Научная статья на тему 'Этнический гастрономический туризм как одно из перспективных направлений развития туризма в Республике дагестан'

Этнический гастрономический туризм как одно из перспективных направлений развития туризма в Республике дагестан Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1012
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММНЫЙ ТУРИЗМ / SOFTWARE TOURISM / ЭТНИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / ГАСТРОНОМИЧЕСКИЙ (КУЛИНАРНЫЙ) ТУРИЗМ / GASTRONOMY (CULINARY) / ETHNICTOURISM / TOURISM

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Адамова Р.А.

В статье рассматривается проблема разработки нового турпродукта, как одного из перспективных видов программного туризма, в основу которого положены этнические гастрономические ресурсы туристских рекреационных центров. Формирование и разработка гастрономических туров и их применение в нашей республике. Также в статье рассматривается программный туризм, как одно из основных направлений туризма при привлечении туристов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNIC GASTRONOMIC TOURISM AS ONE OF THE PERSPECTIVE DIRECTIONS OF TOURISM DEVELOPMENT IN THE REPUBLIC OF DAGESTAN

The article focuses on the development of new tourist products as one of the most promising types of tourism software, which is based on the ethnic gastronomic tourism resources recreational centers. The formation and development of gastronomic tours and their application in our country. The article also discusses a software tourism as one of the main tourism destinations in attracting tourists.

Текст научной работы на тему «Этнический гастрономический туризм как одно из перспективных направлений развития туризма в Республике дагестан»

УДК: 332.1 ББК: 65.9

Адамова Р.А. - старший преподаватель кафедры экономики ГАОУВПО «Дагестанский государственный университет народного хозяйства» Adamova R. A. - senior teacher of department of economy of GAOU VPO «Dagestan State University of the National Economy»

ЭТНИЧЕСКИЙ ГАСТРОНОМИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ КАК ОДНО ИЗ ПЕРСПЕКТИВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН

ETHNIC GASTRONOMIC TOURISM AS ONE OF THE PERSPECTIVE DIRECTIONS OF TOURISM DEVELOPMENT IN THE REPUBLIC OF

DAGESTAN

В статье рассматривается проблема разработки нового турпродукта, как одного из перспективных видов программного туризма, в основу которого положены этнические гастрономические ресурсы туристских рекреационных центров. Формирование и разработка гастрономических туров и их применение в нашей республике. Также в статье рассматривается программный туризм, как одно из основных направлений туризма при привлечении туристов.

Ключевые слова: программный туризм, этнический туризм, гастрономический (кулинарный) туризм.

The article focuses on the development of new tourist products as one of the most promising types of tourism software, which is based on the ethnic gastronomic tourism resources recreational centers. The formation and development of gastronomic tours and their application in our country. The article also discusses a software tourism as one of the main tourism destinations in attracting tourists. Keywords: software tourism, ethnictourism, gastronomy (culinary), tourism.

Глобальные кризисы современности, включая кризис социокультурной сферы, нарастающая угроза культурному и цивилизационному образованию обусловили необходимость всестороннего осмысления и выработки согласованной долгосрочной стратегии, обеспечивающей развитие культуры на базе диалога цивилизаций. В контексте глобализации туризм открывает новые перспективы и возможности в области охраны культурного и природного наследия, культурной идентичности и межкультурного обмена, способствуя развитию диалога между различными культурами. В то же время, приближение к чужой культуре позволяет лучше понять ее носителей, что благоприятно способствует установлению дружественных отношений и мира на планете. В частности, эти вопросы рассмотрены в международных нормативных документах,

регламентирующих туристскую деятельность [3], и российской туристском законодательстве [4].

Туризм и сам испытывает трансформирующее влияние глобализации, так как выступает как его основной фактор, который проявляется в формировании нового контекста и среды его развития. В современном мире все компьютеризировалось. Нынешние информационно-коммуникативные технологии позволяют

путешественникам формировать индивидуальные планы и программы поездок на свой вкус, позволяющие им найти и испытать истинный аутентичный опыт. Многие путешествуют, чтобы получить новые эмоции и познать другую культуру, отличную от их культуры. Пребывание среди людей, использующих другой язык, предпочитающих

другую кухню, использующих другой стиль поведения, — это и есть ключевой смысл туризма.

Каждый народ богат своей историей, так как он объединен территорией, языком, культурой и национальным самосознанием. Историко-культурное наследие любого народа охватывает всю его социально-культурную среду с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной жизни. В настоящее время возрождается интерес людей к их самобытности, которая потеряла актуальность у современных людей. Возврат к истокам, к предкам, к своей культуре, способствует возрождению этнокультурного туризма как отрасли туризма. Стремительное этнокультурное возрождение, сопровождающее повсеместный рост интереса людей к собственной национальной самобытности, стало одним из самых сильных ответов на вызовы глобализации. Выражаясь вреконструкции этнических традиций, фольклора, быта, промыслов, праздников и т.д., оно инициировало создание разнообразных этнических парков, национальных деревень, специальных программ этнокультурного туризма разных стран, где в первозданном виде сохранились автохтонные культуры. В то же время именно благодаря стремлению людей вернуться к своим корням обнаруживается неразрывная, сложная взаимосвязь социальных практик, культурного опыта и сотрудничества разных народов — коренных и переселившихся, крупных и совсем малочисленных.

Значительное увеличение количества туристских поездок с целью приобщения к этнографическому наследию, наблюдается с начала прошлого столетия. Россия традиционно воспринимается как страна с большим этнокультурным потенциалом, так как здесь проживает более 100 народностей, которые относятся к различным культурно-языковым, этническим сообществам и вероисповеданию [5]. Как известно на территории России проживают представители всех четырех мировых религий. Такое разнообразие культурных, исторических, языковых, конфессиональных ценностей позволяет нам говорить о возможности выделения этнического туризма России в отдельное этнокультурное направление, одним из аспектов которого можно считать гастрономические туры.

Мировые стандарты туризма, при котором турфирмы формируют готовые туры, уже давно отошли от уровня стандартизированных, что в полной мере определяется самим определением термина «туризм», как «временные выезды граждан с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях».

Туристские фирмы начали предлагать своим клиентам комплексное обслуживание по определенной программе, что намного актуально на сегодняшний день. Начало формироваться такое явление как программныйтуроперейтинг. Это значительно увеличило поток туристов, клиентский рынок, что позволило дифференцировать его и специализироваться на определенном виде программ и способствовало в целом повышению качества обслуживания. Программный туризм — это комплексный подход к подготовке обслуживания туристов, полностью учитывающий их интересы в соответствии с целью путешествия, возрастом туристов, составом группы, социальной принадлежностью. Программное обслуживание в первую очередь использует мотивы и стремления клиентов. Одним словом, любая программа обслуживания должна быть ориентирована на конкретного туриста, соответствовать его целевым мотивам и полностью удовлетворить его потребности в поездке и отдыхе.

Для эффективного функционирования туроперейтинговой среды необходимо учитывать правила программного туризма, знать

соответствующую материальную базу, инфраструктуру, информационные сети и потоки. Поэтому для создания туристского продукта необходимо изучить его потребительские качества и свойства, и выявить наиболее привлекательные стороны. При разработке и реализации туристического продукта именно эти качества являются ориентирами для привлечения клиентов. Представляя свой разработанный туристский продукт клиентам, туроператор исходит из собственных местных возможностей (ресурсов). Но сегодняшний международный туризм уже давно пошел дальше, создавая дополнительные аттрактивные ресурсы и анимационные мероприятия. Создаются многочисленные тематические парки, сафари и рафтинг, шоу и фестивали. Таким образом, при составлении туристских программ обслуживания нужно учесть вкусы, привычки и желания клиентов, а задачей менеджеров турфирм — качественно обслужить и удовлетворить их потребности. Ведь одним из наиболее значимых мотивов любого путешествия, побуждающих огромное количество самых разных людей покидать постоянное место жительства, является их желание познать чужую, неизвестную им пока культуру. Именно этот фактор послужил основой для создания этнического туризма, который с каждым годом завоевывает все более прочные позиции во всем мире.

Под этническим туризмом понимается вид познавательного туризма, основной целью которого является посещение этнографического объекта для познания культуры, архитектуры, быта и традиций народа, этноса, проживающего сейчас и проживающего когда-либо на данной территории. Другими словами этнический туризм выступает формой историко-культурного наследия региона и содействует более тесным связям, включению культуры малых народов в мировое культурное наследие.

Мировая практика доказывает, что подобный вид туризма способен удовлетворить целый ряд духовных потребностей человека. Наиболее важным в организации этнического туризма является ознакомление участников с традициями и культурой различных этносов. Традиции — это система позиций, ценностей, норм поведения и принципы отношений между людьми в стране, ритм и пульс ее жизни. Характеристика традиций включает анализ существующих традиций, их место в жизни страны и их привязку к конкретным этносам и территориям. Роль традиции неодинакова в различных сферах социальной жизни. В меньшей степени традиция проявляется в экономике, достигает максимума в религии.

Кроме того, традиция — это множество представлений, обрядов, привычек и навыков практической деятельности, передаваемых их поколения в поколение. Традиция - это выраженный в социально-организованных стереотипах групповой опыт, который путем пространственно-временной трансмиссии аккумулируется

и воспроизводится в различных человеческих коллективах. Данное определение позволяет исключить из традиции индивидуальный опыт как неколлективное явление, тем самым отличается традиция от искусства, которое представляет собой индивидуальную творческую деятельность..

Стоит отметить, что этнический туризм — явление многогранное, и одной из его форм, приобретающей сегодня все большую популярность, стал гастрономический этнотуризм. Цель гастрономических туров — насладиться особенностями кухни той или иной страны, того или иного народа. При этом данная цель не сводится к тому, чтобы попробовать какое-то редкое, экзотическое блюдо или перепробовать бесчисленное количество кушаний. Важно насладиться местной кухней, которая веками вбирала в себя традиции и обычаи

местных жителей, их культуру приготовления пищи. Гастрономическое путешествие — палитра, с помощью которой турист может нарисовать свое представление о той или иной стране. Еда приоткрывает тайну духа народа, помогает понять его менталитет.

Таким образом, гастрономический туризм — это путешествие по странам и континентам для знакомства с особенностями местной кухни, кулинарными традициями, с целью отведать уникальные для приезжего человека блюдо или продукты. Однако гастрономический тур как услуга, это намного большее, чем просто путешествие, поскольку включает в себя комплекс мероприятий для дегустации традиционных для этой местности блюд, а также отдельных ингредиентов, не встречающихся больше нигде в мире, которые имеют особый вкус.

Гастрономический (кулинарный) туризм привлекает внимание, в первую очередь, истинных гурманов, для которых хорошее блюдо — что-то большее, чем просто еда. Во-вторых, гастрономические путешествия привлекают бизнесменов, чей бизнес непосредственно связан с приготовлением и употреблением пищи: рестораторы, сомелье, дегустаторы, ресторанные критики. Эти люди отправляются в гастрономические туры, чтобы повысить уровень профессиональных знаний, узнать новое и набраться опыта. Тем более что в программы многих гастрономических путешествий входят мастер-классы от лучших шев-поваров, которые с удовольствием делятся секретами приготовления того или иного блюда. И, наконец, также преследуя профессиональные цели, отправляются в кулинарные путешествия представители туристских компаний, стремящихся расширить свой бизнес и начать продавать гастрономические туры.

Гастрономические туры делятся на два вида: сельские (так называемые, «зеленые») и городские. В сельской местности отдыхающий стремится попробовать экологически чистый продукт. Например, «зеленые» туры предлагают сбор дикорастущих ягод в лесу, овощей и фруктов на фермах, прогулку по дорогам виноделия и так далее. Городской же гастрономический тур может включать в себя посещение кондитерской фабрики или маленького колбасного цеха и ресторанчика при нем, где из выпускаемой на фабрике или в цеху продукции готовится деликатесное блюдо. Кроме того, существуют комплексные туры. Например, весьма знаменитые французские, болгарские винные туры, предлагающие прогулки по виноградникам, сбор винограда, дегустацию вин.

Гастрономический туризм может развивать любая страна, так как имеет богатый потенциал, ведь в каждой стране своя неповторимая национальная кухня, свои традиции гостеприимства.

Среди регионов России как известный центр гостеприимства можно выделить республику Дагестан, где народ отличается своим дружелюбием и гостеприимностью.

Республика Дагестан занимает особое место в историко-культурном наследии страны, которое неразрывно связанное с историей и культурой всей России. Дагестан является самый многонациональным регионом России. Не зря его называют не только «Страной гор», но и «Горой языков». Здесь на сравнительно небольшой территории проживают в мире и согласии более 60 народностей, которые создают неповторимый колорит нашего края. Туристские ресурсы для этнического туризма на территории Дагестана богаты и своеобразны: это памятники архитектуры, музейные экспозиции, архивные материалы, живописные природные места и, конечно, уникальная национальная кухня. В совокупности все это создает благоприятные условия для отдыха и знакомства с историей и культурой дагестанских народов. Окунутся в историю можно в любом селе и районе республики. Вместе

с тем, в регионе, да и в целом в России, гастрономический туризм пока редкое явление: нет продуманных гастрономических маршрутов, число россиян, готовых платить деньги за подобное путешествие, очень мало. Однако и у нас все больше людей осознают перспективность этого направления турбизнеса, и задача туроператоров — разрабатывать новые гастрономические маршруты, используя богатейший ресурсный потенциал и вести работу по продвижению и популяризации этнических гастрономических туристских ресурсов.

Этнокультурный туризм в Дагестане налаживается, этому пример различные фестивали, которые здесь проводятся. Налажена программа по проекту «Гостевой дом». Практически во всех крупных районах создана сеть таких домов с элементами традиционного уклада народов республики для любителей этнического туризма. Турист может остановиться в доме, где сохраняется традиционная обстановка, может питаться блюдами дагестанской кухни, ощутить на себе особенности старинного быта дагестанцев.

Список литературы

1.Сирченко А. А. Роль этнокультурного фактора в развитии въездного и внутреннего туризма в Российской Федерации. // Научный журнал Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса, 2012. — № 3. — 48 с.

2.ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996г. N 132-Ф3 (в ред. Федерального закона от 01.07.2011 N 169-ФЗ) [электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.consultant.ru

3. Абуков, А. Х. Туризм на новом этапе: социальные аспекты развития туризма /А. Х. Абуков. — Ростов н/Д.: Феникс, 2009. — С. 315

4. Рехова М. Г. Программный туризм [электронный ресурс]. — Режим доступа:http://tourlib.net/statti_tourism/program.htm.

5. Сапожникова, Е. Н. Страноведение. Теория и методика туристского изучения стран: учеб.пособие для студентов высш. учеб. заведений. — 4-е изд., стер. / Е. Н. Сапожникова.— М.: Изд. центр «Академия». 2007.— 317 с

6. Гастротуризм. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gastrotur.ru/gastronomicheskiy-turizm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.