УДК 159.9.072.43
FEATURES OF ETHNIC TOLERANCE AND VALUES OF THE PERSON (FOR EXAMPLE, STUDENTS MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS)
Verstov Vadim Viktorovich, Candidate of law sciences, Assistant Professor of a Chair of Civil Law of Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia, va-
dimarin@mail.ru
Verstova Marina Viktorovna, Candidate of psychological sciences, Assistant Professor of a Chair of Social Psychology and Sociology of Management of Kuban State University, va-
dimarin@inbox.ru
Abstract. The article discusses the features of ethnic tolerance and personal values of students of educational institutions of the Russian Interior Ministry. Analysis of the study showed significant differences between groups of subjects in: the structure of personality characteristics, value orientations of personality and socio-psychological conditions for the existence of groups.
Keywords: ethnic tolerance, value orientation, ethnicity, educational organization
ОСОБЕННОСТИ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ
КУРСАНТОВ МВД)
Верстов Вадим Викторович, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и гражданского процесса Краснодарского университета МВД
России, vadimarin@mail.ru
Верстова Марина Викторовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии и социологии управления Кубанского государственного
Университета, vadimarin@inbox.ru
Аннотация. В статье рассматриваются особенности этнической толерантности и ценностных ориентаций личности курсантов образовательных организаций МВД России. Анализ проведенного исследования показал, что между группами испытуемых наблюдаются существенные различия: в структуре личностных особенностей, в ценностных ориентациях личности и социально-психологических условий существования групп.
Ключевые слова: этническая толерантность, ценностные ориентации, этнос, образовательная организация
Использование психологической наукой категорий ценности, этническая толерантность, ценностные ориентации весьма актуально в понимании этнических процессов в современной России.
«Ценность» относится к числу общенаучных понятий. Являясь одним из главных понятий, «ценность» используется в философии, социологии, психологии для обозначения объектов и явлений,
59
абстрактных идей, олицетворяющих в себе нравственные идеалы и выступающих в качестве эталонов должного [2].
Проблема этнических различий, их воздействия на быт и культуру народов, на жизнедеятельность людей всегда интересовала исследователей. Об этом писали еще Гиппократ, Платон и др. Первые исследователи этнических различий связывали их с климатическими условиями разных географических сред [1].
В статье изложены результаты исследования этнической толерантности и ценностных ориентаций личности курсантов славянского этноса и представителей национальностей Северного Кавказа в процессе обучения. В исследовании нами применялось теоретическое положение о том, что юношеский (студенческий) возраст является решающим периодом развития этнического самосознания, его упрочения и закрепления (Э. Эриксон, В.Ю. Хотинец и др.)
Описывая психологические особенности личности, можно отметить, что процесс обучения в образовательных организациях МВД России имеет ряд особенностей отличающих их от общегражданских образовательных учреждений. Особенности учебного процесса выявляет воздействие на развитие и проявление психологических особенностей курсанта и этнической толерантности, а также ценностных ориентаций личности.
Для понимания природы этнического можно раскрыть понятия. Этнос есть исторически первичный способ организации совместного бытия людей, это большая социальная группа, объединенная в целое на основе общих психологических установок, диспозиций, стереотипов поведения [4; 5].
Остапенко А.А. отмечает, что межэтническая толерантность -слово иностранное. «Толерантность» отождествляют с русским словом «терпимость» и толкуют как терпимое отношение к иному. К изначальному смыслу мы вернёмся ниже, а пока зададим простой вопрос: что человеку приходится терпеть? Приятное и комфортное или плохое и раздражающее? Ответ очевиден. Приятное и хорошее терпеть не надо. Оно не вызывает отрицательного отношения. Терпеть приходится отрицательное, плохое. Терпеть приходится боль и неудобства. Терпеть приходится унижения и обиды.
Сами словосочетания «межэтническая толерантность», «меж-конфессиональная толерантность» предполагают необходимость терпимого отношения к иным народам, к иным конфессиям, которые в отличие от моего народа и моей веры плохи, отрицательны. Иначе, если они хороши и положительны, то терпимость к ним не нужна.
Стало быть, для того чтобы формировать толерантное отношение к иной вере или народу, надо сначала сформировать отрицательное отношение к ним (курсив автора), чтобы было, что терпеть [3].
Цель работы - изучение этнической толерантности и ценностных ориентаций личности на примере курсантов образовательной организации МВД России. Испытуемыми выступили курсанты университета МВД России (возрастной состав испытуемых 19 - 22 года). Первая группа: представители славянского этноса; вторая группа: курсанты представители национальностей Северного Кавказа.
В качестве методов исследования нами были использованы: Экспресс-опросник «Индекс толерантности» Г. У. Солдатовой, направленный на измерение общего уровня толерантности, а также на оценку трех видов толерантности - этнической, социальной и личностной; Шкала экспресс-оценки чувств, связанных с этнической принадлежностью (Н. М. Лебедева); Тест культурноценностных ориентации (вариант Л. Г. Почебут); «Ценностные ориентации» М. Рокича.
Таким образом, изучая этническую толерантность и ценностные ориентации курсантов в группах Северного Кавказа и этнических славян, мы пришли к выводу, что между выборками наблюдаются существенные различия, как в структуре личностных особенностей, в ценностных ориентациях личности и социальнопсихологических условий существования групп (курсанты приехали с разных регионов России и Северного Кавказа).
Индекс толерантности курсантов национальностей Северного Кавказа по всем субшкалам выражены в несколько в большей степени по сравнению с курсантами славянского этноса. Между выделенными группами нами была выделена значимая степень достоверности различий по показателям «Этническая толерантность» (1 = 0,012036) и «Толерантность как черта личности» (1 =
0,045614) (оценивали по 1. Критерию). Что свидетельствует о том, что индекс этнической толерантности раскрывает отношение человека к представителям других этнических групп и установкам в сфере межкультурного взаимодействия.
В группе представителей национальностей Северного Кавказа 46 % продемонстрировали высокий уровень этнической толерантности, то есть почти половина выделенной нами группы полностью принимают представителей другого этноса, в отличие от группы славянского этноса всего 10%.
В общем-то курсанты из группы Северного Кавказа продемонстрировали доброжелательность, вежливость и терпение, высокий уровень сопереживания, при этом почти каждый третий респондент считает нормальным думать, что его народ лучше, чем другие.
Субшкала по социальной толерантности составила 28,81 балла всей выборки, что является средним уровнем толерантности. В выделенных группах индекс оказался средним (х=27,25) и (х=31,66), но в группе Северного Кавказа, снова можно увидеть, что показатели выше. Таким образом, для испытуемых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних ситуациях они могут вести себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность.
По показателям субшкалы «толерантность как черта личности» группа представителей национальностей Северного Кавказа показала средние показатели выше славянской группы. То есть группа курсантов из Северного Кавказа демонстрируют личностные черты, установки и убеждения, которые в значительной степени способны определять отношение человека к окружающему миру.
Также был нами определен индекс толерантности курсантов, он равен 82,58 всей выборки.
В группе представителей национальностей Северного Кавказа = 90,66, который говорит, испытуемые продемонстрировали высокий индекс толерантности.
Таким образом, можно сказать, что группа обладает выраженными чертами толерантной личности. Что может свидетельствовать о размывании у человека «границ толерантности», связанном, к примеру, с психологическим инфантилизмом, тенденциями к попустительству, снисходительности или безразличию.
Также важно учитывать, что респонденты, попавшие в этот диапазон, могут демонстрировать высокую степень социальной желательности (особенно если они имеют представление о взглядах исследователя и целях исследования).
В группе славянского этноса = 77,2 средний индекс. Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность.
Так же, согласно результатам исследования по методике Г.У. Солдатовой, С.В. Рыжовой в целом экспериментальная группа
показала более высокий уровень толерантности, чем их сверстники. Более выраженным отличием стал уровень этнической и личностной толерантности в группах.
Таким образом, с помощью математических методов было установлено, что показатели, отражающие уровень этнической, личностной, общей и социальной толерантности у представителей национальностей Северного Кавказа оказались несколько выше, чем у опрошенных курсантов славянского этноса.
Для определения тенденций формирования и становления изучаемой культуры использовали Тест культурно-ценностных ориентации. В основу теста заложено представление о трех типах культуры.
Представители группы национальностей Северного Кавказа 58,62 % из общей выборки предпочитают традиционную культуру, характеризуется ориентацией людей на прошлое, приверженностью традициям, интересом к истории. В такой культуре не допускается внутренняя свобода человека. За его действиями, поступками и даже мыслями осуществляется постоянный строгий надзор со стороны сообщества.
Второй тип современная культура (СК) группы поделили пополам 51,2% славянская группа и 48,8 % соответственно, характеризуются ориентацией на настоящее, на современные им события. Ценности этой культуры сосредоточены на человеке, его правах, призвании; развитии его способностей, самореализации и самоактуализации.
Третий тип динамически развивающаяся культура разделили между собой неравномерно, доминирует славянская группа 67,56 %. Таким образом, группа характеризуется ориентацией на будущее, на достижение быстрых значительных результатов. Процесс принятия решения осуществляется самостоятельно. В общении люди откровенны, непосредственны, ориентированы не на иерархию, а на равенство ролевых взаимоотношений. Социально признанной ценностью является предоставление обществом равных возможностей для развития каждого члена. Основу общественного контроля составляет не мораль, а законность. Внимание людей этой культуры сосредоточено наделе, задании, работе [6].
Таким образом, различия имеются и по культурноценностным ориентациям. Традиционному типу культуры больше предпочтения отдают курсанты - группы национальностей Северного Кавказа 58,62 %, чем курсанты - Славянского этноса 41%; Современный тип культуры курсанты поделили пополам 51,2% славянская группа и 48,8 % соответственно; динамически
63
развивающемуся типу культуры предпочтения больше отдает молодежь из славянской группы (67,56 %), чем молодежь Северного Кавказа.
Исследование терминальных и инструментальных ценностей по методике М. Рокича показало сходные результаты в обеих группах. Основные позиции из терминальных ценностей заняли счастливая семейная жизнь, материальная обеспеченность, любовь, здоровье и интересная работа, активная деятельная жизнь жизненная мудрость.
Анализ данных показал, что максимальные различия между выборками наблюдаются в инструментальных ценностях, можно увидеть отрицательную корреляцию между изучаемыми группами. Групповая иерархия инструментальных ценностей курсантов (представителей национальностей Северного Кавказа) характеризуется ориентацией на воспитанность, аккуратность, образованность, ответственность, самоконтроль, при низкой значимости таких ценностей, как рационализм, эффективность в делах непримиримость к недостаткам, высокие запросы. Молодежь кавказского этноса отличаются субъективной приверженностью к честности и смелостью в своем мнении, жизнерадостностью.
Проверка предположения о том, что жизненные ценности различаются в связи с этническими особенностями курсантов, показала, что и между терминальными ценностями есть значимая связь (Я=0,810956), и между инструментальными ценностями показывает отрицательную корреляцию (Я= -0,1063). Таким образом максимальные различия между выборками встречаются в терминальный ценностях. Поэтому говорить о различиях в структуре жизненных ценностей представляется возможным.
Таким образом, полученные результаты исследования посвящены выявлению и учету особенностей этнической толерантности и ценностных ориентаций курсантов в образовательных организациях МВД России.
Из всего сказанного можно предположить, что практическая значимость данного исследования заключается в том, что на основании его результатов возможна оптимизация процесса формирования этнической толерантности и ценностных ориентаций личности.
Результаты исследования можно использовать в работе с курсантами образовательных организаций МВД России, а также при разработке программ направленных на поддержку профессионального становления на начальном этапе обучения.
Библиографический указатель:
1. Баронин А. С. Этнопсихология. К.: МАУП, 2000. 116 с.
2. Здравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. М., 1999. 237 с.
3. Остапенко А. А. Клуб интернациональной дружбы или межэтнической толерантности? О путях и тупиках отечественного национального воспитания // Народное образование. Рубрика «Воспитание», 2011. № 1.
4. Почебут Л. Г. Кросс-культурная и этническая психология. С-Пб, 2012. С. 336.
5. Солдатова И. Ф. Психологическое обеспечение курсантов образовательных учреждений МВД нуждающихся в повышенном внимании психологов: дисс. канд. ... психол. наук: 19.00.06. СПб., 2006. С. 38.
6. Лебедева Н. М. Шкала экспресс-оценки чувств, связанных с этнической принадлежностью / Татарко А. Н., Лебедева Н. М. Методы этнической и кросс-культурной психологии. М., 2011. С. 14-15.
Статья поступила в редакцию 31.03.2014