Научная статья на тему 'Особенности эмоциональной саморегуляции в деятельности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации'

Особенности эмоциональной саморегуляции в деятельности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эмоциональная саморегуляция / сотрудник органов внутренних дел / психические состояния / emotional self-regulation / internal affairs officer / mental states

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Елена Викторовна Светлакова

Рассматривается саморегуляция, ее цель и возможности в профессиональной служебной деятельности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации. Психическое состояние определяется как целостная характеристика психической деятельности за определенный период. Проанализированы приемы и методы саморегуляции, нацеленные на управление психическими состояниями в деятельности сотрудника органов внутренних дел. Дается понятие психологической саморегуляции как целенаправленной сознательно-управляемой регуляции. Выделены две группы методов психологической саморегуляции: долговременные (слоу-методы) и срочные (экспресс-методы). Описываются психические процессы/свойства/состояния, на которых основываются базовые приемы эмоциональной саморегуляции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Елена Викторовна Светлакова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of emotional self-regulation in the activities of employees of internal affairs bodies of the Russian Federation

Self-regulation, its purpose and possibilities in the professional official activity of an employee of the internal affairs bodies of the Russian Federation are considered. A mental state is defined as an integral characteristic of mental activity over a certain period. The techniques and methods of self-regulation aimed at managing mental states in the activities of an employee of the internal affairs bodies are analyzed. The concept of psychological self-regulation as purposeful consciously controlled regulation is given. Two groups of methods of psychological self-regulation are distinguished: long-term (slow methods) and urgent (express methods). The mental processes/properties/states on which the basic techniques of emotional self-regulation are based are described.

Текст научной работы на тему «Особенности эмоциональной саморегуляции в деятельности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации»

PSYCHOLOGICAL SCIENCE

Научная статья УДК 1/159.9

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2024-2-269-272 EDN: https://elibrary.ru/uuijtz

NIION: 2003-0059-2/24-035 MOSURED: 77/27-003-2024-02-234

Особенности эмоциональной саморегуляции в деятельности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации

Елена Викторовна Светланова

Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, Тюмень, Россия, Svetl akova22@m ail.ru

Аннотация. Рассматривается саморегуляция, ее цель и возможности в профессиональной служебной деятельности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации. Психическое состояние определяется как целостная характеристика психической деятельности за определенный период. Проанализированы приемы и методы саморегуляции, нацеленные на управление психическими состояниями в деятельности сотрудника органов внутренних дел. Дается понятие психологической саморегуляции как целенаправленной сознательно-управляемой регуляции. Выделены две группы методов психологической саморегуляции: долговременные (слоу-методы) и срочные (экспресс-методы). Описываются психические процессы/свойства/состояния, на которых основываются базовые приемы эмоциональной саморегуляции.

Ключевые слова: эмоциональная саморегуляция, сотрудник органов внутренних дел, психические состояния

Для цитирования: Светлакова Е. В. Особенности эмоциональной саморегуляции в деятельности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. 2024. № 2. С. 269-272. https://doi.org/ 10.24412/2073-0454-2024-2-269-272. EDN: UUIJTZ.

Original article

Features of emotional self-regulation in the activities of employees of internal affairs bodies of the Russian Federation

Elena V. Svetlakova

Tyumen Institute for Advanced Training of Employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Tyumen, Russia,

Svetl akova22@m ail.ru

Abstract. Self-regulation, its purpose and possibilities in the professional official activity of an employee of the internal affairs bodies of the Russian Federation are considered. A mental state is defined as an integral characteristic of mental activity over a certain period. The techniques and methods of self-regulation aimed at managing mental states in the activities of an employee of the internal affairs bodies are analyzed. The concept of psychological self-regulation as purposeful consciously controlled regulation is given. Two groups of methods of psychological self-regulation are distinguished: long-term (slow methods) and urgent (express methods). The mental processes/properties/states on which the basic techniques of emotional self-regulation are based are described.

Keywords: emotional self-regulation, internal affairs officer, mental states

For citation: Svetlakova E. V. Features of emotional self-regulation in the activities of employees of internal affairs bodies of the Russian Federation. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2024;(2):269-272. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2024-2-269-272. EDN: UUIJTZ.

Морально-психологическая готовность к выполнению служебных задач зависит не только от особенностей личности сотрудника, которые позволяют ему успешно адаптироваться и ориентироваться в различных, часто сложных условиях службы, но и от степени владения эффективными стратегиями совла-дания — умения управлять своим эмоциональным состоянием. Необходимость наличия развитых регулятивных механизмов в профессиональной деятельности обусловлена ее спецификой: стрессовым характером большинства профессиональных ситуаций, социальным характером служебной деятельно-

сти (для достижения ее задач нужно контактировать со специфическими категориями граждан). Такие особенности службы проявляются в множестве неопределенных, конфликтных моментов, которые требуют от сотрудника собранности, устойчивости, регулятивных умений — способности сохранять адекватность, разумность, здравость рассудка, спокойствие, уверенность в себе и своих действиях несмотря на провокационное и манипулятивное воздействие со стороны окружающих.

«Саморегуляцию» (лат. regulare — приводить в порядок, налаживать) — есть «заранее осознанное и

© Светлакова Е. В., 2024

№ 2/2024

Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

269

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

системно организованное воздействие индивида на свою психику с целью изменения ее характеристик в желаемом направлении» [1, с. 372].

Особенности службы могут провоцировать возникновение негативных эмоциональных состояний, которые затрудняют успешную профессиональную реализацию и ухудшают самочувствие сотрудника, особенно если они преобладают длительное время.

«Психическое состояние» — это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и свойств личности [2, с. 20].

Приемы и методы саморегуляции направлены на управление психическими состояниями.

«Психологическая саморегуляция» представляет собой целенаправленную сознательно-управляемую регуляцию всесторонней деятельности организма, его процессов, реакций и состояний при помощи средств (методов, приемов) психической активности [1, с. 373].

Такое самоуправление происходит в виде не рефлекторного, а осознанного реагирования на изменяющиеся, негативные явления внутриличностного характера или происходящие в окружающем пространстве. Задачи саморегуляции: «преодоление нервного возбуждения, восстановление мышечной работоспособности, регуляция самочувствия и др., а также мобилизация внутренних ресурсов к предстоящей деятельности».

Теоретической базой в изучении совладающих механизмов (регулятивных умений) выступает концепция К. П. Павлова о взаимосвязи «второй сигнальной системы» с системой рефлекторной регуляции организма, деятельность которой осуществляется неосознанно. С помощью вербальных сигналов возможно сознательное изменение некоторых психических процессов в сторону их гармонизации, приведения в продуктивное состояние: активации или релаксации психики сотрудника, в зависимости от условий и задач деятельности.

Методы саморегуляции (от греч. Methodos — система приемов какой-либо деятельности; способ действия) можно определить как различные группы приемов влияния на свою психоэмоциональную сферу с целью ее гармонизации и оптимизации.

Приемы саморегуляции находят себя в практическом использовании регуляционных методик, поз-

воляющих управлять психофизиологическими процессами организма и благодаря этому менять свое внутреннее состояние.

И те, и другие основываются на процессах самоанализа, сознательного расслабления и фиксации на таких процессах, например, как: тяжесть в теле, пульсация. Так же обычно задействованы такие процессы, как воображение, самовнушение. Во всех случаях наблюдается измененное состояние сознания.

Основные приемы эмоциональной саморегуляции основываются на следующих психических процессах/свойствах/состояниях:

♦ активное воображение;

♦ концентрация внимания;

♦ измененное состояние сознания;

♦ нейролингвистическое программирование;

♦ управление представлениями, образами, мысленное моделирование;

♦ использование релаксационных методик;

♦ рефлексирование;

♦ самовнушение.

Использование системы регуляционных методик выступает способом профилактики излишней эмоциональной нагрузки, приводящей к психическому перенапряжению, оптимизирует восстановление ресурсного состояния организма сотрудника, положительно влияет на настроение в процессе его служебной деятельности, мобилизует готовность сотрудника, к действиям в сложных или нестандартных ситуациях.

Для эффективной саморегуляции сотруднику необходимо учитывать:

♦ ситуативные характеристики происходящих в служебной деятельности событий, например, в момент экстремальной ситуации, когда жизни сотрудника угрожает опасность, не подходят техники, требующие времени, настроя, длительные по выполнению;

♦ свои индивидуальные личностные особенности: так, сотрудники, обладающие свойствами холеристи-ческого темперамента, больше склонны к эмоциональным срывам, сильнее поддаются провокационному поведению граждан, так же чаще являются инициаторами конфликтов. В связи с психофизиологическими особенностями нервной системы, некоторые методы саморегуляции малоэффективны (медитация, аутогенная тренировка) так как бездействие — мучительно. Между тем, они более других нуждаются в формировании регулятивных умений.

PSYCHOLOGICAL SCIENCE

Все методы психологической саморегуляции можно представить в виде двух групп: долговременные и срочные. «Слоу» и «экспресс» Слоу-методы (slow — англ. длительный, долговременный) Экспресс-методы (от лат. expressus — усиленный, быстрый)» [1, с. 374].

М. А. Чуносов и М. А. Таранин относят «аутотренинг, релаксационные, медитативные и дыхательные техники к «слоу»-методам. Они требуют длительного времени, подготовленности, тренировки, мотивации, настроя и особых внешних условий, как и методики нейролингвистического программирования, самогипноза и др.

К группе «экспресс» методов авторы относят «экспресс — дыхательные техники; идеомоторные техники; техники вербальной саморегуляции; техники произвольной мышечной мобилизации и релаксации», которые эффективны в экстремальных ситуациях служебной деятельности, требующих от сотрудника способности собраться, привести себя и других «в чувство», бороться и выживать.

Методы и приемы психологической эмоциональной саморегуляции можно классифицировать не только по условиям применения и времени, требуемом для их реализации, но и по степени необходимой подготовки для их использования.

Так, существуют приемы самоуправления (первая группа), не требующие подготовки и изучения, которые люди используют в повседневной жизни для совла-дания со стрессом, их можно назвать естественные, например, созерцание пейзажа; водные процедуры или просто контакт с водой, просмотр телепередач или нахождение в социальных сетях, месенджерах, прослушивание музыки, прогулки, общение с близкими и друзьями, самоуспокаивающие движения (покачивания, постукивание пальцем или ручкой по столу, рисование, прохаживание), самоуспокаивающие, самоубеждающие фразы: «Да что я переживаю, делал же уже это, и в этот раз смогу», физическая нагрузка и т. д.

Ко второй группе приемов можно отнести «специальные, не требующие психологической подготовки», такие как аромотерапия (как вдыхание приятных ароматов, запахов), цветотерапия (как созерцание приятных цветов), арттерапия (любые виды творчества), фитотерапия, дыхательная гимнастика, самомассаж, музыкотерапия (прослушивание специально подобранной музыки, вызывающей нужные состояния), танцевальная терапия (ритмичные движения под музыку) и т. д.

Третья группа представлена не приемами, а методами, требующими в применении соответствующей психологической подготовки, знаний, а иногда и профессионально-психологического сопровождения: методы с использованием визуализации (гештальт-те-рапия, НЛП), аутогенная тренировка, прогрессивная нервно-мышечная релаксация, метод Х. А. Ключ, систематическая дисенсибилизация, холотропная терапия, методы когнитивной психокоррекции и проч.

Рассматривая классификации методов эмоциональной саморегуляции можно также обозначить следующие.

1. «Временные», включают мобилизующие методы — активирующие ресурсы организма и психики, подготавливающие к сложным и энергетически-затратным видам активности.

2. «Восстанавливающие», полностью восполняют потраченные ресурсы организма во время передышки или полноценного отдыха (прогрессивная нервно-мышечная релаксация, медитативные техники, аутогенная тренировка).

3. «Психофизиологические», техники, предполагающие воздействие на психику через воздействие на тело, например, рефлексотерапия, самомассаж, лечебная физкультура.

Также О. Б. Полякова и Т. И. Бонкало описывают четыре категории методов саморегуляции, отличающиеся воздействием на определенные компоненты психики: «эмоционально-волевые методы (самоисповедь, самоубеждение, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление); мотивационные методы (непосредственные методы: прием логического мышления, аутогенная тренировка, самогипноз, библиотерапия); опосредованные методы (медитация); корректирующие методы (самоорганизация, самоутверждение, самодетерминация, самоактуализация» [3, с. 8].

Успешное овладение методами саморегуляции определяется по больше части желанием сотрудника усилить свою стрессоустойчивость, гармонизировать эмоциональное состояние. Для создания мотивации необходимо информировать о негативных последствиях стресса, экстремальных особенностей службы, и отсутствия умений управлять собой в экстремальных ситуациях службы. Следует обратить внимание сотрудников на тот факт, что употребление спиртных напитков и курение дает лишь кратковременный, незначительный, и часто, мнимый эффект эмоционального благополучия. И, несмотря на то, что пере-

№ 2 / 2024 - Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia - 271

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

численные способы снятия нервно-психического напряжения распространены и считаются легкодоступными, нужно разъяснять и демонстрировать эффективность здоровых, научно-обоснованных и практически апробированных методов, пусть и требующих подготовки, и осознанности в применении. Как показывает опыт применения методик, направленных на обучение эмоциональной саморегуляции в процессе проведения занятий по морально-психологической подготовке, наибольшие трудности сотрудников связаны с освоением таких приемов, как аутогенная тренировка и метод Х. Алиева «Ключ». При этом сотрудники не испытывают затруднений в понимании и применении на практике приемов, связанных с самовнушением, самоуспокоением, самоприказами, проявляют заинтересованность в изучении методов, основывающихся на процессе визуализации. Так же наблюдается проявление защитного механизма по типу «вытеснение психотравмирующей информации» при стрессовых воздействиях.

Обобщая вышесказанное нужно отметить, что в формировании морально-психологической готовности развитие навыков эмоциональной саморегуляции занимает одно из ведущих мест, саморегуляция важна не только для самосовладания в экстремальных ситуациях служебной деятельности, но и для сохранения благоприятного эмоционального состояния сотрудника, независимо от внешних негативных воздействий; развитие регулятивных навыков может выступать как метод профилактики подверженности негативному психологическому воздействию на сотрудника со стороны, например, граждан.

Список источников

1. Чуносов М. А., Таранин М. А. Психологическая саморегуляция как условие успешного выполнения сотрудником органов внутренних дел оперативно-служебных задач // Проблемы современного педагогического образования. Ялта, 2018. С. 371-373.

2. Левитов Н. Д. О психических состояниях человека. М., 1964.

3. Полякова О. Б., Бонкало Т. И. Основы психической саморегуляции деятельности медицинских работников: учеб.-метод. пособие для обучающихся по направлениям медицинского образования. М., 2021.

References

1. Chunosov M. A., Garanin M. A. Psychological self-regulation as a condition for successful fulfillment by an employee of the internal affairs bodies of operational and official tasks // Problems of modern pedagogical education. Yalta, 2018. Р. 371-373.

2. Levitov N. D. On human mental states. M., 1964.

3. Polyakova O. B., Bonkalo T. I. Basics of mental self-regulation of medical workers' activity: ed.-method. manual for students of medical education directions. M., 2021.

Библиографический список

1. Трофимова Т. Д. Психологическое обеспечение развития саморегуляции тревожности у сотрудников ОВД. В сб.: Наука молодых: сб. науч. ст. участников XV всерос. науч.-практ. конф. Арзамас, 2023. С. 317-319.

2. Усманова Э. М. Саморегуляция сотрудников ОВД в экстремальных ситуациях. В сб.: Человек. Общество. Культура. Социализация: мат. XVI между-нар. молодежной науч.-практ. конф. 2020. С. 58-61.

Bibliographic list

1. Trofimova T. D. Psychological support for the development of self-regulation of anxiety in police officers. In the col.: Science of the young: collection of scientific articles of the XV All-Russian scientific and practical conference. Arzamas, 2023. Р. 317-319.

2. Usmanova E. M. Self-regulation of police officers in extreme situations. In the collection: A man. Society. Culture. Socialization: mat. XVI International. youth Scientific and Practical Conference 2020. Р. 58-61.

Информация об авторе

Е. В. Светлакова — старший преподаватель Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России, кандидат психологических наук.

Information about the author

Е. V. Svetlakova — Senior Lecturer of the Tyumen Institute for Advanced Training of Employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Psychological Sciences.

Статья поступила в редакцию 21.11.2023; одобрена после рецензирования 10.01.2024; принята к публикации 22.02.2024. The article was submitted 21.11.2023; approved after reviewing 10.01.2024; accepted for publication 22.02.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.