Научная статья на тему 'О КОММУНИКАТИВНЫХ ПОЗИЦИЯХ В ОБЩЕНИИ СТУДЕНТОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ВГМУ'

О КОММУНИКАТИВНЫХ ПОЗИЦИЯХ В ОБЩЕНИИ СТУДЕНТОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ВГМУ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
37
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ / КОММУНИКАТИВНЫЕ ПОЗИЦИИ В ОБЩЕНИИ СТУДЕНТОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Церковский А. Л., Гапова О. И., Скорикова Е. А., Петрович С. А., Касьян О. А.

Цель исследования - изучить коммуникативные позиции в общении студентов фармацевтического факультета ВГМУ и проанализировать их динамические особенности. Выявлены динамические особенности коммуникативных позиций студентов. Они обусловлены специфическими качествами поколения Z, доминированием в процессе обу-чения «патерналистской» (покровительственной) модели взаимоотношений в диаде «преподаватель - студент» над моделью «сотрудничества», изменением характера отношений между преподавателем и студентом-выпускником, лучшей биопсихосоциальной адаптацией девушек к образовательному процессу в ВГМУ, «маскулинизацией» личностных качеств у девушек. Результаты исследования могут быть использованы в образовательном процессе ВГМУ, деятельности социально-педагогической и психологической службы, работе кураторов академических групп и тьюторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Церковский А. Л., Гапова О. И., Скорикова Е. А., Петрович С. А., Касьян О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT COMMUNICATIVE POSITIONS IN COMMUNICATION OF STUDENTS OF THE PHARMACEUTICAL FACULTY OF VSMU

The purpose of the research is to study communicative positions in the communication of students of the Pharmaceutical faculty of VSMU and analyze their dynamic features. Dynamic features of students' communicative positions are revealed. They are determined by specific qualities of generation Z, dominance of "paternalistic" (protective) model of relationships in the "teacher-student" dyad over the model of "cooperation" in the learning process, the change in the nature of the relationship between the teacher and the graduate, better biopsychosocial adaptation of female students to the educational process at VSMU, "masculinization" of personal qualities in girls. The results of the study can be used in the educational process of VSMU, activity of social - pedagogical and psychological service, the work of curators of academic groups and tutors.

Текст научной работы на тему «О КОММУНИКАТИВНЫХ ПОЗИЦИЯХ В ОБЩЕНИИ СТУДЕНТОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ВГМУ»

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

УДК 615.1:[378.147:159.9] DOI: https://doi.Org/10.52540/2074-9457.2022.1.95

А. Л. Церковский, О. И. Гапова, Е. А. Скорикова, С. А. Петрович, О. А. Касьян, М. А. Дерябина

О КОММУНИКАТИВНЫХ ПОЗИЦИЯХ В ОБЩЕНИИ СТУДЕНТОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ВГМУ

Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет,

г. Витебск, Республика Беларусь

Цель исследования - изучить коммуникативные позиции в общении студентов фармацевтического факультета ВГМУ и проанализировать их динамические особенности.

Выявлены динамические особенности коммуникативных позиций студентов. Они обусловлены специфическими качествами поколения 2, доминированием в процессе обучения «патерналистской» (покровительственной) модели взаимоотношений в диаде «преподаватель - студент» над моделью «сотрудничества», изменением характера отношений между преподавателем и студентом-выпускником, лучшей биопсихосоциальной адаптацией девушек к образовательному процессу в ВГМУ, «маскулинизацией» личностных качеств у девушек.

Результаты исследования могут быть использованы в образовательном процессе ВГМУ, деятельности социально-педагогической и психологической службы, работе кураторов академических групп и тьюторов.

Ключевые слова: трансактный анализ, коммуникативные позиции в общении студентов фармацевтического факультета.

ВВЕДЕНИЕ

В рамках изучаемой кафедрой психологии и педагогики с курсом ФПК и ПК НИР «Исследование коммуникативной деятельности студентов учреждения образования "Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет"» особое внимание мы уделяем личностному компоненту коммуникативной деятельности (КД). По нашему мнению, его необходимо рассматривать в качестве системообразующего и базового компонента КД [1]. Кроме этого, он является важным фактором формирования коммуникативных навыков, обеспечивающих более эффективную регуляцию профессиональной деятельности будущих провизоров и врачей.

Важным этапом изучения личностного компонента является исследование коммуникативных позиций в общении [2].

Позиция в общении оказывает существенное влияние на характер коммуникативного взаимодействия между субъектами общения и во многом определяет его исход. При этом выбор определенной

позиции необходимо рассматривать как важный компонент коммуникативной компетентности личности.

В основе анализа позиций в общении лежит модель трансактного анализа Э. Берна [3]. В соответствии с этой моделью основными действиями в общении являются такие действия, которые осознанно или неосознанно направлены на изменение и регулирование позиции субъектов общения.

Э. Берн выделил три основные позиции в общении: Родитель, Взрослый и Ребенок (Дитя). Каждой позиции в общении соответствует определенное состояние Эго (Я). Соответственно выделяются три состояния Эго.

Родитель - такое состояние Эго, чувства, установки и привычное поведение которого относятся к роли родителя: ощущение власти, морализаторство, поучение, позиция «сверху».

Ребенок (Дитя) - актуализация комплекса установок и поведения, выработанного в детстве, позиция зависимости, позиция «снизу».

Взрослый - состояние Эго, обращен-

ное к реальной действительности. Это состояние вырабатывается в партнерском, равном общении со сверстниками и у многих людей в силу особенностей воспитания является наиболее слабым. Это -партнерские отношения, общение «на равных».

Конкретное состояние Эго определяет позицию и статус человека в общении.

Цель исследования - изучить коммуникативные позиции в общении студентов фармацевтического факультета ВГМУ и проанализировать особенности их динамики.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

В исследовании приняли участие 355 студентов фармацевтического факультета. Из них: студентов 1 курса - 96 человек (15 юношей и 81 девушка); 2 курса - 113 человек (14 юношей и 99 девушек); 5 курса -

146 человек (13 юношей и 133 девушки).

Исследование коммуникативных позиций в общении проводилось с помощью методики Е. И. Рогова «Трансактный анализ общения» [4].

Методика включает в себя 21 высказывание. Каждое высказывание необходимо оценить в баллах от 0 до 10.

Подсчитывается отдельно сумма баллов по строкам: 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19 (Д -Дитя); 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20 (В - Взрослый); 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21 (Р - Родитель).

Анализ результатов производится в зависимости от полученных формул: ДВР, ДРВ, ВДР, ВРД, РВД, РДВ.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Результаты исследования коммуникативных позиций студентов 1 (1ФФ), 2 (2ФФ) и 5 (5ФФ) курсов фармацевтического факультета отражены в таблице.

Таблица. - Коммуникативные позиции студентов 1, 2 и 5 курсов фармацевтического факультета (%)

Формула коммуникативной позиции Курсы

1ФФ 2ФФ 5ФФ

О Ю Д О Ю Д О Ю Д

ДВР 23,9 20,0 24,7 34,5 14,2 37,4 22,6 15,4 23,3

ДРВ - - - 3,5 - 4,0 0,7 - 0,8

вдр 39,5 53,3 37,0 39,8 64,2 36,1 56,1 38,4 57,7

врд 22,9 20,0 23,5 15,0 7,2 16,5 16,4 30,8 15,0

рвд 1,0 - 1,2 1,8 7,2 1,0 1,4 - 1,6

рдв 1,0 - 1,2 1,8 - 2,0 - - -

ДВР=ВДР 5,2 - 6,2 0,9 - 1,0 1,4 7,7 0,8

вдр=врд 6,5 6,7 6,2 1,8 7,2 1,0 0,7 - 0,8

ДВР=ДРВ - - - 0,9 - 1,0 0,7 7,7 -

Примечание: 1) О - общее количество студентов; Ю - юноши; Д - девушки; 2) Д - детская позиция; В - взрослая позиция; Р - родительская позиция; 3) «=» - количественное равенство двух формул.

При анализе полученных результатов особое внимание уделяется первому символу в формуле. Именно доминирующий символ, имеющий более высокие баллы, отражает наибольшее влияние на выбор поведения в общении.

В формулах ДВР и ДРВ доминирует детская позиция в общении. Данная позиция наиболее характерна для студентов 2ФФ. Что касается гендерных особенностей, то в рамках всех факультетов детская позиция в формулах доминирует у девушек.

Доминирование взрослой позиции в общении характерно для формул ВДР и

ВРД. Формула ВДР преобладает у студентов 5ФФ, а формула ВРД - у студентов 1ФФ. При анализе гендерных особенностей выявлены следующие закономерности: 1) формула ВДР доминирует у юношей 1ФФ, 2ФФ и девушек 5ФФ; 2) формула ВРД преобладает у девушек 1ФФ, 2ФФ и юношей 5ФФ.

Формулы РВД и РДВ отличаются преобладанием родительской позиции в общении и наименьшей представленностью среди студентов исследуемой выборки. Наиболее выражены эти формулы у студентов 2ФФ. Формула РДВ вообще от-

сутствует у студентов 5ФФ. Что касается гендерных особенностей, то выявляются следующие закономерности: 1) обе формулы отсутствуют у юношей 1ФФ и 5ФФ; 2) формула РВД преобладает у девушек 1ФФ, 5ФФ и юношей 2ФФ; 3) формула РДВ доминирует у девушек 1ФФ и 2ФФ.

Анализ полученных результатов наряду с другими закономерностями выявляет также три варианта количественного равенства двух формул.

Вариант ДВР=ВДР чаще встречается у студентов 1ФФ. При этом он отсутствует у юношей 1ФФ, 2ФФ и доминирует у юношей 5ФФ.

Вариант ВДР=ВРД также наиболее часто обнаруживается у студентов 1ФФ. Кроме этого, он преобладает у юношей 1ФФ, 2ФФ и отсутствует у юношей 5ФФ.

Наименее представленным является вариант ДВР=ДРВ. Он полностью отсутствует у студентов 1ФФ, юношей 2ФФ и девушек 5ФФ.

При обсуждении полученных результатов, по нашему мнению, наиболее целесообразно использовать суммарный вес каждой из коммуникативных позиций с учетом формулы (например, детская позиция = ДВР+ДРВ), курса и пола студентов.

Для понимания того факта, что взрослая позиция (партнерские отношения, общение «на равных») преобладает у студентов 1ФФ в сравнении со 2ФФ, необходимо воспользоваться теорией поколений Уильяма Штрауса и Нейла Хауа (1991). Студенты исследуемой выборки относятся к поколению Z.

Можно выделить несколько следующих особенностей этого поколения: для молодых людей не существует авторитетов и каких-то четких ориентиров; они делают ставку на собственный потенциал и свою уникальность; для них характерен индивидуализм; они стараются нести ответственность только за себя; им характерно легкое владение информационными технологиями и др. [5].

Данные особенности поколения Z способствуют более успешной психологической адаптации первокурсников к специфическим особенностям информационной образовательной среды университета. Это приводит к изменению характера коммуникативной позиции в общении. Особенности данной адаптации, также роли информационной образовательной среды

университета в рамках дискурса «конкурентоспособность студентов ВГМУ», отражены в наших более ранних публикациях [6, 7].

Сложность образовательного процесса в медицинском университете обусловливает доминирование «патерналистской» (покровительственной) модели взаимоотношений в диаде «преподаватель - студент» над моделью «сотрудничества». Этим можно объяснить увеличение детской позиции у студентов 2ФФ.

Более высокие показатели взрослой позиции у студентов 5ФФ могут быть обусловлены, прежде всего, изменением характера отношений между преподавателем и студентом: преподаватель рассматривает студента выпускного курса как «завтрашнего» провизора и старается выстраивать с ним доверительные отношения, используя диалогическое общение.

При этом сами студенты отмечают рост собственной «внутренней мотивации к обучению, стремление к самостоятельному освоению технологий обучения, а также самостоятельное планирование своей учебы и жизни в целом» [8].

Выявленные нами гендерные различия в представленности коммуникативных позиций студентов ФФ с учетом пола и их динамики подтверждают обнаруженные ранее нами закономерности в рамках дискурса «системообразующие качества конкурентоспособности студентов фармацевтического факультета ВГМУ». Так, относительное снижение в процессе обучения детской и взрослой позиций у юношей и увеличение этих позиций у девушек косвенно подтверждают вывод «о лучшей биопсихосоциальной адаптации девушек к образовательному процессу в ВГМУ» [8].

Кроме этого, отсутствие у юношей 1ФФ и 5 ФФ родительской позиции и наличие ее у девушек всех изучаемых курсов также косвенно указывают на своеобразную «маскулинизацию» качеств у девушек за счет относительного доминирования «трудолюбия», «способности быть лидером», «стремления к непрерывному саморазвитию», «стрессоустойчивости» [8].

Отсутствие среди трех полученных количественных равенств двух формул доминирующей в формулах родительской позиции подтверждает наименьшую представленность этой позиции в изучаемой выборке студентов.

Вестник фармации №1 (95), 2022 ВЫВОДЫ

1. Преобладание взрослой позиции (партнерские отношения, общение «на равных») у студентов 1ФФ в сравнении со студентами 2ФФ можно объяснить некоторыми поведенческими особенностями, свойственными поколению Z: для молодых людей не существует авторитетов и каких-то четких ориентиров; они делают ставку на собственный потенциал и свою уникальность; для них характерен индивидуализм; они стараются нести ответственность только за себя; им характерно легкое владение информационными технологиями и др.

2. Увеличение детской позиции у студентов 2ФФ обусловлено сложностью образовательного процесса в медицинском университете, доминированием «патерналистской» (покровительственной) модели взаимоотношений в диаде «преподаватель -студент» над моделью «сотрудничества».

3. Более высокие показатели взрослой позиции у студентов 5ФФ могут быть обусловлены, прежде всего, изменением характера отношений между преподавателем и студентом: преподаватель рассматривает студента выпускного курса как «завтрашнего» провизора и старается выстраивать с ним доверительные отношения, используя диалогическое общение.

4. Относительное снижение в процессе обучения детской и взрослой позиций у юношей и увеличение этих позиций у девушек косвенно подтверждают ранее выявленный нами вывод «о лучшей биопсихосоциальной адаптации девушек к образовательному процессу в ВГМУ» [8].

5. Отсутствие у юношей 1ФФ и 5 ФФ родительской позиции и наличие ее у девушек всех изучаемых курсов косвенно указывают на выявленную ранее нами своеобразную «маскулинизацию» личностных качеств у девушек [8].

6. Отсутствие среди трех полученных количественных равенств двух формул доминирующей в формулах родительской позиции подтверждает наименьшую представленность этой позиции в изучаемой выборке студентов.

7. Результаты исследования могут быть использованы в образовательном процессе ВГМУ, деятельности социально-педагогической и психологической службы, работе кураторов академических групп и тьюторов.

Научные публикации SUMMARY

A. L. Tserkovskiy, O. I. Gapova, E. A. Skorikova, S. A. Petrovich, O. A. Kasyan, M. A. Deryabina ABOUT COMMUNICATIVE POSITIONS IN COMMUNICATION OF STUDENTS OF THE PHARMACEUTICAL FACULTY OF VSMU

The purpose of the research is to study communicativepositionsinthecommunication of students of the Pharmaceutical faculty of VSMU and analyze their dynamic features.

Dynamic features of students' communicative positions are revealed. They are determined by specific qualities of generation Z, dominance of "paternalistic" (protective) model of relationships in the "teacher-student" dyad over the model of "cooperation" in the learning process, the change in the nature of the relationship between the teacher and the graduate, better biopsychosocial adaptation of female students to the educational process at VSMU, "masculinization" of personal qualities in girls.

The results of the study can be used in the educational process of VSMU, activity of social - pedagogical and psychological service, the work of curators of academic groups and tutors.

Keywords: transactional analysis, communicative positions in communication of students of the Pharmaceutical faculty.

ЛИТЕРАТУРА

1. Церковский, А. Л. К вопросу о коммуникативной толерантности студентов фармацевтического факультета ВГМУ / А. Л. Церковский [и др.] // Вестн. фармации. - 2021. -№ 3.- С. 88-93.

2. О подготовке к коммуникативной деятельности студентов ВГМУ / А. Л. Церковский [и др.] // Вестн. фармации. - 2020. -№ 4.- С. 100-104.

3. Берн, Э. Трансактный анализ / Э. Берн. -Москва: Академический проект, 2004. - 192 с.

4. Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений / Е. П. Ильин. -Санкт-Петербург: Питер, 2009. - 573 с.

5. Курпатов, А. В. Счастливый ребенок. Универсальные правила / А. В. Курпатов. -Санкт-Петербург: КАПИТАЛ, 2019. - 350 с.

6. Церковский, А. Л. Процесс адаптации студента к условиям обучения в учреждении высшего образования как основа формирования его конкурентоспособности [Электрон-

ный ресурс] / А. Л. Церковский [и др.] // Достижения фундаментальной, клинической медицины и фармации: материалы 75-й науч. сес. ВГМУ, Витебск, 29-30 янв. 2020 г. / под ред. А. Т. Щастного. - Витебск: Витебский гос. мед. ун-т, 2020. - С. 498-499. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

7. Петрович, С. А. Информационная образовательная среда как условие формирования конкурентоспособности выпускника ВГМУ [Электронный ресурс] / С. А. Петрович [и др.] // Достижения фундаментальной, клинической медицины и фармации: материалы 75-й науч. сес. ВГМУ, Витебск, 29-30 янв. 2020 г. / под ред. А. Т. Щастного. - Витебск: Витебский гос. мед. ун-т, 2020. - С. 473-475. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

8. Церковский, А. Л. Стратегические и тактические механизмы формирования конкурентоспособности студентов ВГМУ / А. Л. Церковский // Вестн. фармации. - 2016. -№ 4.- С. 94-98.

9. Церковский, А. Л. Сравнительная характеристика уровня и системообразующих качеств конкурентоспособности студентов фармацевтического факультета ВГМУ / А. Л. Церковский [и др.] // Вестн. фармации. - 2017. -№ 4.- С. 105-109.

REFERENCES

1. Tserkovskii AL, Gapova OI, Skorikova EA, Petrovich SA, Kas'ian OA, Deriabina MA. On the issue of communicative tolerance of students of the pharmaceutical faculty of VSMU. Vestn farmatsii. 2021;(3):88-93. doi: 10.52540/20749457.2021.3.88. (In Russ.)

2. Tserkovskii AL, Skorikova EA, Gapo-va OI, Petrovich SA, Vozmitel' II, Kas'ian OA. About preparation for communicative activity of VSMU students. Vestn farmatsii. 2020;(4):100-4. (In Russ.)

3. Bern E. Transactional Analysis. Moskva, RF: Akademicheskii proekt; 2004. 192 s. (In Russ.)

4. Il'in EP. Psychology of communication and

interpersonal relations. Sankt-Peterburg, RF: Piter; 2009. 573 s. (In Russ.)

5. Kurpatov AV. Happy child. Universal Rules. Sankt-Peterburg, RF: KAPITAL; 2019. 350 s. (In Russ.)

6. Tserkovskii AL, Gapova OI, Petrovich SA, Kas'ian OA, Vozmitel' II, Skorikova EA. The process of a student's adaptation to the conditions of study in a higher education institution as the basis for the formation of his competitiveness [Elektronnyi resurs]. V: Shchastnyi AT, redaktor. Dostizheniia fundamental'noi, klinicheskoi meditsiny i farmatsii [CD-ROM]. Materialy 75-i nauch ses VGMU; 2020 Ianv 29-30; Vitebsk, Belarus'. Vitebsk, RB: Vitebskii gos med un-t; 2020. s. 498-9. (In Russ.)

7. Petrovich SA, Gapova OI, Tserkovskii AL, Kas'ian OA, Skorikova EA, Vozmitel' II. Information educational environment as a condition for the formation of the competitiveness of a graduate of VSMU [Elektronnyi resurs]. V: Shchastnyi AT, redaktor. Dostizheniia fundamental'noi, klin-icheskoi meditsiny i farmatsii [CD-ROM]. Ma-terialy 75-i nauch ses VGMU; 2020 Ianv 29-30; Vitebsk, Belarus'. Vitebsk, RB: Vitebskii gos med un-t; 2020. s. 473-5. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Tserkovskii AL. Strategic and tactical mechanisms for the formation of competitiveness of VSMU students. Vestn farmatsii. 2016;(4):94-8. (In Russ.)

9. Tserkovskii AL, Skorikova EA, Gapova OI, Petrovich SA, Vozmitel' II, Kas'ian OA i dr. Comparative characteristics of the level and system-forming qualities of competitiveness of students of the pharmaceutical faculty of VSMU. Vestn farmatsii. 2017;(4):105-9. (In Russ.)

Адрес для корреспонденции:

210009, Республика Беларусь,

г. Витебск, пр. Фрунзе, 27,

УО «Витебский государственный ордена

Дружбы народов медицинский университет»,

кафедра психологии и педагогики с курсом ФПК и ПК,

тел.: +375 29 591 02 59,

Церковский А. Л.

Поступила 25.02.2022 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.