Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ТИПОВ
СТУДЕНТОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ВГМУ
'

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ТИПОВ СТУДЕНТОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ВГМУ Текст научной статьи по специальности «Медицинские науки и общественное здравоохранение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эмоциональное состояние / эмоциональные типы студентов фармацевтического факультета / ВГМУ. / emotional state / emotional types of students of the Pharmaceutical Faculty / VSMU.

Аннотация научной статьи по медицинским наукам и общественному здравоохранению, автор научной работы — А. Л. Церковский, О. И. Гапова, Е. А. Скорикова, С. А. Петрович, О. А. Касьян

Цель исследования – изучить эмоциональные типы студентов фармацевтического факультета ВГМУ. В результате исследования установлено, что эмоциональные типы (ЭТ) студентов 5курса фармацевтического факультета (ФФ) по сравнению со студентами 2ФФ характеризуются более быстрым восстановлением эмоциональных проявлений; позитивным типом прогнозирования; большей развитостью социальной интуиции; более высоким уровнем осознания себя в коммуникативном процессе; лучшим пониманием контекста ситуации общения и лучшей сосредоточенностью на собеседнике. Данные особенности аспектов ЭТ наиболее характерны для юношей. Полученные результаты подтверждают данные наших более ранних исследований, посвященных коммуникативным позициям студентов в общении, эмоциональным барьерам в межличностном общении. Исследование особенностей ЭТ студентов ФФ позволяет предположить о положительном влиянии процесса обучения на развитие эмоционального компонента коммуникативной деятельности (КД). Результаты исследования могут быть использованы в образовательном процессе ВГМУ, деятельности социально-педагогической и психологической службы, работе кураторов академических групп и тьюторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по медицинским наукам и общественному здравоохранению , автор научной работы — А. Л. Церковский, О. И. Гапова, Е. А. Скорикова, С. А. Петрович, О. А. Касьян

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF EMOTIONAL TYPES OF STUDENTS AT THE PHARMACEUTICAL FACULTY OF VSMU

The purpose of the research is to study emotional types of students at the Pharmaceutical Faculty of VSMU. As a result of the research it was established that emotional types (ET) of the 5th year students of the Pharmaceutical Faculty (FF) compared to the 2nd year FF students are characterized by a faster recovery of emotional manifestations; positive type of forecasting; greater development of social insight; a higher level of self-awareness in the communicative process; better understanding of the context in the communicative situation and better focus on the interlocutor. These features of ET aspects are most typical of young men. The results obtained confirm the data of our earlier research on the communicative positions of students in communication and emotional barriers in interpersonal communication. The study of the ET characteristics in FF students allows us to assume a positive influence of the learning process on the development of emotional component of communicative activity (CA). The results of the research can be used in the educational process at VSMU, in the activities of socio-pedagogical and psychological services, tutors’ work in academic groups and supervisors.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ТИПОВ СТУДЕНТОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ВГМУ »

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

УДК 378.1:615.1]:159.9 DOI: https://doi.org/10.52540/2074-9457.2023A74

А. Л. Церковский, О. И. Гапова, Е. А. Скорикова, С. А. Петрович, О. А. Касьян, М. А. Дерябина

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ТИПОВ СТУДЕНТОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ВГМУ

Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет,

г. Витебск, Республика Беларусь

Цель исследования - изучить эмоциональные типы студентов фармацевтического факультета ВГМУ.

В результате исследования установлено, что эмоциональные типы (ЭТ) студентов 5 курса фармацевтического факультета (ФФ) по сравнению со студентами 2ФФ характеризуются более быстрым восстановлением эмоциональных проявлений; позитивным типом прогнозирования; большей развитостью социальной интуиции; более высоким уровнем осознания себя в коммуникативном процессе; лучшим пониманием контекста ситуации общения и лучшей сосредоточенностью на собеседнике. Данные особенности аспектов ЭТ наиболее характерны для юношей.

Полученные результаты подтверждают данные наших более ранних исследований, посвященных коммуникативным позициям студентов в общении, эмоциональным барьерам в межличностном общении. Исследование особенностей ЭТ студентов ФФ позволяет предположить о положительном влиянии процесса обучения на развитие эмоционального компонента коммуникативной деятельности (КД). Результаты исследования могут быть использованы в образовательном процессе ВГМУ, деятельности социально-педагогической и психологической службы, работе кураторов академических групп и тьюторов.

Ключевые слова: эмоциональное состояние, эмоциональные типы студентов фармацевтического факультета, ВГМУ.

ВВЕДЕНИЕ

Важным структурным элементом коммуникативной деятельности (КД) является эмоциональный компонент [1]. Именно благодаря ему человек выражает свое отношение к собеседнику. Это отношение проявляется в устойчивости коммуникативного контакта, способности прогнозировать ход и конечный результат коммуникации, осознавать себя в процессе общения, удерживать внимание на собеседнике и на контексте процесса общения.

Подобные проявления, согласно концепции Ричарда Дэвидсона, характеризуют эмоциональный тип (ЭТ) человека [2]. По мнению автора, ЭТ включает в себя шесть аспектов: аспект устойчивости, аспект прогнозирования, аспект социальной интуиции, аспект самосознания, аспект чувствительности к ситуации, а также аспект внимательности.

Каждый аспект имеет свое специфиче-

ское содержание. Например, аспект устойчивости характеризует способность человека сохранять либо быстро восстанавливать свое эмоциональное состояние. При этом на него внешнее воздействие практически не влияет. Характер прогноза своего будущего поведения (позитивный или негативный) включает в себя аспект прогнозирования. Насколько точно человек способен понимать внутреннюю картину коммуникативного поведения собеседника, то есть ее подтекст, находит свое проявление в аспекте социальной интуиции. Аспект самосознания включает в себя способность человека осознавать или скрывать от себя свой внутренний мир в процессе общения. Что касается аспекта чувствительности к ситуации, то он связан с пониманием контекста коммуникативного процесса, то есть пониманием различных его объективных обстоятельств. Наконец, в аспекте внимательности находит свое отражение способность человека сосредо-

точить свое внимание на всех обстоятельствах своей КД [2].

По нашему мнению, изучение ЭТ студентов фармацевтического факультета ВГМУ позволит расширить наши представления об участии эмоциональной сферы в КД будущих провизоров.

Цель исследования - изучить эмоциональные типы студентов фармацевтического факультета ВГМУ

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

В исследовании приняли участие 113 студентов 2 курса фармацевтического факультета (2ФФ) (14 юношей и 99 девушек) и 146 студентов 5 курса фармацевтического факультета (5ФФ) (13 юношей и 133 девушки).

Для изучения ЭТ использовалась методика Р. Дэвидсона, Ш. Бегли «Экспресс-диагностика эмоционального типа» [2].

Методика состоит из 60 утверждений. Каждый аспект ЭТ включает в себя 10 утверждений, раскрывающих содержательную часть соответствующего аспекта. Оценка в один или ноль баллов производится по принципу «правда - неправда». При этом учитываются соответствующие

номера утверждений. Полученная сумма баллов в рамках каждого аспекта разделяется на три диапазона (категории), отражающих степень выраженности конкретного аспекта ЭТ.

Изучение динамических особенностей ЭТ предполагает использование в качестве объектов студентов младших и старших курсов. В нашем исследовании мы изучали ЭТ студентов 2ФФ и 5ФФ.

Выбор студентов 2ФФ обусловлен тем, что эти студенты адаптировались к специфике учреждения образования университетского типа, и изменения в их эмоциональной сфере более точно могут выявить особенности их ЭТ.

Статистический анализ результатов исследования выполнен при помощи компьютерных программ Microsoft Ехсе1 (из пакета Microsoft 2013), STATISTICA (версия 12). Значимость различий между сравниваемыми группами определялась по критерию t (Стьюдента) для долей не связанных групп при p < 0,05.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Результаты исследования ЭТ студентов 2ФФ и 5ФФ курсов отражены в таблице.

Таблица. - Эмоциональные типы студентов 2 и 5 курсов фармацевтического факультета (%)

Аспекты Характеристика / Баллы Курсы

2ФФ 5ФФ

О Ю Д О Ю Д

1. Устойчивости медленно восстанавливаетесь (> 7) 53,8 20,0 58,9 30,1 15,4 31,6

6-3 46,2 80,0 41,1 55,5 69,2 54,1

быстро восстанавливаетесь (< 3) - - - 14,4 15,4 14,3

2. Прогнозирования позитивный тип (> 7) 79,5 80,0 63,4 82,2 61,5 84,2

6-3 20,5 20,0 36,6 17,8 38,5 15,8

негативный тип (< 3)

3. Социальной интуиции развита социальная интуиция (> 7) 5,1 - 5,8 42,5 69,2 39,8

7-4 82,1 80,0 82,4 45,9 23,1 48,1

ближе к непонимающим (< 3) 12,8 20,0 11,8 11,6 7,7 12,1

4. Самосознания осознаете себя (> 8) 28,2 - 32,4 28,8 23,1 29,3

7-3 69,2 100 64,7 69,2 69,2 69,2

вы от себя скрыты (< 3) 2.6 - 2,9 2,0 7,7 1,5

5. Чувствительности к ситуации вы не улавливаете контекст (< 3) - - - 12,4 - 13,5

7-3 69,2 100 64,7 43,8 46,2 43,6

очень хорошо улавливаете контекст (> 8) 30,8 - 35,3 43,8 53,8 42,9

6. Внимательности сосредоточенный (> 8) 5,1 20,0 2,9 30,1 38,5 29,3

7-4 92,3 80,0 94,2 52,1 53,8 51,9

несосредоточенный (< 3) 2,6 - 2,9 17,8 7,7 18,8

Примечание: О - общее количество студентов; Ю - юноши; Д - девушки.

С нашей точки зрения, анализ отдельных аспектов ЭТ целесообразно проводить в рамках существующих дихотомий, то есть первой и третьей категорий каждого из аспектов.

При сравнительном анализе аспекта устойчивости обращает на себя внимание, прежде всего, отсутствие категории «быстро восстанавливаетесь» у студентов 2ФФ. Зато для них характерны более высокие показатели аспекта устойчивости, свидетельствующие о более медленном восстановлении эмоциональных проявлений: в общей группе - 53,8% против 30,1% (р < 0,05); у юношей - 20,0% против 15,4%; у девушек - 58,9% против 31,6% (р < 0,05).

Результаты изучения аспекта прогнозирования указывают на более высокие показатели позитивного типа у студентов 5ФФ, главным образом благодаря показателям этого аспекта у девушек: в общей группе - 82,2% против 79,5%; у юношей -61,5% против 80,0%; у девушек - 84,2% против 63,4% (р < 0,05). При этом у студентов 2ФФ и 5ФФ отсутствует категория «негативный тип».

Анализ аспекта социальной интуиции указывает на явное преобладание показателей категории «развита социальная интуиция» у студентов 5ФФ: в общей группе -42,5% против 5,1% (р < 0,01); у юношей -69,2% против 0,0%; у девушек - 39,8% пр отив 5,8% (р < 0,05). При этом, в группе студентов 2ФФ отмечаются более высокие показатели в категории «ближе к непонимающим»: в общей группе - 12,8% против 11,6%; у юношей - 20,0% против 7,7%; у девушек - 11,8% против 12,1%.

При анализе показателей аспекта самосознания отмечаются более высокие значения в категории «осознаете себя» у студентов 5ФФ, главным образом за счет юношей: в общей группе - 28,8% против 28,2%; у юношей -23,1% против 0,0%; у девушек - 29,3% против 32,4%. Категория «вы от себя скрыты» более характерна для студентов 2ФФ благодаря показателям этого аспекта у девушек: в общей группе -2,6% против 2,0%; у юношей - 0,0% против 7,7%; у девушек - 2,9% против 1,5%.

Результаты изучения аспекта чувствительности к ситуации указывают на отсутствие категории «вы не улавливаете контекст» у студентов 2ФФ. У студентов 5ФФ отмечаются по этой категории следу-

ющие показатели: в общей группе - 12,4%; у юношей - 0,0%; у девушек - 13,5%. Наряду с этим, отмечаются более высокие значения в категории «очень хорошо улавливаете контекст» среди студентов 5ФФ: в общей группе - 43,8% против 30,8%; у юношей - 53,8% против 0,0%; у девушек -42,9% против 35,3%.

Наконец, сравнительный анализ аспекта внимательности указывает на сложный характер представленности этого аспекта у студентов 5ФФ. С одной стороны, у них выявляется более высокая способность к сосредоточению внимания на собеседнике: в общей группе - 30,1% против 5,1% (р < 0,05); у юношей - 38,5% против 20,0%; у девушек - 29,3% против 2,9% (р < 0,01). С другой стороны, у них отмечаются более высокие значения показателя в категории «несосредоточенный»: в общей группе -17,8% против 2,6% (р < 0,05); у юношей -7,7% против 0,0%; у девушек - 18,8% против 2,9% (р < 0,05).

Мы считаем, что ЭТ, являясь специфическими характеристиками эмоциональной сферы студентов, существенно влияют на эффективность их образовательной деятельности через коммуникативные диады «преподаватель - студент», «студент - студент».

Важным дополнением к пониманию полученных результатов является тот факт, что исследуемые студенты принадлежат к поколению Z. Одной из особенностей данного поколения является сочетание «выраженной потребности в общении с недостаточно развитыми коммуникативными навыками» [3].

С целью более глубокого понимания результатов изучения ЭТ, по нашему мнению, необходимо воспользоваться данными наших предыдущих исследований [4, 5].

Так, при изучении коммуникативных позиций в общении студентов 2ФФ и 5ФФ были отмечены более высокие показатели «взрослой» позиции и относительно низкие - «детской» позиции у студентов 5 ФФ в сравнении со студентами 2 ФФ [4].

Взрослая коммуникативная позиция отличается большей личностной зрелостью при организации и осуществлении коммуникативного поведения, склонностью к установлению партнерских отношений с собеседником. По нашему мнению, этому могут способствовать от-

дельные аспекты ЭТ: позитивный тип прогнозирования, развитая социальная интуиция, осознавание себя в процессе коммуникации, хорошее понимание контекста ситуации общения, сосредоточенность внимания на собеседнике. Именно по этим аспектам ЭТ студентов 5ФФ имеют более высокие значения. Причем данная тенденция наиболее выражена у юношей.

При исследовании эмоциональных барьеров («помех») в межличностном общении студентов ФФ мы рассматривали эти «помехи» как «важную характеристику эмоционального компонента КД студента» [5]. Учитывая тот факт, что эмоциональные барьеры в межличностном общении определенным образом характеризуют эмоциональные проявления человека в общении, мы может экстраполировать выводы предыдущего исследования на результаты изучения ЭТ студентов ФФ. А именно: для студентов старших курсов характерны более высокие показатели, отражающие процесс саморегулирования в общении. В процессе изучения ЭТ студентов ФФ мы получили аналогичные результаты.

Гендерный анализ эмоциональных барьеров показал более низкие значения у юношей таких категорий «помех», как «неумение управлять эмоциями, дозировать их»; «неадекватное проявление эмоций»; «нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе» и «не выражены «помехи» [5]. Данная гендерная закономерность обнаружена и при исследовании ЭТ: наиболее высокие показатели выявлены в группе юношей.

В целом полученные результаты исследования ЭТ студентов ФФ позволяют предположить о позитивном влиянии процесса обучения в ВГМУ на развитие эмоционального компонента КД студентов через отдельные аспекты ЭТ.

ВЫВОДЫ

1. Результаты исследования ЭТ студентов 2ФФ и 5ФФ свидетельствуют о более высоких показателях отдельных аспектов ЭТ у студентов 5ФФ. Для них характерны: быстрое восстановление эмоциональных проявлений; позитивный тип прогнозирования; большая развитость социальной интуиции; более высокий уровень осознания себя в коммуникативном процессе; лучшее понимание контекста ситуации общения и

лучшая сосредоточенность на собеседнике. Выявленные у студентов 5ФФ особенности показателей ЭТ наиболее характерны для юношей.

2. Изучение ЭТ студентов ФФ ВГМУ позволяет предположить о позитивном влиянии образовательного процесса на развитие отдельных аспектов ЭТ и эмоционального компонента КД в целом.

3. Результаты исследования могут быть использованы в образовательном процессе ВГМУ, деятельности социально-педагогической и психологической службы, работе кураторов академических групп и тьюторов.

SUMMARY

A. L. Tserkovsky, O. I. Gapova, E. A. Skorikova, S. A. Petrovich, O. A. Kasyan, M. A. Deryabina FEATURES OF EMOTIONAL TYPES OF STUDENTS AT THE PHARMACEUTICAL FACULTY OF VSMU

The purpose of the research is to study emotional types of students at the Pharmaceutical Faculty of VSMU.

As a result of the research it was established that emotional types (ET) of the 5th year students of the Pharmaceutical Faculty (FF) compared to the 2nd year FF students are characterized by a faster recovery of emotional manifestations; positive type of forecasting; greater development of social insight; a higher level of self-awareness in the communicative process; better understanding of the context in the communicative situation and better focus on the interlocutor. These features of ET aspects are most typical of young men.

The results obtained confirm the data of our earlier research on the communicative positions of students in communication and emotional barriers in interpersonal communication. The study of the Et characteristics in FF students allows us to assume a positive influence of the learning process on the development of emotional component of communicative activity (CA). The results of the research can be used in the educational process at VSMU, in the activities of socio-pedagog-ical and psychological services, tutors' work in academic groups and supervisors.

Keywords: emotional state, emotional types of students of the Pharmaceutical Faculty, VSMU.

Вестник фармации №4 (102), 2023 ЛИТЕРАТУРА

1. О подготовке к коммуникативной деятельности студентов ВГМУ / А. Л. Церковский [и др.] // Вестн. фармации. - 2020. - № 4. -С. 100-104.

2. Дэвидсон, Р. Эмоциональная жизнь мозга / Р. Дэвидсон, Ш. Бегли. - Санкт-Петербург: Питер, 2017. - 330 с.

3. Курпатов, А. В. Счастливый ребенок. Универсальные правила / А. В. Курпатов. -Санкт-Петербург: КАПИТАЛ, 2019. - 350 с.

4. О коммуникативных позициях в общении студентов фармацевтического факультета ВГМУ / А. Л. Церковский [и др.] // Вестн. фармации. - 2022. - № 1. - С. 95-99.

5. Об эмоциональных барьерах в межличностном общении студентов фармацевтического факультета ВГМУ [Электронный ресурс] / А. Л. Церковский [и др.] // Достижения фундаментальной, клинической медицины и фармации: материалы 78-й науч. сес. ВГМУ, Витебск, 25-26 янв. 2023 г. / редкол.: Е. Г. Асирян [и др.]. - Витебск: Витебский гос. мед. ун-т, 2023. - С. 352-353. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

REFERENCES

1. Tserkovskii AL, Skorikova EA, Gapova OI, Petrovich SA, Vozmitel' II, Kas'ian OA. On preparation for communicative activities of VSMU students. Vestn farmatsii. 2020;(4):100-4. (In Russ.)

2. Devidson R, Begli Sh. Emotional life of

the brain. Sankt-Peterburg, RF: Piter; 2017. 330 s. (In Russ.)

3. Kurpatov AV. Happy child. Universal rules. Sankt-Peterburg, RF: KAPITAL; 2019. 350 s. (In Russ.)

4. Tserkovskii AL, Gapova OI, Skorikova EA, Petrovich SA, Kas'ian OA, Deriabina MA. On communicative positions in communication among students of the Faculty of Pharmacy of VSMU. Vestn farmatsii. 2022;(1):95-9. doi: 10.52540/2074-9457.2022.1.95. (In Russ.)

5. Tserkovskii AL, Skorikova EA, Kas'ian OA, Gapova OI, Petrovich SA, Deriabina MA. On emotional barriers in interpersonal communication of students of the Faculty of Pharmacy of VSMU [Elektronnyi resurs]. V: Asirian EG, Adaskevich VP, Alekseenko IuV, Bekish VIa, Bol'shakov LV, Vykhristenko LR i dr, redkolle-giia. Dostizheniia fundamental'noi, klinicheskoi meditsiny i farmatsii [CD-ROM]. Materialy 78-i nauch ses VGMU; 2023 Ianv 25-26; Vitebsk. Vitebsk, RB: Vitebskii gos med un-t; 2023. s. 352-3. (In Russ.)

Адрес для корреспонденции:

210009, Республика Беларусь, г. Витебск, пр. Фрунзе, 27, УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет», кафедра психологии и педагогики с курсом ФПК и ПК, тел.: +375 29 591 02 59, Церковский А. Л.

Поступила 09.10.2023 г.

УДК 378.1:81 DOI: https://doi.org/10.52540/2074-9457.2023.4.78

В. В. Царенкова1, С. И. Шпановская1, В. В. Кугач2, Р. В. Кадушко2

ПОДХОДЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ, ИХ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ЛЕКСИКИ СТУДЕНТАМИ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

белорусский государственный технологический университет, г. Минск, Республика Беларусь 2Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет,

г. Витебск, Республика Беларусь

Целью работы было изучить подходы и методы обучения иностранному языку и их возможности для освоения иноязычной лексики студентами неязыковых специальностей. Объектами исследования были источники научной литературы за период с 2009 по 2023 год. Показано, что в VШ-XIXвеках использовались сознательные (грамматико-ориентированные) методы, которые рассматривались в качестве средства развития логического мышления обучающихся, и основное внимание в обучении иностранному языку посвящали грамматике. На смену сознательным методам в конце

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.