Научная статья на тему 'Изучение взаимодействия недоношеных младенцев с матерями'

Изучение взаимодействия недоношеных младенцев с матерями Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
490
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕДОНОШЕННЫЕ МЛАДЕНЦЫ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С МАТЕРЬЮ / ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПРЕЖДЕВРЕМЕННО РОДИВШИХСЯ ДЕТЕЙ / PREMATURE INFANTS / INTERACTION WITH THE MOTHER / THE PSYCHIC DEVELOPMENT OF PREMATURELY BORN CHILDREN

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ворошнина О. Р.

Статья посвящена вопросам взаимодействия недоношенных младенцев с матерями. В отечественных исследованиях данная проблема представлена с медицинских позиций. В то же время досрочное рождение ребенка, его раннее развитие исключительно важная проблема с психологической, педагогической точки зрения. Автором статьи выявлены и описаны черты типичного поведения недоношенных младенцев в процессе взаимодействия с матерями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF PRETERM INFANT-MOTHER INTERACTION

This article is dedicated to the problems of preterm infant-mother relationship. In the Russian studies this subject is investigated from the medical perspective. However, preterm birth and development of the infants are very important psychological, pedagogical problems. The typical characteristics of preterm infants'' behavior by the interaction with their mothers are described in this article.

Текст научной работы на тему «Изучение взаимодействия недоношеных младенцев с матерями»

При исследовании уровней рефлексии получены следующие результаты. Наибольшее количество вопросов, направленных на личностное осмысление понятий было сформулировано учениками РО - 65%. В пространстве ШДК приоритеты принадлежат вопросам на установление взаимосвязи личностно-осмысленного понятия с личным опытом (56.7%). При статистической обработке данных использовали метод хЙПирсона. Результаты сравнения выявляют высоко значимые различия между тремя выборками. Сравнивая отдельно две разные выборки, были получены следующие результаты: существуют высоко достоверные различия между выборками ТО и ШДК, ШДК и РО, ТО и РО.

Изучение направлений рефлексии позволило выявить, что среди участников такой гуманитарной технологии, как ШДК преобладают такие направления рефлексии текста, как: «саморегуляция», «совершенствование себя» и «возможное будущее и последствия этого будущего».

Библиографический список

Приоритетными направлениями рефлексии текстов у школьников РО являются «саморегуляция» и «совершенствование себя».

В сравнении с вариантами направлений рефлексии текста испытуемых группы ШДК и РО, группа испытуемых ТО показала больший процент по такому направлению рефлексии текста, как «констатация фактов, практический опыт».

При статистической обработке данных методом х2 Пирсона были выявлены высоко значимые различия между тремя выборками. Сравнивая отдельно две разные выборки, были получены следующие результаты: существуют высоко достоверные различия между выборками ТО и ШДК, ТО и РО; достоверных различий между выборками ШДК и РО не обнаружено.

Проведенное эмпирическое исследование позволяет сделать вывод, что технологии РО и ШДК позволяют активизировать рефлексивные действия, что проявляется в многообразии выбора объекта, направлений и уровней рефлексии.

1. Адамский, А.И. Школа должна развивать страну // Перемены. - 2005. - № 3.

2. Семенов, И.Н. Проблема предмета и метода психологического изучения рефлексии / И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов // Исследование проблем психологии творчества. - М., 1983.

3. Козлов, Н.И. Философские сказки для обдумывающих житье, или веселая книга о свободе и нравственности. - М., 2004.

4. Щедровицкий, Г.П. Избранные труды. - М., 1995.

5. Конопкин, О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. - М., 1980.

6. Головаха, Е.И. Конструктивные функции психологии / Е.И. Головаха, А.А. Кроник // Психологический журнал. - 1989. - № 6.

Bibliography

1. Adamskiyj, A.I. Shkola dolzhna razvivatj stranu // Peremenih. - 2005. - № 3.

2. Semenov, I.N. Problema predmeta i metoda psikhologicheskogo izucheniya refleksii / I.N. Semenov, S.Yu. Stepanov // Issledovanie problem psikhologii tvorchestva. - M., 1983.

3. Kozlov, N.I. Filosofskie skazki dlya obdumihvayuthikh zhitje, ili veselaya kniga o svobode i nravstvennosti. - M., 2004.

4. Thedrovickiyj, G.P. Izbrannihe trudih. - M., 1995.

5. Konopkin, O.A. Psikhologicheskie mekhanizmih regulyacii deyateljnosti. - M., 1980.

6. Golovakha, E.I. Konstruktivnihe funkcii psikhologii / E.I. Golovakha, A.A. Kronik // Psikhologicheskiyj zhurnal. - 1989. - № 6.

Статья поступила в редакцию 12.11.13

УДК 376: 373

Voroshnina O.R. STUDY OF PRETERM INFANT-MOTHER INTERACTION. This article is dedicated to the problems of preterm infant-mother relationship. In the Russian studies this subject is investigated from the medical perspective. However, preterm birth and development of the infants are very important psychological, pedagogical problems. The typical characteristics of preterm infants' behavior by the interaction with their mothers are described in this article.

Key words: premature infants, interaction with the mother, the psychic development of prematurely born children.

О.Р. Ворошнина, канд. психол. наук, доц. ПГГПУ, г. Пермь, E-mail: Elena7107@yandex.ru

ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НЕДОНОШЕНЫХ МЛАДЕНЦЕВ С МАТЕРЯМИ

Статья посвящена вопросам взаимодействия недоношенных младенцев с матерями. В отечественных исследованиях данная проблема представлена с медицинских позиций. В то же время досрочное рождение ребенка, его раннее развитие - исключительно важная проблема с психологической, педагогической точки зрения. Автором статьи выявлены и описаны черты типичного поведения недоношенных младенцев в процессе взаимодействия с матерями.

Ключевые слова: недоношенные младенцы, взаимодействие с матерью, психическое развитие преждевременно родившихся детей.

Досрочное рождение малыша и его раннее развитие - исключительно важная проблема с психологической и педагогической точек зрения. Анализ литературы по проблеме недоношенности показывает, что в отечественных исследованиях она представлена исключительно с медицинских позиций. В этом контексте нервно-психическое развитие досрочно родившихся детей часто оценивается как благоприятное и значительно компенсированное к году либо к концу раннего возраста. Вместе с тем, анализ отдаленного развития показывает противоречивость между данными раннего (первый год жизни) и более поздних (10 - 14 лет) этапов, когда развитие уже оценивается как проблемное, тревожное, с выраженными отклонениями в эмоциональной сфере, с проблемами школьной дезадаптации и другими нарушениями. Изучение особенностей развития преж-

девременно родившихся детей позволит глубже понять проблемы обозначенной категории детей, фиксируемые в более поздние сроки их жизни и подойти к решению вопросов их профилактики и коррекции, а также более целенаправленно решать вопросы помощи семьям, имеющим «особенных» детей.

В связи с этим целью исследования являлось изучение особенностей психического развития преждевременно родившихся детей первого года жизни, затрудняющих становление и развитие эмоциональной связи ребенка и матери и осложняющих процесс функционирования системы «мать-дитя» как ключевого условия личностного развития ребенка. В задачи нашего исследования входило изучение взаимодействия недоношенных и доношенных младенцев с матерями.

Экспериментальная работа осуществлялась на базе отделения недоношенных детей, участков №3,8 поликлиники детской городской клинической больницы №13 г. Перми. Группа недоношенных детей (48 чел) - экспериментальная группа (ЭГ), группа доношенных детей (17 чел.) - контрольная группа (КГ). Дети из экспериментальной группы непосредственно после рождения и в ранний период своего развития были разлучены с матерью. Дети из контрольной группы с матерями не разлучались.

Нами выявлены паттерны типичного поведения недоношенных младенцев в процессе взаимодействия с матерями. С этой целью были выбраны три ситуации типичные для жизни детей первого года: кормление, засыпание младенца, подготовка к осмотру и осмотр ребенка врачом-педиатром в условиях поликлиники. Данные ситуации являются наиболее типичными, часто встречающимися и показывают объективную картину поведения ребенка в процессе его взаимодействия с матерью в естественных условиях (дома) с низким уровнем стресса и в эмоциоген-ных, стрессогенных ситуациях во время нахождения пары в поликлинике.

Наблюдение за поведением младенца во время кормления.

Ситуация кормления является важнейшей в жизни младенца и матери, так как именно она позволяет проследить специфику и фон настроения младенца, характер его ожиданий, связанных с удовлетворением витальной потребности, типичный паттерн поведения. Данная ситуация является самой информативной, так как позволяет оценить возможности ребенка в выражении собственных биологических и физиологических потребностей. Как отмечал И.А. Сикорский, в процессе кормления грудью матери соединены условия для совместного развития чувства, ума и воли ребенка. Во время акта еды ребенок одновременно получает впечатления от всех органов чувств. Удовольствие, какое ребенок получает от насыщения, очень рано связывает (ассоциирует) чувство приятного с видом человеческого лица [1]. Справедливости ради необходимо отметить, что эти, безусловно, правильные и мудрые слова имеют отношение к акту кормления вообще, действительно к самому значимому, интимному и ожидаемому процессу в жизни матери и ребенка, здорового и активного, развивающегося в соответствии с возрастными нормативами (типично). Вне всякого сомнения, этот процесс затруднен, является, скорее, не актом удовольствия, а достаточно тяжелой работой для всех детей, имеющих нарушения раннего развития. Характеристика, данная замечательным ученым акту кормления как акту совместного созидания, для женщины, сталкивающейся с конкретными трудностями больного ребенка, будет воплощать, пожалуй, идеальный, социально желательный, одобряемый образ, достижение которого практически невозможно вследствие «особенности» ребенка.

Обратиться с анализом к данному процессу побудила нас еще одна причина. Паттерны материнского и детского поведения складываются в течение первых четырех недель жизни младенца [2]. Специфика ухода за недоношенным ребенком заключается в достаточно позднем (на 3-4 неделях жизни новорожденного) включении матери в процесс кормления ребенка, обусловленном состоянием здоровья малыша, а также режимом работы стационаров детских больниц для недоношенных детей.

Обращает на себя внимание тот факт, что недоношенные дети в силу своей физической ослабленности, физиологической незрелости, высокой степени утомляемости, частых нарушений процесса кормления, нежелательных реакций (срыв пищевого сосредоточения, срыгивания, затруднение начала кормления, частые отвлечения во время кормления) требуют особенно внимательного отношения к организации этого процесса, а также к качеству предлагаемой им пищи. Общеизвестно, что идеальной пищей для новорожденного и младенца является грудное молоко. Однако грудное молоко к моменту выписки из стационара сохранилось у 32 матерей недоношенных детей, что составляет около 70% от общего числа женщин, участвующих в эксперименте. Дальнейшие наблюдения показали, что до 4,5 месяцев продолжали естественно вскармливать детей уже только 12 матерей, что составляет чуть более четверти (2б,0%) от общего числа матерей. В дальнейшем процент матерей, кормящих грудью до 12 месяцев, сократился до 10,8%, т.е. только 5 матерей сохранили грудное вскармливание до года. Практически все матери отмечали нежелание ребенка брать грудь, частые отказы, плач, срывы пищевого сосредоточения. В условиях наших наблюдений только 12 матерей начали достаточно рано

в условиях стационара кормить своих детей грудью (по показаниям врачей, в возрасте около 3 недель, с незначительными колебаниями в 2-3 дня). Именно этим матерям удалось сохранять грудное вскармливание достаточно долго. Режим работы отделения недоношенных детей предполагает присутствие матери в стационаре с 8 до 15 часов. В этот временной промежуток она имеет возможность три раза покормить ребенка (в 9, 12, 15 часов). Однако из обследованных нами матерей только 2 оставались на 18-часовое кормление, и лишь одна мама жила в общежитии отделения круглосуточно (несмотря на то, что у нее есть еще старший ребенок, которому на момент рождения младшего было всего 1,5 года).

В ситуациях взаимодействия матери со своим ребенком обращает на себя внимание нежелание матерей оставаться в стационаре дольше 15-часового кормления (хотя для этого созданы условия, и врачи в основном приветствуют такое поведение матери). Матери объясняют это тем, что они «все равно не нужны ребенку», что «он еще очень маленький, ничего не понимает». Интересен и тот факт, что матери часто переносят переживания ситуации кормления в стационаре на ситуацию кормления дома, особенно на первых порах по возвращении из больницы. Это проявляется в том, что предпочитаемое место кормления ребенка во время пребывания в стационаре - кроватка; бутылочка с молоком подкладывается лежащему на боку ребенку. Очень сходно, особенно на первых этапах, и поведение матери во время кормления в стационаре и дома. В стационаре время кормления ограничивается 30-40 минутами. Мать обычно находится в комнате не одна, а если медсестра и другие матери отсутствуют, то вынуждена достаточно часто отвлекаться на других детей (поправить бутылочку, дать соску, подойти к заплакавшему ребенку). Вероятно, этот стереотип поведения переносится и на домашние условия, когда мать постоянно откликается на внешние раздражители. Очень часто дома, в комнате, где мать кормит ребенка, включен телевизор, достаточно громко играет музыка, находятся посторонние люди. Акт кормления так и не становится интимным процессом, где двое настроены только друг на друга, умеют «сообщать» о своем мироощущении и понимать, расшифровывать эти сообщения.

Рассмотрим процесс достаточно типичного кормления недоношенного младенца. В качестве примера приведем протокол кормления одного из младенцев (ЭГ) в возрасте 3,5 мес.: способ кормления - естественное вскармливание грудным молоком; поза - ребенок у матери на руке, расположен неудобно для обоих, мать часто его поправляет. Ребенок проснулся, сразу заплакал. Плач сильный, немодулированный. На вопрос: «Почему ребенок плачет?», мать отвечает: «Не знаю, наверное, хочет есть». Ребенок двигательно беспокоен, хаотично двигает ручками, ножками. Мать, не глядя ему в глаза, поднимает на руки, говорит: «Будем есть». Ребенок на руках у матери не успокаивается, начинает двигаться активнее, беспокойнее. Мать обращается к экспериментатору: «Не понимаю, почему он всегда недоволен, всегда трудно начинает сосать». Начало кормления: мать засовывает сосок в рот, начинает водить им по губам ребенка, который долго не может начать сосать, так как теряет сосок. После трехкратной стимуляции ребенок включается в кормление, сосет 3 мин. Через короткий промежуток времени ребенок бросает сосок, «заходится» в плаче, двигается, срыгивает. Мать раздражается, напрягается: «Ну, что тебе не так?! Давай, кушай!». После возобновления кормления ребенок сосет 1,5 минуты, затем начинает дремать. Мать перекладывает его на большую кровать, отходит. Ребенок просыпается, «заходится» в плаче, выражая сильное двигательное беспокойство. Доминирующий аффект ребенка - сильные негативные переживания, реже - неярко выраженные отрицательные либо нейтральные. Мать поглощена своими отрицательными эмоциями, «увязает» в них, долго не может переключиться с ситуации неудачного взаимодействия. Эмоционального контакта в этих паре не наблюдается: ребенок плачет «безадресно», в плаче нет пауз для восприятия ответа матери. Наблюдения за кормлением дома позволяют утверждать, что выработанные ранее способы кормления и поведенческие проявления детей сохраняются.

Паттерны наиболее типичного поведения недоношенного младенца в ситуации кормления: трудное начало кормления, вялость, зажатость, перевозбуждение ребенка к началу кормления; напряжение ребенка при взятии его матерью на руки; ограниченность глазного контакта - не смотрит на мать, плачет, «заходится» в крике; общее двигательное беспокойство или,

наоборот, заторможенность; частые прерывания кормления вследствие усталости, перевозбуждения.

Анализ типичного поведения младенцев в процессе кормления показывает наличие значительных сложностей, испытываемых обеими сторонами, вовлеченными в процесс. Очевидно, что такое поведение младенца существенно усложняет матери установление эмоционального, тактильного, голосового, визуального контактов с ребенком, т. е. осложняет организацию полноценного взаимодействия, в котором ребенок смог бы научиться управлять поведением близкого взрослого, регулировать собственную активность, открывать собственные возможности в процессе освоения социального и предметного мира.

Наблюдение за поведением младенца в ситуации засыпания

Практически все недоношенные дети, наблюдаемые нами, имеют в анамнезе диагноз пре- и постнатальная энцефалопатия разного генеза и различной степени тяжести. По мнению невропатологов, психиатров, психологов, данное нарушение значительно часто проявляется и в виде нарушений сна [2; 3; 4]. В работе Г.В. Козловской с соавторами наряду с конституциональными факторами нарушения сна отмечаются средовые факторы преимущественно депривационного характера (недостаток синхронизирующих раздражителей: укачивания, сосания соски, пения колыбельных песенок и т.д.) и появление десинхронизирующих влияний (зуда, болей разного генеза, шума в присутствии засыпающего ребенка и т.п.). Среди факторов, обеспечивающих нарушение засыпания, выделяется дефицит внимания к ребенку в диаде «мать - дитя» в течение дня [5].

При наблюдении поведения в процессе засыпания недоношенных младенцев мы выявили некоторые особенности. В качестве примера приведем протокол ситуации засыпания одного из младенцев (ЭГ). «После кормления мальчик начал хныкать, мать положила его в кроватку, дала «пустышку», отошла к своей кровати. Ребенок возится, начинает хныкать, потом плачет. На предложение подойти к малышу мать отвечает отказом: «Нет, я всегда его так усыпляю. Пусть привыкает, а то потом вообще «гоняться» станет». Ребенок плачет навзрыд. После 10 минут плача мать подходит к малышу, берет его на руки, пытается укачивать, но ребенок уже настолько перевозбужден, что действия матери не могут успокоить его. Мать поворачивается к экспериментатору: «Видите! Он всегда так: что его бери, что не бери -все равно плачет!». Укладывает ребенка в кроватку, начинает покачивать, потряхивать. Ребенок, устав от плача, засыпает. Во сне продолжает всхлипывать, стонать. Ребенок засыпал 17 минут. Сон длился 23 минуты. Проснувшись, ребенок сразу же начал плакать. Плач жалобный, без пауз. На вопрос: «Сколько времени обычно спит малыш?» мать ответила: «Всегда так -минут 20-25».

Паттерны наиболее типичного поведения недоношенного младенца в ситуации засыпания: негативный фон настроения перед засыпанием, частый и длительный плач, хныканье, иногда - бурные аффективные реакции; легкое перевозбуждение в процессе бодрствования и в процессе подготовки ко сну; трудное и длительное засыпание, часто превышающее по длительности период сна; парадоксальные реакции на синхронизирующие раздражители, предпочтение определенных синхронизирующих раздражителей; нарушение смены и чередования фаз «кормление-бодрствование-сон», трудности выработки цикличности поведения; краткий и очень чуткий сон, не обеспечивающий полноценного отдыха и восстановления нервной системы.

Чрезвычайно важным аспектом выработки цикличности, ритмичности жизни ребенка является становление способности к предвосхищению, прогнозированию происходящих изменений, своей роли и возможностей в преобразовании ситуации. Очевидно, что устойчивое нарушение цикличности жизни приводит к задержке когнитивного и личностного развития преждевременно родившихся детей.

Ситуация подготовки к осмотру и осмотр ребенка врачом-педиатром в поликлинике

Выделенная ситуация является наиболее эмоциогенной по сравнению со всеми остальными. В этой ситуации взаимодействие матери и младенца вынужденно более опосредовано обилием людей, от которых мать крайне зависима (врач, медсестра и т.д.), обилием предметов (документы, одежда, игрушки), разнообразием процедур, совершаемых непосредственно матерью и при ее участии (одевание, раздевание, медицинские манипуляции, взаимодействие с медицинским персоналом и т.д.) и, наконец, новизной ситуации, особенно на ранних этапах развития ребенка. Объективно эта ситуация более показательна, так как позволяет увидеть мать в нестандартной ситуации и во взаимодействии с большим числом предметных и социальных стимулов. В данной ситуации можно понять, какое место занимает ребенок в жизни матери.

Ситуация наблюдения в поликлинике состоит из двух эпизодов: ожидания приема в коридоре и собственно приема врача.

Ситуация включалась в наблюдение два раза: в первом полугодии жизни ребенка (возраст 4-5 мес.) и во втором полугодии (возраст 8-9 мес.). Данные возрастные периоды были выбраны потому, что они являются наиболее информативными в плане развития взаимодействия со взрослым (начинает дифференцировать «чужих-своих») и развития моторной сферы (начинает поворачиваться, пытается садиться, вставать).

Представляем описание ситуации. Эмоциональное состояние ребенка часто негативное. Дети плачут или напрягаются, причем начинают плакать еще до посещения кабинета врача, плачут сильно, без модуляций, долго не могут успокоиться. Предпочитаемая поза: ребенок лежит на столе или «бревнышком» на коленях матери, повернут лицом от нее. Нами отмечено, что недоношенные дети очень «неудобные», они сами испытывают дискомфорт, находясь на руках у матери, не обнаруживают способности к постуральной адаптации (держатся «столбиком», не прижимаясь к матери). Характерно и визуальное поведение этих детей: если в возрасте 4-5 месяцев они смотрят на мать, особенно в ситуациях, тревожащих их (медицинские манипуляции и т.д.), то в возрасте 8-9 месяцев дети уже не смотрят на мать в ожидании поддержки или помощи. Дети мало улыбаются, также достаточно молчаливы, у них фиксировались редкие вокализации в возрасте после 8-9 мес.

Особенности развития преждевременно родившихся детей позволили нам выделить и описать синдром «дефицитарности ключевых сигналов», представленный следующим симптомоком-плексом поведенческих реакций: позднее появление улыбки как «социальной» реакции на взрослого; стертость, слабость, малое число улыбок; склонность к «затуханию» эмоциональных реакций; доминирование отрицательных эмоций в первые месяцы жизни; слабость ответных сигналов при взаимодействии со взрослым; избегание эмоционального контакта при попытках взрослого вступить во взаимодействие; увеличение напряжения, отстранение при взятии на руки; отсутствие инициации контакта со взрослым на ранних этапах развития; быстрая истощаемость, высокая утомляемость при взаимодействии со взрослым; запаздывание в появлении, бедность вокализации; отсутствие постуральной адаптации к рукам и телу взрослого.

«Особенность» недоношенного ребенка, проявляющаяся данным синдромом, на наш взгляд, осложняет «запуск» нормального материнского поведения, дезориентирует мать, делает невозможным либо крайне затрудненным взаимодействие с малышом, лишает женщину уверенности в собственных воспитательных и материнских способностях.

С учетом результатов экспериментальной работы (в том числе представленных в настоящей статье) была составлена и реализована программа психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим недоношенных детей.

Библиографический список

1. Сикорский, И.А. Душа ребенка. - Киев, 1911.

2. Барашнев, Ю.И. К генезу минимальных мозговых функций у детей / Ю.И Барашнев, А.Э. Лицев // Российский вестник перинатологии и педиатрии. - 1995. - № 6.

3. Баженова, О.В. О профилактике психической патологии в раннем возрасте / О.В Баженова, Г.В. Козловская // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. - 1993. - Т. 93. - № 3.

4. Бардышевская, М.К. Компенсаторные формы поведения у детей 3-6 лет, воспитывающихся в условиях детского дома: дис. ... канд. психол. наук. - М., 1995.

5. Козловская, Г.В. Клинико-психопатологические аспекты пограничных психических расстройств в младенчестве / Г.В. Козловская [и др.] // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. - 1991. - № 8. - Т. 91.

Bibliography

1. Sikorskiyj, I.A. Dusha rebenka. - Kiev, 1911.

2. Barashnev, Yu.I. K genezu minimaljnihkh mozgovihkh funkciyj u deteyj / Yu.I Barashnev, A.Eh. Licev // Rossiyjskiyj vestnik perinatologii i pediatrii. - 1995. - № 6.

3. Bazhenova, O.V. O profilaktike psikhicheskoyj patologii v rannem vozraste / O.V Bazhenova, G.V. Kozlovskaya // Zhurnal nevrologii i psikhiatrii im. S.S. Korsakova. - 1993. - T. 93. - № 3.

4. Bardihshevskaya, M.K. Kompensatornihe formih povedeniya u deteyj 3-6 let, vospitihvayuthikhsya v usloviyakh detskogo doma: dis. ... kand. psikhol. nauk. - M., 1995.

5. Kozlovskaya, G.V. Kliniko-psikhopatologicheskie aspektih pogranichnihkh psikhicheskikh rasstroyjstv v mladenchestve / G.V. Kozlovskaya [i dr.] // Zhurnal nevrologii i psikhiatrii im. S.S. Korsakova. - 1991. - № 8. - T. 91.

Статья поступила в редакцию 12.11.13

УДК:377.1:303.687.4+316.723

Danilova A.A. THE MODEL OF DESIGN THE BUSINESS GAMES FOR FORMING OF CORPORATE CULTURE OF STUDENTS IN THE UNIVERSITY. The article presents a model of design the business games for forming of corporate culture of students in the university. The detailed content of each functional module of this model are disclosed. Key words: business games, model of design, corporate culture of students, forming of corporate culture.

А.А. Данилова, аспирантка ЧГАКИ, г. Челябинск, E-mail: ensti1988@mail.ru

МОДЕЛЬ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДЕЛОВЫХ ИГР ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ

В статье приводится разработанная модель проектирования деловых игр для формирования корпоративной культуры студентов в вузе. Раскрывается содержание каждого функционального модуля модели.

Ключевые слова: деловые игры, модель проектирования, корпоративная культура студентов, формирование корпоративной культуры.

Для студенческой молодежи характерна субкультура со своими ценностями, традициями, нормами поведения и т.д. Субкультура проявляется в корпоративной культуре и способствует развитию такого направления, которое определяет ценностные составляющие и отношение к ним. Проблемы формирования корпоративной культуры, ее роли и влияния на деятельность человека являются актуальными в исследованиях зарубежных и отечественных ученых. Однако вопросу формирования корпоративной культуры у студентов не уделяется должного внимания, что требует усовершенствования подходов и методов формирования корпоративной культуры студентов в вузе. К тому же введение новых образовательных стандартов актуализировало проблему развития активных и интерактивных методов обучения.

Наибольшими прогностическими и технологическими возможностями в решении заявленных проблем, на наш взгляд, обладает проектирование деловых игр для формирования корпоративной культуры студентов в вузе. Деловая игра выступает как средство и метод подготовки и адаптации к профессиональной деятельности будущих специалистов, путем присвоения социальных, профессиональных, личностных культурных норм и ценностей, формирующих корпоративную культуру студентов.

На основании анализа теории и практики деловых игр (Т.И. Бочарова, А.А. Вербицкий, А.П. Панфилова, Г.С. Абрамова, В.А. Степанович, Я.С. Гинзбург, В.А. Трайнев и др.) нами была разработана модель проектирования деловых игр для формирования корпоративной культуры студентов в вузе, включающая четыре функциональных модуля: целевой, содержательный, организационно-технологический, результативно-оценочный (рис. 1) [1-6].

Целевой модуль в своем составе содержит: цель, задачи, основные подходы и принципы проектирования деловых игр для формирования корпоративной культуры.

В нашем исследовании генеральной целью проектирования деловых игр является формирование корпоративной культуры студентов в вузе. Поставленная цель определяет следующие задачи: изучить проблему проектирования деловых игр для формирования корпоративной культуры; стимулировать внедрение в педагогический процесс деловой игры; разработать основы мониторинга состояния корпоративной культуры студентов в вузе; повысить компетенцию педагогов в вопросах проектирования деловых игр для формирования корпоративной культуры; раз-

работать сценарий деловой игры для формирования корпоративной культуры студентов в вузе.

На основании теоретического анализа проектирования деловых игр по формированию корпоративной культуры студентов в вузе были определены следующие подходы:

Культурно-антропологический подход - способствует приобщению студентов к различным пластам культуры как системе ценностей и их учёт при формировании корпоративной культуры студентов в вузе.

Личностно-деятельностный подход - направлен на создание условий для развития гармоничной, нравственно совершенной, социально-активной, профессионально компетентной и саморазвивающейся личности в ходе деятельности, обусловленной деловой игрой.

Компетентностный подход - позволяет рассматривать корпоративную культуру студентов как совокупность компетенций.

Проектирование деловых игр для формирования корпоративной культуры студентов осуществлялось на основании двух групп принципов:

Принципы организации и проведения игровых занятий [3]: полное погружение участников игры в ситуацию моделируемой системы; постепенность вхождения участников в игру; равномерная нагрузка на участников игры; соревнование игровых групп; правдоподобие моделируемой ситуации; принцип учета специфики контингента участников.

Педагогические принципы: мотивационный принцип; информационно-методический принцип; определение алгоритма совместной учебно-воспитательной работы в вузе (принцип гуманизма, этической ориентации, морального выбора и т.д.);

принцип рефлексии; личностно-ориентированный характер отношений. Учет этих принципов способствует качественному проектированию деловых игр для формирования корпоративной культуры студентов в вузе.

Содержательный модуль включает в себя совокупность того, что студенты должны освоить в процессе деловой игры, или, другими словами, совокупность корпоративных компетенций, качество и уровень владения которыми позволил бы говорить о сформированной корпоративной культуре.

Для выделения максимально полного набора компетенций, мы исходили из содержания корпоративной культуры студентов. Система корпоративной культуры студентов имеет в своем со-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.