Научная статья на тему 'Особенности эмоциональной регуляции у младенцев с церебрально-органической недостаточностью при взаимодействии с матерями'

Особенности эмоциональной регуляции у младенцев с церебрально-органической недостаточностью при взаимодействии с матерями Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
659
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ / МЛАДЕНЕЦ / СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПОВЕДЕНИЕ / СТРУКТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА / EMOTIONAL REGULATION / INFANT / SOCIAL INTERACTION / BEHAVIOR / STRUCTURAL DISORDERS OF THE BRAIN

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лорер В. В.

Представлены результаты сравнительного анализа стратегий эмоциональной регуляции у младенцев со структурными нарушениями головного мозга в 3 и 6 месяцев, описаны особенности поведенческого репертуараматерей. Показано, что поведение матери связано со стратегиями эмоциональной регуляции у младенцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMOTIONAL REGULATION IN INFANTS WITH CEREBRAL-ORGANIC DEFICIENCY IN INTERACTION WITH THEIR MOTHERS

The article presents the results of a comparative analysis of strategies of emotional regulation in infants with structural disorders of the brain at 3 and 6 months, describes the features of behavioral repertoire of mothers. It is shown that maternal behavior during mother-infant interaction is correlated with the strategies of emotional regulation in infants.

Текст научной работы на тему «Особенности эмоциональной регуляции у младенцев с церебрально-органической недостаточностью при взаимодействии с матерями»

УДК 01: 159.9.072

В. В. Лорер

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ У МЛАДЕНЦЕВ С ЦЕРЕБРАЛЬНО-ОРГАНИЧЕСКОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С МАТЕРЯМИ

Представлены результаты сравнительного анализа стратегий эмоциональной регуляции у младенцев со структурными нарушениями головного мозга в 3 и 6 месяцев, описаны особенности поведенческого репертуара матерей. Показано, что поведение матери связано со стратегиями эмоциональной регуляции у младенцев.

Ключевые слова: эмоциональная регуляция, младенец, социальное взаимодействие, поведение, структурные изменения головного мозга.

В настоящее время увеличилось число детей со структурными изменениями головного мозга. По медицинским факторам эти дети попадают в группу риска, который может усугубляться нарушением ранних отношений в системе мать-ребенок.

Социальное взаимодействие матери и ребенка в период от 3 до 6 месяцев включает в себя взаимную регуляцию уровня возбуждения, эмоционального состояния и внимания партнеров [1, 2]. С помощью выражений эмоций на лице и двигательной активности младенец сигнализирует матери о своем состоянии и потребностях. Взрослый, прочитывая это «сообщение», изменяет свое поведение, чтобы помочь ребенку в регуляции собственного состояния и достижения цели. Это способствует созданию системы аффективной коммуникации между матерью и ребенком, где эмоции выполняют функцию регулирования взаимодействия [3, 4]. В шесть месяцев общение младенца с матерью осуществляется в основном через предметы, чему сопутствует улучшение координации «глаз-рука», моторных навыков [5].

Большое количество публикаций по развитию эмоциональной регуляции у младенцев в основном касаются здоровых детей. Практически не исследованной остается область эмоционального развития детей с неврологическими нарушениями, являющимися последствиями перинатального поражения головного мозга или же врожденных пороков развития.

Целью данной работы явилось изучение особенностей эмоциональной регуляции у младенцев с церебрально-органической недостаточностью.

Для реализации цели нами были поставлены следующие задачи: сравнительный анализ стратегий эмоциональной регуляции у младенцев в возрасте 3 и 6 мес. в в ситуации взаимодействия с матерями и изучение особенностей поведенческого репертуара матерей при взаимодействии со своими детьми.

Для изучения эмоциональной регуляции в диаде было выбрано 18 пар «мать-ребенок», обследованных в возрасте 3 и 6 мес. У всех детей отмечались выраженные структурные изменения головного мозга вследствие перинатального поражения (12 чело-ввек) или врожденных пороков развития (6 человек).

Для оценки регуляторных способностей ребенка и матери быша использована «Б^П-Басе процедура», состоящая из 2 эпизодов взаимодействия матери и ребенка и 1 эпизода с «неподвижным лицом» [6]. Процедура записывалась на видеопленку. Полученные видеоматериалы анализировались путем выделения феноменов поведения детей и матерей с последующим частотным анализом.

Кодирование взаимодействия матери и ребенка проводилось с помощью методики «Мюнхенская шкала интеракционной диагностики» М. Папушек (1996) [7].

Сравнительный анализ стратегий эмоциональной регуляции у младенцев в возрасте 3 и 6 мес. по трем эпизодам взаимодействия с матерями показал, что чаще встречаются адаптивные стратегии регуляции, но они различаются в возрастных группах (рис. 1).

В возрасте трех месяцев у младенцев наиболее часто встречались такие стратегии эмоциональной регуляции, как напряженное внимание (20.0±7.3), перевозбужденное внимание (19.7±11.0) и активное внимание (12.8±7.4). Общим для этих стратегий явилось то, что для регуляции своего состояния как в ситуациях взаимодействия, так и в ситуации фрустрации дети ориентировались на мать. Их инициатива выгра-жалась в продолжительных взглядах на лицо взрослого, улыбках, вокализациях, двигательном оживлении и быша направлена на поддержание взаимодействия с матерью. На приглашения матери к диалогу дети отвечали взглядом, поворотом головы, движением рта, иногда улыбками, вокализациями. Несмотря на то, что в целом дети использовали соответствующие возрасту адаптивные стратегии эмоциональной регуляции, каждая из этих стратегий имела свои качественные отличия.

К особенностям детей с напряженныш вниманием можно отнести непрерывный зрительный контакт с матерью, напряженные брови, вертикальную складку лба, движения рта, редкие улыбки, напряженные звуки, общие движения с напряженныши кулаками. Для привлечения внимания матери и поддержания общения с ней они в основном использовали направление взгляда на мать. Эти особенности могут быть

связаны с неврологическим статусом детей, так как у всех детей отмечались повышенный мышечный тонус, двигательные нарушения, трудности в поддержании правильной позы.

Для детей с перевозбужденным вниманием было характерно быстрое пресыщение контактом. У них наблюдались частые переходы от состояния активного бодрствования к перевозбужденному состоянию или утомлению. Они поворачивались к матери при ее интенсивной стимуляции, а затем быстро отворачивались или отводили взгляд, изворачивались, улыбки сменялись раздраженным выгражением лица, появлялись всхлипывания, иногда плач. Такое поведение детей в большей степени появляется вследствие пе-рестимуляции со стороны матери.

Регуляторное поведение детей в возрасте 6 мес. отличалось не только большим количеством стратегий, которые ребенок применял для регуляции своего эмоционального состояния, но и качественными различиями внутри данной возрастной группы.

Наиболее часто встречались стратегии, связанные с изучением окружения: интерес к дистальному окружению (9.6±5.4) и интерес к проксимальному окружению (19.3±9.0). В регуляции своего состояния дети ориентировались на объекты.

I 3 мес. 16 мес.

Стратегии

Рис. 1. Частота встречаемости стратегий эмоциональной регуляции у младенцев в 3 и 6 месяцев по трем эпизодам взаимодействия с матерями.

Условные обозначения: по оси абсцисс - обозначения регуляторных стратегий (1.1 - напряженное внимание; 1.2 -активное внимание; 1.3 - пассивное внимание; 1.4 - активное внимание с фокусом на игру; 1.5 - перевозбужденное внимание; 2.1 - интерес к дистальному окружению; 2.2 - интерес к проксимальному окружению; 3.0 - ограниченность другими потребностями; 4.1 - саморегуляторное отключение; 4.2 - общая незаинтересованность; 4.3 - общая заторможенность поведения; 4.4 - активное избегание; 4.5 - общая недоступность). По оси ординат - среднее значение

В отличие от 3-месячный: младенцев, у детей в возрасте 6 мес. из всех стратегий, которые характеризуются направленностью на мать, наиболее часто встречалась стратегия «перевозбужденное внимание» (9.6±5.8).

В обеих возрастных группах часто встречались и неадаптивные стратегии, такие как «активное избегание» (18.2±4.5 - в 3 мес., 24.9±3.6 - в 6 мес.) и «саморегуляторное отключение» (21.5±11.0 - в 3 мес., 13.3±7.0 - в 6 мес.). При стратегии «активное избегание» наблюдались целенаправленные реакции избега-

ния и сопротивления контакту с матерью, отведение взгляда, иногда «демонстративным» интерес к окружению, направленная активность к установлению контакта с матерью отсутствовала. Дети, использующие стратегию «саморегуляторное отключение», быши недостаточно восприимчивы к контакту с матерью, отворачивали лицо, не вокализировали, быши пассивны, иногда прибегали к самоутешающему поведению (сосали пальцы или одежду).

Анализ поведения матерей по трем эпизодам взаимодействия с детьми показал преобладание чрезмер-но-регулирующего паттерна поведения (42.0±9.7). Результаты представлены на рис. 2.

50 40 30 20 10 0

адаптивное чрезмерная недостаточная

согласование регуляция регуляция

Рис. 2. Поведение матерей при взаимодействии со своими детьми. Условные обозначения: по оси абсцисс - паттерны материнского поведения. По оси ординат - среднее значение

В процессе взаимодействия с ребенком матери быстро и часто меняли один вид стимуляции на другой, не оставляя пауз для ребенка, очень близко приближались к ребенку. Сигналы ребенка часто игнорировались или неверно интерпретировались. Такое поведение матерей рассматривается как навязчивое (26.7±8.7).

Наличие церебрально-структурных изменений приводит к тому, что сигналы, идущие от ребенка, трудны в распознавании и интерпретации, а сам младенец бывает слишком пассивным, если взрослый не привлекает его внимание. В естественных попытках вызвать у младенца положительный аффект матери часто проводят слишком большую стимуляцию, несмотря на несоответствие своего поведения сигналам младенца, и подвергают его стрессу. Одно из объяснений такого поведения состоит в том, что матери становятся более активными для компенсации относительной неактивности младенца, чтобы сохранить некое подобие протекания взаимодействия.

Чрезмерно-регулирующее поведение матерей сохранялось при капризах ребенка (8.0±6.1). Мать быстро реагировала на сигналы перевозбуждения ребенка, переутомления, отведения взгляда, но, вместо того чтобы успокоить ребенка, она использовала стратегии отвлечения, предлагая разные виды стимуляции.

К чрезмерно регулирующему поведению матерей относится сверхзаботливое поведение (7.4±5.9). При таком взаимодействии мать дает много нежности, ласки и требует внимания к себе, несмотря на негативные сигналы ребенка или его сопротивление контакту.

При адаптивном согласовании мать чувствительна к сигналам ребенка, а взаимодействие характеризуется согласованностью по времени, темпу, интенсивности и сложности ответа и стимуляции в отношении состояния ребенка, его готовности к взаимодействию и восприятию стимуляции.

Поведение матерей с недостаточной регуляцией (25.2±9.2) характеризовалось большим расстоянием между матерью и ребенком при общении, долгими паузами в речи, тихим голосом, эмоциональной пустотой. Сигналы ребенка игнорировались или неверно интерпретировались.

Быши установлены значимые связи между регуляторным поведением матери и стратегиями регуляции у младенцев в возрасте 3 и 6 мес. Навязчивое поведение матери связано со стратегией «перевозбужденное внимание» (г=0.67, Р<0.01). Высокий уровень стимуляции, предъявляемой матерью, вызывает у ребенка беспокойство. Младенец отворачивается, улыбки сменяются раздраженным выгражением лица, появляются всхлипывания, иногда плач. Сверхзаботливое поведение матери связано с активным избеганием у ребенка (г=0.47, Р<0.05). Стратегия «активное избегание» быша обнаружена и у матерей с недостаточной регуляцией (г=0.39, Р<0.05). В первом случае своим поведением матери нарушают активность ребенка, вторгаются в его личное пространство, что вызывает у младенца реакцию избегания или сопротивления контакту. Во втором случае стратегия «активное избегание» рассматривается как механизм защиты, который сформировался вследствие невовлеченности матери, ее неотзывчивости и эмоциональной холодности.

Адаптивное согласование поведенческого репертуара матери связано с такими регуляторными стратегиями у младенцев, как «напряженное внимание» (г=0.56, Р<0.01) и интерес к «проксимальным предметам» (г=0.48, Р<0.05). При чувствительном отношении матери к состоянию ребенка, отзывчивости на его сигналы дети с церебрально-органической недостаточностью могут развивать адаптивные регуляторные стратегии, обращаться за помощью к матери или исследовать объекты.

Выводы

1. Младенцы с церебрально-органической недостаточностью при взаимодействии с матерями могут развивать адаптивные стратегии эмоциональной регуляции. Однако эти стратегии отличаются в зависимости от возраста детей. В 3 мес. младенцы для регу-

ляции своего состояния больше ориентируются на мать или другого близкого взрослого. В то время как в 6 мес. дети больше используют стратегии, связанные с переключением внимания со своего состояния на физические объекты, например рассматривают окружение, играют со своими ручками или детским креслом.

2. В обеих возрастныгс группах достаточно часто встречаются и неадаптивные стратегии эмоциональной регуляции, например «активное избегание» и «саморегуляторное отключение». Эти стратегии отражают скорее особенности взаимодействия в паре мать-ребенок, чем возрастные изменения в развитии младенцев.

3. В поведенческом репертуаре матерей при взаимодействии с детьми с церебрально-структурными изменениями преобладает чрезмерно-регулирующий паттерн поведения, который, вероятно, компенсирует пассивное поведение ребенка.

4. Чрезмерно-регулирующее навязчивое поведение матери повышает уровень возбуждения ребенка, приводит к переутомлению. Ребенок отворачивает лицо, изворачивается, улыбки сменяются раздраженным выфажением лица, появляются всхлипывания, а иногда плач. Однако при таком поведении матерей дети демонстрируют хорошие регуляторные способности, позволяющие им регулировать свое состояние.

5. В то время как при чрезмерно-регулирующем сверхзаботливом поведении матери и при недостаточной регуляции младенцы активно избегают или сопротивляются контакту с матерью. В этих случаях поведение матери не соответствует оптимальному функционированию ребенка, мать перестает быть фигурой, обеспечивающей безопасность уже на уровне организации сенсорной стимуляции.

6. При чувствительном отношении матери к состоянию ребенка, отзывчивости на его сигналы и соответствующее обучающее поведение дети с церебрально-органической недостаточностью могут развивать адаптивные регуляторные стратегии и обращаться к матери за поддержкой.

Таким образом, качество взаимодействия в паре мать-ребенок влияет на формирование стратегий эмоциональной регуляции у младенцев. Полученные данные можно использовать при составлении программы помощи матерям, воспитывающим детей с последствиями перинатального поражения головного мозга и врожденныши пороками развития.

Список литературы

1. Мухамедрахимов Р. Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001.

2. Papousek M. et al. Regulationsstorungen der fruhen Kindheit: Fruhe Risiken und Hilfen im Entwicklungskontext der Eltern-Kind-Beziehungen. Bern: Huber. 2004.

3. Tronick E. Emotions and emotional communication in infants // American Psychologist. 1989. Vol. 44. No 2.

4. Стерн Д. H. Межличностный мир ребенка: взгляд с точки зрения психоанализа и психологии развития. СПб.: Восточно-Европейский институт психоанализа, 2006.

5. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. СПб.: Питер, 2009.

— 5B —

6. Tronick E. Z., Als H., Adamson L. et al. The infants' response to entrapment between contradictory messages in face-to-face interaction. // J. of the American Academy of Child Psychiatry. 1978. Vol. 17. P. 1-13.

7. Papousek M. Die intuitive elterliche Kompetenz in der vorsprachlichen Kommunikation als Ansatz zur Diagnostik von p^verbalen Kommunikations- und Beziehungsst^ungen // Kindheit und Entwicklung. 1996. Bd. б. S. 140-146.

Лорер В. В., аспирант.

Санкт-Петербургский государственный университет.

Наб. Макарова, б, г. Санкт-Петербург, Россия, 199034.

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 29.01.2010

V V Lorer

EMOTIONAL REGULATION IN INFANTS WITH CEREBRAL-ORGANIC DEFICIENCY IN INTERACTION

WITH THEIR MOTHERS

The article presents the results of a comparative analysis of strategies of emotional regulation in infants with structural disorders of the brain at 3 and б months, describes the features of behavioral repertoire of mothers. It is shown that maternal behavior during mother-infant interaction is correlated with the strategies of emotional regulation in infants.

Key words: emotional regulation, infant, social interaction, behavior, structural disorders of the brain.

Saint-Petersburg State University.

Nab. Makarova, б, Saint-Petersburg, Russia, 199034.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.