Научная статья на тему 'Стратегии развития предприятий туриндустрии на основе информационных технологий'

Стратегии развития предприятий туриндустрии на основе информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1249
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИННОВАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ / ТУРИЗМ / ТУРФИРМЫ / ТУРИСТСКИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ТУРИСТСКИЕ ФИРМЫ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ / УПРАВЛЕНИЕ ТУРИСТСКИМИ КОМПАНИЯМИ / ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ИМИТАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курочкина Анна Александровна

Обосновано значение информационных технологий для повышения конкурентоспособности современных туристских фирм, рассмотрены вопросы стратегического планирования и создания эффективных инновационных стратегий для туристского предприятия.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article a significance of information technologies for raising competitiveness of modern touristic firms is grounded, the issues of strategic planning and creation of effective innovative strategies for touristic enterprise are considered.

Текст научной работы на тему «Стратегии развития предприятий туриндустрии на основе информационных технологий»

Экономика туризма

УДК 005.21:379.85

А.А. Курочкина

СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ТУРИНДУСТРИИ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Интеграция нашей страны в мировую экономическую систему приводит отечественных производителей к необходимости завоевывать свое место на мировом рынке, что требует не только разнообразных знаний и профессионализма в туристско-экскурсионной деятельности, но и умения пользоваться новыми прогрессивными методами обработки и приема-передачи информационных и материальных потоков. Одним из важных путей повышения конкурентоспособности современных туристских фирм является разработка стратегии развития с учетом новейших достижений информационных технологий в сфере туризма. С учетом мирового опыта в области туризма, можно заметить, что лидерство в конкурентной борьбе за рынки сбыта турпродукта сегодня завоевывает тот, кто умело пользуется разработками и рекомендациями по использованию новейших технологий в сфере глобальных информационных сетей.

Информационные технологии играют сегодня огромную роль в продвижении туристского продукта. На внешнюю и внутреннюю среду бизнеса в сфере туризма влияет множество факторов. Макросреда туристского предприятия определяется экономическими, социально-демографическими, природно-климатическими, культурными, научно-техническими, политико-правовыми факторами. Анализ научно-технических факторов позволяет своевременно увидеть те возможности, которые развитие науки и техники открывает для производства новых видов услуг, их сбыта и совершенствования обслуживания клиентов.

Несмотря на то, что сегодня для продвижения турпродукта турфирмы используют интернет-технологии, на данный момент не существует четко разработанных научных методов эффективного управления турфирмой в условиях глобализации информационных процессов. Необходимость создания новых методов управления, стратегий выживания и роста турфирм с учетом использования новых информационных технологий определена развитием индустрии туризма в Российской Федерации и повышением значения фактора технологизации как одного из основных факторов развития туристского бизнеса.

Особая необходимость турфирм в новых стратегиях ощущается в связи с чрезвычайно высокой зависимостью объемов продаж при тенденции их увеличения от методов продаж. По данным Российского Союза Туриндустрии, среди туристических компаний, подтвердивших свое лидерство по объемам продаж в 2008-2010 гг., наблюдается тенденция увеличения объемов продаж тех туроператоров и турагентов, которые совершенствуют методы продаж посредством информационных технологий. Создание трансакционных сайтов для увеличения объемов продаж является эффективным способом повышения конкурентоспособности и укрепления конкурентоспособных позиций на рынке туристских услуг. Однако турфирм, эффективно реализующих турпродукт посредством трансак-ционного сайта, сравнительно немного, при этом множество компаний используют информационное интернет-пространство недостаточно эффективно, используя рекламные сайты,

^ШауЧНО»ТеХНИЧе£КИе«ВеДОМ2£ТИ«СПбГП|У.1'.2212;.ЭКОНОМИЧе£КИе.НаУКИ

затраты на создание и поддержку которых не окупаются.

С точки зрения управления, сфера туризма представляет собой сложную систему, в которой передаются и обрабатываются большие потоки информации. Обеспечение качественного уровня управления можно обеспечить только при использовании современных информационных технологий управления. Поэтому на предприятиях сферы социально-культурного сервиса и туризма широкое применение находят специализированные информационные системы, обеспечивающие сбор, передачу, обработку актуальной информации, необходимой для принятия управленческих решений.

Тесно связанный с глобализацией фактор информатизации общества определяет основу деятельности туристских организаций, дает возможность получать оперативную и наглядную туристскую информацию. Не менее важен фактор технологизации. Развитие новой техники и технологий, их внедрение и использование в туристской сфере привели к мобильности туристских потоков, а также к возникновению еще одного специфического российского потока -космического (орбитального) туризма. Лидеры туристского рынка уделяют большое внимание компьютеризации системы бронирования в режиме реального времени.

В настоящее время актуальной проблемой является исследование современных взглядов на организацию инновационной управленческой деятельности в туристских компаниях.

Высокая инновационная активность предприятий сферы туризма является одним из важнейших факторов конкурентоспособности туристских компаний. Анализ ряда научных работ [1, 4, 6, 7] позволяет выделить одну из важнейших сегодня управленческих задач - задачу повышения инновационности туристских предприятий, их способности быстро и адекватно реагировать на запросы потребителей турпро-дукта. Согласно исследованиям ряда ученых [5, 8, 9], одними из наиболее эффективных путей повышения инновационности туристских предприятий в современных условиях являются внедрение новых технологий производства и сбыта турпродукта, а также реструктуризация

и усовершенствование системы внутрифирменного управления.

Создание инновационной стратегии развития предприятия туриндустрии - важный этап на пути к повышению инновационности туристских предприятий.

Анализ информации, касающейся технологических изменений во внешней среде организации, является релевантным постольку, поскольку обеспечивает дополнительными новыми конкурентными преимуществами и позволяет улучшить имеющиеся. В этой связи возможность практического применения полученной информации (ноу-хау) в конкретной фирме считается намного более значимым фактором, чем собственно сама информация.

В настоящее время турфирмы-лидеры по объемам продаж придерживаются конкурентной стратегии снижения издержек на рекламу, и соответственно себестоимости услуг за счет использования интернет-технологий для продвижения турпродукта. Но, к сожалению, в научных исследованиях не уделяется должного внимания вопросам формирования и оценки эффективности инновационной стратегии развития туристского предприятия с помощью интернет-технологий. Интернет-инструментарий выступает эффективным методом продаж в туристском бизнесе. Использование Интернет позволяет туристскому предприятию существенно экономить время и деньги, идущие на рекламу и сбыт традиционными методами. Расходы и обновление информации на интернет-ресурсе турфирмы минимальны по сравнению с выпуском каталогов, газет, печатной, телевизионной и других видов рекламы. Сегодня в сети можно без проблем получить любую информацию - от расписания движения поездов и самолетов, курсов валют, таможенных формальностей, климата, природных и исторических особенностей стран до предложения горящих путевок.

Использование Интернет позволяет существенно сократить расходы по таким статьям, как почтовые отправления, факсы, телефонная связь, передача информации как внутри тур-предприятия, так и за его пределы. Кроме того, позволяет сократить расходы на рекламу за счет

сокращения выпуска проспектов, карт-схем, покупки рекламного места или времени СМИ и т. д. Подключение к программам поддержки маркетинговых исследований позволяет не только экономить на покупке информации, но и обеспечивает высокое качество и быстроту анализа, а обучающие интернет-программы сокращают время и расходы на подготовку персонала.

Каждая туристская организация в ходе своей жизнедеятельности вырабатывает определенные стратегии. Основу выработки инновационной стратегии составляет теория жизненного цикла продукта, рыночная позиция предприятия и проводимая им научно-техническая политика. Инновационная стратегия направлена на решение долгосрочных задач повышения технико-экономического уровня производства, что требует прогнозных исследований состояния научно-технического прогресса в той или иной отрасли [1, 4, 7, 8]. В зависимости от цели туристского предприятия, например занятия лидирующего положения, удержания позиций, следования группам лидеров, самосохранения, занятия свободных ниш и др., могут быть избраны следующие виды инновационных стратегий: наступательная стратегия; оборонительная стратегия; имитационная стратегия; зависимая стратегия; традиционная стратегия; оппортуни-ческая стратегия. Эти стратегии могут быть использованы в чистом или смешанном виде, как на общенациональном уровне, так и отдельными предприятиями.

Проведенный сравнительный анализ выявляет зависимость основных показателей хозяйственной деятельности туристских предприятий от уровня их технической и программной оснащенности, так как предприятия, имеющие в последние годы высокий уровень технической и программной оснащенности, являются рентабельными и функционируют эффективнее туристских предприятий, имеющих низкий уровень оснащенности. Более того, туристские предприятия, уровень технической и программной оснащенности которых не является максимально высоким и предприятие не совершенствует имеющиеся технологии, не внедряет новые, имеют тенденцию к снижению эф-

фективности функционирования хозяйственной деятельности.

На сегодняшний день вопросы стратегического планирования и создания эффективных инновационных стратегий для туристского предприятия, существующего в условиях информационной экономики, особенно актуальны. Такими стратегиями вполне могут быть стратегия развития турпредприятия и стратегия эффективного использования информационных ресурсов турфирмы. Обе стратегии имеют инновационный характер, т. е. имеют отношение к совершенствованию и изменениям информационных ресурсов предприятия. На уровне турпредприятия его организационно-техническое развитие как фактор устойчивой работы в перспективе осуществляется в рамках инноваций.

Туристские предприятия, как вновь организуемые, так и находящиеся в состоянии модернизации, как правило, пытаются разрабатывать стратегии своего развития. К настоящему времени достаточно формализованы такие стратегии, как имитационная, оборонительная, наступательная, продуктовая, или «оппортунистическая», инновационная, агрессивной конкуренции, гибкого маневрирования [2, 3]. Каждая из этих стратегий предусматривает не только применение адаптивных организационно-экономических, правовых и психологических методов формирования и развития, но и оценку социальных последствий их применения на практике.

Имитационная стратегия - это приобретение новых технологий путем закупки лицензий. Стратегия успешная, но для ее эффективного осуществления необходимы высокая квалификация специалистов, неутомимое поддержание достигнутого уровня и валютные средства. Оборонительная стратегия имеет своей целью не отстать от других в области технологического развития. Наступательная (агрессивная) инновационная стратегия - самая желательная в своей цели - быть первым на рынке продуктов и услуг. «Оппортунистическая» стратегия - поиск новых продуктов, выпуск которых не требует больших затрат на исследования и разработки, но обеспечивает на какое-то время монополизм на рынке. Эта стратегия ненадежна и недолговечна. Основ-

ная цель традиционной инновационной стратегии - повышение качества выпускаемой продукции. Агрессивная рыночная стратегия исключительно сложна и связана с риском, она оправдывает себя при выборе подходящей перспективной отрасли, где предприятие сосредоточивает все свои силы (ресурсы, научно-технический задел), что дает возможность в узкой сфере преодолеть барьер высоких расходов на реализацию инноваций. Стратегия гибкого маневрирования предприятия в конкурентной среде и на потребительском рынке, по сути, включает элементы всех без исключения стратегий и учитывает контуры «жизненного цикла изделия», где соответственно выделяют фазы: разработки, внедрения, развития, зрелости (стабилизация), насыщения и сокращения объемов (упадок).

Большинство турфирм - лидеров на рынке туристских услуг используют стратегии гибкого маневрирования, агрессивную рыночную и наступательную (агрессивную) инновационную. Мы предлагаем методику разработки стратегии эффективного использования информационных ресурсов, применение которой может способствовать повышению конкурентоспособности турфирмы и вывести ее в лидеры туристского рынка, естественно, используя такую стратегию в комплексе с другими инновационными стратегиями и стратегией развития всего турпредприятия в целом.

В основе стратегии эффективного использования информационных ресурсов должна лежать техническая политика туристского предприятия - генеральная линия, система стратегических мер, проводимая руководством предприятия в области стратегии повышения качества турпродукта, ресурсосбережения, организационно-технического развития как компонентов целевой подсистемы системы менеджмента. Техническая политика направлена на достижение стратегических целей в области обеспечения конкурентоспособности выпускаемого турпро-дукта, технологий и других объектов турпред-приятия. К основным этапам разработки и воплощения в жизнь технической политики турфирмы относятся:

- проведение маркетинговых исследований с целью определения уровня конкурентоспособ-

ности выпускаемого турпродукта и разработки стратегических мер по достижению конкурентоспособности турпредприятия в будущем;

- разработка стратегии турпредприятия, в которую должна быть заложена идеология проведения технической политики;

- НИР по созданию конкурентоспособных турпродуктов;

- организационно-технологическая подготовка производства новых товаров;

- производство и реализация новых турпро-дуктов.

При разработке стратегии турпредприятия, в которую должна быть заложена идеология проведения технической политики, важно учитывать использование информационных технологий. Итоги опроса топ-менеджеров туристских компаний по всему миру свидетельствуют, что финансовые показатели традиционных компаний намного ниже показателей компаний, которые успешно применили электронные бизнес-технологии. Электронный бизнес и электронная коммерция оказались более подвижными и гибкими и смогли добиться большего прироста доходности капитала. Переход от традиционной модели бизнеса к декапитализи-рованной модели электронного бизнеса необходим каждой турфирме.

Стратегия туроператора и процессы в глобальной сети в отношениях «туроператор - ту-рагент» и «туроператор - потребитель» в настоящий момент является наиболее эффективной. Стратегия в этих отношениях предполагает реализацию следующих трех инициатив:

Система единого предприятия. Подразумевается единство туроператора с турагентами и потребителями в едином информационном пространстве. Это дает возможность бизнес-партнерам управлять основными звеньями цепочки «туроператор - потребитель», снижает себестоимость туристских услуг.

Разделенный доступ к информации в реальном времени. Подход обеспечивает непосредственную передачу информации о рыночном спросе к туроператору без задержек. Повышает объем реализации услуг.

Ускоренный выход на рынок. Автоматизация процессов сбыта уменьшает время захвата кон-

курентных преимуществ на рынке туристских услуг до трех месяцев.

Методика разработки стратегии развития современного туристского предприятия должна опираться на сложившиеся и прогнозируемые факторы социально-экономической среды функционирования предприятия туриндустрии, основные законы функционирования и развития предприятий сферы туризма, концепцию управления, инновационную и техническую политику. Инновационная наступательная стратегия турфирмы должна опираться на использование новых информационных технологий. При разработке инновационной стратегии необходимо учитывать модель высокотехнологичного туристского предприятия, работающего в В2В-среде.

Таким образом, из вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

1. Глобализация рынка и бизнес-процессов побуждают турфирмы к инновационному поведению, а развивающиеся информационные технологии открывают новые возможности для повышения конкурентоспособности туристских услуг и конкурентоспособности предприятий сферы туризма.

2. При ускорении рыночных трансформаций, нередко носящих непредсказуемый характер, требуются новые методы стратегического планирования. ИТ-стратегия становится основой для разработки общей стратегии развития турфирмы, т. е. в основе развития любой совре-

менной турфирмы должна лежать стратегия в сфере информационных технологий. Разработанная ИТ-стратегия вызывает процесс стратегических преобразований (изменений), проведение которых повышает уровень конкурентоспособности предприятия. Правильно разработанная стратегия развития ведет к росту общей эффективности туристского предприятия и усилению его конкурентоспособности.

3. Для роста турфирмы и повышения конкурентоспособности необходима модификация цепочек «туроператор - турагент» и «туроператор - потребитель» на базе Web-технологий для еще большей их интеграции в общую цепочку стоимости. Умелое ориентирование сетями выше перечисленных цепочек и ориентация на снижение себестоимости турпродукта с помощью сетевых каналов сбыта, развитие брэнда турфирмы отражают стремление к лидерству и концентрированию на внутренней корпоративной культуре, в которой электронный бизнес стоит на первом месте для каждого работника компании. Экономические модели, построенные на электронном бизнесе, уже используются турфирмами на российском рынке туристских услуг. Переход на новую модель позволяет добиться дополнительной гибкости, скорости и эффективности капитала.

Работа выполнена при поддержке Министерства образования и науки РФ (государственный контракт № 02.740.11.0587).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Афонин, И.В. Инновационный менеджмент [Текст] : учеб. пособие / И.В. Афонин. - М.: Гардарики, 2005. - 224 с.

2. Акофф, Р. Планирование в больших экономических системах [Текст] / Р. Акофф. - М.: Сов. радио, 1972.

3. Азоев, Г.Л. Конкуренция: анализ стратегии и практика [Текст] / Г. Л. Азоев. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2005.

4. Дойль, П. Маркетинг, менеджмент и стратегии [Текст] : пер. с англ. / П. Дойль, Ф. Штерн. - 4-е изд. -СПб.: Питер, 2007. - 544 с.

5. Информационные технологии в бизнесе [Текст] / под. ред. М. Желены. - СПб.: Питер, 2009. - 1120 с. -(Серия «Бизнес-класс»).

6. Макашева, З.М. Исследование систем управления [Текст] : учеб. пособие / З.М. Макашева. - М.: КНОРУС, 2008. - 176 с.

7. Моисеева, Н.К. Стратегическое управление туристской фирмой [Текст] : учебник / Н.К. Моисеева. -М.: Финансы и статистика, 2008.

8. Левицки, С. Как разработать стратегию [Текст] : практич. рекомендации по созданию реально работающей стратегии : пер. с англ. / С. Левицки. -Днепропетровск: Баланс-Клуб, 2007. - 328 с.

9. Родигин, Л. А. Интернет-технологии в туризме [Текст] : учебник / Л.А. Родигин; Российская международная академия туризма. - М.: Сов. спорт, 2009. -388 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.