Научная статья на тему 'Особенности фактора сезонности на деятельность субъекта индустрии туризма'

Особенности фактора сезонности на деятельность субъекта индустрии туризма Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3221
365
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЗОННОСТЬ / ТУРПРОДУКТ / СЕЗОННОСТЬ ВОЗМОЖНОСТЕЙ / СЕЗОННОСТЬ СПРОСА / SEASONALITY / TOURISM PRODUCT / SEASONALITY OPPORTUNITIES / SEASONALITY OF DEMAND

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Николаев С. В.

Сезонные колебательные процессы существуют во всех сферах деятельности человека и оказывают серьезное влияние на развитие социально-экономических процессов в целом. Подверженность туризма фактору сезонности определяется наличием целого ряда объективных факторов: от природно-климатических особенностей дестинаций до цикличности некоторых социальных процессов. При этом особенности влияния фактора сезонности на туризм требуют более детального рассмотрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF SEASONALITY ON ACTIVITY OF THE SUBJECT TOURISM INDUSTRY

Seasonal oscillatory processes exist in all spheres of human activity and have a major impact on the development of socio-economic processes in General. The susceptibility of the tourism seasonality is determined by the presence of a number of objective factors: the climatic features of destinations to the cyclical nature of certain social processes. The influence of seasonality on tourism require more detailed consideration.

Текст научной работы на тему «Особенности фактора сезонности на деятельность субъекта индустрии туризма»

промышленности, влечет за собой необходимость использования передовых технологий, а также имеет особую значимость в социальной области за счет создания (сохранения) большого количества рабочих мест с привлечением высококвалифицированных кадров на всех этапах прикладных научных исследований, проектирования и строительства судов.

Результаты расчета численности работников в сопряженных отраслях и численности плавсостава на судах, зарегистрированных в РМРС, приведены в таблице 3.

Расчет мультипликативного бюджетного эффекта функционирования РМС за период 01.01.2010 - по 30.06.2014 гг. приведен в таблице 4.

Анализ результатов расчетов эффективности показывает, что мультипликативный бюджетный эффект от функционирования судоходных компаний, зарегистрировавших новые суда в РМРС и предприятий сопряженных отраслей, за анализируемый период с учетом выпадающих доходов бюджета составил 14,4 млрд. руб., что подтверждает положительное влияние льгот и преференций по судам, зарегистрированным в РМРС, на мультипликативную бюджетную эффективность.

Литература:

1. Федеральный закон от 20.12.2005 г. N 168-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием Российского международного реестра судов» (в ред. Федеральных законов от 14.06.2011 г. N 141-ФЗ, от 07.11.2011г. N 305-Ф3, от 29.11.2012 г. N 202-ФЗ).

2. Федеральный закон от 7 ноября 2011 года N 305-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской

Федерации в связи с реализацией мер государственной поддержки судостроения и судоходства».

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 г. N 117-ФЗ.

4. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. № 1734-р (в ред. распоряжения Правительства РФ от 11.06.2014 N 1032-р).

5. Крайнова В.В. Оптимизация и совершенствование налогообложения организаций судоходства и судостроения//Вестник ВГАВТ. Выпуск 398.-Н.Новгород: Изд-во ФБОУ ВПО «ВГАВТ», 2014. - С.147-153

6. Крайнова В.В. Управление бухгалтерскими и налоговыми затратами по содержанию флота в организациях внутреннего водного транспорта/ Крайнова В.В.// Речной транспорт (XXI век).2014. -№1 (66) - С. 60-65.

7. Методика проведения экспертно-аналитического мероприятия по оценке эффективности налоговых льгот и преференций, и их стимулирующего воздействия на развитие экономики, разработана Департаментом методологического обеспечения деятельности Счётной палаты РФ и осуществления внешнего государственного контроля, г. Москва, 2014

8. Минеев В.И., Шишкина М.А. Об экономической оценке конкурентоспособности новых транспортных средств/ Минеев В.И., Шишкина М.А.// Речной транспорт (XXI век).2014.-№4 (69) - С. 30-31.

9. Письмо Министерства экономического развития РФ от 08.08.2013 № Д13И -423 «О методике мониторинга и оценки эффективности налоговых льгот»

10. Финансово-экономическое обоснование создания РМРС // Морские вести России. 2005 - №11-12

УДК 338.48

ОСОБЕННОСТИ ФАКТОРА СЕЗОННОСТИ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТА

ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА

Николаев С.В., аспирант, МГИИТ им. Ю.А. Сенкевича, e-mail: [email protected].

Сезонные колебательные процессы существуют во всех сферах деятельности человека и оказывают серьезное влияние на развитие социально-экономических процессов в целом. Подверженность туризма фактору сезонности определяется наличием целого ряда объективных факторов: от природно-климатических особенностей дестинаций до цикличности некоторых социальных процессов. При этом особенности влияния фактора сезонности на туризм требуют более детального рассмотрения.

Ключевые слова: сезонность, турпродукт, сезонность возможностей, сезонность спроса.

FEATURES OF SEASONALITY ON ACTIVITY OF THE SUBJECT TOURISM

INDUSTRY

Nikolaev S., the post-graduate student, MGIIT, e-mail: [email protected].

Seasonal oscillatory processes exist in all spheres of human activity and have a major impact on the development of socio-economic processes in General. The susceptibility of the tourism seasonality is determined by the presence of a number of objective factors: the climatic features of destinations to the cyclical nature of certain social processes. The influence of seasonality on tourism require more detailed consideration.

Keywords: seasonality, tourism product, seasonality opportunities, seasonality of demand.

Основной задачей в процессе ведения туроператорской деятельности является максимизация уровня продаж туристского продукта, на который оказывают результирующая влияния объективная группа факторов.

Сезонность в современной трактовке представляется в виде динамичных колебательных процессов, которые определяют периоды роста и спада различного рода экономических явлений и процессов. Среди всех отраслей туризм наиболее явно подвержен фактору сезонности, так как напрямую зависит от периодических изменений климатических условий в течении календарного года.

Туроператору, как активному участнику туристского рынка и основному производителю турпродукта, необходимо учитывать тот факт, что возможности производства и потребления в рамках определенных туристских дестинаций ограничены сезонными климатическими условиями. При этом такого рода ограничения характеризуются рядом признаков:

• Существования «туристского сезона», определяющегося наибольшей активностью потребительского спроса на различные виды

туристского продукта;

• Туристской дестинации может быть присуще несколько туристских сезонов;

• Сезонные колебания могут трансформироваться во времени в зависимости от видов туризма, предлагаемых туроператором (или дестинацией);

• Степень сезонных колебаний зависит не только от климатических условий туристской дестинации, но и её фактических возможностей как текущий, так и потенциальных.

Степень туристской активности, также находит своей отражения в структурной классификации, которая отражает её сезонную специфику[5]:

• Пиковая активность-временной промежуток, которые является наиболее благоприятным с точки зрения климатических и сезонных факторов для организации туристских поездок. Зависимости от видов туризма, пик может приходится на разные временя года (рекреационный отдых - лето, горнолыжный отдых - зима);

• Высокая активность-определяется наибольшей всесторонней

Рисю 1. Результирующие факторы продаж туристского продукта

туристском активностью, которая не связана с определенными туристскими дестинациями или видами туризма. Определяется временным ростом тарифов на различные туристские продукты (международные события, праздники и др.);

• Низкая активность-временной промежуток, которые определяется наиболее низким спросом на туристские ресурсы исходя из текущих факторов. Характеризуется наиболее низкими тарифами на турпродукты, а также большим количеством скидок;

• Мертвая активность-соответствует определению мертвого сезона. Определяется невозможностью туристской дестинации к ведению туристской деятельности ввиду объективных причин (климатических, политических и др.).

В общем представлении существуют три основные группы факторов результирующего воздействия на объем реализации тур-продукта, произведенного туроператором: внешние, внутренние, потребительские [3].

Внешние факторы определяются воздействием внешней среды туроператора посредством его взаимодействия с другими участниками рынка на местном, национальном и международном уровнях, а также существованием объективных условий ведения туроператорской деятельности, связанных с природно-климатическими, политическими, экономическими и другими особенностями.

Внутренние факторы характеризуются внутрифирменным потенциалом туроператора, который по факту отражается в его производственных возможностях по отношению к факту. Таким образом, именно внутренние факторы в первую очередь представляют собой интерес для минимизации издержек и повышения объема продаж.

Потребительские же факторы отражают фактические личностные особенности и предпочтения, на которые должен опираться

туроператор в процессе планирования создания и реализации турпродукта.

Оценив каждую из групп, можно также говорить о возможности разделения факторов на управляемые (факторы, которые могут быть нивелированы или минимизированы в процессе туроператорской деятельности) и стихийный (независящие от туроператора).

Сезонность относится внешним стихийным факторам, в том плане, что она не определяется спецификой туроператора, и не может быть подвержена системе формального управления. Именно формального, так как стихийный не значит «не управляемый». Сезонность, как и любой из стихийных факторов должен быть отнесен к системе стратегического управления, где они получат необходимую оценку и будут учитывать при формировании стратегии туроператора.

Сезонность в туризме также объективно обусловлена существование ряда факторов, оказывающих на неё прямое воздействие.

На основании предложенных рассуждение можно сделать вывод, что сезонность, являясь одной из основных особенностей туристского продукта в процессе его формирования, можно оценивать, как один из доминирующих факторов в индустрии туризма в целом. При этом стоит оговориться, что такая факторная оценка характерна для определенных видов туризма, которые как раз подвержены сезонности.

Представленная на рисунке 2 структурная оценка потребительского спроса на туристские продукта определяет текущие доминирование рекреационного туризма над другими видами. Важно понимать тот факт, что каждый из видов туризма неоднородно подвержен влиянию фактора сезонности, что ставит необходимость обоснования исследования воздействия сезонности на последую-

щую оценку качества турпродукта Таблица 1. Определяющие факторы сезонности в туриндустрии

Природно-климатические факторы Устойчивость климата

Существование опасности стихийных бедствий

Наличие водных ресурсов

Географические факторы Положение дестинации относительно основных туроператоров

Нахождения дестинации на важных транзитных путях

Расположение дестинаций относительно «горячих точек» планеты

Расположение дестинации относительно конкурентов

Антропогенные факторы Экономические

Социальные

Демографические

Психологические

Технологические

Материально-технические

118 ТЯЛШРОЯТ БШТКЕЗЗ Ш Яи88ТЛ | №2 2015 |

Рекреационным I Спортивный Познавательный Религиозные Деловой

: Образовательный I Экологический I Семейный

Рис. 2. Структурная оценка спроса на различные виды туризма

Информация транспорт ■ Внутренние факторы ■ Потребитльские факторы Рис. 3. Сравнительная характеристика влияния факторов на уровень продаж туристского продукта по видам туризма

Для соотношения влияния данного фактора по видам туризма возьмем укрупненные группы «потребительских» и «внутренних» факторов, а также детальную группировку «внешних» факторов и проанализируем полученные данные.

Анализируя данные рисунка 4, можно сделать вывод, что основными результирующими доминантами в структуре факторного анализа видов туризма являются именно сезонность, а также потребительские предпочтения. Агрегировано анализируя текущие данные структурной классификации видов туризма и факторов, влияющих на продажи туристского продукта внутри них, делаем вывод о том,

что сезонность является одним важнейших фактором, оказывающее результирующее влияния на индустрию туризма в целом.

В наиболее простом виде сезонность в процессе деятельности туроператора определяется изменением объема реализации конкретного турпродукта в течении года [5]. Это достаточно простая интерпретация, которая позволяет производить элементарный анализ сезонных колебаний и проводить соответствующие корректировки.

Точка минимума

Точка максимума

В реальности же сезонность в условиях туристского рыночного

Точка максимума

Рис. 4. Функция сезонности

■ Сезонность возможностей —•— Сезонность спроса Рис. 5. Функции сезонности возможностей и спроса в процессе деятельности туроператора

Таблица 5. Результирующие факторы, оказывающие влияние на изменение сезонности потребительского спроса и производственных возможностей

На потребителя На туроператора

Уровень доходов, сбережений Величина доступных финансовых ресурсов

Диверсификация видов и направлений туризма Рентабельность туристского продукта

Диверсификации производителей туристского продукта Уровень конкуренции (наличие аналоговых продуктов)

Маркетинг, реклама, РЯ Диверсификация производителей товаров, работ и услуг

Маркетинг, реклама, РЯ

Имидж туропертора

сегмента имеет двухкомпонентный характер и включает в себя сезонность производителя (возможностей) и сезонность потребителя (спроса).

В условиях постоянной изменчивости показателей спроса и предложения на рынке стоит принимать во внимание, что кривая глубокой сезонности имеет восходящий или нисходящий тренд в анализируемый период. При этом изменения факторов, влияющих на эти тренды, будет отличаться для производителя и потребителя не только по сути, но и по силе воздействия.

При этом тренды роста возможностей и спроса растут неоднородно по сезонам.

На современном этапе существования туристского рынка, спрос на турпродукты растет по экспоненте. Связано это с факторами,

описанными в таблица, среди которых первостепенное место занимает фактор роста доходов, который приводит к повышению потребительского желания относительно возможности сберегать. Люди более менее уверены в своей завтрашнем дне и готовы тратиться на отдых и путешествия.

В тот же самый момент возможности отдельного туроператора полностью удовлетворить растущий спрос на туристские продукта прогрессируют в меньшей степени. Рынок перенасыщен участниками, которые, конкурирую друг с другом, не позволяют резко повысить уровень волатилности продаж. Естественно в более выгодной позиции становятся крупные игроки, которые заранее имеют возможность заключения договоров с контрагентами и составления достаточного количества туристских пакетов на сезон. Но в данном

Рис. 7 Рост кривых сезонности спроса и возможности с течением времени

120 ТЯАШРОЯТ Би8ТКЕ88 Ш Яи88ТА | №2 2015 |

случае они идут на риск недополучения прибыли, в случае, если туристский продукт не будет реализован полностью.

В связи с этим возникает необходимость с одной стороны четкого планирования эффективного использования туристских ресурсов, для поддержания устойчивости фирмы, а также повышения уровня качества проивзодимой продукции, которые позволит повысить её конкурентноспособность на рынке.

Литература:

1. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Экономика Туризма. - М.:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Финансы и статистика, 2003, с. 50-57

2. Джанджугазова Е. А. Маркетинг в индустрии гостеприимства: Учеб. пособие. 2-е издание — М.: Академия, 2005.

3. Карпова Г.А.,. Хорева Л.В. Экономика и управление туристской деятельностью СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011.

4. Коблова А.А. Рекреационно-туристский комплекс как объект регионального управления / Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Экономика». 2005. №2.

5. Ситников Е.А. Туристический бизнес. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

УДК 656

СПОСОБЫ ХЕДЖИРОВАНИЯ РИСКОВ ПРИ ОПЕРИРОВАНИИ ПАРКОМ

ПОДВИЖНОГО СОСТАВА НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАСПОРТЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ

СТРУКТУР

Лещев М.В., заместитель руководителя Департамента экономики ОАО «РЖД»

В статье рассмотрены основные принципы хеджирования рисков при оперировании парком подвижного состава посредством выстраивания справедливой системы ценообразования на операции, связанные с проведением технического обслуживания, текущего ремонта, капитального ремонта, на основе формирования модели ремонтного цикла, отражающей ключевые зависимости между условиями работы подвижного состава и нормативными сроками выполнения регламентных работ.

Ключевые слова: подвижной состав, жизненный цикл, система планово-предупредительного ремонта, ремонтное событие, модель ремонтного цикла.

HEDGE RISKS METHODS ON OPERATING OF THE ROLLING STOCK RAIL TRANSPORTATION AND PROVIDING SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF

ENTERPRISE STRUCTURE

Leschev M., deputy director of the Economics department, JSC «Russian Railways»

В статье рассмотрены основные принципы хеджирования рисков при оперировании парком подвижного состава посредством выстраивания справедливой системы ценообразования на операции, связанные с проведением технического обслуживания, текущего ремонта, капитального ремонта, на основе формирования модели ремонтного цикла, отражающей ключевые зависимости между условиями работы подвижного состава и нормативными сроками выполнения регламентных работ.

Ключевые слова: подвижной состав, жизненный цикл, система планово-предупредительного ремонта, ремонтное событие, модель ремонтного цикла.

Стабильное функционирование предпринимательской структуры невозможно в отсутствии сбалансированной системы ценообразования. В этой связи вопрос корректного переноса в стоимость услуги расходов, связанных с ее оказанием, становится наиболее актуальным. На протяжении жизненного цикла подвижного состава неоднократно могут меняться его пользователи и принципиально сформировать такую систему расчетов, чтобы каждый из них уплачивал долю стоимости ремонтного события, пропорционально соответствующей активности [1].

Прежде всего, поддержание подвижного состава в работоспособном состоянии требует реализации комплекса мер, образующих систему планово-предупредительных ремонтов (ППР) [2].

Особенности ремонтного цикла подвижного состава, характеризуемого многообразием ремонтных воздействий и сроков их наступления, исключают возможность использования данных о ремонтах за прошедший период в качестве достоверной базы расчета справедливой стоимости услуг на прогнозный период [6].

Так, количество ремонтных событий напрямую зависит от интенсивности использования парка.

Дополнительным фактором, исключающим возможность ориентироваться на ретроспективные затраты, является неоднородность возрастной структуры парка по срокам ввода его в эксплуатацию, а также существенные различия серийно-возрастной структуры по полигонам железных дорог. Данные факторы предопределяют волатильность объема и содержания ремонтных событий на протяжении жизненного цикла подвижного состава, в частности исключает их сопоставимость по отчетным периодам.

Кроме того, ретроспективные данные не позволяют решить проблему отложенных ремонтов, возникших по причине недофинансирования деятельности на предыдущих этапах эксплуатации.

В указанных условиях корректный перенос в стоимость услуги, связанной с пользованием подвижным составом расходов на «Техническое обслуживание», «Текущий ремонт» и «Капитальный ремонт» может быть сформирован исключительно путем отказа от сбора фактических затрат за период, предшествующий прогнозному, и перехода к процессу определения удельной стоимости ремонтных событий (технического обслуживания) на 1 вагоно-километр поездной работы.

Данная задача решается посредством формирования модели ремонтного цикла, отражающей ключевые зависимости между условиями работы ПС и нормативными сроками выполнения регламентных работ.

Основой для определения периодичности ремонтных событий является действующая система планово-предупредительных ремонтов (ППР), предусматривающая периодичность ремонтов по пробегу (в ваг.-км для ТО, ТР и КР) и срокам (в годах для КР) [2]. Условия наступления ремонтных событий (событий технического обслуживания) интегрированы в математической модели ремонтного цикла ПС.

Модель ремонтного цикла

Модель ремонтного цикла - это математическая модель, отражающая:

■ зависимость наступления событий технического обслуживания, ремонта от объема полной транспортной работы подвижного состава (интенсивности использования подвижного состава), выполняемой потребным парком;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.