Научная статья на тему 'Музыкальные занятия как средство социализации детей с нарушением слуха'

Музыкальные занятия как средство социализации детей с нарушением слуха Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
398
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРУШЕНИЕ СЛУХА / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ / РАЗВИТИЕ / МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ / HEARING DISABILITIES / SOCIALIZATION / SOCIAL EMOTIONS / DEVELOPMENT / MUSICAL LESSONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пономарева Елена Владимировна

Важную роль в социализации детей ученые отводят развитию эмоций. Особенно значимо эмоциональное воспитание для детей с нарушением слуха. Формируемое в процессе внеклассных музыкальных занятий умение детей различать и осознавать свои эмоциональные состояния имеет непосредственное отношение к развитию социальных эмоций способности сопереживать эмоциям и чувствам других людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSICAL OCCUPATIONS AS MEANS OF SOCIALIZATION OF CHILDREN WITH THE HEARING DISORDER

Scientists decide that emotional development is an important part of the socialization of children. Emotional training of children with hearing disabilities has great significance. Children’s capability of distinguishing and perception of their emotional states develop in the course of out-of-class musical lessons. These lessons have a direct bearing on the development of social emotions capability to feel with emotions and feelings of other people.

Текст научной работы на тему «Музыкальные занятия как средство социализации детей с нарушением слуха»

электронный научный журнал «apriori. cерия: гуманитарные науки»

www.apriori-journal.ru

№ 3 2015

УДК 37

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Пономарева Елена Владимировна

канд. пед. наук

Российский государственный университет им. А.И. Герцена

Санкт-Петербург

author@apriori-journal. ru

Аннотация. Важную роль в социализации детей ученые отводят развитию эмоций. Особенно значимо эмоциональное воспитание для детей с нарушением слуха. Формируемое в процессе внеклассных музыкальных занятий умение детей различать и осознавать свои эмоциональные состояния имеет непосредственное отношение к развитию социальных эмоций - способности сопереживать эмоциям и чувствам других людей.

Ключевые слова: нарушение слуха; социализация; социальные эмоции; развитие; музыкальные занятия.

MUSICAL OCCUPATIONS AS MEANS OF SOCIALIZATION OF CHILDREN WITH THE HEARING DISORDER

Ponomareva Elena Vladimirovna

сап^а!е of pedagogical sciences Russian state pedagogical university of A.I. Herzen, St. Petersburg

Abstract. Scientists decide that emotional development is an important part of the socialization of children. Emotional training of children with hearing disabilities has great significance. Children's capability of distinguishing and perception of their emotional states develop in the course of out-of-class musical lessons. These lessons have a direct bearing on the development of social emotions - capability to feel with emotions and feelings of other people.

Key words: hearing disabilities; socialization; social emotions; development; musical lessons.

Социализация слабослышащих детей - одна из основополагающих задач коррекционной педагогики. Целый комплекс педагогических воздействий, направленных на развитие речи, освоение культуры человеческих отношений, социальных норм и форм общения призван обеспечить детям с нарушением слуха успешную адаптацию к жизни в обществе.

Существенный вклад в социализацию слабослышащих школьников могли бы внести внеклассные музыкальные занятия. Основанием для такого утверждения является не только многолетняя практика музыкально-ритмических занятий в специальных школах II вида, положительные результаты исследований музыкального восприятия детей с нарушением слуха [2; 4] но и научные данные о возможностях музыки в развитии социальных эмоций в детском возрасте - способности откликаться на чувства и настроения других людей, сопереживать, сочувствовать.

Рассматривая возможности музыки в социализации детей с нарушением слуха, мы опираемся на положения психологической науки о том, что:

1. определяющую роль в формировании социально-значимых качеств личности ребенка играет воздействие взрослых, воспитание;

2. ведущим каналом социализации ребенка является эмоционально-чувственная сфера (Л.С. Выготский, П.М. Якобсон, А.В. Торопова, Е.Н. Николаева, В.П. Анисимов и др.).

Учеными установлено, что первый социальный опыт ребенок приобретает еще в младенчестве, заражаясь и подражая эмоциям взрослого. В раннем детстве диапазон эмоциональных реакций на объекты и ситуации постепенно расширяется. Дальнейшее развитие социальных эмоций психологи связывают с формируемой в процессе общения, коллективной деятельности способностью осознавать переживаемые состояния, возникающие как реакция на ситуацию, содержательную выразительность средств воздействия (эмоциональная отзывчивость) и дифференцировать их. В.П. Анисимов отмечает, что «эмоциональная

отзывчивость выражается как способность личности к словесному определению своих состояний, эмоций, чувств, что играет важную роль в коммуникативных ситуациях, диалоговых формах общности и содействия» [4, с. 35].

П.М. Якобсон в своей работе «Чувства, их развитие и воспитание» пишет об особой роли эмоций, чувств в мотивации поведения детей. Он полагает, что часто наблюдаемая у школьников скудость эмоциональных проявлений по отношению к другим людям, жизненным ситуациям обусловлена неразвитостью эмоциональной сферы или односторонностью ее развития. Ученый считает, что одной из главных задач школьного образования является эмоциональное воспитание, что «воспитатель должен на каждом возрастном этапе находить не только те стороны в эмоциональной сфере школьника, которые успешно поддаются воздействию, но и те конкретные приемы и средства, которые ведут к целенаправленному изменению и формированию чувств» [4, с. 9]. Так же, как и другие исследователи, он полагает, что базовой основой социализации в детском возрасте является развитие эмоциональной восприимчивости (эмоциональной отзывчивости). К основным изменениям в эмоциональной сфере растущего человека, свидетельствующим о благоприятном ее развитии он относит:

- появление развитых и адекватных реакций на хорошее и плохое (в поступках и поведении окружающих, в отношениях людей, в собственных действиях);

- рост эмоциональной восприимчивости, как умения с живостью откликаться на широкий круг явлений окружающей жизни;

- рост способности к сочувствию, сопереживанию и готовности проявить это сочувствие в определенных действиях, поступках;

- овладение своим эмоциональным поведением.

На каждом возрастном этапе эти симптомы выступают с различной полнотой [4, с. 45].

Музыку называют «вторым языком», в котором запечатлены все «жизнезначимые» переживания человека. Поскольку основным содержанием музыки являются эмоции, настроения, чувства человека (Б.М. Теплов), музыкальное искусство психологи рассматривают как кратчайший путь к развитию эмоциональной сферы ребенка. В контексте рассматриваемой проблемы уместно привести выводы ученого, музыкального психолога, специалиста в области музыкальной антропологии А. В. Тороповой. Она отмечает, что «развитость, тонкость и дифферен-цированность музыкальных переживаний ведет к познанию и самопознанию человеческих чувств <...> Богатство осваиваемых в процессе музыкального образования музыкально-художественных образов, осознание их через пластические виды деятельности и через речь дают ребенку возможность более тонко распознавать собственные эмоциональные состояния, настроения и т.д., «слышать» чувства и переживания других людей, то есть развивать эмоциональный слух и эмоциональный интеллект» [3, с. 61]. «Слышание» чувств и переживаний других людей имеет непосредственное отношение к усвоению детьми культуры человеческих отношений и норм поведения - к социализации.

Приступая к экспериментальному исследованию особенностей восприятия слабослышащими детьми начальных классов эмоционального содержания музыки (музыкального образа), мы констатировали у них скудность эмоциональных проявлений в ситуации восприятия музыки. По истечении года систематических занятий в кружке музыки, в процессе которых дети слушали и исполняли большое число различных по характеру музыкальных произведений, мы получили первые положительные результаты и в развитии дифференцированного восприятия музыки, и в развитии эмоций детей. Положительной динамике способствовали используемые нами средства и методы, нацеленные на развитие у детей умения слышать и отражать в жесте, движении, цвете, слове характер музыки (пластическое, графическое, цветовое моделирование музы-

ки). Большое значение придавалось вербализации эмоциональных состояний, испытываемых в ситуации восприятия музыки, их закрепление в сознании детей. Все оттенки настроения музыки, которую школьники слышали на музыкальных занятиях, отражались в «Азбуке эмоций»: «А - активная, Б - бодрая, В - веселая, Г - грустная» и т.д. Качественные изменения в восприятии музыки, достаточный объем осознаваемых эмоций способствовали тому, что к концу второго года занятий дети практически не испытывали затруднений в вербализации эмоционального содержания музыки - распознавали, осознавали эмоциональные программы музыкальных произведений и могли выразить их в словесной форме [2, с. 14-15].

Экспериментальное исследование не преследовало цель целенаправленного развития социальных эмоций, но, поскольку музыкальное развитие неотделимо от развития эмоциональной сферы, мы получили эффект, который характеризовался положительными сдвигами в поведении слабослышащих детей. Наблюдения классных руководителей за детьми, в течение 2-х лет занимавшихся в кружке музыки, свидетельствуют, что дети стали более дружелюбными, внимательными друг к другу, и даже «интеллигентными» - так одним словом выразила учитель изменения в поведении детей.

Эффект от музыкальных занятий в плане развития социальных эмоций может быть усилен, если:

- систематически включать в содержание занятий музыкальный репертуар, воспитательной направленности, раскрывающий ценность доброго и внимательного отношения к людям, хороших поступков. Это песни: «Вежливая песенка» О. В. Власенко, «Песенка друзей» В. Герчик, «Заботливая песенка», «Угощайтесь!» В. Челнокова и др.; инструментальные пьесы: «Резвушка. Плакса. Злюка» Дм. Кабалевского, «Раскаяние» из альбома детской музыки С. Прокофьева,

«Дедушка и внук» Н. Арсеева, «Бедный сиротка» Р. Шумана и многие другие;

- широко использовать на занятиях коммуникативные танцы и игры: «Здравствуй, дружочек», «Вальс друзей» С. Коротаевой; «Веселые пары», «Приглашение» А. Бурениной и др.;

- систематически рассказывать на занятиях поучительные истории, стихотворения с подбором соответствующего музыкального репертуара;

- инсценировать музыкальные сказки - народные и современные: «Как лисенка проучили» В. Герчик (о взаимопомощи), «Таинственный гиппопотам» И. Егикова, «Страусенок Рокки» Н. Пескова (о дружбе) и др.

Полагаем, что включение в содержание музыкальных занятий репертуара воспитательной направленности будет способствовать формированию у школьников положительного эмоционального отношения к подлинно нравственным качествам и поступкам.

В заключение подчеркнем, что роль музыки как средства развития эмоциональной сферы сложно переоценить - она заключается в широком, многомерном воздействии на духовный мир личности детей, их систему отношений к другим людям, жизни в целом. Формула эмоционального воспитания музыкой проста - от осознания музыкальных эмоций к осознанию собственных чувств, к сопереживанию эмоциям и чувствам других людей.

Список использованных источников

1. Анисимов В.П. Возрастные особенности развития социальных эмоций дошкольников // Теория и методика музыкального воспитания дошкольников. Тверь, 2007. 102 с.

2. Пономарева Е.В. Развитие музыкального восприятия слабослышащих школьников начальных классов: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2004. 20 с.

3. Торопова А.В. Музыкальная психология и психология музыкального образования. М., 2008. 200 с.

4. Якобсон П.М. Чувства, их развитие и воспитание. М., 1976. 72 с.

5. Яхнина Е.З. Методика музыкально-ритмических занятий с детьми, имеющими нарушения слуха / под ред. Б.П. Пузанова. М., 2003. 272 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.