Научная статья на тему 'Аффективный аспект религиозной идентичности личности - социально-философский анализ'

Аффективный аспект религиозной идентичности личности - социально-философский анализ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
99
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / RELIGIOUS IDENTITY / РЕЛИГИОЗНОСТЬ / RELIGIOUSNESS / РЕЛИГИОЗНЫЕ ЧУВСТВА / RELIGIOUS FEELINGS / ВЕРА / FAITH / СТРАХ / FEAR / ЛЮБОВЬ / LOVE / РЕЛИГИОЗНАЯ ГРУППА / RELIGIOUS GROUP

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Чернова Ирина Борисовна

Статья посвящена исследованию эмоциональной сферы индивидов, переживающих и осознающих свою связь с религиозной группой и с объектами религиозной веры. Автор анализирует не только позитивное влияние этого процесса на жизнь индивида, но и возможные риски для его духовного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The affective aspect of a person''s religious identity is a socio-philosophical analysis

The article is devoted to the study of the emotional sphere of individuals who are experiencing and are aware of their relationship with a religious group and with objects of religious faith. The author analyzes not only the positive impact of this process on the life of the individual, but also the possible risks to his spiritual development

Текст научной работы на тему «Аффективный аспект религиозной идентичности личности - социально-философский анализ»

И. Б. Чернова

кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социологии Адыгейского государственного университета*

Аффективный аспект религиозной идентичности личности -социально-философский анализ

Духовность человека является приватной, потаённой частью внутреннего мира его личности. Тем не менее она всегда проявляет себя вовне как через творческую деятельность, активность личности по отношению к окружающему миру, так и через многообразные формы непосредственного реагирования, выражающие отношение человека к самому себе, другим людям, событиям, а также к различным социокультурным феноменам, в том числе и к объектам религии, независимо от того, исповедует её он или нет. Необходимой, явно или неявно присутствующей в жизни формой такого реагирования является эмоциональная (аффективная) сфера, которая включает в себя переживания и чувства, так или иначе окрашивающие любые события, воспринимаемые субъектом как значимые. Эмоции участвуют в управлении поведением человека и поэтому имеют непреходящую ценность для понимания личности, системы её ценностей и смысложизненных ориентаций, уровня развития её духовности, особенностей построения взаимоотношений с другими людьми, мотивов и форм его деятельности в конкретной социокультурной среде. «Жизнь направляется не логикой, а эмоциями», - писал С. Капица1. Это утверждение одинаково справедливо для интровертов и экстравертов, для индивидов, воспитанных в условиях как западной, так и восточной культуры, мужчин и женщин, детей и стариков, верующих и атеистов. Очевидно в этой связи, что и исследование религиозной идентичности как фактора духовной безопасности предполагает осмысление того, какие эмоции и чувства актуализируются в процессе идентификации, усиливаются или, наоборот, притупляются, как изменяются эмоциональный фон и присущие личности способы эмоционального реагирования, существуют ли при этом возможности организации внешнего и внутреннего контроля за эмоциональной сферой жизни личности, как они используются религиозными группами и как изменения в данной сфере влияют на духовное здоровье и духовное развитие неофитов.

* Чернова Ирина Борисовна, e-mail: chibor@bk.ru

1 Цит. по: Чабалова О. Эмоции - призыв к действию [Электронный ресурс] // Область культуры. URL: http://okultureno.ru/articles/3059-shag-k-mechte-emotsii-prizyv-k-deystviyu/ (дата обращения: 02.03.2017).

В психологии проводится четкая грань между собственно эмоциями, понимаемыми как определённые эмоциональные здесь и сейчас возникающие состояния (радость, восхищение, скорбь, страх и т.п.), и чувствами человека - устойчивыми эмоциональными отношениями к тому или иному объекту, независимо от ситуации, в которой он находится (любовь, зависть, жалость, чувство долга и пр.). Для осмысления развития духовности личности в любой сфере, в том числе и религиозной, необходим учет влияния и эмоций, и чувств, поэтому в дальнейшем на их различии мы не будем концентрировать своё внимание.

Проблематика влияния эмоций на религиозную идентичность в русскоязычном социально-философском дискурсе не является достаточно разработанной, хотя в исследовании характеристик религии и религиозности роль эмоционального начала подчеркивается повсеместно. Социологи учитывают аффективный фактор в анализе данных социологических исследований религиозности населения России1; юристы осмысляют понятие «религиозные чувства» в связи с появлением в нашей стране закона, направленного на защиту религиозных чувств2, при этом активно рассматривают юридические аспекты защиты верующих3, ситуации оскорбления религиозных чувств4; психологи подчеркивают роль аффекта в формировании девиаций5, обосновывают методологические основания исследования психологического изучения религиозности6 и предлагают формы использования религиозных чувств в психотерапевтической деятельности7. Наша задача - на основе социально-философского анализа накопленных данными авторами материалов сформулировать собственное представление о роли аффективного фактора в становлении религиозной идентичности личности.

Различные формы эмоционального реагирования человека на окружающую его реальность через призму его религиозной идентичности составляют совокупность религиозных чувств. Согласно теологической позиции, они имеют сверхъестественное происхождение и являются врожденными для каждого человека. Ещё Тертуллиан был уверен, что каждая душа по природе - христианка8.

1 Верещагина М.В., Арзаниева Х.У. Особенности религиозной идентичности молодежи // Евразийский союз ученых. 2016. № 6-1 (27). С. 135-137.

2 Нарышкин С.Е. Заявление Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации «О защите религиозных чувств граждан Российской Федерации» // Противодействие терроризму. Проблемы XXI века - COUNTER-TERRORISM. 2013. № 4. С. 22.

3 Борисова А.С. Право на религиозное чувство: юридические аспекты защиты верующих // Юридические исследования.2015. № 8. С. 1-19.

4 Матецкая А.В. Оскорбление религиозных чувств верующих: российский контекст // Гуманитарные и социальные науки. 2015. № 6. С. 36-45.

5 Чухрова М.Г. Влияние религиозности на процесс реабилитации лиц с наркотической зависимостью // Развитие человека в современном мире. 2014. Т. V, № 2. С. 190-197.

6 Никольская И.М., Гоановская Р.М. Кризисная психологическая помощь и психология веры // Медицинская психология в России. 2015. № 1 (30). С. 4.

7 Кондратьев Ф.В. Религиозность и психопатология. Аспекты взаимовлияния // Российский психиатрический журнал. 2012. № 5. С. 5-13.

8 Тертуллиан. Апологетик [Электронный ресурс]. URL: http//:tertullian.org/russian/apologeticum_rus.htm (дата обращения: 02.03.2017).

Светские исследователи обращают внимание на то, что с точки зрения физиологической основы и психологического содержания в религиозных чувствах, даже экстатических, нет ничего уникального, выходящего за рамки естественного функционирования эмоциональной сферы человека. По этому поводу У. Джемс писал: «Религиозная любовь - это лишь общее всем людям чувство любви, обращенное на религиозный объект. Религиозный страх - это обычный трепет религиозного сердца, но связанный с идеей божественной кары. Религиозное чувство возвышенного -это то особое содрогание, какое мы испытываем в ночную пору в лесу или в горном ущелье, только в данном случае оно порождается мыслью о присутствии сверхъестественного. Таким образом, нет никакого основания утверждать, что существует абстрактное религиозное чувство как отдельная эмоция, присущая каждому религиозному переживанию без исключения»1.

Как бы сильно ни отличались догматические основания религиозных объединений друг от друга, все они признают высокую значимость аффективной сферы для своих адептов. Действительно, любой человек, даже искренне уверенный в том, что поиск «своей» религиозной группы для него - это прежде всего поиск истины, в качестве субъективных критериев этой истины интуитивно признает позитивные ощущения и чувства, проявления которых так или иначе связываются им с данной церковью и свойственной ей формой богопочитания. Особенно отчетливо эта особенность проявляется в идентификации с малой контактной группой. При этом аффективная составляющая, характеризующая межличностные отношения внутри данной группы, служит удовлетворению социально-психологических потребностей субъекта в любви, понимании, признании, эмоциональной поддержке со стороны окружающих людей, она дает индивиду, с одной стороны, ощущение защищенности от внешних угроз, а с другой - ощущение значимости и востребованности. Групповая солидарность отчетливо проявляется и всегда усиливается в процессе совместной, особенно ритуальной, деятельности, а также в противостоянии конкурирующим объединениям. При этом на второй план часто уходят любые теоретические конструкции и идеологические установки.

Наиболее значительным мотивирующим потенциалом в жизни человека, как утверждают и классики древней философии, и современные мыслители, обладают чувства страха и любви. Роль страха в возникновении религии подчеркивали многие исследователи. Прежде всего, это страх смерти, страх перед экстремальными стихиями или событиями, при которых человек не может вполне контролировать происходящее. «Страх создал богов», - утверждал древнеримский поэт Публий Папилий Стаций (I в. н. э.) в поэме «Фиваида». Эту мысль развивает Т. Гоббс: «Страх пе-

1 Джемс У. Многообразие религиозного опыта [Электронный ресурс]. URL: http://e-libra.ru/read/193232-mnogoobrazie-religioznogo-opyta.html (дата обращения: 02.06.2017).

ред невидимой силой, придуманный умом или воображаемый на основании выдумок, допущенных государством, называется религией, не допущенных - суеверием»1. Об этом же и английский афоризм «В окопах атеистов не бывает». «Религия есть защитная реакция против созданного умом представления о неизбежности смерти», - делает вывод А. Бергсон2. В трактате Цицерона «О природе богов» в качестве источника религиозной веры приводится обширный список явлений природы, «которые страшат наши умы: молнии, ненастья, моровая язва, землетрясения, противоестественные уроды между людьми и скотиною, потом появление на небе факелов, затем те звезды, которые греки называют кометами... затем двойное солнце. Устрашенные этими явлениями люди догадывались, что есть какая-то небесная и божественная сила»3. З. Фрейд обращает внимание на то, что страх перед высшими силами у человека соединен с амбивалентным переживанием благоговения и любви, подобно отношению ребенка к отцу: «Когда взрослеющий человек замечает, что ему суждено навсегда остаться ребенком, что он никогда не перестанет нуждаться в защите от мощных чуждых сил, он наделяет эти последние чертами отцовского образа, создает себе богов, которых боится, которых пытается склонить на свою сторону и которым тем не менее вручает себя как защитникам»4. Таким образом, либидинозный тип связи способствует усилению аффективности и суггестивности групп независимо от их размера и от характера их идеологемы.

Кроме того, страх, который побуждает человека искать сверхъестественную защиту и приводит его в религиозную группу, сменяется в результате процесса идентификации на страх и трепет предстоящего перед Абсолютом, что должно мотивировать личность к более глубокой и осмысленной идентификации с религиозной группой, духовному росту и активизации собственной социальной роли как внутри религиозной группы, так и вне её.

Религиозная идентичность, основанием которой является любовь, представляет собой результат длительной духовной работы и по своей духовной ценности превосходит религиозную идентичность, исходящую из чувства страха. «В любви нет страха, - пишет Иоанн Богослов, - но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение; боящийся не совершенен в любви» (1И.Б.4.18).

Эта точка зрения близка У. Джемсу, сделавшему в работе «Многообразие религиозного опыта» религиозные чувства и настроения основным предметом своего исследования. Он также приходит к выводу об амбивалентности эмоциональной сферы в религии, и в отличие от З. Фрейда на

1 Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Сочинения : в 2 т. 1991. Т. 2. С. 43.

2 Бергсон А. Два источника морали и религии. М. : КАНОН, 1994. С. 139.

3 Цицерон М.Т. О природе богов. СПб. : Азбука-классика, 2002. С. 99.

4 Фрейд З. Будущее одной иллюзии // Фрейд З. Тотем и табу : сб. М. : Олимп, 1998. С. 369.

первый план, по его мнению, выходят переживание радости от полученного опыта и чувство любви к Богу и миру. «Слово "религия" в моем представлении должно обозначать для нас именно те повышенные эмоциональные переживания, то восторженное настроение, которые, попадая в сферу чистой морали, обречены на увядание и гибель. Оно должно означать новое царство свободы, свободы от всякой борьбы, песнь вселенной, раздающуюся в наших ушах, и вечную жизнь, открывающуюся нашим взорам. Такое абсолютное и вечное блаженство мы находим только в религии. Оно отличается от всех видов физического блаженства, от всех житейских радостей присущим ему характером торжественности. Торжественное настроение никогда не бывает простым и однородным. Оно всегда заключает в себе некоторую долю противоположного себе настроения. Торжественная радость содержит некоторую горечь в своей сладости; торжественное горе -единственное горе, пережить которое мы внутренне готовы согласиться», -пишет У. Джемс1. Более того, сопоставляя на основе большого фактического материала роль в религии доводов чувств и доводов разума, У. Джемс всегда подчеркивает превосходство первых над вторыми.

Как и другие виды переживаний, религиозные чувства различаются по степени интенсивности, глубине, модальности, позитивной или негативной направленности, степени осознания и контроля со стороны личности и т.д. Подобно футбольным болельщикам, наблюдающим игру любимой команды на стадионе, а не перед телевизором, верующие благодаря индукции, которая присуща аффективным проявлениям любых масс, испытывают более сильные и яркие эмоции, если участвуют в общей молитве в храме. Человек может однажды пережить религиозный опыт -особое эмоциональное состояние, при котором он ясно и отчетливо чувствует реальность сверхъестественного начала и своё единение с ним. Каким бы мимолетным этот опыт ни был, его обладатель ещё долгое время находится под впечатлением от пережитого и жаждет вернуть это состояние вновь и вновь, отправляясь в паломнические поездки, проводя многие часы в молитве или медитации, общаясь с духовными учителями. При этом его потребностью становится не только религиозный опыт, но и желание рассказать о нем, обсудить его с другими людьми. Подобная потребность присутствует и у людей, далеких от религии, но переживших яркие аффективные состояния, связанные, к примеру, с восхождением на горные вершины или участием в параде Победы. Осознавая суггестивное воздействие этих эмоциональных состояний на окружающих людей, представители различных религиозных групп используют рассказы переживших духовное преображение или свидетелей чудесных явлений в своей миссионерской и проповеднической деятельности. Именно общность эмоциональной реакции на религиозный опыт или религиозного вождя часто объединяет адептов той или иной конфессии сильнее, чем знание основ богословия.

1 Джемс У. Многообразие религиозного опыта.

Сама религиозная вера, являясь разновидностью чувства, способна то затухать, то набирать новую силу. «В своей первоначальной форме вера есть чувство заинтересованности в предмете веры, - пишет Р.М. Грановская. - Человек верит, если относится к этому предмету эмоционально (если это близко не только уму, но и сердцу). Вера уходит в глубину психики и не может существовать без чувственной окраски, что существенно отличает веру от знания»1. Учитывая описанные нами выше взгляды классиков религиоведения, можно добавить: не только отличает веру от знания, но во всех проявлениях дополняет её чувством любви, которая способна без дополнительных аргументов мотивировать человека на самопожертвование и бескорыстный труд, вызвать творческий подъем и неконтролируемый поток агрессии ради защиты святыни. Обращая внимание на особенности внутригрупповой эмоциональной связи на примере анализа групповых особенностей армии и церкви, даже З. Фрейд делает заключение, «что в этих двух искусственных массах каждый отдельный человек либидинозно связан, с одной стороны, с вождем, а с другой стороны, с другими массовыми индивидами»2.

Таким образом, эмоциональная реакция всегда является проявлением ценностного отношения личности к эмоциогенному источнику. В религиозной сфере роль такого источника могут выполнять не только образы богов и других сверхъестественных сущностей, но и любой феномен, способный воздействовать на религиозную идентичность верующего человека, причем как в позитивном, так и в негативном направлении. Действительно, для человека, искренне верующего в существование высшего сверхъестественного начала, Абсолюта, Творца мироздания и властителя судеб, не могут быть безразличными объекты, которые, по его мнению, либо так или иначе свидетельствуют о величии божества и о совершенстве его творения, либо, наоборот, угрожают или по крайней мере воспринимаются как источники угрозы для религии. Это могут быть значительные события из истории религии, праведники, наделенные сверхъестественными способностями, явления, воспринимаемые как чудесные, предметы культа, священные тексты, единоверцы или же, наоборот, их гонители. Более того, поскольку в сознании верующего человека его религиозная идентичность занимает фундаментальное, системообразующее место, то даже события обыденной жизни и собственные достижения и неудачи, радости и страдания им воспринимаются сквозь призму религиозных идеалов и образов, а следовательно, и эмоциональная реакция на них так или иначе детерминирована особенностями его конфессиональной принадлежности. В качестве иллюстрации такого различия достаточно привести примеры острой, вплоть до погромов и убийств, реакции мусульман на появившиеся в европейской печати карикатуры на пророка Мухаммеда и, с другой стороны, сдержанное осуждение, сожаление

1 Грановская Р.М. Психология веры. СПб. : Речь, 2004. С. 367.

2 Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого я // Фрейд З. Тотем и табу. М. : Олимп, 1998. С. 303.

с некоторыми попытками оправдания известной богохульственной акции в храме Христа Спасителя, которая была определена на официальном уровне как «хулиганство».

Наличие религиозной веры не является необходимым условием для конституирования религиозной идентичности. Тем не менее в процессе идентификации формируется восприятие представителей избранной по тем или иным основаниям конфессии как своих, а остальных членов общества - как чужих, в лучшем случае как других. Поэтому, независимо от глубины религиозной веры, эмоциональная реакция всегда имеет место, если интересы и ценности своей конфессии актуализируются в культурной жизни общества, особенно если происходит их столкновение с интересами и ценностями других конфессий. Угрозы религиозным чувствам человека, кощунство и святотатство способны провоцировать не только его отрицательную эмоциональную реакцию, но и всплеск ксенофобии в обществе. К сожалению, в последние годы в России, как и во всем мире, наблюдается рост числа фактов, которые можно охарактеризовать как оскорбляющие религиозные чувства. В заявлении Государственной думы «О защите религиозных чувств граждан России» подчеркнуто следующее: «Убийства духовных лидеров, насилие в отношении верующих, спи-ливание крестов, разрушение храмов, кощунственные хулиганские акции, вандализм на кладбищах, нанесение оскорбительных надписей - все эти действия направлены на разрушение многовековых духовно-нравственных основ России, дискредитацию традиционных ценностей и, по сути, служат возбуждению гражданской розни и подрыву суверенитета страны». Государственная дума решительно осуждает такие преступные действия и считает необходимым дать жесткий отпор деструктивным силам, восхваляющим антирелигиозный экстремизм, вандализм и хулиганство, разжигающим в обществе ненависть к Русской православной церкви и другим религиозным организациям1.

Неменьшего внимания со стороны как исследователей, так и общественных деятелей требуют деструктивные эмоции, нередко возникающие в ходе внутриконфессиональных противоречий и столкновений. Их эскалация может обернуться не только идентификационным кризисом конкретной личности, но и серьезным социальным конфликтом, дестабилизирующим социокультурную ситуацию. Причем, если проявления фундаментализма и радикализма в исламе обсуждаются повсеместно, подобные тенденции в православии, ставшие особенно заметными после встречи патриарха Московского и всея Руси Кирилла с папой римским, ещё не нашли достойного освещения. Сознательно пришедшие к христианской вере люди не только стремятся к собственному духовному развитию в соответствии с канонами и ценностями избранной конфессии. Считая себя не частью некой организации, а членом единого живого Тела

1 Нарышкин С.Е. Заявление Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации. С. 22.

Христова, призванного ещё в земной жизни осуществлять высшие идеалы, такой верующий ревностно наблюдает за происходящими в Церкви событиями и крайне болезненно, а порой и агрессивно, реагирует на любые отклонения от канонических норм в высказываниях и поведении единоверцев, особенно обличенных властью выступать от имени Церкви иерархов из высших слоев духовенства, вплоть до патриарха. Своеобразная «охота на ведьм», поиск еретиков и сектантов, врагов «истинной веры», как её понимают фанатики, ведется всюду - даже в пределах одной семьи или одного прихода. Любовь к ближнему понимается не как принятие другого, а как основание для вмешательства в личную духовную жизнь другого с целью любыми способами заставить его придерживаться того исповедания, которое кажется радикалам единственно верным. В итоге «дух» приносится в жертву «букве», любовь и уважение свободы личности подменяются неприязнью и духовным насилием, покаяние и смирение - гордыней и властолюбием. В заботах о чистоте Церкви как таковой для заботы о чистоте своей души ни сил, ни времени не остается.

Таким образом, исследование аффективной сферы религиозной идентичности личности в современной России приводит нас к выводу о многообразии позитивных и негативных эмоциональных реакций, так или иначе связанных с объектом поклонения и функционированием религиозной группы, о наличии конфессиональных особенностей проявления религиозных чувств в жизни верующего. Конфликтогенный потенциал религиозной идентичности через интолерантное восприятие другого достаточно высок и несет реальную угрозу духовной безопасности общества. Духовное здоровье личности и духовное благополучие российского общества в эмоциональной сфере не могут быть сформированы без осознания и признания всеми гражданами страны примата светского права как основы для конструктивного построения взаимоотношений в обществе, без создания обстановки толерантности, взаимоуважения между людьми независимо от их религиозной принадлежности, без культивирования позитивного творческого отношения к жизни, без открытости человека для общения и взаимодействия с другими людьми, искреннего сочувствия и деятельного сопереживания слабым и нуждающимся в помощи и поддержке как среди представителей своей религиозной группы, так и среди иноверцев. С другой стороны, деструктивные эмоции как фактор риска, разрушающий личность и способствующий асоциальному поведению, должны контролироваться и нивелироваться средствами воспитания и общественного порицания на всех уровнях социума, начиная с семьи. В религиозной группе подобная деятельность также необходима, по крайней мере если её представители уважают права человека, соблюдают российское законодательство и заинтересованы в признании и поддержке Российского государства и других социальных институтов.

Чернова И.Б. Аффективный аспект религиозной идентичности личности - социально-философский анализ. Статья посвящена исследованию эмоциональной сферы индивидов, переживающих и осознающих свою связь с религиозной группой и с объектами религиозной веры. Автор анализирует не только позитивное влияние этого процесса на жизнь индивида, но и возможные риски для его духовного развития.

Ключевые слова: религиозная идентичность, религиозность, религиозные чувства, вера, страх, любовь, религиозная группа.

Chernova I.B. The affective aspect of a person's religious identity is a socio-philosophical analysis. The article is devoted to the study of the emotional sphere of individuals who are experiencing and are aware of their relationship with a religious group and with objects of religious faith. The author analyzes not only the positive impact of this process on the life of the individual, but also the possible risks to his spiritual development.

Key words: religious identity, religiousness, religious feelings, faith, fear, love, religious group.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.