Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЭТНОТУРИЗМА В ДАГЕСТАНЕ КАК ФАКТОР ДОСТИЖЕНИЯ МИРА И СОГЛАСИЯ'

ОСОБЕННОСТИ ЭТНОТУРИЗМА В ДАГЕСТАНЕ КАК ФАКТОР ДОСТИЖЕНИЯ МИРА И СОГЛАСИЯ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
142
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ / ТУРИЗМ / КУЛЬТУРНЫЙ КОД / ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / КУЛЬТУРА / ФУНКЦИИ ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО ТУРИЗМА / ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ / АНИМАЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ / ОБЫЧАИ / ТРАДИЦИИ / ОБРЯДЫ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Мустафаева М.Г., Хиясова С.Г.

Проводится сравнительно-сопоставительный анализ понятия «этнотуризм». Предпринята попытка системного, логико-гносеологического анализа данного понятия в контексте культурного кода Республики Дагестан. Специфика, особенности организации данного вида туризма для многонационального и многоконфессионального региона России, каким является Дагестан, имеет особую значимость. Детально рассматриваются особенности организации этнографического туризма в Дагестане, выделяются социальные функции данного вида туризма. Рассматриваются функции и компоненты анимационных программ этнографического туризма. Отмечается, что развитию туризма в республике будет способствовать развитие туристической активности среди студентов, укрепление в связи с этим межвузовских, межличностных и даже межнациональных отношений молодежи страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Мустафаева М.Г., Хиясова С.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ETHNOTOURISM IN DAGESTAN AS A FACTOR IN ACHIEVING PEACE AND HARMONY

A comparative analysis of the concept of “ethnotourism” is carried out. An attempt was made to provide a comprehensive, systematic, logical and epistemological analysis of this concept in the context of the cultural code of the Republic of Dagestan. The specificity, features of the organization of this type of tourism for the multinational and multi-confessional region of Russia, which is Dagestan, is of particular importance. The features of the organization of ethnographic tourism in Dagestan are considered in detail, the social functions of this type of tourism are highlighted. The functions and components of animation programs of ethnographic tourism are considered. It is noted that the development of tourism in the republic will be facilitated by the development of tourist activity among students, strengthening in connection with this interuniversity, interpersonal and even interethnic relations of the country's youth.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЭТНОТУРИЗМА В ДАГЕСТАНЕ КАК ФАКТОР ДОСТИЖЕНИЯ МИРА И СОГЛАСИЯ»

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ, ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ

УДК 379.85

https://doi.org/10.23947/2414-1143-2023-33-1-57-64 Особенности этнотуризма в Дагестане как фактор достижения мира и согласия М. Г. Мустафаева1 Н, С. Г. Хиясова1

Дагестанский государственный педагогический университет, Российская Федерация, г. Махачкала, ул. Магомеда Ярагского, 57 Н pismo@dspu.ru

Аннотация

Проводится сравнительно-сопоставительный анализ понятия «этнотуризм». Предпринята попытка системного, логико-гносеологического анализа данного понятия в контексте культурного кода Республики Дагестан. Специфика, особенности организации данного вида туризма для многонационального и многоконфессионального региона России, каким является Дагестан, имеет особую значимость. Детально рассматриваются особенности организации этнографического туризма в Дагестане, выделяются социальные функции данного вида туризма. Рассматриваются функции и компоненты анимационных программ этнографического туризма. Отмечается, что развитию туризма в республике будет способствовать развитие туристической активности среди студентов, укрепление в связи с этим межвузовских, межличностных и даже межнациональных отношений молодежи страны.

Ключевые слова: межнациональное, туризм, культурный код, этнографический туризм, культура, функции этнографического туризма, этнографические объекты, анимационные программы, обычаи, традиции, обряды.

Для цитирования. Мустафаева М. Г., Хиясова С. Г. Особенности этнотуризма в Дагестане как фактор достижения мира и согласия / М. Г. Мустафаева, С. Г. Хиясова // Научный альманах стран Причерноморья. — 2023. — Т. 32. № 1. — С. 57-64. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2023-33-1-57-64

Features of Ethnotourism in Dagestan as a Factor in Achieving Peace and Harmony

M. G. Mustafaeva1 Н, S. G Hiyasova1

1 Dagestan State Pedagogical University, 57, St. Magomed Yaragsky, Makhachkala, Russian Federation

Н pismo@dspu.ru

Abstract

A comparative analysis of the concept of "ethnotourism" is carried out. An attempt was made to provide a comprehensive, systematic, logical and epistemological analysis of this concept in the context of the cultural code of the Republic of Dagestan. The specificity, features of the organization of this type of tourism for the multinational and multi-confessional region of Russia, which is Dagestan, is of particular importance. The features of the organization of ethnographic tourism in Dagestan are considered in detail, the social functions of this type of tourism are highlighted. The functions and components of animation programs of ethnographic tourism are considered. It is noted that the development of tourism in the republic will be facilitated by the development of tourist activity among students, strengthening in connection with this interuniversity, interpersonal and even interethnic relations of the country's youth.

© Мустафаева M. Г., Хиясова С. Г., 2023

Keywords: international, tourism, cultural code, ethnographic tourism, culture, functions of ethnographic tourism, ethnographic objects, animation programs, customs, traditions, rituals.

For citation. Mustafaeva M. G., Hiyasova S. G. / Features of Ethnotourism in Dagestan as a Factor in Achieving Peace and Harmony / M. G. Mustafaeva, S. G. Hiyasova // Science Almanac of Black Sea Region Countries. — 2023. — V. 33. No. 1. — pp. 57-64. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2023-33-1-57-64

Введение. Дагестан находится на перекрестке культур и цивилизаций, где сходились и сходятся Восток и Запад, Европа и Азия. Имеющийся на сегодня опыт многовекового мирного сосуществования различных народов является той основой, на которой строится жизнь современного дагестанского общества.

Республика Дагестан отличается высокой степенью этнокультурного, этнического, этноконфессионального многообразия. Здесь живут представители таких мировых религий, как ислам, христианство (православное) и иудаизм.

Имеющиеся геополитические, цивилизационные, транспортно-коммуникационные факторы являются мощным стимулом достижения межнационального, межконфессионального и внутрирелигиозного согласия в регионе. Уникальность и разнообразие природно-климатических ресурсов Республики Дагестан создают благоприятные условия для развития туристко-рекреационного комплекса.

Так, в Республике Дагестан побережье Каспийского моря имеет протяженность более 500 км, что способствует развитию пляжного туризма. Всемирная туристская организация высоко оценивает потенциал Республики Дагестан и включает ее в число наиболее перспективных туристических направлений юга России.

Материалы и методы. Использованы социально-философские методы: историко-логический, сравнительно-сопоставительный, системный метод исторической параллели и т.д.

Результаты исследования. Основа этнографического тура — это насыщенная, правильно сос-тавленная программа, которая должна учитывать интересы туристов, интересующихся историей, фольклором и национальными особенностями того или иного этноса. Технология организации подобных туров подразумевает комплексный подбор досуговых мероприятий, наиболее ярко отражающих национальные особенности и богатства народа и региона [1 с. 4].

Компоненты анимационных программ, которые можно использовать в этнографическом дагестанском туризме:

1. Праздники. Большое значение в этнотуризме имеет использование календаря праздников и знаменательных событий, поскольку праздники делают жизнь народа многообразнее. Подобные туры вызывают интерес туристов к тем или иным датам, праздникам, а личное участие в подобных анимационных программах делает тур незабываемым.

2. Историческое наследие. Наличие уникальных исторических объектов является культурным потенциалом и ведет к успешному развитию туризма на данной территории. Знакомство с историей и историческими объектами является сильнейшим, мотивирующим фактором. Крепости, башни, замки и другие архитектурные объекты являются важными элементами туристско-анимационной программы, которые туристы охотно посещают, на их фоне проводятся праздники, шоу-представления, костюмированные балы [15, с. 54].

3. Литературные памятники, включая героический и героико-исторический эпос Дагестана. Героический эпос, сказки, легенды, песни и танцы, предания и пословицы Дагестана возникли во времена, когда человечеству еще была неизвестна письменность. Народы Дагестана богаты героико-эпическими сказаниями и песнями, в которых отразилось их национально-специфическое своеобразие. Например, лезгинский фольклор о богатыре Шарвили, лакский эпос о героине Парту Патима и др. Возможно, литературные памятники Дагестана имеют меньшую привлекательность по сравнению с другими элементами культуры народа, но все же являются значительным анимационным мотивом и могут стать основой организации разноплановых анимационных программ в этноэкскурсиях. К тому же героический и героико-исторический эпос Дагестана создают более полное впечатление о народе и его культуре [15; 16, с. 23-29].

4. Уровень развития сельского хозяйства, экология и экологичность продуктов питания, выращенных в Дагестане, безусловно, привлекают многих туристов. В программу специализированного тура целесообразно

включать мероприятия, во время которых у туриста будет возможность познакомиться с продукцией, выращенной в Дагестане и принять участие в процессе её производства.

5. Национальная кухня. Национальные блюда дагестанской кухни характеризуются многообразием, и в каждом районе их готовят с некоторыми особенностями. Невозможно определенно сказать, какое блюдо самое лучшее. Каждое из них по-своему привлекательно. Традиционная дагестанская кухня уходит корнями в далёкое прошлое, бережно сохраняя в себе традиции прошлых поколений. Многочисленные туристы, будучи в Дагестане, на себе испытали одну из древних традиций Дагестана — традицию гостеприимства. Одна сторона этой традиции выражается в том, что хозяйка перед обедом или ужином всегда оставляет порцию пищи на случай, если неожиданно придет гость. Другая сторона этой замечательной традиции — гостю подают самую лучшую пищу, ведь гость в дом — счастье в дом, так говорят дагестанцы [12]. И, наконец, неизменным атрибутом гостеприимства Дагестана, конечно же, являются национальные блюда дагестанской кухни. Отзывы многочисленных туристов, посетивших Дагестан, показывают, что они в первую очередь восторгаются блюдами традиционной дагестанской кухни. Поэтому особенности дагестанской национальной кухни, богатый ассортимент блюд, их ценовая доступность зачастую оставляют след в воспоминаниях туристов об отдыхе в Дагестане и создают благоприятное впечатление о республике в целом.

6. Народные промыслы и декоративно-прикладное искусство. По богатству видов декоративно-прикладного искусства Дагестан уникальная республика. Здесь насчитывается более двадцати видов народных промыслов: художественное серебро, оружие, ковры и ткачество, керамика, резное дерево и камень и др. Поэтому в Дагестане могут предложить приезжим широкий ассортимент сувенирной продукции, выполненной местными мастерами и ремесленниками. Зачастую местные мастера изготавливают изделия в присутствии покупателей или же предлагают туристу сделать продукт самостоятельно. Данная форма торговли вызывает неподдельный интерес у туристов в Дагестане, и стала уже особенностью или достопримечательностью в республике, поэтому некоторые туристические агентства включают ее в анимационную программу тура [8].

Конечно, в этнотуристическом сегменте Дагестана есть ряд нерешенных проблем. Желая стать популярным этнографическим направлением, и стремясь к развитию туризма в целом, регион должен создать и постоянно развивать уникальные культурные комплексы с увлекательными анимационными программами и продвигать их на туристский рынок. Главное — разумно и творчески представить этнографическое наследие. Еще одной проблемой является необходимость разработки грамотной и продуманной системы управления данным видом туристической деятельности. Значение государства в этом направлении первостепенно, ибо предпринимательский сектор без соответствующей поддержки государства не сможет в полной мере оказывать необходимое содействие национальному этнографическому туристическому продукту в конкурентной борьбе на международном рынке. Это в свою очередь будет препятствовать формированию образа региона благоприятного для туризма. Преодолеть ряд имеющих проблем в туризме, безусловно, помогут инвестиции, активное взаимодействие властей и бизнес-сообщества, проведение грамотной имиджевой политики, использование методов маркетинга. И, пожалуй, самое главное — это изменение отношения населения Дагестана к туристам и осознание важности этой отрасли для республики.

Считаем, что развитию туризма в республике очень сильно поможет и развитие студенческого туризма, поскольку студентам российских вузов есть на что посмотреть в Дагестане в историко-культурном и интеллектуальном плане. Более того, такое направление туризма будет способствовать укреплению межвузовских, межличностных и даже межнациональных отношений молодежи страны.

Обсуждение и заключения. Республика Дагестан отличается высокой степенью этнокультурного, этнического, этноконфессионального многообразия, что служит основой развития этнотуризма как фактора сохранения этнической уникальности региона.

Известно, что этнический туризм является одним из направлений культурно-познавательного туризма, который в современном глобальном мире приобретает особую популярность. В республике Дагестан этнокультурный туризм имеет один из самых значительных потенциалов развития, поскольку на территории республики расположены многочисленные древнейшие памятники истории, культуры и архитектуры.

Одним из важных условий правильной организации этнографического туризма — это наличие этнографических объектов. При этом этнографические объекты являются составной частью социально-культурных ресурсов и активно используются в удовлетворении потребности в экскурсионном туризме. Этнографический объект содержит информацию об особенностях проявления традиционно-бытовой культуры этноса и он (объект) может быть как материальным, так и духовным [2].

В Дагестане расположено около 6354 объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), из них: объектов культурного наследия федерального значения — 1994, регионального значения — 4360 единиц, включая историко-архитектурные комплексы и достопримечательные места в 40 населенных пунктах республики. Наиболее значимые и популярные: Цитадель «Нарын-Кала», Дербентская Джума-мечеть (733-734 гг. — старейшая мечеть в России и на территории СНГ, «Эоловый город», расположен в верховьях реки Корчагсу, Хучнинский (Хаганский) водопад, водопад Тобот (высота — 70 м), Карадахская теснина («Ворота чудес»), песчаный бархан Сары-Кум (высота 262 м) Сулакский каньон (состоит их трех отдельных каньонов, достигает в глубину 1900 м), Карабудахкентские пещеры, которые соединяются между собой узкими проходами (высота 150, 100 м), крепость «Кала-Корейш», старинная Кумухская Джума-мечеть (778 г.), Самурский лес (единственный в России субтропический лиановый лес), Гунибское плато, где можно встретить ковры альпийских лугов, березовые рощи, водопады, пещеры, исторические памятники времен Кавказкой войны), башня «Акайла-Кальа», гора Ярыдаг «Красная гора» (огромный скальный массив с отвесной стеной по периметру, который является также идеальным местом для экстремального спорта и туризма), Ицаринская сторожевая башня, Ахтынская оборонительная крепость, Гунибская оборонительная крепость, Аранинская оборонительная крепость, башенные комплексы в аулах Гоор и Кахиб, аул Кубачи, церковь Датуна, Крепость семи братьев и одной сестры, аул Гамсутль, Ахтынский краеведческий музей, Мемориальный комплекс «Ахульго» и многие другие.

По данным экспертов потенциальные возможности республики позволяют при соответствующем развитии туристской инфраструктуры принимать в этом секторе до 2 млн туристов в год. Так, по словам врио министра Дагестана по туризму и народным художественным промыслам Эмина Мерданова, в перечне культурного наследия находятся около 6,5 тыс. объектов, в том числе около 2 тыс. признаны объектами культурного наследия федерального значения. Только в дагестанском Дербенте находится Цитадель VIII века «Нарын-Кала», Старый город, старейшая в России Джума-мечеть VIII в., Девичья баня XIII в. и другие сооружения, которые включены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Все обозначенные культурные объекты вызывают неподдельный интерес у российских и зарубежных туристов.

По данным Министерства по туризму и народных промыслов Дагестана, в этом году республику посетили более 2,5 млн туристов. Есть мнение, что в целом этнографический туризм относится к элитарному виду туризма. Ибо для точной передачи и восприятия этнокультурной информации необходима специальная подготовка, откуда возникает необходимость формирования так называемой «культуры туриста». При этом также необходимо отметить, что этнографический туризм не должен существовать вне науки, поскольку вся информация, предоставляемая туристам должна опираться на научные факты. В противном же случае есть большая вероятность искажений в сторону религиозных догм или распространения националистических идей.

Подобные прецеденты уже имели место в архиве туристической деятельности Дагестана. Так, например, один из экскурсоводов рассказывая туристам об образовании Дербента, исказил информацию о том, что представители племени под названием «баят» были первыми жителями города. Согласно же историческим данным, это племя поселилось в Дербенте, когда там уже жили другие народы. Более всего общественность Дагестана была возмущена тональностью, который позволил себе данный гид, в ней были усмотрены оттенки национализма. «Что делает Дагестан в моем Дербенте? Не было тогда ни Азербайджана, ни Дагестана, когда мой народ уже здесь был» — заявил экскурсовод. В другом случае приводится пример о том, когда экскурсовод вопреки не только истории, но и элементарному курсу теплофизики заявила перед спикером Совета Федерации В. Матвиенко, что ханская баня якобы отапливалась свечой. Очень популярны у экскурсоводов история о зиндане (подземной тюрьме-темнице), на дне которой, якобы, во время раскопок нашли несколько метров костей или история о башне, с которой сбрасывали неверных жен хана и т.п. Отметим, что данные примеры исследователи больше относят к разряду преданий и легенд, нежели к истории.

На самом деле культура Дагестана богата интереснейшими легендами и преданиями, о которых, безусловно, можно и нужно рассказывать туристам, но не преподносить их как исторические факты. В противном случае, под угрозой окажется не только правильная интерпретация истории, но и может пострадать репутация самой отрасли туриндустрии. Ибо гид — это в первую очередь человек, специалист, на котором лежит большая социальная ответственность и от которого требуются глубокие знания в истории и культуре. Поэтому в республике на современном этапе решили серьезно заняться подготовкой гидов, их образованием и аттестацией. При этом общественность пришла к выводу, что аттестовывать необходимо не только их самих экскурсоводов, но и их тексты и выступления, поскольку данный вопрос нужно решать на высоком республиканском уровне. Контроль над реализацией данных мероприятий возлагается в основном на Министерство туризма и народных промыслов Дагестана, а также на Министерство культуры Дагестана.

При этом необходимо подчеркнуть, что работа в этом направлении уже ведется. Так, в конце 2022 г. в Дагестане прошла профессиональная аттестация экскурсоводов и гидов-переводчиков на базе министерства по туризму и народным промыслам республики. По итогам данной аттестации 23 экскурсовода и один гид-переводчик попали в федеральный реестр гидов (экскурсоводов), успешно пройдя тестирование и практическое задание.

В связи с освещаемой проблемой необходимо подчеркнуть, что на базе старейшего педагогического вуза на Северном Кавказе, каким является Дагестанский государственный педагогический университет, в 2022 г. был открыт этнодвор, так называемое подворье. Здесь в миниформате весьма образно и этнично представлены районы и города Дагестана: Южносухокумск, Ногайский, Гунибский, Кайтагский, Дербентский и другие районы Дагестана. Конечно, такое оформление этнодвора преследует определенные цели. С одной стороны, активизирует коммуникативные навыки студентов, а с другой — приобщает молодое поколение к культуре Дагестана.

В целях улучшения качества этнотуризма в Дагестане считаем целесообразным, чтобы через этот красивый этнодвор Дагестанского государственного педагогического университета проходил один из туристических маршрутов республики. В качестве гидов могут выступать специально подготовленные и обученные студенты вуза, а в ближайшей перспективе считаем необходимым на базе географического факультета открыть отделение туризма, который бы готовил для Дагестана высоквалифицированных специалистов в области туристического дела.

Известно, что этнографический туризм, развиваясь, является фактором возрождения и развития национальных культур. Это обусловлено тем, что идет поиск забытых традиционных ремесел, создаются школы мастерства, сохраняется и популяризируется язык, традиции, обряды и обычаи. Таким образом, в этнографическом туризме заложена идея сохранения, преумножения и передачи потомкам историко-культурного наследия.

Считается, что этнографический туризм основан в том числе и на интересе туристов к традиционной жизни и укладу народов, на знакомстве с культурой, традициями, обрядами и творчеством народа. Это особенно актуально сегодня в условиях господства массовой культуры. В современном стандартизированном мире человек зачастую стремится к самоопределению, изучая свои этнические корни, чтобы выделить себя на фоне других, обладать персональной историей и собственными, особенными для каждого культурными традициями. Знакомство же с этническими особенностями других культур позволяет составить единую картину многостороннего мира с уникальными в своей индивидуальности народами и народностями.

Этнический туризм содействует более тесным связям между представителями этих народов, включению их культуры в мировое культурное наследие. Универсальность этнического туризма в том, что он привлекателен практически для любой категории туристов: как для иностранцев, так и граждан РФ; как молодых людей, интересующихся историей, традициями и бытом своих предков, так и более старшей возрастной группой туристов.

Популярность этнографического туризма помимо собственно экономического фактора во многом связана с большим количеством функций социального характера, которые он выполняет. Ключевыми из них являются: формирование толерантного отношения к представителям разных этносов; сохранение культурного, социального и ландшафтно-экологического многообразия; обеспечение финансовой поддержки объектов культуры, имеющих большое значение не только для туристов, но и для местных жителей; укрепление чувства идентичности и дальнейшее сохранение культуры региона, на котором проживает та или иная этническая группа; сохранение

многообразия и многоликости современного мира; возрождение местной кухни, местных способов изготовления традиционных предметов быта и ремёсел; создание новых рабочих места для местного населения; повышение культурного уровня коренного населения, налаживание культурных связей с представителями иных культур.

Помимо культурно-познавательного аспекта, развитие этнокультурного и этнографического, сельского туризма позволит решить ряд проблем социально-экономического характера, а именно возродить сельскую архитектуру, сохранить традиционный уклад жизни, будет способствовать развитию народных художественных промыслов, поможет снизить безработицу, что в целом, возможно, положительно повлияет на развитие отдельных сельских районов и горных территорий республики.

У каждого народа, проживающего в Дагестане, наряду с общими, имеются свои традиции, обычаи, культура, отличающаяся особой самобытностью, неповторимостью, многообразием и богатством. Безусловно, туристам и гостям, посещающим Дагестан, интересно познакомиться с культурой многочисленных народов Дагестана, с их укладом жизни, увидеть известные по всем мире неповторимые кубачинские изделия; запечатлеть уникальный в своем роде вид декоративно-прикладного искусства, где соединились резьба по дереву и ювелирное искусство — «унцукульскую насечку металлом по дереву»; оценить балхарскую керамику, чью художественную ценность оценили не только в России, но и за рубежом; а также насладиться знаменитыми южными коврами с тонким и самобытным орнаментом; надеть на себя дагестанскую бурку, почувствовав себя настоящим джигитом и, наконец, попробовать национальную кухню: чуду, курзе, хинкал и т.д., рецепты которых передавались из поколения в поколение, вкус которых еще не оставил равнодушным ни одного гостя.

Наиболее ярко и разнообразно представить программу экскурсионного тура поможет также использование анимационных программ в сфере этнического туризма. Анимация в туризме, в общем смысле, представляет собой комплекс услуг по разработке и предоставлению специальных программ проведения свободного времени, например, организация развлечений и спортивного проведения досуга. Их сущность в том, что анимация в этно-туризме позволяет через использование неординарных решений наиболее ярко и художественно воспроизвести ту или иную культурно-историческую эпоху, добавить в тур именно то действие, при помощи которого турист сможет наиболее зримо и полно воспринять замысел тура.

Внедрение анимационных технологий в отрасль туризма на сегодня обусловлено практической необходимостью в повышении уровня привлекательности туристских объектов и конкурентоспособности культурно-познавательных и других туров с целью увеличения туристских потоков. Кроме того, вышеуказанные технологии способствуют привлечению туристов к участию в коммуникативной, культурно-творческой и культурно-познавательной деятельности во время путешествия, что позволяет не только разнообразить его программу, но и повысит эмоциональный тонус путешественников.

В Дагестане различные турагентства предлагают увлекательные авторские этнотуры, где туристы, переезжая от аула к аулу, знакомятся с бытом и традиционными ремеслами народов Дагестана, пробуют национальную кухню, которую так и называют интригующим словом «этнообед» и, главное, наслаждаются живописными горными пейзажами и неповторимой природой. В рамках некоторых авторских этнотуров туристов посвящают в тонкости древних ремесел и рассказывают о традициях, которые передаются из поколения в поколение на протяжении нескольких столетий. Данные программы расписаны буквально по дням и часам. При разработке анимационных программ можно включать посещение фольклорных праздников, концертов народных коллективов, представляющих какую-либо этническую группу. Привлекательным для туристов является также их личное участие в танцах, играх, приготовлении дагестанских блюд и т. д. В рамках этнотуризма в Дагестане набирают популярность и так называемые этносвадьбы, с использованием народных свадебных обрядов, когда проводятся красивые, насыщенные традициями торжества.

Традиционная дагестанская свадьба издревле обставлялась целой серией интереснейших культовых, обрядовых и игровых действий, красочных ритуалов, имеющих глубоко символическое значение, которые не только обозначали рождение новой семьи, но и служили зрелищно-развлекательным целям. В качестве примеров назовем этносвадьбы, организованные в Новолакском, Цумадинском и Хунзахском районах республики. Одним из примеров этносвадьбы, например, может быть также свадьба туристов из Ивановской области. Молодожены посетили республику в августе 2022 г. По прибытии в Дагестан их ознакомили с программой этнотура и предложили сыграть «этносвадьбу» в Дагестане. Молодые были одеты в дагестанские национальные костюмы, стол сервирован блюдами дагестанской национальной кухни, играла музыка-лезгинка (молодожены

предварительно были обучены танцу). Участники свадьбы — жители Новолакского района республики, приняли самое активное участие на свадебном торжестве.

Зачастую, в качестве анимационных объектов в Дагестане используются этнографические объекты, а это в свою очередь вызывает определенные затруднения:

- объекты находятся в недостаточно хорошем для осмотра состоянии или имеют плохую транспортную доступность, хотя заслуживают внимания туристов,

- некоторые этнографические объекты не включены в экскурсию, т.к. находятся на территории различных территориальных единиц, удаленных друг от друга. Однако они могут стать прекрасным анимационным объектом при грамотном составлении культурной программы [5, с. 13].

Библиографический список

1. Александренков Э. Г. Теория в российской этнографии, что это такое? // Этнографическое обозрение. 2019 № 3. С. 7-22.

2. Алексеев П. В. Ценность // Социальная философия. М., 2004.

3. Барлукова А. В. Методический подход к формированию структуры системы управления этническим туризмом / А. В. Барлукова // Известия Иркутской государственной академии. 2010. № 6. С. 44.

4. Биржаков М. Б. Введение в туризм. СПб: Герда, 2007. — 576 с.

5. Ковынева Л. В. Этнографический туризм в России: опыт, проблемы и перспективы // Инновационные технологии по транспорту и промышленности: материалы международной научно-практической конференции. Хабаровск: ДВГУПС, 2017. С. 185-188.

6. Любичанковский А. В. Географический и культурологический подходы к дифференциации объектов культурного наследия // Вестник Оренбургского государственного университета. 2008. № 6. С. 17-24.

7. Моралева Н. В. Организация этнографического и аборигенного туризма: учебное пособие. М.: Библиотека коренных народов Севера, 2008. — 43 с.

8. Мустафаева М.Г. Межнациональное общение в контексте социально-философского анализа. Махачкала: АЛЕФ, 2019. — 300 с.

9. Сенин В. С. Организация международного туризма: учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2005. — 400 с.

10. Сундуев Ч. Б., Хышиктуева Л. В. Этнотуризм как одно из направлений культурно-познавательного туризма // Вестник Бурятского государственного университета. 2009. № 4.

11. Тихонова Т. Ю. Этнический туризм в развитии регионов. — URL: http://www.rusnauka.com/17_AVSN_2012/Geographia/1_112134.doc.htm. (дата обращения: 02.12.2020).

12. Туризм. Гостеприимство. Сервис: словарь-справочник / Г. Аванесова, Л. Воронкова, В. Маслов, А. Фролов. М.: Аспект Пресс, 2002. — 367 с.

13. Хиясова С. Г., Мустафаева М. Г., Магомедова З. М. Традиционная мораль и религиозные ценности в формировании нравственной позиции личности // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2018. № 2. — URL: https://gsen.sfedu.ru/pdf/2018/02/012-rus.pdf (дата обращения: 13.02.2023).

14. Хиясова С. Г., Мустафаева М. Г., Мустафаев Ф. М. Проблемы преподавания религиоведения в вузе (вопросы статуса, структуры и методологии) // Экономические и гуманитарные исследования регионов. — 2018. № 3. С. 51-56.

15. Hiyasova S., Mustafaeva M., Mustafaev F. Reflection of prejudices and Stereotypes in cross-cultural communication // Научный альманах стран Причерноморья. 2018. № 3 (15). С. 23-29.

Поступила в редакцию 10.01.2023. Поступила после рецензирования 22.01.2023. Принята к публикации 22.03.2023.

Об авторах:

Мустафаева Маида Ганифаевна, доктор философиях наук, профессор кафедры социогуманитарных наук, Дагестанский государственный педагогический университет (РФ, 367003, г. Махачкала, ул. Магомеда Ярагского, 57), science-almanac@mail.ru

Хиясова Сарат Гасановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин, Дагестанский государственный педагогический университет (РФ, 367003, г. Махачкала, ул. Магомеда Ярагского, 57), science-almanac@mail.ru

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.