Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ И МОТИВАЦИОННОЙ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ'

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ И МОТИВАЦИОННОЙ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
72
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА / ОБУЧЕНИЕ / ШКОЛА / АДАПТАЦИЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MOTIVATIONAL SPHERE / EMOTIONAL SPHERE / EDUCATION / SCHOOL / ADAPTATION / ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Щетинская М.А.

В статье представлены результаты исследования особенностей мотивационной и эмоциональной адптации младших школьников к образовательному процессу, благодаря методике «тест-рисунок: Что мне нравится в школе?» удалось выявить уровень мотивации учебной активности детей в школе, а также их эмоциональные состояния. Данное исследование позволило определить влияние различных предметов обучения в школе на эмоциональное состояние школьника и как в целом школьная жизнь влияет на мотивационную и эмоциональную сферы младшего школьника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Щетинская М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF EMOTIONAL AND MOTIVATIONAL ADAPTATION TO SCHOOL

The article presents the results of a study of the features of the motivational and emotional sphere of younger students, thanks to the method of "test drawing: What do I like in school?"it was possible to identify the level of motivation of educational activity of children in school, as well as their emotional States. This study allowed us to determine the impact of various subjects in school on the emotional state of the student and how school life in General affects the motivational and emotional sphere of the younger student.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ И МОТИВАЦИОННОЙ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ»

159.9

Щетинская М.А. студент 4-го курса Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет»

Россия, г. Симферополь ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ И МОТИВАЦИОННОЙ

АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ Аннотация. В статье представлены результаты исследования особенностей мотивационной и эмоциональной адптации младших школьников к образовательному процессу, благодаря методике «тест -рисунок: Что мне нравится в школе?» удалось выявить уровень мотивации учебной активности детей в школе, а также их эмоциональные состояния. Данное исследование позволило определить влияние различных предметов обучения в школе на эмоциональное состояние школьника и как в целом школьная жизнь влияет на мотивационную и эмоциональную сферы младшего школьника.

Ключевые слова: мотивационная сфера, эмоциональная сфера, обучение, школа, адаптация, деятельность.

Shchetinskaya M.A.

4th year student of the State Budget educational institution of higherof education of the Republic of Crimea

"Crimean Engineering and Pedagogical University"

Simferopol

FEATURES OF EMOTIONAL AND MOTIVATIONAL ADAPTATION TO SCHOOL Annotation. The article presents the results of a study of the features of the motivational and emotional sphere of younger students, thanks to the method of "test drawing: What do I like in school?"it was possible to identify the level of motivation of educational activity of children in school, as well as their emotional States. This study allowed us to determine the impact of various subjects in school on the emotional state of the student and how school life in General affects the motivational and emotional sphere of the younger student.

Key words: motivational sphere, emotional sphere, education, school, adaptation, activity.

С поступлением в школу резко меняется эмоциональная сфера ребёнка. Проявляется чувствительность к страхам, возникает стыд за плохие отметки в школе, развиваются положительные эмоции (радость) в игре, в общении со сверстниками, формируется интерес в процессе изучения предметов. Меняется уклад жизни ребёнка, изменяются его отношения со взрослыми и сверстниками, в нём укрепляется сознание нового положения школьника.

Одним из важнейших аспектов в сфере содействия гармоничному развитию младших школьников, в том числе и развитию их эмоциональнойсферы, является правильно выстроенный педагогический процесс [1, с. 165].

Для этой цели необходимо повышение эмоционального наполнения учебныхзанятий, их привлекательности. Смена деятельности учащихся, оптимизацияпроцесса взаимодействия взрослого и ребенка на занятиях позволят увеличитьчисло положительно переживаемых эмоций, помогут снять физическое ипсихоэмоциональное напряжение школьников, приведут к повышению умственной и физической работоспособности в режиме учебного дня учащихся [3, с. 18].

Развитие интеллектуальных чувств у младших школьников связано с ростом и удовлетворением их духовных потребностей. Дети получают удовольствие - от прочитанной книги, решенной задачи. Если же в процессе умственной деятельности у школьника не возникает эмоционального отношения, то нередко это приводит к угасанию познавательных интересов, к ослаблению интеллектуальных чувств. Ученик становится безразличным к чтению, искусству, к учению вообще. Участие возникает в жизни возникнуть школьного легкой коллектива мышлению формирует него у младших удивление школьников приведут чувство повышенная коллективизма взрослого и общественной Особенности солидарности [2, с. 243].

Результаты исследования:

При анализе рисунков детей о школе мы разделили их эмоциональные состояния и уровень мотивации учебной активности детей к школе на несколько групп: высокий, средний, низкий. Полученные результаты представлены на рис.2.2.

■ Высокий ■ Средний ■ Низкий

Рис.2.2 Результаты тест-рисунка «Что мне нравится в школе?»

Таким образом, по полученным результатам данной методики, мы смогли выявить уровень школьной адаптации и эмоционального отношения к школе у младших школьников. Результаты методики показывают, что большинство выборки - 58% детей положительно настроены к школе, 32% -

имеют средний уровень адаптации к школе, но у этих детей еще преобладает игровая мотивация, они предпочитают пока что игровую деятельность, а не учебную. У 10% детей - респондентов данного класса еще недостаточный уровень эмоциональной адаптации к школе.

Для дальнейшего исследования нами была проведена беседа с 10% детей, у которой был выявлен низкий уровень школьной адаптации и эмоционального отношения к школе. При этом было предложено использовать методику «Рисунок семьи», так как это может выявить эмоциональные проблемы школьной адаптации, связанные с взаимоотношениями с семьей. Уровень самооценки и эмоционального состояния ребенка значительно зависит от домашней обстановки в семье.

Выбором данной методики стало то, что проектируя в ней свои отношения в семье, школьники могут выразить то, что им трудно бывает высказать словами. Полученные изображения отражают отношение ребенка к членам его семьи, к матерям, то, какими он их видит, и какую роль в семейной конфигурации отводит матери или отцу.

Таким образом игровая деятельность ребенка занимает значимую часть в формировании адаптации к школе и развитие эмоциональной сферы. Уровень самооценки младших школьников зависит от взаимодействия в школе с учителями и сверстниками, а в большей степени от воспитания в семье.

Использованные источники:

1. Бодалев А. А. Личность и общение: Избранные труды / А. А. Бодалев - М.: Педагогика, 2007. - 196 с.

2. Дружинин В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2007. - 368 с.

3. Карпова Г.А. Педагогическая диагностика эмоционального самочувствия школьников. Методические рекомендации. - Екатеринбург, 2003. - 35 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.