Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ЛИЧНОСТИ'

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
133
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ / БЛАГОДАРНОСТЬ / НАДЕЖДА / СОСТРАДАНИЕ / ПРОЩЕНИЕ / ВНУТРЕННИЙ МИР / ВИНА / РАДОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ахмедова Эльмира Магомедгаджиевна, Бурцева Мария Андреевна

В данной статье обсуждается, как религиозные верования и обычаи влияют на эмоциональное состояние человека, выделяются отличительные эмоциональные черты религиозных людей. К ним относятся благодарность, надежда, сострадание, прощение, внутренний мир, вина и радость. В статье подчеркивается, что эти эмоции не только помогают людям справляться с жизненными трудностями, но и способствуют их общему благополучию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE EMOTIONAL STATES OF A RELIGIOUS PERSON

This article discusses how religious beliefs and customs affect the emotional state of a person, highlights the distinctive emotional features of religious people. These include gratitude, hope, compassion, forgiveness, inner peace, guilt, and joy. The article emphasizes that these emotions not only help people cope with life’s difficulties, but also contribute to their overall well-being.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ЛИЧНОСТИ»

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ РЕЛИГИОЗНОЙ

ЛИЧНОСТИ

Ахмедова Эльмира Магомедгаджиевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и клинической психологии, ОЧУ ВО «Московская международная академия», Бурцева Мария Андреевна, студентка магистратуры ОЧУ ВО «Московская международная академия»

Аннотация. В данной статье обсуждается, как религиозные верования и обычаи влияют на эмоциональное состояние человека, выделяются отличительные эмоциональные черты религиозных людей. К ним относятся благодарность, надежда, сострадание, прощение, внутренний мир, вина и радость. В статье подчеркивается, что эти эмоции не только помогают людям справляться с жизненными трудностями, но и способствуют их общему благополучию.

Ключевые слова: Религия, эмоциональные состояния, благодарность, надежда, сострадание, прощение, внутренний мир, вина, радость

FEATURES OF THE EMOTIONAL STATES OF A RELIGIOUS PERSON

Elmira M. Akhmedova,

Ph. D., Associate Professor, Associate Professor of the Department of General and Mathematical Psychology, OCHU VO "Moscow International Academy", Maria A. Burtseva, Master's degree student of the Moscow International Academy

Abstract. This article discusses how religious beliefs and customs affect the emotional state of a person, highlights the distinctive emotional features of religious people. These include gratitude, hope, compassion, forgiveness, inner peace, guilt, and joy. The article emphasizes that these emotions not only help people cope with life's difficulties, but also contribute to their overall well-being.

Keywords: Religion, emotional states, gratitude, hope, compassion, forgiveness, inner peace, guilt, joy

Религия и духовность играют значительную роль в формировании эмоционального состояния человека. Эмоциональное состояние религиозного человека характеризуется чувством покоя, надежды и позитива. Эти эмоции часто коренятся в вере в высшую силу и могут помочь людям справиться с жизненными проблемами, способствуя их общему благополучию. Вот некоторые особенности эмоциональных состояний религиозного человека:

1. Благодарность — это эмоциональное состояние, которое часто связано с религиозной преданностью. Для многих религиозных людей чувство благодарности является естественным ответом на благословения, которые, по их мнению, они получили из божественного источника.

Почти во всех религиях благодарность считается важным компонентом верной жизни. Считается, что это добродетель, необходимая как для духовного, так и для эмоционального благополучия. Согласно многим религиозным традициям, выражение благодарности — это способ признания доброты и милости Бога или высшей силы.

Практика благодарности отражена в ритуалах и практиках многих религий. Например, в христианстве благодарность является неотъемлемой частью молитвы, и принято выражать благодарность за благословения, полученные во время религиозной службы или церемонии.

Точно так же в иудаизме практика произнесения благословений до и после еды является способом выражения благодарности за пищу, предоставленную Богом. [1]

Благодарность является не только важной частью религиозной практики, но и важным эмоциональным состоянием религиозного человека. Это может помочь людям развивать позитивный взгляд на жизнь, даже перед лицом трудностей и проблем.

Более того, было показано, что благодарность оказывает положительное влияние на физическое и психическое здоровье. Исследования показали, что люди, которые регулярно практикуют благодарность, испытывают более низкий уровень стресса, лучше спят и улучшают самочувствие. Это связано с тем, что благодарность помогает сместить фокус с негативных мыслей и эмоций на позитивные, что приводит к большему счастью и удовлетворенности.

2. Вера и надежда — это два эмоциональных состояния, лежащих в основе религиозного опыта. Хотя они часто используются взаимозаменяемо, вера и надежда имеют разные значения и последствия. [1]

Веру можно определить как веру во что-то без эмпирических доказательств. Это убеждение, основанное на доверии, а не на разуме, и оно часто связано с религиозными или духовными убеждениями. Вера часто рассматривается как центральный аспект религиозной жизни, дающий верующим ощущение смысла, цели и утешения.

Надежда, с другой стороны, это чувство ожидания и оптимизма. Это вера в то, что в будущем произойдет что-то хорошее, даже если для этого нет конкретных доказательств. Как и вера, надежда тесно связана с религиозными убеждениями и часто рассматривается как источник силы и стойкости в трудные времена и неуверенность.

Для религиозного человека вера и надежда—не просто абстрактные понятия, а жизненный опыт. Это эмоциональные состояния, которые дают ощущение связи с высшей силой или целью и формируют то, как люди видят мир и свое место в нем.

Вера и надежда могут дать чувство комфорта и безопасности перед лицом жизненных трудностей. Например, когда кто-то сталкивается с тяжелой болезнью или личным кризисом, его вера и надежда могут помочь ему найти смысл и цель в своих страданиях. Это также может дать им силы выстоять и преодолеть невзгоды.

В то же время вера и надежда также могут быть источником конфликтов и разделений. Когда люди придерживаются разных религиозных убеждений, их вера может создавать барьеры и подпитывать нетерпимость. Точно так же, когда у людей разные ожидания на будущее, их надежда может привести к разочарованию.

3. Сострадание - это эмоциональное состояние, которое часто ассоциируется с религией. Это врожденное человеческое качество, которое позволяет людям чувствовать и понимать боль и страдания других. Для религиозных людей сострадание является неотъемлемой частью их веры и неотъемлемым аспектом их духовного пути. [2]

Сострадание тесно связано с эмпатией, которая представляет собой способность понимать, что чувствуют другие, и ставить себя на их место. Эта эмпатия является основой сострадания и позволяет религиозным людям общаться с другими и чувствовать их боль. Религиозные учения часто подчеркивают важность отношения к другим с добротой, любовью и состраданием.

Сострадание также является ключевым компонентом многих религиозных практик. Например, молитва и медитация часто используются как инструменты для развития чувства сострадания и сочувствия.

Религиозные люди также могут быть мотивированы на проявление сострадания своей верой в высшую силу или божественное существо. Многие религии учат, что люди несут ответственность за заботу о других и что проявление сострадания — это способ прославить Бога или выполнить божественную цель. Это может дать религиозным людям чувство цели и смысла, а также источник утешения и руководства.

Особенности эмоциональных состояний религиозной личности

4. Прощение является важным аспектом многих религий, включая христианство, ислам, иудаизм и буддизм. Таким образом, его часто рассматривают как эмоциональное состояние религиозного человека, характеризующееся чувством сострадания, милосердия и сочувствия к тем, кто его обидел.

В христианстве прощение рассматривается как центральный принцип веры, примером которого является сам Иисус Христос. Христиан поощряют прощать других, как они были прощены Богом, и предлагать прощение как способ разорвать порочный круг греха и примириться с другими. Прощение часто рассматривается как форма благодати, когда прощающий человек проявляет милосердие к обидчику, даже если он этого не заслуживает.

Ислам также уделяет большое внимание прощению: пророк Мухаммед учил, что прощение является ключом к достижению рая. Мусульмане верят, что прощение — это способ очистить свою душу и продемонстрировать свое послушание Аллаху. Прощение рассматривается как акт милосердия, когда человек, который прощает, вознаграждается за его доброту и сострадание к другим.

В иудаизме прощение рассматривается как способ восстановить отношения как с Богом, так и с другими людьми. Евреи верят, что прощение необходимо для покаяния и что важно просить прощения у тех, кого обидели. Прощение также рассматривается как способ отпустить гнев и обиду и уйти от прошлого.

Буддизм учит, что прощение необходимо для достижения внутреннего покоя и освобождения от страданий. Буддисты верят, что сдерживание гнева и обиды только вредит самому себе, а прощение — это способ освободиться от груза негативных эмоций. Прощение рассматривается как способ развивать сострадание и сочувствие к другим. [3]

5. Внутренний покой — это состояние эмоционального спокойствия и умиротворения, которого религиозные люди могут достичь с помощью различных духовных практик. Для многих религиозных людей внутренний мир является важнейшим аспектом их духовного пути, поскольку он позволяет им соединиться со своей верой и обрести более глубокое чувство смысла и цели в жизни.

Один из способов, которым религиозные люди могут обрести внутренний покой, — это молитва и медитация. Потратив время на размышления о своих убеждениях и связь с высшей силой, они могут обрести чувство безмятежности и комфорта, которые помогут им справиться с трудностями повседневной жизни.

Помимо молитвы и медитации, многие религиозные люди обретают внутренний покой через акты служения и благотворительности. Помогая другим и внося свой вклад в жизнь своих сообществ, они могут почувствовать удовлетворение и цель, которые могут принести глубокое удовлетворение.

Еще одним важным аспектом внутреннего покоя для религиозных людей является практика прощения. Отпустив гнев, обиду и обиду, они могут обрести чувство покоя и освобождения, которое может изменить их. Это может быть сложным процессом, но практикуя сострадание и сочувствие, люди могут развивать чувство внутреннего покоя, которое позволяет им двигаться вперед и находить исцеление.

6. Вина—это сложное эмоциональное состояние, которое затрагивает людей из всех слоев общества, но оно может иметь особое значение для тех, кто придерживается религиозной веры. Религиозные учения часто подчеркивают важность нравственного поведения и последствий греха, что может привести к чувству вины, когда люди считают, что они не оправдали этих ожиданий.

Для многих религиозных людей чувство вины может быть мощным мотиватором для самоанализа и покаяния. Это может вдохновить людей исправлять свои ошибки, искать прощения и стремиться жить более добродетельной жизнью. [4]

В то же время, однако, чувство вины также может быть источником стресса и негатива. Если его не остановить, чувство вины может стать непреодолимым и привести к циклу

самобичевания и отчаяния. Это может быть особенно верно для людей, которые борются с тревогой или депрессией, поскольку чувство вины может усугубить эти состояния и подорвать чувство благополучия человека.

Один из способов, которым религиозные люди могут справиться с чувством вины, — это обратиться за советом и поддержкой к своей религиозной общине. Разговор с духовным лидером или доверие близкому другу или члену семьи может дать чувство перспективы и уверенности.

7. Радость часто считают одним из самых позитивных и воодушевляющих эмоциональных состояний, которые может испытать человек. Для религиозных людей радость может иметь еще более глубокое значение, поскольку она часто рассматривается как отражение веры и связи с высшей силой.

Многие религиозные традиции подчеркивают важность радости и счастья в духовной жизни. Например, в христианской традиции радость считается одним из плодов Духа, наряду с любовью, миром, терпением, добротой, милосердием, верностью и самообладанием. Точно так же в буддизме радость является одной из четырех брахмавихар, или божественных обителей, наряду с любящей добротой, состраданием и невозмутимостью. [5]

Религиозные люди могут испытать радость по-разному. Оно может исходить из чувства благоговения и удивления перед красотой мира природы, из чувства глубокой благодарности за свои благословения или из чувства связи с высшей силой. Кроме того, религиозные практики, такие как молитва, медитация и акты служения, также могут культивировать чувство радости и удовлетворения.

Однако важно отметить, что радость не всегда является постоянным эмоциональным состоянием для религиозных людей. Как и все эмоции, радость может прибывать и убывать в зависимости от множества факторов, включая жизненные обстоятельства, психическое здоровье и духовные практики.

В заключение, эмоциональные состояния религиозного человека формируются его верованиями и практикой. Благодарность, надежда, сострадание, прощение, внутренний покой, чувство вины и радость — вот некоторые общие черты их эмоциональных состояний. Эти эмоции не только помогают религиозным людям справляться с жизненными проблемами, но и способствуют их общему благополучию.

Список литературы

1. Горбунова Е.В. Религиозность и эмоциональное благополучие личности: психологический аспект. Сибирский психологический журнал. - М. 2018.

2. Григорьева Т.В., Колесникова И.А. Особенности формирования эмоциональных состояний у религиозных студентов в процессе педагогического взаимодействия. Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - М. 2018.

3. Лазарева Е.В., Королькова Е.В. Эмоциональные состояния религиозной личности в контексте культурных традиций. Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - Челябинск. 2019.

4. Маркова Е.И. Религиозность и эмоциональное благополучие личности: опыт исследования. Вестник Пермского университета. Серия: Психология.- М. 2020.

5. Меркулова О.А. Религиозность и эмоции: психологический анализ. Психологическая наука и образование. - М. 2021.

6. Соколов А.В. Особенности эмоциональных состояний религиозной личности в современном обществе. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. - М. 2020.

7. Чернышева Е.А. Религиозность и эмоциональное благополучие личности: опыт исследования. Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Психология. - М. 2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.