Научная статья на тему 'Позиции европейских автоконцернов в мировой автомобильной промышленности'

Позиции европейских автоконцернов в мировой автомобильной промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
682
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
автомобилестроение / автомобильные концерны / мировое производство / конкуренция / международная конкурентоспособность / automotive industry / automakers / global manufacturing / competition / international competitiveness

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алиева Асель Бахтияровна

Автомобилестроительная отрасль играет важнейшую роль в отдельных странах и, в целом, в мировой экономике, обеспечивая весомый вклад как в национальные, так и в глобальный ВВП. Любые изменения, происходящие в индустрии, прямым образом отражаются на экономическом росте стран и регионов. В свою очередь, перемены в мировой экономической конъюнктуре также влияют на состояние индустрии – кризисные явления в одних отраслях экономики зачастую переносятся и на автопром. Исторически, в числе лидеров мирового автомобилестроения всегда фигурировали европейские компании, опережающие многих конкурентов из других регионов по объемам производства и продаж легковых автомобилей. Тем не менее, в последние годы позиции европейских автопроизводителей становятся менее уверенными – ряд внешних факторов, включая растущую конкуренцию со стороны игроков из развивающихся стран, представляют существенный риск для будущего развития европейских автогигантов. В статье представлен обзор текущего состояния мировой автомобильной промышленности и ее роли в развитии мировой экономики. Автор отдельно рассматривает роль и позиции участников отрасли из европейского региона, уделяя внимание факторам их конкурентоспособности в условиях стремительно меняющихся трендов в транспортной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

European companies in the global automotive industry Assel Alieva

Automotive industry plays a crucial role in global economy, ensuring significant contribution both to national and world GDP. Any changes in the industry directly affect economic growth of selected countries and regions. Car manufacturing is also largely influenced by the dynamics of the world economy, as crises in other sectors may transfer to the automotive one. European automobile companies have always been at the forefront of the industry, staying ahead of their competitors in terms of production volumes and revenue. However, in recent years their positions have been weakening due to greater competition and other external factors, which jeopardize the future development of European automakers. This article provides an overview of current state of the automotive sector and its role in the global economy. Particular attention is given to the prominent European auto companies and determinants of their competitiveness amid rapidly changing mobility trends.

Текст научной работы на тему «Позиции европейских автоконцернов в мировой автомобильной промышленности»

Позиции европейских автоконцернов в мировой автомобильной промышленности

Алиева Асель Бахтияровна

аспирант кафедры менеджмента, маркетинга и внешнеэкономической деятельности Московского государственного института международных отношений МИД России, [email protected]

Автомобилестроительная отрасль играет важнейшую роль в отдельных странах и, в целом, в мировой экономике, обеспечивая весомый вклад как в национальные, так и в глобальный ВВП. Любые изменения, происходящие в индустрии, прямым образом отражаются на экономическом росте стран и регионов. В свою очередь, перемены в мировой экономической конъюнктуре также влияют на состояние индустрии - кризисные явления в одних отраслях экономики зачастую переносятся и на ав-топром.

Исторически, в числе лидеров мирового автомобилестроения всегда фигурировали европейские компании, опережающие многих конкурентов из других регионов по объемам производства и продаж легковых автомобилей. Тем не менее, в последние годы позиции европейских автопроизводителей становятся менее уверенными - ряд внешних факторов, включая растущую конкуренцию со стороны игроков из развивающихся стран, представляют существенный риск для будущего развития европейских автогигантов.

В статье представлен обзор текущего состояния мировой автомобильной промышленности и ее роли в развитии мировой экономики. Автор отдельно рассматривает роль и позиции участников отрасли из европейского региона, уделяя внимание факторам их конкурентоспособности в условиях стремительно меняющихся трендов в транспортной сфере. Ключевые слова: автомобилестроение, автомобильные концерны, мировое производство, конкуренция, международная конкурентоспособность

Общая характеристика мирового автомобилестроения

Развитие мировой экономики характеризуется ежегодным снижением доли промышленности в мировом ВВП, в частности - ВВП развитых стран. Вместе с тем, несмотря на активную деиндустриализацию, можно выделить отрасли, сохраняющие значительную важность как для глобальной экономики, так и для социально-экономического развития отдельных государств. К числу таких отраслей относится автомобильная промышленность.

По данным Международной организации производителей автомобилей (01СА), в рассматриваемом секторе (включая производство запчастей и комплектующих, разработку и непосредственный выпуск конечной продукции) заняты 9 млн. чел. - или 5% от числа работников в промышленном секторе в мире. С учетом смежных отраслей, включая текстильную и сталелитейную промышленность, а также сферу услуг (продажи, страхование), общее число рабочих мест превышает 50 млн. (мультипликатор равен 7) [1, С.12]. Автомобильная индустрия является важным потребителем потребляют стали (12% мирового объема), алюминия (32%), а также нефти (до 50%) и резины (80%) [2, 3]. По оценкам экспертов, снижение объемов мировой торговли и темпов роста мирового ВВП в 2018 г. на 30% и 20% соответственно объясняется сокращением производства в автомобилестроении [4, С.35].

Оказывая значительное влияние на социально-экономическое развитие стран-производителей автомобильного транспорта, данная отрасль одновременно является отражением состояния глобальной экономики.

о см о см

О Ш

т

X

<

т о х

X

Рис. 1 Производство и продажи легковых автомобилей (млн. ед.), 2005 - 2019 гг.

Источник: составлено автором по данным [5].

Цепочка добавленной стоимости в автомобилестроении является одной из самых инновационных и торгуемых в мире [6, С.71]. В то же время, темпы роста индустрии ниже аналогичного показателя для других высокотехнологичных отраслей - замедлению, во многом, способствовал рост цен на нефть, насыщенность спроса, а также макроэкономическая нестабильность. Наиболее

негативное влияние на развитие автомобилестроения оказал мировой финансово-экономический кризис 20082009 гг.: глобальный объем производства легковых авто в 2009 г. сократился больше, чем на 10% по сравнению с докризисным 2007 г., компании были вынуждены массово сокращать число рабочих мест, а на грани банкротства оказались лидеры отрасли - американские компании Chrysler, Ford и General Motors.

Для восстановления отрасли после кризиса правительства вводили меры как прямой финансовой поддержки производителей, так и стимулирования спроса на новые автомобили [1, С.12]. Данные шаги привели к быстрым результатам: уже в 2010 г. производство превысило докризисный уровень.

С 2018 г. мировой объем производства (и продаж) легкового транспорта стал снова сокращаться; снижение продолжилось и в 2019 г. В качестве основной причины, объясняющей данную тенденцию, выделяется растущая насыщенность рынка (всё большее число потребителей уже являются собственниками транспортных средств). По мнению ряда исследователей, автомобилестроение могло уже достичь т.н. peak car - «пикового автомобиля» - предельного значения того расстояния, которое в среднем ежегодного преодолевают легковые автомобили [7].

Негативный тренд продолжится и в 2020 г. - главной причиной стала приостановка производств из-за распространения Covid-19. По предварительным оценкам, автомобильная отрасль может оказаться в более глубокой рецессии, чем в 2008-2009 гг. - мировой объем продаж может сократиться более, чем на 20% [8, С.4-6].

Другим фактором, оказывающим отрицательное влияние на индустрию, является появление новых, более удобных видов мобильности (сервисов по заказу такси через приложения, каршеринга и карпулинга). Рост популярности таких инструментов побуждает потребителей отказываться от собственного транспорта и, следовательно, влияет на продажи автомобилей по всему миру.

Тем не менее, на сегодняшний автомобили остаются наиболее распространенным видом транспорта. По итогам 2018 г. совокупный объем мирового производства легковых авто составил 71,8 млн. ед., продаж - 68,7 млн. ед. (рис. 1).

Таблица 1

Лидеры по производству легковых автомобилей, тыс. ед., 2005 - 2018 гг.

2018 2012 2005

Страна Рейтинг Объем производства Рейтинг Объем производства Рейтинг Объем производства

Китай 1 23529,42 1 15523,66 4 3941,77

Япония 2 8358,22 2 8554,50 1 9016,74

Германия 3 5120,41 3 5388,46 2 5350,19

Индия 4 4064,77 6 3296,24 11 1264,11

Южная Корея 5 3661,73 4 4167,09 5 3357,09

США 6 2795,97 5 4109,01 3 4321,27

Бразилия 7 2386,76 7 2589,24 8 2011,82

Испания 8 2267,40 11 1539,68 7 2098,17

Франция 9 1763,00 10 1682,81 6 3112,96

Мексика 10 1575,81 9 1810,01 15 846,05

Россия 11 1563,57 8 1970,09 12 1068,51

Великобритания 12 1519,44 12 1464,91 9 1596,36

Лидером автомобильной промышленности в течение нескольких лет остается Китай, который вышел на первую позицию в 2009 г., когда западные автопроизводители столкнулись с кризисом. Объем производства легкового транспорта в КНР с 2005 г. по 2018 г. вырос почти в 6 раз. (табл. 1). На втором месте по производству и продажам находится Япония, лидировавшая до стремительного роста Китая (в 2018 г. там произведено 8,4 млн. ед.), замыкает тройку - Германия (5,1 млн. ед.). В то же время, суммарно в странах ЕС было выпущено 18,7 млн. ед., что относит Европу к числу абсолютных лидеров автомобильной отрасли.

Важным трендом в развитии мирового автомобилестроения является смещение производства в развивающиеся страны Азии и Латинской Америки - Бразилия, Индия, Мексика демонстрируют уверенный рост на фоне ослабления позиций ряда западных стран, включая США и Францию. Подобное изменение расстановки сил объясняется не только кризисом 2008-2009 гг., но и мерами по стимулированию продаж и производства автомобилей, предпринимаемыми правительствами развивающихся стран. Кроме того, развивающиеся страны активно привлекают иностранные инвестиции для развития отрасли, открывают совместные предприятия с зарубежными партнерами.

В то же время, автомобильное производство в странах Латинской Америки и Азии преимущественно направлено на внутренний рынок, в то время как крупнейшими экспортерами остаются Германия (более 20% мирового экспорта автомобилей в 2017 г.), Япония (14%) и США (7%) [9].

Факторы конкурентоспособности европейских автомобилестроительных компаний

Автомобильная промышленность играет важную роль в экономике Европы: выручка автоконцернов составляет 7% европейского ВВП, совокупный объем налогов, уплачиваемый как производителями, так и организациями из смежных отраслей, превышает 410 млрд. евро. Число рабочих мест в автомобильной отрасли насчитывает 13,8 млн. (6,1% всех занятых региона), большинство из которых созданы в смежных и сопутствующих направлениях (производство деталей, продажи и пост-продажное обслуживание, инфраструктура, и др.).

Автомобили, произведенные европейскими предприятиями, импортируются странами по всему миру (чистый экспорт в 2018 г. составил почти 93 млрд. долл.) [10]. Продукция автомобилестроения ЕС считается одной из самых безопасных и экологически чистых в мире, что объясняется постоянным ужесточением регулирования отрасли и повышением требований к выпускаемой автоконцернами продукции.

Крупнейшими европейскими автомобилестроительными компаниями, играющими важную роль развитии отрасли не только в регионе, но и во всем мире, являются Volkswagen AG, Daimler AG, BMW AG, Groupe Renault, Groupe PSA и Fiat Chrysler Automobiles N.V. Суммарно на европейские компании приходится более 30% мирового производства автомобилей. Они выпускают легковые и грузовые автомобили, мотоциклы и другие виды мало- и крупногабаритного транспорта; компаниям в сумме принадлежит 38 марок легковых автомобилей, продающихся по всему миру:

X X

о го А с.

X

го m

о

Источник: составлено автором по данным [5].

ю

2 О M

о

о

CS

0

CS

01

О Ш

m

X

<

m О X X

• Volkswagen AG - Volkswagen, Audi, SEAT, Skoda, Bentley, Bugatti, Lamborghini, Porsche;

• Daimler AG - Mercedes-Benz, Mercedes-AMG, Mercedes-Maybach, smart;

• BMW AG - BMW, MINI, Rolls-Royce;

• Groupe Renault - Renault, Renault Samsung Motors, Dacia, Apline, LADA;

• Groupe PSA - Peugeot, Citroën, Opel, Vauxhall, DS Automobiles;

• Fiat Chrysler - Abarth, Alfa Romeo, Chrysler, Dodge, Fiat, Jeep, Lancia, Maserati, Mopar, Ram, SRT.

Таблица 2

Результаты деятельности европейских автомобилестроительных компаний в 2019 г.

Volkswagen FCA Renault PSA Daimler BMW

Объем

продаж, 10 956 4 600 3 753 3 479 3 340 2 713

тыс. ед

Доля легкового 97,8% 94,8% 83,4% 84,1% 68,2% 93,5%

транспорта

Объем

выручки, 252 632 108 187 55 537 74 731 172 745 104 210

млн. евро

Доля лег-

кового 72,1% NA 88,2% 78,9% 54,3% 88%

транспорта

Средняя

стоимость легкового 16 999 23 519 15 650 20 152 41 179 36 152

авто, евро

Число марок, всего 12 12 7 5 11 4

Число ма-

рок легко- 8 11 7 5 4 3

вых авто

Источник: составлено автором по годовым корпоративным отчетам автомобильных компаний

Конкуренты. Немецкий концерн Volkswagen является ведущим автомобилепроизводителем в Европе и в мире - с объемом выпуска почти в 11 млн. ед. и выручкой, превышающей 252 млрд. евро в 2018 г. Основным конкурентом компании является японская автомобильная ТНК Toyota (10,7 млн. ед.). В десятку лидеров входят также европейские FCA, Renault и PSA (8-10 позиции соответственно).

Несмотря на рост показателей производства в Китае, с точки зрения фирменной структуры лидирующие позиции принадлежат «традиционным» игрокам из Европы, США и Японии. Данное соотношение объясняется растущим присутствием «западных» компаний в развивающихся странах.

Наиболее привлекательным для европейских автоконцернов является рынок Китая - в отличие от Европы или США, где средний уровень автомобилизации превышает 500 и 800 автомобилей на 1000 жителей соответственно [11, С.15], в КНР данный показатель составляет 100 [12], что с учетом роста доходов населения создает дополнительные возможности для развития бизнеса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Volkswagen стал первым европейским автоконцерном, наладившим выпуск своей продукции на территории Китая - с 1989 г. функционирует совместное предприятие SAIC Volkswagen (Шанхай). Вторым СП немецкого производителя стало FAW-Volkswagen (Чанчунь), а в 2017 г. запустился проект по выпуску электромобилей с Anhui Jianghuai. Все китайские СП Volkswagen были объединены в подразделение Volkswagen Group China,

которое является ведущим автопроизводителем на территории КНР (продажи в 2018 г. составили 4,21 млн. ед.) [13].

Помимо Китая, европейские автомобилестроители укрепляют позиции на индийском и латиноамериканском рынках, а также в других странах. По данным UNCTAD, индекс транснационализации рассматриваемых автоконцернов варьируется от 55,7% (BMW) до 79,4% (FCA), а среднее значение в 2000-2018 гг. выросло на 12,2 п.п. - это подтверждает тезис о том, что компании наращивают свое присутствие за пределами стран Европы.

Абсолютными лидерами европейские автопроизводители остаются на рынке ЕС - более 70% продаж легковых авто приходится на 6 рассматриваемых компаний. Несмотря на то, кто крупные американские и азиатские концерны в течение многих лет производят автомобили на территории стран Европы, их доля в совокупном объеме выпуска и продаж остается сравнительно мала.

Поставщики. Под автомобилестроительными компаниями эксперты подразумевают производителей оригинального оборудования (original equipment manufacturer, ОЕМ). Однако в последние годы автоконцерны все больше концентрируются на дизайне транспорта, конечной сборке и маркетинге, заказывая необходимые компоненты у поставщиков. По оценкам Европейской Ассоциации Автомобильных Поставщиков (CLEPA), производители деталей и компонентов ежегодно инвестируют более 20 млрд. евро в НИОКР, а число созданных ими рабочих мест в регионе превышает 5 млн. По подсчетам, около 80% стоимости автомобиля создается разработчиками и поставщиками элементов для автотранспорта [14].

В зависимости от того, кто является заказчиком материалов и компонентов (промежуточный или конечный производитель), выделяется три уровня поставщиков. Поставщики первого уровня работают напрямую с автомобильными компаниями, поставляя компоненты, которые не нуждаются в доработке и используются сразу в сборке. Они же выступают заказчиками у поставщиков второго уровня, не работающих напрямую с ОЕМ - специализируясь в конкретных сферах, они производят элементы, которые потом используются для производства самостоятельных деталей и модулей. Обычно поставщиками второго уровня выступают компании, для которых взаимодействие с предприятиями автомобильной отрасли не является профильным или единственным направлением деятельности. К третьему уровню относятся поставщики сырья и материалов (сталь, стекло, текстиль, и др.); обычно они взаимодействуют как с остальными поставщиками, так и непосредственно с автомобильными компаниями.

Некоторые поставщики стремятся развивать «эксклюзивное» партнерство с отдельными автомобильными концернами, однако в большинстве случаев они поставляют материалы и комплектующие сразу нескольким конкурирующим друг с другом автопроизводителям. Ежегодно роль поставщиков в автомобилестроении увеличивается: выручка 100 лидеров отрасли в 2018 г. выросла на 7,6%, по сравнению с прошлым годом, составив почти 900 млрд. евро [15, С.6]. Абсолютным лидером индустрии поставщиков автомобильных компонентов является немецкая компания Robert Bosch, заработавшая в том же периоде 49,5 млрд. евро [16, С.4] -значительно больше, чем многие мировые автоконцерны.

Потребители. Автомобилестроение становится более клиентоцентрированной отраслью: именно предпочтения потребителей определяют то, как должен выглядеть и работать автомобиль, какие у него должны быть функции и технические характеристики. Под влиянием цифровизации тренды в автомобилестроении стремительно меняются, поэтому для сохранения конкурентных преимуществ концернам критически важно оперативно подстраиваться под ключевые тенденции.

На текущий момент автомобильная промышленность преимущественно ориентируется на категорию «30+», которые являются основными покупателями легковых автомобилей. Однако после 2025 г. почти половину всего спроса будут предъявлять «миллениалы», рожденные в начале 2000-х.

Пользовательский опыт «миллениалов» сформирован постоянным взаимодействием с цифровыми платформами из других отраслей экономики - Airbnb, Uber, Facebook, и др. Потребители данной возрастной группы привыкли получать интересующие их товары и услуги быстро, «онлайн» и в одном месте, и подобные требования они предъявляют к вопросам покупки легковых автомобилей и их функционированию. По данным опроса, проведенного компанией Accenture, более 50% покупа-телей-«миллениалов» рассчитывают приобрести свой первый автомобиль в интернете (поскольку это быстрее, проще и позволяет сравнить сразу несколько опций по характеристикам и цене), и почти 70% хотели бы, чтобы их покупку доставили напрямую домой [17, С.6]. «Миллениалы» не рассматривают дилерские центры как единственно возможный или приоритетный способ покупки автомобиля; с учетом того, что в современных условиях автодилеры являются основным каналом продаж и взаимодействия с потребителями, автоконцернам критически важно перестраивать весь формат коммуникации с клиентами.

Государство. С учетом той роли, которую автомобильная промышленность играет в экономиках разных стран, высокая степень государственного влияния и регулирования отрасли является достаточно оправданной. Кризис 2007-2008 гг. показал, что национальные правительства готовы активно вводить финансовые и нефинансовые меры поддержки игроков рассматриваемой индустрии, предоставляя льготные займы, а также субсидируя покупку новых транспортных средств потребителями. Однако, одновременно с этим страны применяют множество инструментов, контролирующих и в определенной степени ограничивающих деятельность автоконцернов. Лидером по числу нормативно-правовых актов и регламентов в отношении автопрома является Европа - автомобилестроение региона является наиболее «зарегулированной» индустрией, по сравнению с другими странами, а также другими отраслями экономики ЕС. К ключевым направлениям, в рамках которых осуществляется регулирование европейского ав-топрома, относятся: повышение энергоэффективности и экологичности транспорта; безопасность движения; производство комплектующих; поставки сырья; сертификация; налогообложение.

По мнению Европейской Комиссии, устанавливаемые правила и регламенты направлены на укрепление конкурентных позиций европейских автоконцернов на мировом рынке: в первую очередь, транспортные средства, выпускаемые согласно региональным НПА, соответствуют более жестким требованиям, чем продукция производителей из других стран, что делает их более

привлекательными в странах с высокими требованиями к безопасности и энергоэффективности ТС [18]. Кроме того, устанавливаемые в странах ЕС стандарты в одинаковой мере распространяются на все компании, осуществляющие производство на территории региона -как европейские, так и зарубежные.

Тем не менее, представители индустрии отмечают, что вводимые ограничения фактически усложняют положение европейских автогигантов в контексте глобального рынка, стимулируя компании выводить свои производственные мощности за пределы Европы - в страны с менее жестким регулированием и более низкими издержками производства. По оценкам, повышение требований к легковому автотранспорту в регионе с 1998 г. по 2011 г. выражалось в ежегодном росте расходов на 4%.

Для того, чтобы выпускать продукцию, соответствующую устанавливаемым стандартам, европейские автопроизводители вынуждены оптимизировать бизнес-процессы, а также искать, разрабатывать и внедрять инновационные технологии. В 2018 г. расходы на НИОКР автомобильных компаний в Европе превысили 55 млрд. евро [19]. В целом, по сравнению с конкурентами из других стран, европейские автоконцерны лидируют по размеру инвестиций в разработку новых технологий.

Таким образом, автомобилестроители находятся под одинаковым давлением со стороны четырех внешних факторов: конкурентов, поставщиков, потребителей и государства. Европейские автогиганты занимают лидирующие позиции на глобальном автомобильном рынке, однако наращивание производства в развивающихся странах, постоянное ужесточение регулирования, рост монопольной власти поставщиков компонентов и стремительно меняющиеся предпочтения потенциальных клиентов отражаются на конкурентоспособности рассматриваемых компаний, ставя их лидерство под угрозу. А с учетом негативного влияния временного закрытия производств в рамках борьбы с пандемией нового коронавируса, положение европейских игроков мирового автомобильного сектора может измениться еще более существенным образом.

Литература

1. Кондратьев В.Б. Автопром: кризис и инновации // Мировая экономика и международные отношения. -2011. - №3.

2. With production cutbacks in autos and aerospace, Coronavirus hits aluminum [Electronic resource] - Podcast. S&P Global Platts. - Mode of access: https://www.spglobal.com/platts/en/market-insights/pod-casts/focus/033120-autos-aerospace-aluminum-corona-virus

3. Trends in Steel Usage In The Automotive Industry // Forbes. [Electronic resource] - May 20, 2015. - mode of access: https://www.forbes.com/sites/greatspecula-tions/2015/05/20/trends-in-steel-usage-in-the-automotive-industry/#5956a6591476

4. World Economic Outlook: Global Manufacturing Downturn, Rising Trade Barrier - Washington, DC: International Monetary Fund, 2019.

5. Organisation Internationale des Constructeurs d'Automobiles - [Электронный ресурс] - Mode of access: URL http://www.oica.net/production-statistics/

6. Кондратьев В. Б., Попов В. В., Кедрова Г. В. Трансформация глобальных цепочек стоимости: опыт трех отраслей //Мировая экономика и международные отношения. - 2020. - Т. 64. - №. 3.

X X

о го А с.

X

го m

о

2 О M

о

о

CS

о

CS 1Л

О Ш

m

X

<

m О X X

7. Naughton K, Welch D. This Is What Peak Car Looks Like // Bloomberg Businessweek. [Electronic resource]. -28.02.2012. - Mode of access: https://www.bloom-berg.com/news/features/2019-02-28/this-is-what-peak-car-looks-like

8. Coronavirus: impact on the automotive industry worldwide - Statista, 2020.

9. Who exported Cars in 2017? // Atlas of Economic Complexity. [Electronic resource]. - Mode of access; http://atlas.cid.harvard.edu/explore?country=unde-fined&product=1763&year=2017&productClass=HS&tar-get=Product&partner=undefined&startYear=1995

10. Trade // ACEA. [Electronic resource]. - Mode of access: https://www.acea.be/statistics/tag/category/trade

11. Бутов А.М. Рынок новых легковых автомобилей // НИУ ВШЭ, Центр развития, 2017. [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://dcenter.hse.ru/data/2017/08/30/1173968062/Pbi-нок%20новых%20легковых%20автомобилей

12. Vehicles in Use // Organisation Internationale des Constructeurs d'Automobiles. [Electronic Resource]. -Mode of Access: http://www.oica.net/category/vehicles-in-use/

13. Volkswagen Group China. [Electronic resource]. -Mode of access: https://www.volkswagenag.com/en/sus-tainability/reporting/regions/china.html

14. Foy H. Age of mega supplier heralds danger for carmakers // Financial Times. [Electronic resource]. - May 18, 2014. - Mode of access: https://www.ft.com/con-tent/50c272c4-dce9-11e3-ba13-00144feabdc0

15. The World's 100 Biggest Automotive Suppliers in 2018. Berylls's Study on the Global Automotive Supplier Industry - Berylls Strategy Advisors, 2018. The biggest suppliers beef up for change // Supplement to Automotive News - June 24, 2019.

16. The Future of Automotive Sales - Accenture, 2019.

17. European Commission Staff Working Document. Annex to the Proposal for a Regulation of the European Parliament and of the Council on Type Approval of Motor Vehicles with Respect to Emissions and on Access to Vehicle Repair Information, Amending Directive 72/306/EEC and Directive ../../EC [Electronic resource]. - Mode of access: https://eur-lex.europa.eu/legal-con-

tent/EN/TXT/HTML/?uri=CELEX:52005SC1745&from=EN

18. Research and Innovation // ACEA. [Electronic resource]. - Mode of access: https://www.acea.be/industry-topics/tag/category/research-and-innovation

European companies in the global automotive industry Assel Alieva

Moscow State Institute of International Relations of the MFA of Russia

Automotive industry plays a crucial role in global economy, ensuring significant contribution both to national and world GDP. Any changes in the industry directly affect economic growth of selected countries and regions. Car manufacturing is also largely influenced by the dynamics of the world economy, as crises in other sectors may transfer to the automotive one. European automobile companies have always been at the forefront of the industry, staying ahead of their competitors in terms of production volumes and revenue. However, in recent years their positions have been weakening due to greater competition and other external factors, which jeopardize the future development of European automakers. This article provides an overview of current state of the automotive sector and its role in the global economy. Particular attention is

given to the prominent European auto companies and determinants of their competitiveness amid rapidly changing mobility trends.

Key words: automotive industry, automakers, global manufacturing, competition, international competitiveness References

1. Kondratiev VB Auto industry: crisis and innovation // World Econ-

omy and International Relations. - 2011. - No. 3.

2. With production cutbacks in autos and aerospace, coronavirus

hits aluminum [Electronic resource] - Podcast. S&P Global Platts. - Mode of access:

https://www.spglobal.com/platts/en/market-insights/pod-casts/focus/033120-autos-aerospace-aluminum-coronavirus

3. Trends in Steel Usage In The Automotive Industry // Forbes.

[Electronic resource] - May 20, 2015. - mode of access: https://www.forbes.com/sites/greatspecula-tions/2015/05/20/trends-in-steel-usage-in-the-automotive-in-dustry / # 5956a6591476

4. World Economic Outlook: Global Manufacturing Downturn, Ris-

ing Trade Barrier - Washington, DC: International Monetary Fund, 2019.

5. Organization Internationale des Constructeurs d'Automobiles -

[Electronic resource] - Mode of access: URL http://www.oica.net/production-statistics/

6. Kondratiev V. B., Popov V. V., Kedrova G. V. Transformation of

global value chains: the experience of three industries // World Economy and International Relations. - 2020. - T. 64. - No. 3.

7. Naughton K., Welch D. This Is What Peak Car Looks Like //

Bloomberg Businessweek. [Electronic resource]. - 02/28/2012. - Mode of access: https://www.bloomberg.com/news/fea-tures/2019-02-28/this-is-what-peak-car-looks-like

8. Coronavirus: impact on the automotive industry worldwide - Sta-

tista, 2020.

9. Who exported Cars in 2017? // Atlas of Economic Complexity.

[Electronic resource]. - Mode of access; http://atlas.cid.har-vard.edu/explore?country=undefined&prod-uct=1763&year=2017&productClass=HS&target=Prod-uct&partner=undefined&startYear=1995

10. Trade // ACEA. [Electronic resource]. - Mode of access: https://www.acea.be/statistics/tag/category/trade

11. Butov A.M. The market for new cars // HSE, Development Center, 2017. [Electronic resource] .- Access mode: https://dcenter.hse.ru/data/2017/08/30/1173968062/Mar-ket%20new%20 cars%20 cars

12. Vehicles in Use // Organization Internationale des Constructeurs d'Automobiles. [Electronic Resource]. - Mode of Access: http://www.oica.net/category/vehicles-in-use/

13. Volkswagen Group China. [Electronic resource]. - Mode of access: https://www.volkswagenag.com/en/sustainability/report-ing/regions/china.html

14. Foy H. Age of mega supplier heralds danger for carmakers // Financial Times. [Electronic resource]. - May 18, 2014. - Mode of access: https://www.ft.com/content/50c272c4-dce9-11e3-ba13-00144feabdc0

15. The World's 100 Biggest Automotive Suppliers in 2018. Berylls's Study on the Global Automotive Supplier Industry - Berylls Strategy Advisors, 2018. The biggest suppliers beef up for change // Supplement to Automotive News - June 24, 2019.

16. The Future of Automotive Sales - Accenture, 2019.

17. European Commission Staff Working Document. Annex to the Proposal for a Regulation of the European Parliament and of the Council on Type Approval of Motor Vehicles with Respect to Emissions and on Access to Vehicle Repair Information, Amending Directive 72/306 / EEC and Directive ../../EC [ Electronic resource]. - Mode of access: https://eur-lex.europa.eu/le-gal-con-

tent/EN/TXT/HTML/?uri=CELEX//2005SC1745&from=EN

18. Research and Innovation // ACEA. [Electronic resource]. - Mode of access: https://www.acea.be/industry-topics/tag/category/re-search-and-innovation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.