Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О КОММУНИКАТИВНЫХ ПОЗИЦИЯХ В ОБЩЕНИИ СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА ВГМУ'

К ВОПРОСУ О КОММУНИКАТИВНЫХ ПОЗИЦИЯХ В ОБЩЕНИИ СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА ВГМУ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
45
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ / КОММУНИКАТИВНЫЕ ПОЗИЦИИ / ОБЩЕНИЕ СТУДЕНТОВ / ЛЕЧЕБНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Церковский А.Л., Гапова О.И., Скорикова Е.А., Петрович С.А.

Цель исследования - изучить коммуникативные позиции (КП) в общении студентов лечебного факультета ВГМУ и проанализировать их динамические особенности. Материал и методы. В исследовании приняли участие 532 студента лечебного факультета. Из них: студентов 2 курса - 386 человек (117 юношей и 269 девушек); 6 курса - 146 человек (33 юноши и 113 девушек). Изучение коммуникативных позиций в общении проводилось с помощью методики Е.И. Рогова «Трансактный анализ общения». Результаты. У студентов выявлены: более высокая представленность детской («зависимой») позиции у студентов 2ЛФ, доминирование взрослой позиции у студентов 6ЛФ, наименьшая представленность родительской позиции в общей выборке, более выраженный динамический рост формулы «взрослый - дитя - родитель» (ВДР) и снижение формулы «взрослый - родитель - дитя» (ВРД) у девушек в сравнении с юношами. Заключение. Выявленные общие и гендерные особенности КП в общении свидетельствуют о том, что созданная в ВГМУ информационная и образовательная среда в целом оказывает благоприятное влияние на формирование коммуникативных навыков будущих врачей, что проявляется в гибком выборе студентами лечебного факультета КП в общении, адекватных требованиям образовательного процесса. Результаты исследования могут быть использованы в образовательном процессе ВГМУ, деятельности социально-педагогической и психологической службы, работе кураторов академических групп и тьюторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Церковский А.Л., Гапова О.И., Скорикова Е.А., Петрович С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF COMMUNICATIVE POSITIONS IN COMMUNICATION OF VSMU MEDICAL STUDENTS

Objectives.To study the communicative positions (CP) in the communication of medical faculty students of VSMU and to analyze their dynamic features. Material and methods.The study involved 532 students of the medical faculty. The 2nd-year students numbered 386 people (117 boys and 269 girls); the 6th-year students were represented by 146 persons (33 boys and 113 girls).The study of communicative positions in communication was carried out using the methodology of E.I. Rogov «Transactional analysis of communication». Results.The students showed a higher representation of a child’s («dependent») position among the 2nd-year medical students, the dominance of an adult’s position among the 6th-year medical students, the lowest representation of the parental position in the total sample, a more pronounced dynamic increase in the «adult - child - parent» (ACP) formula and a decrease in the «adult - parent - child » (APC) formula in girls compared to young men. Conclusions.The identified general and gender features of CP in communication indicate that the information and educational environment created at VSMU on the whole has a beneficial effect on the formation of communication skills of future doctors, which is manifested in the flexible choice of CP in communication, adequate to the requirements of the educational process by the medical faculty students.The results of the study can be used in the educational process of VSMU, the activities of the socio-pedagogical and psychological services, the work of academic group tutors.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О КОММУНИКАТИВНЫХ ПОЗИЦИЯХ В ОБЩЕНИИ СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА ВГМУ»

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

DOI: https://doi.org/10.22263/2312-4156.2022.2J9

К ВОПРОСУ О КОММУНИКАТИВНЫХ ПОЗИЦИЯХ В ОБЩЕНИИ СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА ВГМУ

ЦЕРКОВСКИЙ А.Л., ГАПОВА О.И., СКОРИКОВА Е.А., ПЕТРОВИЧ С.А.

Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет, г. Витебск, Республика Беларусь

Вестник ВГМУ. - 2022. - Том 21, №2. - С. 79-84.

ON THE QUESTION OF COMMUNICATIVE POSITIONS IN COMMUNICATION OF VSMU MEDICAL STUDENTS

TSERKOVSKY A.L., GAPOVA O.I., SKORIKOVA E.A., PETROVICH S.A.

Vitebsk State Order of Peoples' Friendship Medical University, Vitebsk, Republic of Belarus Vestnik VGMU. 2022;21(2):79-84.

Резюме.

Цель исследования - изучить коммуникативные позиции (КП) в общении студентов лечебного факультета ВГМУ и проанализировать их динамические особенности.

Материал и методы. В исследовании приняли участие 532 студента лечебного факультета. Из них: студентов 2 курса - 386 человек (117 юношей и 269 девушек); 6 курса - 146 человек (33 юноши и 113 девушек). Изучение коммуникативных позиций в общении проводилось с помощью методики Е.И. Рогова «Трансактный анализ общения».

Результаты. У студентов выявлены:более высокая представленность детской («зависимой») позиции у студентов 2ЛФ, доминирование взрослой позиции у студентов 6ЛФ, наименьшая представленность родительской позиции в общей выборке,более выраженный динамический рост формулы «взрослый - дитя - родитель» (ВДР) и снижение формулы «взрослый - родитель - дитя» (ВРД) у девушек в сравнении с юношами.

Заключение. Выявленные общие и гендерные особенности КП в общении свидетельствуют о том, что созданная в ВГМУ информационная и образовательная среда в целом оказывает благоприятное влияние на формирование коммуникативных навыков будущих врачей, что проявляется в гибком выборе студентами лечебного факультета КП в общении, адекватных требованиям образовательного процесса.

Результаты исследования могут быть использованы в образовательном процессе ВГМУ, деятельности социально-педагогической и психологической службы, работе кураторов академических групп и тьюторов.

Ключевые слова: трансактный анализ, коммуникативные позиции, общение студентов, лечебный факультет.

Abstract.

Objectives.To study the communicative positions (CP) in the communication of medical faculty students of VSMU and to analyze their dynamic features.

Material and methods.The study involved 532 students of the medical faculty. The 2nd-year students numbered 386 people (117 boys and 269 girls); the 6th-year students were represented by 146 persons (33 boys and 113 girls).The study of communicative positions in communication was carried out using the methodology of E.I. Rogov «Transactional analysis of communication».

Results.The students showed a higher representation of a child's («dependent») position among the 2nd-year medical students, the dominance of an adult's position among the 6th-year medical students, the lowest representation of the parental position in the total sample, a more pronounced dynamic increase in the «adult - child - parent» (ACP) formula and a decrease in the «adult - parent - child » (APC) formula in girls compared to young men.

Conclusions.The identified general and gender features of CP in communication indicate that the information and educational environment created at VSMU on the whole has a beneficial effect on the formation of communication skills of future doctors, which is manifested in the flexible choice of CP in communication, adequate to the requirements of

VESTNIK VITEBSKOGO GOSUDARSTVENNOGO MEDITSINSKOGO UNIVERSITETA, 2022, VOL. 21, N2

the educational process by the medical faculty students.The results of the study can be used in the educational process of VSMU, the activities of the socio-pedagogical and psychological services, the work of academic group tutors.

Key words: transactional analysis, communicative positions, communication of students, medical faculty.

В настоящее время кафедра психологии и педагогики с курсом ФПК и ПК проводит исследование коммуникативной деятельности (КД) студентов ВГМУ. Особое внимание мы уделяем личностному компоненту КД. С нашей точки зрения, он является системообразующим компонентом КД [1].

Кроме этого, его необходимо рассматривать как важный фактор формирования коммуникативных навыков, обеспечивающих более эффективную регуляцию профессиональной деятельности будущих врачей.

Одним из этапов изучения личностного компонента КД является исследование коммуникативных позиций в общении [2].

Важность коммуникативной позиции (КП) заключается в том, что она существенным образом влияет на характер коммуникативного взаимодействия между субъектами общения. При этом КП во многом определяет его исход. С нашей точки зрения, выбор определенной позиции необходимо рассматривать как важный компонент коммуникативной компетентности личности.

При анализе КП в общении используется модель трансактного анализа Эрика Берна [3]. Согласно этой модели субъекты общения осознанно или неосознанно обмениваются действиями, направленными на изменение и регулирование их КП.

Э. Берн выделил три основные КП в общении: родительскую («Родитель»), взрослую («Взрослый») и детскую («Ребенок»).

Родительская КП - это позиция «превосходства». Она отражает такое состояние нашего «Я», такие чувства, установки (внутреннюю готовность к принятию решения) и привычное поведение, которые относятся к роли родителя: ощущение власти, морализаторство, требовательность, поучение.

Детская КП проявляется в «зависимости» от субъекта в общении. Для нее характерны: склонность к переживанию и эгоцентризму, повышенная эмоциональность, большая импульсивность и малая осознанность поведения.

Взрослая КП - это позиция равноправия,

уважения, признания равенства со своим собеседником. Она характеризуется четким разграничением ответственности, признанием независимости другого человека.

Цель исследования - изучить коммуникативные позиции в общении студентов лечебного факультета ВГМУ и проанализировать особенности их динамики.

Материал и методы

В исследовании приняли участие 532 студента лечебного факультета. Из них: студентов 2 курса - 386 человек (117 юношей и 269 девушек); 6 курса - 146 человек (33 юноши и 113 девушек).

Изучение коммуникативных позиций в общении проводилось с помощью методики Е.И. Рогова «Трансактный анализ общения» [4].

Методика включает в себя 21 высказывание. Каждое высказывание оценивается в баллах от 0 до 10. Подсчитывается отдельно сумма баллов по строкам: 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19 (Д - «Дитя»); 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20 (В - «Взрослый»); 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21 (Р - «Родитель»).

Анализ результатов производится в зависимости от полученных формул (ДВР, ДРВ, ВДР, ВРД, РВД, РДВ) и возможного количественного равенства нескольких формул (например, ДВР=ВДР).

Для изучения динамических особенностей КП нами были выбраны, наряду со студентами выпускного курса, студенты-второкурсники.

Этот выбор обусловлен тремя обстоятельствами: во-первых, студенты 2 курса прошли период социально-психологической адаптации к новым условиям жизнедеятельности; во-вторых, они усвоили специфику информационной и образовательной среды медицинского университета и своей новой социальной роли «студент»; в-третьих, эти изменения могут повлиять на выбор КП при общении с преподавателями и студентами.

Результаты и обсуждение

Результаты исследования КП студентов 2

(2ЛФ) и 6 (6ЛФ) курсов лечебного факультета отражены в таблице.

При анализе КП студентов, с нашей точки зрения, особое внимание необходимо обращать на первый символ в формуле, так как именно он в наибольшей степени отражает влияние и выбор КП в общении.

Так, в формулах ДВР и ДРВ доминирует детская позиция в общении. Эта позиция наиболее характерна для студентов 2ЛФ. Кроме этого, у студентов 6 курса отсутствует формула ДРВ. Сравнительный анализ гендерных особенностей студентов 2ЛФ и 6ЛФ указывает на преобладание детской позиции у девушек обоих курсов.

Преобладание взрослой позиции в общении характерно для формул ВДР и ВРД. Формула ВДР в наибольшей степени представлена у студентов 6ЛФ, а формула ВРД - у студентов 2ЛФ. При анализе гендерных особенностей выявлены следующие особенности: 1) формула ВДР доминирует у юношей 2ЛФ и девушек 6ЛФ; 2) формула ВРД преобладает у юношей обоих курсов.

Отличительной особенностью формул РВД и РДВ является их отсутствие у студентов 6ЛФ. Что касается студентов 2ЛФ, то здесь отмечается преобладание РВД у юношей и РДВ - у девушек.

При анализе представленности формул КП при общении студентов нами получены также три варианта количественного равенства двух формул.

Так, вариант ДВР=ВДР чаще встречается у студентов 6ЛФ. При этом он преобладает у юношей 2ЛФ и девушек 6ЛФ.

Вариант ВДР=ВРД также наиболее часто обнаруживается у студентов 6ЛФ. Кроме этого,

он преобладает у девушек 2ЛФ и юнощей 6ЛФ.

Наименее представленным является вариант ДВР=ДРВ. Он полностью отсутствует у студентов 6ЛФ и юношей 2ЛФ.

С учетом сложности анализа полученных результатов, по нашему мнению, наиболее целесообразно использовать суммарный вес каждой из коммуникативных позиций с учетом формулы (например, детская позиция = ДВР+ДРВ), а также курса и пола студентов.

Более высокая представленность детской («зависимой») позиции у студентов 2ЛФ в сравнении со студентами 6ЛФ может быть объяснена теорией поколений Уильяма Штрауса и Нейла Хауа (1991). Студенты исследуемой выборки относятся к поколению Т.

На младших курсах существенное влияние на поведение студентов оказывают внутренние личностные факторы, обусловленные особенностями личности молодых людей, относящихся к поколению Т. Важнейшей особенностью представителя этого поколения является отсутствие «авторитетов и каких-то четких ориентиров... Из-за этой неспособности чувствовать авторитет других людей представители этого поколения часто ощущают себя потерянными и дезориентированными. У представителей этого поколения востребованы своего рода «кураторы» - люди, на которых они возлагают ответственность за результат и которые используются как средство достижения целей» [5].

Кроме этого, преобладанию детской позиции у студентов 2ЛФ способствует сложность образовательного процесса в медицинском университете. При этом высокая социальная значи-

Таблица - Коммуникативные позиции студентов 2 и 6 курсов лечебного факультета (%)

Формула коммуникативной позиции Курсы

2ЛФ 6ЛФ

О Ю Д О Ю Д

ДВР 24,4 15,4 28,3 16,4 6,0 19,5

ДРВ 1,0 0,9 1,1 - - -

ВДР 48,4 51,7 46,9 67,1 63,8 68,1

ВРД 20,5 24,8 18,6 10,3 24,2 6,2

РВД 1,3 1,8 1,1 - - -

РДВ 1,0 0,9 1,1 - - -

ДВР=ВДР 2,1 3,6 1,4 4,8 3,0 5,3

ВДР=ВРД 1,0 0,9 1,1 1,4 3,0 0,9

ДВР=ДРВ 0,3 - 0,4 - - -

Примечание: 1) О - общее количество студентов; Ю - юноши; Д - девушки; 2) Д - детская позиция; В -взрослая позиция; Р - родительская позиция; 3) «=» - количественное равенство двух формул.

VESTNIK У1ГЕБ8КООО GOSUDARSTVENNOGO МЕЫТБТЫБКОвО иМУЕШТЕГЛ, 2022, УОЬ. 21, N2

мость врачебной профессии и не менее высокая требовательность к подготовке будущих врачей обусловливают доминирование «патерналистской» (покровительственной) модели взаимоотношений в диаде «преподаватель - студент» над моделью «сотрудничества».

Доминирование взрослой позиции у студентов 6ЛФ может быть обусловлено, прежде всего, изменением характера отношений между преподавателем и студентом: преподаватель рассматривает студента-старшекурсника (тем более студента выпускного курса) как «завтрашнего» врача и старается выстраивать с ним доверительные отношения, используя диалогическое общение в рамках модели «сотрудничества».

Это способствует тому, что на старших курсах «студент:

1) осознает и реализует цели, задачи, установки образовательно-научно-профессионально-воспитательного процесса в ВГМУ;

2) овладевает основными процедурами и общей культурой интеллектуального труда, самостоятельной деятельности;

3) овладевает функциями своей социальной роли, стремится к самообразованию, приобщению к профессии на основе разностороннего саморазвития личности в качестве будущего специалиста-интеллигента;

4) целесообразно организует личный бюджет времени для успешной реализации системы функций своей социальной роли;

5) достигает высокой академической успеваемости;

6) достигает в учебе чувства удовлетворенности;

7) развивает оптимистические представления о возможностях успешного овладения избранной профессией» [6].

Доминирование взрослой КП у студентов 6ЛФ обусловлено также коммуникативными ори-ентациями «на принятие партнера, на адекватность восприятия и понимание его, на достижение компромисса в общении с ним...» [7].

Наименьшая представленность в изучаемой выборке студентов родительской КП находит свое подтверждение в отсутствии этой позиции среди трех полученных количественных равенств двух формул.

По нашему мнению, родительская КП естественным образом «вытесняется» другими КП, так как рассматривается студентами наименее эффективной при организации КД. По нашему

мнению, именно родительская позиция обладает наибольшей конфликтогенностью, что делает коммуникацию малоэффективной.

Полученные нами в результате анализа гендерные различия в представленности КП студентов ЛФ с учетом пола и их динамики (более выраженный динамический рост формулы ВДР и снижение формулы ВРД у девушек в сравнении с юношами) подтверждают обнаруженные ранее нами гендерные особенности мотивационных ориентаций в межличностных коммуникациях.

У девушек была выявлена более выраженная следующая тенденция: «по шкалам «Ориентация на принятие партнера» и «Ориентация на адекватность восприятия и понимание партнера» преобладает высокий уровень, а по шкале «Ориентация на достижение компромисса» и общей гармоничности - средний уровень» [6]. Это, по нашему мнению, обеспечивает им более эффективную КД.

Выявленные общие и гендерные особенности КП в общении свидетельствуют о том, что созданная в ВГМУ информационная и образовательная среда в целом оказывает благоприятное влияние на формирование коммуникативных навыков будущих врачей, что проявляется в гибком использовании студентами лечебного факультета КП в общении, адекватных требованиям образовательного процесса.

Заключение

1. Более высокая представленность детской («зависимой») позиции у студентов 2ЛФ можно объяснить личностными особенностями поколения 2, сложностью образовательного процесса в медицинском университете, а также доминированием «патерналистской» (покровительственной) модели взаимоотношений в диаде «преподаватель - студент» над моделью «сотрудничества».

2. Доминирование взрослой позиции у студентов 6ЛФ может быть обусловлено: 1) изменением характера отношений между преподавателем и студентом, при котором преподаватель рассматривает студента-старшекурсника (тем более студента выпускного курса) как «завтрашнего» врача и старается выстраивать с ним доверительные отношения, используя диалогическое общение в рамках модели «сотрудничества»; 2) коммуникативными ориентациями «на принятие партнера, на адекватность восприятия и понимание его, на достижение компромисса в общении с ним. ».

3. Наименьшая представленность в изучаемой выборке студентов родительской КП обусловлена естественным «вытеснением» ее другими КП, так как она рассматривается студентами наименее эффективной при организации КД.

4. Более выраженный динамический рост формулы ВДР и снижение формулы ВРД у девушек в сравнении с юношами подтверждают обнаруженные ранее нами гендерные особенности мотивационных ориентаций в межличностных коммуникациях, которые обеспечивают девушкам более эффективную КД.

5. Выявленные общие и гендерные особенности КП в общении свидетельствуют о том, что созданная в ВГМУ информационная и образовательная среда в целом оказывает благоприятное влияние на формирование коммуникативных навыков будущих врачей, что проявляется в гибком использовании студентами лечебного факультета КП в общении, адекватных требованиям образовательного процесса.

6. Результаты исследования могут быть использованы в образовательном процессе ВГМУ, деятельности социально-педагогической и психологической службы, работе кураторов академических групп и тьюторов.

Литература

1. Особенности коммуникативной толерантности студентов лечебного факультета ВГМУ / А. Л. Церковский [и др.] // Вестн. ВГМУ - 2021. - Т. 20, № 6. - С. 110-117.

2. О подготовке к коммуникативной деятельности студентов ВГМУ / А. Л. Церковский [и др.] // Вестн. фармации.

- 2020. - № 4. - С. 100-104.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Берн, Э. Трансактный анализ / Э. Берн. - Москва : Академ. проект : Трикста, 2004. - 187 с.

4. Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений / Е. П. Ильин. - Санкт-Петербург : Питер, 2009.

- 576 с.

5. Курпатов, А. В. Счастливый ребенок. Универсальные правила / А. В. Курпатов. - Санкт-Петербург : ИД КАПИТАЛ, 2019. - 350 с.

6. Об этапах формирования конкурентоспособности выпускника ВГМУ / А. Л. Церковский [и др.] // Достижения фундаментальной, клинической медицины и фармации [Электронный ресурс] : материалы 75-й науч. сес. ВГМУ (29-30 янв. 2020 г) / М-во здравоохранения Республики Беларусь, УО «Витебский гос. ордена Дружбы народов мед. ун-т». - Витебск : ВГМУ, 2020. - С. 500-501. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - Загл. с этикетки диска.

7. О мотивационных ориентациях в межличностных коммуникациях студентов-шестикурсников / С. А. Петрович [и др.] // Достижения фундаментальной, клинической медицины и фармации [Электронный ресурс] : материалы 76-й науч. сес. ВГМУ, 28-29 янв. 2021 г, Витебск / М-во здравоохранения Республики Беларусь, УО «Витебский гос. ордена Дружбы народов мед. ун-т» ; [под ред. А. Т. Щастного]. - Витебск : ВГМУ, 2021. - С. 378-379. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - Загл. с этикетки диска.

Поступила 31.01.2022 г.

Принята в печать 21.04.2022 г.

References

1. Tcerkovskii AL, Gapova OI, Skorikova EA, Petrovich SA, Kasian OA, Muzhichenko VA. Features of communicative tolerance of students of the medical faculty of VSMU. Vestn VGMU. 2021;20(6):110-7. (In Russ.)

2. Tcerkovskii AL, Skorikova EA, Gapova OI, Petrovich SA, Vozmitel II, Kasian OA. O About preparation for communicative activity of VSMU students. Vestn Farmatsii. 2020;(4):100-4. (In Russ.)

3. Bern E. Transactional Analysis. Moscow, RF: Akadem proekt: Triksta; 2004. 187 p. (In Russ.)

4. Ilin EP. Psychology of communication and interpersonal relationships. Saint Petersburg, RF: Piter; 2009. 576 p. (In Russ.)

5. Kurpatov AV The Happy Child. Universal rules. Saint Petersburg, RF: ID KAPITAL; 2019. 350 p. (In Russ.)

6. Tcerkovskii AL, Gapova OI, Petrovich SA, Kasian OA,

Skorikova EA, Vozmitel II. On the stages of competitiveness formation of a graduate of the Higher Medical School. V: M-vo zdravookhraneniia Respubliki Belarus', UO "Vitebskii gos ordena Druzhby narodov med un-t". Dostizheniia fundamental'noi, klinicheskoi meditsiny i farmatsii [Elektronnyi resurs]: materialy 75-i nauch ses VGMU (2930 ianv 2020 g.). Vitebsk, RB: VGMU; 2020. R. 500-1. 1 elektron opt disk (CD-ROM). Zagl s etiketki diska. (In Russ.)

7. Petrovich SA, Tcerkovskii AL, Gapova OI, Kasian OA, Vozmitel II, Skorikova EA. On motivational orientations in interpersonal communications of sixth-year students. V: M-vo zdravookhraneniia Respubliki Belarus', UO "Vitebskii gos ordena Druzhby narodov med un-t", Shchastnyi AT, red. Dostizheniia fundamental'noi, klinicheskoi meditsiny i farmatsii [Elektronnyi resurs]: materialy 76-i nauch ses VGMU, 28-29 ianv 2021 g, Vitebsk. Vitebsk, RB: VGMU; 2021. R. 378-9. 1 elektron opt disk (CD-ROM). Zagl s etiketki diska. (In Russ.)

Submitted 31.01.2022

Accepted 21.04.2022

VESTNIK VITEBSKOGO GOSUDARSTVENNOGO MEDITSINSKOGO UNIVERSITETA, 2022, VOL. 21, N2

Сведения об авторах:

Церковский А.Л. - к.м.н., доцент, заведующий кафедрой психологии и педагогики с курсом ФПК и ПК, Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет;

Гапова О.И. - старший преподаватель кафедры психологии и педагогики с курсом ФПК и ПК, Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет;

Скорикова Е.А. - старший преподаватель кафедры психологии и педагогики с курсом ФПК и ПК, Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет;

Петрович С.А. - старший преподаватель кафедры психологии и педагогики с курсом ФПК и ПК, Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет.

Information about authors:

Tserkovsky A.L. - Candidate of Medical Sciences, associate professor, head of the Chair of Psychology and Pedagogics with the course of the Faculty for Advanced Training & Retraining, Vitebsk State Order of Peoples' Friendship Medical University;

Gapova O.I. - senior lecturer of the Chair of Psychology and Pedagogics with the course of the Faculty for Advanced Training & Retraining, Vitebsk State Order of Peoples' Friendship Medical University;

Skorikova E.A. - senior lecturer of the Chair of Psychology and Pedagogics with the course of the Faculty for Advanced Training & Retraining, Vitebsk State Order of Peoples' Friendship Medical University;

Petrovich S.A. - senior lecturer of the Chair of Psychology and Pedagogics with the course of the Faculty for Advanced Training & Retraining, Vitebsk State Order of Peoples' Friendship Medical University.

Адрес для корреспонденции: Республика Беларусь, 210009, г. Витебск, пр. Фрунзе, 27, Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет, кафедра психологии и педагогики с курсом ФПК и ПК. E-mail: Tserkovsky.vsmu@gmail.com - Церковский Александр Леонидович.

Correspondence address: Republic of Belarus, 210009, Vitebsk, 27 Frunze ave., Vitebsk State Order of Peoples' Friendship Medical University, Chair of Psychology and Pedagogics with the course of the Facultyfor Advanced Training & Retraining. E-mail: Tserkovsky.vsmu@gmail.com - Alexander L. Tserkovsky.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.