более важным атрибутом для компаний, стремящихся к снижению негативного воздействия на окружающую среду. Кроме того, статья рассматривает влияние выноса производства на экономический рост и занятость в различных странах и регионах мира, делая упор на социальную и экологическую ответственность крупнейших автомобилестроительных компаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ, ФАКТОРЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ВЫНОСА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЦЕПОЧЕК ГЛОБАЛЬНЫМИ АВТОМОБИЛЕСТРОИТЕЛЬНЫМИ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫМИ КОМПАНИЯМИ»

Научная статья УДК: 334.726

Экономические науки

ОСОБЕННОСТИ, ФАКТОРЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ВЫНОСА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЦЕПОЧЕК ГЛОБАЛЬНЫМИ АВТОМОБИЛЕСТРОИТЕЛЬНЫМИ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫМИ КОМПАНИЯМИ

Забродина Е.Ю.

Казанский (Приволжский) федеральный университет г. Казань, Россия

Аннотация. В современных условиях мозаика размещения производственных цепочек транснациональными компаниями усложняется, и факторы выноса производства становятся все более многообразными. В статье рассмотрены современные тенденции в мировой автомобильной промышленности, исследование сосредоточено на выносе производства и стратегиях крупнейших автомобилестроительных транснациональных компаний (ТНК). Описано распределения автомобильных ТНК по регионам и выявлены основные направления выноса производства. Целью стало выявление направления выноса производственных цепочек крупнейших автомобилестроительных ТНК на современном этапе, а также анализ основных действующих факторов этого процесса. Достижению цели способствовал анализ сегмента автомобилестроения, а именно изучение материнских стран компаний, исследование регионов и стран, принимающих производственных цепочек; факторов, влияющих на выбор стран для размещения производственных цепочек автомобильных компаний. Было выявлено, что основными направлениями выноса производства являются регионы Северной и Латинской Америки, Азии (Юго-Восточная, Южная, Восточная), в частности страны Китай, Индия, Мексика, США, Бразилия, Таиланд и Индонезия. Особое внимание уделяется важности факторов сбыта, трудоемкости и энергоемкости, фактор экологической терпимости также становится все более важным атрибутом для компаний, стремящихся к снижению негативного воздействия на окружающую среду. Кроме того, статья рассматривает влияние выноса производства на экономический рост и занятость в различных странах и регионах мира, делая упор на социальную и экологическую ответственность крупнейших автомобилестроительных компаний.

Ключевые слова: автомобильная промышленность, мировой рынок автомобилестроения, транснациональные корпорации, вынос производственных цепочек, размещение производства, социальная ответственность, экологическая ответственность

Благодарности: Особую благодарность за значимые замечания и советы по структуре и оформлению статьи автор статьи выражают своему научному руководителю Егорову Дмитрию Олеговичу, старшему преподавателю кафедры международных отношений Казанского Федерального университета.

Для цитирования: Забродина Е.Ю. Особенности, факторы и направления выноса производственных цепочек глобальными транснациональными компаниями // Глобальная экономика и образование. 2023. Том 3. № 4. С. 17-33.

Original article Economic Sciences

FEATURES, FACTORS AND DIRECTIONS OF REMOVING PRODUCTION CHAINS BY GLOBAL AUTOMOBILE TRANSNATIONAL COMPANIES

Zabrodina E.Yu.

Kazan (Volga Region) Federal University Kazan, Russia

Abstract. In modern conditions, the mosaic of the placement of production chains by transnational companies is becoming more complex, and the factors of production transfer are becoming more diverse. The article examines current trends in the global automotive industry; the study focuses on the relocation of production and strategies of the largest automotive transnational companies (TNCs). The distribution of automotive TNCs by region is described and the main directions of production relocation are identified. The goal was to identify the direction of the removal of production chains of the largest automotive TNCs at the present stage, as well as to analyze the main operating factors of this process. Achieving the goal was facilitated by the analysis of the automotive industry segment, namely the study of the parent countries of companies, the study of regions and countries hosting production chains; factors influencing the choice of countries for location of production chains of automobile companies. It was revealed that the main destinations for production relocation are the regions of North and Latin America, Asia (South-East, South, East), in particular the countries of China, India, Mexico, USA, Brazil, Thailand and Indonesia. Particular attention is paid to the importance of sales factors, labor intensity and energy intensity, the factor of environmental tolerance is also becoming an increasingly important attribute for companies seeking to reduce their negative impact on the environment. In addition, the article examines the impact of production relocation on economic growth and employment in various countries and regions of the world, focusing on the social and environmental responsibility of the largest automobile companies.

Keywords: automotive industry, global automotive market, transnational corporations, removal of production chains, location of production, social responsibility, environmental responsibility.

Acknowledgments. The author of the article express their special gratitude for significant comments and advice on the structure and design of the article to their supervisor Dmitry Olegovich Egorov, senior lecturer at the Department of International Relations of Kazan Federal University.

For citation: Zabrodina E.Yu. Features, factors and directions of removing production chains by global automobile transnational companies. Global economy and education. 2023;3(4): 17-33 (in Russ.)

Введение.

Становление транснациональных

компаний прошло долгий эволюционный путь. Так, под воздействием глобализации, развития мировой экономики и научно-технического процесса в 1980-х гг. происходил рост слияния и поглощения компаний, что увеличило концентрацию производства и капитала у ТНК [1, с. 33]. Также данный период характеризуется зарождением глобальных цепочек. ТНК стремились сосредотачивать производственные цепочки на своей национальной территории, создавая здесь крупные обрабатывающие предприятия и крупные промышленные секторы. Многие

компании самостоятельно контролировали все стадии производственной цепочки, так как координация географически разнесенных этапов была сложной и требовала больших затрат [2, с. 50].

С 1990-х гг. глобальное развитие становится все более масштабным, что отражает рост объема производства и обращения. Постепенно мировая экономика переходит к созданию единой и связанной экономической системы, вследствие чего ТНК начали выносить свои филиалы и представительства в другие страны [3, с. 14]. Также данный период характеризуется вступлением процесса формирования

глобальных цепочек в активную стадию в плане динамизма и масштабов. Транснациональные компании начинают организовывать сложные сети

производственных подразделений во многих странах на различных этапах цепочек создания стоимости. ТНК стремятся извлечь прибыль из сравнительных преимуществ предприятий, расположенных в других странах, обращаются к стратегиям экономии затрат: к аутсортингу -передаче части бизнеса или функций независимому подрядчику, располагающему более дешевыми и эффективными производственными возможностями; к офшорингу - включает международный аутсортинг, когда сторонним подрядчиком выступает независимая фирма, и международный инсортинг, когда

подрядчиком является собственный заграничный филиал компании [2, с. 51]. Изначально крупные западно-европейские ТНК начали переносить свои производственные цепочки в государства с относительно невысокой стоимостью оплаты труда, преимущественно в Китай - который стал «всемирной фабрикой» [4, с. 13]. Нефтяные компании, в свою очередь, стремились выносить свои компании в страны Карибского бассейна [5, с. 187]. Этот процесс имел глобальный масштаб и сопровождался большими денежными потоками,

трансформацией структуры занятости и экономическими изменениями для тех территорий, которые принимали производство.

Однако в настоящее время наблюдается глобальная перестройка в выносе производственных цепочек ТНК. Одним из направлений является «решоринг» - когда компании возвращают производственные цепочки обратно в свою страну. Это может быть связано с различными причинами, включая высокую стоимость логистики, качество продукции, политические риски и стремление увеличения доли обрабатывающей промышленности в своей стране [6, с. 19]. Другим направлением является «перенос интересов из Китая в Юго-Восточную Азию». Главными факторами такого переноса выступают увеличение стоимости рабочей силы и импортных пошлин в Китае, сбои в

цепочках поставок и политические события. Так, например, под влиянием современных направлений выноса производственных цепочек американская корпорация Apple перенесла часть своих производственных линий смартфонов "iPhone" в Индию, некоторые модели ноутбуков "MacBook" теперь собираются в США, а Вьетнам становится важным центром производства наушников "Air Pods" [7].

В современных условиях мозаика размещения производственных цепочек ТНК усложняется, из-за чего факторы выноса производственных цепочек становятся все более многогранными и сложными. Если в конце прошлого века все было относительно понятно, то сегодня приходится пересматривать необходимость выноса и целесообразность размещения цепочек в определенных странах.

Целью написания статьи является выявление направления выноса

производственных цепочек крупнейших автомобилестроительных ТНК на

современном этапе, а также анализ основных действующих факторов этого процесса.

Исходя из цели были выделены следующие основные задачи:

1) установить какими материнскими странами представлен сегмент автомобилестроение;

2) выявить основные направления (регионы и страны) выноса производственных цепочек крупнейшими автомобилестроительными ТНК;

3) проанализировать главные факторы размещения производственных цепочек в других странах автомобилестроительными ТНК;

4) выявить ответное влияние выноса производственных цепочек на занятость населения и экономический рост стран;

5) изучить социальную и экологическую ответственность, обеспечиваемую автомобилестроительными ТНК по отношению к странам, принимающим производственные цепочки компаний;

6) рассмотреть прогноз и тенденции сегмента автомобилестроения на ближайшее будущее.

Методы и методология

исследования. В работе использовался рейтинг крупнейших компаний мира Forbes Global 2000 за 2022 год. Из всего рейтинга была произведена выборка по компаниям, занимающимся автомобилестроением. В исследовании рассматривались 15

транснациональных компаний по

автомобилестроению, входящих в 500 крупнейших компаний мира данного рейтинга. На основе анализа и в ходе индуктивного рассуждения сделаны выводы для всего сегмента автомобилестроения. При анализе выноса производственных цепочек автомобилестроительными ТНК и

рассмотрении политики компаний

использовалась информация с сайтов компаний и данные из годовых отчетов за 2022 год.

Ход исследования.

Автомобилестроение - одна из крупнейших и

Сегмент автомобилестроения

представлен американскими (Северная Америка - США), европейскими (Западная Европа - Германия, Нидерланды; Скандинавия - Швеция) и азиатскими (Восточная Азия -Китай, Япония, Южная Корея) компаниями. Большая часть компаний находится на территории Японии (27%), Германии и США (по 20%), Южной Кореи (13%).

наиболее динамично развивающихся отраслей экономики. Для обеспечения производства автомобилей необходима сложная цепочка поставок, которая включает в себя множество взаимосвязанных процессов, начиная от поставщиков и заканчивая конечным потребителем. В данной цепочке задействованы различные участники, включая оригинальных производителей оборудования (OEM), поставщиков оригинального оборудования и производителей компонентов первого, второго и третьего уровня. Структура цепочки поставок включает в себя каналы сбыта, операционные процессы, стратегии и процессы планирования [8, с. 45].

Для анализа особенностей, факторов и направлений выноса производственных цепочек автомобилестроительных компаний рассмотрим 15 крупнейших ТНК, осуществляющих деятельность в данной сегменте рынка (табл. 1).

В современном мире интеграция автомобилестроительных компаний

происходит на разных уровнях [10]. Горизонтальная интеграция - это бизнес-стратегия, предполагающая приобретение конкурента или аналогичного бизнеса для расширения клиентской базы и увеличения доли рынка. Данный тип интеграции может происходить через слияние компаний одной и

Таблица 1 - Рейтинг крупнейших автомобилестроительных компаний мира из списка Forbes

Global 2000, 2022 г. [9]

Место в Название компании Материнская страна Рыночная стоимость, млрд.

рейтинге долл.

10 Toyota Motor Япония 237,73

25 Volkswagen Group Германия 82,4

41 Mercedes-Benz Group Германия 74,62

59 Ford Motor США 60,8

64 BMW Group Германия 55,98

69 General Motors США 57,89

79 Stellantis Нидерланды 44,26

102 Honda Motor Япония 44,99

104 Mitsubishi Япония 50,87

147 Hyundai Motor Южная Корея 37,81

151 Tesla США 1038,73

204 SAIC Motor Китай 28,87

274 Volvo Group Швеция 34,7

283 KIA Южная Корея 25,82

408 Nissan Motor Япония 16,38

той же отрасли. Так, транснациональная корпорация Stellantis возникла в результате слияния автомобилестроительных компаний Fiat Chrysler Automobiles (FCA) и Groupe PSA [11]. Однако в настоящий момент для обеспечения поставки важнейших

компонентов большинство компаний автомобилестроения используют

вертикальный подход интеграции.

Вертикальная интеграция - это бизнес-стратегия, при которой бизнес сам контролирует цепочку поставок и несколько этапов своего производственного процесса, тем самым устраняя или уменьшая зависимость от сторонних поставщиков. Так, Tesla, Ford Motor, General Motors, BMW являются вертикально-интегрированными компаниями [12]. Кроме того, компании реорганизовывают свою стратегию в

вертикальную структуру, например, MercedesBenz планирует увеличить уровень вертикальной интеграции в производстве и разработке, а также будет использовать технологию электропривода [13].

Масштаб выноса производственных цепочек характерен и глобален для всего сегмента автомобилестроения. Все

рассмотренные 15 автомобилестроительных компаний размещают свои производственные мощности в других странах. Анализируя размещение производственных цепочек по регионам и странам, заметны несколько направлений выноса (рис. 1). Приоритетными направлениями выноса производственных цепочек являются регионы Северной Америки, Юго-Восточной Азии, Южной Азии, Восточной Азии и Латинской Америки.

Рисунок 1 - Размещение производственных цепочек автомобилестроительными ТНК [14-28]

Абсолютно все рассмотренные компании размещают свои производственные цепочки в Китае (при учете того, что Китай является материнской страной для компании SAIC Motor и не рассматривается как страна выноса). Также преобладает вынос производства в Индию, Мексику, Бразилию, Таиланд, США и Индонезию. Рассмотрим

подробнее причины преобладающего выноса производственных цепочек в данные страны.

Китай. Страна по-прежнему остается крупнейшим автомобильным рынком в мире как по годовым продажам, так и по объему производства, при этом ожидается, что к 2025 году внутреннее производство достигнет 35 миллионов автомобилей [29]. Существует несколько причин в связи с которыми

автомобилестроительные ТНК размещают свои производственные цепочки в Китае.

Во-первых, Китай считается самой густонаселенной страной, где проживает около 1,41 млрд, человек [30]. Благодаря этому создается большое предложение рабочей силы, готовой трудиться за более низкую зарплату. Несмотря на то, что в последнее время в Китае наблюдается рост средней заработной платы производственных рабочих, стоимость рабочей силы остается намного ниже, чем в Европе и США [31, с. 2]. Помимо этого, китайские производители электромобилей могут производить автомобили дешевле, потому что у них более низкие затраты на исследования и разработки, более низкий уровень капитальных затрат, чем у конкурентов в Европе [32].

Во-вторых, Китай является важным источником экспорта автомобилей. Страна расположена в центре Азии и имеет хорошо развитые транспортные связи с другими странами. Это позволяет автопроизводителям быстро и легко доставлять свои продукты на другие рынки Азии и даже на другие континенты. Также производя автомобили в Китае, автопроизводители могут продавать их напрямую китайским потребителям, избегая необходимости импортировать автомобили и потенциально сталкиваться с торговыми барьерами [33].

В-третьих, правительство Китая активно поддерживает развитие

автомобильной промышленности в стране, предоставляя различные льготы и субсидии для инвестиций в эту отрасль [34]. Однако Китай сталкивается с серьезными проблемами загрязнения окружающей среды, и правительство страны предпринимает меры для борьбы с этой проблемой. Поэтому при размещении производственных цепочек в Китае требуется соблюдать строгие экологические нормы и стандарты [35].

Индия. В стране размещены производственные цепочки множества автомобилестроительных ТНК. Индия является одной из стран с наименьшими затратами на рабочую силу в мире. Это означает, что затраты на заработную плату и зарплатные налоги гораздо ниже, чем в

большинстве других стран, что может привлекать автопроизводителей, которые ищут способы сокращения затрат на производство. Индия является третьим по величине автомобильным рынком в мире, поэтому многие автопроизводители размещают свои производственные цепочки в Индии, чтобы иметь доступ к этому большому рынку [36]. Индийское правительство предоставляет различные льготы и субсидии для инвестиций в автомобильную промышленность, что может привлекать автопроизводителей. Так, кабинет министров Индии в 2021 г. утвердил схему стимулирования на сумму около 3,5 млрд. долл. на пятилетний период, чтобы увеличить производство аккумуляторных

электромобилей и транспортных средств на топливных элементах [37]. Однако страна считается одной из самых загрязненных в мире, и поэтому соблюдение экологических норм и использование экологически чистых технологий и материалов является крайне важным. При выносе производства в Индию необходимо соблюдать местные экологические нормы и стандарты, чтобы уменьшить отрицательные экологические последствия.

Мексика. В последнее время производство автомобилей перемещается в Мексику. В Мексике затраты на рабочую силу ниже, чем в Китае, США и Европе, что делает эту страну привлекательным местом для размещения производственных цепочек. Также Мексика имеет стратегическое географическое положение, которое позволяет

автопроизводителям легко экспортировать свою продукцию в США, Латинскую Америку и другие регионы. Мексика имеет множество соглашений о свободной торговле с другими странами, включая США, Канаду и Европейский союз. С помощью этого автопроизводители, размещая свои

производственные цепочки в Мексике, могут получить доступ к различным рынкам без высоких таможенных пошлин. В стране также расположены многие поставщики

автомобильных компонентов, что уменьшает затраты на логистику и снижает риски задержек в поставках. Помимо этого, мексиканское правительство предоставляет различные льготы и субсидии для инвесторов

в автомобильную промышленность, такие как налоговые каникулы, субсидирование зарплат и другие формы финансовой поддержки [38].

Бразилия. Страна является одним из крупных рынков автомобилестроения с большим потенциалом роста. Размещение производства в стране позволяет автопроизводителям иметь более прямой доступ к данному рынку и уменьшить затраты на транспортировку [39]. Бразилия имеет большую численность населения, а также высокий уровень безработицы. Поэтому здесь можно найти достаточное количество квалифицированных работников и снизить затраты на оплату труда [40]. Кроме того, Бразилия имеет богатые ресурсы, такие как железная и алюминиевая руда (бокситы), которые могут быть использованы для производства автомобилей и других деталей [41]. Также бразильское правительство предоставляет различные налоговые льготы, субсидии и другие стимулы для привлечения инвесторов, включая автопроизводителей [42]. Однако Бразилия в последнее время проявляет все больший интерес к экологической устойчивости и соблюдению стандартов в отраслях, которые могут негативно влиять на окружающую среду, включая

автомобилестроение. Таким образом, необходимо соблюдать высокие стандарты экологической безопасности при размещении производственных цепочек в этой стране [43, с. 5].

Таиланд. Одним из направлений выноса производства автомобилей Юго-Восточной Азии является Таиланд, который имеет стратегическое географическое положение и высокую эффективность логистики в этом регионе. Помимо доступа к рынку Юго-Восточной Азии, обширная логистическая инфраструктура обеспечивает оптимизированное сообщение как с Индией, так и с Китаем, двумя самыми густонаселенными странами мира. Все это делает Таиланд идеальным местом для инвесторов и автомобилестроительных ТНК, желающих выйти на оба рынка. Также Таиланд является одной из стран с низкими затратами на производство, включая затраты на рабочую силу и энергию, что является

привлекательным для размещения своих производственных мощностей крупнейшими ТНК [44]. Кроме того, таиландское правительство предлагает пакет мер по перемещению производства с 2019 года, чтобы привлечь международные компании для переноса своего производства [45].

США. Страна является вторым по величине рынком сбыта и производства автомобилей в мире, что может привлекать автопроизводителей, которые ищут способы увеличения своей доли на рынке. Благодаря открытой инвестиционной политике, большому потребительскому рынку, высококвалифицированной рабочей силе, сильным возможностям в области НИОКР, доступной инфраструктуре и стимулам со стороны местных органов власти и штатов США останутся ведущим рынком для автомобильной промышленности и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

размещению производственных мощностей

[46].

Индонезия. Будучи крупнейшей экономикой в Юго-Восточной Азии, Индонезия становится ключевой страной в мировом производстве электромобилей. Индонезия обладает богатыми природными запасами никеля, на долю которых приходится до 52% мировых ресурсов никеля. Это делает страну жизненно важным активом в глобальной цепочке поставок производства аккумуляторов [47]. Кроме того, Индонезия является четвертой по численности населения страной в мире и в настоящее время переживает период оптимизма и резкого роста потребления. В стране по-прежнему доступна относительно дешевая и молодая рабочая сила, что определенно привлекает ТНК для размещения своих производств. Также Индонезия становится все более подходящей для размещения более полной цепочки поставок в связи с близостью к гигантским рынкам Индии и Китая как в географическом плане, так и в их относительно тесной экономической взаимосвязи. В целом ожидается, что размер рынка, низкое проникновение автомобилей, новые модели потребления и ее стратегическое положение в АСЕАН будут продолжать привлекать мировых производителей автомобилей в

Индонезию. Тем не менее, ведение бизнеса в автомобильном секторе Индонезии по-прежнему может быть затруднено из-за различных факторов, которые все еще необходимо учитывать. Среди них обременительные административные

процедуры, технические регламенты, высокие ввозные пошлины, плохая инфраструктура,

Одним из главных факторов, влияющих на вынос производственных цепочек, является трудоемкость. В

развивающихся странах, таких как Индия, Индонезия, Таиланд затраты на рабочую силу и производство намного ниже, чем в Европе и США. Именно поэтому крупнейшие ТНК перемещают свое производство в эти страны.

Фактор энергоемкости оказывает высокую важность при выборе размещения цепочек производства. Выбор страны с более дешевыми источниками энергии, большими запасами сырья может значительно увеличить эффективность производства и снизить затраты.

В современном мире все больше стран беспокоятся о экологической составляющей производства, вводят нормы и стандарты, которых необходимо придерживаться автомобилестроительным ТНК. Поэтому фактор экологической терпимости не играет значительную роль при выборе размещения производства.

Наличие рынка сбыта является значимым фактором при выносе производства. Продукция может реализовываться на национальных рынках, как, например, в Китае и США, так и экспортироваться в ближние страны с помощью выстроенной логистики и инфраструктуры на подобии Мексики, Индонезии и Таиланда. Данный фактор сокращает затраты на продвижение и экспорт

нехватка испытательных мощностей и слабые фискальные стимулы - все это тормозило развитие отрасли [48].

Таким образом, рассмотренные направления позволяют выявить важность факторов выноса производственных цепочек крупнейшими автомобилестроительными ТНК (табл. 2).

продукции, увеличивает доход

транснациональных компаний.

Важно отметить, что автомобильная промышленность имеет решающее значение для многих стран с точки зрения экономического роста и создания рабочих мест. Так, например, в Индии на производство транспортного оборудования приходится от 10% до 12% валовой добавленной стоимости (ВДС) в производственном секторе. Любой спад в этой области значительно вредит экономическим результатам Индии. Занятость также сильно страдает при спаде, поскольку автомобильный сектор обеспечивает 37 млн. прямых и косвенных рабочих мест [49, с. 2]. Автомобильная промышленность имеет большое стратегическое значение для Мексики, с учетом ее вклада в создание добавленной стоимости для международной торговли, занятости и ее прямого влияния на другие сектора, которые вносят вклад в автомобильную промышленность. В Мексике каждый пятый производственный рабочий занят в автомобильной промышленности [50, с. 13].

Однако кризис СОУГО-19 привел к падению производства и экспорта автомобилей, при этом тысячи предприятий и рабочих сильно пострадали от кризиса и краха мирового и внутреннего спроса. К счастью, отрасль в настоящее время демонстрирует признаки активного восстановления [50, с. 5].

Таблица 2 - Факторы размещения для сегмента автомобилестроения

Факторы Важность

Трудоемкость Очень высокая (+++)

Энергоемкость Высокая (++)

Экологическая терпимость Высокая, но ниже, чем другие (+)

Фактор сбыта Очень высокая (+++)

Составлено автором на основе анализа автора

Имея большое влияние на экономическое состояние стран, в которых располагаются производственные мощности автомобилестроительных ТНК, крупнейшие компании формируют свою политику в двух

направлениях: социальная и экологическая ответственность. Рассмотрев политику 5-ти крупнейших автомобилестроительных ТНК, можно свидетельствовать о большом вкладе в развитие социальной сферы стран (таблица 3).

Таблица 3 - Выборочное исследование по социальной ответственности компаний (на примере 5-ти крупнейших автомобилестроительных ТНК)

Компании, их социальная ответственность Примеры проведения мероприятий по социальной ответственности

Toyota Motor 1)Улучшение образования Более 13 тыс. учащихся из 16 регионов Италии участвуют в глобальной программе TMI, запущенной в 2015 г. для школ, аккредитованных в Программе технического образования Toyota (T-TEP) [51, с. 26]. С 2005 г. Toyota работает над повышением успеваемости учащихся начальной школы в районах с неблагоприятной образовательной средой в ЮАР. Для учителей реализуется программа для улучшения навыков, включающая в себя 10 областей (от управления до человеческих отношений) [51, с. 27].

2)Ремонтные работы В 2019 г. начальная школа Крус в Филиппинах стала цифровой благодаря проекту компьютеризации. Toyota предоставила ноутбуки, принтеры, учебные материалы для учителей и провела реконструкцию школьной библиотеки для улучшения качества образования [51, с. 27]. В июле 2021 г. в Германии произошло крупное наводнение, которое причинило ущерб инфраструктуре и привело к гибели людей. Многие потеряли свои дома и имущество. Toyota немедленно начала мероприятия по помощи, сотрудничая с Toyota Financial Services, Toyota Insurance Service [51, с. 30].

3)Финансовая поддержка В 2006 г. Toyota и "China Soong Ching Ling Foundation" в Китае объединились, чтобы создать Фонд помощи, направленный на поддержку китайских студентов, сталкивающихся с финансовыми препятствиями при поступлении в университет. Фонд уже более 15 лет поддерживает студентов в 26 школах [51, с. 27].

4)Программы дорожного движения В 1975 г. правительством штата Карнатака (Индия) был создан «Институт обучения и безопасности дорожного движения». ^yota помогла модернизировать инфраструктуру института, а затем провела технико-экономический анализ для выявления пробелов в достижении целей [51, с. 14]. Toyota сотрудничала с Министерством образования и обучения и Национальным комитетом безопасности дорожного движения Вьетнама в создании «Программы образования по безопасности дорожного движения Toyota», которая впоследствии была включена в общую учебную программу [51, с. 22].

5)Программы окружающей среды Toyota работает над программой «Сделаем школы зелеными» для начальных и средних школ Вьетнама в сотрудничестве с Министерством природных ресурсов и окружающей среды. С 2018 г. Toyota занимается строительством детских игровых площадок из переработанных шин [51, с. 14]. В Малайзии и Индонезии были организованы образовательные проекты для старшеклассников "Toyota Eco Youth Project" с целью улучшения окружающей среды. В нем приняли участие 283 школы [51, с. 13].

6)Восстановление окружающей среды С 2011 г. в Бразилии Фонд "Toyota do Brasil Foundation" (TBF) инвестирует в проект "Toyota Costa dos Corais" по содействию сохранению и устойчивости зоны охраны окружающей среды для защиты коралловых рифов, мангровых районов, всей флоры и фауны [51, с. 13]. Более 25 лет Toyota сотрудничает с Национальным фондом экологического образования (NEEF) для защиты и восстановления местообитаний по всей Северной Америке. Toyota финансирует грантовую программу NEEF по сохранению биоразнообразия [51, с. 13].

Volkswagen Group [52] Volkswagen взяла на себя расходы по ремонту и оснащению лаборатории в старшей школе Лофенце (ЮАР). Также деятельность направлена на предоставление образования детям из бедных сообществ. Volkswagen поддерживает проект по строительству санитарных помещений в школах в рамках инициативы правительства Индии «Чистая Индия: чистые школы». Volkswagen с 2О14 г. поддерживают детский дом в Хотомове на востоке Польши. Они отремонтировали комнаты, разбили сад и построили детскую площадку. Компания также помогает приюту в виде пожертвований и создания образовательных проектов.

1)Ремонтные работы

2)Финансовая поддержка Volkswagen Financial Services Brazil поддерживает "Instituto Baccarelli" с 2002 г. Ежегодно институт позволяет более 1000 детей из неблагополучных семей получить музыкальное образование на высоком уровне. Volkswagen выделяет на проект около 40 000 евро в год. Volkswagen с 2013 г. поддерживает образовательную программу по футболу и волейболу "Bola Bacana", для помощи детям из социально неблагополучных семей. C 2016 г. в Индии Volkswagen поддерживает некоммерческую организацию "Avanti Fellows". Инициатива позволяет ежегодно поступать в вузы сотням школьников из социально неблагополучных семей. Во время учебы компания оплачивает расходы на обучение, проживание, питание и проезд. Volkswagen ежегодно выделяет на программу около 104 300 евро.

3)Восстановление окружающей среды С 2015 г. Volkswagen оказывает поддержку трем деревням, наиболее сильно пострадавшим от засухи в индийском штате Махараштра, в строительстве и обслуживании плотин и водных каналов.

4)Здравоохранение Volkswagen поддерживает некоммерческий больничный комплекс "Little Prince" в Куритибе, на юге Бразилии. Помимо педиатрической больницы, различные подразделения педиатрического центра включают научно-исследовательский институт и колледж по подготовке медицинского персонала

Mercedes-Benz Group [53] «Фонд Mercedes-Benz» фокусируется на трех областях: структурные проблемы в исследованиях и обучении, технические науки и международное и научное сотрудничество. С 1993 г. он помог учредить 27 профессорских и доцентских должностей в Германии и за рубежом.

1)Улучшение образования

2)Программы дорожного движения Mercedes-Benz стремится повысить безопасность детей в дорожном движении в рамках международной инициативы "MobileKids", программа охватила около 4000 детей 4-6 классов в 32 школах Бангалора и Пуны.

3)Финансовая поддержка Mercedes-Benz более 20 лет помогает детям и молодежи преодолеть дискриминацию и обездоленность через фонд "Laureus Sport for Good", побуждая их брать свою жизнь в свои руки, ставить перед собой цели и достигать их. Фонд реализует более 275 проектов более чем в 50 странах.

4)Восстановление окружающей среды Mercedes-Benz поддерживает проект Глобального фонда природы «Устойчивая аквакультура в мангровых экосистемах» по защите и восстановлению мангровых лесов в Южной Азии (Индия), которые пострадали от чрезмерного использования.

Ford Motor "Ford Enter" - это программа обучения и сертификации в области информационных технологий, которая помогает устранить барьеры в получении образования, повышая спрос на квалифицированных ИТ-специалистов. C 2022 года программа распространяется в Латинской Америке [54, с. 11]. Центр ресурсов и вовлечения, расположенный рядом со сборочным заводом Ford в Сильвертоне (ЮАР), реализует программу наставничества в сфере предпринимательства, которая предоставляет возможность жителям района для развития и роста собственного бизнеса. На сегодняшний день 15 предприятий завершили программу и создали 84 рабочих места [54, с. 19].

1)Улучшение образования

2)Финансовая поддержка С 2012 г. Ford предоставляет стипендии выпускникам средних школ в рамках программы "Ford Driving Dreams". За последние десять лет компания

предоставила почти 13 млн. долл. США в виде стипендий и ресурсов, оказала влияние на более чем 200 000 учащихся США и Латинской Америки [54, с. 10].

3)Восстановление окружающей среды и помощь населению Фонд Ford координирует усилия компании по пожертвованию средств, оборудования и предметов первой необходимости для удовлетворения неотложных потребностей и поддержки усилий по оказанию помощи и восстановлению в случае бедствий. В 2022 г. компания пожертвовала более 2,3 млн. долл. на помощь пострадавшим от стихийных бедствий по всему миру, помогая разблокировать доступ к важнейшим ресурсам для сообществ, пострадавших в результате массовой стрельбы в Буффало (Нью-Йорк), и разрушительных наводнений в восточном Кентукки, Австралии, Африке и других странах [54, с. 8].

BMW Group [55] 1)Улучшение образования Фонд BMW в сотрудничестве с Фондом "Magic Bus" запустил программу профессиональной ориентации для молодых людей в Индии. Инициатива помогает молодым людям в возрасте от 18 до 25 лет достичь своих личных и карьерных целей, независимо от того, заинтересованы ли они в долгосрочной занятости или профессиональном обучении. BMW Group обучила более 7000 молодых людей в различных центрах повышения квалификации. С 2017 г. завод BMW Group в Сан-Луис-Потоси (Мексика) и Национальный колледж технического образования ежегодно предоставляют 600 студентам качественное образование при поддержке сотрудников BMW посредством регулярных технических семинаров. Школа также была оснащена библиотекой BMW, включающей исследовательскую зону.

2)Финансовая поддержка "SciAbile" - один из старейших проектов, организованных "SpecialMente", комплексной программой корпоративной социальной ответственности BMW Group в Италии. С 2003 г. в рамках этой инициативы 1400 школьников с ограниченными возможностями получили более 13 000 часов уроков катания на лыжах.

3)Программы дорожного движения Инициатива BMW "Children's Traffic Safety Education" предназначена для повышения осведомленности детей и взрослых о безопасности дорожного движения. Программа была запущена в 2005 г., что сделало ее одной из самых продолжительных программ корпоративной социальной ответственности BMW в Китае.

Компании оказывают помощь, принимая участие в программах, направленных на поддержку образования, здравоохранения, безопасности дорожного движения, улучшения окружающей среды и помощи после стихийных бедствий. Автомобилестроительные ТНК инвестируют в строительство и обеспечение школ, детских садов и больниц; создают образовательные программы в колледжах и университетах;

проводят мероприятия по защите окружающей среды и улучшению знаний в безопасности дорожного движения.

В рамках экологической

ответственности, компании нацелены на углеродную нейтральность - максимальное сокращение выбросов углекислого газа, которую планируется достичь к 2050 году (таблица 4).

Таблица 4 - Выборочное исследование по экологической ответственности компаний (на примере 5-ти крупнейших автомобилестроительных ТНК)

Компании Содержание экологической ответственности

Toyota Motor Целью компании является сокращение воздействия на окружающую среду и внесение вклада в устойчивое развитие общества и мира во всех сферах деятельности. Компания выстраивает тесные отношения сотрудничества с широким кругом лиц и организаций, занимающихся охраной окружающей среды [56]. Toyota в своем развитие стремиться к 100-процентному сокращению выбросов углекислого газа, планирует достичь углеродной нейтральности к 2040 г. на европейских заводах, а к 2050 г. по всему миру. Компания использует солнечную энергию, а также покупает возобновляемую энергию через открытый доступ. Toyota повторно использует ресурсы, снижая потребность в сырье и экономя энергию, что снижает вред для окружающей среды. Компания экономит воду, перерабатывая сточные воды, и соответствует экологическим стандартам стран, что снижает негативное воздействие на окружающую среду [57].

Volkswagen Group Компания заявляет, что их деятельность может оказать негативное влияние на окружающую среду и на людей в цепочке поставок. В то же время размеры Volkswagen и положение на рынке также означают, что есть возможности для достижения экологических и социальных улучшений в странах [58, с. 106]. Volkswagen планирует к 2050 году стать компанией с нулевым выбросом углерода, а к 2030 году хочет сократить углеродный след своих легковых и легких коммерческих автомобилей на 30% в расчете на одно транспортное средство (по сравнению с 2018 г.). Компания планирует достичь этой цели исключительно за счет мер по сокращению и перехода на возобновляемые источники энергии. Volkswagen разрабатывает свои продукты и услуги максимально экологически безопасным способом. Компания учитывает не только этапы производства и использования, но и сырье, поставщиков, процесс вторичной переработки по окончании срока службы. Volkswagen уделяет особое внимание использованию возобновляемого сырья [59].

MercedesBenz Group Компания поставила перед собой цель сделать парк новых легковых автомобилей углеродно-нейтральным на протяжении всего жизненного цикла автомобилей к 2039 году. Компания планирует полностью перейти на электрические автомобили. Mercedes-Benz стремится возвращать производственные отходы и материалы с истекшим сроком службы в материальный цикл. Чтобы также сократить потребление энергии, воды и образование отходов, компания постоянно работает над тем, чтобы сделать производственные процессы более эффективными и экологически безопасными [60].

Ford Motor Ford стремится достичь углеродной нейтральности не позднее 2050 года, добиться нулевого уровня выбросов от транспортных средств и объектов. К 2035 году планирует использовать 100% местную возобновляемую электроэнергию во всех производствах. Ford стремиться к достижению полного отсутствия отходов на свалках на всех предприятиях, исключению одноразового пластика к 2030 году. Компания планирует использовать только переработанные или возобновляемые компоненты автомобильного пластика [61].

BMW Group BMW Group поставила перед собой промежуточную цель на 2030 год по всей цепочке стоимости - сократить выбросы углекислого газа от своих автомобилей на 40% -начиная с сырья, через цепочку производства и этап использования, вплоть до переработки. К 2050 году компания планирует достичь полной климатической нейтральности. Еще одним направлением является экономика замкнутого цикла. На данный момент автомобили BMW содержат около 30% вторичных материалов, а в дальнейшем компания планирует увеличить этот показатель до 50%. Также BMW нацелено на дальнейшее развитие электромобилей [55].

Помимо цели достижения углеродной энергии и сырья, а также сокращают отходы от

нейтральности, транснациональные компании производства. Кроме того, для снижения вреда

переходят на возобновляемые источники на окружающую среду большинство компаний

планируют перейти на электрические автомобили.

Ожидается, что мировой

автомобильный рынок вырастет с 23 млрд. долл. США в 2022 году до 28,7 млрд. долл. США к 2030 году при среднегодовом темпе роста 4,5% [62]. В ближайшие годы рынок и производство автомобилей будет продолжать расти благодаря ряду факторов, включая растущий спрос на личный и коммерческий транспорт, появление новых технологий, таких как электрические и самоуправляемые автомобили, а также растущая осведомленность потребителей о вопросах безопасности и экологии. По прогнозу Международной энергетической компании, к 2030 году электромобили будут составлять более 60% автомобилей, продаваемых во всем мире [63].

В современном мире производство автомобилей становится экологичнее, производится больше электромобилей, чем когда-либо прежде. В ближайшем будущем транспортные средства вполне могут быть изготовлены из 100% переработанных материалов и оснащены чистыми источниками энергии. Однако столкнувшись с такими бурными изменениями, компаниям

необходимо будет сделать большой вклад для обеспечения справедливого перехода, включая политику поддержки и меры как для работодателей, так и для работников [50, с. 6].

Выводы.

1)Крупнейшими автомобилестроитель ными ТНК являются азиатские, европейские и американские компании. Большинство компаний находятся в Японии (27%), США и Германии (по 20%), Южной Корее (13%).

2)Все крупнейшие автомобилестроител ьные ТНК выносят производственные цепочки в другие страны. Основными направлениями выноса являются регионы Северной Америки, Юго-Восточной Азии, Южной Азии, Восточной Азии и Латинской Америки. Компании преимущественно выносят производство в Китай, Индию, Мексику, США, Бразилию, Таиланд и Индонезию.

3)Главными факторами размещения производственных мощностей компаниями автомобилестроения являются факторы трудоемкости и сбыта (очень высокая важность), энергоемкости (высокая важность) и экологическая терпимость (важность высокая, но ниже, чем у других факторов).

4)Размещение производственных цепочек в других странах автомобилестроительными ТНК оказывает значительное влияние на экономический рост и занятость населения. Создание производственных центров увеличивает занятость и количество рабочих мест на национальном рынке. Однако это несет и негативные последствия, так как спады и нарушения в производстве могут негативно повлиять на экономику государств, особенно на экономику развивающихся стран.

5)Крупнейшие автомобилестроитель -ные ТНК вносят большой вклад в социальную сферу стран, где размещают свои производственные мощности. Инвестиции компаний направлены на программы и оказание помощи в области здравоохранения, образования, окружающей среды и содействию после стихийных бедствий.

6)В рамках экологической ответственности компании автомобилестроительной промышленности стремятся снизить негативное воздействие на окружающую среду. Политика компаний направлена на достижение углеродной нейтральности к 2050 году, использованию возобновляемой энергии и ресурсов, снижению отходов и выбросов. Также одним из направлений развития является переход на производство электрических автомобилей.

7)Для сегмента автомобильной промышленности в ближайшем будущем прогнозируется мировой рост рынка до 28,7 млрд. долл. США к 2030. Ожидается, что компании достигнут целей по экологической составляющей и увеличат производство автомобилей, сделав упор на выпуск электромобилей.

Литература

1. Тимошкина Е.А. История возникновения и развития транснациональных корпораций. Факторы развития транснационального бизнеса // Science Time. - 2018. - № 5(53). - С. 32-35.

2. Оболенский В.П. Внешнеэкономические связи России: современные вызовы и возможные ответы. Колл. монография / Под ред. В.П. Оболенского. М.: Институт экономики РАН, 2016. - 296 с.

3. Боробов В.Н. Особенности развития транснациональных корпораций, их роль в мировой экономике // Кронос: экономические науки. - 2021. - № 2(30). - С. 14-20.

4. Долгов С.И., Савинов Ю.А. Трансформация направлений развития глобализации // Мировая экономика. - 2020. - № 9. - С. 7-26.

5. Койбаев Б.Г. Нефтяные транснациональные корпорации и национальные нефтегазовые компании Востока в начале XXI в.: проблемы взаимодействия // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К. Л. Хетагурова. - 2020. - № 4. - С. 185-189.

6. Господарик Ю.П., Алпатов С.Б. Решоринг в США, Европе и глобальная экономика // Имущественные отношения в РФ. - 2019. - № 1(208). - С. 18-26.

7. Moving Manufacturing from China to Southeast Asia: An Introduction [Электронный ресурс] // Asia Perspective. - URL: https://www.asiaperspective.com/move-manufacturing-china-to-southeast-asia/ (дата обращения 23.04.2023)

8. Мировская И. Структура автомобильной цепочки поставок / И. Мировская // Инновационная экономика. - 2021. - № 1(26). - С. 41-51.

9. The Global 2000 [Электронный ресурс] // Forbes. - URL: https://www.forbes.com/lists/global2000/ (дата обращения 18.04.2023)

10. Exploring Vertical Integration In The Supply Chain [Электронный ресурс] // Forbes. - URL: https://www.forbes.com/sites/forbestechcouncil/2022/12/29/exploring-vertical-integration-in-the-supply-chain/?sh=4b44cadc3c5b (дата обращения 27.04.2023)

11. Stellantis: The name of the new group resulting from the merger of FCA and Groupe PSA [Электронный ресурс] // Stellantis. - URL: https://www.media.stellantis.com/em-en/fca-archive/press/stellantis-the-name-of-the-new-group-resulting-from-the-merger-of-fca-and-groupe-psa (дата обращения 28.04.2023)

12. Tesla Is Dusting Off a Strategy From Henry Ford to Navigate an Uncertain Market [Электронный ресурс] // Barron's newspaper, Dow Jones & Company. - URL: https://www.barrons.com/articles/tesla-stock-price-ev-vertical-integration-70da8f0b (дата обращения 28.04.2023)

13. Mercedes-Benz prepares to go all-electric [Электронный ресурс] // Mercedes-Benz Newsroom USA. - URL: https://media.mbusa.com/releases/release-ee5a810c1007117e79e1c871354679e4-mercedes-benz-prepares-to-go-all-electric (дата обращения 30.04.2023)

14. Integrated Report 2022 // Toyota Motor Corporation. - 2022. - 64 p.

15. Концерн Volkswagen / Volkswagen Group Rus [Электронный ресурс] // URL: https://vwgroup.ru/company/group/ (дата обращения 27.04.2023)

16. Annual Report 2022 // Mercedes-Benz Group. - 2022. - 362 p

17. Worldwide locations [Электронный ресурс] // Ford Motor Company. - URL: https://corporate.ford.com/operations/locations/global-plants/cologne-body-and-assembly-plant.html (дата обращения 27.04.2023)

18. Production sites worldwide locations [Электронный ресурс] // BMW Group. - URL: https://www.visit-bmwgroup.com/en/production/sites/ (дата обращения 27.04.2023)

19. General Motors Manufacturing Plants [Электронный ресурс] // GM Authority. - URL: https://gmauthority.com/blog/gm/gm-manufacturing/ (дата обращения 27.04.2023)

20. North American Manufacturing Operations [Электронный ресурс] // Stellantis. - URL: https://media.stellantisnorthamerica.com/newsrelease.do?id=9117 (дата обращения 27.04.2023)

21. Manufacturing Facilities [Электронный ресурс] // Honda Motor Co., Ltd. - URL: https://global.honda/about/group/manufacturing-facilities/ (дата обращения 27.04.2023)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. List of Overseas Facilities [Электронный ресурс] // Mitsubishi Motors Corporation. - URL: https://www.mitsubishi-motors.com/en/company/facilities/world.html?intcid2=company-profile-eu (дата обращения 27.04.2023)

23. Manufacturing [Электронный ресурс] // Hyundai Motor Company. - URL: https://www.hyundai.com/worldwide/en/footer/corporate/networks/manufacturing (дата обращения 27.04.2023)

24. Annual report on form 10-k for the year ended December 31, 2022 // Tesla, Inc. - 2022. - 251 p.

25. International operations [Электронный ресурс] // SAIC Motor Corporation. - URL: https://www.saicmotor.com/english/latest_news/operations.shtml (дата обращения 27.04.2023)

26. Our production facilities [Электронный ресурс] // Volvo. - URL: https://www.volvogroup.com/en/about-us/organization/our-production-facilities.html (дата обращения 27.04.2023)

27. Where are Kia Cars made? All about Kia's Manufacturing [Электронный ресурс] // Brand Critica. - URL: https://brandcritica.com/where-are-kia-cars-made/ (дата обращения 27.04.2023)

28. Financial Results for the Six Months Ended September 30, 2022 // Nissan Motor Co., Ltd. -2022. - 18 p.

29. China - Automotive Industry [Электронный ресурс] // International Trade Administration. -URL: https://www.trade.gov/country-commercial-guides/china-automotive-industry (дата обращения 01.05.2023)

30. Why China Is "The World's Factory" [Электронный ресурс] // Investopedia. - URL: https://www.investopedia.com/articles/investing/102214/why-china-worlds-factory.asp (дата обращения 01.05.2023)

31. Coates R., Gherman M., Ferraz R. Global Labor Rate Comparisons // Reshoring Institute. -2022. - 8 p.

32. Chinese electric vehicles are $10,618 cheaper than in Europe, parts maker says [Электронный ресурс] // The National. - URL: https://www.thenationalnews.com/climate/road-to-net-zero/2023/01/07/chinese-electric-vehicles-are-10618-cheaper-than-in-europe-parts-maker-says/ (дата обращения 01.05.2023)

33. China: European, US and Japanese Vehicle Manufacturers rebalance production and supply chains [Электронный ресурс] // Automotive Manufacturing Solutions. - URL: https://www.automotivemanufacturingsolutions.com/regions/china-european-us-and-japanese-vehicle-manufacturers-rebalance-production-and-supply-chains/44066.article (дата обращения 01.05.2023)

34. China's carmakers seek more government support for smart car supply chain [Электронный ресурс] // Reuters. - URL: https://www.reuters.com/article/uk-china-autos-supply-chain-idUKKBN27810S (дата обращения 01.05.2023)

35. China's Fight Against Climate Change and Environmental Degradation [Электронный ресурс] // Council on Foreign Relations. - URL: https://www.cfr.org/backgrounder/china-climate-change-policies-environmental-degradation (дата обращения 01.05.2023)

36. India tops Japan to become world's 3rd largest auto market [Электронный ресурс] // Fortune India. - URL: https://www.fortuneindia.com/macro/india-tops-japan-to-become-worlds-3rd-largest-auto-market/111086 (дата обращения 01.05.2023)

37. India aims to boost EV production with incentives [Электронный ресурс] // Electrive.com. -URL: https://www.electrive.com/2021/09/17/india-aims-to-boost-ev-production-with-incentives/ (дата обращения 01.05.2023)

38. Why Manufacturers Are Choosing Mexico Over - and in Addition to - China [Электронный ресурс] // Area Development. - URL: https://www.areadevelopment.com/BusinessGlobalization/August2012/why-manufacturers-are-nearshoring-to-Mexico-292711.shtml (дата обращения 01.05.2023)

39. Automotive industry in Brazil [Электронный ресурс] // Statista. - URL: https://www.statista.com/topics/1902/automotive-industry-in-brazil/ (дата обращения 01.05.2023)

40. The World Bank In Brazil [Электронный ресурс] // The World Bank. - URL: https://www.worldbank.org/en/country/brazil/overview (дата обращения 01.05.2023)

41. The economy of Brazil [Электронный ресурс] // Encyclopedia Britannica. - URL: https://www.britannica.com/place/Brazil/The-economy (дата обращения 01.05.2023)

42. GM and Sao Paulo in talks to invest 9 bln reais for tax breaks [Электронный ресурс] // Reuters.

- URL: https://www.reuters.com/article/brazil-autos-taxes-idUSL1N1ZW0BV (дата обращения 01.05.2023)

43. OECD Evaluating Brazil's progress in implementing Environmental Performance Review recommendations and promoting its alignment with OECD core acquis on the environment // Organisation for Economic Co-operation and Development (OECD). - 2021. - 72 p.

44. Overview of Thailand [Электронный ресурс] // U.S. News & World Report L.P. - URL: https://www.usnews.com/news/best-countries/thailand (дата обращения 01.05.2023)

45. Thailand: An Emerging Regional Manufacturing Hub for electric vehicles [Электронный ресурс] // Upply. - URL: https://market-insights.upply.com/en/thailand-an-emerging-regional-manufacturing-hub-for-electric-vehicles (дата обращения 01.05.2023)

46. Automotive Industry [Электронный ресурс] // International Trade Administration. - URL: https://www.trade.gov/selectusa-automotive-industry (дата обращения 01.05.2023)

47. Moving Indonesia: the multi-stakeholder network building Indonesia's EV production [Электронный ресурс] // World Economic Forum. - URL: https://www.weforum.org/agenda/2023/02/moving-indonesia-the-multi-stakeholder-network-building-indonesia-s-ev-production-market/ (дата обращения 01.05.2023)

48. Automotive [Электронный ресурс] // Business Indonesia. - URL: https://business-indonesia.org/automotive (дата обращения 01.05.2023)

49. Chhibber B., Gupta N. The Indian automotive industry: From resilience to resurgence? // McKinsey & Company. - 2021. - 8 p.

50. The future of work in the automotive industry / Final report // International Labour Organization.

- 2021. - 38 p.

51. Social Contribution Activities // Toyota. - 2022. - 42 p.

52. Empowering Social Mobility [Электронный ресурс] // Volkswagen Financial Services. - URL: https://www.vwfs.com/en/corporate-responsibility/empowering-social-mobility.html (дата обращения 08.05.2023)

53. Corporate citizenship [Электронный ресурс] // Mercedes-Benz Group. - URL: https://sustainabilityreport.mercedes-benz.com/2022/social/social-commitment/corporate-citizenship.html (дата обращения 08.05.2023)

54. 2022 Impact Report // Ford Motor Company Fund. - 2022. - 23 p.

55. Sustainability [Электронный ресурс] // BWM Group. - URL: https://www.bmwgroup.com/en/sustainability.html (дата обращения 08.05.2023)

56. Policy [Электронный ресурс] // Toyota Motor Corporation. - URL: https://global.toyota/en/sustainability/esg/environmental-policy/ (дата обращения 08.05.2023)

57. Sustainability [Электронный ресурс] // Toyota. - URL: https://www.toyota-europe.com/sustainability (дата обращения 08.05.2023)

58. Supple chain and human rights // Volkswagen Group. - 2022. - P. 104-113.

59. Sustainability [Электронный ресурс] // Volkswagen Group. - URL: https://www.volkswagenag.com/en/sustainability.html (дата обращения 08.05.2023)

60. Sustainability Report 2022 [Электронный ресурс] // Mercedes-Benz Group. - URL: https://group.mercedes-benz.com/sustainability/climate/ (дата обращения 08.05.2023)

61. Environmental, social, and governance [Электронный ресурс] // Ford Motor Company. - URL: https://shareholder.ford.com/investors/esg/ (дата обращения 08.05.2023)

62. Automotive Market Is Expected To Reach USD 28.7 Billion by 2030, Grow at a CAGR Of 4.5% during Forecast Period 2023 To 2030 [Электронный ресурс] // Contrive Datum Insights Pvt Ltd. - URL: https://www.globenewswire.com/news-release/2023/03/22/2632656/0/en/Automotive-Market-Is-Expected-To-Reach-USD-28-7-Billion-by-2030-Grow-at-a-CAGR-Of-4-5-during-Forecast-Period-2023-To-2030-Data-By-Contrive-Datum-Insights-Pvt-Ltd.html (дата обращения 08.05.2023)

63. By 2030 EVs represent more than 60% of vehicles sold globally, and require an adequate surge in chargers installed in buildings [Электронный ресурс] // International Energy Agency. - URL: https://www.iea.org/reports/by-2030-evs-represent-more-than-60-of-vehicles-sold-globally-and-require-an-adequate-surge-in-chargers-installed-in-buildings (дата обращения 08.05.2023)

Авторы публикации Забродина Екатерина Юрьевна - студент, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия. ekatharine030502@gmail. com

Раскрытие информации о конфликте интересов Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Информация о статье

Поступила в редакцию: 20.11.2023 Принята к публикации: 20.12.2023 Опубликована: 31.12.2023

Authors of the publication Ekaterina Yu. Zabrodina - graduate student of the Institute of International Relations of Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, Russia. ekatharine030502@gmail.com

Conflicts of Interest Disclosure

The author declares that there is no conflict of interest.

Article info

Submitted: 20.11.2023

Accepted for publication: 20.12.2023

Published: 31.12.2023

Научная статья Экономические науки

УДК 334.726

ОСОБЕННОСТИ, ФАКТОРЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ВЫНОСА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЦЕПОЧЕК НЕФТЕДОБЫВАЮЩИМИ И НЕФТЕХИМИЧЕСКИМИ ТНК (НА ПЕРИОД

НАЧАЛА 20Х ГОДОВ XXI ВЕКА)

Бакирова Е.А., Исхакова Р.А.

Казанский (Приволжский) Федеральный Университет г. Казань, Россия

Аннотация: в данной статье рассматриваются особенности, факторы и направления выноса производственных цепочек ТНК на начало 20-х гг. XXI века. В рамках данной темы важным фактором является анализ влияния потребности в снижении затрат, лучшей организации производства, развития инфраструктурной базы и доступности ресурсов на стратегии выноса производственных цепочек ТНК.

В ходе исследования было рассмотрено, что большинство компаний нефтехимической отрасли входят в Топ 500/2000 глобальных ТНК. Наибольшая доля приходится на компании из США, Германии, Великобритании и Китая. Авторами были рассмотрены такие лидеры отрасли, как -ExxonMobil, BASF, Royal Dutch Shell, Sinopec Group, Dow Chemical, Total, Saudi Basic Industries, BP, LyondellBasell Industries, China National Chemical. Для того, чтобы определить важность нефтехимических и нефтедобывающих ТНК были изучены факторы, приводящие к выносу производственных цепочек глобальными ТНК, а также направлениям этого процесса в начале 20-х гг. XXI века. Результаты показали следующие выводы - в настоящее время глобальные ТНК активно ведут процесс перестройки производственных цепочек в связи с рядом факторов, таких как изменения в мировой экономике, изменение геополитических условий и появление новых технологий. Большинство из них ориентированы на уменьшение издержек, повышение эффективности производства и улучшение качества продукции.

Ключевые слова: нефтедобывающая промышленность, нефтехимическая промышленность, производственные цепочки, американские ТНК, офшоринг, решоринг.

Благодарности: Особую благодарность за значимые замечания и советы по структуре и оформлению статьи автор статьи выражают своему научному руководителю Егорову Дмитрию Олеговичу, старшему преподавателю кафедры международных отношений Казанского Федерального университета.

Для цитирования: Бакирова Е.А., Исхакова Р.А. Особенности, факторы и направления выноса производственных цепочек нефтедобывающими и нефтехимическими ТНК // Глобальная экономика и образование. - 2023. - Том 3. - № 4. - С. 34-50.

Original article Economic Sciences

FEATURES, FACTORS AND DIRECTIONS OF REMOVAL OF PRODUCTION CHAINS BY OIL-

PRODUCING AND PETROCHEMICAL TNCS

Bakirova E.A., Iskhakova R.A.

Kazan Federal University, Kazan, Russia

Abstract: this article discusses the features, factors and directions of the removal of TNC production chains at the beginning of the 20s of the XXI century. Within the framework of this topic, an important

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.