Научная статья на тему 'Особенности эмоциональной сферы у детей с нарушениями слуха'

Особенности эмоциональной сферы у детей с нарушениями слуха Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2285
272
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА / НАРУШЕНИЕ СЛУХА У ДЕТЕЙ / КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА / EMOTIONAL SPHERE / HEARING IMPAIRMENT IN CHILDREN / CORRECTIONAL WORK

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гелогаева Заира Халмурзаева, Ахмедов Ахмад Байтаевич

Жизнь каждого человека зависит от слаженной работы всех без исключения органов чувств, которые, гармонично дополняя друг друга, позволяют ощутить окружающий мир во всех его проявлениях и красках. Наравне с остальными одним из важнейших механизмов, которые помогают человеку в полной мере постичь окружающий мир и начать в нем полноценно ориентироваться, является слуховое восприятие, которое отвечает за поступление к анализаторам огромного количества информации. Изучение такого сложного и многогранного явления, как восприятие, в первую очередь необходимо для понимания способов взаимодействия человека с окружающей действительностью, а на основе этих сведений организации комфортных условий проживания. Значительную степень важности и приоритетности приобретает в современное время проблематика формирование эмоциональной базы и навыков выражения своих чувств для категории детей с дефектами слуха. Именно эмоциональное развитие и воспитание является первоочередным явлением, на котором в последствии строится вся жизнь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гелогаева Заира Халмурзаева, Ахмедов Ахмад Байтаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the emotional sphere in children with hearing impairment

The life of every person depends on the coordinated work of all sensory organs, which harmoniously complement each other, allow you to feel the world around us in all its manifestations and colors. Along with the rest, one of the most important mechanisms that help a person fully comprehend the surrounding world and begin to fully navigate in it is auditory perception, which is responsible for the huge amount of information received by analyzers. The study of such a complex and multifaceted phenomenon as perception is first of all necessary for understanding the ways of human interaction with the surrounding reality, and on the basis of this information the organization of comfortable living conditions. The formation of the emotional base and skills of expressing their feelings for the category of children with hearing impairments is gaining a significant degree of importance and priority in modern times. It is emotional development and upbringing that is the primary phenomenon on which all life is built later.

Текст научной работы на тему «Особенности эмоциональной сферы у детей с нарушениями слуха»

Особенности эмоциональной сферы у детей с нарушениями слуха Features of the emotional sphere in children with hearing impairment

Гелогаева Заира Халмурзаева,

студентка 3 курса Специальная психология (дефектология) ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет»

Gelogaev Zaira Halmurzaeva,

3 year student

Special Psychology (defectology) FSBEI of HE «Chechen State Pedagogical University»

Ахмедов Ахмад Байтаевич

к.псих.н., доцент кафедры «Социальная психология и дошкольная дефектология» ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет»

Akhmedov Akhmad Baytaevich

Ph.D., Associate Professor, Department of Social Psychology and Preschool Defectology

FSBEI of HE «Chechen State Pedagogical University»

Аннотация.

Жизнь каждого человека зависит от слаженной работы всех без исключения органов чувств, которые, гармонично дополняя друг друга, позволяют ощутить окружающий мир во всех его проявлениях и красках. Наравне с остальными одним из важнейших механизмов, которые помогают человеку в полной мере постичь окружающий мир и начать в нем полноценно ориентироваться, является слуховое восприятие, которое отвечает за поступление к анализаторам огромного количества информации. Изучение такого сложного и многогранного явления, как восприятие, в первую очередь необходимо для понимания способов взаимодействия человека с окружающей действительностью, а на основе этих сведений - организации комфортных условий проживания.

Значительную степень важности и приоритетности приобретает в современное время проблематика формирование эмоциональной базы и навыков выражения своих чувств для категории детей с дефектами слуха. Именно эмоциональное развитие и воспитание является первоочередным явлением, на котором в последствии строится вся жизнь.

Annotation.

The life of every person depends on the coordinated work of all sensory organs, which harmoniously complement each other, allow you to feel the world around us in all its manifestations and colors. Along with the rest, one of the most important mechanisms that help a person fully comprehend the surrounding world and begin to fully navigate in it is auditory perception, which is responsible for the huge amount of information received by analyzers. The study of such a complex and multifaceted phenomenon as perception is first of all necessary for understanding the ways of human interaction with the surrounding reality, and on the basis of this information - the organization of comfortable living conditions.

The formation of the emotional base and skills of expressing their feelings for the category of children with hearing impairments is gaining a significant degree of importance and priority in modern times. It is emotional development and upbringing that is the primary phenomenon on which all life is built later.

Ключевые слова: эмоциональная сфера; нарушение слуха у детей; коррекционная работа.

Key words: emotional sphere; hearing impairment in children; correctional work.

Итак, многие ученые-психологи подчеркивают в своих работах первоочередность развития эмоций и чувств у ребенка. По мнению ученых и исследователей этой проблемы, любые модификации сферы познания у детей на протяжении их жизни необходимо связывать с возникающими эмоциями и процессом формирования личности.

Механизм развития эмоций и воли человека является весьма трудоёмким и сложным. Он основывается на синтезе внешний и внутренних факторов. К внешним факторам можно отнести социальную среду воспитания

и обитания ребенка, а к внутренним - психологический аспект, особенности физического и физиологического развития, гены.

Немаловажную роль играет изучение детской эмоциональной сферы, ведь любое нарушение или отклонение может послужить сигналом к тому, что с развитием ребёнка не все в порядке. Если рассматривать проблему нарушения слуха у детей, то в этом случае основной акцент делается на специфике речи и развитии дальнейшей познавательной активности.

Нарушение слуха - это затрудненность воспринимать окружающие звуки или отсутствие способности различать звуки с низкой амплитудой. Но, если рассматривать данное определение с точки зрения медицинской классификации болезней, то нарушение слуха - это частичное или полное снижение способности понимать и обнаруживать звуки. В следствии дефекта слуха (глухоты, тугоухости) ребенку сложно воспринимать речь. Причем, оба эти дефекта он может либо приобрести в течении жизни, либо родиться с одним из них.

В науке имеется 3 основные методологические основы данного нарушения.

1. Положение о структуре дефекта.

• Первичный дефект - это нарушение слухового восприятия (понимание информации).

• Вторичный дефект имеет социальную природу, а именно ОНР/ТНР. Речь не может сформироваться спонтанно, а только в особых социальных и коррекционных условиях

• Третичный дефект является следствием вторичного дефекта. То есть, наблюдается нарушение мышления, а именно, словесно-логического; нарушение произвольности, отставание в развитии на 2-3 года, следовательно, нарушение воли и проявлений эмоций ребенка; затруднение коммуникации. Но, если речь имеется, то, третичное отклонение не проявляется.

• Четвертичное отклонение в следствии третичного, а именно, наблюдается деформация в личностной сфере (формирование мотивации, целеустремленности, любознательности и так далее).

2. Положение о компенсации дефекта.

1) Внутрисистемная компенсация - восстановление нарушенной функции за счет остаточной возможности, поврежденной системы, например, слуховое внимание.

2) Межсистемная компенсация - предполагает восстановление нарушенной функции «обходным путем». За счет возможностей другой сохранной системы, например, чтение с губ.

3. Положение об общих и специфических закономерностях развития при нарушении слуха. Первое, это общие закономерности, характерны для детей с условной нормой и при любом варианте дизонтогенеза. Второе, модально-неспецифические закономерности, которые характерны для детей с дизонтогенезом и отличают их от детей с условной нормой.

Не секрет, что проблема нарушений слуха является одной из основных в дефектологии. И для правильной постановки диагноза и дальнейшего лечения следует выявить первопричину возникновения этого дефекта, учитывая при этом индивидуальные особенности развития каждого маленького пациента в интеллектуальном, психоэмоциональном и эмоционально-волевом плане, а также возможности прогнозирования альтернативного образования и проведения необходимых работ по устранению данной проблемы.

В развитии, а также формировании эмоциональной сферы детей с проблемами слуха, имеют влияние определенные негативные факторы. Отсутствие возможности у ребенка общаться с людьми, в следствии глухоты, вызывают в будущем проблемы с адаптацией в окружающем мире и отсутствие опыта построения межличностных отношений. Неслышащим детям практически недоступно восприятие музыки, которое как доказано учеными, позитивно влияет на сферу социализации.

Важно понимать, что существует ряд факторов, которые оказывают положительный эффект на дальнейшее развитие детей с нарушениями слуха, например:

более широкий спектр мимики;

интерес к эмоциональной стороне жизни;

новые движения и жесты;

овладение новыми видами деятельности.

В ходе развития эмоциональной сферы у детей с проблемами слуха участвуют те же составляющие развития, что и у здоровых детей. На первом году жизни у ребенка начинают формироваться и развиваться эмоции, однако они зависят от ситуации, с которыми сталкивается малыш и трансформируются в зависимости от его роста. Постепенно эмоции разрастаются, трансформируются, подпитываются музыкой, искусством, коммуникациями.

К таким ситуативным проявлениям эмоциональных состояний можно отнести симпатию по отношению к близкому, знакомому человеку, которая основывается на основе предыдущего приятного опыта и спектра эмоций.

В данное время, учитывая трансформационные сдвиги в медицине, науке и технике можно получить самые точные результаты исследований эмоциональной сферы, а особенно детей с различными отклонениями здоровья, такими как дефекты слуха. Общая теория эмоций, разработанная не так давно, значительно помогает в решении этих вопросов.

По мнению большинства авторов, у детей с проблемами и нарушениями слуха значительно затруднено понимание желаний, намерений, переживаний сверстников, иными словами процесс социализации у них проходит намного сложнее. Однако отсутствие слуха выражается в развитии сенсорной стороны восприятия, а именно попытках приблизиться, погладить по руке или по голове, обнять понравившегося товарища и т.д. Такие действия со стороны ребенка с проблемами слуха очень часто не воспринимаются «нормальными» детьми и не расцениваются, как проявление эмоций, что в свою очередь затрудняет процесс общения и взаимопонимания. В начале пребывания в новых социальных условиях (например, детский сад) дети не оказывают поддержку друзьям, не выражают сочувствия друг к другу, а наоборот стараются ограничить себя от общения с «особенными» детьми.

Сочувственное отношение глухих детей друг к другу побуждается не столько ласковым и добрым отношением к ним взрослых, сколько постоянным обращением их внимания на сотоварищей по группе, специально направленным пробуждением сочувствия и приучением выражать его по отношению к плачущему, обиженному или огорченному товарищу: обычно воспитатели используют прямое обращение одного ребенка к другому, совместно с ним утешают обиженного, демонстрируют свое сочувствие — такое эмоциональное проявление как бы заражает ребенка. Важно действенное указание — пожалей, погладь или приглашение (по подражанию) к сопереживанию, сочувствию по отношению к плачущему.

Ключевую роль в практике развития эмоциональной и чувственной сферы играет процесс понимания эмоционального фона других людей, умение сопоставлять эмоции и манеру поведения.

В процессе исследования эмоционального развития детей с дефектами слуха можно выделить ряд проблем:

1) специфичность развития и проявления эмоций среди детей с нарушением слуха дошкольного и школьного возрастов, а также анализ фактора наследственности;

2) исследование возможности детей с нарушением слуха понимать и чувствовать эмоции других людей.

Способность к эмпатии, сопереживанию, прочувствованнию эмоций других людей значительным образом отображает уровень развития эмоций ребенка. Она провялятся чаше всего в жестах, различной мимике, интонации.

В проведенных исследованиях была изучена взаимосвязь между характером общения глухих детей со взрослыми и эмоциональными проявлениями детей. Также было установлено, что неспособность проявлять эмоции у детей с нарушением слуха не всегда обусловлена их дефектом, а имеет прямую взаимосвязь с качеством и характером речевого общения со взрослыми.

Глухие дети глухих родителей обнаруживают наибольшее количество эмоциональных проявлений разного типа, и приближаются по этим показателям к слышащим детям. Глухие дошкольники же, у родителей которых отсутствуют проблемы со слухом, показали наименьшее количество эмоций в разных жизненных ситуациях.

Результаты исследований также подтверждают, что слабые эмоциональные проявления у дошкольников с проблемами слуха являются результатом недостаточного воспитания, отсутствием правильного понимания родителей как социализировать глухого ребенка, неумением либо нежеланием взрослых слышащих людей вызывать маленьких детей на эмоциональное общение.

В отличие от людей с нормальных слухом, глухие мамы обеспечивают необходимое эмоциональное общение со своим ребенком. И именно поэтому глухие дети глухих родителей, воспитывающиеся дома, получают все необходимые навыки для правильного осознания и восприятия окружающего мира, а также у них прослеживается большее количество положительных эмоциональных проявлений, нежели глухие дети слышащих родителей, находящиеся дома либо в специальных учреждениях интернатного типа.

Очень большую роль в эмоциональном формировании детей с проблемами слуха и на их взаимоотношения с родителями играет отсутствие близости с семьей. Отсутствие понимания близких и нежелания их помочь ребенку в будущем приводят к проблемам социализации и нарушениям эмоционального состояния детей.

Научными исследованиями доказано, что сложным оказалось как для слышащих, так и для дошкольников, у которых имеются проблемы со слухом, это идентификация психоэмоциональных состояний по предлагаемому набору изображений.

Среди глухих детей очень малое количество правильно идентифицировали эмоции при схематических и реалистических вариантах изображений. Лучше распознавались и понимались эмоциональные состояния персонажей изображения. Дошкольники с нарушениями слуха значительно уступали слышащим сверстникам по опознанию эмоций во всех вариантах изображений, исключение составили только изображения гнева, которые опознавались глухими детьми столь же успешно, как и слышащими детьми. Во время опознания данной

эмоции они использовали жестовое обозначение «взволнованность». С большей точностью были узнаваемы эмоции по их внешнему выражению тех детей, родители которых также имели нарушения слуха, с меньшей точностью— дети слышащих родителей.

Можно сделать вывод, что четкие внешние проявления, доходчивость и конкретность ситуации имеют огромную значимость для правильного опознания и восприятия глухими детьми дошкольного возраста эмоционального состояния другого человека. Следует отметить, что относительно позднее знакомство с разнообразием чувств человека, может иметь целый ряд негативных результатов для глухих детей. Для них характерны трудности в понимании литературных произведений, осознании причинно -следственной связи

действий и поступков тех или иных персонажей, в понимании причин эмоциональных переживаний, разнообразия между персонажами, поздно возникает сопереживание тем или иным литературным героям.

Все эти факторы делают окружающий мир глухого ребенка бедным и некрасочным, приводит к трудностям в понимании и сопереживании эмоциональных состояний других людей, а с другой стороны упрощает складывающиеся межличностные отношения. Сложности в выражении своих желаний и чувств при общении с окружающими, могут привести к нарушению социальных отношений, появлению повышенной раздражительности и злобы, а также к нарушениям психологического состояния ребенка.

Дошкольное детство - это особое, очень важное время, когда ребенок учится познавать окружающий мир, и от качества данного познания напрямую зависит темп его дальнейшего развития. В дошкольном возрасте чрезвычайно активно совершенствуются все показатели психики ребенка. И наиболее интенсивно идет познавательное развитие, которое очень затруднено, если у ребенка проблемы с восприятием звуков и их правильным пониманием, и воспроизведением. При этом старший дошкольный возраст является подготовительным этапом к школьному обучению, поэтому коррекционная работа, направленная на исправление показателей эмоционально-волевой сферы детей с нарушением слуха в этот период, является особенно актуальной.

Список используемой литературы:

1. Волков, Б. С. Дошкольная психология. Психическое развитие от рождения до школы [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. — М.: Академический Проект, 2017. — 287 с.

2. Джанерьян, С. Т. Психология эмоций и воли [Электронный ресурс]: учебное пособие / С. Т. Джанерьян. — Ростов-на-Дону : Южный федеральный университет, 2016. — 142 с. — 978-5-9275-1972-9. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/78699.html

3. Исследование личности детей с нарушениями слуха / под ред. Т.В. Розановой, Н.В. Яшковой. М., 1981

4. Лазуренко, С. Б. Психическое развитие детей с нарушениями здоровья в раннем возрасте [Электронный ресурс]: монография / С. Б. Лазуренко. —М.: Логомаг, 2015. — 284 с.

5. Лихачев, Б. Т. Педагогика. Курс лекций: учеб.пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б. Т. Лихачев. - М.: Прометей, Юрайт, 2015. - 464с.

6. Психология глухих детей / под ред. И.М. Соловьева, Ж.И. Шиф, Т.В. Розановой, Н.В. Яшковой. М.,

1971.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.