Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЭСТРАДНОГО ВОКАЛЬНОГО ИСКУССТВА'

ОСОБЕННОСТИ ЭСТРАДНОГО ВОКАЛЬНОГО ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
Эстрада / вокал / синтез выразительных средств (вокал / актерское мастерство / хореография) / функции эстрады / яркая индивидуальность исполнителей / variety / vocal / synthesis of expressive means (vocal / acting / choreography) / functions of variety / strong personalities of performers

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Коваль Л.М.

В статье раскрываются основные особенности эстрадного вокального искусства, такие как: синтез нескольких видов искусств (вокальное искусство, театрализация, хореография); зрелищность, необычность, праздничность, оригинальность и неповторимость номера; лаконизм и концентрация выразительных средств, социальная мобильность, открытость, легкость; специфическая форма общения со зрителями, когда аудитория становится партнером и участником действия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF VARIETY VOCAL ART

This article presents main peculiarities of variety vocal art, such as: synthesis of several art forms (vocal art, acting, choreography); visual appeal, extravagance, festivity, distinctiveness and uniqueness of the act; laconic brevity and concentration of expressive means, social mobility, openness, accessibility; a peculiar form of communication with the audience, when members of the audience are involved in the act, become a part of the act.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЭСТРАДНОГО ВОКАЛЬНОГО ИСКУССТВА»

4

«Scientific-Researches» № 5(5), 2016

ПССКУСТВОВЕаЕНПЕ

Коваль Л.М.

Московский Педагогический Государственный Университет (Институт Искусств, кафедра эстрадно-джазового искусства в образовании), доцент. Кандидат Педагогических Наук.

ОСОБЕННОСТИ ЭСТРАДНОГО ВОКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

PECULIARITIES OF VARIETY VOCAL ART

Koval L.M., Moscow State Pedagogical University (Institute of Arts, Department of variety and jazz art in education), assistant professor, Candidate of pedagogic sciences

АННОТАЦИЯ

В статье раскрываются основные особенности эстрадного вокального искусства, такие как: синтез нескольких видов искусств (вокальное искусство, театрализация, хореография); зрелищность, необычность, праздничность, оригинальность и неповторимость номера; лаконизм и концентрация выразительных средств, социальная мобильность, открытость, легкость; специфическая форма общения со зрителями, когда аудитория становится партнером и участником действия.

ABSTRACT

This article presents main peculiarities of variety vocal art, such as: synthesis of several art forms (vocal art, acting, choreography); visual appeal, extravagance, festivity, distinctiveness and uniqueness of the act; laconic brevity and concentration of expressive means, social mobility, openness, accessibility; a peculiar form of communication with the audience, when members of the audience are involved in the act, become a part of the act.

Ключевые слова: Эстрада, вокал, синтез выразительных средств (вокал, актерское мастерство, хореография), функции эстрады, яркая индивидуальность исполнителей.

Keywords: variety, vocal, synthesis of expressive means (vocal, acting, choreography), functions of variety, strong personalities of performers

Особенности эстрадного вокального искусства связаны с художественной стилистикой произведений эстрадной музыки, поэтому важно рассмотреть сущностные черты эстрады, которые оказывают решающее влияние на формирование облика и имиджа эстрадного исполнителя.

В энциклопедических словарях эстрада определяется как вид сценического искусства, объединяющий различные формы исполнительства (вокальное и инструментальное, художественное чтение, танцы, цирковые номера, акробатику и т. д.).

Наряду с высокими образцами подлинного искусства в современной отечественной вокальной эстраде встречается и дилетантизм и откровенная безвкусица. Такое положение отчасти объясняется недостаточным уровнем подготовки исполнителей. Будучи искусством малых форм, эстрада, тем не менее, не является искусством мелких мыслей, незначительных идей, поверхностных чувств. Как и все другие искусства, она стремится ставить и решать важнейшие проблемы современности.

Эстрадная вокальная музыка отличается доступностью, разнообразием стилей, эмоциональностью, синтезом нескольких видов искусств (вокал, хореография, театрализация), многообразием ярких индивидуальностей среди исполнителей. Ее называют «легкая» музыка, хотя эстрадно-джазовое искусство в лучшем своем проявлении - сложный и многогранный жанр, создающий впечатление легкости, общедоступности и несерьезности для непосвященных людей. Эта сфера развивается по своим специфическим законам, как в исполнительстве, так и в педагогическом процессе.

Иногда эстраду называют легкомысленным «искусством второго сорта», поскольку она ориентирована на развлекательность. Однако наряду с этим для нее характерны такие черты как злободневность, серьезность содержания, разнообразие эмоциональной палитры, социально-политическая и гражданская тематика.

В.В. Ванслов отмечает оригинальность эстрадного жанра, несводимость к другим искусствам. Хотя такие элементы, например, как пантомима и разговорный жанр встречаются в драматическом искусстве, «именно потому, что они "обособились" и начали самостоятельную жизнь в рамках эстрадного зрелища они приобрели специфический характер, не похожий на интонирование текста и пластику в драматическом театре»

М.М. Муратов, рассматривая эстраду не только как вид искусства, но и как социокультурный феномен выделяет следующие функции эстрадного искусства:

- преобразующая (искусство как деятельность);

- познавательно-эвристическая (искусство как средство просвещения, образования и пропаганды);

- художественно-концептуальная (искусство как анализ состояния мира);

- коммуникативная (искусство как общение);

- информационная (искусство как сообщение);

- воспитательная (искусство как эстетический идеал);

«БаепйИс^еБеагсИеБ» №5(5), 2016

5

- гедонистическая (искусство как наслаждение).

Среди специфических функций эстрадного искусства можно выделить компенсаторную и суггестивную функции. Эстрада обладает уникальной компенсаторной функцией и призвана иллюзорно восстанавливать в сфере духа гармонию, утраченную в реальности. Своей развлекательностью и легкостью она компенсирует жизненные потери людей, скрашивает серые будни или несчастливое бытие. Эстрадное искусство как никакое другое внушает оптимизм, помогает ненадолго уйти от реальности, снять накопившееся напряжение. Можно сказать, что эстрада является одним из способов психологической разрядки.

Для эстрадного искусства характерны также: зрелищность, необычность, праздничность; лаконизм и концентрация выразительных средств; социальная мобильность; открытость, легкость. Это создает особую «ауру эстрады», отвечающую положению человека в этом сложном мире, дающую ценностные ориентации, модели поведения и своеобразные образцы для подражания.

Особенности эстрадного стиля связаны как с художественно-стилистической спецификой эстрадного жанра, так и с исполнительской спецификой произведений эстрадной музыки. Эстрадно-джазовая вокальная композиция - это целый мир чувств, эмоций, раскрывающихся из небольшого интонационно-ритмического "зерна" и вырастающих в стройную конструкцию.

Исследования по стилистике эстрадно-джазового искусства позволяют говорить о том, что это искусство обладает следующими особенностями:

- интонационно-структурные особенности (синкопация, характерная специфическая гармония, ритмические, мелодико-синтаксические, гармонические, композиционно-структурные, ладовые, фактурные, тембровые, артикуляционные и другие особенности);

- специфический инструментарий (выдающаяся роль перкуссии, строгое сохранение темпа, блюзовые тоны);

- особая манера подачи музыкального материала (импровизация, скэт, вопросно-ответная структура, характерные тембры, имитация звучания некоторых инструментов, экстенсивное исполнение коротких повторений (рифов), вокальная фразировка приближена к речевому высказыванию и.т.д.)

Одной из главных особенностей эстрадного исполнительства является специфика общения со зрительным залом, открытость исполнительства. Эстрадный исполнитель всегда непременно обращается в зал, к зрителям и тесно связан с аудиторией, вступает с ней в непосредственный контакт, превращая её в активного партнера. Эта черта музыкальной эстрады имеет исторические корни. Еще скоморохи на народных гуляниях, русских ярмарочных представлениях вступали в прямое общение со слушателями, занимали по отношению к публике позицию максимальной доверенности, откровенности, открытости. Эти качества наблюда-

ются и в современных эстрадных концертах, спектаклях, представлениях, только в настоящее время непосредственное общение со зрителем стало более сложным и многозначным. Эстрадный исполнитель должен быть содержательным и обаятельным собеседником. Очень точно и интересно эту мысль выразил А. Алексеев в книге «Серьезное и смешное». На эстраде в отличие от академического концерта «вы все время чувствуете, что это не для вас говорят, а с вами разговаривают...»

Современные тенденции эстрады предлагают еще большую степень активности зрителя. Исполнители стремятся наибольшим образом эмоционально раскрепостить публику. Зрители включаются в действие, бурно реагируют, аплодисментами подчеркивают и усиливают ритмическую основу песни или пьесы. Сейчас в практике концертной деятельности используются различные способы активизации зрительного зала: игра света в ритме песни, разучивание несложного ритмического рисунка, который зрители должны будут воспроизвести в определенном месте, хлопая в ладони, совместное пение припева песни, вопросно-ответное пение, скандирование, подтанцовка и т.д. Здесь восприятие и общение превращаются в новое качество — участие.

Следующей чертой эстрадного музыкального исполнительства является кратковременность действия. Основу репертуара эстрадных музыкальных коллективов составляют произведения малых форм — песня, романс, инструментальная пьеса, попурри, музыкальный фельетон т.д. Даже развернутые джазовые, рок-композиции, как правило, рассчитаны на 6-10 минут звучания. Исключение составляют произведения крупной формы, специально написанные для джазовых и эстрадных коллективов.

Особенность эстрадного музыкального исполнительства проявляется в драматической завершенности, локальности номера. Каждый номер воздействует на аудиторию одной какой-то темой, одним событием, вызывает одну доминирующую эмоцию. Поэтому важным методическим требованием создания эстрадного музыкального номера является его четкое структурное построение.

Характерной чертой эстрадного исполнительства является синтез выразительных средств — пение и актерское мастерство (театрализация), пение и хореография (танец с малыми амплитудами движений). Эта традиция также идет из народной скоморошьей культуры. В отличие от исполнителя академического плана эстрадный певец должен владеть профессиональными умениями и навыками других видов искусств, быть универсальным. Это требует от певцов концентрации всех психических и физиологических сил - волевых качеств, собранности, актерских навыков перевоплощения, владения навыками хореографии, коммуникативных способностей для общения со зрительным залом. Сценическое исполнение всегда должно быть «свежим», искренним, естественным. Эта естественность, как правило, является результатом хорошей

6

«^аеп^Ас^еБеагсИеБ» № 5(5), 2016

подготовки и напряженной работы над произведением, но для зрителей эта работа не должна быть заметна. Все должно выглядеть абсолютно натурально. Необходимо помнить, что 70% коммуникации со зрителем происходит при помощи тела, 20%

- при помощи выразительности лица и только 10%

- голосом. Поэтому голос не самоцель, а одно из средств выражения художественной идеи произведения и самореализации личности.

В эстраде значительную роль играют внешнее оформление - костюмы, свет и цвет, кино, слайды, цветомузыка и т.д. Причем эти средства - составные части целостного синтетического образа. Главное требование к эстрадному музыкальному номеру - оригинальность и неповторимость. Продумать необходимо не только внешние атрибуты номера, но и реакцию зрителей: в одном случае зритель - активный слушатель, реагирующий на исполнение, удачно сыгранную фразу, в другом -своеобразный партнер. Степень близости зависит от жанровой принадлежности номера. Стиль индивидуального исполнителя определяется не его техникой, а самой его личностью, его интеллектом, его талантом и координацией.

Список литературы

1. Алексеев А.Г. Серьезное и смешное. М., 1967.

2. Богданов И.А. Художественная структура эстрадного номера и основные методологические принципы его создания. Дисс... докт. искусствоведения. СПб., 2005.

3. Ванслов В.В. Эстрада и цирк // Марксистско-ленинская эстетика / В.В.Ванслов; под ред. М.Ф.Овсяникова. М.: Книга, 1973.

4. Григорьев В.Ю. Исполнитель и эстрада. М.: Классика-XXI, 2006.

5. Коваль Л.М. «Социальная направленность личности эстрадного вокалиста» // Музыка в информационном пространстве культуры III тысячелетия: проблемы, мнения, перспективы. Сборник научных трудов. Выпуск I. - М.: Российский государственный социальный университет, 2009.

6. Муратов М.М. Эстрада как феномен массовой культуры. Дисс. кфн. Казань, 2005.

7. Шпаковская Е.Б. Джазовая импровизация как способ воспитания творческой индивидуальности исполнителя и слушателей: Дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.02 : СПб., 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.