Научная статья на тему 'Методические подходы к определению эффективности предприятий туриндустрии'

Методические подходы к определению эффективности предприятий туриндустрии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1820
481
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИБЫЛЬ / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ / ПОКАЗАТЕЛИ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / PROFIT / PROFITABILITY / PROFITABILITY INDICATORS / ECONOMIC EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Подсевалова Елена Николаевна

Статья посвящена анализу рентабельности деятельности предприятия туристской индустрии. Рассмотрен механизм образования чистой прибыли предприятия и пути ее увеличения. Раскрыта сущность экономической эффективности и экономического эффекта. Определено понятие «рентабельности», рассмотрены показатели рентабельности деятельности туристского предприятия, порядок их расчета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article analyzes the profitability of the enterprise tourism industry. The author considers the mechanism of formation of net profit and the ways of its increase. The article reveals the essence of economic efficiency and economic benefit. The author defined the concept of "profitability" and considered profitability indicators of performance of tourist enterprise, the procedure for their calculation

Текст научной работы на тему «Методические подходы к определению эффективности предприятий туриндустрии»

Литература

1. Башкова А. М. Антикризисные стратегии предприятий гостиничного бизнеса.

Автореф. дис... к-та экон. наук. М., 2010.

2. Есина Л. Б. Внутренний маркетинг как инструмент повышения производительности

труда персонала и качества услуг гостеприимства и туризма. Автореф. дис. к-та экон. наук. Пенза, 2008.

3. www.hotelline.ru (Дата обращения: 21.03.2011).

УДК 338.48

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ТУРИНДУСТРИИ

Подсевалова Елена Николаевна, доцент кафедры «Бухгалтерский учет и налогообложение», [email protected],

ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва

This article analyzes the profitability of the enterprise tourism industry. The author considers the mechanism of formation of net profit and the ways of its increase. The article reveals the essence of economic efficiency and economic benefit. The author defined the concept of ''profitability ” and considered profitability indicators of performance of tourist enterprise, the procedure for their calculation.

Статья посвящена анализу рентабельности деятельности предприятия туристской индустрии. Рассмотрен механизм образования чистой прибыли предприятия и пути ее увеличения. Раскрыта сущность экономической эффективности и экономического эффекта. Определено понятие «рентабельности», рассмотрены показатели рентабельности деятельности туристского предприятия, порядок их расчета.

Keywords: profit, profitability, profitability indicators, economic efficiency

Ключевые слова: прибыль, рентабельность, показатели рентабельности, экономическая эффективность

Туристская индустрия представляет собой систему взаимосвязанных предприятий как материального производства, так и непроизводственной сферы, которые участвуют в процессе производства, распределения, обмена и потребления туристского продукта, в освоении и использовании туристских ресурсов и создании материально-технической базы туризма [9, с. 204].

На рубеже ХХ-ХХ1 веков в результате развития инфокоммуникационных технологий и международных экономических связей индустрия туризма превратилась в одну из самых

перспективных отраслей мировой экономики. На современном этапе развития туристская индустрия является одной из лидирующих групп отраслей мировой экономики, отличается динамичностью развития и высокой доходностью.

По данным Всемирной туристской организации (UNWTO) туризм обеспечивает свыше 10% мирового национального продукта и около 30% объема торговли. По предварительным данным Росстата, доходы от туризма в 2010 году составляют $1,5 трлн, а по прогнозам Минэкономразвития России к 2020 году превысят $2 трлн. По заключениям экспертов, усиление роли туризма, его социально-экономической значимости является общепризнанной тенденцией мирового хозяйства.

Экономическая эффективность деятельности туристского предприятия предполагает конкретизацию понятий «экономическая эффективность» и «экономический эффект». Экономический эффект - абсолютная величина, обозначающая результат туристского бизнеса. Один и тот же эффект может быть получен разными способами, с разными затратами. И наоборот, одинаковые затраты могут дать разные результаты. Поэтому необходимо сравнение результатов с затратами. Соизмерение эффекта и затрат на его достижение является основой экономической эффективности. Таким образом, экономическая эффективность - это относительная величина, получаемая в результате соотношения одной абсолютной величины (эффекта) с другой абсолютной. На уровне туристских предприятий показатели общей экономической эффективности включают общие и частные показатели. Обе группы показателей являются статичными и показывают уровень абсолютного эффекта, достигнутого в определенный момент времени, или уровень использования того или иного вида ресурсов (затрат) также в определенный момент времени.

Общие показатели делятся на абсолютные и относительные. В составе абсолютных показателей традиционно рассматривают показатели прибыли (в денежном эквиваленте), в составе относительных показателей - показатели рентабельности (исчисляются в процентах).

В современных условиях рыночной экономики основными показателями, при помощи которых можно оценить эффективность финансово-хозяйственной деятельности предприятия туристской индустрии, являются показатели прибыли и рентабельности.

Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, началом формирования прибыли является получение выручки от реализации услуг (рис. 1). Именно прибыль создает гарантии существования туристского предприятия, поскольку определяет наличие заинтересованности учредителей в дальнейшем ведении предпринимательской деятельности. Показатель рентабельности наиболее ярко характеризует эффективность деятельности турпредприятия.

стр. 160 из 249

Предприятия туриндустрии, устанавливая цены на услуги, реализуют их потребителям, получая при этом выручку от реализации, которая сопоставляется с затратами на создание туристской услуги, принимающими форму себестоимости туристских услуг.

Рис. 1. Схема образования чистой прибыли

Выручка туристского предприятия определяется объемом денежных средств, поступающих за реализованные услуги без учета специальных налогов.

Размер выручки (в0Р) определяется уровнем цен и количеством реализованных туристских услуг по формуле:

вр = !,ЦЖ ■ (6)

2=1

где Ц - цена 1-й услуги, руб.;

О - количество реализованных услуг 1-го вида.

Если выручка превышает себестоимость, т.е. разность между выручкой и себестоимостью является положительной величиной, финансовый результат свидетельствует

стр. 161 из 249

о получении прибыли. В противном случае, предприятие получает отрицательный финансовый результат, т.е. несет убытки. Если же выручка от реализации равна себестоимости, то в этом случае предприятие смогло только возместить затраты на производство и реализацию услуг.

С экономической точки зрения прибыль - это разность между денежными поступлениями и выплатами. На величину прибыли и ее динамику воздействуют факторы, как зависящие (эндогенные), так и не зависящие (экзогенные) от предприятия индустрии туризма.

К не зависящим от турпредприятия факторам можно отнести конъюнктуру рынка, уровень цен на материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, а также нормы амортизации основных средств, используемых турпредприятиями.

В определенной зависимости от предприятия находятся такие факторы, как уровень цен на реализуемые турпродукты и оплата труда работников турпредприятия, качественный состав персонала, конкурентоспособность услуг, организация труда, его производительность и эффективность финансового планирования.

Основными путями увеличения прибыли являются:

• увеличение объема продаж туристского продукта;

• расширение номенклатуры туристского продукта и дополнительных услуг;

• улучшение качества обслуживания потребителей;

• снижение себестоимости туристского продукта по элементам затрат;

• расширение рынка продаж;

• совершенствование управления предприятием в условиях конкуренции;

• продажа излишнего имущества, сдача в аренду и др.[ 12, с.145].

Анализ состава и структуры расходов туристского предприятия влияет на возможность турпредприятия снизить затраты, и, следовательно, увеличить прибыль без увеличения цен на свои услуги. Данный анализ также позволяет предприятию туриндустрии выявить резервы снижения непроизводительных затрат. Так, турагент не может влиять на постоянные расходы, включаемые туроператором в стоимость турпродукта, поэтому турагентство может анализировать затраты по турам и выбирать наиболее выгодные из туров.

Величина цены на туристскую услугу определяется ее себестоимостью и спросом на нее. Кроме того, на цену услуги влияют такие факторы, как уровень обслуживания, форма обслуживания, конъюнктура рынка услуг, сезонность предоставления туруслуг, эффективность рекламы и др. Структуру цены составляют: себестоимость туристской

стр. 162 из 249

услуги; косвенные налоги; прибыль туристской организации; скидки для отдельных групп туристов; надбавка или скидка (комиссионное вознаграждение) в пользу посредника.

Определение предельного уровня прибыли на полный сформированный турпродукт является важной проблемой в сфере туристского бизнеса, где жесткая конкуренция вынуждает использовать ценовые методы борьбы за клиентов.

Рентабельность - это отношение прибыли к затратам, где в качестве прибыли может быль использована величина балансовой, чистой прибыли, прибыли от реализации продукции, а также прибыли от разных видов деятельности предприятия. В знаменателе в качестве затрат могут быть использованы показатели стоимости основных и оборотных фондов, выручки от реализации, себестоимости продукции собственного и заемного капитала и т.д.

По структуре построения показатели рентабельности относятся к качественным показателям.

Предприятие считается прибыльным, если в результате своей деятельности, оно покрывает не только затраты на производство турпродукта, но и получает прибыль.

Информационной базой для определения коэффициентов рентабельности является бухгалтерская (финансовая) отчетность. Однако публикуемая отчетность не может предоставить детальные данные о структуре турпродукции, цене реализации отдельных видов туров. Поэтому при анализе используются еще аналитические данные по следующим счетам бухгалтерского учета: 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки», счета учета затрат предприятия.

В финансово-экономическом анализе применяется три группы показателей рентабельности деятельности предприятия:

•S рентабельность предприятия;

•S рентабельность продукции;

•S рентабельность капитала.

Рентабельность предприятия характеризует эффективность использования вложенных в предприятие средств. В общем виде показатель рентабельности предприятия можно представить в виде формулы

Р = П / Ф,

где Р - рентабельность предприятия;

П - прибыль;

Ф - активы предприятия.

Рентабельность продукции определяется как соотношение суммы прибыли до налогообложения к полной себестоимости реализованных туров. Названный показатель

стр. 163 из 249

имеет важное значение при контроле за прибыльностью отдельных туров, а также при принятии управленческого решения о необходимости закрытия не доходных турпродуктов.

Показатель рентабельности капитала отражает ту часть прибыли, которую приносит каждый рубль инвестированного собственного капитала и рассчитывается по формуле

Рк = ЧП/ СС,

где Рк - рентабельность капитала;

ЧП - чистая прибыль;

СС - собственные средства предприятия.

В таблице 1 приведены показатели, характеризующие рентабельность, и порядок их расчета.

Таблица 1

Покaзaтeли рeнтaбeльноcти туристского прєдприятия

Покaзaтeли Мєтоди^ рacчeтa

Рентабельность имущества предприятия (Ьи), % К ^х 10°%, где Си Пб - балансовая прибыль; Си - среднегодовая стоимость имущества предприятия

Рентабельность собственного капитала (Ьск), % Кск = П- х 10°%,гда К с Кс - среднегодовая стоимость собственных средств

Рентабельность основного (авансированного) капитала (Ьок), % Кок = ^ х 100%, где К о Со- среднегодовая стоимость основного капитала

Рентабельность продаж (Ьп), % Кп = х 100%, где р Vр - выручка от реализации услуг

Рентабельность затрат (Ьз), % Кз = х10000, где Зс Зс - сметная себестоимость

Рентабельность туристского продукта (Ьп), % Ц - С К = С Х100^^’ где Ц - цена туристского продукта; С - себестоимость туристского продукта.

Используя систему расчета показателей рентабельности финансово-хозяйственной деятельности и данные бухгалтерской отчетности, рассчитаем основные показатели

8туристского предприятия за 2008-2010 годы (табл. 2).

Таблица 2

Основные показатели рентабельности турфирмы (тыс. руб.)

Показатели 2008 год 2009 год 2010 год

1. Прибыль до налогообложения 3220 3675 3251

2. Текущий налог на прибыль 780 923 196

3. Чистая прибыль 2440 2752 3055

4. Среднегодовая стоимость активов 24471 25117 24815

5. Себестоимость турпродукции 19286 20101 20516

6. Выручка от реализации туров 22506 23776 23767

7. Рентабельность продаж (%) 10,8 11,6 12,9

8. Рентабельность затрат 17,8 13,7 14,9

9. Рентабельность предприятия 10,0 11,0 12,3

Согласно полученным данным можно сделать вывод о том, что турпредприятие имеет положительную тендецию по увеличению рентабельность продаж туристских продуктов и эффективности работы предприятия в целом, однако рентабельность затрат за рассматриваемый период снизилась в связи с ростом себестоимости.

Одним из показателей, характеризующих прибыльность деятельности предприятия туристской индустрии, является эффективность использования трудовых ресурсов, определяемая как частное от деления суммы прибыли, полученной предприятием, на численность работников, занятых в фирме работников. Названный показатель дает представление о том, сколько прибыли приходится на одного работника.

Ситуация, при которой туристское предприятие не несет убытков, но еще не имеет и прибыли, называется порогом рентабельности. Порог рентабельности определяется по формуле

З З

П __ пост _ пост

р~ V - зпер)/у~ (ГЗерТгр) ’

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

где Зпост - постоянные затраты;

Зпер - переменные затраты;

Ур - выручка от реализации туристских услуг.

Все вышерассмотренные экономические показатели, характеризующие деятельность предприятий туристской индустрии, взаимосвязаны между собой. Изменение одного из показателей приводит к динамике других показателей. Так, снижение себестоимости туристских услуг при прочих равных условиях приводит к повышению прибыли и

рентабельности деятельности. Повышение цен на туристские услуги при неизменных

затратах и объемах продаж также приводит к увеличению выручки, прибыли и

рентабельности.

стр. 165 из 249

Эффективность деятельности туристского предприятия отражается в достигнутых финансовых результатах. Важным элементом управления предприятием является оценка и анализ финансового состояния и финансовой устойчивости.

Расчет финансовых коэффициентов, а также анализ финансового состояния турпредприятия позволяет анализировать показатели с целью отслеживания тенденций их изменения как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе. Расчет финансовоэкономических показателей позволяет иметь представление о финансовом состоянии предприятий туриндустрии в конце года и при планировании этих показателей выявлять тенденции к их увеличению.

Литература

1. Гражданский кодекс Российской Федерации.

2. Федеральный закон от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

3. Федеральный закон от 24 ноября 1996 года № 132-Ф3 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

4. Барчуков И.С. Методы научных исследований в туризме: Учебное пособие для вузов / И.С. Барчуков. М.: Изд. центр «Академия», 2008.

5. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2008.

6. Бондаренко Г.А. Менеджмент гостиниц и ресторанов. М.: Новое знание, 2006. С. 43.

7. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник. М.: ЗАО

«Финстатинформ»-ООО «МЦУПЛ», 2006.

8. Городецкая М.И. Бухгалтерский учет и налогообложение в индустрии туризма: Учебное пособие. М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2010.

9. Дурович А.П. Организация туризма. СПб.: Питер, 2009. С. 204.

10. Каурова О.В., Малолетко А.Н. Бухгалтерский учет предприятия туристской индустрии: Учебник. М.: Кнорус, 2009.

11. Каурова О.В., Малолетко А.Н., Карманова Т.Е. Статистика туризма: Учебник. М.: Кнорус, 2009.

12. Яковлев Г.А. Экономика и статистика туризма: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во РДЛ, 2004. С. 145.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.