Научная статья на тему 'Особенности факторного анализа показателей рентабельности деятельности предприятий туристской индустрии'

Особенности факторного анализа показателей рентабельности деятельности предприятий туристской индустрии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1213
558
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ / ПРЕДПРИЯТИЯ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ / FACTOR ANALYSIS / PROFITABILITY / ENTERPRISES OF TOURISM INDUSTRY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юманова Ольга Сергеевна

В условиях рыночной экономики, когда развитие любого предприятия осуществляется за счет собственных средств, важное значение имеет устойчивое финансовое состояние, которое реализуется системой показателей рентабельности, характеризующих как эффективность деятельности туристского предприятия в целом, так и эффективность использования отдельных видов ресурсов. Результаты факторного анализа показателей рентабельности по моделям позволят определить резервы роста эффективности и направления дальнейшего их изыскания, установить влияние уровня эффективности и его изменения в пофакторном разрезе на степень устойчивости финансового состояния турпредприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

market economy, when the development of any enterprise is carried out at its own expense, the significant importance includes in sound financial condition, which realized a system of indicators of profitability, describing both the effectiveness of the of tourist enterprise as a whole, and the effectiveness of the use of certain types of resources. The results of factor analysis on indicators of profitability model will allow determining effectiveness of reserves of growth and direction of their further research, and also to establish the effect of efficiency and its changes in factorly cut on the degree of stability of the financial condition of tourist enterprise

Текст научной работы на тему «Особенности факторного анализа показателей рентабельности деятельности предприятий туристской индустрии»

Таким образом, важнейшей задачей государства является продвижение российского туристского продукта на мировом рынке и создание образа России как страны, благоприятной для туризма.

Литература

1. Гельман В.Я. Статистика туризма. Учебник для студентов высших учебных заведений.М.: Академия, 2010. 336с.

2. Драчёва Е.А., Исмаева Д.К., Забаев Ю.В. Экономика и организация туризма: международный туризм. Учебное пособие. Гриф УМО МО РФ под ред. Рябова И.А. М.: КноРус, 2010., изд.4-е. 568с.

3. Каурова О.В., Малолетко А.Н., Карманова Т.Е. Статистика туризма. Учебник (на русском и английском языке). Гриф УМО МО РФ. М.: КноРус, 2010. 240 с.

4. Леннон Дж.Д., Смит Х.,Кокрелл Н., Трю Д. Управление индустрией туризма. Лучший опыт деятельности национальных организаций и агентств по туризму. М.: Группа ИДТ, 2008. 272 с.

5. Назаров М.Г. Курс социально-экономической статистики. Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Статистика». Гриф УМО МО РФ. Изд. 8-е. М.: Омега-Л, 2010. 1013 с.

6. Неганова Л.М., Замедлина Е.А., Шевелева Ю.Г. Статистика. М.: Приор, 2011. 144 с.

7. Харченко Н.М. Статистика. М.: Дашков и К, изд. 2-е, 2009. 368 с.

УДК 338.48

ОСОБЕННОСТИ ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ Юманова Ольга Сергеевна, преподаватель, olga123488@mail.ru,

ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва

In a market economy, when the development of any enterprise is carried out at its own expense, the significant importance includes in sound financial condition, which realized a system of indicators ofprofitability, describing both the effectiveness of the of tourist enterprise as a whole, and the effectiveness of the use of certain types of resources. The results of factor analysis on indicators of profitability model will allow determining effectiveness of reserves of growth and direction of their further research, and also to establish the effect of efficiency and its changes in factorly cut on the degree of stability of the financial condition of tourist enterprise.

В условиях рыночной экономики, когда развитие любого предприятия осуществляется за счет собственных средств, важное значение имеет устойчивое финансовое состояние, которое реализуется системой показателей рентабельности, характеризующих как эффективность деятельности туристского предприятия в целом, так и эффективность использования отдельных видов ресурсов. Результаты факторного анализа показателей рентабельности по моделям позволят определить резервы роста эффективности и направления дальнейшего их изыскания, установить влияние уровня эффективности и его изменения в пофакторном разрезе на степень устойчивости финансового состояния турпредприятия.

Keywords: factor analysis, profitability, enterprises of tourism industry

Ключевые слова: факторный анализ, рентабельность, предприятия туристской

индустрии.

Функционирование туристского предприятия в современной бизнес-среде связано, с одной стороны, с большой экономической свободой, предполагающей возможность распоряжения полученными средствами, а с другой -- с ответственностью за результаты своей деятельности, обязывающей эффективно использовать имеющийся ресурсный потенциал. Оценить сложившуюся хозяйственную ситуацию возможно в процессе аналитической работы, проводимой на турпредприятии.

Определение возможностей роста эффективности, а также разработка вариантов соответствующих управленческих решений определяется с помощью решения задачи факторного анализа показателей эффективности, которая предполагает проведение исследования, осуществляемое в рамках применения таких приемов анализа, как факторное моделирование, элиминирование, т.е. способ цепных подстановок, способ абсолютных разниц (отклонений), являющийся модификацией способа цепных подстановок и др.

В современных публикациях предлагается множество детерминированных моделей факторного анализа показателей эффективности, которые иногда существенно различаются по своему содержанию. Модели, построенные на основе информации, содержащейся в бухгалтерской отчетности, представляются весьма продуктивными, так как отражают процесс формирования показателей эффективности, учитывают возможное многообразие фактов, операций, условий функционирования туристских предприятий.

Основной целью деятельности туристского предприятия в рыночных условиях является поиск оптимальных управленческих решений, направленных на максимизацию прибыли, относительным выражением которой являются показатели рентабельности. Показатели рентабельности как любые относительные показатели представляют собой важные характеристики факторной среды формирования прибыли и дохода предприятий туристской индустрии.

стр. 191 из 249

Проблематика применения аналитических процедур в этой области заключается в том, что авторами предлагаются различные подходы к формированию не только базовой системы показателей, но и методик анализа показателей рентабельности. Кроме того, очень незначительное внимание уделяется факторному анализу рентабельности. Поэтому на практике (например, в аудите в рамках сопутствующих услуг или в управленческом учете при формирование решений на базе ретроспективного анализа) возникают определенные сложности.

С целью определения рентабельности деятельности предприятий туриндустрии их следует разделить на два типа:

• туроператоры, занимающиеся формированием, продвижением и реализацией туристского продукта;

• турагенты, занимающиеся деятельностью по продвижению и реализации турпродукта.

Фирма-туроператор, разработав конкретный турпродукт, либо самостоятельно

реализует его, либо предоставляет возможность своим партнерам продавать эти турпродукты с учетом скидки турагента (от 5% и выше от стоимости туристского продукта). В ряде случаев турагенты, желающие получить дополнительные прибыли с продажи туров других турфирм, завышают цены на них, но в целом считается, что турпродукты предлагаются по цене фирмы-туроператора.

Содержание основного источника информации для анализа рентабельности в составе финансовой отчетности (форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках») будет существенно различаться по содержанию в зависимости от указанных типов предприятий. Так, в отличие от туроператоров, турагенты будут составлять форму № 2 подобно предприятиям торговли. Для получения финансового результата у туроператора из валового дохода вычитают себестоимость, у турагента - издержки обращения. При этом валовой доход, полученный туроператором, равен сумме выручки от реализации туристского продукта, в то время, как у турагента этот показатель определяется как разница между продажной и покупной ценами реализованных турпродуктов, т.е. из строки 010 вычитается строка 020 формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках».

Различия между туроператорами и турагентами, возникают и в расчетах влияния факторов на рентабельность, определяемую отношением результата от реализации турпродукта к объему продаж. Ниже рассмотрен пример факторного анализа рентабельности продаж у туроператора и турагента на основе условных данных.

Таблица 1

Основные показатели деятельности туроператора (турагента)

Наименование показателя Код За отчетный За аналогичный Отклоне-

строки в форме № 2 период (тыс. руб-) период предыдущего года (тыс. руб.) ние +/-

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) 010 8300 8140 +160

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг (покупная стоимость) 020 5819 5943 -124

Коммерческие расходы (И) 030 1507 1034 +473

Прибыль (убыток) от продаж 050 974 1163 -189

На основе приведенных данных о деятельности турагента (таблица 1) валовой доход (р), как разница между продажной и покупной ценой реализованного турпродукта, составит D0 = 8140 - 5943 = 2197 тыс. руб.

Dl = 8300 - 5819 = 2481 тыс. руб.

Для анализа рентабельности продаж используют следующую смешанную факторную модель

N - S г = 100, (1)

N

где N -- выручка; S -- себестоимость.

Степень влияния факторов на изменение рентабельности продаж можно проследить с помощью способа цепных подстановок.

Таблица 2

Факторный анализ рентабельности продаж турагента

Факторы Расчет влияния факторов на рентабельность продаж Изменение рентабельности за счет факторов, %

1. Изменение объема выручки, тыс. руб. П _ И П _ И А = П° И 0 П° И 0 (2) - " ^ N. 2197-1034 2197-1034 = = 8300 8140 - 0,14 - 0,143 - - 0,003 - 0,3

2. Изменение валового дохода, тыс. руб. — - и — - И А г0 = —1 И 0 —0 И 0 (3) = в N1 N1 2481 -1034 2197 -1034 = = 8300 8300 = 0,174 - 0,14 = + 0,034 + 3,4

3. Изменение коммерческих расходов, тыс. руб. — - и — - И А гИ = —1 И1 —1 И 0 (4) = И N1 N1 2481 -1507 2481 -1034 = = 8300 8300 = 0,117 - 0,174 = - 0,057 - 5,7

Таким образом, сумма факторных отклонений даст общее изменение рентабельности за период

Дт + Д^ + Лги = гі - го, (5)

D - И D - И

где г0= ^ X100, г1 = -1----------1X100, (6, 7)

0 N. N

- рентабельность продаж соответственно предыдущего и отчетного периодов.

— - И 2197 -1034

Рентабельность продаж составит: го =—0------- х 100 =-----------х 100= 14,3%.

0 Nо 8140

Г1 = X100 = 2481 -1507 X100= 11,7%.

1 N 8300

Проверка факторной модели: - 0,3 + 3,4 - 5,7 = 11,7 - 14,3 = - 2,6%.

Таким образом, на основании проведенных расчетов, очевидно, что рентабельность продаж в целом снизилась на 2,6% (11,7 - 14,3), в том числе за счет изменения:

- объема выручки: Д^ = 14 - 14,3 = - 0,3%;

- валового дохода: Д^ = 17,4 - 14 = + 3,4%;

- коммерческих расходов: ДгИ = 11,7 - 17,4 = - 5,7%.

В факторном анализе туроператоров уровни рентабельности предыдущего и отчетного периодов следует выражать формулами

N - S N - S

го = —0---х 100, г1 = —1----1 х 100, (8, 9)

0 N0 ’ 1 N1 ’ ' ’ '

где S - себестоимость турпродукта в сумме с коммерческими расходами.

Таблица 3

Факторный анализ рентабельности продаж туроператора

Факторы Расчет влияния факторов на Изменение рентабельности

рентабельность продаж за счет

факторов, %

1. Изменение объема продаж, тыс. руб. Д rN = N N ^ (10) = N N1 N0 ' ' 8300 - 6977 8140 - 6977 = = 8300 8140 = 0,159 - 0,143 = + 0,016 + 1,6

2. Изменение себестоимости турпродукта, тыс. руб. Д rs = N1 - S1 N1 - (11) = s N1 N1 8300 - 7326 8300 - 6977 = = 8300 8300 = 0,117 - 0,159 = - 0,042 - 4,2

Сумма влияния рассмотренных факторов равна абсолютному изменению

рентабельности продаж в отчетном периоде по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

ArN + Ars = ri - ro, (12).

Полученное равенство подтверждает правильность расчетов

1,6 - 4,2 = 11,7 - 14,3 = - 2,6%.

В отчетном году произошло снижение рентабельности продаж на 2,6% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Как видно из данных табл. 3, наибольшее влияние на изменение рентабельности продаж турпродукта оказало увеличение себестоимости турпродукта (в сумме с коммерческими расходами), под воздействием данного показателя рентабельность уменьшилась на 4,2%. В результате увеличения объема продаж на 160 тыс. руб. рентабельность продаж увеличилась на 1,6%.

Итак, проведенный факторный анализ позволил определить влияние факторов и, как следствие, уровень планирования и прогнозирования финансовых результатов.

Таким образом, основными резервами роста рентабельности продаж турпредприятий являются: снижение себестоимости, коммерческих расходов; рост выручки от продажи, валовой прибыли (дохода).

Литература

1. Здоров А.Б. Экономика туризма: Учебник. Финансы и статистика, 2007.

2. Мазурова И.И., Белозерова Н.П., Леонова Т.М., Подшивалова М.М. Анализ эффективности деятельности предприятия: Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010.

3. Особенности бухгалтерского учета и экономического анализа в туризме и гостиничном бизнесе: учебно-методическое пособие / О.И. Васильчук, Н.Г. Старчинкова, А.П. Данилов, Н.В. Сухина. Тольятти: Изд-во ПВГУС, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.