Научная статья на тему 'Механизм функционирования рынка туристских услуг'

Механизм функционирования рынка туристских услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2175
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ТУРИСТИЧЕСКИЙ БИЗНЕС / КОНКУРЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Арутюнян Светлана Айковна, Соловьева Наталья Владимировна, Щербакова Мария Валерьевна

Систематизированы понятия туризм, рынок туризма, рынок туристских услуг. Проанализированы основные элементы туристского рынка (туристский спрос, туристское предложение, конкуренция, сезонность и т.д.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concepts of tourism, the market of tourism, the market of tourist services were systematized. The basic elements of tourist market (demand of the tourist services, supply of the tourist services, seasonality, etc) were systematized

Текст научной работы на тему «Механизм функционирования рынка туристских услуг»

ческого развития России на период до 2020 года № 1662-р от 17 ноября 2008 г //Официальный сайт Президента России.- http://www.kremlin.ru.

5. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года. Москва, 2008 //Официальный сайт Федерального Агентства по туризму Российской Федерации. http://www.russiatourism.ru.

6. Туризм и туристские ресурсы в России. 2007: Стат.сб. / Росстат. М., 2007.

7. Федеральная целевая программа "Развитие государственной статистики России в 2007-2011" // Официальный портал Федеральной службы государственной статистики. http://www.gks.ru.

8. Федеральный закон от 24 ноября 1996г №°132-Ф3 "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 5 февраля 2007 г. № 12-ФЗ) // Российская газета, 9 февраля 2007 г.

УДК 332.4:658

Арутюнян С.А. , Соловьева Н.В., Щербакова М.В.

Механизм функционирования рынка туристских услуг

Рынок - это сфера обмена. Предметом обмена на туристском рынке являются туристские услуги, которые представляют собой деятельность различных предприятий туристкой индустрии по удовлетворению путешественников в различных услугах.

В настоящее время сфера туризма играет важную роль в мировой экономике. Под ее влиянием произошло интегрирование ряда отраслей в единый экономический комплекс по оказанию туристских услуг. Туристский рынок в свое время претерпел развитие от рынка продавца до рынка покупателя и актуальным является изучение элементов туристского рынка.

В специальной литературе по туризму, туристский рынок определяется как общественно-экономическое явление, объединяющее спрос и предложение для обеспечения процесса купли-продажи специфических туристских товаров и услуг в данное время и в данном месте. [1].

Туристский рынок - это институт или механизм, который сводит вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) туристских услуг, в отличие от обычных товарных рынков туристский рынок не предполагает движение товаров от продавцов к покупателям. Напротив, сами покупатели перемещаются к месту назначения, чтобы получить зарезервированные услуги.

Туристский рынок характеризуется многоступенчатостью отношений, когда между конечным потребителем и исполнителем туристских услуг есть посредники, такие, как туристские агентства, туроператоры-генераторы, туроператоры-реципиенты, поставщики и исполнители услуг размещения, перевозки, питания.

Механизм функционирования туристского рынка - это система действий экономических действий для сбалансирования спроса и предложения на туристский продукт, на обмен "деньги - туристский продукт", на денежные потоки и потоки туристского продукта.

Рынок туристических услуг, как и любой другой рынок, регулируется спросом и предложением. Источники спроса и предложения являются следующими:

Предложение туристических услуг исходит от людей, имеющих возможность оказать данную услугу.

Спрос на туристические услуги создается населением, которому необходима туристическая услуга.

Кривая предложения туристических услуг является возрастающей и свидетельствует о положительной зависимости между ценой и количеством оказанных туристических услуг.

Кривая спроса на услуги имеет отрицательный наклон и является вниз сходящей. Это объясняется законом спроса, идея которого в том, что при прочих равных условиях рост цены товара означает уменьшение предъявляемого спроса [3]. Кривая предельного дохода имеет наклон в два раза круче, чем кривая спроса и так же является вниз направленной. Кривая предельных издержек является горизонтальной, так как предельные издержки в данном случае не зависят от количества оказанных услуг и являются одинаковыми как для первой услуги, так и для всех последующих.

По определению В.А. Квартальнова туристский рынок - это экономическая система взаимодействия четырех основных элементов: туристского спроса, предложения туристского продукта, цены и конкуренции [2].

Туристский рынок, как и все другие рынки, стабилизируется согласно закону спроса.

Туристский спрос - подтвержденные платежеспособностью рекреационные потребности людей, выраженные в определенном количестве туристского продукта и услуг, которые они (люди) могут приобрести при данных ценах.

Спрос на путешествия в определенный туристский регион (Р) - это функция склонности человека к путешествиям и соответствующей величины сопротивления связи между начальным пунктом путешествия и местом назначения:

Б = / (склонность, сопротивление) [2]

Склонность к путешествиям может пониматься как предрасположенность человека к путешествиям и туризму, т. е. насколько сильно человек желает путешествовать, в какие регионы, а также какие виды путешествий он предпочитает. Сопротивление же порождается экономической дистанцией, иногда культурной дистанцией, слишком высокой стоимостью туристской поездки, плохим качеством обслуживания, эффектом сезонности.

В сфере туризма спрос рассматривается с точки зрения мотивации и психологии. Исходя из этого, туристский спрос - это общее количество людей, которые путешествуют или желают путешествовать, пользуются туристским оборудованием и услугами за пределами традиционного места жительства и работы.

Туристский спрос состоит из трех основных элементов[1].

1. Действительный (фактический) спрос - это фактическое число участников туризма, то есть тех, кто в действительности путешествует. Этот элемент спроса легче всего поддается измерению, и основная часть статистических данных по туризму относится именно к фактическому спросу.

2. Скрытый спрос характеризует ту часть населения, которая хочет, но не может путешествовать по какой-либо причине.

3. Нулевой спрос характеризует существование постоянной группы людей, не желающих путешествовать ни при каких обстоятельствах; они формируют категорию отсутствия спроса.

Спрос на туристские поездки и услуги является ключевым фактором туристского рынка. Практически любое предприятие, имеющее отношение к туризму, заинтересовано в том, чтобы иметь надежную информацию о спросе на предлагаемую продукцию, в особенности относительно прогнозируемого спроса на будущее. От этого показателя всецело зависят состояние туристского бизнеса, расходы на рекламу, планирование инвестиций, возможности

расширения бизнеса и т.д. Информация относительно туристского спроса и научно обоснованные прогнозы могут стать надежной базой для принятия долгосрочной программы развития туризма, обеспечивающей максимальный социально-экономический эффект при минимальных потерях.

Одной из проблем эффективного ведения туристического бизнеса является приведение предложения в соответствие с имеющимся спросом, чтобы не было ни избытка, ни недостатка. Трудность заключается в том, что туристский продукт несохраняем, его нельзя складировать, запасать впрок, поэтому неиспользованное предложение в виде непроданных гостиничных мест или экскурсий ведет к невосполнимым потерям. Дела идут успешно там, где реальный спрос обеспечивает достижение планируемых коэффициентов загрузки отелей и транспортных средств. Это показывает важность определения и прогнозирования спроса для всех предприятий и лиц, занимающихся предоставлением туристских услуг.

Реальный спрос измеряется такими показателями, как:

• количество прибытий;

• количество туродней или ночевок;

• средние расходы на одного посетителя.

Потенциальный спрос измеряется возможным

числом посетителей.

Помимо ценового фактора, влияющего на туристский спрос, существует множество факторов неценовой природы, так называемые неценовые детерминанты спроса. К их числу можно отнести следующие:

Потребительские вкусы

На спрос туристского продукта оказывают влияние потребительские вкусы или предпочтения туристов. Изменение потребительских вкусов туристов может быть вызвано рекламой, модой и т.п. Если оно благоприятно для туристского продукта, то спрос на него будет возрастать. Неблагоприятные перемены в предпочтениях туристов вызовут уменьшение туристского спроса.

Число туристов (покупателей)

Увеличение на рынке числа потребителей туристской продукции обусловливает повышение спроса, а уменьшение числа потребителей приводит к его сокращению. В свое время развитие авиатранспорта стимулировало быстрый рост числа туристов благодаря экономии времени на переезды при совершении дальних туристских поездок. Современное усовершенствование инфор-

мационных технологий необычайно расширило границы международного туризма, что повысило спрос на туристские поездки.

Доход потенциальных туристов

Воздействие на туристский спрос изменений денежного дохода у потребителя достаточно сложно. В большинстве случаев повышение дохода приводит к увеличению спроса на туристский продукт, так как по мере роста доходов потенциальные туристы (потребители), как правило начинают покупать больше туров. И, наоборот, при снижении доходом спрос на туры падает.

В то же время увеличение доходов может снизить туристский спроси на туры в определенные туристские дестинации, так как более состояв тельные потребители туристских услуг могут переключиться на приобретение туров в более комфортабельные, модные и, соответственно, более дорогие туристские дестинации.

Цены на сопряженные туры (услуги)

Сопряженный тур - это родственный тур уже имеющемуся и может выступать как заменитель или сопутствующий последнему.

Приведет ли изменение цены на сопряженный тур к повышению или снижению спроса на родственный ему тур, зависит от того, является ли сопряженный тур заменителем родственного ему тура или сопутствующим ему. Когда два турпродукта (туристские услуги) взаимозаменяемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь. Существуют пары турпродуктов (туристских услуг), которые являются взаимодополняющими. Эти пары "сопутствуют" друг другу в том смысле, что спрос на них идет одновременно. Такой спрос носит название сопряженного спроса. Когда два товара являются взаимодополняющими, между ценой на один из них, и спросом на другой существует обратная связь.

Туристские (потребительские) ожидания

Потребительские ожидания относительно таких факторов, как будущие цены на турпродукт, наличие турпродукта и будущий доход, способны изменить туристский спрос. Ожидания потребителей относительно возможности повышения цен в будущем могут побудить их покупать тур сегодня, чтобы "упредить" угрожающее повышение цен.

Сезонность

Данный фактор связан с колебаниями туристского спроса во времени. Как правило, эти колеба-

ния связаны с климатическими, мотивационными, экономическими и социальными факторами.

Выделяют высокий и низкий сезон, а также межсезонье.

В высокий сезон спрос максимален, а в низкий соответственно - минимален.

Сезонность является одной из характерных черт туристского спроса на многие туристские дестинации. Понятие "сезон" родилось в курортном секторе туристского бизнеса и было связано со временем года или климатическими особенностями местности, которые определяли спрос на данные дестинации и их услуги. Позднее проблема сезонности стала применяться и к иным туристским дестинациям.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что кроме вышеперечисленных факторов - детерминант, существует еще целый ряд факторов, влияющих на изменение туристского спроса. В любом случае, ясно, что туристский спрос не является постоянной величиной. Под воздействием огромного числа факторов он постоянно изменяется как по характеру, так и по величине. Все это необходимо учитывать при формировании политики развития туризма.

В сфере туризма туристское предложение - это все то, что предлагается туристу для удовлетворения его потребностей во время путешествия (проживание, питание, развлечения и т.п.).

Туристское предложение может выступать

как:

• комплексное туристское предложение, сформированное туристскими фирмами в качестве тура;

• индивидуальное туристское предложение отдельных субъектов туристской сферы - гостиниц, ресторанов, объектов достопримечательностей и т.д.

Предложение туристского продукта - количество туристского продукта и услуг, которые выставлены на рынок при данном уровне цен.

Предложение туристского продукта зависит от многих факторов: количества туристских поставщиков (предприятия размещения, питания, развлечений и т. д.); количества фирм-продавцов; уровня эффективности производства туристских товаров и услуг; уровня научно-технического прогресса; системы налогообложения; цен на факторы производства; оценки перспектив спроса и будущих доходов.

Компоненты предложения определенного туристского региона могут быть разбиты на 4 основные категории: [1]

1) природные ресурсы;

2) инфраструктура;

3) материально-техническая база туризма, которая включает: туроператоров и турагентов, предприятия размещения, предприятия питания и торговли, автотранспортные предприятия и т. п.;

4) культурные ресурсы гостеприимства.

Целесообразно рассмотреть каждый из этих элементов подробнее. Природные ресурсы каждого туристского региона, доступные для туристского пользования, составляют основу предложения. Базовые элементы этой категории включают воздух и климат, физические особенности местности (топографию), флору, фауну, водные ресурсы, пляжи, памятники природы и т. п. Качество природных ресурсов необходимо сохранять с целью поддержания спроса. В сущности, туризм очень чувствителен к качеству использования природных ресурсов.

Инфраструктура представляет собой подземные и надземные обслуживающие сооружения, включающие: водопровод, канализацию, газопровод, коммуникационную систему, а также другие средства обслуживания, например шоссе, аэропорты, автодороги, железнодорожные пути, автостоянки, парковки, порты, вокзалы и прочее. Инфраструктура очень важна для успешного развития туризма. Эти сооружения должны соответствовать интенсивности использования.

Цена - мера и регулятор динамического равновесия между спросом и предложением на туристском рынке. Цена на рынке находится в постоянном изменении, но при равенстве спроса и предложения устанавливается равновесная цена,

когда предельная полезность туристского продукта и предельные издержки на его производство уравновешивают друг друга.

Конкуренция - взаимная борьба предпринимателей за монопольное или наилучшее положение на туристском рынке. Конкуренция характеризует борьбу предпринимателей за реализацию туристского продукта в случае его излишнего предложения.

Туристский рынок постоянно находится в состоянии динамического равновесия, которое имеет циклический характер. Цикл рынка определяется тем обстоятельством, что, затрагивая одну из его структур, мы приводим в движение все остальные.

Таким образом, из вышеизложенного можем сделать следующий вывод, о том, что цикличность туристского рынка определяется характером взаимодействия всех его элементов: спроса, предложения и цены, приводимых в действие конкуренцией. Поэтому, если предложение превосходит спрос, цены на туристский продукт падают. Это приводит к снижению предпринимательской активности по производству данного туристского продукта. Если спрос превышает предложение, наступает повышение цен, что стимулирует фирму производить этот туристский продукт в больших количествах. После определенного колебания цен наступает период равновесия спроса и предложения, в этот период и рынок приходит в равновесное состояние. Таким образом, цена на туристском рынке выступает как выражение меновой стоимости туристского продукта.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Быстров С.А., Воронцова М.Г. Туризм: мак- 2. Квартальнов В. А. Теория и практика туризма:

роэкономика и микроэкономика. СПб.: "Издательский Учебшк. М.: финансы и сташстика 2°Ш.

дом Герда", 2007.

3. Менкью Н.Г. Принципы экономике. 2-е изд., сокращ. СПб: Питер, 2002.

УДК 676

Тогоев А.М.

Применение информационных систем в управлении здравоохранением

Глобализация в экономике и технический и укрепление здоровья населения является основ-прогресс в 21 веке привели к принципиальному ной задачей государства.

изменению возможностей медицины. Сохранение Главной целью общественного развития яв-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.