НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ
1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 (специальная статья)
2. Концепция ФГОС для обучающихся с ОВЗ.
3. Приказ Министерства образования и науки РФ № 1598 от 19.12.2014 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
4. Приказ Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19.12.2014 «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
5. Проекты адаптивных основных общеобразовательных программ (от 30.03.2015).
6. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.10.2014 г. № ВК-2270/07 «О сохранении системы специализированного коррекционного образования»
7. Письмо Министерства образования и науки РФ от 10.02.2015 № ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»
8. Рекомендации по осуществлению государственного контроля качества образования детей с ОВЗ (проект, разработанный в рамках государственного контракта от 07.08.2013 № 07.027.11.0015).
УДК (159.922.8:392.3) + 159.942.5
Е.Н. Чуева
ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ И ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕВУШЕК, СКЛОННЫХ К ОГРАНИЧИТЕЛЬНОМУ ТИПУ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ
В статье рассматривается взаимосвязь между эмоциональным состоянием, характером внутрисемейных отношений и отношением к своему телу девушек, склонных к ограничительному типу пищевого поведения.
Ключевые слова/ограничительное пищевое поведение, уровень ситуативной, личностной и семейной тревожности, внутрисемейные отношения
Thearticleconsidersthe interconnection between emotional state, the character of intra-family relationships and the attitude towards their body in girls inclinable to a restrictive food intake type of dieting behavior.
Key words: restrictive dieting behavior, level of situational, personal and family anxiety, intra-family relationships
Ye.N. Chuyeva
EMOTIONAL STATE AND INTRA-FAMILY RELATIONSHIP PECULIARITIES OF GIRLS INCLINABLE TO A RESTRICTIVE FOOD INTAKE TYPE OF DIETING BEHAVIOR
Проблема нарушения пищевого поведения за последние десятилетия приобретает глобальный масштаб, появляются новые формы и варианты поведенческих нарушений, обусловленных пищевой зависимостью, ежегодно увеличивается число лиц, попадающих в группу риска, и что самое печальное — омолаживается возраст этой группы.
начиная с 12-13 лет набирает обороты мода на ано-рексию. Они объединяются в сообщества, регистрируются в тематических группах на Интернет-сайтах, мотивируют друг друга на истощение организма, пропагандируют «эталоны красоты» и необычные способы достижения цели, не осознавая последствий данного поведения.
Все больше девушек и юношей, стремясь подогнать себя под эталон красоты, навязываемый гламурными журналами, СМИ и Интернетом, начинают голодать, прибегать кразличного рода диетам и пищевым ограничениям, не замечая, как попадают в капкан пищевой аддикции. Под видом пропаганды здорового образа жизни навязывается реклама диетических продуктов, препаратов для похудения, биологически активных добавок. Среди девушек
Одним из распространенных в последние десятилетия типов нарушения пищевого поведения стало ограничительное пищевое поведение (ОПП), в основе которого лежит убежденность в том, что при помощи специальных диет, подсчета калорий, физических нагрузок, приема специальных препаратов можно похудеть, сбросить вес до идеальной нормы. Важнейшим механизмом, провоцирующим ограничительное пищевое поведение, является же-
лание соответствовать модному на сегодняшний момент имиджу, изменить себя физически, выглядеть лучше. Другой механизм, играющий не менее значимую роль, заключается в получении удовлетворения и повышении самооценки от достижения поставленной цели, ощущении контролируемости ситуации. По мере голодания появляются признаки физического истощения. Контроль теряется, поэтому попытки окружающих повлиять на ситуацию ни к чему не приводят. Аддикты живут в воображаемом мире; у них возникает отвращение к еде, а жевательную резинку или зубную пасту, попавшую в рот во время чистки зубов, они считают достаточным количеством еды [2].
Как правило спутниками ограничительного пищевого поведения становятся страх набора веса, повышенная раздражительность, нервозность, чувство стыда, подавленное настроение. Упорная борьба с чувством голода приводит к постоянному нервному напряжению и психическому истощению («диетической депрессии») [4].
В настоящее время пищевое поведение изучается очень активно специалистами из разных областей здоровья. Питание и пища уже давно перестали быть средством удовлетворения только биологических и физиологических потребностей, они все больше имеют социальное и психологическое значение, удовлетворяя потребности в общении, признании, принадлежности к определенной социальной группе. Отдельные продукты питания могут играть роль стимула или санкций, а также использоваться как средство разрешения возникающих психологических проблем [3, 5, 6].
В последнее время интерес исследователей смещается от чисто клинических факторов нарушений пищевого поведения к социально-психологическим. Наряду с психосоматическими теориями и моделями пищевых аддикций исследуются представления о психологических предиктах нарушений пищевого поведения [1, 4, 5, 7, 10]. Среди психологических феноменов обозначают образ собственного тела, стереотипы, перфекционизм, процесс социализации, особенности психосексуального развития, акцентуации личности, особенности адаптации и построение взаимоотношений с окружающими людьми [4]. Исследования (в большей степени зарубежные), проведенные в последние десятилетия, заставили обратить внимание на психосоциальные детерминанты возникновения ОПП [5].
Среди прочих макро и микросоциальных факторов, способствующих нарушению пищевого поведения, выделяют особую роль семьи, в частности, динамику отношений между матерью и дочерью, 38
и конфликтность отношений в родительской паре [11]. Психоаналитики считают, что дефицитарность отношений в системе «дитя-мать», а также неадекватная интернализация родительских фигур на раннем этапе развития играют решающую роль в формировании деформации Я и выступают в качестве пускового механизма пищевых аддикций [4, 7]. Неудовлетворительные отношения с матерью приводят к искаженному восприятию и непринятию себя, патогенная семейная ситуация провоцирует формирование чувства вины и аутоагрессии. С. Минухин пишет о таких семьях, что «они живут «под зонтиком лживости»: псевдо близкие отношения создают отношения псевдо поддержки и зависимости, развивают взаимную внутреннюю неудовлетворенность, усиливают стремление к жертвенному соревнованию, закрепляя стойкие позиции ложного selfу всех членов семьи» (цит. по [7]).
Нарушение пищевого поведения проявляется, как правило, в подростковом возрасте. Это период разрешения новых внутренних конфликтов, сепарации и индивидуализации личности, определения своей эго-идентичности, разрешения противоречий в системе отношений «Я и другие». Успешность же преодоления этих противоречий во многом обусловлена спецификой разрешения конфликтов на предыдущих стадиях развития и закрепившимися базовыми моделями взаимодействия со значимыми другими. Несмотря на стремление к самостоятельности сфера взаимоотношений подростка с родителями на протяжении всего периода взросления остается значимой и оказывает сильное влияние на формирование его личности: его потребностно-мотивационной сферы, системы отношений к себе и окружающим. В тоже время дисфункциональность семейной системы, в которую включен ребенок, оказывает патоло-гизирующее воздействие на его развитие и выступает в качестве источника психической травматиза-ции личности, приводящего к психосоматическим заболеваниям.
Целью нашего исследования было выявление специфики восприятия внутрисемейных отношений у девушек, склонных к ограничительному типу пищевого поведения. В качестве гипотезы исследования выступило предположение о том, что девушки, склонные к ограничительному типу пищевого поведения, в большей степени, чем остальные, переживают неудовлетворённость своим телом, для них характерна высокая тревожность, обусловленная специфическими внутрисемейными взаимоотношениями.
Эмпирическую базу исследования составили 124 девушки в возрасте от 15 до 20 лет, проживающие
в городах России, Украины, Белоруссии, Молдовы и др., зарегистрированные на сайтах «Типичная анорексичка», «Я — анорексичка, и мне это нравится», а также девушки из модельных агентств, школ и учебных заведений города Петропавловска-Кам-чатского.
Отбор девушек в экспериментальную группу (ЭГ) проводился при помощи анкетирования, основной целью которого было выявление девушек, склонных к ограничительному пищевому поведению. В анкете девушек просили указать свой вес, рост, субъективную оценку собственного веса относительно нормы, желание уменьшить вес (до какого
предела) и основной мотив. Также в анкету были включены вопросы, касающиеся контроля веса, использования диет и медицинских препаратов. Часть вопросов анкеты была направлена на оценку отношения окружающих к пищевому поведению респондентов и оценку отношений с ближайшим окружением (родителями, друзьями).
Основными критериями отбора девушек в экспериментальную группу была совокупность признаков, описанных в научных исследованиях [4, 5, 9], характерных для ОПП (Таблица 1).
Таблица 1. — Показатели выраженности признака ОПП у респондентов контрольной и экспериментальной групп
Выраженность признака
Характеристики ОПП
ЭГ КГ
Отказ поддерживать массу тела на уровне минимальной нормы для данного возраста и роста снижение на 15 % и сохранение на сниженном уровне массы тела («индекс определяется соотношением веса тела в килограммах к квадрату роста в метрах») 86.9 % 3.3 %
Сильный страх перед увеличением массы тела или возможностью потолстеть, даже если вес не достигает нормы 95.2 % 3.2 %
Озабоченность контролем веса собственного тела 98.8 % 13.3 %
Искажение восприятия собственного тела или формы тела 65.5 % 6.7 %
Отказ от признания факта, что вес ниже нормы 59.5 % 0.0 %
Чрезмерная фиксация внимания на информации о средствах и способах снижения массы тела (диеты, препараты и т. д.) 89.3 % 13.3 %
Использование медицинских препаратов для достижения цели (контроля массы тела, снижения или подавления аппетита, изменения эмоционального и психофизического состояния) 67.9 % 10 %
В результате проведенного анализа ответов респондентов, испытуемые были разбиты на две группы. В первую, экспериментальную группу (ЭГ) вошли 84 девушки, по большинству параметров (не менее пяти из семи) соответствующие предрасположенности к ОПП. Большинство из них (66 %) считают свой вес «выше нормы» при индексе массы тела ниже нормы; 100 % девушек мечтают уменьшить свой вес до «идеальной» нормы (от 35 до 45 кг); 93 % девушек используют и планируют использовать специальные диеты, несмотря на то, что 47 % из них осознают вред данных диет; 52 % девушек использовали медицинские препараты с целью изменения массы тела; 58 % опрошенных используют антидепрессанты с целью изменения неудовлетворительного эмоционального состояния; 95 % получают удовольствие, когда они могут воздержаться от еды; при этом 65 % девушек скрывают от близких людей желание и стремление изменить свой
вес. В контрольную группу (КГ) вошли 30 респондентов, не соответствующих выделенным признакам склонности к ОПП.
Дальнейшее исследование проводилось нами при помощи следующих диагностических процедур: отношение к собственному телу измерялось при помощи опросника «Образ собственного тела» (О.А. Скугаревский, С.В. Сивуха) и ряда вопросов, включенных в анкету; уровень тревожности определялся при помощи методики «Оценка тревожности» (Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина); взаимоотношения внутри семьи изучались при помощи опросника «Анализ семейной тревоги» (Э.Г. Эйде-миллер, В.Ю. Юстицкис), модифицированного варианта методики «Незаконченные предложения» и ряда вопросов, включенных в анкету.
Полученные результаты обрабатывались методами математической статистики. В частности, для выявления различий между выборками нами исполь-
зовался t-критерий Стьюдента, для определения связей и степени согласованности признаков между собой — метод ранговой корреляции Пирсона.
В результате проведенного исследования было выявлено, что доминирующую роль в появлении желания изменить свой вес, по мнению девушек из ЭГ, сыграли «фотографии красивых девушек в купальниках» (10 %), «мнение окружающих» (10 %), «неудовлетворенность своим телом, комплексы и неуверенность в себе» (28 %), «пример подруг» (20 %), «родители» (14 %), «представление о красоте и идеале» (16 %), «насмешки сверстников» (9 %), «Интернет и другие худые девушки», «глянцевые журналы» и «группа анорексичек» в социальных сетях (10 %).
Большая часть девушек из ЭГ (67 %) уверенна, что изменение массы тела повлияет на изменение межличностных отношений и отношение к себе.
Они считают, что отношения с окружающими изменятся: «в лучшую сторону», «уйдут комплексы», «станет легче общаться», «меня перестанут считать некрасивой», «начну себя уважать», «мной будут восхищаться», «уверенность в себе», «начнут уважать», «стану привлекательной», «появится больше друзей», «в худшую сторону», «стану менее злой», «к худым лучше относятся, толстые же всех раздражают». 33 % считают, что отношения «никак» не изменятся.
Сравнительный анализ результатов полученных при помощи методики «Опросник образа тела» показал достоверно значимые различия (при р < 0,001) в восприятии образа собственного тела у респондентов разных групп (Таблица 2).
Таблица 2. — Показатели средних значений по шкалам методики «Образ собственного тела» (О.А. Ску-гаревский, С.В. Сивуха) у респондентов экспериментальной и контрольной групп
Среднее значение
Шкалы taMn
ЭГ КГ
Неудовлетворенность телом 8,86 5,83 8 52****
: —p <0,10 (1,658); **—p <0,5 (1,980); ***—p <0,01(2,617); ****—p <0,001(3,373)
Девушки экспериментальной группы характеризуются высоким уровнем неудовлетворенности собственным телом и его частями, они испытывают негативные эмоции по поводу своей внешности, переживают чувство неловкости при оценке их тела со стороны окружающих, испытывают беспокойство и чувство вины в связи со своим весом.
Девушки из контрольной группы более адекватно относятся к восприятию собственного тела и оценке его со стороны окружающих.
Таблица 3. — Показатели средних значений по шкалам методики «Оценка тревожности» (Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина) у респондентов экспериментальной и контрольной групп
Шкалы Среднее значение taMn
ЭГ КГ
Ситуативная тревожность 55,59 33,7 12 78****
Личностная тревожность 57,97 39,46 11 13****
* —p <0,10 (1,658); **—p <0,5 (1,980); ***—p <0,01(2,617); ****—p <0,001(3,373)
Сравнительный анализ показателей средних значений уровня ситуативной и личностной тревожности позволил выявить достоверно значимые различия (при р < 0,001) между эмоциональным состоянием респондентов экспериментальной и контрольной групп (Таблица 3).
Полученные результаты могут свидетельство- вожности. Высокий уровень личностной тревожно-
вать о том, что общее эмоциональное состояние сти респонденток говорит о том, что восприятие
девушек экспериментальной группы характеризует- окружающих стимулов расценивается ими как опас-
ся высоким уровнем ситуативной и личностной тре- ные, угрожающие их самооценке и самоуважению.
ПСИХОЛОГИЯ Особенности Ситуативная тревожность свидетельствует о высоком уровне напряжения, беспокойстве, озабоченности. Эмоциональное состояние, связанное с различными ситуациями, требующими самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей, характеризуется негативными эмоциональными переживаниями.
У девушек контрольной группы уровень тревожности выражен в значительно меньшей степени и находится в диапазоне средней нормы.
Анализируя ответы респондентов на вопросы анкеты об оценке их отношений с матерью и отцом, мы выявили, что большинство девушек из экспериментальной группы отмечает сложный характер внутрисемейных отношений. Практически все испытуемые описывают противоречивые отношения с одним из родителей (при позитивных отношениях с матерью негативные отношения с отцом либо наоборот). Негативно оценивают отношения с матерью 53 % девушек, воспринимая их как «сложные, тяжелые, недружественные; раздраженные, тусклые, напряженные, странные, натянутые, плохие, резкие, непостоянные, странные, плохие, грубые, отдаленные, напряженные, серые, без доверия, от-
эмоционального состояния и внутрисемейных отношений... Е.Н. Чуева
даленные, грустные, скрытные, редкие, натянутые, скомканные, далекие, непонимающие, прохладные; холодные, не общаюсь с ней, натянутые, неуравновешенные». При этом 37 % девушек положительно отзываются об отцах, считают, что отношения с ним «хорошие, замечательные, поддерживающие, понимающие, теплые, чересчур заботливые, родные, добрые, основанные на доверии». Оценивая положительные отношения с матерью, 33 % девушек описывает их как «обычные, удовлетворительные, поддерживающие, чересчур заботливые, нейтральные, спокойные, уравновешенные, теплые, доверительные», при этом 54 % девушек ЭГ отношения с отцом расценивают как негативные: «напряженные, тяжелые, недоверительные, противоречивые, непонимающие, сдержанные, строгие, грубые, холодные, враждебные, не общаемся, никакие, ужасные, короткие, странные, пассивные, скучные, холодные».
Анализ результатов, полученных при помощи методики «Анализ семейной тревоги», выявил наличие высоких показателей чувства вины у респондентов экспериментальной группы (Таблица 4).
Таблица 4. — Показатели средних значений по шкалам методики «Анализ семейной тревоги» у респондентов экспериментальной и контрольной групп
Среднее значение
Шкалы Ьмп
ЭГ КГ
Чувство вины в семье 4,48 0,6 17 04****
Тревога 5,10 0,93 16,85****
Нервно-психическое напряжение 5,09 1,16 14 04****
Интегральный показатель 14,69 2,7 19 82****
* —p <0,10 (1,658); **—p <0,5 (1,980); ***—p <0,01(2,617); ****—p <0,001(3,373)
Из Таблицы 4 видно, что для девушек, склонных к ОПП, характерен высокий уровень семейной тревоги и нервно-психического напряжения. Они испытывают чувство вины, считают, что несут ответственность за все отрицательное, что происходит в семье, но так как они не знают, как выйти из этой ситуации, у них возникает ощущение беспомощности и неспособности вмешаться в ход событий в семье, направить его в нужное русло.
Сравнительный анализ количественных показателей, полученных при помощи методики «Незаконченные предложения», показал достоверно значимые различия (при р < 0,001) по всем шкалам методики (Таблица5).
Таблица 5. — Показатели средних значений по шкалам методики «Незаконченные предложения» у респондентов экспериментальной и контрольной групп
Шкалы Среднее значение
ЭГ КГ tэмп
Отношение к отцу 1,53 1,06 3,66****
Отношение к себе 1,65 1,06 6 94****
Нереализованные возможности 1,52 1,03 5 16****
Отношение к будущему 1,57 1 10 04****
Страхи и опасения 1,92 1,16 10 19****
Отношение к друзьям 1,54 1,03 7 76****
Отношение к прошлому 1,48 1,03 6,63****
Отношение к лицам противоположного пола 1,55 0,96 8 69****
Отношение к семье 1,51 1,03 6 98****
Отношение к матери 1,54 1 8 83****
Чувство вины 1,89 1,06 14 38****
* —p <0,10 (1,658); **—p <0,5 (1,980); ***—p <0,01(2,617); ****—p <0,001(3,373)
Для девушек экспериментальной группы характерен высокий уровень чувства вины, страхи и опасения, как правило, связанные с изменением массы тела, одиночеством, страх перед едой. У них наблюдается более негативное отношение к будущему и прошлому, непринятие себя, сложные отношения с матерью и отцом, что свидетельствует о неблагоприятном общем эмоциональном семейном фоне. Девушки переживают сложные отношения с друзьями и с противоположным полом.
Для девушек из контрольной группы характерны положительные отношения с родителями, они при-
Таблица 6. — Примеры ответов респондентов экс
«Неоконченное предложение»
нимают себя, относятся положительно к своему будущему, имеют мечты. Их страхи и опасения больше связаны с учебной деятельностью, с планами в семейных отношениях, тогда как у девушек из экспериментальной группы, самая главная цель в жизни быть идеальными и избавиться от «лишнего» веса.
Качественный анализ ответов респондентов позволил выявить существенные различия в ответах респондентов экспериментальной и контрольной групп (Таблица 6).
нтальной и контрольной групп на вопросы методики
Вопрос Ответы ЭГ Ответы КГ
Думаю, что я достаточно способна, чтобы... похудеть; меньше есть; побороть свои недостатки; быть счастливой; стать идеальной; вытащить себя из душевного дна; полностью отказаться от еды; сидеть на диете; осуществить свои идеи; перестать приносить окружающим проблемы... воплотить мечты в реальность; создать семью; хорошо учиться; добиться всех целей.
Я всегда хотела... похудеть; быть худой; стать анорексичкой; быть стройной; добиться цели; быть счастливой; нравится себе; иметь тело, как у худой модели; добиться высот; быть худой; стать лучше; увидеть мир; быть особенной; полюбить себя; быть нужной; перестать быть обузой для других. чтоб у меня все было хорошо; стать женой; быть счастливой.
Будущее кажется мне... ужасным; неопределенным; несчастным; пугающим, странным; неизвестным; непонятным; скучным; серым; опасным; туманным; мрачным; неполным; страшным; отсутствующим. светлым, перспективным, ясным, захватывающим, счастливым, интересным, радужным, загадкой; сложным;.
Продолжение табл. 6
Вопрос Ответы ЭГ Ответы КГ
Наступит день, когда... я умру; я стану идеальной; я стану худой; я не буду стесняться своего тела; я обрадуюсь, посмотрев в зеркала; я спрыгну с крыши; наконец стану счастливой; все изменится; все наладится; у меня будет идеальная фигура. закончу школу, выйду замуж, появиться семья; я буду женой и мамой.
Если все против меня, то... то и я против себя; то это правильно; то я плачу; то я сама по себе; это не удивляет, так почти всегда; я и одна справлюсь; я сама виновата; я замыкаюсь в себе; я чувствую себя виноватой; и я тоже; это правильно; я против себя. я против всех; то и пусть; то я них не обращаю внимания; я мало улыбаюсь.
Я могла бы быть очень счастливой, если бы... моя семья была нормальной; я перестала бояться еды; похудела; была худой; если была бы здоровой; стала идеальной; не связалась с худобой; не моя семья; мне стерли память; я похудела; имела нормальную семью; моя мать меня хвалила; если бы сама выбирала свое будущее, а не родители. сбылась моя мечта; я уже счастлива; я и так счастлива.
Когда я была ребенком, моя семья... меня часто наказывала; меня любила; часто скандалила; уделяла мне мало внимания; любила меня; часто шутила надо мной; относилась ко мне лучше; часто ссорилась; часто ругала меня; была счастливой; часто ругалась; распалась; была более доброжелательна ко мне; делала вид, что все в порядке; не очень любила меня... заботилась обо мне; была самая дружная; меня сильно баловала; была счастливая; была очень рада, что они взяли меня в семью; носила меня на руках;
По сравнению с большинством других моя семья... ненормальная, неполноценная, неправильная, такая же, не может найти взаимопонимания, нормальная, не дружная, не совсем правильная, далека от идеала, агрессивная; не очень общительная; не самая счастливая; трагичная; слишком странная; необычная, со сложными отношениями; живет порознь; слишком ненавидит окружающих; самая лучшая, хорошая, счастливая, не полная; крепкая; самая дружная, всегда поможем друг другу;
Моя семья обращается со мной как с. грязью; половым ковриком; со старой бабкой, которую никто не любит; рабом; чужим; с маленькой; игрушкой, над которой можно посмеяться; предметом; ребенком, который не оправдал их ожидания; мальчиком; игрушкой; прислугой; человеком, который обязан воплотить их несбыточные мечты. маленькой; нормальной взрослой девочкой; самостоятельной девушкой;
Думаю, что мой отец редко... понимает меня; со мной разговаривает; обращает на меня внимание; бывает добрым; видится со мной; проявляет заботу обо мне; интересуется мной; общается со мной; бывает искренним; заботится обо мне; думает о моих чувствах; хвалит меня; гордится мной; хочет со мной видится; меня обнимает; обращает на меня внимание. злится; бывает грустным; ругает меня; говорит со мной; обижается на меня; отдыхает; забывает обо мне; понимает меня; уделяет время для разговоров;
Моя мать и я враги; абсолютно разные; имеем разные ценности; не понимаем друг друга; не очень ладим; находимся в плохих отношениях; никогда не любили друг друга; редко общаемся нормально; любим друг друга, но почему-то это не говорим; нечто несовместимое; то друзья-товарищи, то заклятые враги; представляем счастье по-разному; находимся в неуравновешенных отношениях; Как две подружки, болтаем на любые темы; мало разговариваем; незаменимые подруги; близкие подруги; лучшие подруги;
Моя мать... не любит меня; не хотела меня рожать; не понимает меня; не самая лучшая подруга; поднимает истерику по каждому поводу; старомодна; сильно меня опекает; не слушает меня; психически больной человек, злая; безразлична ко мне; бросила меня; ужасна; не понимает меня; не такой уж хороший человек; часто врет мне и моим близким; не хотела меня рожать; бесит меня; меня недооценивает; с детства меня не любит; меня бросила; ненавидит меня; она ушла, когда мне было 9 лет . И я подруги, красивая, умная, добрая; очень добрая ко мне; самая клевая; понимаем друг друга; самая лучшая в мире;
Окончание табл. 6
Вопрос Ответы ЭГ Ответы КГ
Я люблю свою мать, но... она не любит меня; она не понимает меня; она никогда не поймет; ненавижу её, она истеричка; она раздражает меня; мы с ней разные; она слишком категорична, мы с ней часто ссоримся; я больше не хочу ее видеть и слышать; она не знает мои секреты; я хочу от нее больше понимания; она думает только о себе, также как и мой отец; у нас отношения не ладятся; она не приложила для этого никаких усилий; она считает правильным только свое мнение; не хочу с ней общаться; в последнее время стала ее ненавидеть; она слишком давит на меня; я ей не нужна; с ней очень тяжело; иногда она невыносима; она меня нет; она злая; она много раз меня подводила; получаю мало ласки; она не мой идеал; это не взаимно; не могу ее простить; она слишком заносчива, истерична и упертая; боюсь ее; она заботится только о моем образовании... Никаких но, иногда мы ссоримся; очень сильно; иногда она может быть несправедлива; она самая любимая; иногда она меня огорчает; нужно давать себе отдых на расстоянии; и она меня очень любит; без но .
Самое худшее, что случилось совершить, это резать вены; самоистязание; порезать свою кожу; узнать, что такое анорексия; порезать руку лезвием; стать такой, какая я сейчас — депрессивной и грустной; связаться с плохими людьми; напиться; украсть; довериться людям; начать пить различные средства для похудения и вызывать рвоту; рассказать всем про мое похудение; это вся моя жизнь; попытка самоубийства; попытки суицида; снова поверить своим родным; начать худеть, будучи худой; потолстеть; попытка самоубийства; вызывать рвоту, чтобы похудеть; стать зависимой от еды; резать руку лезвием; сорваться после голодовки — булимия; попытка убить себя; признаться в своей проблеме с похудением; врать. пока ничего; солгать бабушке; врать; грубить родителям; напиться на выпускной; ослушаться родителей;
Как видно из ответов испытуемых, приведенных в Таблице 6, высказывания девушек из экспериментальной группы отличаются пессимистичной окраской: будущее видится им в большей степени «серым», «мрачным», «неопределенным»; основным желанием для них является изменение своей массы тела; возможность стать счастливыми для них связана с принятием своего тела, и, главное, с изменением отношений в семье. Показательными в ответах респонденов является оценки внутрисемейных отношений в целом и отношений с матерью и отцом в отдельности.
Большинство девушек семейную ситуацию в настоящий момент оценивают как неблагополучную, конфликтную, «ненормальную», переживают дефицит положительного отношение к себе со стороны семьи. Многие девушки (46 %) воспитываются в неполной семье, вспоминают детство как более эмоционально комфортное, но большинство отмечает конфликтность отношений и в детстве.
Анализируя характер отношений девушек с отцом, можно увидеть, что большинство из них переживают дефицит внимания, заботы, понимания, участия отца в их жизни. Отношения с матерью, для подавляющего большинства респонденток, носят
ярко выраженный конфликтно-агрессивный характер. Девушки отмечают непонимание, отсутствие любви и ласки со стороны матери, авторитарность, непоследовательность, неадекватность, враждебность в ее поведении.
Достаточно часто в ответах девушек из экспериментальной группы звучат суицидальные мысли, связанные с их прошлыми поступками или направленные на будущее: «когда-то я вскрыла вены», «надеюсь на смерть», «наступит день, когда я умру», «самой большой ошибкой было появиться на этот свет», «наступит день, когда я спрыгну с крыши», «сделала бы все, чтобы забыть как резала все тело», «люди, с которыми я работаю, хотят моей смерти», «моим скрытым желанием в жизни является выпрыгнуть из окна», «думаю я достаточно способна, чтобы совершить суицид», «моей самой большой ошибкой было мое рождение». Многие из них сожалеют о совершенных суицидальных и па-расуицидальных поступках. Часто в ответах девушек звучит сожаление о пищевой зависимости.
Результаты корреляционного анализа позволили выявить достоверно значимые прямые взаимосвязи между показателями семейной тревоги и неудовлетворенностью телом, ситуативной и личностной
тревожностью, а также между неудовлетворенно- тревожности (таблица 7).
стью телом и уровнем ситуативной и личностной
Таблица 7. — Результаты значимых корреляционных связей между показателями шкал методик «Анализ семейной тревоги», «Неудовлетворенность телом» и «Оценка тревожности» респондентов ЭГ
Шкалы опросника «Анализ семейной тревоги» Личностная тревожность Ситуативная тревожность Неудовлетворенность телом
Чувство вины в семье 0,220** 0,626****
Тревога 0 664****
Нервно-психическое напряжение 0,258** 0,240** 0,680****
Интегральный показатель семейной тревоги 0,253** 0,216* 0 717****
Неудовлетворенность телом 0,501**** 0,585****
**— p <0,5 (r=0,220);***p <0,01(r=0,286); ****p <0,001(r=0,361)
Опираясь на полученные результаты, можно констатировать, что неудовлетворенность телом девушек с ОПП повышается в соответствии с усилением нервно-психического напряжения и чувства вины в семье, с увеличением уровня семейной, личностной и ситуативной тревоги.
Таким образом, полученные в результате исследования данные позволяют сделать нам следующие выводы:
- девушки, склонные к ограничительному пищевому поведению, отличаются выраженной неудовлетворенностью собственным телом; доминирующим мотивом их поведения является изменение неудовлетворяющего их телесного состояния; для них характерно ярко выраженное контролирующее пищевое поведение, озабоченность поддержанием
массы тела в нужных границах; достижение результата доставляет им временное удовольствие;
- эмоциональное состояние девушек экспериментальной группы характеризуется высоким уровнем тревожности, связанной не только с конкретными ситуациями, а проявляющимся как личностная особенность; для них характерны депрессивные переживания, суицидальные мысли, чувство вины, неверие в собственные силы и негативная установка на будущее.
В ходе исследовании мы подтвердили наличие тесной взаимосвязи между неудовлетворенностью своим телом и высоким уровнем тревожности, между неудовлетворенностью телом и чувством вины и неблагоприятной эмоциональной ситуацией в семье.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИИ СПИСОК
1. Балакирева Е.Е. Нервная анорексия у детей и подростков (клиника, диагностика, патогенез, терапия): обзор литературы // Психиатрия. — 2005. — № 4. — С. 44-55.
2. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Социодинамическая психиатрия. — М.: Академический проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
3. Менделевич В.Д. Поведенческие расстройства или девиации поведения? // Психиатрия и психофармакотерапия. — 2000. — № 6. — С. 16-20.
4. Малкина-Пых И.Г. Терапия пищевого поведения: справочник практического психолога. — М.: Эксмо, 2005.
5. Нардонэ Дж. В плену у еды: краткосрочная стратегическая терапия при нарушениях пищевого поведения: булимия, анорексия, vomiting (вызванная рвота). — М.: Эксмо, 2010. — 288 с.
6. Пезешкиан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия, 2-е издание. — М.: Институт позитивной психотерапии, 2010. — 183 с.
7. Парамонова А.А. Нарушения питания у детей и подростков — искажение объектных отношений в семье // Журнал практического психолога. — 2014. — № 5. — С. 140-148.
8. Пономарева Л.Г. Современные представления о расстройствах пищевого поведения // Молодой ученый. — 2010. — № 10. — С. 274-276.
9. Скугаревский О.А. Классификационные критерии нарушений пищевого поведения и сопряженные поведенческие проявления// Психотерапия и клиническая психология. — 2003. — № 2 (7). — С. 25-29.
10. Скугаревский О.А., Сивуха С.В. Образ собственного тела: разработка инструмента для оценки // Психологический журнал. — 2006. — № 2.
11. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. — СПб.: Питер, 2008.