УДК 656.61.003: 656.62.003
АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РОССИЙСКОГО МЕЖДУНАРОДНОГО РЕЕСТРА СУДОВ
Минеев В.И., д.э.н., профессор, президент Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Волжский государственный университет водного транспорта» (ФГБОУВО «ВГУВТ»), тел.: +7 (831) 419-79-51,
e-mail: mineyev@vgavt-nn.ru, г. Нижний Новгород Крайнева В.В., к.э.н., доцент, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и финансов ФГБОУ ВО «ВГУВТ», тел. +7 (903) 055-1475, e-mail: kvv-nnov@mail.ru, г. Нижний Новгород Шишкина М.А., аспирантка кафедры экономики и менеджмента ФГБОУ ВО «ВГУВТ», тел.: +7 (831)419-34-48, e-mail: economcaf@vgavt-nn.ru, г. Нижний Новгород
Статья посвящена оценке эффективности функционирования Российского международного реестра судов (РМРС) за период с 01.01.2010 г. по 30.06.2014 г.
С созданием РМРС судовладельцы получили значительные льготы для судов, зарегистрированных в РМРС. В результате использования организациями отрасли налоговых льгот и преференций, а так же с учетом мультипликативных эффектов вследствие роста судостроительной отрасли и других сопряженных отраслей, был обеспечен прирост налоговых доходов бюджета.Эффективность функционирования РМРС оценивается на основе двух составляющих: прямой эффект - влияние функционирования РМРС в рамках отрасли по данным судоходных компаний; косвенный эффект - влияние функционирования РМРС на деятельность сопряженных отраслей экономики.
Ключевые слова: Российский международный реестр судов, мультипликативная бюджетная эффективность, налоговые льготы и преференции.
ANALYSIS OF THE EFFECTIVENESS OF THE RUSSIAN INTERNATIONAL SHIP
REGISTRY
Mineev V., Doctor of Economics, Professor, President of the Federal state budgetary educational institution of higher education «Volga state
University of water transport» (FGBOU VO «VGUVT»), tel.: +7 (831) 419-79-51, e-mail: mineyev@vgavt-nn.ru, Nizhny Novgorod Krainova V., candidate of economic sciences, associate Professor of the Accounting, Analysis and Finance chair, FGBOU VO «VGUVT», tel.:
+7 (903) 055-14-75, e-mail: kvv-nnov@mail.ru,Nizhny Novgorod Shishkina M., the post-graduate student of the Economics and management chair, FGBOU VO «VGUVT"», tel.: +7 (831)419-34-48,
e-mail: economcaf@vgavt-nn.ru, Nizhny Novgorod
The article is devoted to the estimation of the multiplicative budgetary efficiency of functioning of the Russian international register of ships (RMRS) for the period from 01.01.2010 till 30.06.2014.
With the creation of RMRS shipowners received significant benefits for vessels registered in RMRS. As a result of industry organizations tax preferences, as well as taking into account the multiplier effect due to the growth of the shipbuilding industry and other related industries, was provided by increase in tax revenues. The efficiency of the RMRS estimated on the basis of two components: the direct effect - the effect of the operation of RMRS within the industry according to the shipping companies; indirect effect - the effect of the operation of RMRS on activities related sectors of the economy.
Keywords: Russian International Ship Register, multiplicative budget efficiency, tax incentives and preferences.
В декабре 2005 года в РФ создан Российский международный реестр судов (РМРС). Целью его создания является повышениеэффективности функционирования внешнеторговых перевозок, включая защиту внешней торговли,обеспечение экономической безопасности экспортно-импортных операций, «оживление» связанных с судоходством отраслей экономики [4,10].
Для судовладельцев, зарегистрировавших свои суда в РМРС, предусматриваются значительные льготы и преференции в соответствии с законами:
- Федеральный закон от 20.12.2005 г. N 168-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием Российского международного реестра судов» (закон 168-ФЗ)[1];
- Федеральный закон от 7 ноября 2011 года N 305-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией мер государственной поддержки судостроения и судоходства» (закон 305-ФЗ)[2].
Законами были введеныльготы для судов, зарегистрированных в РМРС, и дополнительные льготы для судов, построенных на российских верфях начиная с 2010 года[3].
Исследования за период с 01.01.2010 г. по 30.06.2014 г.показали, что налоговые льготы и преференций, направленные на стимулирование российских судовладельцев к обновлению флота, способствовали размещению заказов на строительство новых судов на российских верфях, регистрируемых по завершении постройки в РМРС, а также на создание условий для инновационного развития отечественного судостроения.
Абсолютный показатель бюджетной эффективности( бэф) рассчитывается по формуле:
Пбэф = У нПприр -у НЛ (1)
где:
V НП —
¿-I пр«р прирост налоговых поступлений в бюджет в связи с расширением налоговой базы;
У НЛ ,
- величина выпадающих доходов бюджета и внебюджетных фондов в результате действия налоговых льгот.
Если бэф > 1, то налоговая льгота оказывает положительное влияние на бюджетную эффективность при формировании доходной
части бюджета; если бэф < 1 - отрицательное влияние. Для расчёта эффекта функционирования РМРС, за основу принятопонятие синергизма, означающее возрастание эффективности деятельности в результате соединения, интеграции, слияния отдельных частей в единую систему за счет так называемого системного эффекта. Успех функционирования реестра основан именно на синергизме.
При этом мультипликативную бюджетную эффективность функционирования РМРС предлагается оценивать на основе двух составляющих:
1. прямой эффект - влияние функционирования РМРС в рамках отрасли по данным судоходных компаний;
2. косвенный эффект - влияние функционирования РМРС на деятельность сопряженных отраслей экономики.
Структура налоговых льгот в рамках законов 168-ФЗ и 305-ФЗ представлена на рисунке 1.
льготы по закону 168-ФЗ 74%
Рис. 1. Структура налоговых льгот и преференций, использованных судоходными компаниями в 2010-2014 гг.,%
Почти 74% используемых судоходными компаниями льгот - это льготы по закону 168-ФЗ. Это первоначальный базовый закон, который в части налоговых льгот вступил в силу с 1 января 2006 года. Льготы, предусмотренные законом 305-Ф3, судоходные компании стали использовать с 1 января 2012 года[5].
Структура выпадающих доходов по закону 168-ФЗ представлена на рисунке 2.
Рис. 2. Структура выпадающих доходов в рамках закона 168-ФЗ в 2010-2014 гг.
Наибольший удельный вес в структуре налоговых льгот и преференций по закону 168-ФЗ занимает НДС (63%). Это суммы НДС, сэкономленные при ввозе и покупке судов. Примерно треть льгот - это льгота по налогу на имущество. Незначительный удельный вес занимают преференции по налогу на прибыль (2%) и таможенным пошлинам при ввозе судов (1%),транспортному налогу (6%).
Значительно меняется структура налоговых льгот и преференций, используемых судоходными компаниями в рамках закона 305-ФЗ (рис. 3).
В структуре налоговых льгот по закону 305-ФЗ преобладают страховые взносы (55%) и налог на прибыль (43%). Появление значительной суммы экономии по страховым взносам связано с установлением с 2012 года нулевого тарифа страховых взносов в государственные внебюджетные фонды для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в РМРС.
Общая сумма выпадающих доходов в связи с применением
Рис. 3. Структура выпадающих доходов в рамках закона 305-ФЗ в 2012-2014 гг.
налоговых льгот и преференций в рамках законов 168-ФЗ, 305-ФЗза период 2010-полугодие 2014 г.г. составила около 19 млрд. руб. (табл.1).
Около половины выпадающих доходов (49%) - потери федерального бюджета, 36% - потери бюджетов субъектов РФ, 15% - выпадающие доходы государственных внебюджетных фондов.
В результате использования судоходными компаниями налоговых льгот и преференций был обеспечен прирост налоговых доходов бюджета (табл.2).
Общая сумма прироста налоговых платежей судоходных компаний, обусловленная предоставленными льготами и преференциями, за период 2010-полугодие 2014 гг. составила 3,0 млрд. руб. Дополнительно уплачены в бюджет: НДС - 620,6 млн. руб., НДФЛ - 2029,8 млн. руб., госпошлина - 204,9 млн. руб. Во внебюджетные фонды дополнительно поступило 178,7 млн. руб.
Прямая бюджетная эффективность функционирования РМРС представлена в таблице 3.
Таким образом, за рассматриваемый период налоговые льготы оказывают отрицательное влияние на прямую бюджетную эффективность при формировании доходной части бюджета.
При определении косвенного эффекта представленных судоходным компаниям льгот и преференций, необходимо учитывать прежде всего мультипликативный эффект от«оживления»российских судостроительных организаций, которые становятся активными плательщиками налогов в бюджет и платежей во внебюджетные фонды РФ[6].
Прирост налоговых поступлений в бюджет от судостроительных организаций, в связи со строительством новых судов, зарегистрированных в РМРС, составил 12652,7 млн. руб. Данная сумма получена методом прямого пересчета данных выборки на общее количество, вновь построенный судов на российских верфях за период 2010-полугодие 2014 гг.(126 судов). По данным, предоставленным ОАО «Окская судоверфь», налоговые отчисления от строительства одного нового судна проекта Я8Т 27 стоимостью около 600 млн. руб. составляют в среднем 16%-17% от его стоимости[8].
В свою очередь, мультипликативный эффект судостроения проявляется в необходимости привлечения десятков отечественных предприятий в области тяжелого машиностроения, металлургии, приборостроения, кабельной, мебельной, легкой и химической
Таблица 1. Выпадающие доходы бюджетов различных уровней и внебюджетных фондов в связи с применением налоговых льгот и преференций в рамках законов 168-ФЗ, 305-ФЗза период 2010-полугодие 2014 гг.
Таблица 2. Прирост налоговых платежей в бюджет и внебюджетные фонды за счет эксплуатации судов, зарегистрированных в РМРС за период 2010-полугодие 2014 гг., млн. руб.
№n/n Показатели Значения показателей, млн. руб.
1 1.1 Суммы уплаченных налогов в бюджет и внебюджетные фонды РФ за счет новых судов, построенных в российских судостроительных предприятиях и зарегистрированных в РМРС, в т.ч. НДС 1141,6 620,6
1.2 НДФЛ 342,3
1.3 Страховые взносы 178,7
2 Сумма НДФЛ плавсостава флота, зарегистрированного в РМРС 1687,5
3 Госпошлиназарегистрацию и ежегодное подтверждение регистрации судов в РМРС 204,9
4 Всего уплаченных налогов и страховых взносов (п.1+п.2+п.З) 3034,0
Таблица 3. Прямая бюджетная эффективность функционирования РМРС за период 01.01.2010 - 30.06.2014 гг.
№ Показатели Значения показателей,
п/п млн. руб.
1 Преференции судоходным компаниям: - по закону 168-ФЗ 14229,2
- по закону 305-ФЭ 4999,5
2 Итого преференций судоходным компаниям 19228,7
3 Итого дополнительных налоговых платежей в бюджет 3034,0
4 Прямая бюджетная эффективность (п.З- п.2) -16194,7
Таблица 3. Результаты расчета численности работников на судах, зарегистрированных в РМРС, и в сопряженных отраслях
№ Организация, предприятия Численность Удельный вес, %
п/п работников, чел.
1 Судоходные компании, зарегистрированные в РМРС (плавсостав) 14627 19,6
2 Порты, судоремонтные заводы* 2017 2,7
3 Судостроительные верфи* 20636 27,7
4 Предприятия машиностроения и металлургической промышленности* 7411 9,9
5 Предприятия нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности* 29874 40,1
ИТОГО 74595 100
*Данные по сопутствующим и сопряженным организациям, предприятиям различных отраслей - расчетные.
Таблица 4. Результаты расчета мультипликативного бюджетного эффекта функционирования РМС за период 01.01.2010 - 30.06.2014 гг.
№ п/п Показатели Значения показателей, млн. руб.
1. Прямая бюджетная эффективность -16194,7
2. Косвенный эффект (дополнительные поступления налогов от сопряженных предприятий) 30595,3
2.1 Дополнительные поступления в бюджет от сопряженных судостроительных верфей 12652,7
2.2 Дополнительные поступления в бюджет от предприятий машиностроения и металлургической промышленности 6901,3
2.3 Дополнительные поступления в бюджет от предприятий нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности 11041,3
3. Мультипликативный бюджетный эффект от функционирования РМРС (п.1+п.2) 14400,6
промышленности, влечет за собой необходимость использования передовых технологий, а также имеет особую значимость в социальной области за счет создания (сохранения) большого количества рабочих мест с привлечением высококвалифицированных кадров на всех этапах прикладных научных исследований, проектирования и строительства судов.
Результаты расчета численности работников в сопряженных отраслях и численности плавсостава на судах, зарегистрированных в РМРС, приведены в таблице 3.
Расчет мультипликативного бюджетного эффекта функционирования РМС за период 01.01.2010 - по 30.06.2014 гг. приведен в таблице 4.
Анализ результатов расчетов эффективности показывает, что мультипликативный бюджетный эффект от функционирования судоходных компаний, зарегистрировавших новые суда в РМРС и предприятий сопряженных отраслей, за анализируемый период с учетом выпадающих доходов бюджета составил 14,4 млрд. руб., что подтверждает положительное влияние льгот и преференций по судам, зарегистрированным в РМРС, на мультипликативную бюджетную эффективность.
Литература:
1. Федеральный закон от 20.12.2005 г. N 168-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием Российского международного реестра судов» (в ред. Федеральных законов от 14.06.2011 г. N 141-ФЗ, от 07.11.2011г. N 305-Ф3, от 29.11.2012 г. N 202-ФЗ).
2. Федеральный закон от 7 ноября 2011 года N 305-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации в связи с реализацией мер государственной поддержки судостроения и судоходства».
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 г. N 117-ФЗ.
4. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. № 1734-р (в ред. распоряжения Правительства РФ от 11.06.2014 N 1032-р).
5. Крайнова В.В. Оптимизация и совершенствование налогообложения организаций судоходства и судостроения//Вестник ВГАВТ. Выпуск 398.-Н.Новгород: Изд-во ФБОУ ВПО «ВГАВТ», 2014. - С.147-153
6. Крайнова В.В. Управление бухгалтерскими и налоговыми затратами по содержанию флота в организациях внутреннего водного транспорта/ Крайнова В.В.// Речной транспорт (XXI век).2014. -№1 (66) - С. 60-65.
7. Методика проведения экспертно-аналитического мероприятия по оценке эффективности налоговых льгот и преференций, и их стимулирующего воздействия на развитие экономики, разработана Департаментом методологического обеспечения деятельности Счётной палаты РФ и осуществления внешнего государственного контроля, г. Москва, 2014
8. Минеев В.И., Шишкина М.А. Об экономической оценке конкурентоспособности новых транспортных средств/ Минеев В.И., Шишкина М.А.// Речной транспорт (XXI век).2014.-№4 (69) - С. 30-31.
9. Письмо Министерства экономического развития РФ от 08.08.2013 № Д13И -423 «О методике мониторинга и оценки эффективности налоговых льгот»
10. Финансово-экономическое обоснование создания РМРС // Морские вести России. 2005 - №11-12
УДК 338.48
ОСОБЕННОСТИ ФАКТОРА СЕЗОННОСТИ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТА
ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА
Николаев С.В., аспирант, МГИИТ им. Ю.А. Сенкевича, e-mail: Buddha4@mail.ru.
Сезонные колебательные процессы существуют во всех сферах деятельности человека и оказывают серьезное влияние на развитие социально-экономических процессов в целом. Подверженность туризма фактору сезонности определяется наличием целого ряда объективных факторов: от природно-климатических особенностей дестинаций до цикличности некоторых социальных процессов. При этом особенности влияния фактора сезонности на туризм требуют более детального рассмотрения.
Ключевые слова: сезонность, турпродукт, сезонность возможностей, сезонность спроса.
FEATURES OF SEASONALITY ON ACTIVITY OF THE SUBJECT TOURISM
INDUSTRY
Nikolaev S., the post-graduate student, MGIIT, e-mail: Buddha4@mail.ru.
Seasonal oscillatory processes exist in all spheres of human activity and have a major impact on the development of socio-economic processes in General. The susceptibility of the tourism seasonality is determined by the presence of a number of objective factors: the climatic features of destinations to the cyclical nature of certain social processes. The influence of seasonality on tourism require more detailed consideration.
Keywords: seasonality, tourism product, seasonality opportunities, seasonality of demand.
Основной задачей в процессе ведения туроператорской деятельности является максимизация уровня продаж туристского продукта, на который оказывают результирующая влияния объективная группа факторов.
Сезонность в современной трактовке представляется в виде динамичных колебательных процессов, которые определяют периоды роста и спада различного рода экономических явлений и процессов. Среди всех отраслей туризм наиболее явно подвержен фактору сезонности, так как напрямую зависит от периодических изменений климатических условий в течении календарного года.
Туроператору, как активному участнику туристского рынка и основному производителю турпродукта, необходимо учитывать тот факт, что возможности производства и потребления в рамках определенных туристских дестинаций ограничены сезонными климатическими условиями. При этом такого рода ограничения характеризуются рядом признаков:
• Существования «туристского сезона», определяющегося наибольшей активностью потребительского спроса на различные виды
туристского продукта;
• Туристской дестинации может быть присуще несколько туристских сезонов;
• Сезонные колебания могут трансформироваться во времени в зависимости от видов туризма, предлагаемых туроператором (или дестинацией);
• Степень сезонных колебаний зависит не только от климатических условий туристской дестинации, но и её фактических возможностей как текущий, так и потенциальных.
Степень туристской активности, также находит своей отражения в структурной классификации, которая отражает её сезонную специфику[5]:
• Пиковая активность-временной промежуток, которые является наиболее благоприятным с точки зрения климатических и сезонных факторов для организации туристских поездок. Зависимости от видов туризма, пик может приходится на разные временя года (рекреационный отдых - лето, горнолыжный отдых - зима);
• Высокая активность-определяется наибольшей всесторонней